Суммативное оценивание темы. анализ эпизода из рассказа р. бредбери «зеленое утро»

Рэй Брэдбери — Зеленое утро: Краткое содержание

Человечество осваивает Марс. Есть Первый Город, поселки у рудников и шахт. Среди прибывших – 31-летний Бенджамин Дрисколл. Его мечта – зеленый от деревьев Марс. Полный красоты и кислорода. Его, потерявшего сознание от разреженного воздуха, хотели отправить домой. А он увидел, что безжизненная почва – плодородна. В ней есть скрытая сила. И Дрисколл объявил неприветливому Марсу «зеленую войну». Координатор освоения Марса выделил ему мотоцикл, семена и саженцы.

Уже месяц Дрисколл сажает в раскаленную почву семена. Назад, на дело своих рук, он не оглядывается. Чтобы не впасть в отчаяние. Он коротает ночь у тлеющего костерка, мечтая о дожде. И дождь, «ласковый», «легкий на вкус, как доброе вино», начался. Дрисколл смеется от радости. И на рассвете впервые смотрит назад. То утро было зеленым. Деревья, мощные эвкалипты, дубы, липы, секвойи, взметнулись вверх. Как в сказке! Воздух преобразил долину. Какая радость для людей! А Бенджамин, отвыкший дышать в полную силу, вновь в обмороке. Когда он приходит в себя, еще 5 тысяч новых деревьев поднимаются к небу.

Экранизации

  • 1980 — «Марсианские хроники» (телевизионный мини-сериал, США), режиссёр Майкл Андерсон.
  • 1980 — «Восьмой день творения» (художественный фильм, СССР), режиссёр Сурен Бабаян.
  • 1984 — «Будет ласковый дождь» (мультфильм, СССР), режиссёр Назим Туляходжаев.
  • 1987 — «Вельд» (художественный фильм, СССР), режиссёр Назим Туляходжаев.
  • 1988 — «13-й апостол» (художественный фильм, СССР), режиссёр Сурен Бабаян.
  • 1985–1992 — Театр Рэя Брэдбери / The Ray Bradbury Theater (ТВ-сериал, США, Канада, Франция, Великобритания, Новая Зеландия), режиссёры Рэнди Брэдшоу, Брюс Макдональд, Йен Мун и др. 1990 — Mars Is Heaven (рассказ, вошедший в «Марсианские хроники» под заглавием «Третья экспедиция»)
  • 1990 — «Эшер II» (Usher II)
  • 1990 — «И по-прежнему лучами серебрит простор луна…» (And the Moon Be Still as Bright)
  • 1990 — «Долгие годы» (The Long Years)
  • 1992 — «Земляне» (The Earth Men)
  • 1992 — «Марсианин» (The Martian)
  • 1992 — «Безмолвные города» (Silent Towns)

1995 — «Четвёртая планета» (российский художественный фильм, режиссёр Дмитрий Астрахан, переделка рассказа «Третья экспедиция»)
2001 — «The Neon Life» (Неоновая жизнь) (мультфильм, Россия) режиссёр Роман Пучков.

На основе произведения Рэй Брэдбери создал два варианта сценария (версии 1964 и 1997 годов) и одну пьесу в двух действиях (The Martian Chronicles: A Full-Length Play in Two Acts, 1986).

Экранизировать роман хотел Федерико Феллини: «Думаю, что не пропустил ничего из написанного Рэем Брэдбери. Прочитав „Марсианские хроники“, я загорелся желанием снять по ним фильм».

2026: Конец Земли. Новые марсиане

Большая война на Земле дошла своего апогея – все пилигримы Марса были призваны на родину, «красная планета» вновь опустела. Двадцать с лишним лет длились сражения. Большая часть населения Земли погибла, ресурсы планеты истощены, на восстановление понадобятся столетия.

Молодое американское семейство – отец, мать и трое маленьких сыновей – прилетает на Марс. Они взрывают свою ракету, чтобы избежать погони. Хотя какая может быть погоня? На Земле практически не осталось ракет.

Люди шествуют по «красной планете». Теперь это их мир. Скоро прилетит еще несколько семей с Земли. И они начнут все сначала… на четвертой планете от Солнца.

Маленький Тимати просит отца показать ему марсиан. Глава семейства ведет детей и жену в долину к водному каналу. «Где же они?» – нетерпеливо спрашивает мальчик. «Вот они. Смотри!» В водной глади отражается пять фигур – Тимати, Майкл, Роберт, мама и папа.

О книге “Марсианские хроники” 1950 года

Роман Рэя Брэдбери – Марсианские хроники издан в 1950 году, состоит из ряда эпизодических новелл и рассказов

Главным сюжетом включает повести о колонизации Марса, но главное внимание, уделено острым социальным проблемам тех годов в Америке реакции против цензуры и расизма, угрозе ядерной войны, тоске по обыкновенной размеренной жизни. В романе рассказывается о первом прибытии людей на Марс, противостояния марсианина с человеком, внезапная земная болезнь и кончина жителей

 Многочисленные критики отмечают литературную и художественную неоднородность книги. Рэй опубликовал часть рассказов до официального релиза книги в журналах. Такая разнородность сюжета разрешает автору книги свободно обращаться к ряду тематик волнующий как автора лично, так и современников. У Рэя  в главах романа присутствуют реминисценции и аллюзий, перекликающихся с автономными произведениями автора, написанными на протяжении  двадцати лет до 1960-х годов.

Книга прославившая автора

Эту книгу опубликовали в 1949 году. Книга делилась из 18 рассказов и 11 связующих глав. Некоторые рассказы из книги приходилось исключить. В 1929 году Рэй впервые в жизни провел междугородный телефонный разговор с Уолтером Брэдбери, в процессе телефонного разговора обсуждали какие рукописи из книги “Марсианские книги” следует отменить. Было решение исключить четыре главы: “Эпидемия”, “Отцы”, “Колесо”.

Вскоре планировалось издание “Марсианских хроник” на весну 1950 года. Рей запланировал поездку на поезде в Нью-Йорк, для того чтобы встретится  с агентом Доном, и с издателем Уолтером Брэдбери. В этой поездке Рэй решил остановиться раньше и сделал остановку в Чикаго, чтобы встретиться с фанатом научной фантастики. Как только Рэй пришел в Художественный Институт, к нему сбежалось группа научной фантастики, держа в руках распечатки “Марсианских хроник”, для того чтобы Рэй Брэдбери оставил автограф на копиях книг.

Рассказ о создании “Марсианских хроник”

Рэй Брэдбери назвал “Марсианские хроники” – случайным романом. Рэй привез собственный сборник рассказов издателю, но издатель дал совет автору переделать рассказы в роман. 

Каждый рассказ объединяются единой темой планеты Марса. Текст состоит из двадцати восьми рассказов. Книга на удивление легкая в чтении, в романе нет ни одного позитивного, радостного сюжета. Автор утверждает, если быть людьми безграмотными, это приведет к разрушению, но так же если человек умнее и воспитанней других, тогда человеку это мало что поможет. Ничто не вечно, а человечество само усугубляют ситуацию.

Читать рассказы с серьезным чувством тяжело, книга поднимает настроение. В произведении люди такие маленькие и смешные, люди наладили межзвездные перелеты в надежде на светлое будущее, но всюду тащат с собой себя. Книга повествует о будущих днях, поэтому в 1997 рассказ сдвинулся на события в 2031 годы. 

2.7

5
(
338

голосов
)

Другие «марсианские» рассказы

Рэю Брэдбери принадлежит также ряд новелл о «красной планете», которые по той или иной причине не были включены в «Марсианские хроники». Некоторые из них очень близки к событиям, описанным в произведении, другие же противоречат созданной в «Хрониках» картине событий.

  • «Флейтист» (The Piper, 1940)
  • «Защитный механизм» (Defense Mech, 1944)
  • «Деды были у всех» (They All Had Grandfathers, 1947)
  • «Некоторые из моих друзей — марсиане» (Some of My Best Friends Are Martians, 1947)
  • «Любовная история» (The Love Affair, 1948)
  • «Пришелец» (The Visitor, 1948)
  • «Акведук» (The Aqueduct, 1949)
  • «Празднество» (Holiday, 1949)
  • «Разговор оплачен заранее» (Night Call, Collect, 1949)
  • «Одиночество» (The Lonely Ones, 1949)
  • «Были они смуглые и золотоглазые» (Dark They Were, and Golden-eyed, 1949)
  • «Тот, кто ждет» (The One Who Waits, 1949)
  • «Изгнанники» (The Exiles, 1949)
  • «Полный расчёт» (Payment in Full, 1949)
  • «Бетономешалка» (The Concrete Mixer, 1949)
  • «Синяя бутылка» (The Blue Bottle, 1949)
  • «Другие времна» (The Other Foot, 1949)
  • «Марсианский затерянный город» (The Lost City of Mars, 1949)
  • «Ракета» (The Rocket, 1950)
  • «О скитаньях вечных и о Земле» (Forever And The Earth, 1950)
  • «Недолгое путешествие» (A Little Journey, 1951)
  • «Улети на небо» (Fly Away Home, 1952)
  • «Земляничное окошко» (The Strawberry Window, 1954)
  • «Мессия» (The Messiah, 1971)
  • «Колесо» (The Wheel, 2010)
  • «Чума» (The Disease, 2010)
  • «Разгар лета» (Dead of Summer, 2010)
  • «Призраки Марса» (The Martian Ghosts, 2010)
  • «Джемима Трю» (Jemima True, 2010)
  • «Свадьба» (The Marriage, 2010)
В Викицитатнике есть страница по теме: Марсианские хроники

«Утро было зеленое»

«Насколько хватало глаз, к небу вставали деревья». Подстегнутые бурным дождем, питаемые волшебной, чуждой почвой… Это зеленые деревья, прижившиеся в космосе.

Но самое главное: «люди выбегут навстречу новому чудесному воздуху… вдыхая полной грудью, и щеки у них порозовеют, легкие оживут, сердца забьются сильнее – для счастливой творческой жизни. Какое это счастье – дышать полной грудью. Это может ощутить лишь тот, кто терял возможность дышать. На первом месте в фантастическом рассказе выходит не рост научно-технического могущества, а проблемы человека в мире, этическая составляющая.

«Малый» прозаический жанр эпоса. Отличается от повести масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом.

Известный английский писатель С.Моэм: «Рассказ – произведение, которое читается в зависимости от длины, от десяти минут до часа и имеет дело с единственным, хорошо определенным предметом, случаем или цепью случаев, представляющих собой нечто цельное. Рассказ должен быть написан так, чтобы невозможно было ничего ни добавить, ни убавить».

У Р.Бредбери – фантастический рассказ, в котором переплетается фантастическое и реалистическое

Фантастическое Реалистическое
Главный герой Бенджемен Дрисколл, землянин, оказался на планете Марс
Один засадил марсианские долины. Выросшие за 30 дней огромные деревья
  • Из опыта «земной» жизни он знает, что леса обеспечат планету кислородом.
  • Детали: рудники, города, мотоцикл с коляской, врач, ракета, координатор

Фэнтези – это вещи, которые никогда не смогут произойти в реальности, а научная фантастика однажды может стать былью.

Эпизод – этап в развитии образа, сюжета, композиции

Та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Один из важнейших приемов композиции, заключающийся в неоднократном употреблении

  • слов
  • образов
  • художественных деталей и т.д.

Повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость

  • детали
  • образа
  • поэтической мысли

Творчество

Брэдбери известен прежде всего как автор бестселлера «Марсианские хроники» — произведения, ставшего отправной точкой для современной научной фантастики. Роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» и щемящий душу автобиографический шедевр «Вино из одуванчиков» также завоевали сердца читателей по всему миру.

Американский писатель проявил себя, кроме того, и в написании сценариев ко многим фильмам, наиболее известный из которых — экранизация романа Мелвилла «Моби Дик». Пробовал себя автор и в поэзии — в 1982 году было издано три сборника его стихотворений.

За всю долгую жизнь Рэй Дуглас создал множество рассказов, повестей, пьес и сценариев. А начался этот великий путь с романа «Марсианские хроники». Один из наиболее светлых рассказов этого цикла Брэдбери — «Зеленое утро». Краткое содержание его мы и рассмотрим. Разберем также образ главного героя и выведем основную мысль этого произведения.

План эпизода

  1. Первые капли дождя. Пробуждение Бенджемина Дрисколла.
  2. Образ дождя в эпитетах
  3. Дождь набирает силу.
  4. Оглушительный треск грома.
  5. Вспышка молнии.
  6. Темнота и шум дождя.
  7. Дождь счастья для Бенджамина Дрисколла. Наслаждение.
  8. Двухчасовой ливень.
  9. Появление «умытых, небывало ярких звезд».
  10. Счастливый сон.

Слово «дождь», его повтор указывает на тот факт, что это ключевое слово в эпизоде, значимое, особенное. Слово «дождь» — синоним слова «жизнь». И действительно, каждая деталь отрывка – свидетельство тому, что есть в полноценной живой природе.

Обратим внимание на образы из жизни природы:

Эти удивительные образы из мира природы: дождинки, гром, молния, потоки дождя, запахи, звуки, «вкусы», цветообразы – признаки жизни, разноцветной, меняющейся. Они создают ощущение настоящей жизни на планете Марс, полностью повторяя земной мир. Лексический повтор слова «дождь» утверждает, что цель – сделать планету Марс пригодной для жизни человека, зеленым чудом, достигнута. С чувством выполненного долга Бенджамин Дрисколл засыпает совершенно счастливым.

Главный герой. Кто он?

Автор не дает полного портрета героя. Есть сведения о возрасте: ему 31 год. Называется имя – Бенджемин Дрисколл.

Единственная черта внешнего облика – эпитет «тщедушный» («хилый, слабосильный» – словарь С.И. Ожегова).

Все внимание автора сосредоточено на его мечте – сделать планету Марс

зеленой, пригодной для жизни человека. Эта мечта стала острой необходимостью, целью и смыслом его жизни.

Почему?

Когда он прилетел на Марс, он потерял сознание от недостатка кислорода: вот тогда-то он почувствовал ответ не разумом , а легкими и горлом».

Главный (и единственный) герой – символ альтруизма (бескорыстия, человеколюбия). Он ни разу не изменил своей мечте. Самая главная его черта – терпение. Терпеть, по Далю, — это выносить, переносить, сносить, страдать// крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая…

Бенджамин Дрисколл

В рассказе Р. Брэдбери «Зеленое утро», краткое содержание которого мы вам предлагаем, рассказывается о месяце жизни на Марсе главного героя. Бенджамин — на первый взгляд ничем не примечательный 31-летний человек. Поначалу суровые условия Марса повергают его в шок. Тут же у Дрисколла возникает великолепная идея: насытить пыльную, душную атмосферу планеты кислородом от земных деревьев. Ведь дерево — это и уютная тень, и лестница в небо, и убежище для детских игр, и убаюкивающий шепот.

Бенджамин буквально заражает своей идеей координатора экспедиции, и тот выделяет ему инструменты и семена для посадки. Начинается поистине каторжный труд, где Дрисколл — сам себе работник и надсмотрщик одновременно. Он делится своими надеждами со слабым розовым огоньком костра. Он радуется долгожданному дождю, как старому другу. Природа в его глазах, пусть даже и не родная, — это живой организм, дышащий, движущийся и внимающий его словам.

Об авторе

Будущий мастер научной фантастики появился на свет 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. У Рэя были старшие братья-близнецы, один из которых умер в детстве, а также сестра, также рано ушедшая из жизни

Возможно, это одна из причин, по которым смерть часто занимала важное место в произведениях Брэдбери

В 1938 году Рэй окончил среднюю школу в Лос-Анджелесе, однако на продолжение учебы у семьи не было денег. Спасением для юноши стала городская библиотека. В это же время он активно сотрудничал с небольшими изданиями, печатавшими научную фантастику.

С 1942 года Брэдбери стал зарабатывать на жизнь исключительно литературным творчеством. А в 1947 г. писатель женился на Маргарет, с которой долго и счастливо прожил вплоть до ее смерти в 2003. В семье родилось четыре дочери.

Несмотря на перенесенный в 1999 году инсульт, Рэй Брэдбери продолжал вести активную творческую жизнь вплоть до очень пожилого возраста — его последний роман увидел свет в 2006. Мастер рассказов, романов и сценариев скончался 5 июня 2012 года после тяжелой болезни. Его смерть была освещена во многих мировых СМИ, что вызвало новый всплеск интереса к разноплановому творчеству американского автора.

Большой пожар

Девушка по имени Марианна гостит у своих тёти, дяди и бабушки. Однажды родственники замечают, что Марианна влюбилась. Тётя и дяди начинают следить за ней. Влюблённая девушка совсем потеряла голову. Она плохо спит по ночам, рассеянна, невнимательна. Дядя и тётя ждут, когда же, наконец, их племяннице сделают предложение. В конце рассказа выясняется, что Марианну каждый вечер провожают домой разные молодые люди

Только бабушка обратила на это внимание

Анализ произведения

Первое, что бросается в глаза читателю рассказа, это метафора, использованная в названии. Очевидно, речь пойдёт о каком-то пожаре в городе. Однако предположения не оправдываются. Рассказ также начинается с метафоры. Автор говорит о том, что Марианна была охвачена пламенем. Это действительно очень сильный образ, который читатель до определённого момента воспринимает буквально. Как выясняется, девушка просто страстно влюбилась.

Читать о влюблённой девушке неинтересно, ведь это вполне естественное, обыденное явление. Каково же удивление читателя, когда он узнаёт, что Марианна каждый вечер возвращается домой с разными кавалерами. Тот факт, что девушка одинаково страстно любит нескольких молодых людей, кажется странным и нелогичным. Состояние эйфории, в котором пребывает Марианна, возможно только в случае увлечения одним мужчиной.

Дядя и тётя даже представить себе не могут, что племянница имеет несколько поклонников и чувствует себя при этом такой влюблённой. Для них существует только традиционная модель отношений. Бабушке удаётся открыть глаза среднему поколению. Старушка даже объясняет, что именно происходит с Марианной

Каждая женщина, убеждена бабушка, проходит в своей жизни такой период, когда просто хочется быть желанной и любимой, чувствовать внимание противоположного пола. В этом возрасте совершенно необязательно встречать вторую половинку

Юность предназначена для того, чтобы подготовиться к более серьёзному этапу отношений. Это не время для создания семьи.

Крики из-под земли

Ревнивый муж учинил над своей женой страшную расправу: он заживо закопал свою супругу. У несчастной женщины нет никаких шансов на спасение. Только маленькая девочка услышала стоны под землёй и спасла заживо погребённую.

Анализ произведения

Рождаясь, человек смотрит на мир широко открытыми глазами. Он замечает каждую мелочь вокруг себя, исследует, изучает. С возрастом интерес к окружающему миру постепенно пропадает. Человек погружается в свои проблемы и становится менее внимательным. Женщину спасает именно ребёнок, а не взрослый, остывший к жизни человек.

Зелёное утро

Тридцатиоднолетний Бенджамин Дрисколл мечтает увидеть Марс зелёным и наполнить кислородом марсианскую атмосферу. Для осуществления своей мечты Бенджамин работает не покладая рук — он проводит на Марсе тридцать неотличимых друг от друга дней и всё это время сажает деревья.

Ни разу за эти тридцать дней Бенджамин не оглянулся назад, ведь оглянуться — значит сдаться. За этот срок ни разу не пошёл дождь, и весь его труд мог оказаться напрасным.

Вечером после продолжительного рабочего дня Бенджамин ложится спать, но его будит дождевая капля, упавшая на лоб. Дождь идёт без малого два часа, а потом прекращается. Переодевшись во все сухое, Бенджамин Дрисколл снова укладывается и, счастливый, засыпает.

Проснувшись утром, он понимает — его мечта осуществилась. Утро стало зелёным, за одну ночь выросли тысячи деревьев.

Бенджамин Дрисколл жадно вдыхает кислород — и теряет сознание. Очнувшись, он видит, что ещё пять тысяч новых деревьев выбросили зелёные ветви навстречу солнцу.

История публикации

Впервые «Марсианские хроники» были опубликованы в 1950 году в США.

В 1951 году книга была издана в Великобритании под названием «Серебряная Саранча» (англ. The Silver Locusts), с несколько отличающимся от оригинала содержанием. В некоторых изданиях отсутствовала глава «Эшер II» (англ. Usher II), место которой занимала новелла «Огненные шары» (англ. The Fire Balloons).

В испаноязычной версии произведению предшествовало предисловие, написанное аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом.

В 1997 году при переиздании «Хроник» была изменена датировка событий — развитие действия было перемещено на 31 год вперёд. Таким образом, новые временные рамки в произведении — с 2030 по 2057 год. Также в переиздание была включена новелла «Огненные шары» (The Fire Balloons), ранее не входившая в состав романа; вместо главы «…Высоко в небеса» (Way in the Middle of the Air), менее актуальной в 1997, чем в 1951, была помещена новелла «Пустыня» (The Wilderness). По всей вероятности, решение изменить датировку событий было обусловлено тем, что изначальные временные рамки (с 1999 по 2026) оказались слишком приближенными к действительности, тогда как данное научно-фантастическое произведение, согласно замыслу автора, повествует о будущем.

Более поздние переиздания «Хроник» включают также предисловие («Долгая дорога на Марс» / The Long Road to Mars, 1990) и послесловие («Как я написал эту книгу» / How I Wrote My Book, 2006) автора.

В 2010 году в издательстве Subterranean Press вышло полное собрание сочинений автора о Марсе — «Марсианские хроники. Полное издание» (англ. The Martian Chronicles: The Complete Edition).

Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери

Рассказ «Зеленое утро» о преодолении человеком трудностей на пути к мечте. Главный герой готов объявить войну целой планете – Марсу. Кстати, а красная планета считается сама символом войны. Но цель этой войны благая – вернуть планете зелень деревьев.

В рассказе приводятся рассуждения главного героя о пользе деревьев. Марсу, а точней – людям на нём, очень нужен кислород. Воздух там разряжен, как в высоких горах. Герой дважды падает в обморок. Впервые от недостатка кислорода, когда ступает в атмосферу Марса. Приведя гостя в чувства, врач объясняет, что такое бывает у многих, и советует уехать. Но автор показывает, как герой мечтал о Марсе, что он просто не готов сдаться. Тогда и решает землянин озеленить планету, даже если придётся трудно. Во второй раз герой падает без чувств от, наоборот, избытка кислорода, когда его усилиями деревья на планете выросли. Именно его усилиями, так как в космических кораблях не оказалось места для саженцев, каждые руки на счету. Вот почему пришлось герою всё делать самому, но он радовался тому, что хотя бы не запретили попытку.

Читатель видит героя в обычный его рабочий день. Уже очень много ямок вырыто, много семян брошено, но результат никто не гарантирует

На отдыхе герой «общается» с костром – ему говорит о важности кислорода. И огню он нужен! А как нужен он людям… И продолжен список важности деревьев

Иногда доводы очень эмоциональны, например, что ребенок может забраться по веткам к небесам. Герой хочет сделать эту планету не враждебной и чужой, а похожей на Землю. И кажется, что он убеждает Марс, ведь не всё от человека зависит. Герой сделал всё, что было в его силах. Теперь нужен дождь. И он пошел! К утру чудесным образом (или по законам другой планеты) деревья выросли, всё стало зелёным.

В этой научной фантастике действуют законы волшебства, хотя оно и требует от человека смелости и труда. Это психологичный рассказ, образно-описательный, очень экологичный, который может быть полезен не только на фантастическом Марсе, но и у нас – на пока ещё зеленой Земле. Я считаю рассказ очень поучительным, в хорошем смысле этого неприятного слова.

«Утро было зеленое»

«Насколько хватало глаз, к небу вставали деревья». Подстегнутые бурным дождем, питаемые волшебной, чуждой почвой… Это зеленые деревья, прижившиеся в космосе.

Но самое главное: «люди выбегут навстречу новому чудесному воздуху… вдыхая полной грудью, и щеки у них порозовеют, легкие оживут, сердца забьются сильнее – для счастливой творческой жизни. Какое это счастье – дышать полной грудью. Это может ощутить лишь тот, кто терял возможность дышать. На первом месте в фантастическом рассказе выходит не рост научно-технического могущества, а  проблемы человека в мире, этическая составляющая.

Литературоведческий словарик

Жанр – рассказ

«Малый» прозаический жанр эпоса. Отличается от повести масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом.

Известный английский писатель С.Моэм: «Рассказ – произведение, которое читается в зависимости от длины, от десяти минут до часа и имеет дело с единственным, хорошо определенным предметом, случаем или цепью случаев, представляющих собой нечто цельное. Рассказ должен быть написан так, чтобы невозможно было ничего ни добавить, ни убавить».

У Р.Бредбери – фантастический рассказ, в котором переплетается фантастическое и реалистическое

Фантастическое Реалистическое
Главный герой Бенджемен Дрисколл, землянин, оказался на планете Марс
Один засадил марсианские долины. Выросшие за 30 дней огромные деревья
 
  • Из опыта «земной» жизни он знает, что леса обеспечат планету кислородом.
  • Детали: рудники, города, мотоцикл с коляской, врач, ракета, координатор

Фэнтези – это вещи, которые никогда не смогут произойти в реальности, а научная фантастика однажды может стать былью.

Эпизод – этап в развитии образа, сюжета, композиции

Та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Повтор

Один из важнейших приемов композиции, заключающийся в неоднократном употреблении

  • слов
  • образов
  • художественных деталей и т.д.

Повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость

  • детали
  • образа
  • поэтической мысли

Простой эмоциональный повтор

«Но бедный, бедный мой Евгений!» А.С.Пушкин

Новые смысловые оттенки слова

выявляются в более сложных случаях повтора

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?» А.С.Пушкин

Здесь повтор слова «дар» подчеркивает благоговейное отношение поэта к жизни, а разные определения создают новые смысловые оттенки: в них выражено представление о «случайности» этого дара, о том, что поэт считает этот дар «напрасным», так как не может распорядиться им, «недостоин» его

Анафора – единоначатие;

Эпифора – повтор слова в конце соседних стихотворных слов

Повтор слова «стонет» в начале пяти соседних стихов у Некрасова Н.А. в «Размышлении у парадного подъезда»:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам и острогам…

Разновидностью словесного повтора является рефрен ( от французского  — припев)

Символ  — особый художественный образ, вид иносказания. Образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова может быть истолкован

  1. как изображение гордого и одинокого человека;
  2. как образ поэта;
  3. как образ мятежника и борца;
  4. как образ свободы;
  5. как образ романтика, которому нужна буря, а не покой;
  6. как образ философа, ищущего истину

Причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу

Схема анализа эпизода эпического произведения

  1. герои;
  2. их поступки;
  3. авторские размышления.

Обрамление эпизода – пейзаж

                                          — лирические отступления

  • Стилевые особенности
  • Особенности композиции
  • Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым
  • Найти в них сходные темы,

                                         мотивы,

                                         размышления автора

Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую позицию

Анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Единственное доказательство правоты – художественный текст и аргументы/ цитаты!

(продолжение следует)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: