Дразнилки

Дразнилки: история дразнилок

Чтобы понять дразнилки, надо знать и понять их историю.  Дразнилки существуют с очень давнего времени и до наших дней дошли дразнилки почти ко всем русским именам.

В дразнилке отражено очень древнее, архаичное явление – причинение ущерба личному имени.

Цитирую: «Словесные манипуляции с личным именем с целью причинения вреда, ущерба его носителю отражают особенности архаического сознания, не проводящего четкого различия «между словами и вещами», с позиций которого личное имя оценивается не как условный различительный знак, а как заместитель лица, полностью тождественный его носителю, что определяло различные запреты с употреблением личных имен в речи». (С.Н. Смольников. Антопонимы в детской дразнилке//Русская культура нового столетия. Проблемы изучения, сохранения и использования историко – культурного наследия. – Вологда: Книжное наследие, 2007). Многие ученые считают, что дразнилки и другие обидные двустишия существуют с тех времен, когда люди пытались испугать противника словами или жестами.

Дразнилки чаще всего не являются характеристикой человека, а приписывают ему «антиповедение», которое не поощряется в социуме.

Дразнилка — это мир небылицы и фантазии, а не отражение реального мира. Герой дразнилки живет «в другом мире» — «мире наоборот», «мире небылиц» и часто описывается так, как будто он не является человеком: «Алешка – лепешка. Мать- картошка», «Анна – банна, нога деревянна», «Коля – Коля – Николай, сядь под лавку да залай».

Дразнилки: особенности дразнилок

Дразнилки, издёвки и другие подобные устойчивые тексты в фольклористике называются «детская сатирическая лирика» (термин был введен Г.С. Виноградовым).

В дразнилках обычно имя человека или характеристика поведения рифмуется с созвучным словом: Андрей – воробей, Лена – пена, Светка – пипетка, Федя – бредя, Мишка – еловая шишка, Игорёнок – поросёнок –невоспитанный ребенок, плакса – вакса, ябеда – корябеда, рёва – корова. Обычно в дразнилках называется тот признак человека, который не нравится дразнящему (очки, рыжие волосы, фигура, имя, характер человека).

Очень часто дразнилки становятся почти традиционными и устойчивыми, которые знают многие поколения. Они определяют значение имени в данной культуре, восприятие имени носителями культуры («Коля-Коля-Николай, сиди дома не гуляй»; «Андрей – воробей, не гоняй голубей»). Часто дети изменяют текст дразнилки или придумывают свои тексты, вводя  в дразнилку строчки из песен, скороговорок и приговорок, сказок, загадок: «Лидка – улитка, вытяни рога. Дам тебе хлеба, кусок пирога».

Дразнилка всегда произнотся нараспев и громко, смакуя слова. Часто с безопасного расстояния и хором (чтобы убежать, если что).

Дразнилка – это небылица по смыслу. В ней не важна логика или соответствие реальности, а важна рифма.

Чаще всего дразнилки встречаются в общении детей с 6 до 12 лет. Дразнилки, поддевки, издевки чаще используются мальчиками. Девочки больше предпочитают молчанки, мирилки или считалки. В общении старших дошкольников тоже встречаются дразнилки —  особенно устойчивые традиционные дразнилки и дразнилки, которые высмеивают качества характера (жадина – говядина, ябеда –корябеда и другие). Дети сами через дразнилку «воспитывают» сверстика и учат его быть справедливым и честным.

Дразнилки и мирилки относятся к ситуативному фольклору

Часто они использовались просто ради смеха, иногда для того чтобы высмеять какое-то качество (жадность, ябедничество), а иногда – чтобы привлечь к себе внимание. Дразнилки часто позволяют обойтись без драки, особенно если на дразнилку есть ответ другой дразнилкой

Если дразнилка смешная и необидная — то можно посмеяться вместе с дразнящим. Или даже придумать еще другие варианты дразнилки. Но если дразнилка злая, обидная, агрессивная, то она требует ответа на нее.

Дразнилки: виды дразнилок

Дразнилки бывают разные.

Первый вид — это дразнилки – издёвки – это дразнилки к именам, в которых дети поддразнивают друг друга. Такие дразнилки есть и на имена девочек, и на имена мальчиков. Издевка – это обидная шутка, насмешка.

В самых распространенных дразнилках на имена две строчки: первая – это строчка с именем, вторая – рифма к ней (Рыжий – бесстыжий, Архип – старый гриб).

Второй вид — дразнилки – поддёвки. Поддевки рассчитаны на простачков. Поддевки состоят из вопросов и ответов. Сначала игрок просит  повторить за ним слово, затем из диалога получается шутка.

Например, покажут ребенку бумажку на земле  и спрашивают: «Твой талон?». Если ребенок нагнется чтобы посмотреть, что это, то ему кричат: «Спасибо за поклон!» (это дразнилка прошлых лет, когда были талоны).

Или дразнилки с вопросами, требующие внимательности к своим словам:

Третий вид —  дразнилки про качества характера человека. Их придумывают и передают друг другу сами дети во дворах. Эти дразнилки воспитывают, учат быть щедрыми, честными, справедливыми и добрыми, смелыми.

Дразнилки про качества характера:

Дразнилка для невнимательного человека:

Пучеглазая сова – Глаза-то по ложке, Не видит ни крошки! Гляди прямо- Впереди-то яма!

Дразнилка для слишком доверчивого человека

Обманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку.

Дразнилки для плакс

Плакса, вакса, Гуталин, Проглотил Горелый блин.

— Рева-корова, Дай молочка! Сколько стоит? — Три пятачка!

Плакса, плакса, Три копейки вакса!

Дразнилки для ябед

Ябеда –корябеда. Турецкий барабан. Кто на нем играет? Саша (имя ребенка) – таракан!

Ябеда – корябеда, Солёный огурец. На полу валяется, Никто его не ест!

Ябеда солёная, На горшке варёная, Шишками обитая (другой вариант – картошкою набитая) Чтоб не была сердитая!

Дразнилка для хвастуна, который хвастается обновкой или ведет себя высокомерно по отношению к другим детям:

Моряк – с печки бряк! Растянулся как червяк!

Или: Воображуля первый сорт, Куда едешь – на курорт? Шапочка с помпончиком, А едешь под вагончиком! (под вагончиком раньше ездили беспризорники)

Командир полка – Нос до потолка Уши до дверей, А сам, как воробей!

Фу-ты. Ну-ты, Ножки гнуты. Руки – в боки, Глаза – в потолоки!

Если водящий нарушает правила игры и догоняет постоянно только одного игрока из всех, то ему кричат:

— За одним не гонка, Поймаешь поросенка.

Или: — За одним не гонка! Человек не пятитонка!

Дразнилка для невежливого (не сказал «спасибо»):

Дядя хрюша — повторюша, А по имени Индюша. Все тарелки облизал, А спасибо не сказал!

Дразнилки про трусость

Трус-трус- боягус! На войне сражался. Как увидел пулемёт- Сразу испугался!

Уж ты, Васенька (имя ребенка), дружок, Ты не бегай на лужок, На крутой на бережок. Тебя мышка съест, Либо ласточка, Либо серенький волчок Из-за кустичка, Либо белая собачка Из-под мостичка.

Дразнилки для жадин

Жадина – говядина, Соленый огурец. На полу валяется, Никто его не ест.

Жадина – говядина, Пустая шоколадина.

Жадина – говядина, Соленый огурец, Сосисками набитая, Оттого сердитая!

Дразнилка о грусти:

Что ты, Вася – Василек (имя ребенка) Хмуришься, не весел? Ясны очи опустил, Голову повесил!

Дразнилка для человека, который всё время кричит:

Затеши полено, Клади на колено, Порыкивай Да покрикивай!

Дразнилка для человека, который вмешивается в разговор других людей:

Впереди не суйся, Сзади не пихайся, В середину не касайся, Вслед не давайся

Саша — дразнилка

Обсудите этот рассказ и придумайте, как еще Ляля могла бы ответить на другие слова Саши (если он забрал у нее игрушку или кинул в нее мячик — придумайте те ситуации, которые были в опыте Вашего ребенка или аналогичные им по смыслу).

Как помочь ребенку — и тому, кто дразнит, и тому, кого дразнят  дразнилками

 советы детского психолога из телепередачи «Наши дети»

— кого и почему дразнят дети? — чем могут помочь родители своему ребенку, если его дразнят дети?

Еще о взаимоотношениях детей:

— Считалки: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Цели:


совершенствовать навык деления текста
на части и подбора заголовков к частям рассказа;


учить определять опорные слова для
пересказа;


развивать речевые умения, творческие
способности, внимание, память;


воспитывать читательский интерес.

Оборудование:
слоговые таблицы;
карточки с играми; выставка книг Н. Артюховой; пословицы.

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.

Выразительное
чтение произведений.

III.
Постановка цели урока.


Прочтите слова по
слогам:


Как вы считаете, это плохо?


А как хорошо?


Прочтите слова по слогам:


Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ
Н. Артюховой «Саша-дразнилка».


Как вы думаете, дразнить – это хорошо
или плохо?

IV.
Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.


Составьте мини-рассказ про весёлых и озорных лягушат.

Учащиеся
составляют шуточный рассказ.


Прочтите четко, ясно,
весело:

Ба-бу-бы
– на дворе стоят столбы,

Бу-бы-ба
– из окна торчит труба,

До-ду-да
– гудят провода,

Уж-жу-жу
– молока дадим ужу.

2. Знакомство с рассказом Н.
Артюховой «Саша-дразнилка».


Как называется произведение?


Кто автор рассказа?


Рассмотритеиллюстрациииназовитегероеврассказа«Саша-дразнилка».


Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми
словами:

драз-нить-ся
– дразниться

по-про-бо-ва-ла
– попробовала

зав-тра-ка-ли
– завтракали

за-сме-я-лась
– засмеялась

дро-жа-щим
– дрожащим

про-го-во-рил
– проговорил

по-прав-ляй-ся
– поправляйся

всхли-пы-ва-я
– всхлипывая

о-би-жа-лась
– обижалась

Учащиеся
читают рассказ вслух по цепочке.

3. Анализ произведения.


Почему Ляля обижалась и плакала?


К кому обратилась за помощью девочка?


Стал ли папа ругать Сашу?


Воспользовалась ли Ляля советом папы?


Как Саша отреагировал на изменение
поведения сестры?


Почему Саша заплакал?


Прочтите, что посоветовал Ляле папа.


Прочтите тот отрывок из рассказа, в
котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.


Прочтите отрывок, в котором описывается,
как Саша обиделся и заплакал.

Физкультминутка

Тады-рады-тынка,

Где
же наша свинка?

Тады-рады-толки

Съели
свинку волки.

Тады-рады-тынкой

Ты
бы их дубинкой!

Тады-рады-тутки,

С
волком плохи шутки!

Тады-рады-тышка,

Выходи,
трусишка!

V.
Закрепление нового материала.

1. Подготовка к пересказу.


Сколько частей в рассказе?


Как он начинается?


Как можно озаглавить первую часть?


Как озаглавить вторую часть?


Как озаглавить третью часть рассказа?


Рассмотрите иллюстрацию. К какой части
рассказа она подходит?

Запись
на доске:

1.
Совет папы.

2.
За столом.

3.
Саша обиделся.


Используя опорные слова, перескажите рассказ Н. Артюховой.

2. Анализ произведения.


Прочтите пословицы:

џВ
каждой шутке есть доля правды
.

џКто
не любит шуток, над
тем не шути
.

џЛюбишь
шутить над
Фомой, так люби и над собой
.

џНе
смейся чужой беде,
своя на гряде
.

џИ
рад бы заплакать, да
смех одолел
.


Какие пословицы подходят к рассказу
«Саша-дразнилка»?


Объясните их значение.


Какие качества характера детей описаны
в рассказе?


Какой совет вы бы дали плачущему Саше?


Как вы думаете, отучится ли теперь
Саша дразнить сестрёнку?

3. Игра
«Прочитай».


Расставьтекнигинаполкетак,чтобыможнобылопрочесть пословицу.

Ответ:
книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.


Объясните смысл этой пословицы.

V.
Итог урока.


С каким произведением мы познакомились на уроке?


Кто автор этого рассказа?


Кто его главные герои?

Домашнее
задание:

1)
пересказ рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка»;

2)
подобрать и записать 2–3 пословицы о шутке и
веселье.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Нина Михайловна Артюхова

рассказ»Саша-дразнилка»

Слайд 2

Текст слайда:

Словарь настроения

ВозмущёнРассерженСердитОбиженПечаленГрустно

Стыдно Страшно Тяжело Неловко Неприятно Обидно

Слайд 3

Текст слайда:

Правила дружбы

Убери из речи плохие слова. 
Клички используй только для животных. 
Перестань обижаться. 
Не дразнись сам. 
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Слайд 4

Текст слайда:

Нина Михайловна Артюхова

Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь — 89 лет. Умерла она в 1990 году.Нина Михайловна была дочерью извест-ного купца М.И.Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.

Слайд 5

Текст слайда:

Словарная работа:

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь обидным, часто бывает до слёз. ДРАЗНИЛКА – человек, который дразнит другого.

Слайд 6

Текст слайда:

Синонимы к слову дразнить

Слайд 7

Текст слайда:

Тест

1. Как звали сестру Саши? А) Лена Б) Люся В) Ляля 2. Какой совет дал папа дочке? А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись

Слайд 8

Текст слайда:

3. Ребята сидели за столом и … А) завтракали Б) обедали В) ужинали 4. Саша хотел подвесить куклу к … А) кровати Б) форточке В) люстре

Слайд 9

Текст слайда:

5. По мнению Саши, девчонки … А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы

Слайд 10

Текст слайда:

6.От удивления Саша … А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот7. По мнению Саши, девчонки … А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы

Слайд 11

Текст слайда:

8. Мальчик считал, что у него больше … А) апельсин Б) мандарин В) яблоко

Слайд 12

Текст слайда:

Восстанови последовательность событий

Я её дразню, а она не дразнится.Ребята сидели за столом и завтракали.Меня Саша дразнит.

1. Меня Саша дразнит.2. Ребята сидели за столом и завтракали.3. Я её дразню, а она не дразнится.

Слайд 13

Текст слайда:

Словарная работа

1 вариантЗавт-ра-ка-лиПосле-завт-раПо-перх-нул-сяНа-сморкДро-жа-щимПоп-рав-ляй-ся

2 вариантЗавтракалиПослезавтраПоперхнулсяНасморкДрожащимПоправляйся

Слайд 14

Текст слайда:

Работа с заголовком

Не дразнись.Брат и сестра.Папин совет.Трусиха и плакса.

Слайд 15

Слайд 16

Текст слайда:

Работа над иллюстрацией

— Кто изображен на иллюстрации? — Как художник изобразил кошку? – Как художник нарисовал маму?  – Как выглядит Саша? – Какая на иллюстрации Ляля?  – К какому эпизоду подходит эта иллюстрация? Прочитайте.

Слайд 17

Текст слайда:

Объясни пословицы:

Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой. Смеётся тот, кто смеётся последним.

Слайд 18

Текст слайда:

Урок окончен!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: