Краткое содержание рассказа «бурмистр» и. с. тургенева

Бурмистр краткое содержание

Краткое содержание «Бурмистр» Рассказ «Бурмистр» Тургенев написал в июле 1847 года. Очерк вошел в известный цикл писателя «Записки охотника». На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Бурмистра», которое подойдет для подготовки к уроку русской литературы, для читательского дневника. Главные герои Рассказчик – помещик, охотник; от его лица ведется повествование в рассказе. Аркадий Павлыч Пеночкин – молодой помещик, гвардейский офицер в отставке. Софрон Яковлич – бурмистр в Шипиловке, «был роста небольшого, плечист, сед и плотен». Антип – шипиловский мужик, «старик лет шестидесяти». Краткое содержание Верстах в 15-ти от имения рассказчика жил молодой помещик Аркадий Павлыч Пеночкин. В поместье Пеночкина водилось много дичи, дом был построен по плану французского архитектора, люди одеты «по-английски», хозяин «задавал отличные обеды». Аркадий Павлыч получил прекрасное воспитание, ранее служил, а теперь занимался хозяйством. К подданным был, «говоря собственными его словами, строг, но справедлив». Пеночкин был небольшого роста, «сложен щеголевато», одевался «отлично и со вкусом», считался одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов губернии. Он не был замешан ни в одну историю, избегал «дурного общества». Несмотря на все достоинства Пеночкина, рассказчик ездил к нему неохотно. Как-то рассказчику пришлось провести у Аркадия Павлыча ночь. За завтраком Пеночкин, обнаружив, что вино не нагрето, любезно сказал камердинеру идти, но тут же распорядился наказать слугу за эту оплошность. После завтрака Пеночкин предложил поехать в принадлежавшую ему Шипиловку. Аркадий Павлыч поделился, что деревенские находятся на оброке и бурмистр там у него молодец – «государственный человек». На въезде в Шипиловку Пеночкина и рассказчика встретил староста – сын бурмистра. Сам бурмистр отлучился, но должен был скоро вернуться. Когда рассказчик с Пеночкиным ехали через деревню, им встречались поющие песни крестьяне, но при виде помещика все тут же замолкали. «Тревожное волнение видимо распространялось по селу». Рассказчик с Пеночкиным расположились в доме бурмистра. Софрон, рассказывая о делах в деревне, сообщил, что на их земле нашли мертвое тело. Чтобы избежать разбирательств, бурмистр распорядился его через межу «стащить» на чужую землю. Пеночкину «уловка» Софрона понравилась. Перед сном Аркадий Павлыч поделился с рассказчиком, что «со времени управления Софрона за Шипиловскими крестьянами не водится ни гроша недоимки». Утром Пеночкин, рассказчик и Софрон отправились на осмотр деревни. Рассказчик заметил, что «все было действительно в отличном порядке», но «унылые лица мужиков» вызывали у него «некоторое недоумение». Во время смотра бурмистр завел с Пеночкиным разговор, что у них мало земли и «прикупить бы не мешало». Аркадий Павлыч дал согласие приобрести еще на его имя. Выходя из одного из сараев, рассказчик с Пеночкиным увидели перед собой стоящих на коленях мужиков. Бурмистр сказал, что они из Тоболеевой семьи. Старший мужик, Антип, рассказал, что Софрон их совсем замучил, «разорил вконец» и двух сыновей «без очереди в некруты отдал, а теперя и третьего отнимает» – бурмистр пять лет назад внес за него недоимку и с тех пор взял его в кабалу. Аркадий Павлыч сказал крестьянам ступать, обещая, что разберется, но ничего бурмистру не сказал. «До самого моего отъезда Пеночкин дулся на Софрона». Через пару часов, будучи уже в другой деревне, рассказчик заговорил со знакомым мужиком Анпадистом о Шипиловских крестьянах. Анпадист сказал, что Шипиловкой на самом деле владеет не Пеночкин, а Софрон: «крестьяне ему кругом должны», без ведома барина он «промышляет» землей, лошадьми, скотом и много чем еще. «Умен, больно умен, и богат же, бестия!» «Зверь – не человек». Антип же как-то повздорил с бурмистром, за что Софрон на него и обозлился. Заключение В рассказе «Бурмистр» Тургенев затрагивает тему крепостничества в России, проблему равнодушия помещиков к тяготам жизни крестьян и лицемерия помещиков. Очерк написан в традициях литературного направления реализм. Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Бурмистра», а прочесть рассказ Ивана Сергеевича Тургенева в полном варианте.

Анализ произведения

Произведение отражает жестокость, с которой относились представители высшего сословия к крепостным крестьянам. Тургенев изобразил людей, отличающихся уровнем воспитания, но одинаковых в своём бездушии.

Интеллигентный Аркадий и грубый Софрон в душе мерзавцы, только один это скрывает, а второй действует открыто. Оба лицемеры: один подмигивает гостю, когда вставляет в речь деревенское словцо, а второй хочет угодить Пеночкину и при этом выглядеть барином перед крестьянами. Рассказ позволяет понять, что лицемерие присуще представителям всех высших классов.

Крестьяне находятся в безвыходном положении. Они настолько угнетены, что не имеют возможности побороться за свои права или хотя бы проявить недовольство. В таких обстоятельствах бурмистр наживается на простых людях и беззастенчиво обманывает Пеночкина, заботясь только о своём благополучии. Главное для управляющего — чтобы не было недоимок. Пока народ выкручивается, у Аркадия нет повода придраться.

Если вдуматься, можно понять, что такова и авторская позиция. Но чтобы оставить читателям пищу для размышлений, рассказчик заканчивает повествование нейтральной фразой. Он пишет: «Мы отправились на охоту». Это своеобразное подведение итогов: ничего нельзя изменить, каждый и дальше будет заниматься своими делами.

Николай Струйский

Потомственный дворянин коллекционировал орудия пыток. Коллекцию он держал в подвале усадьбы, время от времени спускаясь туда и устраивая суд «понарошку» над одним из своих крепостных. Приговор в данном случае был далеко не «понарошечный». Как правило, «подсудимого» приговаривали к такому наказанию — замучить до смерти с помощью любовно собранных со всей Европы орудий пыток.

Николай Струйский

Еще одно «увлечение» Струйского — домашний тир, где крепостных заставляли бегать в ограниченном пространстве, а хозяин вел по ним огонь из ружей и пистолетов. В кровавых забавах помещика-садиста погибли более двухсот крестьян, причем окончательная цифра так и неизвестна.

Струйского никто не судил за его «забавы», и умер он в преклонном возрасте в своем богатом имении. После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом, в подвале которого хранилась пыточная коллекция садиста-графомана. Причиной неуязвимости Струйского были огромные богатства, которые достались ему благодаря бунту Пугачева. Дело в том, что в Пензенской губернии восставшие вырезали под корень многочисленную родню Струйского, который и унаследовал их имения.

Главные и второстепенные герои

В рассказе Тургенева «Бурмистр» несколько главных персонажей и двое второстепенных. Вот как можно кратко охарактеризовать героев:

  1. Аркадий Павлыч Пеночкин. Помещик, отставной офицер, живёт по соседству с человеком, от лица которого ведётся повествование. Рассказчик описывает его как мужчину с хорошим воспитанием, рассудительного и спокойного. Аркадий Павлыч — рачительный хозяин, любит принимать гостей, однако соседу не нравится его навещать.
  2. Бурмистр Софрон. В переводе с польского burmistr означает «управляющий помещичьим имением». Этот герой работает надсмотрщиком в деревне Шипиловка, принадлежащей Пеночкину. В рассказе бурмистр представлен человеком с бородой, маленькими глазками и красным носом. Софрон мал ростом, зато широк в плечах. У бурмистра есть сын, который служит старостой, и жена.
  3. Рассказчик. В этой роли выступает сам автор. Иван Сергеевич Тургенев был заядлым охотником. Однажды ему довелось попасть в Шипиловку вместе с Аркадием Павлычем, которому она принадлежала. Там рассказчик стал свидетелем описанных событий.
  4. Сын бурмистра (староста). Жестокий, неумный, грубый человек. Староста довольно высокий, с копной рыжих волос.
  5. Жена бурмистра. У дамы такой же несносный характер, как у мужа и сына. О её жестокости свидетельствует такой эпизод: когда рассказчик приехал в деревню, он увидел, как она тайком бьёт женщину, думая, что этого никто не замечает.
  6. Антип с сыном. Старик и молодой мужик из Тоболеевой семьи. Пришли жаловаться на Софрона Яковлича. Когда старик начал рассказывать, как притесняет их староста, Антон Павлыч прикрикнул, а потом, вспомнив, что рядом с ним рассказчик, заговорил добрее. В итоге просители удалились ни с чем.
  7. Федосеич. Отставной солдат со странным выражением лица и огромными усами. Глядя на этого человека, можно было подумать, что когда-то он сильно удивился, да так и не пришёл в себя.
  8. Анпадист. Знакомый рассказчика. В конце произведения он повествует о злодействах Софрона, неоднократно называя того собакой. От Анпадиста автор узнаёт, что теперь мужикам, пришедшим пожаловаться на бурмистра, совсем не будет житья: он их «доедет».

Эпизодические персонажи — камердинеры и повар Аркадия Павловича. По тому, как общается бурмистр со своей прислугой, можно проанализировать его отношение к простому люду в целом. Когда в поездке телега заваливается и придавливает колесом живот повару, хозяина интересует лишь то, целы ли руки.

Главные герои

К главным героям относятся рассказчик (охотник), его сосед Аркадий Павлович Пеночкин и Софрон Яковлевич − бурмистр села Шипиловка. Бурмистром в крепостной России называли старосту крестьян. Назначался бурмистр помещиком, которому непосредственно подчинялся.

Охотник – это автобиографический персонаж, прототипом которого является сам писатель. В рассказе о нем говорится мало, но чувствуется, что он – ярый противник крепостного права и сочувствует крестьянам, которые страдают от самодурства помещиков. В отличие от своего соседа, он по-настоящему знает жизнь крестьян и уважает их труд.

Из описания помещика Пеночкина сразу становится понятно крайне отрицательное отношение рассказчика к данному персонажу. Пеночкин невысок, красив, знает иностранные языки, любит использовать в своей речи французские слова. Многие соседи мечтают выдать своих дочерей за него замуж.

Тем не менее, рассказчик отмечает, что не любил бывать у Аркадия Павловича, где им всегда овладевало какое-то беспокойство. Скорее всего, причина этой нелюбви – использование Пеночкиным физических наказаний для крепостных.

Несмотря на самодовольство и образованность, Пеночкин далеко не умен. Бурмистр Софрон легко обводит его вокруг пальца, демонстрируя внешнюю покорность.

Бурмистр Софрон Яковлевич – человек умный, хитрый, оборотистый, хороший хозяин. Он постоянно обманывает помещика, жалуясь на небольшое количество земли, чтобы добиться согласия Пеночкина на новые покупки. На самом деле, земли Софрон имел гораздо больше, чем его соседи.

Софрон − жестокий и мстительный. Он отдал в солдаты сыновей крестьянина Антипа только за то, что тот поспорил с ним. А перед этим Софрон разорил хозяйство Антипа. Подчиняющихся ему крестьян он использовал как рабов. Причем рукоприкладством занимался не только Софрон, но и его жена.

Основная мысль произведения

Даже краткий пересказ доносит основную мысль произведения: воспитание в читателе ненависти к крепостному праву.

Писатель с детства ненавидел крепостничество, которое называл ярым врагом. Он говорил, что «Записки охотника» − это выполнение его клятвы бороться против рабства.

Начиная с 1838 г., большую часть жизни писатель проводил в Европе, которая давно распрощалась с феодальными обычаями. По своим взглядам писатель был убежденным западником и считал, что развитие России должно идти по тому же пути, который прошли все развитые европейские страны.

Сейчас крепостного права нет, но у человека может возникнуть чувство несвободы от внешних обстоятельств. Поэтому рассказ близок и понятен людям. Они продолжают читать произведения писателя.

Композиция

Всего в пятнадцати верстах от имения охотника проживал достаточно молодой помещик Аркадий Павлович Пеночкин. Он служил, но сейчас в отставке и живет в свое удовольствие, дом у него хорош, сам он завидный жених и гостеприимный хозяин. Имение больше привлекает дичью, которая в изобилии водится в его лесах и болотах. А бывать просто так желания не было, поскольку всегда возникало напряжение и беспокойство, которые трудно объяснить сразу.

Однако случай заставил как-то охотника побывать в гостях у соседа и даже переночевать. За завтраком подавали вино, которое слуга забыл подогреть. Заметив его оплошность, помещик приказал его тут же наказать.

После завтрака хозяин пригласил побывать в его Шипиловке, в которой он ввел оброк. И добавил, что там у него бурмистр молодец, у крестьян нет недоимок. Самого Софрона, бурмистра, не было, встретил сын и проводил в избу

Охотник обратил внимание на то, что при виде барина крестьяне прекращали свои занятия и становились молчаливыми. И сразу становилось неуютно и тревожно

Расположились в доме бурмистра, он скоро появился и сообщил новость, которая понравилась барину. Нашли мертвое тело на шипиловской земле, но Софрон приказал перенести его на соседскую. Осмотр деревни показал, что и дома крестьян, и они сами выглядят добротно, но какое-то всеобщее уныние было во всем этом. Попутно Пеночкин дает разрешение прикупить еще земли на свое имя.

Ответ на многие вопросы, заинтересовавшие рассказчика, дала встреча с группой крестьян, она ждала помещика у одного из сараев. Самый старший из них Антип стал жаловаться на бурмистра, который сначала из-за размолвки с ним затаил на них злобу, а затем и вовсе разорил семью. Двое старших сыновей уже вне очереди отданы в рекруты, а теперь добрался Софрон и до младшего. Аркадий Павлович обещал разобраться, однако ничего не сказал бурмистру.

Окончательную картину дорисовали крестьяне соседней деревни, которые рассказали о том, что Шипиловка давно принадлежит Софрону, а он превратил крестьян в своих заложников. Стал богатеем, за спиной у своего помещика торгует всем, что попадет ему в руки.

Анализ рассказа И.С.Тургенева “Бурмистр”​

Ответ

Відповідь:

Летом и осенью 1846 года Иван Сергеевич Тургенев жил в своем имении Спасское-Лутовиново, где часто охотился. Когда писатель вернулся в Петербург, к нему обратились из редакции “Современника” с просьбой заполнить один из разделов журнала. Так стали появляться рассказы, которые автор отобрал в сборник “Записки охотника” и опубликовал затем отдельной книгой.

В сборник вошел и рассказ “Бурмистр” , написанный Тургеневым в июле 1847 года в Зальцбрунне.

Произведение наглядно демонстрирует безотрадное положение крестьян во время крепостного права. Автор дает развернутую характеристику молодому помещику, бывшему гвардейскому офицеру Аркадию Павлычу Пеночкину. Его Образ представлен в двух плоскостях: через одобрительное отношение людей из своего окружения и негативное мнение об этом человеке автора повествования.

Общество считает Аркадия Павлыча строгим, но справедливым и прогрессивным помещиком. Сам Пеночкин всячески стремится поддерживать статус человека выдержанного, культурного, прекрасно образованного и воспитанного. Но под внешней скромностью

и хорошими манерами героя скрываются жестокость и бессердечность.

С крепостными помещик разговаривает спокойно, но жестоко наказывает их за малейшую провинность.

Сделав своих крестьян полностью зависимыми от злого бурмистра Софрона, Пеночкин не хочет даже вникать в их бедственное положение. Ему безразлична судьба несчастной семьи старика Антипа. Главное, чтобы оброк платился исправно, и никто не докучал жалобами. Панический страх крепостных перед репрессивной системой Пеночкина хорошо показан Тургеневым в сценах с камердинером Федором и приездом барина в Шипиловку.

Завидев экипаж помещика, вся деревня будто вымерла.

Главные герои рассказа помещик Пеночкин и бурмистр Софрон – совершенно разные люди. Однако их роднит жестокое отношение к крепостным. Утонченный Пеночкин и грубый Софрон одинаково циничны и эгоистичны.

Тургенев развенчивает показную интеллигентность и доброту Аркадия Павлыча. Тот нисколько не лучше душегуба Софрона. Пеночкин – один из наиболее ярких отрицательных героев во всем сборнике.

Белинский назвал его “мерзавцем с тонкими вкусами”.

Образ Софрона формируется из мнений о нем трех персонажей: рассказчика, Пеночкина и крестьянина Анпадиста. Аркадий Павлыч восторгается своим управляющим: “Бурмистр у меня там молодец”. Софрон подыгрывает барину, изображая любовь и преданность.

Но в его слащавых словах явно чувствуются фальшь и лицемерие.

Речь бурмистра производит весьма комическое впечатление. С одной стороны, Софрон старается щегольнуть “барским словцом”, а с другой – придать своим высказываниям лестный для Аркадия Павлыча смысл. Не менее комичными выглядят и хозяйственные старания Софрона: фронтон с безграмотной надписью над скотным двором, флюгер на ветряной мельнице, посыпанные песком дорожки на гумне.

Видно, что бурмистр пытается придать своему дому лоск барской усадьбы.

Но нельзя назвать настоящим хозяином человека, который так бессмысленно тратит деньги. Главный талант Софрона – умение обдирать крестьян как липку, пользуясь их зависимым положением. Свое благополучие бурмистр строит на разорении односельчан и обмане помещика.

Мнение простого крестьянина Анпадиста в финале произведения окончательно характеризует Софрона: “мошенник беспардонный, пес”. Чтобы оставить читателя под впечатлением от этих слов, Тургенев заканчивает рассказ нейтральной фразой: “Мы отправились на охоту”.

Картины русской природы в рассказах из сборника “Записки охотника” занимают весомое место и служат автору дополнительным средством для оценки персонажей. Положительные герои изображены в единстве с природой, отрицательные – в конфликте с ней. В рассказе “Бурмистр” положительных героев нет, поэтому отсутствуют здесь и красивые пейзажные сцены.

Есть лишь скупые наброски из нескольких слов. Тем символичнее и выразительнее упоминание грязной лужи, возле которой на коленях перед Пеночкиным стоят просители.

Мастерство писателя, глубина образов, новый подход к изображению людей из народа сделали “Записки охотника” важным этапом в развитии русской литературы. Рассказ “Бурмистр” занимает в этом сборнике одно из центральных мест.

Лев Измайлов

Лев Измайлов

А вот страстью помещика Измайлова была охота. У него на псарне только в одной усадьбе, при селе Хитровщина, содержалось около 700 собак. И жили они в куда лучших условиях, чем измайловские дворовые слуги. Каждая собака имела отдельное помещение, отменный корм и уход, в то время как крепостные скучивались в смрадных тесных помещениях, питались несвежей пищей и годами ходили в истрепанной от времени одежде, потому что барин не велел выдавать.

Как-то за обедом Измайлов спросил прислуживавшего ему старого камердинера: «Кто лучше: собака или человек?» Камердинер на свою беду ответил, что даже сравнивать нельзя человека с бессловесной неразумной тварью, за что барин в гневе тут же проткнул ему руку вилкой, и, обернувшись к стоявшему рядом дворовому мальчику, повторил свой вопрос. Мальчик от страха прошептал, что собака лучше человека. Смягчившийся помещик наградил его серебряным рублем.

Выезд помещика Измайлова на охоту был для крестьян беспокойным временем. За удачную травлю зверя барин мог щедро наградить, но за ошибки и промахи следовала немедленная кара. За упущенного зайца или лису крепостных пороли прямо в поле, и редкая охота обходилась без суровых наказаний.

Звериная травля не всегда была основной целью помещика. Часто охота заканчивалась грабежом прохожих на дорогах, разорением крестьянских дворов, насилием над их домашними, в том числе женами. Общеизвестный факт, что Измайлов содержал гарем из дворовых девушек, многие из которых были малолетними. Число наложниц помещика-самодура было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся. Девушек барин не только развращал, но и жестоко наказывал: их пороли кнутом, одевали на шею рогатку, ссылали на тяжелые работы.

Казалось бы, после такого Измайлов не мог избежать наказания. Однако Сенат оказался чрезвычайно милостив к помещику, учредив над ним опеку.

Параметры сералек

Однозначных параметром, по которым девушки отбирались в гарем, не было. Всё зависело от личных предпочтений барина.

Однако чаще всего серальками становились незамужние девицы, не утратившие девичьей чести. Многие помещики считали своей почётной обязанностью лишить их целомудрия, став первым мужчиной в их жизни. Одни питали слабость к совсем юным созданиям, другим нужны были умудрённые опытом особы.
Красота, как относительное понятие, не являлась определяющим фактором для отбора наложниц. Таким образом, становится, очевидно, что попасть в число наложниц могла любая крестьянка вне зависимости от возраста и внешних данных, ведь для барина главное было насытить свою похоть. Хотя бывали исключения, когда дворяне создавали специализированные гаремы, куда отбирали девушек с определёнными параметрами.

Тургенев «Бурмистр» очень кратко

Краткое содержание «Бурмистр» Тургенев для читательского дневника:

Рассказчик гостил у помещика Пеночкина, культурного и образованного человека, которого все уважали в уезде. Наутро Аркадий предложил проехать в его другое село Шипитовку, бурмистром которого он восхищался и называл его «государственным человеком».

Старостой был сын бурмистра, он встретил гостей и рассказал местные новости. Но к помещику пришли два мужика из деревни с жалобой на бурмистра, который заплатил за них недоимки, а самих мужиков превратил в своих рабов. И это был не первый случай.

Пеночкин ничего не сказал Софрону, но дулся на него. А Софрон постоянно говорил о том, что земли мало. На следующее утро помещик разрешил Софрону покупать землю от своего имени.

Уже в селе Рябове знакомый нашего рассказчика поведал ему много интересного о бурмистре, который на самом деле является негласным хозяином села и имеет много земли и крестьян.

Вывод:

Помещик хотя и образованный, но не хочет сам вникать в проблемы своих мужиков и все проблемы позволяет решать нечистому на руку Софрону, а тот хоть и не показывает свою власть, но на самом деле является истинным хозяином земли.

Это интересно: Рассказ «Пенсне» Осоргин написал в 1929 году. Повествуя о забавном случае, произошедшем с писателем, автор доносит до читателей мысль о взаимном притяжении людей и предметов и грусти в момент их вынужденного расставания. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пенсне» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Дарья Салтыкова

Когда в 1801 году умерла помещица Дарья Салтыкова, одной кровавой фигурой в Российской империи стало меньше, ибо Салтычиха за свою жизнь зверски замучила многих крепостных.

Так, дворовую свою Максимову она собственноручно била скалкой по голове, жгла волосы лучиной. Девок Герасимову, Артамонову, Осипову и вместе с ними 12-летнюю девочку Прасковью Никитину помещица велела конюхам сечь розгами, а после того едва стоявших на ногах женщин заставила мыть полы. Недовольная их работой, она снова била их палкой. Когда Авдотья Артамонова от этих побоев упала, то Салтыкова велела вынести ее вон и поставить в саду в одной рубахе (был октябрь). Затем помещица сама вышла в сад и здесь продолжала избивать Артамонову, а потом приказала отнести ее в сени и прислонить к углу. Там девушка упала и больше не поднималась. Она была мертва. Агафью Нефедову Салтычиха била головой об стену, а жене своего конюха размозжила череп железным утюгом.

Дворовую Прасковью Ларионову забили на глазах помещицы, которая на каждый стон жертвы поминутно выкрикивала: «Бейте до смерти»! Когда Ларионова умерла, по приказу Салтычихи ее тело повезли хоронить в подмосковное село, а на грудь убитой положили ее грудного младенца, который замерз по дороге на трупе матери.

Всего на совести Дарьи Салтыковой не меньше 138 погубленных жизней. За это она и попала под суд Екатерины II. Преступницу-дворянку приговорили выставить на один час к позорному столбу с вывеской на груди «мучительница и душегубица», а затем заключить в оковы и отвезти в женский монастырь, где содержать до смерти в специально для того устроенной подземной камере без доступа дневного света.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: