Крещенский сочельник. баллада жуковского «светлана»

Краткое содержание баллады «Светлана» подробно

Вечером накануне Крещения девушки гадают на своих женихов. Светлана не принимает участия в затеях подруг. Она грустит о своем любимом, от которого уже целый год нет никаких вестей.

Стараясь развеять горе Светланы, девушки накрывают для нее стол белой скатертью и ставят на него зеркало со свечою. По народным поверьям в полночь в зеркале можно будет увидеть свою судьбу.

Светлана остается одна и с нетерпением всматривается в зеркало. Вскоре она слышит голос своего суженого. Девушка оборачивается и видит жениха, который зовет ее венчаться.

Светлана вместе с милым другом садится в сани и по залитой лунным светом степи отправляется в путь. Постепенно девушка начинает испытывать неясный страх, потому что ее спутник не говорит ни слова.

Сани останавливаются у небольшой церквушки. Через распахнутую дверь Светлана с ужасом видит, что посреди храма стоит гроб. Кони срываются с места и сквозь метель мчатся дальше. Жених по-прежнему молчит.

Наконец, вдалеке показывается какой-то огонек. Сани останавливаются перед небольшой избушкой и исчезают вместе с конями и суженым. Светлана остается одна посреди степи. Единственный выход – зайти в дом. Перекрестившись и проговорив молитву, девушка отворяет дверь.

В избушке никого нет, лишь так же, как и в церкви, стоит гроб, закрытый белым покрывалом. Испуганная Светлана робко усаживается в углу под иконами. К ней на грудь спускается неизвестно откуда взявшийся белый голубь.

Вьюга стихает, но Светлана видит, что покрывало начинает шевелиться. Оно внезапно срывается с гроба. Лежащий мертвец пытается подняться. Из гроба даже раздается стон.

Светлана уже готовится к страшной смерти, но белоснежный голубь перелетает на грудь мертвеца. Он в ярости скрежещет зубами, бросает на девушку страшный взгляд и бессильно затихает в гробу. Светлана с изумлением узнает в усопшем своего жениха.

Девушка просыпается за столом перед зеркалом. На дворе раздается крик петуха, в окно пробиваются лучи солнца. Светлана очень напугана. Ей кажется, что ужасный сон предвещает какое-то несчастье.

Мучаясь зловещими предчувствиями, Светлана смотрит в окно. Тут неожиданно вдали показываются сани, раздается веселый звон колокольчика. Приехавшим гостем оказывается живой и здоровый суженый девушки. Счастливая встреча влюбленных предвещает не беду, а долгожданную свадьбу.

Баллада завершается авторским выводом: нужно верить не в страшные приметы, а в свою судьбу.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Сюжет

В крещенский вечер девушки решили погадать. Они кидали за ворота собственные башмаки, кормили курицу пересчитанным зерном, клали в чашу с водой серьги и перстни, топили воск. Среди веселых подруг выделялась грустная, задумчивая Светлана. Прошел уже год, как уехал ее возлюбленный, и нет от него ни письма, ни весточки. Подружки посоветовали ей ночью погадать на суженого, который должен к ней явиться.

Светлана накрыла скатертью стол, поставила два столовых прибора, свечу и зеркало. Ей было страшно, но желание узнать свою судьбу взяло верх, и ровно в полночь девушка села за стол. Он с волнением вглядывалась в зеркало, и, незаметно для себя, уснула.

Светлане приснился страшный сон. Ей привиделось, будто в комнату вошел ее суженый и позвал ее обвенчаться в церкви, где уже поджидал их священник. Они вышли на улицу, сели в сани и пустились вскачь. Тусклый свет луны освещал ночную степь, и Светлана заметила, что ее возлюбленный был бледным, молчаливым, унылым. Вскоре показался храм, и через открытые двери были видны люди, склонившиеся над гробом с покойником. Светлане стало страшно, но молодой человек даже не попытался ее утешить.

Неожиданно поднялась сильная метель, закаркало воронье. Перед глазами Светланы появилась небольшая хижина, занесенная снегом. В этот миг исчезли сани вместе с женихом, и девушка вошла в избушку, в которой горел свет. Она увидела стол, накрытый белой скатертью, на котором стоял гроб с мертвецом. Девушка не на шутку испугалась, и кинулась к образам, прося защиту у Спасителя. Зажав в руках нательный крестик, она забилась в угол под иконами, и принялась неистово молиться.

Вьюга утихла, и в избушку неожиданно влетел белый голубок, который сел на грудь к Светлане и обнял ее своими крыльями. В этот момент покойник пошевелился и застонал. Он готов был выбраться из гроба, но белый голубок сел на грудь мертвеца и тот, обессилев, замер. Светлана с ужасом узнала в мертвеце своего возлюбленного. Она пробудилась ото сна, и увидела, что уже наступило утро.

Страшный сон не давал Светлане покоя. Она сидела у окна, переживая о том, что ее кошмар может сбыться наяву. Вдруг у ворот дома она увидела молодого парня, который оказался ее суженым. Разлука только укрепила его чувства, и он явился за Светланой, чтобы сделать ее своей женой. Мрачный сон девушки остался в прошлом…

Жанр и направление

Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.

В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.

Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.

В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.

Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?

Стихи на Крещение 19 января: общие и поздравления с праздником

Стихи на Крещение

Поздравляем с днем Крещения!
В этот день вода
Исцелит от всех болячек
Раз и навсегда!

Поздравляем! В это праздник
Церковь посети,
И скажи, склонив колени:
«Господи, прости!

Отпусти мне, если можешь
Все грехи мои!»
Вот тогда ты счастлив будешь
В мире и любви!

Колесник Ольга

Стихи на Крещение

Поздравляем вас с крещением господним!
Счастья вам желаем от души,
Чтобы в жизни вашей все сложилось,
Чтобы будни были хороши!

Чтоб была удача, настроение,
Преданные, верные друзья,
А еще — сибирское здоровье,
Любящая, верная семья!

Чтоб карьера шла успешно в гору,
И деньжат вам полный кошелек,
Поздравляем вас с крещением господним!
Пусть вам праздник счастье принесет!

Колесник Ольга

Стихи на Крещение 

Пускай в Крещенские морозы
Печали ваши прочь уйдут.
Пусть лишь от счастья будут слезы,
Благие вести пусть придут.

Хочу, чтоб чаще вы смеялись
И не грустили никогда!
Чтобы любовью восхищались,
И были счастливы всегда!

Стихи на Крещение Господне

Рукой пророка Иоанна
Давно крестился наш Христос.
И в синих водах Иордана
Благую весть он в мир принес.

С тех пор, мороза не боясь,
В январский день к реке идем,
Ныряя в воду и крестясь,
Грехи смываем, милость ждем.

И в церкви за святой водой
Идем для очищения.
Так праздник начинается святой —
Господнее Крещение.

Таня Ларина

Стихи на Крещение

Дивный день – Крещение Господне!
Праздник очищенья и добра!
Пусть морозы сильные сегодня —
Мы полны душевного тепла!

Нынче вся вода святою стала,
Кто смелее – в проруби уже!
Знаем мы обычаев немало,
Чтобы стало радостно душе!

Ледяной крещенскою водицей
С самого умоемся утра,
Чтобы чистотою насладиться,
Чтобы жизнь счастливою была!

Екатерина Шелыгина

Стихи на Крещение

Снежная пыль все дороги покрыла,
В белых одеждах деревья стоят.
В праздник Крещения светлые силы
Людям о мире и счастье твердят.

И, принимая их суть всей душою,
Каждый торопится радость встречать —
Бог их ведет путеводной звездою
И улыбается с неба опять.

Ольга Теплякова

Теперь у вас есть стихи на Кещение, которые можно использовать как поздравления или смс. 

Читай также: Крещение в Киеве: моржевание, снеговики и канатная дорога

Читай также: Святочные крещенские гадания: 3 проверенных способа

Читай также: Крещение: 5 рецептов выпечки

Я первую свечу поставлю на Крещение

Я первую свечу поставлю на Крещение.
И небеса просить я буду о добре!
Что бы враги мои, в день своего рождения,
Купались не в деньгах, а в счастье и тепле!

Вторую я свечу зажгу на день влюблённых.
Пусть с самого утра её огонь горит.
И каждый из мужчин, любовью окрыленный,
Любимою свою всю жизнь боготворит!

А третью я зажгу не в феврале, а марте.
За каждую из нас, что Евой рождена.
Чтоб женская любовь не знала слово хватит!
Сверкала красотой и мудрою была!

Четвертую свечу зажгу к весны приходу,

Чтобы сердца людей наполнила капель.
А пятую свечу — в грозу, на непогоду,
Зажгу, чтоб злой навет не постучался в дверь.

Шестую — за детей! Чтоб матерей простили.
И не кляли отцов, что с ними не живут.
Чтоб женщину и мать они превозносили!
И праведно живя, не знали злобы путь!

Последнюю зажгу — за каждую слезинку!
Врагам, прощая зло, соперницам мужчин.
Стихами напишу души своей картинку,
И в пламени сожгу для мести сто причин!

Лара Залевская

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Светлана. Василий Жуковский

В. Жуковский «Светлана»

Ничего не понимаю в стихах 47.99%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.96%

Нет времени, нужно другим заниматься 31.05%

Василий Жуковский Мальчик с пальчик (Сказка)

СказкаЖил маленький мальчик: Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик, Как искры глазенки, Как пух волосенки; Он жил меж …

Василий Жуковский К самому себе

Ты унываешь о днях, невозвратно протекших, Горестной мыслью, тоской безнадежной их призывая — Будь настоящее твой утешительный гений! Веря ему, …

Василий Жуковский Бедный певец

Василий Жуковский Жалоба (О, где вы, прекрасные дни)

О, где вы, прекрасные дни? Куда улетели так скоро? Печаль поселилась в душе, Весельем дышавшей так вольно. О, где вы, …

Василий Жуковский Исповедь батистового платка

Василий Жуковский Там небеса и воды ясны

Василий Жуковский Уединение

Дружись с Уединеньем! Изнежен наслажденьем, Сын света незнаком С сим добрым божеством, Ни труженик унылый, Безмолвный раб могилы, Презревший Божий …

Василий Жуковский Подробный отчет о луне

Василий Жуковский Эльвина и Эдвин

Василий Жуковский Кубок

И вдруг, успокоясь, волненье легло; И грозно из пены седой Разинулось чёрною щелью жерло; И воды обратно толпой Помчались во …

Евгений Евтушенко Что знает о любви любовь

Владимир Маяковский В РСФСР 130 миллионов населения (Агитплакаты)

Георгий Иванов Странствующая лотерея

Афиша самодельная пестро Раскрашена: «Спешите поскорее Испробовать судьбу на лотерее. Посуда, накладное серебро И всевозможная …

Владимир Британишский Праздную твои приезды

Владислав Ходасевич Ряженые

Евгений Евтушенко Бык

Валерий Брюсов Не довольно ль вы прошлое нежили

Иван Козлов К другу Василию Андреевичу Жуковскому

Георгий Иванов Стоят сады в сияньи белоснежном

Владимир Солоухин Греми, вдохновенная лира

Анализ стихотворения Василия Андреевича Жуковского «Светлана»

Появлению культовой русской баллады, опубликованной в 1813 г., предшествовала первая попытка — романтическое произведение «Людмила», служившее вольным переложением знаковой «Леноры» Бюргера. Жуковский, известный и признанный поэт, стремился перенести жанровые особенности баллады на русскую почву.

Сюжетная завязка «Людмилы и «Светланы» одинакова. Она восходит к архетипическому сюжету о женихе-мертвеце, который является невесте после долгой разлуки и приглашает в ночную поездку. Девушка начинает подозревать неладное, когда находится далеко от дома — в дороге, в незнакомом месте. Возможны как положительная, так и негативная сюжетные развязки.

Мотивы женской тоски и тревоги в разлуке с любимым — еще один момент, сближающий две баллады. Имеющие общие черты в зачине, в остальном произведения различны: мрачный мистический колорит финала «Людмилы» контрастирует с радостной жизнеутверждающей концовкой «Светланы».

Тема святочных гаданий и праздничной атмосферы вокруг них стала творческой находкой Жуковского, которая определила национальный колорит поэмы. Упоминания способов гадания, фрагменты обрядовых песен и молитвы — все эти детали сформировали оригинальный контекст, существующий в рамках романтического сюжета.

Образ главной героини создан по принципам народных представлений о морали, переданных в фольклорных произведениях. Смиренная, робкая, любящая, милая и верная — с поправкой на романтизированную народность стиля баллады Светлана вполне соответствует облику красной девицы из песни или сказки.

Повествователь симпатизирует очаровательной героине: самым страшным испытанием для нее становится кошмарный сон, да и в нем девушку защищает чудесный помощник — «белоснежный голубок». Финальная строфа баллады звучит как благословение. Повествователь желает Светлане радостной беспечальной судьбы, призывая божественное начало в покровители героине, искренней в своей вере.

Сразу после публикации поэма заслужила репутацию литературного шедевра. Влияние произведения на культурную жизнь России не ограничивается многочисленными литературными реминисценциями. Под впечатлением поэмы были созданы музыкальные произведения и художественные полотна, самое известное из которых — работа Брюллова «Гадающая Светлана». Отдельные фрагменты баллады, переработанные народным сознанием, вошли в фольклор.

Литературное имя, ставшее заглавием, было впервые упомянуто в стихотворении Востокова, но своей известностью оно обязано строчкам Жуковского. В XX в. поэтическое имя «Светлана», которое успело избавиться от примеси искусственности, приобрело полноправный статус личного имени.

Проблемы

В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства

В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню

Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

Анализ №3

Стихотворение «Светлана» было написано В. А. Жуковским в 1812 году. Поэт посвятил его замужеству своей племянницы, А. А. Протасовой. В качестве первоисточника было использовано стихотворение немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора», которое вдохновило В. А. Жуковского на создание русскоязычной версии.

Стиль данного произведения соответствует направлению «романтизм», для которого характерно раскрытие внутреннего мира главного героя через переживание его эмоций, чувств. Стихотворение написано в жанре баллада, который также соответствует упомянутому направлению. Особенностью жанра принято считать мистический сюжет произведения.

В анализируемом стихотворении присутствует символика русского фольклора: черный ворон, как вестник смерти; белый голубь, как символ Святого Духа; с криком петуха исчезают все видения. Кроме того, В. А. Жуковский неслучайно использует один из основных мотивов немецкого народного творчества, а именно умыкание невесты мертвецом.

Основная тема стихотворения соответствует теме любви. Именно любовь толкает Светлану на необдуманный поступок, который противоречит православным традициям. Раскрытие темы автор осуществляет на примере традиционных крещенских гаданий незамужних девушек на суженого. Одна из девушек, Светлана, при помощи гадания захотела узнать о судьбе своего жениха, находящегося на войне. В результате Светлана увидела страшное видение: панихиду, метель, избу в заснеженном поле с черным гробом, в котором лежал ее жених. Искренняя молитва помогла Светлане очнуться, видение оказалось кошмарным сном – отражением ее собственных страхов. После пробуждения Светлана видит жениха, благополучно вернувшегося с войны.

Следует отметить, что в отличие от немецкого оригинала во время видения Светлана молится Богу и просит защиты, которую вскоре и получает – ей удается избежать смертельных объятий мертвеца. В то время как Ленора обращается к высшим силам с роптаньем, что ее жених не вернулся с войны, и, как следствие, навлекает на себя беду.

Главной идеей стихотворения является мысль о том, что необходимо верить в Божий промысел и не отступать от его законов, в том числе не прибегать к помощи нечистой силы посредством гаданий, как это сделала Светлана.

Средства художественной выразительности и художественные детали, которыми столь богата баллада «Светлана», играют особую роль в создании нужного образа. При описании видения Светланы, автор использует преимущественно черный и белый цвет, например, «черный гроб», «бледен и унылый», «белоснежный голубок» и др. При описании же событий в реальности преобладают естественные яркие цвета, например, «серьги изумрудны», «пар алеет» и др. Такое противопоставление не случайно – автор стремится развести мир живых и мир мертвых.

Кроме того, для мира мертвых характерно неестественное отсутствие каких-либо звуков, характерных для мира живых. Например, «тихий, легкий шепот» жениха, «страшное молчанье» в избе и, наоборот, «шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем».

Основой композиции стихотворения является противопоставление, главным образом сна и реальности, смерти и жизни, веры и суеверий и т.д.

В своем произведении В. А. Жуковский поднимает несколько проблем. Во-первых, проблема принятия человеком своей судьбы. Несмотря на обрушившиеся на нее страхи, Светлана не обвиняет никого в смерти своего любимого, а кротко молит о его спасении. Таким образом, автор хочет показать силу любви и веры, способные победить злые силы.

Во-вторых, поднимается проблема суеверия, к которому столь склонен русский народ. Наряду с религиозностью, люди продолжают верить в приметы, осуществлять языческие ритуалы.

В отличие от баллады немецкого поэта Жуковский выбирает благополучное завершение истории для главных героев. Кошмарное видение оказывается сном, а реальность представлена счастливой встречей влюбленных. Таким образом, Жуковский хочет лишь преподать урок, не желая жестоко наказывать свою героиню.

9 класс по плану кратко

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799—1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг;  во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) Светлане было необходимо взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя.

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет», «та ж любовь в его очах». Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Песня «Огонек». История создания. Ноты. Видео

Композитор Владимир Шаинский. Пропала собака

Иван Купала. Купальские песни. Тексты песен

Характеристика образа Светланы

(СВЕТЛАНА Баллада, 1808—1811)

Светлана — героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», — возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. «Светлана» — попытка создания идеального национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души — чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее — в сентиментальном ключе — под девушку из народной песни или сказки.

Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и — пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.

Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысляются в «Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.

Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои «страшных» баллад Жуковского — всегда «страдальческая сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои — жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. — небалладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы — лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» — и «Леноры» — не выходит за пределы ночи.)

С. — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины — адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И. И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе «Арзамас» самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском «крещении» имя оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не только именем, но и душою». Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.

А. С. Пушкин использовал «молчаливый и грустный» образ С. для характеристики своей героини Татьяны («Евгений Онегин», гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Темы

Основными темами произведения являются любовь и вера.

Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
Традиции Руси

Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа

Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: