Анализ стихотворения «весна, весна! как воздух чист» баратынского

Образы и символы

Главную мысль стихотворения Баратынский раскрывает постепенно, сквозь яркие образы, наблюдаемые лирическим героем. Сам герой предстает радостным и наблюдательным человеком, душа которого чутко реагирует на происходящие вокруг изменения. Природа удивляет его и заставляет влиться в единый поток восторга. Как и птица, человек ликует, видя солнечные лучи и небесную лазурь.

Центральным в произведении является образ весны. Лирический герой искренне радуется приближению весенней поры: лазурному небу, чистому воздуху, солнечным лучам, бегущему ручью. Процессы и явления, происходящие в природе, приводят его в восторг. Автор использовал в стихотворении множество восклицательных предложений. Жаворонок встречает весну с торжественным гимном, как и герой. Стиль автора отличается лёгкостью, ему не присущ излишний пафос.

Лирический герой замечает, как пробуждается его душа с возрождением природы. Вместе с приходом весны он начинает верить в светлое и счастливое будущее. Главный герой испытывает чувство удовлетворения от слияния собственной души с природным миром.

Композиция

Автор последовательно развивает свою идею, показывая читателю образы, пропущенные через восприятие лирического героя. Он видит, как раскалывается лёд, который поднимает неудержимая вода, наблюдает за летящими облаками и поющими жаворонками. Картина, созданная Баратынским, максимально подробна. Весна, это прекрасное время года, предстает перед читателем во всей своей полноте. Даже запахи и звуки, которые можно ощутить на весенней прогулке, переданы очень точно.

Первая и вторая строфа посвящены описанию весеннего неба, потом поэт рассказывает о весенних ручьях и роще, которая запахла жизнью и, наконец, кульминация – песня жаворонка, который приветствует весну.

Основной смысл, который Баратынский вложил в произведение, изложен в последних двух четверостишиях, где поэт рассказывает о слиянии души лирического героя с природой и делает акцент на то, что это делает человека счастливым.

Композиция стиха очень проста, так что читатель может, не отвлекаясь, эмоционально погрузиться в произведение, почувствовать всё то, что в нём описывается. Человек каждый год может видеть настоящее чудо перерождения – и это действительно прекрасно. Чтобы воспринимать произведение было ещё легче, Баратынский использует четырёхстопный ямб. Перекрёстная рифма также упрощает форму, делая содержание более доступным.

Тема

Стихотворение очень символично, так как весна в нем рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Он восхищен и заворожен волшебными процессами, которые сопровождают пробуждение от зимнего сна.

Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от прихода этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. И при этом все, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает о чувствах и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – только восторженное настроение.

Композиция

Мысль, которую высказывает поэт, развивается последовательно. Он рисует образы, связанные с весной – ручьи, поднимающие лед, поющие жаворонки, летящие облака. Он создает максимально подробную картину, создавая у читателя полный образ такого прекрасного времени года, как весна. Баратынский передает даже звуки и запахи, которые можно ощутить, выйдя весной на прогулку.

В первой и второй строфах он описывает весенний небосклон, потом – весенние ручьи, затем переходит к описанию рощи, которая еще не пробудилась, но уже пахнет жизнью и, наконец, рассказывает о поющем жаворонке.

Две завершающие строфы содержат основной смысл произведения – Баратынский говорит о том, что душа лирического героя сливается со всем, что происходит в природе, и это делает его истинно счастливым.

Простая композиция стиха делает его легким для восприятия и позволяет читателю ощутить все те эмоции, которые были в него вложены. Поэт создает настоящую волшебную сказку, которая в то же время очень реальна, ведь это те чудеса, которые человек может видеть ежегодно.

«Весна», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе «Атеней». Как утверждала возлюбленная поэта Сушкова Е.А., это стихотворение посвящено ей и было написано во время пребывания Лермонтова в подмосковном имении Столыпиных — Середнякове. «Весна» состоит из 14 строк и написана четырехстопным ямбом. Стопа стихотворения — двусложная, с ударением на втором слоге. Стихотворение носит элегический, и в то же время философский характер и заставляет задуматься о мимолетности бытия. В произведении отображается не какой-то отдельный пейзаж, а описаны самые яркие и характерные приметы различных проявлений наступления весны. Стихотворение рисует обобщенную картину весенней поры — здесь описывается и ледоход на реке («весной разбитый лед рекой взволнованной идет»), и таяние снега, обнажающего землю на полях («среди полей местами чернеет голая земля»), и утренний весенний туман («мгла ложится облаками на полуюные поля»)… Весеннее преображение природы перекликается с переживаниями поэта, испытывающего сильные чувства. Ощущения влюбленного человека передаются автором не через прямое описание его чувств, а через отождествление с окружающей природой. В середине произведения отражаются переживания поэта, связанные с осознанием неизбежного окончания молодости: …Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей;… Наряду с огорчением по поводу того, что молодые годы уходят безвозвратно, автора терзает грусть из-за увядания женской красоты с течением времени: …Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет,… Последние строки стихотворения передают печаль, испытываемую поэтом от осознания того, что спустя несколько лет он перестанет любить «ланит спокойных пламень алый». Стихотворение предлагает задуматься о быстротечности времени и неизбежности увядания красоты всего живого. Поэту удалось прекрасно передать атмосферу весеннего возрождения природы после зимы. В произведении одновременно чувствуются переживания автора о любви, которая со временем пройдет, и радость от ощущения новой жизни природы.

Лермонтов М.Ю. → Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

Лермонтов М.Ю. → Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»

Лермонтов М.Ю. → Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Два великана»

Лермонтов М.Ю. → Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Тучи» и «Три пальмы»)

Лермонтов М.Ю. → Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839)

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения В синем небе плывут над полями Никитина Образ природы как храма является довольно распространенным в пейзажной лирике. Никитин вообще известен именно как классик пейзажной лирики, довольно много его стихотворений представляют собой зарисовки природы
  • Анализ стихотворения Творчество Брюсова Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»
  • Анализ стихотворений Толстого
  • Анализ стихотворения Баратынского Родина дивительное философское отношение к Родине, к жизни и своему месту в ней передано в стихотворении. Здесь от первого лица рассказчик обещает вернуться, вопреки высшему свету и молве, на Родину – к родным полям, к иконам
  • Анализ стихотворения Вечером Ахматовой О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина

Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!» Баратынского

«Весна, весна» Евгения Абрамовича Баратынского относится к одической пейзажной лирике.

Стихотворение написано в 1832 году. Самому поэту в это время исполнилось 32 года, он решил было заняться хозяйством, строил дом, который впоследствии пришлось продать. Не ладилось и на литературном поприще: приглашение в журнал «Европеец» побудило его энергичнее взяться за перо, однако довольно скоро издание сие было закрыто. Не удались и его опыты с прозой: первая повесть прошло незамеченной публикой. Таким образом, поэт в этот период почти ничего не писал. Жанр – восторженная пейзажная лирика, почти ода, со столь привычным для Е. Баратынского философским финалом. Размер – четырехстопный ямб с рифмовкой, схожей с перекрестной, однако есть и элемент холостой (не рифмуются 1 и 3 строки). Лирический герой – сам поэт, стихотворение состоит из 8 строф, переполненных восклицаниями. Рефрен и в названии, и в четверостишиях (где он же – еще и анафора). Воздух прозрачен, небо ясно. Свет «слепит очи» (глаза) героя. Видимо, он уже отвык от буйства красок и чувств. Далее череда частиц с эмоционально-экспрессивными оттенками: как высоко, как ясен. Поэт старается передать не только цвета, но и звуки, и запахи. Река, как какое-то мифическое существо, ревет, ломает лед, несется вперед, вздыбливаясь льдинами. Солнце также спешно захватывает территории. Всюду просыхает земля, сходит снег. Даже прошлогодний лист все еще «душист». Жаворонок также участвует в торжестве, его задача – петь гимн преображению природы. Герой прислушивается к себе и не может нарадоваться: что с моей душой? С нее он словно сбросил тяжкий груз. Она оторвалась от земли и беззаботно щебечет в вышине, журчит с ручьем, ликует, как все живое. В эти минуты он забывает обо всем, тоска оставляет героя, он пьет на пире «забвенье мысли». И, опьяненный, отдается всеобщему празднику. Пусть хоть на время, хоть на час. Уменьшительные суффиксы: ветерка, птичкой. Олицетворения: ласкаясь облака, древа обнажены (то есть, не покрылись листвой). Инверсия: шумят, блестят ручьи. Лексика возвышенная, яркая, подчеркивающая динамизм стихотворения. Синекдоха: ветхий лист. Эпитеты: незримый, заздравный, дивный, яркой. Есть и риторические вопросы. Перифраз: дочь стихий. Гипербола: под солнце взвился.

Пейзажная лирика в стихах Е. Баратынского – нечастый гость. Она всегда выступает в симфонии с настроением автора.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…»

«Весна, весна! как воздух чист!..» — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия.

Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения

Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

Произведение «Весна, весна! как воздух чист!..», является одним из самых известных и знаменитых стихотворений великого русского поэта Баратынского. Сегодня хочется более подробно рассмотреть данное произведение.

И так, анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!..», пожалуй, стоит начинать с того, что непременно стоит отметить — это стихотворение представляет собой один из великолепных образцов истинно русской пейзажной лирики 19 века.

Конечно же уже из названия данного произведения можно понять о чем идет речь. А речь в данном стихотворении идет о весне, о просыпающейся после долгого зимнего сна природе, о её красоте и так далее. Кстати стоит отметить, что многие поэты любили именно это время года, искренне считая его временем вдохновения и рождения прекрасных стихотворений и других литературных произведений.

Данное стихотворение Бартынского многие критики и специалисты в области литературы уверенно называют гимном весне, её приходу и изменению природы.

Если говорить о построении стихотворения то нужно отметить, что оно содержит большое число различных глаголов. Этот прием помог автору показать живой и радостный пейзаж. Более того, общая картина, которую поэт создал в данном произведении, получилась насыщенной, многогранной и в тоже время весьма утонченной.

Читая данное произведение мысленно можно легко воссоздать образ весны, причем стоит отметить, что каждый может создать тот образ, который ему захочется.

По своему объему данное стихотворение получилось довольно большим, оно состоит из 8 столбцов, каждый из которых содержит 4 строчки. Рифма использована перекрестная, именно она помогла автору поддержать общую лаконичность всего произведения.

Из литературных приемов здесь так же можно увидеть метафоры, олицетворение, эпитеты и конечно же красочные прилагательные. Всё это вместе слилось в единое, уникальное произведение, которое является очень легким, и даже воздушным. Благодаря чему оно сразу же приходится по душе каждому читателю

Хотя изначально в момент его создания на него мало кто обращал внимание, и надо признать, весьма не заслуженно оно очень долгое время было в тени

«Весна» (Лермонтов): анализ стихотворения

Пейзаж в юношеском стихотворении Лермонтова «Весна» появляется как параллель переживанию лирического героя. Их соответствие выявляет необычность его мироощущения. Его душа еще «неопытна», жизнь только открывается перед ним, подобно тому, как весной пробуждается природа:

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками на полуюнные поля…

Пейзажная зарисовка появляется в первой части сложноподчиненного предложения, представляющего происходящее как связанные друг с другом события. Из-за этого особенно заметной становится их эмоциональная противоположность.

Если природа пробуждается к жизни, то лирический герой стихотворения «Весна» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, думает о ее конце, что объясняет его грусть. Однако не философский настрой навевает зрелище ледохода и появления из-под снега земли. Мгла окутывает его душу, лелеющую «мечтанье злое» о мести. Его сердце разбито, он «так страдал», что ледяное спокойствие для него желанно. Когда на реке раскалывается сковывавший ее панцирь, он ищет оснований для убежденности в том, что человеку можно обрести такую же защиту от любви. От нее излечит время.

Она («к ней») не названа, безлика, известно лишь, что в ее красоте («Ланит… пламень алый», ланиты — щеки) и равнодушии («ланит спокойных») кроется причина страданий лирического героя. Он стремится к тому, чтобы любовь исчезла без следа, не надеясь вызвать ответное чувство. Мотив безысходности, безнадежности на фоне природного круговорота приобретает романтический оттенок. В нем проявляется специфика представлений об обреченности человека «злой» судьбе, спасением от которой может быть только безразличие.

У природы человек может позаимствовать способность холодеть, замерзать, не отзываться на впечатления действительности и зов сердца. Доминантой лирического мироощущения становится романтический максимализм в оценках: жизнь убивает лучшие стремления и чувства, вызывая «пламень» страданий, жажду мести. Обрамляющий текст образ льда (в начале на реке, в конце — в сердце) сближает оба плана, давая возможность переносить характеристики пейзажа на лирического героя, «полуюнного», как весенние поля, начинающего жизнь с волнения и стремящегося освободиться, как река, от груза разбитого прошлого. Страдания в его душе тают так же медленно, как снег «среди полей», а из-под его ковра появляется черная земля, цвет которой напоминает о мгле, закрывшей его путь к свету, добру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: