Стихотворение некрасова н.а. «на волге»

Краткий анализ стиха «На Волге» Н. А. Некрасов

Вариант 1

Произведение посвящено центральной теме творчества Некрасова – тяжелой участи простого народа, как и в стихотворении “Мужичок с ноготок”, “Железная дорога” и др..

Автор неторопливо разворачивает перед читателями картину Волги, где герой, от лица которого ведется повествование, предается воспоминаниям о своей юности и размышлениям о прожитых годах. Однако нейтральные зарисовки сменяет эпизод, ради которого написано стихотворение – рассказчик вспоминает о том, как он в детстве увидел бурлаков.

Некрасов показывает всю тяжесть труда людей, занимавшихся тяжелым физическим трудом. Условия их жизни автор изображает ужасными и невыносимыми. Один из бурлаков говорит, что такая жизнь ничем не лучше смерти.

Вероятно, что представители именно этой профессии были выбраны в качестве олицетворения участи простого народа из-за их монотонного труда и того факта, что его тяжелый характер сразу бросается в глаза. Они, по мнению Некрасова, представляли собой образец доведенных до крайней степени страданий простого народа.

В отличие от многих других стихотворений автора, посвященных социальной тематике, в данном произведении поэт донести свою мысль прямо. Он открытым текстом призывает к бунту. Слова бурлака о том, что лучше было бы умереть служат для перехода к вопросу о том, что можно сделать, чтобы облегчить участь угнетенных.

Он призывает представителей трудового народа подняться на борьбу. По мнению поэта-демократа, такой исход все же предпочтительней, чем жизнь, наполненная лишениями и тяжелым изматывающим трудом, значительно ее укорачивающим.

В данном произведении Некрасов скорее не столько пытается вызвать сочувствие читателей низшим слоям общества. Это скорее выражение его собственных чувств, изложенное в стихотворной форме.

Сочувствие к обездоленным перемешано с досадой и, посетившими его в тот момент, сомнениями в достаточности его собственных усилий по изменению существующих порядков. В стихотворении не звучит уверенность в победе, он с горечью говорит о напрасно прожитых годах. Скорее всего, эти строки, наполненные пессимизмом, выражают подлинные мысли поэта в один из периодов его жизни.

Произведение написано очень эмоционально и представляет собой не просто призыв к обеспеченным и образованным людям задуматься об условиях, в которых живут людей из низших классов. Это, скорее яростный протест против социальной несправедливости, смешанный с реальными детскими воспоминаниями.

Вариант 2

В стихотворении перемежаются временные пласты – лирический герой вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками.

Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти.

Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью — по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи и стихотворение «На Волге» стало визитной карточкой Некрасова, который всегда помнил о тяжкой участи простого человека.

Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда — в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом.

Видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему.

Укор во взгляде несчастного бурлака остался в памяти Некрасова навсегда: прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски» и единственно возможным для поэта стал путь «народного заступника».

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».

Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи о родине, о России ✑

Литературная школа Некрасова

Но свой след поэт оставил не только в общественной жизни. В русской литературе второй половины девятнадцатого века отмечается существование такого явления, как «некрасовская школа». Это были поэты и писатели, продолжавшие и развивавшие темы и образы, впервые обозначенные в творчестве Николая Некрасова

Поэты некрасовской школы в первую очередь акцентировали своё внимание на социальных проблемах. Отвлечённые эстетические и философские теории занимали их в очень малой степени

Они сплошь и рядом пренебрегали художественностью в угоду гражданственности. Это литературное направление находилось в постоянном противоборстве с противоположным эстетским лагерем, проповедовавшим «искусство ради искусства» и отрицавшим какое-либо социальное значение поэтического вдохновения. На подобном противостоянии развивалась русская литература. Следы некрасовской поэтической школы можно обнаружить даже в творчестве таких далёких от неё поэтов-символистов, как Александр Блок и Андрей Белый.

Истоки творчества

Многие исследователи творчества поэта склонны называть это произведение поэмой. И к этому есть определённые основания, если ориентироваться в первую очередь на его формальный объём. Но и по смысловому содержанию в стихотворении «На Волге» Некрасов замахнулся на очень большие философские обобщения. Созданные ним образы заставляют читателя задуматься о человеческих страданиях на пути к будущему. «О цене прогресса», как стало принято выражаться в двадцатом веке. Но даже если не углубляться в такие абстрактные философские понятия, то всё равно это произведение не столь просто для понимания, как это может показаться на поверхностный взгляд. Вне контекста жизни и творчества поэта невозможно правильно осмыслить и это его произведение. Стих «На Волге» Некрасов сочинил под впечатлением поездки по этой реке. Практически как художник изобразил с натуры. И любой нормальный художник обязан проделать этот путь — от впечатлений, увиденных в жизни, до глубокого осмысления и обобщения увиденного. Нет ничего удивительного в том, что в своём программном произведении «На Волге» поэт обратился к образу, запечатлённому в сознании ещё в детстве. Сама эта река, безусловно, олицетворяет собой русскую силу и могущество. Но не в меньшей степени и угнетение и беспросветность существования.

Основная мысль произведения

Основная мысль, которую вложил автор в произведение «На Волге», является ужасное положение простого народа. В то время, как другие люди живут полной жизнью и не думают о завтрашнем дне, рядом с ними выживают простые работяги, век которых очень печален и недолог. Они живут очень короткую жизнь, полную лишений, голода и труда. Условия, в которых они вынуждены существовать, оставляют желать лучшего. Круглосуточный труд, из-за которого они теряют свои силы и здоровье, постоянный голод и усталость. Именно так живут люди, которые передают свою горькую участь из поколения в поколение. Они даже не пытаются бороться за свои права, а молча выполняют тяжелую работу, не получая взамен практически ничего, кроме упреков и обмана.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов выражал одной из основных идей своего творчества народную и посвящал строки стихотворений крепостным людям. Творчество поэта наполнено жалостью и болью к бедственной среде жизни простого крестьянства, приневоленного добывать пропитание физическим тяжелым трудом. Вопрос о несправедливости устройства мира постоянно красной линией протекает через все произведения Некрасова.

В родовом гнезде протекало детство поэта. На берегу реки Волги тихо раскинулась усадьба. «О Волга!.. колыбель моя!», – обращается к любимым сердцу местам русский поэт. Вначале идут ностальгические эпизоды детских лет. Красивые картинки переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души поэта. Ребенком он видел, как его отец жестоко использовал бурлаков. О том, что мощь пароходной промышленности основана на рабском угнетении бурлаков, он не догадывался. Когда поэт вырос, то был сильно поражен жестоким и мрачным зрелищем. Толпа грязных, измученных и больных людей волочит по Волге баржу с грузом. В 1860 году Некрасов воссоздал эту картину в своей поэме «На Волге». Облик бурлаков ужасен. В глазах читается безысходность и желание смерти. Жизнь на земле для них стала адом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – пишет о новой встрече с бурлаками рассказчик. Бедняков довели до полного изнеможения. Несчастные потеряли всякую веру, что существование изменится к лучшему. По острым камням, по песку, по холодной воде идут холопы с лямками на плечах. Бечева врезается в кожу. Холопы надрываются. Стоит глухой, но раздирающий душу стон.  За мучительный труд мужикам дадут жалкие гроши для своей семьи. И никогда им не выбраться и не победить нищету. Глядя на мучения нищего народа, появилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

Историки считают, что живописец Илья Репина изобразил грязных, усталых работников, тащащих груженую баржу на знаменитой картине «Бурлаки на Волге» вдохновленный именно поэмой. И «художник слова» Некрасов и живописец Репин в своем творчестве изобличали острые социальные и политические проблемы России.

Сомнения и неудовлетворенность от собственных стараний по изменению режима посещает автора произведения. Нет уверенности в победе над поработителями. Автор с печалью говорит о напрасно прошедших годах.  Печальные строки открывают истинные размышления поэта в определенный период его жизненного пути.

Финал поэмы показывает, что выхода для простого народа нет.  Тяжелая работа приучает людей к вечной покорности своим поработителям. Сильный и здоровый народ быстро растрачивает свои силы и умирает в расцвете сил. «Рекой рабства и тоски» стала прекрасная река для автора. Отчетливо слышен призыв к бунту. Поэма призывает задуматься, а как облегчить участь простого народа.

В поэме русский писатель передает сентиментальность и ранимость своей души, моральную ответственность за происходящее в Российской империи. Поэт стал на путь «народного заступника».

На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс
Сейчас читают:

  • Сочинение Что такое человечность рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Гулял я как-то со своей собакой, и увидел как пожилой мужчина в старом потрепанном пальто сидел одиноко на лавочке. В его руках была газета, и он увлеченно ее читал. А напротив него стояла компания молодых людей. Тут с подъезда вышла молодая

  • Сочинение по картине Юона Троицкая лавра зимой

    Картина К.Ф. Юона просто не может восприниматься однобоко. С одной стороны, мы видим желание художника показать быт русского народа – маленькие улочки уездного городка, контрастирующие с великолепием лавры. Толпы жителей,

  • Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза сочинение

    Великий русский писатель Островский всегда обладал умением создавать интересных, непохожих на других персонажей для своих произведений. Стоит отметить, что создавая своих героев, он старался показать в них то, что люди порой бояться

  • Сочинение На берегу моря (озера, реки, пруда) 5 класс

    Я пришел на берег реки для того, чтобы полюбоваться его прекрасным ландшафтом. На небе разливался закат, сверкая и переливаясь всеми красками в водах неторопливо плывущей реки.

  • Образ маленького человека в рассказах Чехова сочинение

    Маленький человек у Чехова разный. Он может прятать себя и свой внутренний мир в созданный им футляр. Почему-то люди сами делают свою жизнь скучной и однообразной. Кто от лени, кто от скудоумия. Живут каждый в своём мирке со своими повседневными заботами,

  • Сочинение Теплый хлеб Паустовсого 5 класс

    Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием «Теплый хлеб». Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над бол

Стихи про Волгу реку

Великая Волга от края до края
Великая Волга от края до края!Прекрасней реки я в мире не знаю!Течёт величаво, неся свои воды,Могучая Волга- царица природы!

Я рад, что я вырос на этой земле,Мой город Самара — на Волге- реке.Здесь тишь берегов, родные просторы,Леса и поля, Жигулёвские горы!

Средь всех городов и бескрайних морейСамара на Волге лишь сердцу милей!Люблю я свой город, красивый, родной,Ему признаюсь: «Я, Самара, с тобой!».Серафим Самаркин

На Волге
Плыву вдоль волжских берегов,Гляжу в мечтаньях простодушныхНа бронзу яркую лесов,Осенней прихоти послушных.

И тихо шепчет мне мечта:«Кончая век, уже недолгий,Приди в родимые местаИ догорай над милой Волгой».

И улыбаюсь я, поэт,Мечтам сложивший много песен,Поэт, которому весь светДля песнопения стал тесен.

Скиталец вечный, ныне здесь,А завтра там, опять бездомный,Найду ли кров себе и весь,Где положу мой посох скромный?Федор Сологуб

Я видел Волгу
Я видел Волгу, как онаВ сребристом утреннем убореЛилась широкая, как море;Всё тихо, ни одна волна

Тогда по ней не пробегала,Лишь наша лодка рассекалаВоды поверхность и за ней,Ее приветно лобызая.

Струя лилась вослед, сверкаяОт блеска солнечных лучей.Спокойность чистого кристаллаНичто тогда не нарушало;

Казалось, небеса слились,И мир глазам моим являлся:С двух солнцев в нем лучи лились,Я посредине колебался.Константин Аксаков

Щедрая, широкая, раздольная
Щедрая, широкая, раздольнаяВолга величавая течет.Своенравная, как птица – вольная,Все «ключи» собрав наперечет.

Шумная, бурливая, привольная…Теплоходы катит по волнам.По ночам – степенная, спокойная –Ластится к пологим берегам.

Города и села умываютсяЧистою, прохладною водой.Радугой веселой улыбаются,Наполняя душу теплотой.

Миллионы лет во благо трудится,Всем вокруг давая право жить.И пока Земля – планета крутится,Будет человечеству служить.Татьяна Лаврова

Все-то мне грезится Волга широкая
Все-то мне грезится Волга широкая,Грозно-спокойная, грозно-бурливая.Грезится мне та сторонка далекая,Где протекла моя юность счастливая.

Помнятся мне на утесе обрывистомДубы высокие, дубы старинные,Стонут они, когда ветром порывистымГнутся, ломаются ветви их длинные.

Воет погодушка, роща колышется,Стонут сильнее все дубы громадные,—Горе тяжелое в стоне том слышится,Слышится грусть да тоска безотрадная…

Что же вы плачете, дубы старинные?Или свидетели вы преступления,Кровь пролита ли под вами невинная,И до сих пор вас тревожат видения.

Или, быть может, в то времечко давнее,В стругах, когда еще с Дона далекого,Разина Стеньки товарищи славныеВолгой владели до моря широкого,—

Ими убиты богатые данники,Гости заморские, с золотом грабленным;Или, быть может, и сами изгнанники,Здесь, с атаманом, молвою прославленным,

С удалью буйные головы сложили,С громкой, кровавой, разбойничьей славою?!Все то вы видели, все то вы прожили,—Видели рабство и волю кровавую!Владимир Гиляровский

Анализ стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «На Волге»

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

В 1860 году Некрасовнаписал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», — так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».

Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.

Композиция

Композиция произведения «На Волге» достаточно сложная, поскольку автор умело переплел воспоминания из детства с рассуждениями взрослого человека. Вспоминая свое детство, он на контрасте показывает свою беззаботность и тяжелую жизнь простых рабочих людей. Даже тяжелый и изнурительный труд не в силах приблизить их к лучшей жизни. Эти люди обречены всю жизнь изнурять себя работой за копейки. Именно поэтому автор и призывает их к бунту и борьбе.

Автор вспоминает свое детство и юность. Они были сытыми и беззаботными. Ему не было нужды трудиться с малых лет, чтобы заработать себе на кусок хлеба. Поэтому когда перед его глазами предстала удручающая картина бурлаков, он узнал другую сторону жизни. Не такую, как знал до этого. Непривычную ему. Эта картина ему настолько не понравилась, то в тот же момент настолько сильно тронула его, что он пронес данное воспоминание через всю жизнь.

Некрасов всегда очень сопереживал простому рабочему народу, ему было нестерпимо жаль тех людей, которые вынуждены отдавать свое здоровье, а порой и жизни, для того, чтобы обеспечить свою семью. Тем более, что подобный труд оплачивался ужасно мало, и тех денег, что удавалось заработать людям, едва хватало, чтобы свести концы с концами.

От одного из бурлаков он узнает, что его жизнь ничем не отличается от смерти.

На примере бурлаков автор передает тяжесть труда всего народа. Именно в их образе он видит страдания и изнеможение. Людей довели до крайности, поэтому автор предлагает бороться за свои права.

Автор пытается донести до людей то, что выступая за свои права они ничего не потеряют, а, возможно, сделают свою жизнь лучше.

Литературная деятельность

Николай Некрасов проделал долгий путь к успеху. И всего добивался своим трудом. Литературное творчество постепенно стало главным делом его жизни. Основными его темами в поэзии были судьба крепостного крестьянства, быт и нравы небогатых жителей российской провинции. Темы эти были хорошо знакомы и близки поэту с детства, которое провёл Некрасов на Волге. Стихотворение, в котором речь идёт о бурлацкой артели, это одновременно и возвращение к впечатлениям, пережитым в детские годы, и осмысление увиденного с позиций творческой зрелости. Литературная деятельность Некрасова была тесным образом связана с такими изданиями, как журнал «Отечественные записки», а позже с основанным ещё Пушкиным «Современником». Широко занимался он и книгоиздательством. Следует отметить, что, помимо несомненного поэтического дарования, Николай Некрасов обладал ещё и талантом предпринимателя. Из бедности ему удалось выбраться достаточно быстро.

Анализ стихотворения Николая Некрасова — На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс

Николай Некрасов, будучи гением, смог создать ни один шедевр который знатно пополнил сундук сокровищ зарубежной и отечественной литературы.

Писав это стихотворение, поэт полностью с головой окунулся в детские воспоминания, которые оставили значительный отпечаток на его творчестве. Так как его детство прошло рядом с загородным фамильным поместьем, которое было расположено возле Волги у самой большой реки современной Европе. Это было его любимое место, где он провел свои наиболее беззаботные и исполнены радостью дни. Его очаровывала красота этой местности, так что он, приходя туда, забывал о существовании времени, которое там превращалось в вечность. Его все время манила природа, которая будто пела в унисон с птицами. Речка для него была чем-то необыкновенным, удивительным и исключительным в его жизни.

Не зря именно об этом месте пишет автор, поскольку именно там разместилась усадьба его отца. Стихотворение написано им уже в достаточно зрелом возрасте, где он смог проанализировать свои действия в прошлом при этом сделать некие выводи и представить это в стихе. Кроме того, он затрагивает разные темы, которые касаются непосредственно его детства, подростковых годов и судьбы обычного трудящего народа.

Условно стих можно разделить на четыре части, которых объединяет главный поэтический персонаж прообразом которого, есть сам Некрасов. Первые две посвящены детству, а остальные две демонстрируют взрослую жизнь зрелого мужчины, который время от времени переживает тоску о былом.

Вначале описывается возвращение лирического героя на родину, где его встречает лишь пес. Далее мужчина чувствует себя бедным, которому остается просить милостыню. Ходя от дома к дому, он замечает как нищих, так и при деньгах, но никто не хочет ему помочь. Здесь поэт хочет наглядно показать свой путь, где его никто не понимал и где он искал поддержку.

Во второй половине излагает о том, как рос на Волге, характеризуя ее исключительно чистым местом. Так же он описывает и себя как упертого мальчика, который всегда идет вперекор всем.

В третьей он не смог не вспомнить несчастных, убитых судьбой и истощенных работой людей. Ребенок, увидев их, был удивлен, ведь он не знал ту сторону жизни. Няня заметив это, запретила ходить к ним, но дитя тянуло к ним. Позже ошеломление переросло в протест, где он закрылся и от себя и от всего мира.

В последней части он представляет тот же эпизод, но через несколько лет, когда сформированная личность уже не так резко воспринимает реальность, а только через пройдённый опыт и завершает стих рассказом о бурлаках, подчеркивая это многоточием.

Анализ стихотворения «На Волге»


Данное произведение написано в 1860 году. Манера, к которой обратился автор, не редкость в его творчестве. Здесь переплетены детские воспоминания:О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок. С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою… Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов.

Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора:

О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь..

Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака:

Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И, выражающий укор, Спокойно-безнадежный взор… Без шапки, бледный, чуть живой…

В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие:

Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям.

Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении.

Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий.

Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение — прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом.

«Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь»

Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья.

Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием.

Природа бассейна Волги

Богата природными ресурсами река Волга. Краткое описание основных видов растений и животных приводится ниже. В воде присутствует четыре вида растений: водоросли, водные погруженные, водные с плавающими листьями, земноводные. В прибрежных районах произрастает большое разнообразие трав (полынь, осока, мята, алтея, молочай), так как дельта Волги покрыта обширными лугами. В обилии ежевики и тростника. На протяжении сотен километров вдоль Волги расположены лесополосы с березами, ясенями, ивами, тополями. Таково краткое описание реки Волга, ее флоры.

Фауна реки также разнообразна. В воде обитают около пятидесяти видов рыб, в том числе осетр, белуга, севрюга. Прибрежные просторы густо заселены птицами и животными. Особенная природа в дельте Волги, где находится уникальный Астраханский заповедник. В нем обитает множество насекомых, птиц, млекопитающих и произрастает большое разнообразие растений. Некоторые представители фауны, существующие в заповеднике, занесены в Красную книгу: лебедь-шипун, пеликан, орлан-белохвост, нерпа.

Темы, проблемы

Основной темой, проходящей практически через все творчество великого поэта, является тяжелая участь простого народа. Автор показывает читателю, что простые люди вынуждены трудиться и день и ночь, изнуряя себя непосильным трудом, чтобы иметь возможность прокормить себя и свою семью.

К ним относятся очень плохо, оплата труда мизерная, а работа безумно тяжелая. Поэт очень сильно переживает их судьбу и участь. Поэтому для него такое неравенство и несправедливость в обществе действительно является проблемой, которую он и старается донести в своем творчестве.

Автор старается как можно лучше описать внешний вид бурлаков, которые так сильно задели его за живое. Именно этим он и подчеркивает весь трагизм ситуации, который складывается в одну большую и общую проблему.

Он подчеркивает и то, что у людей никакой надежды на светлое будущее. Они обречены из поколения в поколение, поэтому молча и покорно, продолжают тащить свою лямку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: