Рассказ «Анна, не грусти!» Н. М. Булгакова: какой план составить? Краткое содержание
- Чтобы составить план нужно прочесть сам рассказ и знать суть произведения. И план будет таковым;
- Две подружки решили кататься на коньках, это Аня и Катя.
- Произошел на катке несчастный случай, Катя падает на лед и получает перелом на позвоночнике.
- Девочку увезли в больницу, она одинока.
- Кате очень плохо и грустно в больнице, ей хочется домой.
- Приход подруги в больницу и ее следы, они смотрят друг на друга через стекло.
- Они начали общаться путем написания записок.
- Катя написала Анне, волшебное слово- не грусти.
- У девочки появилась улыбка на устах и поднялось настроение.
- Вот таким должен быть план рассказа.
Как составить план к рассказу «Анна, не грусти!» Н. М. Булгакова?
- Очень трогательный рассказ, так и в жизни бывает, что лежат детки в больницах. И в такое время всем очень нужна поддержка:
- 1)Катя падает с горки и ее увозят в больницу
- 2)В больнице все строго, никого не пускают
- 3)Катя грустит, у нее есть иконка
4)В больницу пришла Аня. Нашла дырку в окне и увидела Катю.
- 5)Катя играла с утенком, Аня ее пожалела
- 6)Девочки стали кричать через окно, а потом придумали общаться записками
- 7)Перед уходом Катя написала, Аня, не грусти
- 8)Аня обрадовалась, и будет еще ждать Катю
Рассказ рассказывает читателям о сложных переживаниях двух маленьких героинь, которых разделило больничное стекло. Он вызывает противоположные чувства: от него и грустно становится, и радостно одновременно. А план вышел у меня таким:
- Несчастный случай на горке.
- Катя попадает в больницу с переломом позвоночника.
- Больничная скука.
- Диалог Ани и Кати через дырочку в окне.
- Волшебная записка, на лице Кати появляется улыбка.
Краткое содержание рассказа «Анна, не грусти!»
- Катя и Аня, две сестры, катались с горки, внезапно Катя неловко упала и не смогла встать.
- Аня побежала домой и привела папу, который отнес Катю на руках.
- У девочки определили перелом и отвезли в больницу.
- Аня решила навестить Катю после уроков и подошла к окну Катиной палаты.
- Она обнаружила покарябанную дырочку в краске на стекле и увидела в палате Катю.
- Катя лежала грустная и держала надувного утенка.
- Она была такая несчастная, что Аня даже заплакала от жалости к сестре.
- Она подумала, а что было бы если бы она пошла после уроков к подруге?
- Катя бы так одна и играла с утенком часами.
- Аня закричала «Катя», и Катя услышала ее и сразу стала веселой.
- Девочки стали писать друг другу записки.
- Ане не хотелось уходить и Катя это поняла, она написала записку и приложила ее к стеклу.
- Там было написано «Анна, не грусти!»
Краткий отзыв о произведении «Анна, не грусти!» для читательского дневника
- Рассказ священника Николая Булгакова мне очень понравился своей добротой и каким-то неярким светом, которым освещены его строки.
- Что в нем происходит?
- Девочка Катя попадает в больницу с переломом и конечно ей одиноко и грустно.
- Ее сестра Аня приходит к Кате, и очень жалеет ее, а когда настает пора расстаться, Аня чуть не плачет от грусти, от нежелания покидать Катю.
- И больная Катя из своей палаты поддерживает сестренку, пишет ей простое слово «Не грусти».
Пословицы:
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает.
Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 08.05.2021 02:50 1317 Шляхецкий Илья.
Краткое содержание 1 — 14 главы (ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН)
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 02:27 421 Гайнуллина Акерке.
13 подвиг Геракла Почему на уроке математики всегда была тишина? Помогите
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 01:51 239 Шталтовой Александр.
Дом-это там,где твоё сердце 2)Мой дом-моя крепость 3)Мой дом-моя Родина 4)Главный дом человек в
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 01:34 288 Ершова Диана.
Сравни чувства и поведение главных героев в разных ситуациях бременские музыканты
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 01:57 235 Semchuk Lilia.
ДАЮ 13 БАЛЛОВ хелп плиз)нужно составить рассказ об осени,5-10 предложений.P.s:можно не из интернет
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 01:23 246 Дмитриева Настя.
Какая рифма в стихотворения Зима автор Иван Захарович Сариков
Ответов: 2
Литература 08.05.2021 01:19 253 Касумова Диана.
Что объединяет произведения разных писателей
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 01:17 322 Михайлова Инесса.
Помогите ответить на вопросы. Рассказ «Кавказский пленник». Вопросы: 1. Если бы совершенно точно у
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 01:28 307 Шаркова София.
Главная проблема произведения А.П.Чехова «Хамелеон»?
Ответов: 1
Литература 08.05.2021 01:22 253 Шкурко Вікторія.
Чого навчив Джонатан зграю
Ответов: 1
Слайды и текст этой презентации
Литературное чтение 2 класс
УМК «Школа России»
Проверочные задания по рассказу Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
Вастьянова Л. Л.,учитель начальных классовМКОУ «Мамонтовская СОШ»Мамонтовского районаАлтайского края2019 год
Знаете ли вы?
Автор текста рассказа — Николай Алексеевич Булгаков в настоящее время служит священником в Московской области.
Родился в 1950 году. Член Союза писателей России с 1992 года.
Знаете ли вы?
Николай Алексеевич Булгаков написал книгу про двух сестёр «Аня и Катя», которые учатся жить между собой в любви и мире.
В 2008 году на конкурсе «Просвещение через книгу» Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации «Лучшая детская и юношеская книга».
1. Выберите пропущенное слово: «Оказалось, дело серьёзное, у ____ перелом».
А. Ани
Б. Кати
В. Марины
Г. папы
2. Определите, с чем играла Катя?
А. С веером
Б. С апельсином
В. С надувным утёнком
Г. С открыткой
3. Определите, что НЕ приносила Аня Кате?
А. Веер
Б. Апельсин
В. Раскраску
Г. Открытку
4. Определите, что хотела маленькая девочка?
А. Веер
Б. Апельсин
В. Раскраску
Г. Открытку
5. Определите, когда происходят события в рассказе?
А. Летом
Б. Осенью
В. Весной
Г. Зимой
6. Определите, кто написал записку: «СПАСИБО!»
А. Аня
Б. Катя
В. Марина
Г. Папа
7. Определите, кто это: «В сереньком халате, с кудрявыми белыми волосами»?
А. Аня
Б. Катя
В. Марина
Г. Маленькая девочка
8. Определите, как добиралась Аня в больницу к Кате?
А. На автобусе
Б. На метро
В. На трамвае
Г. На троллейбусе
9. Определите, почему Кате было хорошо и радостно?
А. Папа принёс веер
Б. К ней приходила Аня
В. Посмотрела раскраску
Г. Принесли обед
10. Определите, какая пословица подходит к рассказу?
А. Мир да лад — большой клад.
Б. Берись дружно — не будет грузно.
В. Друг познаётся в беде.
Г. Добрый человек добру и учит.
Проверим задания по рассказу Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
1. Выберите пропущенное слово: «Оказалось, дело серьёзное, у ____ перелом».
А. Ани
Б. Кати
В. Марины
Г. папы
2. Определите, с чем играла Катя?
А. С веером
Б. С апельсином
В. С надувным утёнком
Г. С открыткой
3. Определите, что НЕ приносила Аня Кате?
А. Веер
Б. Апельсин
В. Раскраску
Г. Открытку
4. Определите, что хотела маленькая девочка?
А. Веер
Б. Апельсин
В. Раскраску
Г. Открытку
5. Определите, когда происходят события в рассказе?
А. Летом
Б. Осенью
В. Весной
Г. Зимой
6. Определите, кто написал записку: «СПАСИБО!»
А. Аня
Б. Катя
В. Марина
Г. Папа
7. Определите, кто это: «В сереньком халате, с кудрявыми белыми волосами»?
А. Аня
Б. Катя
В. Марина
Г. Маленькая девочка
8. Определите, как добиралась Аня в больницу к Кате?
А. На автобусе
Б. На метро
В. На трамвае
Г. На троллейбусе
9. Определите, почему Кате было хорошо и радостно?
А. Папа принёс веер
Б. К ней приходила Аня
В. Посмотрела раскраску
Г. Принесли обед
10. Определите, какая пословица подходит к рассказу?
А. Мир да лад — большой клад.
Б. Берись дружно — не будет грузно.
В. Друг познаётся в беде.
Г. Добрый человек добру и учит.
Оценим работу!
«5» — нет ошибок«4» — 1 – 2 ошибки«3» — 3 ошибки«2» — более 3 ошибок Благодарю за работу!
Интернет ресурсы
http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)студияэскиз.рф900igr.netinfourok.ruderzhavnaya.narod.rudutsadok.com.uaantalyaelitestroy.rualexgrim.rupngpix.comforkidsandmum.rustoma9.ruru.aliexpress.com
Использованная литература
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.2. – М.: Просвещение, 2018Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
- Преподаватель-Амзеева Галина Алексеевна, учитель начальных классов
- Образовательное учреждение – МКОУ Поселковая СОШ
- Предмет — Литературное чтение
- Класс— второй
Тема: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
- Цели урока:- ознакомить учащихся с рассказом Н.
Булгакова;
- -учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему;
- -помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа;
- -воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; —продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
Оборудование:- учебник «Родная речь. 2 класс» Л.Ф. Климанова,
-карточки с цитатой В.А. Сухомлинского для игры «Оставьте за мной последнее слово», —записи на доске,
— толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Постановка цели. Актуализация знаний.
— Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, о том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.
— Как вы понимаете слово сопереживание?
— Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
Сопереживание — способность к сопереживанию.
Игра «Оставьте за мной последнее слово»
У каждого ученика карточка с высказыванием В. А. Сухомлинского:
«Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству».
— Прочитайте текст и подумайте над этим высказыванием.
- Выберите понравившуюся цитату или предложение, запишите в тетрадь и напишите мини-сочинение к этой цитате.
- Бывали ли в вашей жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили вам на помощь?
По окончании самостоятельной работы, один ученик зачитывает свою цитату, остальные рассуждают вслух, дополняют её. Когда все высказали своё мнение, завершает тот, кто читал цитату – зачитывает своё сочинение.
Делается вывод: в этом высказывании речь идёт о сопереживании. (Умении мысленно представить себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умении понять чужое душевное состояние.)
3.Изучение нового материала .
1)Подготовка к чтению. Словарная работа.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?
- — Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении.
- По ходу чтения уточняется значение непонятных слов.
- Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.
- 2) Чтение по цепочке.
- 3) Беседа после чтения.
— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?
— Как зовут девочку, попавшую в беду?
— Что произошло на горке?
— Как описана в рассказе больница? Прочитайте.
- — Какой Аня увидела палату?
- — Что делала Катя?
- — Почему Аня заплакала?
- — А как отреагировала на приход подруги Катя?
- — Как девочки разговаривали через стекло?
— Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?
— А чему радовалась Катя, лежа в больнице?
— Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?
4.Физминутка .
5.Закрепление изученного материала .
- — Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.
- — С чего начинается рассказ?
- — Где заканчивается первая часть и начинается вторая?
И т.д.
Составляется план:
1.Случай на горке.
2.Описание больницы.
3.Аня рассматривает палату в больнице.
4. Аня заплакала.
5.Разговор через стекло.
6. Катя улыбается.
— Какие части главные?
— Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании.)
6.Итог урока .
— О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
— Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?
— Сформулируйте главную мысль рассказа.
— Какая пословица точнее выражает главную мысль рассказа? Докажите свою точку зрения.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Не мил и свет, когда друга нет.
7.Домашнее задание .
Подготовить пересказ рассказа «Анна, не грусти!» по плану.
Ответы на вопрос
Отвечает Романова Софья.
Один раз зимой, когда Аня и Катя катались, как всегда, с горки, Катя вдруг как-то странно упала — и не кричит, и не встает, а только тихо зовет Аню.Аня подошла, Катя говорит:— Я упала.— Ну, и вставай, — говорит Аня.— Не могу, — тихо сказала Катя. — Очень болит.Аня побежала домой, папа принес Катю на руках, её положили в постель. Пришел врач — оказалось, дело серьезное. У Кати — перелом позвоночника. Приехала белая медицинская машина, и Катю увезли в больницу.Больница у Кати особая, строгая, дети лежат на специальных кроватях, широких и жёстких — чтобы всё правильно срасталось. У кого рука сломана, у кого нога. И никого не пускают к ним в гости, даже взрослых.Катя ещё маленькая, ей очень грустно. Ей передали из дома иконки и поставили над кроватью.После уроков Аня пришла к Катиному окну. Стекло почти доверху замазано белой краской, но кто-то раньше прокорябал в нём дырочку, и Аня стала смотреть в неё, искать Катю. Она видела палату, многих незнакомых ей детей — они лежали, или медленно ходили с толстой перевязанной шеей, или смотрели куда-то вдаль. Ане не было видно, где кончается их взгляд, что они видят.И тут Аня заметила Катю. Такую знакомую! Прямо тут, возле окна. Она — как все дети здесь, в сереньком халате, только личико совсем домашнее, Катино. С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких других детей. Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой, и смотрела на него, и что-то ему тихонько иногда говорила. Так же, как она играла, наверно, и час, и два до этого, и собиралась, наверно, играть и завтра, и потом…Аня увидела Катю и заплакала. И совсем перестала что-нибудь видеть сквозь стекло.Аня подумала, что Катя вот так, совсем одна, играет, играет здесь всегда… Как будто ничего особенного нет вокруг неё… И если бы она, Аня, не пришла к ней сегодня, у неё бы ничего не было, только этот утёнок. И, может, ещё час Аня бы к ней не пришла — зашла бы после уроков к Марине из их класса — а Катя бы так и играла…И тогда Аня закричала скорей в окно:— Ка-атя! Катя-а!И Катя тут же всё поняла — что пришла Аня! Прямо сейчас стоит за окном, здесь! Она встрепенулась, улыбнулась и стала вдруг совсем другая, весёлая, не больничная. Она стала смотреть на окно, но ещё не видела Аню — через какую дырку Аня смотрит, где Анин глаз. Наконец, нашла, и стала совсем счастливая. Аня подставила к окну ящик, встала на него и показала Кате через верхнюю, незакрашенную часть окна раскраску, которую ей купила, и открытку, и апельсин. Аня кричала в окно что есть силы, и Катя кое-что слышала. А что отвечала ей Катя, Аня совсем не могла разобрать.Рядом с Аней, у соседнего окна, стоял папа, который пришел к другой девочке, она лежала сзади, в глубине палаты. Девочка была маленькая, у неё было заплаканное лицо, она кричала изо всех сил:— Папа! Принеси мне веер!— Что? — никак не мог понять папа.— Веер! — снова кричала девочка. — Хочу веер!— Какой веер? — наконец, разобрал папа. — Зачем?— Махаться, махаться! — показала девочка. — Он лежит на полке рядом с попугаем!— Хорошо, хорошо, — закивал головой папа.Аня опять посмотрела на Катино окно и увидела, что Катя держит записку, которую написала и приложила к стеклу. Аня прочитала — что Катя всё время кричала:»СПАСИБО!»Аня нашла в портфеле кусочек бумажки и карандаш и тоже стала прикладывать свои записки к стеклу и держать, пока Катя не прочтёт. Так они записками и разговаривали. И ещё, конечно, личиками помогали — чтобы было понятно всё.Наконец, Кате с той стороны принесли обед, надо было расходиться.Аня подумала, как сейчас пойдет домой, на троллейбус, по шумному городу, мимо зоопарка. Она всё может, везде ходить, всё делать, на всё смотреть… не через дырочку…Аня стояла такая печальная!Она ещё раз посмотрела на окно — и тут увидела, что Катя, оказывается, приложила к стеклу и держит новую записку:«АННА, НЕ ГРУСТИ!»И улыбнулась Ане в своем сереньком халате. Кате было хорошо и радостно. К ней только что приходила Аня, ещё даже не ушла, и всё вокруг неё там, в больнице, теперь уже совсем другое, не грустное, даже не чужое, потому что всё это видела Аня, потому что Аня ещё когда-нибудь придёт, пусть и не завтра, не очень скоро — она есть у неё всегда.Священник Николай Булгаков
Начало событий
Одним зимним днем две сестры захотели покататься на горке. Им было очень весело, однако, неожиданно Катя неудачно упала. Но она не стала плакать, а тихонько подозвала к себе Аню. Та быстро прибежала, но не смогла ей ничем помочь, потому что из-за невыносимой боли девочка не могла даже пошевелить ногой.
Аня быстро побежала домой, чтобы позвать отца, который на руках отнес сестру в квартиру. Затем приехал врач и сообщил, что у девочки сложный перелом и ее необходимо срочно везти в больницу. Вечером Аня намеревалась поиграть с подружками, но передумала и решила проведать сестренку. Она намеревалась заглянуть в медицинскую палату через окно, однако оно было всплошную замазано краской белого цвета.
Только в одном месте находилась небольшая дырочка, которую сделал кто-то из бывших больных. Присмотревшись, девочка увидела сестру, играющую с мягкой игрушкой. Ей стало очень жалко Катю, поэтому она не выдержала и сильно заплакала.
https://youtube.com/watch?v=c5ASndGMfkI
Встреча сестер
Аня подозвала девочку, и та быстро нашла дырочку, через которую они могли спокойно побеседовать. Сестра очень обрадовалась ее визиту. Они пробовали поговорить, однако им было довольно плохо слышно друг друга. По этой причине они решили писать короткие записки и показывать их через стекло. Через некоторое время больную позвали на ужин, что сильно опечалило девочку.
Тогда сестра написала ей на бумажке «Анна, не грусти» и приветливо улыбнулась. Поддержка Кати очень помогла ей. Ане было уже не так грустно на душе, потому что теперь она точно знала, что сестренка скоро вернется домой, и они снова будут неразлучными.
Если внимательно читать «Анна, не грусти» Булгакова, можно составить такой план пересказа сюжета:
- катание на горке и несчастный случай;
- сильный перелом и поездка в больницу;
- нахождение дырочки и радость от встречи;
- общение при помощи записок.
В своем повествовании писатель учит понять, как важно не оставлять близкого человека наедине с трудностями и печалями. Обычное сочувствие способно оказать необходимую поддержку личности, оказавшейся в тяжелом положении