План рассказа Случай с кошельком (Пермяк)
учитель начальных классов
Волкова Наталья Александровна
Тема урока: « Е. Пермяк «Случай с кошельком»
создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Тип урока: урок открытия нового знания.
формировать умение анализировать поступки людей;
обогащать читательский опыт детей;
учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.
развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.
воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и
словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»;
рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина;
карточки со словами «жизнь», «дана», «на», «добрые», «дела»;
карточки со словами «вся», «семья», «вместе», «так», «и», «душа», «на», «месте»;
карточки-смайлики «Я справился!», «Я сомневался», «Я не справился»;
карточки для составления модели обложки (1/2 от листа А-4);
презентация к уроку.
Универсальные учебные действия
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).
Упражнение «Поздоровайся глазами».
– Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
– Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.
– А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!
Подготовка класса к работе.
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(постановка учебной задачи)
1) – Какой раздел мы изучаем?
– А как вы понимаете слово «семья»?
– Что же такое «семья»?
– Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
2) Работа в парах.
Игра «Собери пословицу» (Слайд 2, 3)
– Объясните смысл пословицы.
– «Вся семья вместе – так и душа на месте».
3) – Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.
Работа по группам.
– Дома вы читали колыбельные. Давайте расскажем их.
– С какой интонацией вы будете рассказывать их?
– Что можно сказать о первой колыбельной? Какая она?
– К какому жанру относятся эти произведения?
«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»
4) – Самое главное для человека – СЕМЬЯ.
(Слайд 3 – звук мелодии)
« На свете чудо есть – семья!
Семь драгоценных, светлых Я.
Они, как ноток семь, дружны,
И все красивы и важны!
Три нотки – папа, мама, Я.
Ещё одна – сестра моя.
Ещё две – бабушка и дед,
Седьмой лишь нотки с нами нет.
«Гав-гав!» – да во дворе она.
Всем нотка хорошо слышна!
Она звончее всех звучит,
На месте нотка не сидит.
В семье семь ноток – семь цветов,
Семь струн, звучащих, как одна,
И каждая из них важна!»
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 4).
Слайды и текст этой презентации
Я желаю тебе сегодня добра и я желаю тебе сегодня добра! Если тебе будет трудноя помогу тебе!
Евгений Андреевич ВИСCОВ (ПЕРМЯК) 1902 — 1982
Е. А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Е. Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Е. Пермяка
кошёлка
растеряха
неблагодарная
По ходу чтения уточни значения слов. Соедини стрелкой слово с его значением.
Кошелёк положу себе в карман, я же нашёл.Кошелёк верну, но в знак благодарности что-нибудь попрошу.Кошелёк верну просто так.???????????????????????????????????????????????
Кошёлка — корзина или плетёная сумка. Растеряха- человек, который всё теряет, забывает, растрёпа.Неблагодарный — тот, кто не проявляет благодарности за оказанные услуги, добро.
1) Надо спешить совершать добрые поступки.2) Надо всегда быть честным, помогать окружающим, делать добрые дела.3) Надо уважать старших.
В какой последовательности происходят события в рассказе. Пронумеруйте.
Старуха взяла свой кошелёк.Костя пожаловался сестре.Старушка выронила кошелёк.Сестра сказала: «Быть честным- это твоя обязанность….»Костя догнал старушку.Костя запомнил на всю жизнь случай с кошельком.Шли по улице Катя и Костя.
Шли по улице Катя и Костя.Старушка выронила кошелёк.Костя догнал старушку.Старуха взяла свой кошелёк.Костя пожаловался сестре.Сестра сказала: «Быть честным- это твоя обязанность….»Костя запомнил на всю жизнь случай с кошельком.
Подчеркните в скобках те слова, которые по — вашему мнению являются авторскими. Проверьте себя по книге.
А за что (она, старушка, бабушка) должна благодарить тебя? За то, что ты (честен, порядочный)? Так ведь быть честным — это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это (просить, требовать) благодарности?..
Подчеркните в скобках те слова, которые по — вашему мнению являются авторскими. Проверьте себя по книге.
А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен. Так ведь быть честным — это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это просить, благодарности?..
Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Найдите в тексте фрагмент, который соответствует этой иллюстрации.. Прочитайте.
Какими вы представляете Катю и Костю? (работа в паре)
Катя внимательный (-ая) справедливая (-ый) маленький (-ая) строгая (-ий) честный (-ая) Костя порядочный (-ая) умная (-ый)
НА ДОБРЫЕ
ЖИЗНЬ
ДЕЛА
ДАНА
Жизнь дана на добрые дела.
Игра «Собери пословицу»
Я справился!
Я сомневался.
Я не справился.
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ…
Подготовить подробный пересказ текста.Выполнить в тетради задания к рассказу.Прочитать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
ДОМАШНЕЕ задание
Урок литературного чтенияпо образовательной системе «Начальная школа XXI века»,2 класс
2017 год
Учитель начальных классов:Петрухина С.В.
Е. Пермяк «Случай с кошельком»
Имя, фамилия автора
Е. Пермяк
Жанр и тема
Заголовок
Случай с кошельком
Рассказы о детях
МОДЕЛЬ ОБЛОЖКИ
Евгений Пермяк «Надежный человек»
На первой парте и в первом классе сидел сын отважного летчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком
Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, еще можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те ее страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ее не пересаживали.
Однажды Андрюша принес в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
Андрюша сразу догадался, в чем дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущенно сказал учительнице:
— Я ведь не зря принес паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна. — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребенком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздем ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя было надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришел к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным летчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница, Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Так просидел он за своей партой долго. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, Ася, пойдем в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьется, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твердо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг почувствовала себя сильной и смелой.
Последние заданные вопросы в категории Русский язык
Русский язык 08.05.2021 02:16 1351 Босовец Александра.
По лесной чаще бродили дикие звери
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:10 1356 Малая Настасья.
определите тип речи текста Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самог
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:12 1390 Вітвіцький Тарас.
По русскому составить текст минимум 5 предложений, в 2 должны быть причастия, в 3 причастные обороты
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:46 755 Малыгин Дмитрий.
Чтобы определить какое окончание у существительного нужно определить падеж, …? Дорога круто подн
Ответов: 2
Русский язык 08.05.2021 02:43 1363 Брагин Илья.
Можете помочсделайте пж разбор предложения Я вчера весь день читал книгу. Пж помогите
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:58 1170 Гуль Карина.
1 Вставьте пропущеные слова: сбивчивость-2) … — сбивка- сбивать- 1) … <—бить. 2 определит
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:20 1040 Ермакова Алёна.
Придумайте и запишите 5 предложений с гласными Е,Ё,Ю,Я. Сделайте транскрипцию этих слов (с гласным
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:38 1083 Бирюкова Алеся.
Как правильно пишется в дельфинарии или в дельфинарие?
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:35 477 Щербак Саша.
Помогите пожалуйста вставьте буквы срочно 15 баллов
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:12 582 Рябова Кристина.
Что такое текст и каковы его главные особенности?
Ответов: 1