Нестор летописец. названный отцом истории древней руси

Содержание «Повести временных лет»

Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:

  • Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
  • Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
  • Описания жизни святых и князей.
  • Официальные документы и указы.

Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.

Военные походы

«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей

Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:

  • Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
  • Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
  • Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
  • Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.

Ключевые события в истории

Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.

Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».

Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.

Содержание «Повести временных лет»

Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:

  • Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
  • Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
  • Описания жизни святых и князей.
  • Официальные документы и указы.

Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.

Военные походы

«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей

Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:

  • Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
  • Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
  • Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
  • Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.

Ключевые события в истории

Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.

Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».

Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.

С. Романовский. Слово о Русской земле

О нашей Родине

Ответы к стр. 6

1. Допиши предложение словами из текста.

Русь — светлое, пригожее место, страна света.

2. Прочитай слова и соедини их парами ⇒.

русичи ⇒ русские дубравы ⇒ леса берёста ⇒ кора берёзы гусли ⇒ струнный инструмент

3∗. Прочитай отрывок из летописи. Подчеркни слова и выражения, которые придают тексту торжественность.

О свéтло свéтлая и крáсно укрáшенная земля Русская! Мнóгими красóтами диви́шь ты: озёрами многими, диви́шь ты реками и источниками местночти́мыми.

4. Приходилось ли тебе пить воду из родника? Прочитай слова. Каким ты представляешь родник? Нарисуй.

родни́к — родники́ — родничóк — родникóвая вода — род — рóдина — нарóд.

Центры летописания в Древней Руси

В летописи использовали различные методы ведения и написания. Здесь, например, использовали списки. Это переписанные копии древних летописей. Изменения вносили по разным причинам. Если менялся князь, то нужно было прославить деяния, по-новому описать события прошлых лет, внеся изменения, учитывая новые события. Также это делалось для внесения религиозных моментов в написание.

Также используется понятие “своды” или “сводные летописи”. Летописный свод Древней Руси это описание происходящего по хронологии. Описание происходит с точки зрения правящего класса, весь процесс ведения летописей был под контролем власти. Идеология играло важную роль.

Историческое значение произведения

«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.

Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.

Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.

Что известно о Рюрике?

Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрик, великий князь новгородский в 862—879 гг. Портрет из «Царского титулярника». 1672 г.

Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «…самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову…». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.

Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.

После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.

Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.

Олег показывает Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.

Памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге

Через два года, в 864 г., после кончины Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив их земли к своему княжеству, основал по сути первую русскую монархию. Она простиралась на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской областей, а на юг — до Западной Двины.

Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.

Жанровые особенности

Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:

  • установкой на достоверность;
  • анонимностью;
  • стремлением найти событиям настоящего аналог в библейском прошлом;
  • обращением к фигурам исторических персонажей (князей, воевод, других государственных деятелей);
  • оценочностью.

Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.

Например, смерть князя Олега от коня своего, впоследствии пересказанная Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращённая в балладу А.С. Пушкиным, не может считаться исторически установленным фактом, но при этом считается летописным преданием.

Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах рукописей редко.

Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.

В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.

Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.

Влияние иностранных и древних языков на рождение гипотез

Существует множество версий, в которых происхождение названия нашего государства напрямую связывают с зарубежными языками. Например, в западноевропейской группе часто используется корень «рус», который обозначает «медведь». В финно-угорских языках также имела место лексема аналогичного звучания. Все это служило основанием считать, иностранное наречие напрямую повлияло на происхождение названия России.

Латинский язык также стал «причиной» зарождения дополнительной гипотезы, объясняющей значение данного понятия. В Южной Америке однокоренное слово символизировало деревенское поселение.

Варианты зарождения названия государства и национальности есть в шведском, иранском и во многих славянских языках. Классическое толкование понятия напрямую связано с древней страной, раскинувшей свои просторы на территории Восточной и Северной Европы, а также с народом, населившим её.

Основная часть исследователей-лингвистов склоняется к тому, что слова «Русь» имеет иностранные корни. По их мнению, подобное понятие не могло зародиться в славянском языке по многим причинам.

Украинские летописи[править | править код]

Украинские (собственно казацкие) летописи относятся к XVII и XVIII в. Такое позднее их появление В. Б. Антонович объясняет тем, что это скорее частные записки или иногда даже попытки прагматической истории, а не то, что мы теперь разумеем под летописью. Казацкие летописи, по замечанию того же учёного, имеют своим содержанием, главным образом, дела Богдана Хмельницкого и его современников. Из летописей ниболее значительны: Львовская, начатая в середине XVI в., доведённая до года и излагающая события Червонной Руси; летопись Самовидца (от по ), по заключению профессора Антоновича, — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью; обширная летопись Самуила Величко, который, служа в войсковой канцелярии, мог многое знать; труд его хотя и расположен по годам, но имеет отчасти вид учёного сочинения; недостатком его считают отсутствие критики и витиеватость изложения. Летопись гадячского полковника Грабянки начинается 1648 г. и доведена до 1709 г.; ей предпослано исследование о казаках, которых автор производит от хазар. Источниками служили частью летописи, а частью, как предполагают, иностранцы. Кроме этих обстоятельных компиляций, существует много кратких, преимущественно местных летописей (черниговские и т. п.); существуют попытки прагматической истории (напр. «История руссов») и есть общерусские компиляции: Густынская Л., основанная на Ипатской и продолженная до XVI века, «Хроника» Сафоновича, «Синопсис». Вся эта литература завершается «Историей Руссов», автор которой неизвестен. Это сочинение ярче других выразило взгляды украинской интеллигенции XVIII в.

Общая характеристика летописей

Определение 1

Летопись – это сочинение времен Древней Руси, в котором содержатся сведения из отечественной истории и которое состоит из погодных известий. Данные извести могут быть как пространными, которые включают в себя собственный состав жизненных событий, так и краткими. 

Определение 2

Летописец – это 1) автор-составитель летописи (например: Нестор) 2) небольшая по объемам, либо по тематическому содержанию летопись (например: Владимирский летописец). Также, зачастую летописцами считаются памятники монастырского, либо местного летописания. 

Определение 3

Летописный свод – это совокупность реконструируемых историками этапов в системе летописания, которой свойственно конструирование новой летописи с помощью сведения, то есть объединения нескольких прошлых летописей. Под сводом также принято понимать общерусскую летопись VII века, компиляция которой не поддается сомнению. 

В настоящее время, самые древние русские летописи в первоначальном своем виде не были сохранены. До настоящего времени они дошли в виде переработанных фрагментов, главной задачей в их изучении является реконструкция ранних летописей (XI – XII века) на основании более поздних (XIII – XVII века). 

Практически у всех русских летописей, в их начальных частях содержится единая информация, в которой рассказывается о том, как был сотворен мир, и только после этого содержатся сведения о событиях русской истории от древнейших времен (с момента расселения славян на восточно-европейских широтах) до начала XII века – 1110 года.

Дальнейшее содержание повествования в разных летописях также является различным. Это является свидетельством того, что источником традиции составления летописей выступает общая для всех, первоначальная летопись, повествование которой продолжалось до начала XII века. 

В начале текстов большинства летописей содержится заголовок, который начинается словами «Се Повесть временных лет…». Некоторые летописи, такие как Ипатьевская и Радзивилловская, содержат информацию об авторе, которым является монах Киево-Печерского монастыря (например, в Радзивилловской летописи содержится текст следующего содержания: «Повесть временных лет черноризца Федосьева монастыря Печерьскаго…»).

В Киево-Печерском патерике, в качестве автора обозначен «Нестор, иже паписа летописец». Хлебниковский список Ипатьевской летописи содержит имя автора уже в заглавии: «Повесть временных лет чернозирца Нестера Феодосьева Печерьскаго монастыря…». 

Замечание 1

Хлебниковский список создавался в XVI веке в Киеве, в котором хорошо были ознакомлены с текстом Киево-Печерского патерика. Непосредственно сам древний список Ипатьевской летописи не указывает автора, которым является Нестор.

Вполне вероятно, что его имя было включено в текст Хлебниковского списка в процессе создания рукописи, что было сделано под руководством указания Киево-Печерского патерика. Фактом является то, что историки XVIII века определяли автором древнейшей русской летописи Нестора.

Исследователи XIX века были более осмотрительны в собственных суждениях о данном документе. Они рассказывали о нем уже не как о летописи Нестора, а как о общем своде русских летописей, который получил название «Повесть временных лет», которая, со временем начала считаться одной из важнейших хрестоматий литературы Древней Руси. 

Псковские летописи[править | править код]

Летописи псковские начались позднее новгородских: их начало можно отнести к XIII веку, когда сочинена повесть о Довмонте, легшая в основу всех псковских сборников. Псковские летописи (особенно Вторая) богаты живыми подробностями об общественном быте Пскова; мало только известий о временах до Довмонта, да и те заимствованы. К летописям новгородским по происхождению долго относили «Повесть о граде Вятке», касающуюся только первых времен вятской общины, но подлинность её подвергнута сомнениям: рукописи её слишком поздны, а потому лучше не считать её в числе достоверных источников.

«Псковские летописи», тт. 1-2 (в формате DJVu) на сайте «Псковская держава.
Краеведческий архив»

Ответы к стр. 6

1. Допиши предложение словами из текста.

Русь — светлое, пригожее место, страна света.

2. Прочитай слова и соедини их парами ⇒.

русичи ⇒ русские дубравы ⇒ леса берёста ⇒ кора берёзы гусли ⇒ струнный инструмент

3∗. Прочитай отрывок из летописи. Подчеркни слова и выражения, которые придают тексту торжественность.

О свéтло свéтлая и крáсно укрáшенная земля Русская! Мнóгими красóтами диви́шь ты: озёрами многими, диви́шь ты реками и источниками местночти́мыми.

4. Приходилось ли тебе пить воду из родника? Прочитай слова. Каким ты представляешь родник? Нарисуй.

родни́к — родники́ — родничóк — родникóвая вода — род — рóдина — нарóд.

Презентация по окружающему миру «Жители леса» (2 класс)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: Рассказы С. Романовского «Слово о Русской земле»

Учебные задачи:

  • самостоятельно работать с текстом;

  • обогащать словарь учащихся;

  • обобщить и расширить представления детей о России;

  • формулировать свою точку зрения, аргументировано отстаивать её;

  • уметь уважительно относиться к мнению оппонента.

Оборудование урока: расположение мест учащихся таким образом, чтобы они могли видеть друг друга, сигнальные карточки «согласия-несогласия», индивидуальные таблицы с предложенными вариантами прогнозов событий, демонстрационная таблица прогнозов, мультимедийная доска, учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина (1 часть), рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение».

Ход урока

  1. Орг. Момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Формулирование новой темой.

— Сформулируйте собственные ожидания от предстоящего урока и представьте нам свои предположения-ожидания.

4. Повторение пройденного

-Как С. Романовский объясняет значение слова «Русь» в своём тексте?

(Русь – это страна, где много рек и озёр. Русь – светлое место, страна света. Страна русичей, ….)

— Что бы вы своего добавили к авторскому видению этого слова? ( Место, где я родился; где живут русские люди; где говорят на русском языке; страна великих городов и дивных сёл; необъятных просторов, высоких гор, дивной красоты, несметных подземных богатств, обширных полей, край голубых озёр, рек и родников, непроходимых болот, дремучих лесов, бесчисленных стай птиц, различных животных, страна заповедных мест, родина берёз, родина великих русских богатырей…)

5.Работа по теме урока

1) Введение в тему (подготовка к полилогу).

-Как называют Русь в современном мире? (Родина, Родительница моя, земля Русская, Отчизна, Отечество, Россия, Родина-мать, держава, страна, государство

2) Самостоятельное чтение рассказа С.Романовского «Слово о Русской земле»

3) Первичное закрепление изученного

-Предлагаю вам включиться в диалог-полилог по теме «Слово о Русской земле»

Высказывание мнения детей по предлагаемым вопросам.

— Чем удивляет и восхищает нас русская земля?

— Как беречь свою Родину?

— Что можно сделать для приумножения богатств родного края?

6. Работа в тетради «Литературное чтение»

1) Ролевая игра

Предлагаю вам попробовать себя в роли исторических предсказателей.

-Ролевая игра. Вы – русичи тех давних времён (рыбаки, охотники, бортники, гончары, кузнецы, плотники …)

-Как вы бережно относились к природе?

Полилог

У каждого ученика «летописи» (таблица с вариантами ответов-прогнозов предсказателей).

Предлагаю рассмотреть каждый вариант и объяснить свою точку зрения на вероятность (невероятность) их происхождения и заполнить пустые «летописи».
Бережное отношение русичей к природе Руси

А теперь постарайтесь увидеть, услышать, уловить, какие же предположения верны?

-Все ли прогнозы подтвердились?

-Что бы вы могли сделать ещё лучше?

— Достаточно ли убедительны были доказательства одноклассников.

Цель считается достигнутой, если дети доказывают свою точку зрения, опираясь на уже полученные знания.

Ответы детей должны быть аргументированы.

При анализе ответов ребята пользуются сигнальными карточками обратной связи («согласия-несогласия»). Свое несогласие с тем или иным прогнозом также объясняется ими и доказывается. Учитель выступает в роли посредника в споре между учащимися. В процессе обсуждения могут возникнуть новые прогнозы. Они тоже записываются детьми в предложенную таблицу (слайд 6 дополняет учитель на уроке или быстро печатающий тексты ученик).

7. Подведение итогов полилога.

Все ли ответы и предположения были аргументированы?

-Все ли ребята участвовали в обсуждении?

— Удалось ли вам показать величие России?

8. Рефлексия.

Как вы считаете, оправдались ли мои ожидания о ваших самостоятельных гипотезах?

-Оправдались ли ваши ожидания от урока? (Повторить слайд 2)

9. Домашнее задание: с.10-13 чит. Выразит.

Образование древнерусского государства

От классов — к государству

В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».

Древнерусское государство в X—XI вв.

Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.

Начало государственности Руси

Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане…».

Олег у стен Киева. 882 г.

Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.

Почему именно Киев стал столицей Руси?

Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.

Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.

https://youtube.com/watch?v=9S4iSeNMvp8

Вопросы для самопроверки

  1. На каких территориях жили древние славяне?
  2. Кто такой Велес?
  3. С какой целью Рюрик с братьями прибыли в славянские города?
  4. В каком городе княжил Рюрик?
  5. Как звали сына Рюрика?
  6. Что называли городищем в Древней Руси?

Ответы

  1. На территориях бассейнов рек Вислы, Западного Буга, Днепра, на побережье Балтийского моря.
  2. Языческий бог славян, покровитель домашнего скота.
  3. С целью защиты славянских земель от набегов внешних врагов и междоусобицы.
  4. В Новгороде.
  5. Игорь.
  6. Укрепленный участок с постройками, обнесенный земляным валом и высокой деревянной изгородью.

Поделиться ссылкой

Отображение в образах летописных народных героев представлений о патриотизме, мудрости, находчивости и смекалке

Центральными героями «Повести временных лет» были исторические личности и русские князья. Но в летописи отражены не только их подвиги и деяния, но и подвиги простых людей, благодаря которым летописец показал лучшие качества всего русского народа: любовь к своей Родине, способность к самопожертвованию, мудрость, смекалку, находчивость. Рассказы про народных героев занимают особое место в «Повести временных лет». В них показано, что победа над врагом может быть одержана благодаря простому человеку, потому что русская земля щедро одарена храбрыми, сильными, находчивыми, умными людьми. Большинство таких героев в «Повести временных лет» безымянны. В сказаниях неприметный человек из народа проявлял себя в критический для Родины момент, благодаря силе или мудрости спасал свою землю и свой народ.

Правление княгини Ольги

Место убитого древлянами Игоря княжеский престол заняла его вдова Ольга, так как сын Святослав был еще мал. Насчет происхождения княгини существует несколько версий. Откуда она взялась, какая у нее была внешность, доподлинно неизвестно. Изображение княгини Ольги история нам не оставила. Однако, по описанию летописца, она была умна, красива и обладала твердым и суровым характером.

Жестоко наказала она древлян, погубивших мужа. Княгиня уничтожила две группы послов, пришедших сватать ее за князя древлян Мала. Но этого ей было мало. Вместе со своей дружиной она сожгла столицу племени город Искоростень. Это сражение унесло жизни около 5000 древлянских воинов. Многих Ольга отдала в рабство, а оставшееся население обложила данью. В следующем году княгиня пошла войной на Новгородчину. И здесь Ольгу ждал успех.

Княгиня Ольга

Княгиня совершила много славных походов, где проявляла чудеса жестокости. Со временем она услышала о христианстве. В этой религии говорилось о том, Бог велит быть великодушным к врагам, молиться за них, проявлять к ним добро и даже любить. Ольга изменилась и решила принять христианство. В 955 году она поехала в Царьград.

Крестил ее сам император Константин VII, который дал ей имя древней царицы Елена. Так звали древнюю царицу, мать Константина Великого. Многие из приближенных Ольги также приняли христианство. По приезде домой княгиня распорядилась начать строительство церквей. Они были воздвигнуты в городах Киев, Псков, Витебск.

После крещения Ольга не нападала на чужие земли. Но самоотверженно защищала Киев от печенегов. В 968 году, когда злейшие враги русских осадили Киев, княгиня взяла руководство по защите столицы в свои руки. Последние годы жизни она провела в молитвах и заботе о больных и бедных.

За время княжения Ольга принесла много пользы государству, а именно:

  • Установила норму дани.
  • Укрепила границы Древней Руси.
  • Положила начало распространению христианства.
  • Укрепила власть на местах.

Княгиня Ольга умерла 11 июля 969 года. Через некоторое время она была причислена к лику святых.

Заключение

Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ. Это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры. Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.

Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: