Толстой «как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»

Граф Толстой

Автор этого рассказа больше, конечно, известен по другим своим произведениям, которые принесли ему мировую славу. Это эпопея «Война и мир», романы «Воскресенье», «Анна Каренина». Толстой оказал огромное влияние на развитие не только русской, но и всей европейской литературы. Его произведения многократно ставились на сценах театров всего мира, экранизировались. Это самый издаваемый писатель в России. Общий тираж всех его книг приближается к полумиллиарду.

Но большое место в своем творчестве он уделял и детям. Созданию для них отдельных рассказов и сказок, одним из которых и является проанализированная «Старая лошадь».

В своем имении в Ясной Поляне граф Толстой даже основал специальную школу для всех малышей, желающих постигать науки. Он сам писал для них азбуки и небольшие произведения, которые не только помогали им научиться читать, но и узнать больше об окружающем мире, стать добрыми, искренними и честными людьми. Научиться сострадать ближнему, понять, что такое хорошо и что такое плохо. Значение этим своим небольшим произведениям для детей Толстой придавал не меньшее, чем эпохальным трудам.

Младший брат

Кульминация рассказа «Старая лошадь» наступает, когда на Воронка забирается самый младший брат. Ему тоже хочется проскакать галопом, продемонстрировать своим братьям, как много всего он умеет в седле, несмотря на свой юный возраст. Однако на этот раз лошадь отказывается подчиниться. Она просто не трогается с места. Мальчик ожесточенно бьет ее хлыстом. Так сильно, что хлыст ломается. Тогда он требует у дядьки, который в это время присматривает за его старшими братьями, принести новый хлыст.

Дядька начинает успокаивать мальчика, пытается его урезонить. Он объясняет, что лошадь его не слушается только потому, что сильно устала. Дело совсем не в том, что он чего-то не умеет в седле, просто Воронку уже много лет. А на его долю и так сегодня выпало немало испытаний. Старшие братья уже вдоволь на нем наскакались.

Детство и юность

В ноябре 1901 года в семье главного архитектора Вятской губернии Ивана Чарушина произошло радостное событие – на свет появился долгожданный сын Евгений. Через 6 лет супруги Иван Аполлонович и Любовь Александровна обзавелись еще одним наследником – Владимиром, но Женя остался семейным баловнем, увлечениям и шалостям которого умилялись как родители, так и старшие девочки – сводная сестра Катя и воспитанница Зина.

Евгений Чарушин в детстве с отцом и братом

Детство будущего анималиста было обеспеченным и счастливым. Мальчик рос в атмосфере любви, творчества и труда. Положение отца, построившего в Вятке и окрестностях свыше 500 зданий светского и гражданского характера, позволяло жить в просторном доме, наполненном книгами и атласами, клетками с певчими птицами и аквариумами с рыбками, содержать охотничьих собак и лошадей. Мать Жени, в юности искусная наездница, после травмы сосредоточилась на воспитании детей и уходе за садом и оранжереей.

Сохранились семейные предания о духовном и физическом развитии мальчика в гармонии с природой. Так, плавать он научился, переплыв реку со стадом коров и держась за их хвосты, а произношение звука «р» одолел, подражая карканью ворон. Рисовать для Жени было таким же естественным, как дышать, разговаривать и шалить. На фото, сделанных в детстве и отрочестве, юноша выглядит положительным и серьезным, но на самом деле был большим проказником.

Евгений Чарушин в молодости

В 6 лет Евгения отдали в Вятское коммерческое училище, славящееся художественным образованием. Учебное заведение долго терпело проказы будущего художника, сошла с рук даже организация «подрыва печки» — учитывались не только обаяние и способности юного Чарушина, но и то, что его отец именно тогда возводил новое здание училища.

Но после того, как Евгений пририсовал гениталии ангелам в учебнике по Закону Божьему, вольнодумца перевели в менее престижную Вятскую гимназию, где он познакомился и на всю жизнь подружился с Юрием Васнецовым – дальним родственником автора «Аленушки» и «Трех богатырей». Подростки вместе ездили на охоту, занимались гимнастикой и создали литературно-художественную группу «Сопохуд».

Юрий Васнецов, Владимир Лебедев и Евгений Чарушин

После окончания среднего учебного заведения, к тому времени уже носившего имя Тургенева и называвшегося трудовой школой, Евгений Чарушин пошел служить в политотдел 3-й армии Восточного фронта, где очень пригодились навыки в рисовании и оформлении. В 1922 году молодой человек стал студентом Петроградской академии художеств, в которой уже обучался его друг Васнецов.

Не любящий системности, не терпящий канонов Чарушин считал, что прославленное учебное заведение ничего ему не дало, а намного больше пользы в становлении его как художника принесли частые визиты в зоопарк. По окончании кузницы живописцев Евгений некоторое время зарабатывал созданием вывесок для нэпманов и только после годичной службы в стрелковом полку под Лугой показал тетради с рисунками животных художнику Владимиру Лебедеву, работавшему в «ДЕТГИЗ».

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море; он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного.

Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетел к дереву, он оглянулся — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Вопросы и ответы по тексту

Где происходит основное действие рассказа «Прыжок»? (На палубе корабля).
Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного путешествия

Это важное уточнение, поскольку по нему можно оценить примерное строение судна, высоту основной мачты).
Каков возраст парнишки — сына капитана? (Ему исполнилось 12 лет).
Кто был отец мальчика? (Капитан корабля).
Что побудило мальчугана броситься отбирать у обезьяны шляпу и в погоне взбираться все выше и выше? (Имея сильно развитое чувство собственного достоинства, он, в силу своей юности, не смог вытерпеть насмешки матросов).
На какую приблизительно высоту забрался мальчишка? (На высоту 8-ми этажного дома).
Почему капитал не заплакал, когда увидел, какая беда грозит его сыну, а заплакал уже после того, как опасность отступила? (Его целью было спасти своего сына. Он не позволил себе расслабиться

После он заплакал от избытка чувств, радуясь, что любимый сын избежал смертельной опасности).
Что хотел сказать читателям Толстой своим рассказом «Прыжок»? (Не стоит поддаваться безрассудству из-за глупых насмешек окружающих).

Рифмы-ударения

Выбери рифму с верным ударением (ударение в слове выделено заглавной буквой)

Под первую строчку: Надели банты
Надо выбрать из предложенных вариантов:
И играем в фАнты — выбрать
И открыли зонтЫ

Под первую строчку: Открываем ворота,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Ведь сегодня суббОта — выбрать
Доставайте паспортА

Под первую строчку: Мы купили торты
Надо выбрать из предложенных вариантов:
И для Вали шОрты — выбрать
И для Вали цветЫ

Под первую строчку: Лук в тарелку клала,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
С яйцами мешАла — выбрать
Его с рынка принеслА

Под первую строчку: Мои новые шарфы,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Прямо как к МАрфы — выбрать
Привезли мне из УфЫ

Под первую строчку: Меня там очень баловали,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Не зря туда пожАловала
Вместо супа торт давАли — выбрать

Под первую строчку: Маленькая искра
Надо выбрать из предложенных вариантов:
отлетела от кострА
Улетела бЫстро — выбрать

Под первую строчку: Опустела кладовая.
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Я иду в столОвую
Что стоишь, зевАя? — выбрать

Вот пример ответа на это задание:

Глава 28: Последние грустные воспоминания

Несмотря на смерть maman, жизнь семьи Иртеньевых продолжает идти прежним чередом. Николенька считал, что это оскорбление её памяти. Каждый день после обеда мальчик ходил в комнату Натальи Савишны, чтобы поговорить, а не поспать, как раньше. Он знал, что она также, как и он, искренне любит maman.

Пожилая женщина рассказывала Николеньке о детстве покойной и начинала тихо плакать. Так они и проводили свои дни, пока дети не уехали обратно в Москву. Бабушка узнала о смерти maman только с их приездом. Она впала в отчаяние и беспамятство. Пожилая женщина не верила, что Натали Николаевны больше нет.

Лишь через неделю она смогла плакать, и от этого ей стало немного легче. После смерти матери начался новый этап в жизни Николеньки, отрочество. В конце повести он вновь упоминает Наталью Савишну. Когда дети уехали обратно в Москву, она заболела и умерла. Но она не боялась смерти, а ждала её. Ведь она прожила достойную и честную жизнь.

Глава 16: Стихи

Прошёл почти месяц, как дети жили в Москве у бабушки. Приближались её именины, и они готовили для неё подарки. Володя под руководством учителя нарисовал головку какого-то турка в чалме, а Николенька решил написать двенадцать стихотворений.

Но при подготовке подарка у мальчика возникли трудности. То не было вдохновения, то переписывая текст на веленевую бумагу, он понимал, что слова выходили кривыми. Когда стихотворения были дописаны, он решил прочитать их вслух, но одна строчка ему не понравилась “…и любим как родную мать”. Николенька сразу стал переживать, что все могут подумать о том, что он совсем позабыл maman. Времени переделывать стихотворение заново уже не было. Принесли праздничную одежду, и наступило время спуститься вниз к бабушке, которая молилась в зале.

Володя подарил свой рисунок, а Карл Иванович — самодельную шкатулку. Когда наступило время для подарка Николеньки, его начал одолевать страх и стеснение. Он вручил скомканный листок бумаги бабушке, и с замиранием сердца стал ждать реакции на ту самую фразу. Но все его страхи были напрасны. Пожилая женщина была растрогана подарком и ласково поцеловала Николеньку в лоб. Их прервал лакей, который доложил о приезде Княгини.

Глава 5: Юродивый

Это был седой человек высокого роста, с кривым глазом, которому на вид было лет пятьдесят. Речь его была бессмысленна и несвязна. Это был юродивый Гриша. Он странствовал с пятнадцатого года и всегда ходил босиком. Гриша был верующим человеком, который часто посещал монастыри. Некоторые люди принимали его бормотания за предсказания.

Когда наконец-то на пороге показался Фока, юродивый Гриша вместе с детьми отправился вниз, где все были уже в сборе. По правилам, мальчики сначала должны были поздороваться с Мими (гувернанткой Марьей Ивановной), а потом уже разговаривать с девочками. Николеньке не нравилось, что она постоянно докучала всем своими глупыми указаниями. Дочь Марьи Ивановны и подруга Любы — Катя, попросила мальчика уговорить родителей взять девочек на охоту.

Во время обеда всё внимание было приковано к Грише и его образу жизни. Отец Николеньки скептически относится к юродивому и его странствиям

Maman же мягко сгладила спор. Когда обед подходил к концу, Володя решился попросить, чтобы девочки тоже поехали на охоту. Дети получили положительный ответ, и maman решает присоединиться к ним.

Чем заняться на зимних каникулах студенту одному

После зимней сессии студенты разъезжаются, и ты рискуешь остаться в одиночестве. Но мы подскажем, как провести каникулы весело и полезно даже одному.

Не волнуйтесь: проводить каникулы одному может быть весело и полезно! Вот несколько идей, как провести время.

Заняться спортом

Катание на коньках или горных лыжах – совсем не так скучно и изнурительно, как кажется на первый взгляд. Природа и спорт помогут восстановить душевное равновесие и привести себя в форму после новогоднего застолья. А еще это прекрасное время, чтобы наконец дойти до спортзала или бассейна.

Сюда же относится уход за собой: сходите в баню, запишитесь на массаж или посетите другие приятные процедуры. И тогда, к учебе вы вернетесь не только отдохнувшим, но и похорошевшим.

Заняться хобби или читать

Если вы любите компьютерные игры, помните: если долго сидеть за компом, то спина и мозг спасибо не скажут, ведь за три недели каникул они не отдохнут. Гораздо приятнее и полезнее будет прочесть книгу, которую давно откладывали или посвятить себя хобби.

Секрет в том, чтобы заняться созидательной деятельностью – то есть, творить руками. В этом случае человек видит результат своего труда и понимает, на что уходило всё свободное время.

Сделать ремонт/уборку

Вряд ли у вас было время заняться этим до новогодних праздников. Зато теперь самое время. Разберите наконец старые конспекты, удалите хлам с компьютера, протрите пыль, займитесь большой стиркой.

Если есть силы, замените обои или покрасьте стены. Главное – выбрать спокойный цвет, который не будет мешать учебе.

Характеры героев

В каждом своем произведении описывает интересные и неординарные людские характеры писатель Л.Н. Толстой. «Прыжок» — не исключение.

Так, матросы (народ, толпа) — недальновидные, любящие развлечения и насмешки. Мальчик — 12-летний сын капитана — гордый, смелый, юный, безрассудный, азартный, его психологический настрой — «я могу, мне все по плечу». Как сын капитана, мальчик чувствует свою значимость в социуме, боится подвести отца.

Капитан очень любит своего сына, способен на решительные действия. Это человек дела, он имеет очень быструю реакцию, умеет молниеносно сориентироваться и не боится принимать решения. Умный, гордый и независимый.

Настоящие книги

Распредели книги. Одних нет в русской литературе, другие есть.

ЕСТЬ:

Федорино горе
Тараканище
Крокодил Гена и его друзья
Серая шейка
Лев и собачка
Малахитовая шкатулка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Белый Бим, Чёрное ухо
Севастопольские рассказы
Властителям и судьям
Хорошее отношение к лошадям
Недоросль
Песнь о вещем Олеге
Мартышка и очки
Каштанка
Свинья под дубом
Двенадцать месяцев

НЕТ:

Кукушка-путешественница
Емеля
Непонимайка
Серый хвостик
Цветик-шестицветик
Телефонище
Царь Салтан
Мартышкины очки
Алёша Попович и Соловей Разбойник
Белкин
Майский полдень
Пугачев
Старушка Изергиль
Кавказская пленница
Капитанская дочь
Сказка о царе Гвидоне
Бедный всадник
Попрыгунья стрекоза
Сказка о царе и султане

Пример ответа:

Русская сказка

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Краткое содержание сказки

Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.

Характеристика персонажей

Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.

В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Старая лошадь

У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было девяносто лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлёпал губами, и нельзя было понять, что он говорит.

Нас было четыре брата, и все мы любили ездить верхом. Но смирных лошадей у нас для езды не было. Только на одной старой лошади нам позволяли ездить: эту лошадь звали Воронок.

Один раз матушка позволила нам ездить верхом, и мы все пошли в конюшню с дядькой. Кучер оседлал нам Воронка, и первый поехал старший брат.

Он долго ездил; ездил на гумно и кругом сада, и, когда он подъезжал назад, мы закричали:

– Ну, теперь проскачи!

Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас.

После старшего сел другой брат, и он ездил долго и тоже хлыстом разогнал Воронка и проскакал из-под горы. Он ещё хотел ездить, но третий брат просил, чтобы он поскорее пустил его.

Третий брат проехал и на гумно, и вокруг сада, да ещё и по деревне, и шибко проскакал из-под горы к конюшне. Когда он подъехал к нам, Воронок сопел, а шея и лопатки потемнели у него от пота.

Когда пришёл мой черёд, я хотел удивить братьев и показать им, как я хорошо езжу, – стал погонять Воронка изо всех сил, но Воронок не хотел идти от конюшни. И сколько я ни колотил его, он не хотел скакать, а шёл шагом и то всё заворачивал назад. Я злился на лошадь и изо всех сил бил её хлыстом и ногами.

Я старался бить её в те места, где ей больнее, сломал хлыст и остатком хлыста стал бить по голове. Но Воронок всё не хотел скакать.

Тогда я поворотил назад, подъехал к дядьке и попросил хлыстика покрепче. Но дядька сказал мне:

– Будет вам ездить, сударь, слезайте. Что лошадь мучить?

Я обиделся и сказал:

– Как же, я совсем не ездил? Посмотри, как я сейчас проскачу! Дай, пожалуйста, мне хлыст покрепче. Я его разожгу.

Тогда дядька покачал головой и сказал:

– Ах, сударь, жалости в вас нет. Что его разжигать? Ведь ему двадцать лет. Лошадь измучена, насилу дышит, да и стара. Ведь она такая старая! Всё равно как Пимен Тимофеич. Вы бы сели на Тимофеича, да так-то через силу погоняли бы его хлыстом. Что же, вам не жалко бы было?

Я вспомнил про Пимена и послушал дядьки. Я слез с лошади, и когда я посмотрел, как она носила потными боками, тяжело дышала ноздрями и помахивала облезшим хвостиком, я понял, что лошади трудно было. А то я думал, что ей было так же весело, как мне. Мне так жалко стало Воронка, что я стал целовать его в потную шею и просить у него прощения за то, что я его бил.

С тех пор я вырос большой и всегда жалею лошадей и всегда вспоминаю Воронка и Пимена Тимофеича, когда вижу, что мучают лошадей.

Другие рассказы Льва Толстого

Глава 14: Разлука

На следующее утро всё уже было готово к отъезду. Дядька Николай укладывал вещи мальчиков и подушки. Николенька с нетерпением ждал, когда всё будет готово. Вся семья собралась в гостиной, чтобы перед разлукой побыть немного вместе.

В силу своего возраста, мальчик не понимал, насколько это печальное событие. В его голове мелькали разные пустые мысли. Вошедшая в гостиную Наталья Савшина не смогла сдержать слёз, и у Николеньки защемило сердце. Когда Фока сообщил, что всё готово, maman побледнела и вздрогнула. Как принято перед отъездом, вся семья десять секунд молча посидела “на дорожку”. После все начали прощаться и обниматься, а Николенька так и продолжал оставаться по-детски беззаботным.

Но вдруг, услышав дрожащий голос матери и увидев её дрожащие губы, мальчик ощутил тоску, ему стало больно и страшно. Обнявшись с ней, он горько заплакал. Когда пришло время ехать, Николенька быстро сел в линейку, чтобы только не видеть горя maman. Но он всё же решил взглянуть на неё в последний раз и не заметил, как она уже стояла возле коляски. Поцеловав сына последний раз, она вернулась на крыльцо.

Мальчики вместе с отцом уехали в Москву.

Лев Толстой. Как я выучился ездить верхом

Когда жили в городе, мы каждый день учились, только по воскресеньям и по праздникам ходили гулять и играли с братьями. Один раз батюшка сказал: «Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж». Я был меньше всех братьев и спросил: «А мне можно учиться?» Батюшка сказал: «Ты упадешь». Я стал просить его, чтоб меня тоже учили, и чуть не заплакал. Батюшка сказал: «Ну, хорошо, и тебя тоже. Только смотри: не плачь, когда упадешь. Кто ни разу не упадет с лошади, не выучится верхом ездить».

Когда пришла середа, нас троих повезли в манеж. Мы вошли на большое крыльцо, а с большого крыльца прошли на маленькое крылечко. А под крылечком была очень большая комната. В комнате вместо пола был песок. И по этой комнате ездили верхом господа и барыни и такие же мальчики, как мы. Это и был манеж. В манеже было не совсем светло и пахло лошадьми, и слышно было, как хлопают бичами, кричат на лошадей, и лошади стучат копытами о деревянные стены. Я сначала испугался и не мог ничего рассмотреть. Потом наш дядька позвал берейтора и сказал: «Вот этим мальчикам дайте лошадей, они будут учиться ездить верхом». Берейтор сказал: «Хорошо».

Потом он посмотрел на меня и сказал: «Этот мал очень». А дядька сказал: «Он обещает не плакать, когда упадет». Берейтор засмеялся и ушел.

Потом привели трех оседланных лошадей; мы сняли шинели и сошли по лестнице вниз в манеж, берейтор держал лошадь за корду, а братья ездили кругом него.

Сначала они ездили шагом, потом рысью. Потом привели маленькую лошадку. Она была рыжая, и хвост у нее был обрезан. Ее звали Червончик. Берейтор засмеялся и сказал мне: «Ну, кавалер, садитесь». Я и радовался, и боялся, и старался так сделать, чтоб никто этого не заметил. Я долго старался попасть ногою в стремя, но никак не мог, потому что я был слишком мал. Тогда берейтор поднял меня на руки и посадил. Он сказал: «Не тяжел барин,— фунта два, больше не будет».

Он сначала держал меня за руку; но я видел, что братьев не держали, и просил, чтобы меня пустили. Он сказал: «А не боитесь?» Я очень боялся, но сказал, что не боюсь. Боялся я больше оттого, что Червончик все поджимал уши. Я думал, что он на меня сердится. Берейтор сказал: «Ну, смотрите ж, не падайте!» — и пустил меня. Сначала Червончик ходил шагом, и я держался прямо. Но седло было скользкое, и я боялся свернуться. Берейтор меня спросил: «Ну, что, утвердились?» Я ему сказал: «Утвердился». — «Ну, теперь рысцой!» — и берейтор защелкал языком.

Червончик побежал маленькой рысью, и меня стало подкидывать. Но я все молчал и старался не свернуться на бок. Берейтор меня похвалил: «Ай да кавалер, хорошо!» Я был очень этому рад.

В это время к берейтору подошел его товарищ и стал с ним разговаривать, и берейтор перестал смотреть на меня.

Только вдруг я почувствовал, что я свернулся немножко на бок седла. Я хотел поправиться, но никак не мог. Я хотел закричать берейтору, чтоб он остановил, но думал, что будет стыдно, если я это сделаю, и молчал. Берейтор не смотрел на меня. Червончик все бежал рысью, и я еще больше сбился на бок. Я посмотрел на берейтора и думал, что он поможет мне; а он все разговаривал с своим товарищем и, не глядя на меня, приговаривал: «Молодец, кавалер!» Я уже совсем был на боку и очень испугался. Я думал, что я пропал. Но кричать мне стыдно было. Червончик тряхнул меня еще раз, я совсем соскользнул и упал на землю. Тогда Червончик остановился, берейтор оглянулся и увидал, что на Червончике меня нет. Он сказал: «Вот-те на! свалился кавалер мой»,— и подошел ко мне. Когда я ему сказал, что не ушибся, он засмеялся и сказал: «Детское тело мягкое». А мне хотелось плакать. Я попросил, чтобы меня опять посадили, и меня посадили. И я уж больше не падал.

Так мы ездили в манеже два раза в неделю, и я скоро выучился ездить хорошо и ничего не боялся.

Глава 20: Собираются в гости

Николенька в нетерпении ожидал Ивиных. Вместо них в дом вошла женщина с ребёнком. Это оказалась госпожа Валахина со своей прелестной дочерью Сонечкой. Девочка была прекрасна и сразу приглянулась Николеньке.

Бабушка знакомит его с Валахинами лично и отправляет детей веселиться и танцевать. В это время приезжает Княгиня Корнакова со своими детьми. Дочери её были совершенно некрасивы, а сын Эртьен избалован и отвратителен. Когда они начали с Николенькой разговаривать, он начал хвастаться тем, что ездит на козлах. Появился лакей Корнаковых и отчитал Эртьена за потерянный кнут и враньё.

Дом постепенно наполнялся людьми. Наконец-то приехали Ивины. Но вместо радости, Николенька почувствовал досаду из-за того, что Серёжа познакомится с Соней.

Глава 18: Князь Иван Иваныч

Княгиня с восторгом послушала стихи Николеньки и уехала домой, обещав при этом вернуться вечером с детьми. Множество людей приезжало в тот день, чтобы поздравить бабушку, но особенно мальчику запомнился Князь Иван Иваныч.

Это был пожилой мужчина, одетый в военный мундир. Николеньку поразила простота и свобода его действий. Он был умён и образован. Когда все удалились из комнаты, мальчик остался с бабушкой и Князем Иваном Иванычем. Он стал свидетелем не самого приятного для ребёнка разговора.

Бабушка со слезами на глазах жаловалась, что Наталья Николаевна (maman) не свободна в своих действиях и подчиняется отцу, который только и делает, что веселится. Из-за этого она не приехала даже на именины. Бабушка возмутилась, что детей нужно было отправить в Москву раньше, ведь они совсем не обучены манерам. Также пожилая женщина рассказала о своих предположениях по поводу неверности отца, но Князь оспорил её доводы. После того, как Николенька случайно стал свидетелем их разговора, он тихо ушёл.

Птицы с буквами

Фраза — это сочетание слов, которое выражает законченную мысль.
Расставь гнёзда на месте пробелов, чтобы составить несколько фраз. Количество гнёзд на одну фразу ограничено.

ПОДНИМИХЛЕБ (3 фразы)

Подними хлеб, под ним и хлеб, под ними хлеб

НАШЛАСЬТАМАРКА (3 фразы)

Нашлась Тамарка, нашлась та марка, нашлась там арка

СУТКАМИЕМХЛЕБСУХО­Й (4 фразы)

Сутками ем хлеб сухо­й, с утками ем хлеб сухо­й, с утками ем хлеб с ухо­й, сутками ем хлеб с ухо­й

ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ (6 фраз)

Поднимите перья, под ними теперь я, подними теперь я, подними те перья, под ним и те перья, под ним и теперь я

Вот пример ответа:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: