Тюпа, томка и сорока

КАК ТОМКА НЕ ПОКАЗАЛСЯ ГЛУПЫМ

      Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернётся.      А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.      Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе — хочет понюхать.      А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нём.      Едет, клюёт Томку и кричит.      Так и слышно, как она выговаривает:      «Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»      Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюёт, никто на него не кричит. И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

СОРОКА

Кого сорока увидит — стрекочет.Что плохо лежит — она тут как тут.Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:«Я вижу!Вижу!Вот он где!»Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он — туда и она.Он по полю — сорока над ним стрекочет:«Я тебя вижу!Я тебя вижу!Не беги — догоню.Не ешь — отниму!»Вот она какая, сорока!

Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят.А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не научились, ещё не выросли.

Кто побольше, тот их и обидит.Увидела сорока-воровка добычу. Притаилась, подскакивает поближе, поближе.Хочет пообедать.

«Квох!Квох! — крикнула тетёрка. — Враг близко!»

  • В начало
  • Назад
  • 2
  • Вперед
  • В конец

СОРОКА

Кого сорока увидит — стрекочет.

Что плохо лежит — она тут как тут.

Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.

И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:

«Я вижу!

Вижу!

Вот он где!»

Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он — туда и она.

Он по полю — сорока над ним стрекочет:

«Я тебя вижу!

Я тебя вижу!

Не беги — догоню.

Не ешь — отниму!»

Вот она какая, сорока!

Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят.

А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не научились, ещё не выросли.

Кто побольше, тот их и обидит.

Увидела сорока-воровка добычу. Притаилась, подскакивает поближе, поближе.

Хочет пообедать.

«Квох!

Квох! — крикнула тетёрка. — Враг близко!»

Глядит, глядит сорока — ни одного цыплёнка не видит. Нет никого! Некого хватать! Некого глотать!

Рассердилась: «К-как это так! К-ак это так!»

Тут налетела на неё тетёрка и погнала прочь.

Отогнала.

Вернулась, квохчет:

«Квох!

Квох!

Нет врага близко!»

Все и вылезли, кто откуда: кто из-под шишки, кто из-за сучка, кто из ямки, кто из-за бугорка. Целая компания из-под пенька.

Улетела сорока от тетёрки, почистилась. И снова поглядывает — слушает.

Не идёт ли кто? Нет ли где еды? Нельзя ли у кого чего отнять-отобрать?

Порявкивает медведица. Не слушают её мишки. Балуются. Один по луже бьёт лапами — брызги летят. Мишке это нравится.

Другой на калину залез, качается, как на качелях.

Сорока тут как тут и кричит:

«Вижу!

Вижу!

Вы что делаете?»

Сразу медведица замолчала.

А мишки испугались. Глупые, а понимают: пока рычала, ворчала медведица — никакого врага не было. Можно было баловаться. А замолчала — значит, прятаться надо.

Мишка — из лужи, мишка — с калинки, и поскакали в чащу, где погуще, пока сорока от них не отвязалась.

Волчонкам волчица принесла еду. Каждый еду к себе потянул. Ворчат-рычат.

А сорока сверху как закричит:

«Я всё вижу!

Отдай!

Я вижу!»

Волки врассыпную, кто куда. А волчица от сороки не таится. Сорока над ней стрекочет; не понимает сорока, что волчица нарочно не прячется. От волчат её отводит.

Волчонки тем временем вернулись, добычу съели, сороке ничего не оставили.

Рысь ползёт к куропаткам. А они клюют, кормятся, ничего не замечают.

К ним сорока прилетела. Интересно ей, что эти куры клюют.

Шевельнулся кто-то в кустах. Взлетела сорока на ёлку и видит подкрадывается к куропаткам зверь.

«Вижу!

Я тебя вижу! Вот он где!»

Куры услыхали, на крыло поднялись. Рысь прыгнула, да так никого и не ухватила.

Чует пёс козий след, хочет коз отыскать и словить. А сорока тут как тут — стрекочет: «Вот он! Вот он!»

Услыхали дикие козы сороку — и ходу! Гнался за ними пёс — не догнал.

Автор Евгений Иванович Чарушин

Е. Чарушин

Почему Тюпа не ловит птиц

Почему Тюпу прозвали Тюпой

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, — он двигает губами и „тюпает“: тюп-тюп-тюп-тюп

Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула — Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!

Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.

Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает.

Видит, в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки — пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.

Ползет Тюпа.

Уж так таится, прячется. Даже не тюпает — боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет — прыг! Как схватит… Да не схватил.

Не дорос ещё Тюпа птицу ловить.

Тюпа — ловкач неуклюжий.

О том, как Тюпа снова сделался маленьким

Тюпу побили.

Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлепала. Она его гонит. Мешает ей Тюпа. Сейчас ей не до него.

Непунька ждет-пождет — скоро ли у нее будут другие, новые маленькие сосунки.

Она и местечко приглядела — корзинку. Там она будет их кормить, песни петь.

Тюпа теперь её боится. И близко не подходит. Никому неохота ни за что получить шлепка.

У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали.

Непунька ходит, котят ищет, зовет. Молока у Непуньки много, а кормить некого.

Искала она их, искала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от неё в это время прятался, боялся трёпки.

И тут Непунька решила, что Тюпа — это не Тюпа, а её новый маленький сосунок, который потерялся.

И обрадовалась Непунька, и мурлычет, и зовёт маленького, и хочет покормить, приласкать.

А Тюпа— учёный, он близко не подходит.

Его ещё вчера так „приласкали», до сих пор помнит.

А Непунька поёт: „Иди, не бойся, покормлю», — легла на бочок.

Молочко у Непуньки тёплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит.

Но всё-таки к Непуньке не идёт.

Однако Непунька Тюпу уговорила.

Насосался Тюпа молочка— заснул.

И тут начались другие чудеса.

Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький. Она перевернула Тюпку и моет его. вылизывает. Тюпка проснулся, удивился — зачем это, для чего это — он сам может.

Хотел уйти. А Непунька уговаривает: „Лежи, ты маленький, запнёшься, потеряешься».

Песни пела-пела и сама заснула.

Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся разными своими делами. То да сё.

Бабочек пошёл ловить. К воробью подкрадывается.

Проснулась Непунька. Ах, где же её Тюпонька? Потерялся!

Выбежала на двор, зовёт.

А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает — пугает какую-то пичужку.

Непунька скорее к нему:

— Не упади! Не свались!

А Тюпа не слушает.

Взяла Непунька Тюпку за шиворот и понесла, как маленького, с крыши.

Тюпа отбивается, упирается, не желает с крыши идти.

Кое-как унесла его Непунька, вылизала, угомонила.

И долго Непунька не могла понять, что Тюпа уже взрослый и его не надо нянчить.

Почему Тюпа не ловит птиц

Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:

Чив-чив!Чив-чив!

„Дюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» — и пополз к воробью.

ТОМКИНЫ СНЫ

      Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Спрашивают у меня ребята:      — Почему это Томка лает? Ведь он же спит!      — Он сны видит, — отвечаю.      — А какие?      — Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, — про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.      — Вот интересно-то! — говорят ребята. Обступили они Томку, глядят, как он спит.      А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:      — Чего же это он во сне видит? Вам понятно?      — Понятно, — говорят ребята. — Это он зайчонка увидел небольшого.      Томка поспал ещё немного и лапками пошевелил.      — Вот, — говорят ребята, — это Томка побежал.      — За кем побежал?      — Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается.      Тут Томка зарычал, залаял.      — Проснись! — закричали ребята. — Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!      — Кто, — спрашиваю, — съест?      — Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

ЛИСЯТА

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! — он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

Заглянул на шкаф — на шкафу нет.

Отодвинул комод — и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе.

Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил.

О книге

Детство – это что-то незабываемое, по-своему разнообразное и увлекательное. Это период, который дает основу для развития и представление обо всем, что тебя окружает

Литература для детей дает самое важное: через дух приключений дети учатся тому, что такое добро и зло, что идет во благо, а что нет

Книга «Тюпа, Томка и сорока» Чарушина Евгения Ивановича – незабываемое произведение в жанре детская художественная литература. Этот мир кажется таким настоящим, таким родным, в нем есть запахи детства и атмосфера волшебства. Это как раз то произведение, которое с удовольствием прочитают или услышат от своих родителей дети.

Ход НОД:

Чтение рассказов Е. И. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц».

-Как вы себе представили Тюпу? Нравится он вам или нет? Почему?

-Почему воробьи не испугались его? Они поняли, что Тюпа всего лишь маленький безобидный котенок.

-Какими вы представляете воробьев, напавших на Тюпу?

Сегодня вы объединитесь в пары и будете рисовать общую картинку, одни- воробьев, другие- котенка.

На прогулке мы видели воробьев. Воробьи всегда держатся стайками, никогда не летают в одиночку. Они очень дружны, хотя и часто дерутся с громким чириканьем, но это по-семейному, не со зла.

Если воробей найдет корм, он громким чириканьем созывает других воробьев. Они слетаются и дружно начинают клевать. А если вдруг услышат чей-то шум, то все вместе взлетают и садятся на ближайший куст. Когда опасность минует — проедет машина, пройдет человек или убежит кошка, воробышки снова летят к корму.

Педагог сообщает, что сегодня они будут рисовать стайку воробьев,обращает внимание на то, что надо нарисовать птицу в определенной позе, чтобы сразу было ясно, что воробей клюет, а не просто стоит. Напоминает, как надо изображать воробья

У клюющего воробья голова опущена вниз, а хвостик поднят вверх. Ноги согнуты, а клюв может быть открыт. Чтобы нарисовать клюющего воробья, сначала, слабо нажимая на карандаш, рисуют вспомогательную линию снизу вверх. Затем рисуют тело птицы, внизу голову, вверху хвост, ножку, расположенную близко к зрителю, можно согнуть. Прежде чем приступить к рисованию, надо определить, какой величины должны быть воробьи, чтобы три-пять птиц уместились на листе бумаги, воробьев можно нарисовать ближе и дальше, т. е. ниже и выше на листе.

Воспитатель побуждает рисовать уравновешенную композицию, воробьев изображать в разных позах, смотрящими в разные стороны, дополнять рисунок разными деталями (травинки, червячки, семена, небо, дальний план и т. д.).

-Скажите, а какие части тела вы можете назвать у котёнка? («Голова, туловище, уши, лапы, хвост»).

Какие части тела могут быть овальной формы? (Туловище, голова, хвост, лапы.)

— А что может быть треугольной формы? (Ушки.)

— А что котята умеют делать? (играть, сидеть, лежать, бежать, оглядываться и т. д.)

— Если котенок сидит, то как будет расположен овал? (Наклонно (ребенок показывает на фланелеграфе)

— Если котенок бежит или лежит?.

-Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка:

-Бегал по двору котёнок – медленный бег на месте.

Видит пирога кусочек –наклоны вперед, руки в стороны.

Под крыльцо залез и съел – приседание, руки ко рту.

Развалился, засопел — руки в стороны, голову на бок.

А сейчас гимнастика для пальчиков «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

— Где обедал, воробей? (Дети машут перекрещенными ладошками.)

— В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя. (На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение.

Анализ детских работ.

-Какие замечательные, пушистые, озорные котята и воробьишки у вас получились!

— Кто хочет рассказать о своем котенке?

-Какой рисунок понравился больше всего? Чем?

Вот видите, за короткий промежуток времени нарисованы большие и интересные картины, поскольку вы работали вместе.

-Дети! Все справились великолепно, почти как настоящие художники. Все ваши работы я отправлю на выставку, чтобы и взрослые, и дети могли полюбоваться ими.

ПОЧЕМУ ТЮПА НЕ ЛОВИТ ПТИЦ

Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:

«Чив-чив! Чив-чив!»

«Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» — и пополз к воробью.

Но его воробей сразу приметил — крикнул по-воробьиному:

«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»

И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.

И начали на Тюпу кричать:

«Чив-чив!

Чив-чив!»

Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.

Испугался Тюпа — такого крику он ни разу не слыхал — и ушёл от них поскорее.

А воробьи вдогонку ещё долго кричали.

Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.

Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.

Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.

Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие — самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку — Тюпку.

Тюпа обрадовался:

«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»

Только не знает Тюпа, кого первого ловить.

Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой — вот тут, совсем близко.

Тюпа то сюда, то туда повернётся — тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.

Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!

Тюпа сразу перестал тюпать.

Он понять не может, что это такое.

Обидели его! Клюнули!

Спрыгнул Тюпа в кусты — и ходу, где бы только спрятаться.

И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: