Нормы и отклонения развития фонематического слуха у детей, методика его формирования

Памятка фонетического разбора

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук : жираф ;
  2. Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
  4. Непроизносимая согласная не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка , сапог ;
  6. Звуки , только под ударением.

В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.

Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.

Прописи для дошкольников – буквы и цифры

Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.

Русский алфавит с заданиями

Прописи с цифрами

Прописи для детей 5-6 лет

Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.

Прописные буквы от А до Я

Прописи по математике

Прописи для детей 6-7 лет

Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.

Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.

Прописи по точкам

Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.

Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.

Обводим буквы по точкам

Обводим фигуры по точкам

Обводим цифры по точкам

Как учить алфавит онлайн — 5 проверенных тренажеров

Когда малыш изучает алфавит с планшетом в руках, информация запоминается легче, ведь ребенок полностью сосредоточен на яркой картинке. Мы подобрали для вас несколько интересных приложений, которые можно скачать на планшет и предложить ребенку как альтернативу книгам и плакатам.

Говорящая азбука – Алфавит

В приложении есть бесплатный и платный контент, задания все понятные, доступные. Кроме этого, упражнения отличаются по уровню сложности. Малыш сможет не только выучить букву, но также раскрасить ее. Приложение бесплатное, но также можно приобрести полную версию.

Азбука для детей

Все буквы алфавита ребенок учит по ярким картинкам. Интерфейс приложения простой, доступный, есть звуковое сопровождение. Обучение происходит не только через картинки, но и с помощью загадок. Приложение бесплатное.

«Алфавит. Учим буквы.«

Это приложение подойдет даже для самых маленьких. Особенно если ваш ребенок любит динозавриков. Можно учиться вместе с ребенком — вы на телефоне, например, он — на планшете.

Азбука раскраска

Настоящая находка для детей, которые любят рисовать. В этом приложении малыш учит буквы, знакомиться с их написанием и проявляет свои творческие способности. Отличная развивающая игра для тех, кто знакомиться с алфавитом и уже учится читать. Приложение бесплатное.

Буковки: учимся читать весело

Сначала ребенок учит интерактивную азбуку, а затем может поиграть с буквами. Для этого ему нужно не просто назвать букву, но и произнести звук, а потом назвать предмет, название которого начинается на эту букву. Сокращенная версия приложения бесплатная, полная версия платная.

Понятие речевого слуха

Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи

При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы

Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.

Речевой слух делят на:

  • фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
  • физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
  • звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
  • тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
  • ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.

Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.

Что такое фонематический слух?

За способность слышать отвечает слуховой анализатор – орган слуха, который включает в себя ухо, нервы и особые центры в коре головного мозга. Он преобразовывает звуковые колебания в нервные импульсы, которые затем передаются в центральные отделы головного мозга, и вызывают те или иные реакции человека. Различают два вида слуха: физический и фонематический. Первый определяет способность воспринимать природный и бытовой шум, а также музыку.

Фонематический слух позволяет слышать и различать звуки человеческой речи. Благодаря ему, ребенок учится не только понимать речь и говорить, но и улавливать смысл сказанного, в зависимости от характера звуков (интонации, ударения, окончаний и прочего). Например, слышать разницу между похожими «мишкой» и «миской», скорбным «ох» и удивленным, цветками «гвоздиками» и папиными «гвоздиками».

Фонематические ряды

Н. Х. Швачкин выделил 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей:

  1. Гласный «а», все остальные воспринимаются, как не «а». Затем гласные усваиваются в противопоставлении: «и»-«у», «и»-«о», «э»-«о». Далее ребёнок начинает различать близкие фонемы: «о»-«у», «а»-«э». Последним усваивает гласный «ы».
  2. Наличие или отсутствие согласных, как таковых. Ребёнок слышит, есть согласный или нет.
  3. Различает согласный по линии сонорности, то есть ротовые и носовые согласные. Этому способствует резонирование той или иной полости. То есть ребёнок опирается на тактильно-вибрационные ощущения, кинестезию.
  4. Различает согласные по твёрдости и мягкости. Большую роль играет взаимодействие слуха и артикуляции.
  5. Различает сонорные звуки «р»-«л»; шумные согласные «ж»-«ш»-«ч».
  6. Различает губные «п»-«б»-«м» и язычные «т»-«д»-«н». Различению способствует артикуляция и визуальный контроль.
  7. Соноры между собой: «м»-«н»-«р»-«л».
  8. Различают взрывные: «б»-«п»-«м»-«т»-«д»-«н»-«к»-«г» и щелевые «х»-«с»-«ш»-«з». Причём артикулировать взрывные звуки начинают раньше и на основе их произношения начинают различать щелевые, то есть взрывные появляются раньше, а на их основе щелевые.
  9. Начинают различать переднеязычные и заднеязычные «т»-«д»-«н», «к»-«г»-«х». Это различие возникает достаточно поздно, так как требует точной артикуляции и локализации языка по месту образования.
  10. Различает глухие и звонкие согласные.
  11. Различает свистящие и шипящие. Требует максимального совершенства слуха и тонких дифференцируемых движений передней части языка.
  12. Различение между собой звуков «р»-«л» .

Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.

— С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова.

— С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.

— С 6-ти лет:

1) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

2) определить последний звук в слове (сыр);

3) определить согласный в середине;

4) определить последовательность звуков в слове (мак);

5) определить количество звуков в слове.

Игры на развитие фонематического слуха помогают ребенку в становлении фонематического анализа и синтеза. Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. В школе для работы над анализом речевого потока специально отведён букварный период.

К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

В каком возрасте можно начинать обучение

У педагогов и психологов нет строгих предписаний по поводу конкретного возраста, с которого дошкольника можно знакомить с буквами. Однако самым благоприятным временем для этого специалисты всё же считают пять лет. Такая рекомендация основана на том, что у совсем маленьких детей преобладает наглядно-действенный тип мышления. А вот к 5 годам мозг уже способен воспринимать абстрактную информацию, знаковые изображения, которыми являются буквы.

Кроме того, до 5 лет речевой аппарат ещё только формируется, поэтому кроха часто не может правильно произносить названия некоторых букв. Есть вероятность, что он запомнит их неправильное звучание, что в будущем создаст проблемы при обучении чтению.

По мнению психологов и педагогов, оптимальный возраст для изучения алфавита — 5 лет

Ещё один важный момент. Родители должны понимать, что изучение букв и алфавита тесно связано с обучением чтению. Если начать знакомство с алфавитом слишком рано, малыш может просто забыть буквы к тому времени, когда пора уже будет осваивать чтение (чтобы этого не случилось, повторять их нужно практически ежедневно).

Тем не менее это только общие рекомендации. Не нужно забывать, что каждый малыш индивидуален. И кто-то способен отлично осваивать буквы уже в три года, а для кого-то эта задача становится посильной только к школе.

Правильное знакомство с русскими буквами в 3 года

К трём годам у многих детей уже есть любимые сказки, книжки. В этом возрасте можно выучить с малышом лишь отдельные буквы, и уж точно не зацикливаться на их последовательности (не затрагивать алфавит).

Трёхлетнему малышу стоит сделать или приобрести буквы-игрушки — объёмные, красочные, интересные для разглядывания. На помощь родителям придут различные кубики (лучше объёмные, мягкие) с нарисованными буквами и картинками. Изображение можно выбирать определённой тематики (например, только животные).

Для трёхлетнего малыша буквы лучше всего связывать с игрушками, например, объёмными мягкими кубиками

Например, у меня в детстве был большой надувной мяч, на котором были изображены все буквы алфавита с чёрно-красными картинками. Я помню, что очень любила с ним играть, подолгу рассматривала изображения. Первое знакомство с буквами у меня связано именно с этой игрушкой.

Мама также может выкладывать крохе буковки из счётных палочек, спичек, пуговиц, рисовать их на бумаге, мелом на асфальте. Затем нужно стимулировать малыша повторять эти действия.

4 года: играем и запоминаем

Рекомендации для четырёхлетнего крохи будут теми же, только взрослый начинает использовать для изучения ещё и различные игры: домино, лото, «Волшебный мешочек» и пр.

Кроме того, можно приобрести интерактивную азбуку в виде плаката или книги. Малышам обычно очень нравится нажимать на ней кнопки. В памяти ребёнка отложится форма буквы, он будет связывать графический символ со звуком.

Интерактивная азбука будет связывать графический символ с картинкой и звуком

Ребёнку уже можно показывать различные обучающие мультфильмы, видео, где алфавит, например, предстаёт в виде забавной песенки.

Видео: весь алфавит в виде весёлой песенки

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/__K1u5nGvKM

5–6 лет: школьные приёмы обучения в комфортных домашних условиях

В 5 лет уже можно учить непосредственно алфавит, то есть буквы в их правильной последовательности. Нужно рассказать ребёнку, что алфавит — это основа нашего языка. Его знание помогает в жизни, например, так гораздо легче ориентироваться в библиотеке, когда нужно найти книгу, начинающуюся на определённую букву.

В это время подспорьем для родителей опять-таки будут игры, более сложная продуктивная деятельность (например, пластилинография, выполнение нетрадиционной аппликации из семян, крупы, салфеток и пр., лепка). На помощь придут различные пособия (печатные азбуки), специальные рабочие тетради, прописи (ведь буквы можно не просто изучать, а сразу учиться их писать).

В 5–6 лет ребёнку можно уже предлагать специальные рабочие тетради, прописи

Кроме того, существует множество полезных приложений для смартфонов, планшетов. Это развивающие игры, помогающие осваивать алфавит.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Формирование слухового контроля

Л. Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .

В возрасте 3 – 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением.

М. Е. Хватцев полагает, что фонематический слух развивается в единстве с артикулированием звука.

При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Процесс фонематического анализа является более сложной функцией и формируется у детей на более поздних этапах развития речи.

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия. Готовность к звуковому анализу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.

Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия

В этом процессе существенную роль играют память и внимание.. Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Изучаем алфавит в 4 года

Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.

Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.

Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.

гБСЙН-АСЙБЕММШИ ЮМЮКХГ ЯКНБ

юМЮКХГ БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ НОПЕДЕКЕМХЕ ЙНКХВЕЯРБЮ ГБСЙНБ Х АСЙБ, Ю РЮЙФЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЙЮФДНЦН ГБСЙЮ. оПХМЪРН ЦПЮТХВЕЯЙХ НАНГМЮВЮРЭ ЯНЦКЮЯМШЕ РБ╦ПДШЕ ЯХМХЛ ЖБЕРНЛ, ЛЪЦЙХЕ – ГЕК╦МШЛ, Ю ЦКЮЯМШЕ – ЙПЮЯМШЛ.

щРЮОШ ПЮАНРШ

1. нОПЕДЕКЕМХЕ ЙНКХВЕЯРБЮ АСЙБ.

2. нОПЕДЕКЕМХЕ ЙНКХВЕЯРБЮ ГБСЙНБ. б ДЕРЯЙНЛ ЯЮДС ПЕДЙН ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ЯКНБЮ Я ЦКЮЯМШЛХ е, ╗, ч, ъ. нМХ НАНГМЮВЮЧР ДБЮ ГБСЙЮ: ИЕ, ИН, ИС, ИЮ. еДХМЯРБЕММШИ ЯКСВЮИ, ЙНЦДЮ ЙНКХВЕЯРБН ГБСЙНБ Х АСЙБ МЕ ЯНБОЮДЮЕР, – ЛЪЦЙХИ Х РБ╦ПДШИ ГМЮЙХ.

3. оНД ЯКНБНЛ ЖБЕРМШЛХ ЙЮПЮМДЮЬЮЛХ ЯРЮБЪР РНВЙХ ХКХ ПЮЯЙПЮЬХБЮЧР ЙКЕРНВЙХ ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЛ ЖБЕРНЛ.

гБСЙНБЮЪ КХМЕИЙЮ

щРН МЕЯКНФМНЕ ОПХЯОНЯНАКЕМХЕ МСФМН ДКЪ ГБСЙН-АСЙБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ ЯКНБ Б ДЕРЯЙНЛ ЯЮДС.

гБСЙНБСЧ КХМЕИЙС ЛНФМН ЯДЕКЮРЭ ЯБНХЛХ ПСЙЮЛХ. оНРПЕАСЕРЯЪ КХЯР ю4 Х ЖБЕРМЮЪ АСЛЮЦЮ ЯХМЕЦН, ГЕК╦МНЦН Х ЙПЮЯМНЦН ЖБЕРНБ. йПЮИ КХЯРЮ НРЦХАЮЧР Й ЯЕПЕДХМЕ Х ОПХЙКЕХБЮЧР ОН АНЙЮЛ. дНКФЕМ ОНКСВХРЭЯЪ ЙЮПЛЮЬЕЙ. мЮ М╦Л МСФМН МЮПХЯНБЮРЭ ЙБЮДПЮРШ Я ВХЯКЮЛХ (МЕ АНКЭЬЕ 5-6). хГ ЖБЕРМНИ АСЛЮЦХ БШПЕГЮЧР ОПЪЛНСЦНКЭМХЙХ, ЛЕМЭЬЮЪ ЯРНПНМЮ ЙНРНПШУ ЯНБОЮДЮЕР ЯН ЯРНПНМНИ ЙБЮДПЮРЮ. жХТПШ – ЩРН ЙНКХВЕЯРБН ГБСЙНБ. оПЪЛНСЦНКЭМХЙХ ПЮГМШУ ЖБЕРНБ – СЯКНБМШЕ НАНГМЮВЕМХЪ ЯНЦКЮЯМШУ Х ЦКЮЯМШУ.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков , , , , , .

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

Правила обучения

  1. Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
  2. Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
  3. Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
  4. Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
  5. Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!

  6. Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
  7. Конечно, нужен индивидуальный подход.
  8. Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.

Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.

Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!

Этапы обучения чтению

Научить малыша читать можно, только используя определенную систему, в противном случае ребенок запутается. Обучение русскому языку делится на несколько важных этапов:

  • Научить кроху буквам. Это — основа основ.
  • Научить соединять буквы в слоги. Для начала берутся «легкие» слоги. Например, «МА, БА, ВА, ГА». Нужно обыграть это занятие так, чтобы было интересно.
  • Доведение предыдущего этапа до совершенства.
  • Изучение других, более тяжелых для произношения, слогов. Чтение простых, несложных слов.
  • Чтение сложных слов.
  • Чтение словосочетаний.
  • Чтение предложений.
  • Отработка полноценного чтения.

Карточки с буквами

Гласные буквы русского алфавита: карточки для детей

Специалисты рекомендуют начинать изучение языка с гласных букв. Они легче и ребенку не так трудно учить их. Звуки этих букв отображаются красным цветом. Карточки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести в специализированном магазине.

К сведению! Для самостоятельного изготовления можно использовать трафарет или распечатать материалы. Буквы должны быть достаточно крупными, чтобы дети из группы их видели.

Есть вариации карточек с картинками. На картинке может быть изображен одушевленный или неодушевленный предмет, наименование которого начинается на названную букву.

Существует множество различных заданий, используемых для обучения детей буквам:

  • «Назови предмет». Ход игры: ведущий выбирает одну карточку, содержащую гласную букву, а ребенок должен назвать предмет, который начинается с этой буквы. Если участвуют несколько детей, можно внести соревновательный элемент для большего результата.
  • «Я знаю 5…». Ход игры: ведущий предлагает задание с аналогичными условиями, увеличивая количество названных слов.
  • «Найди букву». Ход игры: ведущий объявляет, что будет называть предметы, а дети должны найти гласную, на которую они начинаются.
  • «Отгадай-ка!». Ход игры: ребенок должен быстро и верно назвать показанную воспитателем букву.

Если детей много, все игры можно переделывать под большее количество участников. Победителей можно награждать, правильно ответивших участников обязательно хвалить.

К сведению! Количество игр зависит исключительно от преподавателя. Можно придумывать разные вариации, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Как выучить согласные буквы?

Для лучшей эффективности, согласные изучаются после гласных букв. На карточках подобный звук раскрашивается синим цветом. Различая их по цвету, ребенок способен визуально отличить гласные от согласных, что откладывается у него в памяти.

Карточки с синими согласными

Можно предложить ребенку неокрашенные поля звука, и дать ему использовать их в качестве раскраски. Игровые задания используются по аналогии с гласными буквами. Для ребенка, который освоит и гласные, и согласные можно делать буквенный микс.

При возрастании уровня развития ребенка, задания усложняются. Карточек можно сделать столько, сколько нужно для более продуктивных занятий. Задействуя большее количество карточек, можно предлагать детям строить слоги, слова, фразы, предложения.

Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.


Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить

Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом


Карточки для запоминания букв

Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.


Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

Мягкие игрушки для изучения алфавита

Что такое фонематический слух?

Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.

В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:

  1. Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
  2. Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
  3. Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.

Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.

Когда начинать учить?

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.

Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.

Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.

Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.

Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:

  1. пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
  2. внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
  3. обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.

Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию

Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку

Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.

Существует общая инструкция по изучению букв в алфавите:

Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.

Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.

В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.

Формирование фонематического восприятия/слуха

В дошкольном учреждении работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундаментальным этапом можно считать развитие фонематического слуха до года:

  • Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.
  • К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.
  • Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.
  • В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.
  • К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован, малыш различает и исправляет неправильную речь.

Обучающие материалы

Изучение азбуки для детей можно сделать еще привлекательнее, если подключить к этому процессу видео. Предлагаю некоторые видео уроки для малышей по изучению азбуки

1. Развивающие мультики для самых маленьких

Песенки про алфавит

Обучение с музыкой – наиболее эффективный способ запоминания информации не только для детей, но и для взрослых. Этот мультфильм содержит исполнение песенки про алфавит и соответствующие картинки, напоминающие аппликации. Малышам такие уроки азбуки придутся по нраву.

https://youtube.com/watch?v=p4EjKYJFxtg

Видео со смешным зайчонком и совой

Она рассчитана на детей от 3 лет.

3. От тетушки Совы

Эта веселая азбука из серий мультфильмов о тетушке Сове, которая дает уроки маленьким детям и знакомит их с окружающим миром. Яркая, живая мультипликация, интересные герои, короткие серии, которые не надоедают детям – все это сделает процесс обучения максимально успешным. Тетушка Сова расскажет, какие бывают буквы, как они звучат, какие слова с них начинаются. Останется только наслаждаться просмотром и запоминать.

4. По стихам Маршака

Еще одна хорошая Азбука для детей с использование стихов Маршака от канала КапукиКануки на ютубе. Она разбита на множество видео роликов о каждой букве русского алфавита:

5. В стране букв

Этот интересный мультфильм для детей окунет ребят в прекрасный мир, где живет веселая азбука. Буквы здесь – это герои, которые ходят, разговаривают, общаются, путешествуют и т.д. Ребенок будет воспринимать их как живых существ, каждое со своими особенностями. Дети склонны все одушевлять, и алфавит здесь не исключение. Буквы сами расскажут малышу о своей удивительной стране. Скачать это видео можно тут

6. Видео-букварь с шарами

На экране возникают воздушные шары, которые везут различные буквы и все это под звуки классической музыки. Такое видео можно смотреть малышам уже с 1 года, а родителям, конечно же, вместе с ними и озвучивать буквы:

9. Видео со смешным котом и мышкой

Изучайте Азбуку с удовольствием!

К азбуке также советую скачать бесплатные карточки с буквами русского алфавита с героями всех известных мультиков, которые понравятся любому малышу и разовьют интерес к буквам.

Узнайте еще информацию о том, как обучить малыша буквам — здесь Вы найдете подробные советы и рекомендации о том, как лучше познакомить малыша с основными буквами русского алфавита.

Используйте любую возможность, что развить способности вашего ребенка. Изучение алфавита – одно из звеньев этого процесса.

Фонематический анализ и синтез в онтогенезе

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем .

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .

В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: