Творчество
Первой книгой, проиллюстрированной Евгением Чарушиным, стал «Мурзук» Виталия Бианки. В дальнейшем художник создавал иллюстрации для произведений Михаила Пришвина, Корнея Чуковского и Максима Горького, русские сказки. Наибольшее признание получили портреты героев произведения Самуила Маршака «Детки в клетке».
Иллюстрации Евгения Чарушина к книге Самуила Маршака «Детки в клетке»
Любимой техникой Евгения Ивановича являлась литография. Иллюстратор обычно пренебрегал изображением среды, в которой находились медвежата и волчата, его мышление сопротивлялось изображению пространства.
Во время войны художник, находившийся с семьей в эвакуации в родном городе на берегу Вятки, был вынужден отойти от любимой тематики и техники. Среди работ Чарушина того времени – оформление спектаклей драматического театра, создание плакатов, иллюстрирование сборников «Наука ненависти» и «Боевые дни», роспись общественных помещений города Кирова – от Дома пионеров до заводской столовой.
Художник и писатель Евгений Чарушин
Евгений Чарушин неоднократно сотрудничал с фарфоровым заводом, расположенным в городе на Неве. До войны создавал рисунки для росписи фарфора и разрабатывал способы их нанесения на сервизы, а в послевоенные годы лепил миниатюрные фигурки животных.
Писать прозу Чарушин начал по совету Маршака, дебютировав произведением «Щур». Почти все рассказы и сказки Евгения Ивановича повествуют о животных, произведения благополучны по тональности и финалам – персонажи не становятся ни убийцами, ни жертвами. Постоянный спутник Чарушина-рассказчика – юмор, частый художественный прием – звукоподражание (Например, «Фить-пирю» в «Перепелке»).
Иллюстрации Евгения Чарушина к книге «Никитка и его друзья»
В прозе художника много оборотов устной речи – вульгаризмов и жаргонизмов. Благодаря этому у читателя создается впечатление, что писатель не сочинил истории, а пережил их (как выбор щенка в рассказе «Про Томку») или подслушал и записал. Художник и писатель почти никогда не прибегал к умилительному антропоморфизму – изображению мира животных аналогичным миру людей, и, следовательно, постижимому для двуногих.
В каждой живой твари Чарушину виделась загадка, а таинственность жизни животного отлично передавалась отсутствием контурного рисунка – рисованием «пятнами» и «штрихами», своеобразным анималистическим импрессионизмом. Наиболее интересными Евгения Ивановича считал зверят – ведь в будущих Топтыгиных и Патрикеевных сочетались черты ребенка и зверя. Об этом свидетельствуют сами названия произведений анималиста («Медвежата», «Мохнатые ребята», «Волчишко»).
Рассказ Евгения Чарушина «Удивительный пачтальон»
Мальчик Вася со своим папой поехал на дачу. А Васина мама осталась в городе: ей надо было ещё чего-то купить. Мама хотела приехать с покупками вечером.
Вот идёт поезд. Вася сидит в вагоне на скамейке рядом со своим папой и глядит в окно. А в окне бегут деревья, и заборы, и разные дома.
Напротив Васи на скамеечке тоже сидит мальчик, с часами на левой руке. Он везёт какую-то корзинку. Этот мальчик уже большой; ему, наверно, лет пятнадцать. Как поезд подъедет к станции, мальчик посмотрит на свои часы, запишет что-то карандашом в записной книжке, наклонится над своей корзиной, что-то вытащит из неё и выбежит из вагона. А потом снова придёт и сидит, в окно поглядывает.
Вася сидел-сидел, смотрел-смотрел на мальчика с корзиной, да вдруг как заплачет во весь голос! Он вспомнил, что свой велосипед дома забыл.
— Как же я без велосипеда-то? — плачет. — Я всю зиму думал, как по лесам на нём буду ездить.
— Ну-ну, не плачь, — сказал его папа. — Мама поедет и привезёт тебе велосипед.
— Да нет, не привезёт, — плачет Вася. — Она его не любит. Он скрипит…
— Ну, ты, паренёк, перестань, не плачь, — вдруг сказал мальчик с часами на руке. — Я тебе сейчас, устрою это дело. Я сам люблю ездить на велосипеде. Только он настоящий, двухколёсный. У вас есть дома телефон? — спрашивает он у Васиного папы.
— Есть, — отвечает папа. — Номер пять пятьдесят пять ноль шесть.
— Ну, так всё в порядке, — говорит мальчик. — Мы сейчас срочно отправим почтальона с письмом.
Он вытащил из кармана крохотную бумажную ленточку из тонкой папиросной бумажки и написал на ней: «Позвоните по телефону 5-55-06, передайте: «Маме надо взять на дачу Васин велосипед». Потом вложил это письмо в какую-то блестящую маленькую трубочку, открыл свою корзинку.
Удивительный почтальон Чарушин Е. И.
А там, в корзине, сидит голубь — длинноносый, сизый.
Вытащил мальчик голубя и привязал к его ноге трубочку с письмом.
— Вот мой почтальон, — говорит. — Готов к полёту. Смотри.
И только поезд остановился на станции, мальчик посмотрел на часы, отметил время в своей записной книжке и выпустил голубя в окно.
Голубь как взлетит прямо вверх — только его и видели!
— Я сегодня учу почтовых голубей, — говорит мальчик. — На каждой станции выпускаю по одному и записываю время. Голубь полетит прямо в город, на свою голубятню. А там уж его ждут. А на этом, последнем, увидят трубочку, прочтут письмо и позвонят к вам на квартиру. Только бы его по пути ястреб не поймал.
И верно: Вася приехал на дачу, ждет-пождет маму — и вечером мама приехала с велосипедом. Получили письмо. Значит, не словил голубя ястреб.
—————————————————————-
Евгений Чарушин.Рассказы о животных
и о природе.Читаем бесплатно онлайн.
Биография
Дом, в котором прошли детские и юношеские годы Чарушина в Вятке.
Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.
В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.
В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.
Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.
В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, формально не будучи его студентом.
В 1927 году закончил ВХУТЕИН.
С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.
Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).
В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Постоянный автор журнала «Чиж» как писатель и художник.
Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.
В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.
В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.
Умер 18 февраля 1965 года в Ленинграде похоронен на Богословском кладбище.
Смерть
Тяжелый труд в военные годы подорвал здоровье Евгения Чарушина. Во время выполнения Кировских росписей художник неоднократно терял сознание, поскольку работы выполнялись ядовитыми нитритными красками. После войны творец перенес инфаркт.
Могила Евгения Чарушина
Причиной смерти Чарушина, как и его отца, стало онкологическое заболевание. Однако если Иван Аполлонович перешагнул 80-летний рубеж, то Евгений Иванович прожил 63 года. Через несколько месяцев после смерти Чарушина работы художника завоевали золотую медаль на выставке в ГДР.
Могила Евгения Чарушина находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Семья
- Дед: Чарушин Аполлон — письмоводитель Окружного управления.
- Дядя: Чарушин Николай Аполлонович (23.12.1851, Орлов, Вятская губерния — 06.03.1937, Киров) — народник, член БОП (Большого общества пропаганды), позже социалист.
- Отец: Чарушин Иван Аполлонович (08(20).03.1862, Орлов, Вятская губерния — 29.07.1945, Киров) — инженер-архитектор, архитектор-художник первой степени (1890).
- Чарушин Евгений Иванович
Сын: Чарушин Никита Евгеньевич (08.07.1934, Ленинград — 17.02.2000) — советский художник-график и иллюстратор. Член Союза художников СССР. Член-корреспондент Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации.
(29.10(11.11).1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — советский график, скульптор и писатель.
- Чарушин Евгений Иванович
Рекомендуем Вам прочитать
Хорошее — Осеева В.А.
Рассказ про мальчика, который мечтал совершить что-то хорошее. Но когда люди просили его о помощи, он говорил, что ему некогда. Хорошее читать .
Просто старушка — Осеева В.А.
Рассказ про воспитанного мальчика, который помог на улице незнакомой старушке. Просто старушка читать По улице шли мальчик и девочка. А впереди .
Маленькие рассказы: Аришка-Трусишка — Бианки В.В.
В одной деревне жила девочка Аришка, боялась всякой живности: и лягушек, и паучков, и мышей. Как-то раз на сенокосе Аришка была рядом с мамой и .
очень круто! мне нрав. ставлю 5 звезд
Мне очень нравится твой подход
очень хороший рассказ ставлю 5 звезд
очень позновательно и интересно спасибо за детство
Детство, вспоминаю детство..
Известные произведения Чарушина
Как автор, он сотворил много произведений для детского чтения, среди которых не только прозаические вещи, но и стихи. Список самых известных вещей у Евгения Ивановича составляет не менее десятка рассказов.
Можно выделить следующие из них:
- «Как мальчик Женя научился говорить» (из цикла «Про Женю»),
- «Про Томку»,
- «Яша»,
- «Кто как живет»,
- «Медвежата»,
- «Щур»,
- «Олешки»,
- «Волчишко»,
- «Путешественники».
Героями Евгения Ивановича часто выступают дети, которые взаимодействуют с животными. Нередко представители животного мира обладают качествами, которые восхищают писателя. Например, ворон в рассказе «Яша».
Личная жизнь
Главной любовью Евгения Ивановича были звери и птицы.
Анималист всегда делил кров с собаками и кошками, воронами и другими птицами. Даже к охоте Чарушин относился не как к промыслу, а как к единению с природой, познанию инстинктов. Кроме того, это увлекательное занятие настоящих мужчин манило творца ритуалами, легендами и терминологией.
Евгений Иванович запатентовал несколько изобретений – в частности, на колесо, бегающее по воде, любил мастерить различные поделки от игрушек до планера. В юности будущий художник и прозаик писал стихи, к которым во взрослом возрасте относился очень негативно. Чарушин любил плавание, а с появлением первого «Москвича» – вылазки за город на личном транспорте. Играл в шахматы, но и в них, как и в изобразительном искусстве, не любил «проверять алгеброй гармонию».
Евгений Чарушин с собакой и кошкой
Личная жизнь Евгения Ивановича была счастливой и спокойной. В 1928 году начинающий художник и писатель женился на землячке Наталье Зоновой, с женой жил дружно. Через 6 лет родился единственный наследник и продолжатель дела отца Никита. Любимый сын стал главным героем сборника рассказов Евгения Чарушина «Никитка и его друзья». Работы Н. Е. Чарушина, иллюстратора произведений, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, галереях зарубежных стран.
Евгений Иванович успел увидеть внучку Наташу. Наталья Никитична Чарушина-Капустина – член Союза российских художников, иллюстратор произведений Сельмы Лагерлеф, Виталия Бианки и Николая Сладкова, автор книг о природе для детей. Кроме того, внучка Евгения Чарушина увлекалась росписью оловянной миниатюры.
Правнучка Евгения Чарушина названа в честь деда. Она автор и иллюстратор детских книг, выступает с лекциями о жизни и творчестве представителей династии. В феврале-марте 2021 года в детской библиотеке на улице Марата Санкт-Петербурга пройдет персональная выставка Евгении Чарушиной-Капустиной «Таинственные тропинки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Е.И.Чарушина «Лисята»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группена тему«Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель
учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина«Лисята»Задачи
1)Познакомить детей с писателе Е.И.Чарушиным, Его рассказом «Лисята;учить детей придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств(прилагательных) и действий(глаголы) ; упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
2)Развивать мышление, речь, память.
3) Воспитывать интерес к литературным произведениям
4)Активизация речи- ловкачи, за шиворот.
Материал: Книга Е. Чарушина с рассказом «Лисята»
, портрет.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Психологическая разминка.
В: Ребята, как рада я вас сегодня видеть. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.
Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг.
В: Ребята, сегодня утром в группе я нашла посылку. Мне было очень интересно посмотреть что там, но я без вас не стала. Вам наверно тоже интересно узнать что там? (да)
В: Хорошо. Тогда давайте все вместе посмотрим. (Открывают посылку)
Воспитатель достает из посылки книгу.
В: Ребята, что это? (Книга)
В: Но тут не только книга, а еще и письмо. Давайте узнаем, кто же нам отправил посылку. (Воспитатель читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Незнайка. Недавно я прочитал интересный рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Лисята». Рассказ мне очень понравился. А вы знакомы с этим рассказом? Я очень хочу, чтобы вы познакомились.»
В: Ребята, знакомы вы с рассказом «Лисята»?
В: А что нужно сделать, чтобы познакомиться?
2.Основная часть.
В: Ребята, сегодня я предлагаю познакомиться с рассказом Е.И. Чарушина «Лисята». Но сначала немного расскажу вам об авторе рассказа. Этот рассказ написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя)
. В детстве он любил читать книги о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных, среди которых рассказ «Лисята».
В: Садимся поудобнее и слушаем внимательно.
(Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята»)
Беседа после чтения.
В: Как называется это литературное произведение?
— Кто его написал?
-О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
— Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
— Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
— Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).
Зебра
В африканских степях бегают табунками быстрые лошадки. Это зебры. От простой лошади они отличаются. Зебры полосатые, гривки у них короткие и нету челки.
Они дикие. Взрослую зебру приручить не всякий сможет. А молодые доверчивы.
Нередко можно встретить в Африке почтальонов, которые развозят почту не на лошадях, а на зебрах.
Не в наших лесах, не по нашим полям гуляет слон. Он в африканских степях и по индийским джунглям ходит. Хоботом, как рукой, раздвигает и срывает бамбук. Придет к воде, наберет в хобот воду и обливается — смывает с себя грязь и пыль.
Нет у него врагов. Все боятся слона-великана.
Если слона приручить, он будет хороший помощник человеку.
В тяжелой работе поможет и даже ребят сумеет нянчить.
Дерзкий и страшный зверь — тигр. Он прячется в джунглях, в зарослях, таится около тропы, по которой идут к водопою антилопы и зебры, пробираются буйвол и кабан. Тигр терпеливо ждет добычу.
Звери боятся тигра. Опасен он и безоружному человеку.
Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих зверят учат еду добывать, себя спасать?
Ты — человек, хозяин всей природы. Тебе все знать нужно.
Расти поскорее, учись лучше!
Когда вырастешь, много поработаешь.
Леса и дубравы насадишь, в них птиц и зверей разведешь таких, каких тебе надо.
-
Учение алистера кроули краткое содержание
-
Франшиза школы для детей с особенностями
-
Высшая школа экономики список подавших документы 2021
-
Шаблон для объявления в школе
- Фолкнер медведь краткое содержание