«три пальмы» анализ стихотворения лермонтова

ЛИТЕРАТУРА

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

«Три пальмы» — одна из лучших баллад Лермонтова, проникнутых глубоким философским смыслом. Поэт нарисовал в стихотворении необычную эпическую картину: кругом пески, палит жаркое солнце, в воздухе стоит зной, нигде нет никакой растительности, кроме одиноко стоящих среди пустыни трёх пальм у сохранившегося оазиса. Однако пальмам в пустыне одиноко. Их красота никому не видна и никому не нужна.

Они, как им кажется, бесполезно живут в голой пустыне, давно и напрасно ждут путников, которых им хочется напоить студёными струями и ласково обвеять листами, дав прохладу и отдых после долгого и изнурительного пути. Пальмы, недовольные своей судьбой, стали роптать на Бога. И Бог внял их мольбам и их ропоту. Неожиданно к пальмам подошёл богатый караван, который живописно изображён Лермонтовым. Казалось бы, сбылась мечта трёх пальм: к ним пришли люди, утолили жажду, отдохнули в тени под сенью их листьев. Но путники повели себя как злые и неблагодарные существа. Они срубили пальмы и сожгли. С гибелью пальм исчез и «гремучий ключ», засыпанный раскалённым песком. Теперь уже никто не напоит путников, и им негде будет отдохнуть после трудной дороги по пустыне. Вот и весь сюжет.

В эту картину Лермонтов внёс пронзительную личную мысль, соединив эпическое изображение с лирическим его выражением. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись даже к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Оказывается, никто не требовал от пальм участия, никто не надеялся на их сочувствие. Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Между людьми и природой, которая открывает им красоту и богатства, разорваны глубокие внутренние связи.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и сыпучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать1:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса2 вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван;
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом;
Напрасно Пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Вопросы и задания

  1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?
  2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?
  3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

1 Роптать — выражать недовольство.

2 Фарис — по-арабски: всадник, витязь.

Лермонтов, Три пальмы. Какова основная мысль этого произведения?

Исследователи определяют жанр стихотворе­ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та­ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

В стихотворении «Три пальмы», на­званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер­ты балладного жанра. Это суровая муже­ственность сюжета, его острая конфликт­ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком­позиционных форм, ритмическая органи­зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило­софские и общественно-исторические про­блемы. Все эти признаки имеются в сти­хотворении «Три пальмы».

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Для внутреннего мира Лермонтова ха­рактерно ощущение грядущей человече­ской катастрофы. В балладе «Три паль­ мы» мы находим ситуации, сходные с те­ми, что возникают в «Демоне», <<�Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры­тая миру, встречает на своем пути озлоб­ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу­ществления своей мечты, гибнут жерт­вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж­дущих послужить людям, принести поль­зу человечеству. Кажущееся осуществле­ние мечты делает конечный исход еще бо­лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч­но и грустно…».

Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име­ет символический социально-философс­кий смысл.

Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со­циально-философский смысл такого композицион­ного приема?. С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации

Радую­щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо­лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на­строение поэта, удрученное чувство оста­ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле­ния — скорбь о том, что человек стал ви­новником катастрофы, которая опреде­ленно может погубить и его

С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую­щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо­лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на­строение поэта, удрученное чувство оста­ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле­ния — скорбь о том, что человек стал ви­новником катастрофы, которая опреде­ленно может погубить и его.

Лермонтов, Три пальмы. Какова основная мысль этого произведения?

4.3 (85.71%) 21 votes

На этой странице искали :

  • основная мысль стихотворения три пальмы
  • лермонтов три пальмы анализ
  • жанр стихотворения три пальмы
  • исследователи определяют жанр стихотворения три пальмы как балладу
  • главная мысль стихотворения три пальмы

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Смысл названия

Название баллады «Три пальмы» несет важную смысловую нагрузку в первую очередь по причине указания на число пальм. Учитывая то, что баллада имеет религиозный подтекст, число «три» может отсылать читателей к библейским мотивам. Вполне возможно и то, что три пальмы – это три составляющие души человека: чувства, разум и воля.

Озаглавив свое стихотворение таким образом, автор определил, кто в произведении является главным героем и кому он сочувствует. Его симпатии принадлежат пальмам, даже несмотря на их ропот в сторону «неба», а все потому, что он видит в них отражение собственного внутреннего мира. Любой человек, так же, как и пальмы в данном стихотворении, может ошибаться и расплачиваться за свои ошибки.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских «Подражаний Корану». Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Ответы

первое отродье было золотое: без бича и побуждения,

медный — по серебряной быстро наступила,

последняя порода — железная.

золото, медь, серебро и железо. овидий классифицирует четыре поколения людей, употребляя названия четырех металлов.

знаменитости.. многие думают: «как прекрасно являться одним из них, купиться в лучах славы и восхищения, быть любимцем публики! » но многие и не подозревают, что быть знаменитостью — нелегкая доля, способные выдержать не все люди. еще бы, основными недостатками приобретения всеобщеизвестной славы являются: проблемы со здоровьем — да да, это действительно так! постоянные стрессы, работа, энергоинформационное воздействие публики на любимого артиста — все это сильно воздействует на имунную систему организма человека; никакой времени на личную жизнь — естественно, работа, работа и еще раз работа, тут уж не до романов, бывают конечно это основные недостатки быть знаменитым. но есть и преимущества, и их немало! а именно: богатство — первое, это, конечно же, деньги! зарплата у знаменитостей колеблется в больших цифрах, в десятки, а то и сотни раз больше зарплаты среднестатистического работника; слава — сама известность также является преимуществом, недаром имеется выражение «купаться в лучах славы». это основные преимущества знаменитости.

потому что , бажов хотел рассказать не о даниле-мастере, а про каменный цветок хозяйки медной горы , который понять ему, в чем заключается истинная сила мастерства.

снова бой,стоит солдат,снова в строи , вперед комбат ,пришла война , бесстрашно к людям , и никогда мы не забудем , о природе , те тропинки ,тех ,и те снежинки что летят , и словно теплым покрывалом точно пух оно упало на нас вдруг .

Анализ №1 стихотворения Лермонтова «Три пальмы» 6 класс

Данная работа появилась на свет в 1838 году и относится в жанру баллады. Как известно в балладах обычно содержался особый философский смысл. Главные герои-три пальмы, они находятся в аравийской пустыне, где еще ни разу не бывал человек. Вокруг их окружает ручей, который привнес в жизнь окружающей среды волшебство, спас всё живое от палящих солнечных лучей.

Данное стихотворение таит в себе несколько тематик. Одной из них является взаимодействие между человеком и природой. Лермонтов четко отметил тот факт, что люди часто не ценят то, что находится вокруг и портят красоту своим пренебрегающим отношением. Философия трех пальм состоит в религиозном характере, за основу взято библейское представление о происходящих процессах мироздания. Лермонтов уверен, что Бог может дать всё, что попросишь. Но другой стороной является вопрос, а будет ли счастлив человек с тем, что он получит. Поэтому так же можно выделить тему гордыни в стихотворении, ведь это качество преследует многих.

Данная баллада вмещает в себя 10 строф, по шесть строк, написана четырехстопным амфибрахием. Отдельно можно выделить острую конфликтность сюжета, четкую композицию, насыщенность и яркие образы. Много было использовано эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!”.

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

Композиция и жанр

Стихотворение по жанру представляет собой глубокую лирическую балладу, написанную в традициях восточной притчи. Основные черты данного жанра, которые можно найти в тексте — экзотическая обстановка, на фоне которой разворачивается действие. Кроме того, это свойственная романтизму идея бунта против существующего порядка, стремление к достижению идеала. Сам сюжет был взят Лермонтовым из восточной легенды и переосмыслен.

В композиции текста можно выделить несколько структурных частей:

  1. Описание мирной жизни пальм. Здесь царит гармония, образы очень поэтичные, красивые, у читателя не возникает негативных мыслей. Пустыня не представляется жаркой и безжизненной, скорее это таинственное экзотическое место действия.
  2. Бунт. Деревья недовольны своей судьбой и обращаются с гневной речью к богу.
  3. Появление каравана. Сначала ничто не предвещало трагедии. Деревья искренне рады тому, что смогли предоставить тень уставшим путникам.
  4. Сумерки, гибель. Наступила ночь и, желая развести костер, люди безжалостно уничтожают пальмы, столь гостеприимно встретившие их совсем недавно.
  5. Разрушение. Пустыня радуется тому, что последние зеленый островок уничтожен. Над пепелищем летает коршун — символ смерти.

«Анализ стихотворения «Три пальмы».»

Во всех своих произведениях Михаил Юрьевич Лермонтов призывает людей к размышлению, но чаще всего автор выражает свои чувства одиночества и скрытой печали, своё тяготение к иному миру, миру фантазий и мечтаний. И в стихотворении «Три пальмы» поэт ставит перед читателями всеми волнуемый вопрос о смысле бытия.

В песчаных степях аравийской земли, средь раскаленного песка и знойного ветра, росли три пальмы. Их широкие зелёные листья хранили родник от знойных лучей и летучих песков. Оазис в пустыне всё вокруг оживляет своим видом. Однако не зря автор в первой строфе употребил эпитет «гордые пальмы». Они стали роптать, отвергая справедливость Создателя, и Господь в тот же час исполнил их желание, тем самым наказав и погубив их. К оазису подошёл богатый караван.

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.

Казалось бы, наконец — то пальмы принесли пользу людям. Однако у караванщиков совершенно иной взгляд на жизнь, им важен лишь собственный комфорт. Не задумываясь, люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис, чтобы провести всего одну ночь у костра. Утром люди покинули оазис, оставив за собой только пепел пальм и ручей, которому суждено погибнуть от знойных лучей и летучих песков.

В стихотворении виновны обе стороны: пальмы и люди. Пальмы были слишком горды, они не понимали, что возможно, их главное предназначение — хранить источник жизни в песчаных степях. Создатель не может желать зла своим творениям, и именно Он даёт каждому своё предназначение. Однако гордые пальмы посмели усомниться в Его справедливости, они не довольствовались тем, что имеют. Своеволие порой приносит много бед. К сожалению, пальмам не было дано постигнуть этот смысл, как некоторым людям не дано понять ценность чужой жизни.

Многие люди жалуются на свою судьбу, проклиная всё и всех, но вскоре каждый рано или поздно приходит к одному: всё, что ни делается, всё к лучшему.

Образ караванщиков ассоциируется с образом людей, не умеющих ценить чужую жизнь

Будь то жизнь человека, животного, растения или хотя бы маленькой букашечки, любая жизнь бесценна, и каждый в этом мире имеет своё предназначение, которое, казалось бы, такое маловажное, но на самом деле оно может изменить многое

Лермонтов пишет, что караванщики срубили единственные пальмы пустыни, а их дети сорвали с них зелень. Маленькие дети, по своей природе, не задумываются о поступках, совершенных ими, они просто «копируют» поведение взрослых. Ведь для них взрослые это умные дяденьки и тётеньки, которые всё на свете знают и всегда поступают правильно. И какой же пример родители-караванщики подают своим детям. Чему они учат своих малышей? Эта проблема всегда была одной из самых актуальных проблем также, как и в нынешнее время. Такой поступок родителей-караванщиков говорит о том, что порой люди бывают неразумными, бесчувственными, эгоистичными и безнравственными.

В данном произведении из изобразительно — выразительных средств часто встречаются эпитеты, например: гордые пальмы, пылающей грудью, упругие корни и т. п. Такие красочные эпитеты автор использует для того, чтобы придать немного красочности и точности картине стихотворения.

В стихотворении хорошо выражен романтизм. Это ясно отражается в стремлении поэта к высшему, идеальному миру, а также тем, что автор упоминает о Боге. Лермонтов пытается показать насколько низок и безнравственен реальный мир.

Произведение имеет богатый интонационный рисунок. Присутствуют знаки препинания, паузы, восклицания, вопрошания, дефисы и многоточия. К примеру, в третьей строфе присутствует вопросительный знак, соединённый с многоточием:

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор…

Вероятно, во время этого знака вопрошания и многоточия, пальмы, договорив свои речи, впадают в небольшое раздумье, а затем, будто их озаряет мысль, они приходят к выводу:

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Размер стихотворения — двухсложный трёхстопный амфибрахий. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и собственные мысли он старался выразить в своей лирике. В стихотворении «Три пальмы» можно выявить три проблемы: проблема излишка гордости и своеволия, проблема безнравственности и проблема воспитания. Автор словно вовлекает читателей в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души.

Полный текст стихотворения «Три пальмы» — М. Ю. Лермонтова

 (Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали…

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И, с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

1839

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

«Посмотри – какая мгла» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – тема, эпитеты, метафоры, идея

Образы и символы

Центральные образы баллады – «три гордые пальмы». Внешний мир пустыни дан в полной гармонии: пальмы находятся в оазисе и между ними «волною холодной» пробивается родник. Однако герои не готовы смириться со скукой бытия, и эта внутренняя конфликтность выдает в них романтические черты.

Следующие по градации образы – арабы, пришедшие с караваном

Автор акцентирует внимание читателя на коварной природе человека, который днем усыпляет бдительность пальм, питаясь их дарами, а ночью губит их ради собственной выгоды. Указано, что после ухода каравана из оазиса, все становится «дико и пусто кругом» – так автор вводит мотив ответственности человека перед природой

Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова

Стихотворение Лермонтова было написано в 1838 году, являющееся притчей, в которой есть глубокий смысл. В этом произведении, автор выделяет главных героинь, как три пальмы, находящиеся в пустыне, в которой ни разу не было человека. Но ручей, протекающий на просторах той пустыни, превратил этот безжизненный, окутанный мраком кусочек планеты, в настоящий и прекрасный рай.

Единственная проблема заключается в том, что этот удивительный мир, не доступен никому из живых существ. Три пальмы молят о том, чтобы наконец осуществилась их мечта и они смогли помогать путникам найти дорогу и укрывать их от яркого солнца. Их просьбы услышал автор, помог осуществить их мечту. Недалеко от них, появилось много желаемых гостей. Они представляли собой целый караван торговцев. Но пальмы ещё не знают о том, какую опасность представляют собой эти люди. Вскоре, их будут колотить топорами, гости будут нуждаться в огне. После руки живого существа, этот рай преображается в прежнее место, полное мрака и темноты.

Первый вопрос, являющийся актуальным в этом произведении — отношение человека к природе. Раскрывается тема о том, что человек может погубить природу ради собственной выгоды. Философская мысль стихотворения заключается в том, что прежде чем просить чего-то у Бога, в начале, необходимо подумать о последствиях, которые могут произойти. Если жизнь идёт по определенной прямой, которая сформирована высшими силами, то нужно что раз подумать, прежде чем просить изменений в ней. Попытка изменить что-то в своей жизни, может повлечь за собой множество последствий, которые будут вам неприятны.

Лермонтов, непосредственно связывает человека с пальмами. Пытаясь прервать цепь задуманных событий, нужно помнить о том, какие изменения могут произойти потом. Не многие задумываются о том, что такое изменение, может послужить разочарованием, а не к желаемому результату. Разочарование, с точки зрения библейского значения, убивает в вас не только душу, которая то и дело разорвётся от обиды, но и тело тоже не мало страдает. Желания — прекрасная вещь, но они могут и не сбыться. Человеку всегда нужно осознавать свои возможности и не задумываться о координатных последствиях в своей жизни, ведь они приведут к губительному исходу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: