Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:«бок» и «бег»
В первом слове звучит звонкий согласный , в образовании которого участвуют губы:бок
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:бег
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость
Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.
Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.
Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.
Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.
На письме мягкость выражается двумя способами:
- с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
- с помощью мягкого знака (ь).
Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.
дХТТЕПЕМЖХЮЖХЪ ЯУНФХУ ОН ЮПРХЙСКЪЖХХ ГБСЙНБ
лМНЦХЕ ГБСЙХ Б ПСЯЯЙНЛ ЪГШЙЕ ХЛЕЧР НВЕМЭ ОНУНФСЧ ЮПРХЙСКЪЖХЧ. нЯБЮХБЮЪ ПЕВЭ, Ю ОНРНЛ ВРЕМХЕ, ДЕРХ ЛНЦСР ОСРЮРЭ ЩРХ ГБСЙХ.
оНЯРЮМНБЙЮ Х ЮБРНЛЮРХГЮЖХЪ ГБСЙНБ – ЩРН ПЮАНРЮ КНЦНОЕДЮ. нДМЮЙН ПНДХРЕКХ РЮЙФЕ ЛНЦСР БШОНКМЪРЭ Я ДЕРЭЛХ МЕЯКНФМШЕ ГЮДЮМХЪ МЮ ДХТТЕПЕМЖХЮЖХЧ ГБСЙНБ. оЕПЕД ЩРХЛ ЯКЕДСЕР САЕДХРЭЯЪ, ВРН С ПЕА╦МЙЮ МЕР КНЦНОЕДХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ. б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ГЮМХЛЮРЭЯЪ МЮДН ОНЯКЕ ЙНМЯСКЭРЮЖХХ Я КНЦНОЕДНЛ.
оПХЛЕПШ ГЮДЮМХИ:
1. вЕПЕДСЧЫХЕЯЪ ОНБРНПШ ЯКНЦНБ ЯН ЯУНФХЛХ ГБСЙЮЛХ: ГЮ-ГЮ-ГЮ-ГЮ, ЯЮ-ЯЮ-ЯЮ-ЯЮ…
2. уКНОЙХ Б КЮДНМХ ОПХ ГЮДЮММНЛ ГБСЙЕ. аНКЕЕ ЯКНФМШИ БЮПХЮМР – ЯКНЦХ Х ЯКНБЮ.
3. тНМЕРХВЕЯЙХЕ ЯЙЮГЙХ.
мЮВХМЮРЭ МСФМН Я ПЮГКХВЕМХЪ НРДЕКЭМШУ ГБСЙНБ, ГЮРЕЛ – ЯКНЦНБ Я МХЛХ, Ю ОНЯКЕ ЩРНЦН – ЯКНБ Я РПСДМШЛХ ГБСЙЮЛХ.
Презентация на тему: » Тренажёр «Гласные и согласные звуки». Гласные и согласные Начать.» — Транскрипт:
1
Тренажёр «Гласные и согласные звуки»
2
Гласные и согласные Начать
3
1. Найди картинку в названии которой первый звук гласный.
6
2. Найди картинку в названии которой первый звук согласный.
9
3. Как можно назвать картинки одним словом? Выбери только тех птиц чьи названия начинаются с гласного звука.
15
4. Как можно назвать картинки одним словом? Выбери только тех животных чьи названия заканчиваются на гласный звук.
18
5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)
19
5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)
20
5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)
21
6. Найди лишнюю картинку
24
7. Найди лишнюю картинку
28
Твёрдые и мягкие согласные Обучающие задания Обучающие задания Упражнение
29
1. Как можно одним словом назвать все предметы? Детям было дано задание выбрать те инструменты в названии которых первый согласный звук твёрдый. Кто выполнил задание верно?
32
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)
33
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)
34
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)
35
3. Кто из садовников садит ягоды названия которых начинаются с мягкого согласного?
38
4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)
39
4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)
40
4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)
41
5. Найди лишнюю картинку
44
6. Найди лишнюю картинку
47
Звонкие и глухие согласные Обучающее задание Обучающее задание Упражнение
48
1. Как можно назвать предметы одним словом? В названии какого предмета первый звук звонкий согласный?
51
2. В какой вазе стоят цветы, названия которых начинаются со звонкого согласного?
54
3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)
55
3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)
56
3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)
57
4. Как можно назвать предметы одним словом? Выбери те предметы названия которых начинаются со звонкого согласного.
63
5. Найди лишнюю картинку
66
6. Найди лишнюю картинку
69
Итоговый тест (гласные и согласные звуки) Вариант 1 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 2
70
1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)
71
1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)
72
1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)
73
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)
74
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)
75
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)
76
3. В каком из зоопарков живут животные в названии которых первый звук мягкий согласный?
79
4
Найди лишнюю картинку (обрати внимание на звонкость и глухость первых звуков)
82
5. Найди картинку, которая начинается с твёрдого звонкого согласного
85
6. Найди картинку, которая начинается с мягкого глухого согласного
88
1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)
89
1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)
90
1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)
91
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)
92
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)
93
2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)
94
3
Найди лишнюю картинку (обрати внимание на твёрдость и мягкость первых звуков)
97
4. Выбери корзину в которую собраны овощи в названии которых первый звук глухой согласный.
100
5. Найди картинку, которая начинается с мягкого звонкого согласного
103
6. Найди картинку, которая начинается с твёрдого глухого согласного
106
Обучающие задания (твёрдые и мягкие согласные) Задание 1 Задание 1 Задание 2 Задание 2
119
Обучающее задание (звонкие и глухие согласные) НАЧАТЬ
Слова с обратными слогами
Слоги «Арь», «Ерь», «Ирь», «Орь», «Урь», «Ырь» под ударением и без
- «арь»: ца́рь, ста́рь, звона́рь, глава́рь, апте́карь, песка́рь, па́харь, жа́рь, янва́рь, сле́сарь, слова́рь, то́карь, календа́рь, буква́рь, дика́рь, янта́рь, библиоте́карь, фона́рь, зна́харь, ла́рь, пи́сарь, вста́рь, су́дарь, бунта́рь, суха́рь, госуда́рь, пе́карь, глуха́рь, ле́карь
- «ерь»: тепе́рь, ве́рьте, пове́рь, е́герь, ла́герь, две́рь, зве́рь, пе́рья, се́рьги, заме́рь, изме́рь, Тве́рь, Аверья́н, Валерья́н, кутерьма́, серьёзный, валерья́нка
- «ирь»: снеги́рь, Сиби́рь, па́нцирь, ши́рь, визи́рь, имби́рь, вши́рь
- «орь»: И́горь, го́рько, ко́рь, борьба́, зо́рька, го́рький, у́горь, хво́рь, я́корь, отку́порь, лукомо́рье, многобо́рье, горькова́тый
- «урь»: лазу́рь, глазу́рь, бурья́н
- «ырь»: ло́дырь, ко́зырь, богаты́рь, пузы́рь, пусты́рь, волды́рь, пла́стырь, поводы́рь, лейкопла́стырь
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Согласные звуки
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
1) Я на том берегу
И на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу. (Мост.)
2) Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро, в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро.)
3) Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звёзды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
Он Вселенной следопыт. (Спутник.)
4) Не корабль, не лодка,
Ни вёсел, ни паруса,
А плывёт — не тонет. (Плот.)
— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?
(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)
— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?
(На доске записаны слова.)
Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей…
— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.
— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)
— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)
— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 81)
— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.
— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.
— Что вы заметили?
— Какие звуки мягкие?
— Какой звук твёрдый?
— Выполните последнее задание.
— Назовите слова, которые выписали.
Упр. 2 (с. 81)
— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)
— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)
— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)
— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)
— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.
V. Физкультминутка
Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ёжик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет пёсик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха — на песке.
Топ-топ! Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 82)
— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?
— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)
— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.
— Прочитайте сведения о языке.
— Как обозначается мягкость согласных на письме?
— Как обозначается твёрдость согласных на письме?
Упр. 4 (с. 82)
— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.
— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 42)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 2 (с. 42)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— Назовите слова, которые вы записали.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)
VII. Рефлексия
— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.
— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?
— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие задания вызвали затруднения?
Коррекция
Дефекты твердости и мягкости неизбежно отражаются на письме. В процессе школьного обучения у детей с подобными нескорректированными проблемами диагностируется акустическая дисграфия. Поэтому логопедические занятия необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте. Индивидуальный маршрут зависит от вида нарушения.
Подготовка органов артикуляции
Если палатализация согласных обусловлена высоким мышечным тонусом спинки языка, работу необходимо начинать со снятия напряжения его мышц. На первом этапе проводится расслабляющий массаж языка с акцентом на среднюю часть, артикуляционная гимнастика (упражнения «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Пожуем грушу» − «жевание» медицинской спринцовки №1, поглаживание языка губами).
При смягчении и слабости мышц языка, напротив, усилия логопеда должны быть направлены на активизацию язычной мускулатуры. Прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям («Горка», «Катушка», покусывание языка зубами)
В обоих случаях уделяется внимание развитию мягкой моторики и речевого дыхания
Коррекция фонематических процессов
Ребенку объясняются отличия между твердыми и мягкими согласными, обыгрываются основные отличительные признаки звуков. Используются упражнения на различение квазиомонимов, показ артикуляционных профилей, работа с парными картинками на смешиваемые звуки
На данном этапе важно выработать у ребенка зрительный и кинестетический контроль
Выработка правильных артикуляционных укладов
Для постановки звуков используются приемы по подражанию и объяснению, механический способ. Разные авторы предлагают различную последовательность отработки звуков при дефекте смягчения. Наиболее распространенная схема: переднеязычные, губно-зубные, губные, свистящие, соноры. Параллельно проводится дифференциация непалатализованных и палатализованных согласных, как на слух, так и в произношении.
Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы
«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.
Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.
Начните с изучения гласных.
Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.
Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.
Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.
Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.
Используйте зеркало.
Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы. Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома
Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.
Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.
Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.
Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.
Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции. Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись
Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.
Тест » Твердые и мягкие согласные»
Твердые и мягкие согласные.
Тест.
-
Выбери слово, содержащее только твердые согласные.
А) лимон
Б) паук +
В) мел
Г) сапоги
-
Выбери слово, содержащее только мягкие согласные.
А) орехи +
Б) картинки
В) театр
Г) цирк
-
Найди ошибку.
А) банка – 3 согл. ; 2 гл.; б, н, к – твердые.
Б) пион – 2 согл. ; 2 гл. ; п – мягкий, н – твердый.
В) липа – 2 согл. ; 2 гл. ; л, п — мягкие. +
Г) лента – 3 согл. ; 2 гл. ; л – мягкий, н,т – твердые.
-
Выбери слово, содержащее только один мягкий согласный.
А) день
Б) огонь +
В) зверь
Г) стебель
5. Подбери слово к данной схеме так, чтобы первый согласный был твердым, а последний — мягким.
-
ь
А) пень
Б) день
В) линь
Г) конь +
-
Найди слово, содержащее 4 твёрдых согласных.
А) звонок +
Б) правило
В) малина
Г) теребить
-
Выбери слово, содержащее твёрдые и мягкие согласные.
А) учитель
Б) ворона
В) сидеть
Г) ручка +
-
Подбери к схеме слово, так чтобы 1-й и 4-й звуки твердые, 3-й – мягкий.
ь
А) коньки
Б) полька +
В) деньки
Г) килька
-
Выбери слово, содержащее только мягкие согласные.
А) чайник +
Б) шесть
В) цепь
Г) червь
-
Выбери слово, содержащее только твердые согласные.
А) этажерка +
Б) цветы
В) щука
Г) часы
Составила: Пархоменко Оксана Константиновна
Учитель-логопед
КОУ «АШДС № 301»
Г. Омск
Парные согласные
Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
Зв. | |||||||||||
Гл. |
В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .
Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Сколько твердых и мягких согласных звуков
В нашей речи 15 согласных формируют пары, у твердых существуют мягкие аналоги: , , , , , , , , , , , , , , . Перечисленные фонемы называются парными. Помимо твердости-мягкости, существуют звуковые пары по глухости-звонкости. У некоторых фонем аналогов по звонкости-глухости нет, они называются непарными: , , , , .
Чтобы легче воспринять эту информацию, лучше заглянуть в таблицу.
парные | непарные | ||||||
твердые | мягкие | твердые | мягкие | ||||
звонкие | глухие | звонкие | глухие | звонкие | глухие | звонкие | глухие |
, , , , , | , , , , , | , , , , , | , , , , | , , , | , | , , , , | , , |
При занятии с ребенком важно особо подчеркнуть, что не имеют парных мягких звуков твердые согласные , , вне зависимости от стоящей следом гласной, а фонемы , , — в любых случаях мягкие. Нечасто младшему школьнику удается запомнить эту информацию сразу
Для ускорения запоминания можно сделать инсталляцию: изготовить 3 поролоновых фигурки, на них изобразить буквы «ч», «щ», «й», также сделать 3 фигурки из твердого материала, например, древесины, начертить на них «ж», «ц», «ш». По структуре материалов ребенок сразу вспомнит, к какой категории относятся звуки: поролон мягкий, а дерево твердое. Сделанные фигурки желательно зафиксировать на видном месте, на письменном столе, где школьник занимается. Ежедневно ребенок будет поглядывать на буквы, постепенно у него в памяти отложится правильная информация.
оНМЪРХЕ ГБСЙНБ Х АСЙБ ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ
хГСВЕМХЕ ГБСЙНБ Х АСЙБ ХД╦Р ОЮПЮККЕКЭМН. мСФМН ЯРПЕЛХРЭЯЪ Й РНЛС, ВРНАШ ПЕА╦МНЙ ОНМХЛЮК ПЮГМХЖС ЛЕФДС АСЙБЮЛХ Х ГБСЙЮЛХ. хМНЦДЮ МЮГБЮМХЪ АСЙБ МЕ ЯНБОЮДЮЧР ЯН ГБСЙЮЛХ, ЙНРНПШЕ НМХ НАНГМЮВЮЧР.
лЪЦЙХИ Х РБ╦ПДШИ ГМЮЙ ГБСЙНБ МЕ НАНГМЮВЮЧР. нМХ МСФМШ ДКЪ ЯЛЪЦВЕМХЪ ЯНЦКЮЯМШУ.
аСЙБЮ ю НАНГМЮВЮЕР ГБСЙ ю, МН АСЙБЮ щк НАНГМЮВЮЕР ГБСЙ к. я ОЕПБНЦН ПЮГЮ ПЕА╦МНЙ ЛНФЕР МЕ ОНМЪРЭ. щРН МНПЛЮКЭМН, ОНЯЙНКЭЙС ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ РЮЙНИ ЛЮРЕПХЮК ДНЯРЮРНВМН РПСДЕМ. оПХ ГМЮЙНЛЯРБЕ Я ЙЮФДНИ АСЙБНИ МСФМН ОНЪЯМЪРЭ ПЮГМХЖС.
мЕКЭГЪ ДНОСЯЙЮРЭ ОСРЮМХЖШ Б ПЕВХ БГПНЯКШУ, МЮГШБЮЪ АСЙБШ ГБСЙЮЛХ. аШБЮЕР, ВРН ПНДХРЕКХ ЯЮЛХ ДНОСЯЙЮЧР МЕОПНХГБНКЭМШЕ НЬХАЙХ, МЮГШБЮЪ АСЙБС щк АСЙБНИ к.
дЕРХ ДНКФМШ ОНМХЛЮРЭ, ВРН АСЙБЮ – ЩРН КХЬЭ НАНГМЮВЕМХЕ ЙНМЙПЕРМНЦН ГБСЙЮ. аСЙБС ЛНФМН СБХДЕРЭ Х ОПНВХРЮРЭ. гБСЙ ЛНФМН ОПНХГМЕЯРХ Х СЯКШЬЮРЭ.
хГСВЕМХЕ ГБСЙНБ Х АСЙБ ДНКФМН ХДРХ ОЮПЮККЕКЭМН Я НАСВЕМХЕЛ ВРЕМХЧ. бГПНЯКШЛ МСФМН ЯПЮГС ХЯОПЮБКЪРЭ НЬХАЙХ Б ВРЕМХХ, ЙНЦДЮ ДНЬЙНКЭМХЙ МЮГШБЮЕР МЕ ГБСЙ, Ю АСЙБС. б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ВРЕМХЕ ГБСВХР РЮЙ: ЙЮ-НР (ЙНР).
бЮФМН ЯПЮГС ОНОПЮБКЪРЭ ПЕА╦МЙЮ Х ОПНЯХРЭ ОПНВХРЮРЭ ОПЮБХКЭМН, ВРНАШ ОНДНАМШЕ НЬХАЙХ МЕ ГЮЙПЕОХКХЯЭ.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
- Красным цветом обозначены гласные буквы.
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук . Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук . Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук . Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук . Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
Напомню, что
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Возможно кому-то будет легче, если перед ним будет алгоритм составления звуковой схемы.
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Шипящие согласные
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные звуки являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков и происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.