Особенности текста
Практически все произведения Валентина Петровича Катаева основаны на историях, которые произошли в период Великой Отечественной войны. В это тяжелое время множество детей остались сиротами, и эта тема сильно волновала автора.
Жанровая направленность произведения — проза, в которой писатель описывает реальные события. Для полноты картины Катаев использует вымышленные образы. Композиционная составляющая представлена в виде постепенного повествования, при котором весь сюжет разворачивается очень быстро.
Главной отличительной чертой произведения является то, что писатель не только раскрывает внешность героев и их характеристики, но и описывает их чувства, переживания, мысли, воспоминания и мечты. Смысловая нагрузка повести прослеживается в проявлении силы, мужества и патриотизма независимо от национальности и возраста.
В образе главного героя Вани автор раскрывает судьбу многих несчастных детей, которые потеряли надежду на будущее. Такое тяжелое положение заставляет их рано взрослеть и наравне со всеми переносить тягости жестокой войны, которая не щадила никого.
Краткое содержание «Сына полка» для читательского дневника раскрывает историю о том, как военные взяли к себе в часть осиротившего мальчика, который за короткий период превратился в настоящего мужчину. Он стал равноправным солдатом, который воевал и отстаивал честь своей страны.
С этой книгой читают
Плотские повестиПоляков Юрий Михайлович
В сборник известного прозаика Юрия Полякова включены новые повести `Возвращение блудного мужа` и `Подземный художник`, а также знаменитое `Небо падших`, выдержавшее с…
4.2
(3)
Полное собрание романов и повестей в одном томеБулгаков Михаил Афанасьевич
Романы и повести М. Булгакова несомненно входят в золотой фонд русской классики ХХ века: и культовые блистательные — «Мастер и Маргарита» ,»Белая гвардия», «Собачье…
4.6
(4)
Повесть о жизни Паустовский Константин Георгиевич
В книгах помещено пять автобиографических повестей: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий» и «Бросок на юг»….
4.5
(4)
Последний поклон Астафьев Виктор Петрович
В очередной том серии «Проза века» вошла лирическая повесть в рассказах известного российского писателя В.Астафьева «Последний поклон». В ней писатель воссоздает жизнь…
4.7
(3)
Рассказы и повести Токарева Виктория Самойловна
СОДЕРЖАНИЕ01. О том, чего не было02. Уж как пал туман…03. Зануда04. Закон сохранения05. «Где ничто не положено»06. Будет другое лето07. Рубль шестьдесят — не…
3.87
(3)
Повести БелкинаПушкин Александр Сергеевич
Осенью 1830 года из-за эпидемии холеры Пушкин оказался в заточении в своем имении Болдино. За полтора месяца он написал пять повестей – пять «сказочек», «побасенок», как…
4.25
(50)
Ребенок, который был вещью. Изувеченное детствоДэйв Пельцер
Дэйв Пельцер был обычным, счастливым мальчишкой. Он играл с братьями, вместе с родителями наряжал елку на Рождество, смотрел мультики и думал, что у него самая…
2.65
(4)
Собрание военных повестей в одном томеВасиль Быков
Василь Быков (1924-2003) — выдающийся мастер военной прозы XX века. Главная тема произведений писателя — человек на войне — всегда высвечивала проблему нравственного…
4.6
(2)
Действующие лица
Катаеву не один раз приходилось слышать истории о несчастных детях, которые были вынуждены воевать в то время. Ему тяжело давалось воспринимать действительность, автору было искренне жаль маленьких героев. Для того чтобы полностью передать те чувства, которые испытывал сам, он использовал в повести следующие образы:
- Солнцев Ваня — храбрый мальчик. Солдаты нашли его в лесу и забрали к себе в полк. Герой отличался смелостью и смекалистостью, он был хорошо воспитан и с уважением относился к старшим. Ответственно выполнял все поручения и никогда не пререкался.
- Капитан Енакиев — командир, боевой офицер, артиллерист. Всю его семью убили немцы, в том числе и маленького сына. Он с первого взгляда проникся чувствами к Ване и решил его усыновить.
- Биденко — разведчик, справедливый и честный.
- Горбунов — гостеприимный и добрый мужчина.
- Ковалев — Герой Советского Союза, наводчик артиллерийского орудия.
Регламентация школьной жизни
Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год Свердловская киностудия Начало 1943/44 учебного года ознаменовалось для советских школьников несколькими кардинальными нововведениями: с 1 сентября в больших городах прежде совместные школы были разделены на мужские и женские, а жизнь в учебных заведениях регулировалась теперь едиными для всей страны Правилами для учащихся. В первых же строках этого документа, состоявшего из 20 пунктов, ученикам предписывалось «беспрекословно подчиняться» директору и учителям. Регламентировались порядок входа в класс, ответы на вопросы учителя и даже поведение за пределами школы: строго запрещалось употреблять бранные и грубые выражения, курить, играть в азартные игры на деньги и вещи; требовалось «слушаться родителей». Последний пункт правил обязывал учеников дорожить честью школы и класса так же сильно, как своей собственной: любой ученический проступок и нарушение правил рассматривались как посягательство на высокий статус этих коллективов — малого и большого.
Мы так и не узнаем из повести Катаева, как Ваня учился в школе до войны и как проходила его учеба в Суворовском училище после. Но Правила для учащихся оказываются тем не менее неявным образом перенесены на театр военных действий. Ваня узнаёт, как следует приветствовать старшего по званию (правила требовали того же по отношению к учителям), как следить за тем, чтобы внешний вид был опрятным и уставным. Главным же в военном воспитании мальчика становится вопрос дисциплины:
Дети, прочитавшие повесть в начале 1945 года, должны были на живом и правдоподобном примере из военной жизни увидеть, как важны на фронте дисциплина и «беспрекословное подчинение».
Краткая биография
- 26 сентября 1933 г. – дата рождения Ф.С. Семяновского.
- 27 июня 1941 г. фашистские захватчики подошли к Плещеницам. Бой закончился быстро. В считанные часы население мирного белорусского поселка оказалось за линией фронта. В первые дни Феликс стал свидетелем расправы над членами местного самоуправления. Их расстреляли возле здания поселкового совета. Затем он увидел, как евреев, а их в Плещеницах проживало несколько десятков семей, выселили в специально оборудованное гетто на окраине поселка. Потом их стали вывозить в лес и убивать. Над местечком повисла гнетущая тишина. Все, кто мог, уезжали на восток, пытаясь встретиться с отрядами Красной Армии или партизанами. Оставшись без родителей, Феликс также отправился в путь.
- 1941-1945 годы. Мальчику повезло. Он встретил отряд советских разведчиков, которые забрали его с собой за линию фронта. За годы войны он наравне со взрослыми совершил немало подвигов.
- 1 сентября 1941 года Феликс должен был пойти в 1 класс. Война спутала все планы. Грамоте он обучался в разведывательной роте. Бойцы учили мальчика читать, писать, решать нехитрые арифметические задачи. Уроки проводились между боями и переходами на новые места дислокации.
- 1945 г. Конец войны поставил перед парнем вопрос, что делать дальше. Он решил остаться в армии. Получил военную специальность, служил в сухопутных танковых войсках. Карьера выстраивалась успешно.
- 1946-1970 годы – военная служба в сухопутных войсках.
- В начале 1970-х годов Феликс уходит в отставку в звании полковника. Но с армией разрывать отношения не собирается. Его местом работы становится отдел боевой подготовки сухопутных войск Центрального органа Министерства обороны Российской Федерации «Красная звезда». Приветливый и доброжелательный бывший «сын полка» сразу стал душой коллектива. Легкий на подъем он никогда не пропускал учения на полигоне. Об этом и других армейских новостях писал репортажи и заметки. Его информация всегда была актуальной.
- 1980 г. В печать уходит первое художественное произведение репортера – «Повесть о фронтовом детстве». Главный герой Федька – автобиографичный персонаж. Семяновский решил рассказать подрастающему поколению о своем детстве в годы войны. Повесть имела колоссальный успех. Ею до сих пор зачитываются семилетние мальчишки, мечтая когда-нибудь совершить такие же героические поступки.
- 1985 г. Награждение Орденом Великой Отечественной войны II степени.
- 1990-е годы – Феликс становится дедушкой. Он часто придумывает для внучки Юли разные сказки, которые впоследствии решает записать.
- 1993 г. Писатель решает посвятить свое творчество детям. Он пишет короткую сказку «Подкова», которая становится его первым опытом в написании волшебных иносказательных произведений. В ней рассказывается о подкове, которая отправилась к людям, чтобы дарить им счастье. Сказка была опубликована в журнале «Пионер» № 10, 1993 год.
- 1995 г. В свет выходят еще две сказки для детей: «Лист и капля», «Вертолет и девочка».
- 1997 г. Писатель пишет короткую сказку «Лифт, который хотел увидеть звезды».
- 2002 год. Семяновскому 69 лет, а он продолжает публиковать репортажи с военных полигонов. В номере от 25 мая он публикует заметку о высоком уровне боевой готовности отдельной гвардейской мотострелковой Севастопольской бригады.
- В 2003 году коллектив редакции от всей души поздравил Феликса с 70-летием. Коллеги отметили его боевой задор и пожелали новых творческих успехов.
- 2007 г. В издательстве «Красная звезда» выходит новая книга автора «Под стук вагонных колес: заметки журналиста». Это последнее произведение Феликса Семяновского, появившееся на полках книжных магазинов.
- В 2022 году Феликс должен отметить свой 89-ый день рождения.
Детство и юность
В 1933 году в небольшом селе Плещеницы под Минском родился Феликс Семяновский. Его детство пришлось на предвоенный и военный периоды. В начале Великой Отечественной войны ему исполнилось всего 8 лет. Он рос в живописной деревне, которую основали в далеком 1492 году литовские князья Тышкевичи.
Так получилось, что на протяжении всей своей истории местечко постоянно оказывалось в зоне вооруженных конфликтов. Местные леса и поля помнили сражения времен Ливонской войны, отступление наполеоновского войска. В 1941 году солдаты немецко-фашистской армии полностью уничтожили поселок, убив 2 тысячи мирных граждан. В числе погибших были родители Феликса Семяновского. Он остался сиротой.
Мальчика нашли советские разведчики. Они совершали рейд в тыл врага на территории Белоруссии. Вместе с ними Феликс перешел линию фронта и был принят на довольствие в разведывательную роту. Он стал «сыном полка». Так в то время называли сирот, прибившихся к военным частям. Вместе с разведчиками мальчик прошел всю войну. Терпел неустроенность полевой жизни, привыкал к бомбардировкам и артобстрелам, осваивал мастерство разведчика. Шустрого парня не раз посылали на задания. Он приносил в отряд собранные им данные. Как-то раз отряд наткнулся на засаду. Чтобы спасти товарищей, Феликс вызвал огонь на себя. Разведчики впоследствии не раз вспоминали его подвиг.
Читательский дневник по повести «Фронтовое детство» Феликса Семяновского
Название произведения: «Фронтовое детство».
Число страниц: 36.
Жанр произведения: повесть.
Главные герои: Федя, дядя Вася, Пётр Иваныч.
Второстепенные герои: разведчики Витя, Яша, Третьяк.
Характеристика главных героев:
Федя — мальчик-сирота, которого приютили разведчики.
Любознательный, находчивый и шустрый.
Не раз выручал бойцов в бою.
Дядя Вася — ездовой.
Добрый, хозяйственный и заботливый.
Многому научил мальчика.
Пётр Иванович — главный разведчик.
Строгий, ответственный и храбрый.
Хороший солдат, умный и находчивый.
Характеристика второстепенных героев:
Витя и Яша — разведчики.
Смелые, весёлые, добрые.
Третьяк — богач, куркуль, кулак.
Жадный и нечестный.
Краткое содержание повести «Фронтовое детство»
В этом году Федя должен был пойти в школу, но началась война.
Очень быстро мальчик остался сиротой.
Ему пришлось работать на прижимистого кулака Третьяка долгих три года.
Но вот деревню освободили советские войска.
Федя сразу прибился к солдатам.
Его полюбил и стал воспитывать пожилой дядя Вася, ездовой разведчиков.
Он учил Федю грамоте, а мальчик помогал ему по хозяйству.
Но больше всего мальчишку привлекали сами разведчики.
Он обучался военному делу, помогал артиллеристам, ему пошили обмундирование.
Часто Федя помогал бойцам в их нелёгкой службе, носил гранаты.
Однажды разведчики долго не могли добыть пленного, и Федя решил им помочь.
Он тайно отправился следом за разведгруппой и отвлёк на себя внимание немцев. Это помогло бойцам захватить пленного, но сам Федя чуть не погиб
Это помогло бойцам захватить пленного, но сам Федя чуть не погиб.
Зато он был счастлив, когда слышал о неизвестном герое, помогшем разведчикам.
План повести:
- Начало войны.
- Сирота.
- Работа у куркуля.
- Наши пришли.
- Дядя Вася.
- Страшные сны.
- Федя помогает по хозяйству.
- Свой среди разведчиков.
- Помощь артиллеристам.
- Гранаты для бойцов.
- Новая форма.
- В рейде.
- Неизвестный герой.
Основная мысль повести «Фронтовое детство»
Главная мысль рассказа заключается в том, что война не щадит ни малого, ни взрослого.
Основная мысль повести в том, что война жестокая и страшная, но долг каждого человека защищать свою Родину.
Даже если ты маленький ребёнок.
Потому что война не знает возраста.
Чему учит повесть
Повесть учит любить свою Родину, быть настоящим патриотом и не боятся смерти, защищая родную землю.
Учит мужеству, находчивости, хитрости, военной смекалке.
Учит действовать сообща.
Краткий отзыв о повести «Фронтовое детство» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я была поражена мужеством совсем маленького мальчика, который потерял родителей, но сохранил мужество и веру в победу над общим врагом.
Он принял посильное участие в боевых действиях, став настоящим сыном полка.
Федя проявил настоящий героизм, но считал, что просто честно выполнил свой долг.
Это очень интересная и поучительная повесть, которая рассказывает о судьбе ребёнка в тяжёлые военные годы.
Автору удалось написать потрясающее произведение, которое заставляет сопереживать героям.
Сам фронтовик, Семяновский не понаслышке знал о судьбах детей полка, таких же ребят, каким был главный герой повести.
Именно поэтому, читая эту повесть, веришь, что всё в ней описанное, происходило на самом деле.
Мне очень понравился Федя, главный герой повести.
Это смелый, необычайно мужественный мальчик, который не сдался и не отступил.
Много испытаний выпало на его долю, но мальчик становился лишь сильнее.
И я уверена, что Федя вырастет настоящим человеком, добрым и всегда готовым прийти на помощь.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что войны — великое зло.
Они никогда не должны происходить на Земле, ведь каждая война — это чьи-то искалеченные судьбы, горе и слёзы.
Пословицы к произведению:
- Бой отвагу любит.
- Богатыря узнаёшь на поле брани.
- Без смелости не возьмёшь крепости.
- За край свой насмерть стой.
- Единство народа все беды отводит.
- В единении — сила.
Словарь неизвестных слов:
- Телогрейка — жилетка.
- Гимнастёрка — рубашка из плотной ткани.
- Прихарчим — откушаем.
- Оккупация — контроль территории чужим государством.
- Махорка — курительный табак.
- Заплатами — лоскут ткани, нашитый на дырку.
- Заусенцы — кусочек засохшей кожи вокруг ногтей.
- Кучность — стрельба большой плотности.
- Станина — неподвижная часть машины.
- Кисет — мешочек для табака.
_______