Ход занятия
ВОС – ЛЬ: Сегодня в детский сад почтальон принес письмо для детей средней группы №6 (Читает письмо) : «Мы жители страны Доброты, находимся в беде. Мы попали в плен к злому волку. И теперь у нас в стране происходят постоянные драки и ссоры. Помогите нам!»
Да, ребята, действительно, это беда! Очень приятно и радостно смотреть на детей, которые дружно играют. Но вот слышится плач. Крики. Что же случилось? Произошла ссора. – Ребята, ссора это хорошо или плохо? – Почему вы так думаете? – Отчего случаются ссоры? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ВОС – ЛЬ: Ссора – это всегда неприятность. Как научиться не ссориться, жить со всеми в дружбе? Для этого надо научиться управлять своими чувствами. «Управлять своими чувствами – как это?» — спросите вы. Это значит, уступить игрушку, когда тебе не хочется ее отдавать, кого-то не толкнуть или ударить, когда очень злишься, не обидеть более слабого, зная, что ты сильнее. Вы согласны помочь жителям страны Доброты?
ВОС-ЛЬ: Ну, что же тогда не будем терять времени даром и отправимся в путь. Чтоб попасть в эту страну, нужно сказать волшебные слова: «Раз, два, три в страну Доброты попади!» и два раза повернуться вокруг себя.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ
ВОС-ЛЬ: Ну, вот мы и очутились в стране Доброты. Посмотрите, вон сидит зайчиха с зайчонком и о чем-то говорят. Послушаем?
У пенька
Зайчиха, сидя у пенька, Учила шустрого сынка: — Будь смел, Не хвастай и не ври! Чужой капусты не бери! Не жми при встрече Волчьих лап! Не обижай того, кто слаб! Не смейся над чужой бедой! С голодным поделись едой! Обидных кличек не давай! Осла глупцом не называй! Еще запомни сын: неловко Дарить мышонку мышеловку, Лисе – капкан, Ершу – крючок, А поросенку – пятачок! Г. Ладонщиков
ВОС-ЛЬ: Какая умная мама – зайчиха! Как вы думаете, правильно она говорила сынку – зайчику, как надо себя вести? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. ВОС-ЛЬ: Посмотрите, вон еще жители сказочной страны – собачки! У них тоже что-то случилось. Послушаем?
Трусливый задира
Барбос напал из-за угла На маленького Тяпку; Ошейник разорвал со зла, Поранил бок и лапку. На помощь Тяпке прибежал Сосед, Полкан лохматый. Задира тут же хвост поджал, Затявкал виновато: -Полкан Трезорович, поверь, Я никого не трогал… -Не верю! Ты – коварный зверь! – Полкан ответил строго. – Сейчас тебя я проучу, Чтоб не кичился силой! Задира взвыл, Но мне ничуть Его не жалко было. Г. Ладонщиков
ВОС-ЛЬ: Какой врун и задира Барбос? Правильно ли поступил Полкан? А как бы поступили вы? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. ВОС-ЛЬ: А теперь послушайте, какие еще ситуации были в стране «Доброта» : — Девочка играла в куклы. Построила домик. Пришел мальчик и все поломал. Девочка заплакала и больно ущипнула мальчика. Мальчик тоже заплакал – Почему произошла ссора? – Как можно было избежать ссоры? – У Маши красивая кукла. У Даши такой куклы нет. Даша взяла без спроса куклу маши и унесла домой. Девочки поссорились. – Кто виноват в ссоре? – Как можно было избежать ссоры? Давайте обсудим пословицы: — Когда двое сердятся, оба виноваты. – Ругательство – не доказательство. – Кто много болтает, тому часто попадает. – Кто зазнается, тот без друзей останется.
ВОС-ЛЬ показывает детям картинку – индюка и читает стихотворение:
Индюк
Индюк надутый всем знаком, Но дружат с ним едва ли. Не важничай, чтоб индюком Тебя не называли. Я. Аким
— Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
ВОС-ЛЬ: А вот послушайте еще одно стихотворение Романа Сеф:
Слезы
Ты можешь плакать Двадцать дней И двадцать пять ночей, Пока из горьких слез твоих Не побежит ручей. Ты можешь плакать и тогда. Когда Соленая вода через леса И города польется к морю. Ты можешь плакать много лет, Пока не станешь стар и сед, Но слезы не спасут от бед И не помогут горю. А если это ясно, То не реви напрасно.
ВОС-ЛЬ: Дети, вы помогли жителям волшебной страны, прогнали злого волка своими правильными ответами на вопросы: «Что такое ссора?», «Как можно избежать ссоры?», обсудили пословицы о дружбе, а сами вы – дружные ребята? Любите играть? Давайте поиграем! ВОС-ЛЬ организует с детьми хоровод.
Распахни глаза пошире, Растяни в улыбке рот, Не грусти, ведь в этом мире Нас и радость ждет. Детки – веселый народ. Если играть надоело, То завести хоровод — Тоже занятное дело! Хоровод мы ведем, мы ведем, мы ведем, Дружно песенку поем, мы поем, мы поем. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля. В хороводе все друзья, все друзья, все друзья. Друг за дружкою идем, мы идем, мы идем. Снова песенку поем, мы поем, мы поем. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля. В хороводе все друзья, все друзья, все друзья.
За игрой
Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра, А дружба не кончается (хором) Ура! Ура! Ура! В. Берестов
Совет
Поссорились чашка и блюдце. Сейчас они разобьются, Скоро в кухне, на полке, Будут лежать осколки. И ты не ссорься напрасно – Это очень опасно. Р. Сеф
БЕЛЫЙ ЦВЕТОК
Утром Зайчик стал рассказывать свою сказку.— Ты, Мишка, пришёл из магазина, — дрожащим голоском начал он. — А я прямо из леса.— Рассказывай! — не поверил Мишка.— А я что делаю? — пискнул Зайчик. — Ну так вот. Однажды мы с моей прежней хозяйкой гуляли по лесу. Вдруг кто-то залаял. Хозяйка испугалась и убежала. А меня уронила.
— Трррусиха и рррастяпа! — перебил Бобик.— Возможно, — согласился Зайчик. — Ну так вот. Я остался один в лесу. Маленький игрушечный Зайчик в настоящем большом лесу!«Чей он? Зачем он?» — кричали птицы.«Не наш! Не наш!» — шумели деревья.А я сидел под кустиком и боялся.Ой, как жутко на лесной лужайкеБедному игрушечному Зайке!Кружится над Зайкой стрекозаИ глядит, глядит во все глаза,И пчела над Зайкой прожужжала, —У неё ужаснейшее жало,И жуки рогатые ползут,Ахнуть не успеешь — загрызут.Бегают по Зайчику мурашки.Ой, как страшно Зайчику-бедняжке!— Фррр! — удивился Мишка. — Чего ж тут страшного?Зайчик покосился на него и продолжал:— Вдруг из кустов — топ-топ! — ужасный зверь, серый, уши торчком, — прямо на меня! Я упал и заплакал. А зверь ускакал.«Ты чего плачешь?» — услышал я чей-то голос. Это был Белый цветок.Я рассказал ему про ужасного зверя и про то, как в лесу страшно.«Не бойся! — успокоил меня Белый цветок. — Никто тебя не тронет. Кому ты здесь нужен? А серый зверь — это заяц, обыкновенный лесной заяц».Тут я Цветку не поверил. Заяц — это я. Никаких других зайцев быть не может.«Хочешь, я сделаю так, чтобы тебя нашли? — спросил Белый цветок. — Только наберись терпения».Ждал я, ждал, а Белый цветок взял и осыпался. Вместо него появилась какая-то ягода.«Ну, думаю, сначала меня бросили, потом обманули».Ягода молчала и росла, росла и молчала.«Никто меня не любит», — думал я тёмной ночью.«Никому я не нужен», — думал я, когда шёл дождь.Ягода стала большой, красной, душистой.И вот однажды в лесу появились ребята.Они шли и все время кланялись. А вид у них был такой, будто они что-то в лесу потеряли.«Кого это они ищут? — подумал я. — Наверное, меня!»Но вдруг я услышал такую песенку:Человек идёт,Ягоду берёт,Белую,НеспелуюОтправляет в рот,Красную,ПрекраснуюВ кружечку кладёт.И я понял: в лес ходят за грибами, за ягодами, за цветами, но ни один мальчик, ни одна девочка, не говоря уже о мамах и папах, не пойдёт в лес за розовыми игрушечными зайцами. Ведь их ищут не в лесу, а в магазине игрушек.«Ну и ягода! Такой ягоды, наверное, никто ещё и не видел. Идите все сюда! Смотрите, какое чудо! — услышал я прямо над собой чей-то голос. — Ой, тут кто-то сидит! Кто это? Зайчик! Игрушечный Зайчик! Смотрите, кого я нашла!»И я попал к вам…— Папа Зайчик, — сказала Катя. — Белый цветок тебя не обманул. Он и вправду сделал так, чтобы тебя нашли.— Возможно, — согласился Зайчик. Все решили, что Белый цветок очень хороший.— И ягода тоже, — вздохнул Мишка. — Она сладкая.И тут все поняли, почему Зайчик так любит свою подушку, зелёную в красный горошек. Это память о лесе, о красных ягодах в зелёной траве.