Стихотворение «железная дорога» — николай некрасов

Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… ”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Полный текст стихотворения «Железная дорога»

1

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

   2

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

В жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?…“В ночь эту лунную,

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё притерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Всё ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?…”

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого —

Это всё! братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький!.. Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век…

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

   3

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!

“Видел, папаша, я сон удивительный,-

Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители

Вдруг появились — и он мне сказал:

“Вот они — нашей дороги строители!..””

Захохотал генерал!

“Был я недавно в стенах Ватикана,

По Колизею две ночи бродил,

Видел я в Вене святого Стефана,

Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,

Логика ваша немножко дика.

Или для вас Аполлон Бельведерский

Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!”

-“Я говорю не для вас, а для Вани…”

Но генерал возражать не давал:

“Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону…”

   4

              -“Рад показать!

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены — немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —

Брал ли на баню, лежал ли больной.

“Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот поди ты!..”- махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

“Ладно… нешто… молодца!… молодца!…

С богом, теперь по домам, — проздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю…”

Кто-то “ура” закричал, Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней десятники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком “ура” по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

(1864)

«Славная осень» Н.Некрасов

«Славная осень» Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть ещё не успели, Желты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою.

Анализ стихотворения Некрасова «Славная осень»

Композиционная целостность пейзажной зарисовки, начинающей знаменитую «Железную дорогу » 1864 г. позволяет выделить поэтический фрагмент в качестве самостоятельного произведения. Его основная тема — разноцветная красота «ясных, тихих» осенних дней, благотворно влияющая на самочувствие. По оптимистичному настрою и чувству бодрости тональность некрасовского творения сближается с ощущениями пушкинского героя, который приветствовал приход «русского холода» — освежающего, омолаживающего, возвращающего вкус к жизни.

Автор наделяет образ осени оценочным эпитетом «славная». Последний не только отображает восхищение, но и подчеркивает приподнятое энергичное настроение лирического субъекта. Поясняя одобрительное восклицание, открывающее текст, герой говорит о целебной силе свежего воздуха. Здесь же употребляется необычное для поэтического слога просторечие «ядреный». Сочетание «свежего» слова с лексемами «здоровый» и «бодрит» создает концентрацию звуков «р» и «о». Средства звукописи поддерживают впечатление живительного воздействия осенней погоды.

Для характеристики природных объектов поэт прибегает к оригинальным сравнениям: тонкий лед похож на «тающий сахар», пышный слой опавших листьев — на ковер или постель. Перечисленные примеры можно рассматривать как единую комбинацию, объединенную семантикой домашнего комфорта. Чистота и свежесть спокойной приветливой природы сродни уюту человеческого жилища.

Анафора, начинающая третий катрен, продолжается фразой о холодных ночах и погожих днях. Она сходна по значению с замечанием об освежающем действии воздуха, размещенным в зачине. Прием, фактически расширяющий границы лексической анафоры, постепенно подводит читателя к философскому обобщению. Лирический субъект видит гармонию даже в самых прозаичных деталях: кочках, болотах, пнях. Интересно, что положительные эмоции передаются через отрицание, указывающее на отсутствие «безобразья» в картинах родного пейзажа.

Финальный эпизод конкретизирует особенности позиции наблюдателя. Оказывается, он задумчиво созерцает виды природы из окна поезда. Длительным путешествием по «рельсам чугунным» объясняется и смена времени суток: от дневного света, позволяющего увидеть желтизну листьев, к «сиянию лунному», мерцание которого придает таинственную красоту обычным холмам да болотам. Мотив стремительного движения, обозначенный глаголом «лечу», предваряет главную тему «Железной дороги».

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Поэт Николай Некрасов является одним из основоположников так называемого гражданского направления в русской литературе. Его произведения лишены каких-либо приукрашиваний и характеризуются необыкновенной реалистичностью, которая подчас вызывает улыбку, но в большинстве случаев является прекрасным поводом для переосмысления окружающей нас действительности.

К таким глубинным произведениям относится стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, спустя несколько месяцев после отмены крепостного права. В ней автор пытается показать обратную сторону медали строительства путепровода между Москвой и Петербургом, который для многих рабочих стал огромной братской могилой.

Стихотворение состоит из четырех частей. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. В ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, не забывая отдать должного красоте русской природы и восхитительным пейзажам, которые открываются за окном поезда, проплывающего по лугам, полям и лесам. Восхищаясь открывающейся картиной, автор становится невольным свидетелем разговора между отцом-генералом и его сыном-подростком, который интересуется, кто же построил железную дорогу. Следует отметить, что эта тема во второй половине 19 века была особой актуальной и животрепещущей, так как железнодорожное сообщение открывало поистине неограниченные возможности для путешествий. Если на почтовой карете из Москвы в Петербург можно было добраться примерно за неделю, то путешествие на поезде позволяло сократить время в дороге до одних суток.

Однако мало кто задумывался над тем, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы Россия, наконец, превратилась из отсталой аграрной страны в развитую европейскую державу. Символом преображения в данном случае выступила железная дорога, которая была призвана подчеркнуть новый статус русской империи. Строили ее бывшие крепостные крестьяне, которые, получив долгожданную свободу, попросту не знали, как распорядиться этим бесценным даром. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. В итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт посчитал нужным рассказать не только своему юному спутнику, но и читателям.

Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса, им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. При этом генерал настаивает на том, что безрадостная картина, которую нарисовал поэт, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына. И Некрасов берет на себя смелость показать ситуацию с другой стороны, рассказав о том, как были завершены строительные работы, и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, которые накопили во время возведения железной дороги. Попросту говоря, поэт прямо указал на тот факт, что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, а результаты их труда присвоили себе те, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи о родине, о России ✑

Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… ”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении Некрасов Н. А. «Железная дорога» были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.

Стихотворение Некрасова Н.А. «Осень»

Прежде — праздник деревенский, Нынче — осень голодна; Нет конца печали женской, Не до пива и вина. С воскресенья почтой бредит Православный наш народ, По субботам в город едет, Ходит, просит, узнает: Кто убит, кто ранен летом, Кто пропал, кого нашли? По каким-то лазаретам Уцелевших развезли? Так ли жутко! Свод небесный Темен в полдень, как в ночи; Не сидится в хате тесной, Не лежится на печи. Сыт, согрелся, слава богу, Только спать бы! Нет, не спишь, Так и тянет на дорогу, Ни за что не улежишь. И бойка ж у нас дорога! Так увечных возят много, Что за ними на бугре, Как проносятся вагоны, Человеческие стоны Ясно слышны на заре.

Стихотворение Некрасова Н.А. — Осень

См. также Николай Некрасов — стихи (Некрасов Н. А.) :

Осипу Ивановичу Комиссарову Не громка моя лира, в ней нет Величавых, торжественных песен, Но прид.

Осторожность 1 В Ледовитом океане Лодка утлая плывет, Молодой, пригожей Тане Парен

Николай Некрасов — Славная осень! Здоровый, ядреный ( Железная дорога )

Zheleznaya doroga

Slavnaya osen! Zdorovy, yadrenyVozdukh ustalye sily bodrit;Led neokrepshy na rechke studenoySlovno kak tayushchy sakhar lezhit;

Okolo lesa, kak v myagkoy posteli,Vyspatsya mozhno — pokoy i prostor!Listya pobleknut yeshche ne uspeli,Zhelty i svezhi lezhat, kak kover.

Slavnaya osen! Moroznye nochi,Yasnye, tikhiye dni. Net bezobrazya v prirode! I kochi,I mokhovye bolota, i pni —

Vse khorosho pod sianiyem lunnym,Vsyudu rodimuyu Rus uznayu. Bystro lechu ya po relsam chugunnym,Dumayu dumu svoyu.

;tktpyfz ljhjuf

Ckfdyfz jctym! Pljhjdsq, zlhtysqDjple[ ecnfkst cbks ,jlhbn;Ktl ytjrhtgibq yf htxrt cneltyjqCkjdyj rfr nf/obq cf[fh kt;bn;

Jrjkj ktcf, rfr d vzurjq gjcntkb,Dscgfnmcz vj;yj — gjrjq b ghjcnjh!Kbcnmz gj,ktryenm tot yt ecgtkb,;tkns b cdt;b kt;fn, rfr rjdth/

Ckfdyfz jctym! Vjhjpyst yjxb,Zcyst, nb[bt lyb///Ytn ,tpj,hfpmz d ghbhjlt! B rjxb,B vj[jdst ,jkjnf, b gyb —

Dct [jhjij gjl cbzybtv keyysv,Dc/le hjlbve/ Hecm epyf////,scnhj ktxe z gj htkmcfv xeueyysv,Levf/ leve cdj////

Анализ стихотворения

Только спустя 12 лет у Некрасова родилось это стихотворение. Само произведение будто даёт ответ на вопрос, а будут ли помнить потомки несчастных рабочих, отдавших свои жизни для укрепления державы, как прогрессивного государства, и для удобства высшего слоя населения.

Мы надрывались под зноем, под холодом,С вечно согнутой спиной,Жили в землянках, боролися с голодом,Мерзли и мокли, болели цингой.Грабили нас грамотеи-десятники,Секло начальство, давила нужда…Всё претерпели мы, божии ратники,Мирные дети труда!Братья! Вы наши плоды пожинаете!Нам же в земле истлевать суждено…Всё ли нас, бедных, добром поминаетеИли забыли давно?..


Само стихотворение состоит из четырех частей. Все они объединены между собой одним сюжетом и образом лирического героя. Рассказчик и соседи по вагону, где есть мальчик и его отец генералах. Диалог идет о железной дороге, о том, как она строилась, это и есть эпиграф.В первой части рассказа описывается природа, где очень красочно отображена обстановка вокруг, которую видно из окна поезда. Она очень совершенна и как бы в ней нет такого безобразия, которая присутствует в жизни людей. Вторая уже часть показана в виде монолога самого рассказчика, где показана жизнь общества. Тут показана жизнь строителей этой магистрали, все их страдания и несчастья.

Основной смысл находится в последних трех строфах. Где описано, что нужно уважать русский народ, что своим трудолюбием и жертвами он идет к светлому будущему. Также писателем очень точно описан менталитет народа, который веками терпит многие страдания и унижения. Одним только высказыванием Некрасов описал всю жизнь народа тех времен:

«Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся — ни мне, ни тебе»

В третьей части автор представляет спор между автором и генералом, где читатель может занять любую сторону. Тяжело спорить с тем что народ безграмотен, забит, грязен. Генерал представляет доказательства, называя людей жалкими разрушителями и пьяницами, и только в этом видит их удел. Но автор встаёт на защиту крестьян, заявляя, что не сам народ виноват в этом.

В четвёртой части рассуждения продолжаются. Теперь автор капнул ещё глубже. Читатель ещё больше погружается в проблемы общества. Становится понятно, что разные позиции, которые и без того разделяют общество — это непреодолимая пропасть. А мелкие людишки, с точки зрения высшего сословия, просто расходный материал. Материал, которым, в случае необходимости, можно жертвовать бесконечно.

Проблематика стихотворения

Проблемы, поднятые автором, обширны и остаются актуальными по сей день. Казалось, что Некрасов описывает то, что волновало его в ту эпоху. Однако если задуматься, то можно понять, что многие из проблем продолжают существовать в современном обществе. В стихотворении подняты такие из них:

  • Судьба народа становится главной проблемой всего стихотворения. Некрасов показывает, через какие муки должны проходить крестьяне, чтобы заработать хоть какие-то деньги себе на пропитание. Однако в конце они остаются обманутыми, так и не получили обещанной платы.
  • Бесправие. Простой народ не может пожаловаться на жестокое обращение со стороны чиновников. К сожалению, в своём положении они не имеют никаких прав и являются для высокопоставленных лиц обычным расходным материалом.
  • Коррупция. Правительство выделило необходимую сумму, чтобы обеспечить достойную жизнь крестьянам. Однако чиновники и дворяне разворовали все деньги на свои нужды.
  • Историческая память. Зачастую люди помнят только великие даты и значимых исторических личностей. Однако они забывают про тех, чей труд воздвиг многие строения в стране путём ужасных мучений.
  • Невежество и рабство народа. Крестьяне не знали, каким образом отстоять свои права, а вскоре забыли, что их обманули, когда получили вино. К сожалению, такое поведение простого народа лишь подкрепляло злоупотребление чиновниками их труда.

Железная дорога — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Железная дорога — читать книгу онлайн бесплатно, автор Некрасов Николай Алексеевич

1

Николай Алексеевич Некрасов

Железная дорога

Посвящается детям

Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

(Разговор в вагоне)

I

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

II

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
«Любо нам видеть свой труд!

«Мы надрывались под зноем, под холодом,
«С вечно согнутой спиной,
«Жили в землянках, боролися с голодом,
«Мерзли и мокли, болели цингой.

«Грабили нас грамотеи-десятники,
«Секло начальство, давила нужда…
«Всё претерпели мы, божий ратники,
«Мирные дети труда!

«Братья! Вы наши плоды пожинаете!
«Нам же в земле истлевать суждено…
«Всё ли нас, бедных, добром поминаете
«Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорусс:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

III

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный», —
Ваня сказал, — «тысяч пять мужиков,

«Русских племен и пород представители
«Вдруг появились — и он мне сказал:
— «Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!

— Был я недавно в стонах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

— Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

— Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

— Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…

Образы и символы

Самым главным образом всего произведения становится сама железная дорога. Она является символом того времени, когда сотни ни в чём не повинных людей страдали и мучились от голода, прокладывая новые железные пути. В произведении показано, как восставшие погибшие люди, которые не смогли вытерпеть таких мук, направляются вслед за поездом, где едут генерал и Ванечка с рассказчиком.

Образ белоруса является собирательным и отражает все те муки, которым довелось прочувствовать многим крестьянам той эпохи. Рассказчик поражён тому, насколько привита любовь к труду у простого мужичка. Первые три главы стихотворения отведены под повествования о том, как на самом деле шёл процесс строительства путей. Увы, представители власти решили умолчать, сколько крестьян не выдержало и погибло за то время.

Образ купца достаточно противоречив. Этот мужчина может показаться «благодетелем», но на самом же деле он являлся мерзким человеком, который ненавидел простой народ и пользовался им ради своей выгоды. Он понимал, что обычный крестьянин не сможет отказаться от работы, так как это было приказом человека, который выше его по социальному статусу.

Николай Некрасов — Железная дорога

1

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…

2

Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого! С Волхова, с матушки Волги, с Оки, С разных концов государства великого — Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою, Ты уж не маленький!.. Волосом рус, Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно Изо дня в день налегала весь век… Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

3

В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! «Видел, папаша, я сон удивительный,- Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители Вдруг появились — и он

мне сказал: «Вот они — нашей дороги строители!..» Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене святого Стефана, Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани, Чудо искусства — он всё растаскал!»- «Я говорю не для вас, а для Вани…» Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!.. Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмущать. Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону…»

4

Рад показать! Слушай, мой милый: труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался… Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: «Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно… Пот отирает купчина с лица И говорит, подбоченясь картинно: «Ладно… нешто

… молодца !.. молодца !..

С богом, теперь по домам,- проздравляю! (Шапки долой — коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю И — недоимку дарю

!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее… Глядь: С песней десятники бочку катили… Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал… Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

989

# Стихи Некрасова

Композиционные особенности

Композиционный план «Железной дороги» поможет разобрать произведение по частям и понять каждую из них. Композиция стихотворения разделена на 4 смысловые части, каждая из которых плавно перетекает другую. В первой части перед читателями предстаёт прекрасный пейзаж: тонкий лёд на речке, пожелтевшие листья, кочи и пни.

Далее показывается совершенно противоположная картина: голод, муки крестьян, смерти и ужасные условия труда. Тут читателю представлен обычный рабочий, измождённый голодом, почти белый с упавшими веками. Дальше появляется образ толстого рабочего в синем кафтане. При помощи такого приёма автор хочет показать, насколько сильно отличалось положение разных слоёв общества в то время.

Особенностью композиции стихотворения можно назвать его эпиграф: в нем автор сразу сообщает, о том, что происходит. Герой стихотворения случайно слышит в поезде разговор двух других героев.

Благодаря этому разговору задается направление всему произведению: это и противопоставление простого народа власти, и двуличное отношение к народу представителей высшего общества. С одной стороны, Папаша, явно высокопоставленный чиновник, скорее всего, генерал, одевает сына Ванюшу в кучерский армяк, якобы приближая его к более низким сословиям ипытаясь показать тем самым свою близкость к народу; с другой — одной фразой унижает миллионы крестьян, низводит их труд, заявляя, что дорогу построил граф Клейнмихель, который руководил строительством, причем довольно жестким и грубым образом.

Некрасов оформил эпиграф как отрывок из пьесы с ремарками. Многие литераторы того времени использовали эпиграфы, чтобы обозначить проблему своего произведения, но брали цитаты из других авторов. Некрасов был едва ли не одним из первых, кто создал эпиграф на основе собственного стихотворения, предваряя его же.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: