Чтение. 1 класс. тема: с черный «живая азбука» и ф. кривин «почему а поётся, а б нет»

Отличие гласных от согласных

О том, как отличить гласные от согласных, мы уже говорили на предыдущем уроке. Поэтому немного поиграем, чтобы вспомнить эту тему.

Перед вами буквы, попробуйте пропеть каждую из них. После этого определите, в каком вагоне живут буквы.

Распределите буквы. Как можно назвать каждый вагон?

Ответ: 1 вагон – гласные звуки и,у, ы, о, а, ю; 2 вагон – согласные звуки л, б, ж, в.

Главное отличие гласных от согласных – это способ их произношения и образования. Так, согласные встречают препятствие во рту, а гласные при произношении и направлении потока воздуха вперед не встречают преград.

Задание

Отрепетируйте выразительное чтение так, чтобы при этом петь каждую гласную. Прочтите близким людям, и попытайтесь их развеселить.

Каждый ребенок с 1 класса учится читать и писать. Чтобы все знать, нужно быть старательным. Для начала выучить алфавит и запомнить гласные и согласные звуки

Умение читать – самое важное. Я люблю русский язык!

Ребята, на этом наш музыкальный урок завершается. Прежде, чем пройти последнее испытание – тест, встанем и поиграем в гласные.

Танцевальная минутка

  1. Буква «А» — наверх сложите ручки, спойте букву, как будто вас обидели.
  2. Буква «О» — показали сцепленными руками, лицо обиженное, поем букву.
  3. Буква «У» — руки наверх, удивляемся и поем.
  4. Буква «И» — одна рука наверх, вторая вниз, радуемся, улыбаемся и поем.
  5. Буква «Ы» — одной рукой подбоченились, в другую швабру взяли, глупо улыбаемся.

Буква «Э» — руки в стороны и колесом, окликаем товарища грубо.

Содержимое документа:

Тема урока: С. Чёрный. «Живая буква». Ф. Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Цель урока: развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста, развивать речевые умения, творческие способности, воображение и память.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать лексическое значение слова «маскарад», знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки, уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях; читать по ролям, уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.

Метапредметные:

регулятивные: устанавливать очерёдность работы в паре, осваивать одно из правил в группе;

познавательные: осознавать переносное значение художественной детали в текста;

коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, описывать картины, возникшие при чтении произведения.

Личностные:

выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» в процессе инсценировки изучаемых текстов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация учебной деятельности

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Актуализация опорных знаний

— Какую сказку мы проходили на прошлом уроке?

– Какая буква была героем этой сказки?

– О каком герое этой можно сказать, что он злой? И Кто рассорил буквы? Почему?

– Что происходит дальше?

– Чем закончилась эта сказка?

Отвечают на вопрос учителя.

Изучение нового материала.

Открываем учебник на странице 11.

Давайте прочитаем название стихотворения. Подумайте, можно ли по названию определить, о чём будет произведение.

Давайте прочитаем это стихотворение.

Знаешь ли ты, что такое маскарад?

Определите слова, которые нужно выделить голосом, то есть произнести громче. Какой знак препинания соответствует паузе?

Придумайте с соседом по парте историю про одну из букв, «оживите» её. Помощь вы найдёте в «Рабочей тетради».

Переверните на страницу 12.

Давайте прочитаем эту сказку.

Какие звуки можно пропеть. Как о них рассказывает писатель Ф. Кривин? Как разговаривают согласные? Найди в тексте эти слова. Подумай, только ли о буквах идёт речь в сказке.

Читают название стихотворения, отвечают на вопросы учителя.

Слушают как учитель читает стихотворение.

Определяют слова, которые нужно выделить голосом.

Придумывают с соседом по парте историю про одну из букв и «оживляют» её.

Переворачивают страницу, следят и слушают сказку, которую читает учитель.

И отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

знать лексическое значение слова «маскарад».

Регулятивные: устанавливать очерёдность работы в паре, осваивать одно из правил в группе;

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

Предметные:

знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки, уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях; читать по ролям, уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.

Закрепление нового материала.

Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что они способные певцы?

Обсудите с соседом по парте ответ на вопрос, который содержится в названии рассказа. Сравните произведение Ф. Кривина с текстом о гласных согласных в учебнике «Русский язык».

Разыграйте с друзьями сценку, как в театре, «Спор гласных и согласных».

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают с соседом по парте ответ на вопрос, который содержится в названии рассказа. Сравнивают произведение Ф. Кривина с текстом о гласных согласных в учебнике «Русский язык».

Выходят к доске и разыгрывают сценку.

Личностные:

проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» в процессе инсценировки изучаемых текстов.

Подведение итогов. Рефлексия.

С каким произведением вы познакомились?

Понравилась ли вам рассказ?

Что нового вы узнали?

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свои знания полученные на уроке.

Что такое гласные?

Под этим термином понимают категорию речи, которая формируется путем прохождения воздушного потока через голосовые связки. Они создаются исключительно голосом. При этом сторонних шумов не наблюдается. К тому же артикуляционный аппарат не участвует в процессе.

В русском так же, как и во множестве других славянских языков, существует 6 гласных звуков. К ним относят , , , , , . При этом количество гласных букв – 10. Такая разница связана с тем, что в формировании букв «я», «ё», «ю», «е» участвует 2 звука.

Гласные очень важны для образования слов. Прежде всего, из них формируются слоги. К тому же они придают слогам свои оттенки, которые в результате они становятся ударными или безударными. Ударный слог произносится намного дольше и выразительнее по сравнению с остальными.

Чем отличаются гласные от согласных?

Чтобы отличить гласные звуки от согласных, прежде всего, стоит обратить внимание на их звучание. Так, гласные звуки формируются в гортани, а согласные – проходят через губы, небо, зубы или язык

Чтобы овладеть согласными, важно, чтобы у человека не было недостатков речевого аппарата. Чтобы выговаривать гласные, особые умения не нужны

Их характерным признаком считается, что формирование звуков происходит как бы само собой. Они под силу даже младенцам.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Также отличием звуков считается то, что гласная разновидность используется для создания слогов.

Количество гласных звуков в слове совпадает с числом слогов

Это важно знать для правильного проведения фонетического разбора. При этом для согласных такие свойства не характерны

Использование гласных звуков придает словам определенное выражение и интонацию. Ударение ставится исключительно на них, что делает ударный слог особенным.

Еще одним отличием считается длительность звучания. Гласные звучат дольше. К тому же они являются более громкими. Согласные считаются короткими, шумными и при этом более тихими. К тому же гласные можно петь. Потому их часто используют вокалисты для выполнения различных упражнений.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Гласных звуков в русском языке всего 6: , , , , , , а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я , Ё , Ю и Е . Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много

Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

  • П в словах «спать» и «спеть»;
  • Д — «дом» и «дядя»;
  • Ф — «факел» и «филин».

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем

Какие буквы обозначают два звука?

Произнесите вслух и,когда протяжно вытолкните поток воздуха, услышите:

  • я – это ;
  • е — это ;
  • ю- это ;
  • ё — это .

А еще эти буквы могут называть еще два звука, и поэтому их еще именуют йотированными.

Давайте попробуем пропеть слова: ясный, юркий, ель, ёжик. Что у нас получается? Будьте внимательны и уловите эти нотки!

Молодцы! Мы слышим два звука! Запомните ребята, такое волшебство происходит в начале слова, или если е, ё, ю, я стоит после гласной, твердого и мягкого знака.

Например:

  • ёж – ;
  • маяк — ;
  • съем – .

Буквы, обозначающие два звука: е, ё, ю, я. Они также играют вторую роль: делают мягким согласный, который стоит перед ними. Например: п’ ечка, л’ ямка, т’ ёплый, т’ юк.

Понятие согласных

Согласными называют речевые элементы, которые формируются под влиянием голосового потока и артикуляционного аппарата. Во время произнесения согласного у голоса появляются препятствия. Их функции выполняет язык или нижняя губа. Как следствие, звучание становится более шумным. В русском языке насчитывается 36 согласных звуков. При письме их обозначают 21 буквой.

Для согласных характерна четкая классификация. Их делят по 5 главным признакам:

  • место образования;
  • способ образования;
  • уровень шума;
  • участие голоса;
  • твердость или мягкость.

В зависимости от степени шума и применения голоса выделяют следующие виды согласных звуков:

  • шумные;
  • сонорные.

Шумные звуки тоже делятся на 2 категории, а именно:

  • глухие;
  • звонкие.

По месту образования бывают такие виды:

  • переднеязычные согласные;
  • среднеязычные;
  • заднеязычные.

По способ образования существуют следующие виды:

  • щелевые;
  • смычные;
  • смычно-проходные;
  • дрожащие;
  • слитные.

В зависимости от участия голоса выделяют такие группы:

  • произносимые с голосом;
  • произносимые без голоса.

Звонкие, глухие и шипящие

К звонким относятся «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р». Глухими называют такие звуки, как «п», «ф», «к», «т», «ш», «с», «х», «ц», «ч», «щ».

К ним относятся «ш», «ж», «щ», «ч». Они всегда являются глухими. При произнесении таких звуков язык различными способами должен прижиматься к небу. При этом появляется звучание, напоминающее шипение змеи, особенно если его немного протянуть.

Твердые и мягкие

Согласные также делят на мягкие и твердые

Чтобы определить тип звуков, стоит обратить внимание на произношение. Так, мягкие удается выговорить, лишь подняв середину языка к небу

На мягкость или твердость влияет следующий звук. Так, если после согласного идут такие гласные, как «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», он будет определяться как мягкий. К тому же буквы «ь» и «ъ» говорят о мягкости предыдущего звука.

Звуковой разбор слова

Уважаемые ребята, если вы были очень внимательны, то увидели квадратные скобки и штрих над некоторыми звуками. Зачем же все это нужно? Дело в том, что написание и произношение слов отличается. Подумали ученые мужи как можно звук на письме обозначить и придумали: записывать его в квадратных скобках. А галочка с правой верхней стороны указывает на то, что этот звук мягкий – произносится иначе – нежнее. Например, произнесем слово «мяу». Как мы его слышим? Записываем в квадратных скобках: . А в слове «муха» — твердый.

Запись в том виде, в котором слово слышится, называется- звуковой разбор слова (схема звуков). В старших классах его будем называть «транскрипция».

Гласные буквы определяют, будет ли согласный звук твердым или мягким.

Запомните, что если согласный стоит перед гласными е, ё, ю, я, и – он будет мягким.

Гласные – о, э, ы, а, у оставляют согласный твердым.

Задание

Прочитай слова и сделай звуковой разбор. Попробуйте найти мягкие согласные звуки.

  1. Малыш.
  2. Река.
  3. Лес.
  4. Дом.

Ответ: , , , .

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Содержимое документа:

Чтение (11.03.15)

Тема: С Черный «Живая азбука» и Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет».

Цель: Совершенствовать навык чтения, читать выразительно, учить сравнивать произведения, учить составлять собственные рассказы.

Планируемые результаты:

личностные:

1.Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

2. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

3. Соблюдать выработанные правила общения при работе в паре, группе.

метапредметные:

4.У чить преобразовывать практическую задачу в познавательную;

5. Учить аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров

6. Строить понятные для партнера высказывания

7.понимать информацию, т.е. выделять общий признак.

предметные:

8. учить использовать знаково-символические средства

9. строить речевое высказывание в устной речи

10.Устанавливать аналогии

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный момент и проверка д/з

1.Чтение сказки и ответы на вопросы.

Стр.9-10.

Стр.153(кап.солнца)

2,3,4,5,8,9

Целеполагание и

мотивация

Работа по учебнику.

1.Чтение стихотворения на стр.11

2.Объяснение непонятных слов(маскарад).

3.-Кто участвовал в маскараде?

-Какие буквы и каких животных изображали?

-Какими животными могли быть В, Д, Р, К, М, С?

анализируют читают проверяют

3,1,4,5,6,9

«Открытие» нового знания детьми

Знакомство с новым

1.стр.12-прочитать произведение

2. Беседа.

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

— А учебник русского языка?

3.Сравнить эти произведения.

-Что это стихи, сказки, рассказы?

-Какова тема произведений?

-Событие?

-Герои?

-Отношение автора?

Пишут читают проверяют

Закрепление

Чтение и ответы на вопросы в учебнике.

Стр. 11-13

Упражняются в чтении фантазируют

4,5,8,9

Инструкция

домашнего задания

С.11-13 читать

Рабочая тетрадь.

Задают вопросы

Вывод

К основным отличиям между гласными и согласными стоит отнести следующее:

  • При произнесении гласных выдыхаемый воздух не встречает преград. При произнесении согласных в ротовой полости создается для воздуха преграда. В результате появляется определенный шум.
  • Главным отличием гласных и согласных звуков считается их роль в формировании слогов.
  • Разница кроется также и в типе классификации.

Согласные звуки могут формировать пары и в комбинации с гласными продлевать звучание. В любом случае, оба вида представляют собой важный элемент речи. Лишь их сочетание позволяет создавать слова и предложения, из которых состоит связанная человеческая речь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: