Мальчик у христа на ёлке

Краткое содержание

Глава 1. Мальчик с ручкой

Перед Рождеством рассказчику часто попадался на глаза бедно одетый шестилетний мальчик, который ходил «с ручкой» – «это технический термин, значит — просить милостыню». В отличие от более опытных попрошаек, он все еще доверчиво и наивно взирал на прохожих – «стало быть, лишь начинал профессию». Жизнь таких мальчиков совсем не похожа на сказку. Участь их весьма печальна, и в будущем они повторяют жизнь своих родителей, в которой есть место лишь беспробудному пьянству, воровству, разврату.

Глава 2. Мальчик у Христа на елке

Однажды утром, в канун Рождества, «в сыром и холодном подвале» проснулся маленький мальчик лет шести. Он мерз в своем халатике и страдал от голода, но не смел разбудить мать, спящую на тонкой постилке. Когда же ближе к вечеру он прикоснулся к ее лицу, то «подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена».

Мальчику стало страшно сидеть в темноте, и он вышел на улицу. Он заметил большое освещенное окно, за которым виднелась богато украшенная елка и нарядные дети, которые весело играли и танцевали. У мальчика так болели пальчики от холода, что он «заплакал и побежал дальше».

В другом окне он увидел барынь, которые раздавали всем вошедшим пироги. Мальчик также зашел к ним в дом, но его прогнали, сунув в руки копеечку. Монетка упала на пол и покатилась, а мальчик не мог «согнуть свои красные пальчики и придержать ее». Он остановился возле окна, за которым шло кукольное представление. Один из мальчиков в толпе пребольно ударил его по голове, и мальчик принялся бежать.

Он остановился лишь в подворотне, где спрятался за дровами. Впервые за долгое время ему стало тепло и хорошо, и вдруг почудилось, «что над ним запела его мама песенку». Мальчик услышал тихий голос, который приглашал его на елку. Неожиданно он увидел яркий свет, чудесную рождественскую елку и множество веселых нарядных детишек. Все они умерли в раннем возрасте и теперь, так же как и мальчик, были приглашены на «Христову елку».

Утром дворники нашли тело замерзшего мальчика, а вскоре отыскали и его мать, умершую чуть ранее, но «оба свиделись у Господа Бога в небе».

И что в итоге?

Мальчик — замерзает насмерть на улице, перед смертью ему привиделся яркий свет и рождественская ёлка.

Мать мальчика — умирает от холода в подвале.

Заключение

Печальный сюжет рассказа взят Достоевским из жизни, и его произведение учит состраданию, милосердию и душевной чуткости по отношению к ближним.

После ознакомления с кратким пересказом «Мальчика у Христа на Ёлке» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

«Мальчик у Христа на ёлке» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания:

1876.

Жанр:

рождественский рассказ.

Тема:

сострадание к детям.

Идея:

смерть ребенка от голода и холода – преступление всего общества.

Проблематика.

Равнодушие взрослых — это страдания детей.

Основные герои:

семилетний нищенствующий мальчик; шестилетний мальчик.

Сюжет.

Этот рассказ делится на две части. Первая часть называется «Мальчик с ручкой», а заголовок второй совпадает с общим названием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». В этих главах рассказывается о разных мальчиках примерно одного возраста. Оба они находятся в крайних жизненных обстоятельствах — в нищенстве.

В первой части писатель рассказывает о мальчике лет семи, которого он видел перед Рождеством не один раз. Легко одетым ходил он по сильному морозу и просил милостыню. Ладошка его была протянута. Таких маленьких попрошаек называли «с ручкой».

На расспросы автора мальчик отвечал о больной сестре, вместо которой он попрошайничает. Достоевский скорбит о том, что таких детей много, что будущее их предопределено: воровство. Неблагополучие семей — это пьющие родители, они отправляют своих детей за горячительным. В этих семьях в обычае бить жен, веселиться над опьянившими детьми, которым влили в рот водки… Грязь, разврат, пьянство царят здесь. Как можно вырасти в такой среде хорошим человеком? Становясь немного старше, ребенок в такой семье отправляется работать на фабрику, заработанные деньги он приносит в семью, где их пропивают. К преступной жизни эти дети приобщаются еще до фабрики. Бродяжничество и воровство становятся для них естественной формой существования без сознания его преступности.

Если мальчик в первой части рассказа как-то привычен и приспособлен к нищенству, то вторая часть рассказа повествует о мальчике, попавшем в этот страшный, чуждый для него мир неподготовленным, оставшемся без защиты взрослых.

История со вторым мальчиком произошла накануне Рождества.

В холодном подвале возле тяжело больной женщины сидит маленький мальчик лет шести. В этом же подвале находится мертвецки пьяный халатник и старуха, которая отпугивает мальчиком ворчанием на него. Зачем-то приехали мама с ребенком в этот город, но она внезапно заболела, и оказались они в этом углу.

Мальчику хотелось есть, но еды никакой не было. Несколько раз он пытался разбудить маму, но она была неподвижна и похолодела, как стена. Ребенку стало страшно. Надев свой картуз, он выбрался на улицу. Мальчик поражен видом незнакомого огромного города, его удивляет шум, суета и свет улицы. В одном окне он увидел разряженную ёлку, вокруг которой веселились красиво одетые дети. В другом окне тоже праздник: на столе разные пироги, за столом сидят барыни, раздающие эти пироги заходящим господам. А ребенку холодно так, что болят покрасневшие пальчики на руках и ногах. И голод мучит. Мальчик в надежде вошел туда. Одна барыня быстро сунула ему копейку и тут же указала на дверь. Ребёнок испугался, монетку выронил. Он не смог её поймать онемевшими от холода пальчиками, выбежал.

Вот он опять на улице, ему тоскливо, одиноко и холодно. В мороз мальчик одет в легкий халатик, пальчики болят, ему хочется плакать. Но вдруг он видит, как люди собрались и рассматривают кукол в витрине. Мальчик подходит туда же и приходит в восторг от нарядов кукол и их движений. Но тут злой мальчишка, старше его, ударил его, сдернул картуз и пнул. Мальчик упал, кругом закричали, напуганный ребенок бросился бежать. Он забежал в какой-то двор, спрятался за дровами, присел там, и вдруг стало ему тепло, перестали болеть ручки и ножки. Мальчик замерзает и слышит, как мама поет ему песенку, а потом Кто-то обнял его и позвал к Себе на елку. И мальчик вдруг увидел много света, где было много других детей у Христа на ёлке. Это были дети, как и он, замерзшие, задохнувшиеся или умершие голодной смертью.

Тело мальчика нашли утром за дровами…Его маму, умершую прежде него, тоже нашли. И свиделись они на небесах.

Отзыв о произведении.

Душераздирающая история. Поразительно равнодушие взрослых людей. Причем эта барыня с копейкой, наверняка бы прослезилась, прочитав этот гениальный рассказ.

Очень краткий пересказ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»

В огромном городе никем не замечаемые встречаются на улицах мальчики, просящие милостыню. Они отдают собранные копейки равнодушным людям, обитающим в подвалах, которые мечтают только о водке.

Накануне рождества в одном таком сыром промозглом подвале продрогший шестилетний малыш был очень голоден, но не смог найти еды. Его мама заболела и умерла, поэтому мальчик отправился в огромный город.

Легкий халатик и картуз не спасали от жуткого холода. Ребенок видел за окнами счастливых детей, много еды, а сам постепенно замерзал.

Никому не нужный ребенок с окоченевшими пальчиками спрятался за поленницей дров. От переохлаждения он стал засыпать. И вдруг мальчик оказался среди ласковых детей в светлом образе ангелочков на невероятно красивой «Христовой елке».

Здесь же увидел улыбающуюся маму. А утром дворники нашли его маленький трупик.

I. Мальчик с ручкой

Достовский. Мальчик у Христа на ёлке. Слушать аудиокнигу с чтением полного текста рассказа

На нашем сайте вы также можете прочитать анализ этого рассказа Достоевского

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед ёлкой и в самую ёлку перед Рождеством, я всё встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, – значит его всё же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит – просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, – стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

…и в рот мне водку скверную Безжалостно вливал…

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но всё, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят всё – голод, холод, побои, – только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, всё факты.

Образ главного героя

Главный герой произведения — мальчик лет шести. Он был одет в какой-то халатик и картуз. Как и многие дети, он привязан к своей маме и любит её. В рассказе упоминается, что его мать вместе с ним приехала сюда из какого-то маленького города и вскоре захворала.

Мальчик искренний, наивный, впечатлительный, непосредственный и весёлый: он тоже хочет веселиться и танцевать вместе с детьми за оконным стеклом, смеётся при виде куколок, но вспоминает о том, как заледенели его пальцы, как он хочет есть.

Невозможность утолить базовые потребности мешает ему наслаждаться духовными красотами. Лишь у Христа на ёлке, когда ему становится тепло и хорошо, он может в полной мере отдаться радости.

В рассказе не упоминается имя героя. Его безликость намекает на масштаб проблем, затронутых в произведении, и говорит, что таких нищих детей, мёрзнущих на улице, на свете может быть очень много.

Автор рисует его потрет с использованием большого количества слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «пальчики», «ручки», «ножки» «картузик», «куколки». Благодаря этому приёму читатель ещё больше проникается симпатией к маленькому герою, видит его светлую натуру и беззащитность, погружается в мир детского восприятия, испытывает к нему сочувствие. Рассказчик тоже сопереживает персонажу на протяжении всей истории.

Приложение

Приложение № 1

Фридрих Рюккерт (1788-1866)»Елка сироты».

В вечер накануне рождества дитя-сирота бегает по улицам города, чтобы полюбоваться на зажженные свечи.

Оно стоит подолгу перед каждым домом, заглядывает в освещенные комнаты, которые смотрятся в окно, видит украшенные свечами елки, и на сердце ребенка становится невыносимо тяжко.

Дитя, рыдая, говорит: «У каждого ребенка есть сегодня своя елка, свои свечи, они доставляют ему радость, только у меня, бедного, ее нет.

Прежде, когда дома я жил с братьями и сестрами, и для меня сиял свет рождества; ныне же, на чужбине, я всеми забыт.

Неужели не позовет меня к себе и не даст мне ничего, неужели о всех этих рядах домов нет для меня — пусть самого маленького — уголка?

Неужели никто не пустит меня внутрь? Мне ведь ничего не надо для себя, мне хочется лишь насладиться блеском рождественских подарков, которые предназначены другим!»

Дитя стучится двери и в ворота, в окна и в витрины, но никто не выходит, чтобы позвать его с собой; се нутрии глухи к его мольбам.

Каждый отец занят своими детьми; о них же думает и одаряет их мать; до чужого ребенка никому нет дела.

«О дорогой Христос-покровитель! Нет у меня ни отца, ни матери, кроме тебя. Будь же ты моим утешителем, раз все обо мне забыли!»

Дитя своим дыханием пытается согреть замерзшую руку, оно глубже прячется в одежду и, полное ожидания, замирает посреди улицы.

Но вот через улицу к нему приближается другое дитя в белом одеянии. В руке его светоч, и как чудно звучит его голос!

«Я — Христос, день рождения которого празднуют сегодня, я был некогда ребенком, — таким, как ты. И я не забуду о тебе, даже если се остальные позабыли.

Мое слово принадлежит одинаково всем. Я одаряю своими сокровищами здесь, на улицах, так же, как там, в комнатах.

Я заставлю твою елку сиять здесь, на открытом воздухе, такими яркими огнями, какими не сияет ни одна там, внутри».

Заставить сострадать

Во второй части рассказа обобщений меньше. Повествование касается конкретного мальчика из промерзшего подвала. Герою не более шести лет. Просыпается малыш в канун праздника, его мучит чувства голода. Но ребенку свойственно играть. Он забавляется видом пара собственного дыхания.

События происходят «в каком-то городе». Нет прямого указания на Санкт-Петербург. Но за пределами подвала – заснеженные кварталы. «Очень уж здесь холодно», – думает мальчик о стенах убежища. Хочется выглянуть наружу. «Господи, какой город!» Стук и гром от карет, подковы лошадей «звенят об камни». Рядом – пьяный фабричный работник, мертвая мать и стонущая от ревматизма старушка. Выход из ада охраняет злой пес.

Обладатель утлого халатика, «картузишка» и замерзающих пальчиков, которые необходимо постоянно обогревать, дыша на них, вдруг обретает свободу. Путь в город открывается на Рождество. Мать умерла, собака не преграждает выход. Даже полицмейстер безучастно отворачивается при встрече. Мальчик вливается в общий поток на широком проспекте: «Все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!»

Истоки бед

Великому писателю присуща широта взглядов на происходящее. Одним штрихом: «Там, откудова он приехал… один фонарь на всю улицу» Достоевский показывает истоки бед фабричных детей и прочего «халатного» люда. Оторванные от земли крестьяне остались теми же рабами после отмены крепостного права, но не у плуга, а в качестве придатка у заводских машин.

Строка из песни «И в рот мне водку скверную безжалостно вливал» показывает неизбежную преемственность всего худшего, что творится в среде фабричных. Другой мальчик, чуть постарше, безжалостно отнимает картуз мальца, бьет беззащитную жертву, подставляет ножку, чтобы катился обиженный в страхе: на дне господствует только правда силы.

Далее описываются перемены в сознании замерзающего человека: мальчик засыпает за дровяной кучей, ему становится тепло, видится мать, поющая песенку. «Ах, как спать тут хорошо!» – сообщает ребенок возникшей в воображении матери. И в тот момент он видит, что кто-то нагибается к нему, протягивает руку и обнимает. Затем ведет туда где светло и радостно.

Творческий метод великого правдоистца

Увиденное мальчиком достойно восхищения: игрушки, наряды, угощения, «дерево до самого потолка» в новогодней мишуре, дети, играющие на инструментах. Мальчик спрашивает о детях, играющий возле елки, ему отвечают, что «у Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки». Потом мальчик узнает, что все эти дети стали жертвами небрежного отношения родителей, погибшие в разных трагических ситуациях, обездоленные, брошенные, несчастные. И вот, все они встретились на небе. С ними был и Христос.

В увиденном и внутри пережитом пестрят слова, услышанные на реальных исповедях обездоленных детей: на елке много «яблоков», елка – дерево невиданное, «кругом всё куколки». Автор сознательно использует лексику приютов для бездомных. Любой ребенок готов из холодного подвала подняться в мир прекрасный светлый и чистый. Хотя бы в мечтах.

Изначальную чистоту помыслов каждого человека порочит нищета и неравенство. Для глубоко верующего Достоевского равенство всех перед Богом – аксиома. Погрузив читателя во внутренний мир шестилетнего страдальца, писатель заставляет почувствовать физиологию этих страданий, но при этом взывает к совести, призывает взять ответственность за происходящее.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

«Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского

Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке» .

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая

история про шестилетнего мальчика и читателям.

С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика — напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия — Рождество или Святки.

Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его

других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии.

Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода — преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный.

На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом.

Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст — елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном.

Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад. Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных

Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

Проблемы, основная мысль и идея

Произведение затрагивает проблемы бедности, социального неравенства, вопросы человеческого равнодушия и чёрствости. Пока все люди радовались празднованию Рождества, маленький мальчик страдал от голода и холода, не получая и крупицы тепла и сочувствия. В его трагической гибели в какой-то мере виноваты все персонажи: и блюститель порядка, отвернувшийся от него, и барыни, выгнавшие его из своего дома, и большой мальчишка, грубо отнявший у него картуз. Никто не замечал его горя либо не хотел замечать, нарочно закрывая глаза на недостатки этого мира в лице нищих.

В читательский дневник можно записать главную мысль: необходимо быть милосердным и сострадательным, внимательным к близким и даже к простым прохожим.

Незначительная доброта способна спасти жизнь. К примеру, если бы барыня позволила мальчику немного погреться в тёплом доме и угостила его пирожком, ему стало бы намного лучше. Но она всего лишь дала ему копейку, да и то не из жалости, а лишь бы он ушёл поскорее, чтобы не портил идеальную картину её дома своим видом.

Кроме того, идея произведения заключается в демонстрации несправедливости жестокого мира. Ни в чём не повинные дети часто становятся заложниками ситуации и жертвами грехов своих родителей, бросающих их на произвол судьбы.

Автор пишет во вступлении к рассказу: хоть он и сочинил эту историю, ему мерещится, что где-то это на самом деле случилось.

https://youtube.com/watch?v=7MFQznqweOQ

О балете

Либретто написано по мотивам рассказа, предпосылкой создания которого стал эпизод 1876 года — посещение Достоевским и его маленькой дочкой рождественской елки, а после нее детской колонии. Тяжелые судьбы малолетних преступников, большинство из которых были бездомными нищими, взволновали писателя. В либретто расширена история Мальчика и введены события, ведущие, как и у автора рассказа, к трагическому концу.

Музыкальной основой балета стали фрагменты произведений Игоря Стравинского, ярко насыщенные характерными сюжетными образами. В балете принимают участие народный артист России Фарух Рузиматов в роли Писателя и премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Игорь Колб в роли Господина с подарками. Вместе с ними на сцену выйдут учащиеся школы-студии при Театре детского балета.

Эскизы декораций и костюмов всех героев спектакля создал художник Иван Глазунов. «Нам хотелось сохранить аромат и ощущение эпохи Достоевского. И хотя эту историю в виде балета никто не мог и помыслить, я думаю, она может стать балетным действом как притча, выразить движением то, что Федор Михайлович выразил словом», — уверен Иван Глазунов. Созданные им эскизы будут представлены в серии передвижных выставок в художественных школах, в детском творческом и в арт-пространстве «Галактика».

Приглашения на премьеру балета предоставлены многодетным семьям, учащимся и родителям хореографических и театральных студий и художественных школ Санкт-Петербурга, а также школьникам и членам их семей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: