Дубровский – «благородный разбойник»
Владимир сразу же отправляется к своему отцу. Приехав в имение, Дубровский узнает о том, что его отец находится в ссоре со своим бывшим другом Кирилой Петровичем Троекуровым, который воспользовался своим положением в обществе и поспособствовал тому, что у Андрея Гавриловича отобрали его имение. Отец Владимира серьезно заболевает, а вскоре умирает. Это становится причиной того, что Дубровский стремится отомстить врагу его семейства – Троекурову. Владимир борется за честь и справедливость. Главный герой сжигает свое имение и вместе с верными крестьянами бежит в лес, где становится разбойником, подобным Робин Гуду: Дубровский причиняет вред только знатным и богатым людям, при этом помогая беднякам.
Бунт крестьян
Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского
Владимир, сын мелкопоместного дворянина, с 8 лет был на воспитании в Петербургском Кадетском корпусе, из которого вышел корнетом гвардии. Небогатый Андрей Гаврилович ради «приличного содержания» сына средств не жалел. Юноша рос честолюбивым и расточительным, вел в столице беспечную жизнь: кутил, играл в карты. Узнав о болезни отца и потере единственного имения, 23-летний гвардейский офицер едет домой, но отца застает уже при смерти. Похоронив единственного родного человека, Владимир повелел сжечь родительский дом, который теперь принадлежал врагу, и вместе со своими верными крепостными, не пожелавшими признать хозяином Троекурова, создает разбойничью шайку.
Благородный разбойник Владимир Дубровский – смелый, великодушный и честный человек. Он стал разбойником вследствие общественного разбоя и беззакония. Грабительство власть имущих на «законных» основаниях породило месть оскорбленного гражданина, который ответил на судейский произвол и несправедливость общества стихийным разбойничьим протестом. Пушкин в романе «Дубровский»отразил явления современной ему жизни: самоуправство богатых помещиков-крепостников, бесправие мелкопоместных дворян и крепостных крестьян, беззаконие суда, народный протест против общественной несправедливости.
Возмущение крепостных приговором суда, их несогласие признать хозяином жестокого барина-самодура спровоцировало бунт крестьян Дубровского. Под предводительством своего признанного барина они становятся разбойниками, о которых слагались в народе песни: такие грабят богачей, помогают беднякам. В разбойничестве крестьяне увидели единственную возможность своего протеста.
Кузнец Архип решительно высказался против грабительского решения суда, первым хватается за топор, запирает «окаянных» приказных чиновников в горящем доме, обрекая их на погибель. Но, рискуя жизнью, обгоревший кузнец спасает с полыхающей крыши кошку, которую называет «божьей тварью». Пушкин показал, что русскому крестьянину не чужда любовь ко всему живому, он готов жертвовать своей жизнью, но он нетерпим к несправедливости, готов бунтовать против притеснителей. С особой любовью описана няня Егоровна,которая уходит в лес с взбунтовавшимися крестьянами, не страшась тягот их разбойничьей жизни.
Даже дети крестьян-бунтарей показаны с более достойной стороны, чем дворянские отпрыски. Особенно это проявилось в сцене, когда Саша Троекуров, пряча кольцо в дупло, столкнулся с крестьянским мальчишкой Митей. Струсив перед угрозой наказания, барский сынок рассказывает отцу о просьбе сестры. Митя же своему «новому» барину Троекурову отвечал с достоинством, что он дворовый человек Дубровского. Он не выдал чужой тайны, несмотря на более суровую кару.
Главной целью Владимира Дубровского стало желание отомстить Троекурову за разорение и смерть отца. Волею случая Дубровскому удается попасть в дом своего обидчика в роли учителя Саши. Однако его планам отмщения не суждено было сбыться. Его чувства к Маше оказались сильнее жажды мести.Благородный разбойник Дубровский становится безнадежно влюбленным: он понимает, что союз с ним Марье Кирилловне не сулит ничего хорошего. Лесной атаман разбойников не может ничего,кроме своей защиты, предложить приличной барышне. Оттого Маша, сосватанная за пожилого князя, обращается к нему с просьбой о защите.Но Дубровскому не удалось спасти любимую от ненавистного ей брака. Потеряв надежду на личное счастье, он оставляет шайку и становится странником.
В образе Владимира Дубровского социальный образ «разбойника поневоле» пересекается с традиционным образом благородного разбойника, который широко использовался в произведениях западноевропейских писателей-романтиков. Образы смелых романтических разбойников, протестующих против угнетателей, вызывали сочувствие, их судьбы были необычны и загадочны. Пушкин использовал традиции «разбойничьего» романа: его герой – благородный молодой дворянин, ставший атаманом шайки и борцом за справедливость.Любовь героя-разбойника к дочери своего врага – тоже характерная черта романтических произведений. Пушкин, используя романтические традиции, обратился к русской действительности и создал реалистический роман.
Дубровский
Путь к прощению
После гибели судебных чиновников авторская симпатия остается на стороне Дубровского, ведь он не хотел их гибели. Владимир решает проникнуть в дом Троекурова под прикрытием. Он забирает документы учителя, которого нанял богатый помещик для своего внебрачного сына Саши, приезжает в поместье. Отец желает, чтобы мальчик прочитал известные повести, обучился арифметике и другим наукам. События развиваются по непредвиденному сценарию:
- Именно так в доме богатого помещика появляется молодой преподаватель Дефорж, родиной которого является Франция. Никто из домочадцев и слуг не заметил, что учитель не обладает достаточными знаниями. Все были охвачены волнением, вызванным последними известиями о разбойниках, разоряющих округу, но не затрагивающих владения Троекурова. Надменный помещик решил, что бандиты просто его боятся и даже уважают.
- В доме Кирилы Петровича Дубровский впервые видит Машу, которая производит на него сильное впечатление. Девушку учитель не заинтересовал, но стал симпатичен после поединка с медведем, которого молодой человек победил. Между ними возникает симпатия, появляются зачатки более сильных чувств.
- После пребывания в доме убийцы своего отца Дубровский постепенно избавляется от злости и жажды мести. Он начинает понимать, как много горя и отчаяния принесет смерть отца его возлюбленной.
Сближение с Машей стало для Владимира первым шагом к прощению обидчика. Через некоторое время он решил открыть свой секрет девушке, рассказать, что простил ее отца и больше не желает отомстить за гибель собственного. Молодые люди мечтают пожениться, но Троекуров сговаривается с князем Верейским, на которого его дочь произвела сильное впечатление.
Поместье Дубровского
Деревня, где жили Дубровские, называлась Константиновка. Андрей Гаврилович и его сын Владимир не были богатыми, в их подчинении находилось всего 70 крестьян. В авторском описании просматривается скромность домишка:
- деревянный и серый дом;
- красная крыша;
- некошеный луг, вместо цветников;
- ветхое крыльцо.
Внутренняя отделка также небогатая, в доме имеется несколько комнат, в том числе и кабинет Андрея Петровича. При этом автор попытался передать значимость родового поместья для Владимира Дубровского. Он вырос в этом месте, здесь находится память о счастливой семейной жизни, о покойной матери, портрет, которой весел в кабинете отца. Ему не хочется отдавать это чужим людям, не хочется, чтобы они растащили его поместье.
Помимо этого, в романе встречается описание зала, где стоял стол. Указывается, что приказные спали на полу в этой комнате.
Возможное продолжение
Многие современники Пушкина утверждали, что роман выглядит неоконченным, ведь нет предполагаемого счастливого завершения. Именно поэтому после смерти автора специалисты изучали его записи и рассказали о возможном продолжении произведения, которое хотел написать сам Александр Сергеевич.
В последнем томе романа супруг Марии погибает почти сразу же после свадьбы. Она становится вдовой, но не слишком этим опечалена. Из Англии возвращается Дубровский, снова встречается с возлюбленной. Однако на него доносят неизвестные люди, поскольку узнают в мужчине разбойника.
В развязке романа Владимир сталкивается с полицейскими. Но даже после изучения записей Пушкина никто так и не смог сказать, каков будет финал. Каждый может самостоятельно его придумать. Возможно, задумка автора была именно такой. Несмотря на свои поступки, Дубровский остается положительным героем, ведь даже став разбойником, он был благороден.
Большинство критиков сошлось во мнении, что действия Владимира можно оправдать, ведь у него были веские причины, побудившие встать на опасный путь. Читатели же считают, что Троекуров не был наказан так, как того заслуживал.
Не отомстил
Что же помешало Владимиру Дубровскому выполнить своё намерение? Именно месть была его единственным желанием. Долго искать такой возможности ему не пришлось. Он смог беспрепятственно войти в дом Троекурова, не вызвав никаких подозрений. И даже подружиться с его семьёй, стал давать уроки его сыну и дочери. Сжечь дом своего врага было для него делом решённым.
Ничто не мешало ему совершить то, чего он так жаждал. Этот смелый и сильный духом человек не намерен был отказываться от возмездия. Он мог сам поджечь дом Троекурова или велеть своим людям сделать это. Увидеть, как будет вспыхивать и запылает богатый дом его врага, было главной целью Владимира. Кирилл Петрович даже не предполагал, в какой опасности он находится. И всё задуманное могло удаться Дубровскому беспрепятственно. Однако мести не случилось.
Изображение русского дворянства
Образы Троекурова и Дубровского-старшего. Причины и последствия их ссоры
В романе даны картины дворянской жизни и крестьянского уклада первой половины XIX в. В дворянском сословии существовало расслоение, немаловажную роль играли чины, состояние, титулы, связи дворянина. Образы помещиков в романе «Дубровский» представляют собой два разных типа людей дворянского сословия. Представителем русского барства в романе «Дубровский»показан богатый и знатный помещик Кирила Петрович Троекуров. Он дослужился до генерала-аншефа, владел огромным поместьем, имел более 3 тыс. крепостных душ. Большое состояние, знатность и связи давали ему безграничную власть над людьми.Соседи и губернские чиновники, проявляя рабскую покорность перед влиятельным барином, старались угодить ему во всем. Троекуров не знал ни в чем отказа, считал, что ему все позволено. Избалованный окружением, он не сдерживал порывов своего крутого нрава, давал полную волю своим грубым затеям и потехам, порожденным его «ограниченным умом».
Благородные помыслы «старинного русского барина» Троекурова перемешаны с отвратительными поступками. С одной стороны, он не прирожденный злодей: ценит дружбу с небогатым помещиком Дубровским, его совесть неспокойна после их ссоры, он готов пойти на примирение. Троекуров, несмотря на угрызения совести, с циничной жестокостью отбирает у Дубровского последнюю деревню и землю. Он верит в безграничную силу собственной власти, которая может переступить через закон: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Делает это он не из корыстолюбивых побуждений, а из собственного своенравия,чтобы отомстить человеку, посмевшему дерзить ему и прекословить. Но такая победа над старинным другом не радует его сердце, он понимает, что довел Андрея Гавриловича до умопомешательства и стал причиной его смерти.
Противоречива и родительская любовь Троекурова: он безумно любит свою дочь, души в ней не чает, но выдает замуж против ее воли за старого князя, проявляя свой деспотизм. Он устраивает судьбу дочери вопреки ее счастью, исходя из соображений выгоды такого брака. Он гордый, высокомерный и властолюбивый человек. Безнравственность, самодурство и невежество были отличительными чертами этого барина.
Крепостнические порядки развратили не только помещика Троекурова, но и его крепостных, которые привыкли к своему рабскому положению, покорно сносят наказания, безропотно терпят издевательства своего хозяина. Крепостные Кирилы Петровича тем не менее тщеславно хвалились«богатством и славою своего господина», могли позволить себе высокомерно обращаться к бедным соседям. Совсем иные крепостные люди были у великодушного и доброго барина Дубровского, им не чуждо чувство собственного человеческого достоинства, они могут самостоятельно принимать решения.Характер помещиков Троекурова и Дубровского словно отражается в подвластных крестьянах: троекуровские люди так же спесивы, как их владелец; крепостные Дубровского независимы духом, как их барин. Псарь Парамошка своей спесивой дерзостью бедному другу хозяина спровоцировал ссору Дубровского и Троекурова. Слуга Владимира Дубровского Гриша, отправленный выгнать со двора Троекурова, барское повеление дополнил личным оскорблением: «Вон, старый пес – долой со двора». Няня Егоровна, с удовольствием вспоминая дерзкое обращение своего сына Гриши к влиятельному дворянину, сама непочтительно отозвалась о грозном барине: «Небось, поджал хвост».
Совсем иным был помещик Андрей Гаврилович Дубровский, потомок обедневшего старинного дворянского рода. Он был поручиком в отставке,участником русско-турецкой войны. Все состояние его представляло собой славную родословную, небольшую деревеньку и обостренное чувство чести. Он человек гордый, с чувством собственного достоинства и независимым характером. Он, не стерпев унижения от холопа Троекурова, написал дерзкое письмо хозяину своего обидчика. Когда у него незаконно отнимают последнее имущество, он от бессилия и несправедливости лишается рассудка и умирает. В образе Андрея Гавриловича Дубровского Пушкин показал благородного дворянина, который честно служил своему Отечеству, но был беззаконно ограблен, не получив защиты от государства.
Троекуров и Дубровский-старший
Возвращение к разбою
Верейский часто бывает в доме Троекурова, говорит с его дочерью, но та остается равнодушна. На краткий период времени она уже представила себя супругой Владимира, поэтому не может представить свою жизнь без него. Однако дата свадьбы назначена и будущие супруги отправляются в церковь для венчания. После церемонии на пути их встает банда разбойников во главе с Дубровским.
Владимир пытается освободит возлюбленную, но та отвечает, что уже дала клятву, поэтому не может ее нарушить. Дубровский поражен и расстроен, вступает в бой с солдатами и скрывается от правосудия за границей.
Если внимательно прочесть произведение, можно понять мотивы, которые толкнули молодого человека на разбойничий путь. Смерть отца, в которой виновен Троекуров, заставила Владимира мстить и обманывать окружающих. Это чувство жгло его изнутри, не позволяло сосредоточиться на других проблемах. Дубровский напрасно думал, что после свершения правосудия почувствует облегчение. Благодаря любви к дочери своего врага он оставил мысль о мести.
Однако судьба снова преподнесла неприятный сюрприз, поэтому бывший разбойник возвращается к прежним привычкам, пытаясь спасти Марию.
Любовь
В это время главный герой увидел Машу Троекурову. Теперь все его мысли были направлены на нее. Владимиру Дубровскому удалось устроиться в дом Троекуровых, претворившись учителем-французом Дефоржем. Целый месяц он служил семье противника, занимаясь воспитанием маленького Саши и музыкальным образованием Маши. Вызвав дочь Троекурова на разговор, Дубровский признался ей, что именно она стала причиной его отказа от мести Троекурову, что именно благодаря ей Кирила Петрович жив. Владимир признается девушке в своих искренних чувствах, предлагая ей при этом свое покровительство.
Когда Мария понимает, что ее отец планирует выдать ее замуж за князя Верейского, девушка просит помощи у известного в округе разбойника Дубровского. В день венчания Владимир опаздывает к своей возлюбленной и не успевает спасти Машу Троекурову от нежелательного брака. Дубровский просит ее уехать вместе с ним, однако она говорит, что не может поступить так, потому что дала клятву. Дубровский, превозмогая сильные волнения и душевную боль, оставляет Марию Троекурову и, по слухам, уезжает за границу. Финал произведения остается открытым.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Жизнь Владимира Дубровского», рассмотрит судьбу центрального персонажа романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Предыстория трагедии
Чтобы понять, за что Дубровский хотел отомстить Троекурову, нужно вернуться в недалёкое прошлое героев повествования. Обиды бывают разные
На одни можно отреагировать пренебрежительным взглядом, а вот другие способны подтолкнуть к непоправимым поступкам, поэтому важно хотя бы кратко вспомнить, что же произошло между двумя помещиками
Почему поссорились соседи
Их имения были рядом, и старые помещики были не просто друзьями. Андрею Гавриловичу Дубровскому и Кириллу Петровичу Троекурову всегда было о чём поговорить:
- вместе когда-то служили;
- почти в одно время похоронили своих жён;
- остались вдовцами, сами воспитывали детей.
И это не считая погоды и хозяйства. Ну и, конечно, новостей, долетевших из столицы.
Несмотря на крутой и своенравный характер генерал-аншефа Троекурова, который был самым богатым человеком в округе, один Дубровский не раболепствовал и всегда в общении с соседом вёл себя достойно.
Троекуровский слуга выдал в ответ, что иным дворянам в такой конуре жилось бы теплее и сытнее. Непозволительно дерзкое и оскорбительное поведение слуги вывело Дубровского из себя. Именно поэтому он уехал из Покровки, даже не попрощавшись с хозяином имения.
Наутро Троекуров получил от соседа из Кистенёвки довольно резкое письмо с объяснением причины отъезда и требованием выдать на расправу виновного. К тому же вспыльчивый Кирилл Петрович узнаёт, что Дубровский поймал покровских крестьян (они крали лес), приказал их выпороть, да ещё и лошадей забрал!
С генеральской точки зрения, это было недопустимое самоуправство и вызов. Чтобы наказать строптивого соседа, Троекуров решил отомстить Дубровскому и отсудить у него имение, тем более что связей и денег у генерала хватает. В ход идёт подтасовка фактов и подкуп свидетелей.
Гибель помещика и обострение конфликта
Обжаловать решение суда Андрей Петрович не смог, такие нужные для этого документы были утрачены при пожаре. А тут ещё и здоровье подвело: прямо в суде Дубровский почувствовал себя настолько плохо, что был немедленно доставлен к себе домой.
Несмотря на то что тяжба была выиграна, Троекуров чувствовал смятение. Он поехал в Кистенёвку, попытался помириться с соседом, но выполнить задуманное не успел: при виде обидчика больной не перенёс охвативших гнева и возмущения.
А сразу после траурных мероприятий, не дав сыну бывшего друга как следует оплакать родителя, завертелось колесо правосудия. В Кистенёвку нагрянули приставы, чтобы узаконить право Троекурова на соседское имение.
Среди дубровских крестьян начались разговоры и волнения. Зная крутой нрав соседского помещика, люди были совершенно не рады перспективе оказаться в его власти. Однако молодой барин уговорил всех разойтись.
Судейским представителям Владимир Дубровский предлагает даже переночевать в доме своих предков. Однако ночью здание вдруг вспыхнуло, а все, кто в тот момент находился в нём, не смогли спастись: все выходы были надёжно заперты. Помогать приставам не стал ни один человек.
О книге
В феврале 1833 года Пушкиным была написана заключительная глава романа «Дубровский». Это произведение было написано в новом для писателя жанре, авантюрного разбойничьего романа. В основу сюжета легла реальная история, рассказанная ему другом, о несчастном бедном помещике у которого отсудили землю, оставив его жить на улице. Он, собрав своих крестьян, основал разбойничью шайку и стал заниматься грабежом. История поразила Александра Сергеевича, результатом стал роман «Дубровский». Согласно большинству рабочих программ по литературе, роман «Дубровский» читать начинают в 7 классе. Итогом изучения произведения становится выполнение творческой работы по развитию речи.
Сюжет в романе Пушкина «Дубровский» строится вокруг Кириллы Петровича Троекурова – это поместный дворянин, держащий в страхе и уважении всю округу. Он любит, чтобы в его доме всегда было много гостей, но причиной этого является отнюдь не гостеприимство, а желание продемонстрировать свое превосходство над гостями. Он – самовлюбленный и эгоистичный человек, с удовольствием наблюдающий за тем, как перед ним пресмыкаются. Его антиподом выступает другой представитель дворянства, Андрей Гаврилович Дубровский. В отличие от своего богатого соседа, он не имеет таких доходов, но и характер его куда более мягкий. Он единственный, кто не боится говорить с Троекуровым открыто и честно, только ему позволительна подобная роскошь. Несмотря на разные взгляды на мир, соседей связывает дружба, зародившаяся еще во времена службы. Но происходит неизбежное, друзья ссорятся из-за оскорбительной шутки псаря Троекуровых в адрес Дубровского, мелкий конфликт затягивается и выливается в судебную тяжбу, в результате которой имение Дубровского отходит Троекурову. Андрей Гаврилович умирает от горя. Его сын Владимир, вернувшись домой, решает отомстить Кирилле Петровичу. Он становится разбойником. Обманом проникает в дом соседа под видом учителя – француза. Но между ним и дочерью его врага Марьей Кирилловной вспыхивает чувство. Но Машу выдают замуж за старика Верейского, Дубровский не успевает её спасти. Он распускает свою шайку и уезжает.
Для А.С. Пушкина «Дубровский» роман без финала. Продолжение так и не было написано. Опубликовали повесть уже после смерти писателя. На нашем сайте можно прочитать полностью текст произведения онлайн, а также скачать повесть по главам.
Том I
Глава 1
С первых страниц романа автор знакомит читателя с двумя героями. Первый — это Кирилл Петрович Троекуров, богатый и заносчивый человек, владеющий обширным имением. Он не отличается культурой и тактом, считая, что все вокруг обязаны ему угождать. Троекуров богат, пользуется высоким авторитетом, поскольку у него связи в Петербурге, и поэтому позволяет себе быть самодуром, несмотря на врожденное добродушие.
Второй – Андрей Гаврилович Дубровский предстает как личность, высоко несущая понятие дворянской чести. Он – сосед Троекурова, их связывают давние приятельские отношения, но однажды их привязанности приходит конец. Во время прогулки по псарне Кириллы Петровича один из псарей оскорбляет Дубровского, намекнув ему на его нищету. Он говорит о том, что собакам на псарне живется лучше, чем некоторым дворянам. Андрей Гаврилович уезжает домой, чем задевает гордость хозяина поместья. Рассердившись на старого друга, Троекуров нанимает заседателя Шабашкина, чтобы отсудить Кистеневку, имение Дубровских. Они ведут нечестную игру, зная, что документы на владение утеряны хозяином во время пожара.
Глава 2
Решением заседания суда Кистеневка возвращается «законному владельцу» Троекурову. Дубровский впадает в приступ сумасшествия, услышав это решение. Он очень сильно заболевает и отправляется в имение, которого уже почти лишился.
Глава 3
Узнав о болезни родителя, молодой Владимир Дубровский принимает решение ехать домой. Он очень привязан к отцу, хоть толком и не видел его за всю свою жизнь. С восьмилетнего возраста он жил в Петербурге. По пути в деревню молодой человек расспрашивает кучера Антона о ситуации с Троекуровым. Дома его встречает совершенно ослабший отец.
Глава 4
Владимир пытается разобраться в делах своего отца, но не находит нужных бумаг. Они не подают апелляцию, и имение окончательно отходит к новому хозяину. Троекуров испытывает муки совести из-за того, что месть хорошему другу завела его так далеко. Он решает поехать к Дубровскому и вернуть ему все права на Кистеневку. Но Андрей Гаврилович, увидев Кириллу Петровича, впадает в очередной приступ и умирает. Владимир выгоняет Троекурова.
Глава 5
Сразу после погребения Андрея Гавриловича в Кистеневку приезжают чиновники во главе с Шабашкиным, чтобы объявить всем о том, что новый владелец земли Троекуров. Народ начинает бунтовать, люди нападают на исполнителей судебного решения, те прячутся в хозяйском доме.
Глава 6
Владимир находится в смятении, его тяготит мысль, что его имение достанется невольному убийце отца. Он принимает решение сжечь дом. Крестьяне помогают ему обложить строение соломой. Кузнец Архип запирает чиновников в доме. Они погибают во время пожара.
Глава 7
Дубровский и несколько его людей исчезают без следа. Троекуров дает начало делу об умышленном убийстве чиновников. В окрестностях появляется шайка бандитов, она обворовывает помещиков и сжигает их дома. Подозрение падает на молодого Дубровского и его крестьян.
Глава 8
Троекуров нанимает для своего сына учителя французского языка, по фамилии Дефорж. Но Владимир перехватывает репетитора на пути в дом Кириллы Петровича и, отобрав у того документы, сам отправляется в имение своего врага под видом преподавателя. Он поселяется в Покровском и начинает занятия с Сашей. Дочь Троекурова, Маша, влюбляется в ненастоящего Дефоржа.
1833
ТОМ ПЕРВЫЙ |
Глава I
148
Глава II
156
Глава III
161
Глава IV
167
Глава V
170
Глава VI
175
Глава VII
180
Глава VIII
182
ТОМ ВТОРОЙ
Глава IX
187
Глава X
195
Глава XI
199
Глава XII
205
Глава XIII
210
Глава XIV
214
Глава XV
216
Глава XVI
218
Глава XVII
221
Глава XVIII
227
Глава XIX
230
О произведении
«Дубровский» (1833, опубликован в 1841) — незаверенная повесть Пушкина. Основные темы — беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести.
Критика
Дубровский, несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждающим к себе участия. Вообще вся эта повесть сильно отзывается мелодрамою. Но в ней есть дивные вещи. Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести. Но всего лучше — характер героини, по преимуществу русской женщины. Уединенная жизнь и французские романы сильно развили в ней не чувство, не страсти, а фантазию, — и она считала себя действительно героинею, готовою на все жертвы для того, кого полюбит. Покуда ей приходилось только играть в роман, она делала возможные безумства; но дошло до дела — и она принялась за мораль и добродетель. Быть похищенною любовником-разбойником у алтаря, куда насильно притащили ее, чтоб обвенчать с развратным старичишкой, — казалось для нее очень «романическим», следовательно, чрезвычайно заманчивым. Но Дубровский опоздал, — и она втайне этому обрадовалась и разыграла роль верной жены, следовательно, опять героини…
— В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая (1846)
«Дубровский» и особенно «Капитанская дочка» должны назваться лучшими из прозаических повестей Пушкина. «Дубровский» изображает быт наших помещиков в начале нынешнего столетия, а «Капитанская дочка» — эпоху пугачевского бунта, историею которого Пушкин занимался в это время.
— Н. Г. Чернышевский. Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения (1856)
Под внешним лоском и западноевропейским платьем дворянина проглядывали черты старорусского боярина, воевавшего во главе своей дворни против соседей. <…> Пушкин, с его обостренным историческим чутьем, с одной стороны, не мог не видеть этой архаики, которая в скрытой форме воплотилась в его тексте; с другой стороны, образ джентльмена-разбойника, скитальца не позволял раскрыть глубоко волновавшие его мысли об исторической миссии дворянства и его месте в русском обществе, уже воплотившиеся в «Езерском». Логика литературного творчества толкала Пушкина к поиску наиболее достоверных форм изображения реальности в прозаических текстах. Едва закончив XIX главу романа, Пушкин 7 февраля 1833 года обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева, и в «Капитанской дочке» выстраивается иная тема — стоического сопротивления просвещенного дворянства хаосу бунта.
— В. Аракчеев. «Право войны»: как практики насилия русских помещиков отразились в сюжете романа «Дубровский» (2018)
Основная идея произведения — защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских. Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир. Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился. <…>
В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает. Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу. <…>
«Дубровский» — роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.
— И. Ражабова. Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Критика и отзывы современников (2021)
Электронная публикация РВБ, 20002022. Версия 6.0 от 1 декабря 2019 г.