Константин паустовский: сивый мерин

Чего стоит бескорыстие

В современном мире бескорыстным людям приходится сложно. Все потому, что есть те, кто безнаказанно ими пользуется. Приведем пример. Наверняка вы видели магазины, в которых пенсионерам бесплатно раздают хлеб. Для этого отводится отдельная витрина в торговом зале. Владельцы магазина ничего не ждут взамен. Они просто хотят помочь нуждающимся. И если поначалу хлеб попадает по назначению, то потом его берут те, кто в помощи совсем не нуждается.

К сожалению, такие случаи происходят повсюду. Есть люди, которые своего не упустят. Они бессовестно будут пользоваться бескорыстием и добротой других.

Избежать подобных ситуаций поможет правильная защитная реакция. Учитесь быть разборчивыми в своем окружении. И так же воспитывайте своих детей. Покажите им, что бескорыстие – это не слабость.

Что такое бескорыстие

По определению бескорыстие – это способность совершать хорошие поступки, не ожидая ничего взамен. Обладающие этим качеством люди оказывают материальную или психологическую помощь, не надеясь при этом получить выгоду, компенсацию и даже благодарность. Также они не подсчитывают, сколько потратили ресурсов.

Часто бескорыстие связывают с внутренней свободой. Это состояние, когда человеку чужд материальный расчет и меркантильность. Он совершает добрые дела просто так, ради того, чтобы сделать жизнь других хоть немного, но лучше. Здесь не идет разговор о приоритетах и оглядках на будущее.

Интересно! «Бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую». М. Сервантес

Бескорыстие – внутриличностное качество. Оно проявляется и реализуется исключительно в действиях, а не на словах. Это добро к окружающим без ожидания бонусов для себя.

Бескорыстный человек не подчиняется обществу, не оценивает свои поступки с точки зрения последствий. Именно поэтому иногда его поведение приводит к личным убыткам. Однако взамен приходит радость от осознания того, что кто-то стал счастливее.

Многие люди обманываются, считая свои поступки бескорыстными. Если тщательно разобрать мотивы, окажется, что ими руководит желание заслужить похвалу или втереться в доверие.

Сивый мерин в литературе

Говорить, что кто-то «глуп как лошадь» стали ещё в начале XVIII века. У городских жителей лошади неизменно ассоциировались с не очень умной животиной. А вот выражение «врёт как сивый мерин» в литературе стали широко использовать в XIX веке.

К примеру, Гоголь в «Ревизоре» назвал городничего глупым как сивый мерин. Встречается подобное и у Салтыкова-Щедрина. В своих «Недоконченных беседах» он называет сборище глупых стариков «сивым мериньём». Кроме того, в разных произведениях русских писателей встречаются и другие выражения, связанные с сивым мерином. Например, «ленив как сивый мерин» или «упрям как сивый мерин». Связано это с тем, что к старости охолощенный конь становится ленивым и отказывается идти в поле.

  • Русский Робин Гуд: настоящая история легендарного c Василия Чуркина
  • Странные похоронные обряды древней Руси
  • 10 наглых выходок самых отчаянных бандитов СССР
  • Продуктовый фальсификат: как обманывали покупателей в царской России
  • Тамара Иванютина — отравительница из школьной столовой

Лживый конь

Современные городские жители вполне могут и не знать, кто такой мерин. А между тем мерин — это кастрированный конь. Сивыми же обычно называют коней пепельного или же седого окраса. И как известно, кони используют звонкое ржание, чтобы привлечь кобыл для спаривания. А те, заслышав жеребца, стремглав бегут к нему. А вот к мерину бежать незачем: он своего предназначения в силу обстоятельств выполнить не сможет.

Но не ржать, томясь от отсутствия общества самок, мерин не может, так уж устроена жизнь. Выходит, что подлец сивый мерин своим ржанием обманывает несчастных кобылок. С кобылами, кстати, тоже связано устойчивое выражение. Фразеологизм «бред сивой кобылы» употребляется, когда говорится о явной бессмыслице. А коварные сивые мерины обманывали не только лошадей, но и своих хозяев.

Бескорыстие ценой подвига в романе Быкова «Сотников»

Сложнее всего совершать добрые и бескорыстные поступки, когда за них ты можешь поплатиться смертью. Именно такая ситуация произошла в жизни Сотникова, героя одноименного романа В.Быкова. Он и его товарищ по оружию Рыбак были партизанами, но в очередной вылазке удача отвернулась от них. Сотников серьезно заболел, за партизанами следовали немцы. Герои пришли в дом к многодетной матери Демичихи, смертельно усталой и замученной женщине, которая, тем не менее, поделилась последним с бойцами и спрятала Сотникова и Рыбака от немцев на чердаке. Однако больной герой выдал себя, их нашли, вместе с Демичихой отправили в полицию. Сотникова мучила мысль, что это он во всем виноват, гораздо больше, чем истязания (а ведь ему ломали пальцы и вырывали ногти за то, что герой не выдал местонахождение партизан). Рыбака же мучит мысль о страданиях, поэтому он предает всех, кого может предать, чтоб остаться в живых. Бескорыстный поступок Сотникова в том, что он взял вину на себя, ведь хотел, чтобы только он погиб. Однако полиция уже услышала донос Рыбака, потому пощадили только предателя. Сотникова и Демичиху повесили, но они были более живые, чем Рыбак, который ради своей корысти и комфорта продался врагам, против которых сам же активно боролся.

Таким образом, бескорыстные поступки могут вызвать не только радостную реакцию со стороны окружающих, иногда путь добра становится смертельным. Каждый человек хоть раз встает перед подобным выбором. И именно на добре и бескорыстии еще держится наш мир. Об этом и говорят читателям писатели второй половины ХХ века, но это актуально и в ХХI.

Сочинение-рассуждение на тему «Сивый мерин»

Могут ли лошади думать? О чём вздыхают они в ночной тишине, когда сумрак ночи накрывает спящую землю, когда только звёзды мерцают в сумрачном небе? Способен ли человек увидеть боль и страдание в глазах животного, понять, как тоскует несчастный старый конь, чья жизнь прошла в тяжёлом труде?

Ищите нас здесь

Рассказ К. Г. Паустовского «Сивый мерин» повествует о несчастной, наполненной тяжёлым, подчас непосильным трудом жизни коня. Много лет служил он человеку, возил тяжёлые телеги, слишком тяжёлые даже для молодого и выносливого животного.

Жизнь бедного мерина была наполнена только трудом, болью от ударов кнутом, мучением от слишком тесного хомута. Злобные окрики всё время сопровождали несчастного страдальца. Так прошла вся жизнь мерина. Наступила старость, но не спокойная, а горькая и безрадостная. Мальчишки выдрали почти весь хвост бедного коня. Он терпел, безропотный и молчаливый.

Старый мерин безучастно относился к своей старости. Он не потерял доверия к людям, охотно шёл за ними, с удовольствием принимал из рук человека хлебную корочку, специально для него припасённую. Старый мерин лишился спокойствия, он плохо спал, но не потерял своего доброго, покладистого характера. Он по-прежнему любил пастись вместе с другими конями, тихо и нежно ржал, перекликаясь со своим другом, гнедым жеребцом.

Неизвестно, о чём думал старый конь, но иногда слезы катились из его глаз. Вспоминал ли сивый мерин свою прежнюю тяжёлую жизнь, сожалел ли о нынешнем своём беспомощном состоянии, навсегда останется тайной для человека, который всегда видел в несчастном коне только рабочую силу.

Ищите нас здесь

Сивый мерин действительно думал, в голове старого животного бродили мысли о том, что люди, которым он служил всю свою жизнь, бестолковые. Они не понимали бедного коня, угрожали, запрещали пугаться. Но самое главное — люди были очень неблагодарны. За тяжёлую работу мерин не получал даже овса. Злобные крики служили ему наградой.

При взгляде на бедное животное человеку, встретившему его на лугу, стало жалко сивого мерина. В душе его проснулась жалость, пробудилось сострадание. Муки совести закрались в душу человека, наполнили терзаниями его сердце.

Но неожиданно явилось успокоение. У старого сивого мерина нашёлся опекун. Молодой конюх спас коня от отправки на бойню. Он взял бедное животное к себе. Овса на корм коню не выделили, и конюх содержал его самостоятельно. Парень хотел подарить старому мерину то, чего не хватало коню при жизни. Сделал он это просто по доброте душевной, без корысти.

На старости лет несчастный конь обрёл настоящую семью. Сначала домочадцы конюха относились к бедному животному негативно, но постепенно сивый мерин завоевал любовь и доверие людей. Они разговаривали с конём, поверяли ему свои мысли и чувства, воспоминания и переживания. Мерин с радостью слушал их разговоры.

Люди прониклись жалостью к сивому мерину, они подарили коню спокойную старость, которую мерин заслужил. На склоне лет несчастный мерин получил всё то, чего не было тогда, когда он был молод и полон сил. Бедный конь обрёл абсолютный покой, совершенно безмятежную жизнь и любовь.

Старый конь не потерял добродушия, он нашёл добрых людей, поверил в них. Он остался хорошим и душевным конём. Именно таким нужно бы стать и человеку. Сивый мерин способен научить людей истинному добру, состраданию и душевному милосердию.

Ищите нас здесь

  1. Сочинение-рассуждение на тему «Доброта» Что такое доброта и зачем она нужна современному человеку? На эту тему можно долго рассуждать. Но давайте обратимся к русским классикам, что они думали по этому поводу? Писатель Лев Толстой…
  2. Сочинение-рассуждение на тему «Родина» «Родина есть для нас предмет культурного творчества, это мы сами в наших особенных дарах и талантах.» С.Н.Булгаков Слова русского классика каждый для себя примет по-своему, ведь именно этим и славится…
  3. Сочинение-рассуждение на тему «Совесть» У каждого человека свои представления о том, как надо жить, а как не стоит. Чаще всего свои поступки люди определяют словами «хочу» и «надо». Но при этом существует внутри каждого…
  4. Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный выбор» Нравственный выбор — это выбор между добром и злом, плохим и хорошим, положительным и отрицательным. Как правило нравственный выбор зависит от того, каких взглядов придерживается человек, его мировоззрения, воспитания, отношения…
  5. Сочинение-рассуждение на тему «Любовь» Что такое любовь? Бездумное увлечение другим человеком? Постоянные мысли о нем? Полная отдача себя и своего тела ему? Что это? Нельзя назвать любовью отношения длительностью в несколько недель. Любовь —…

«Бред» от «бродить» или от «брить»?

Для начала разберемся с этимологией первого слова в данном выражении. По мнению большинства лингвистов, «бред» является производным от глагола «бродить» (или «брести»). Так считает и автор этимологического словаря Г. А. Крылов. А что значит «бродить»? Известный исследователь русского языка В. И. Даль указывал, что чаще всего данный глагол используется для определения ходьбы в разных направлениях, шатания, причем, зачастую без всякой цели.

Однако Л. А. Введенская и Н. П. Колесников в учебном пособие «Этимология» упоминают статью А. И. Корнева, который утверждал, что слово «бред» произошло от глагола «брить» (то есть «срезать»). По предположению Корнева, изначально бредом называли различные сорные травы, отходы, которые оставались после обработки конопли. И только со временем значение понятия трансформировалось и бредом стали называть любую глупость, нелепицу, чепуху.

Как бы то ни было, и в первой, и во второй версии со временем бред приобрел тот самый смысл, который несет в себе и по сей день. Бред – это бессмыслица, ерунда, чушь.

Бескорыстный — это какой человек

Итак, что значит бескорыстие? Это помощь другим людям без пользы для себя. Бескорыстный человек вкладывает в окружающих силы, средства и время. И эти ресурсы не оплачиваются, не окупаются.

Человек, который не думает о выгоде, имеет ряд характерных признаков:

  1. Честен с собой и с окружающими. Не имеет скрытых мотивов.
  2. Не манипулирует другими людьми, не идет на хитрость.
  3. Проявляет сострадание.

Для таких личностей какое-либо вознаграждение за поступки (психологическое или материальное) сродни наказанию.

Как его воспринимают окружающие

Кто-то без мучений совести пользуется бескорыстными людьми. Другие ценят их, проявляя благодарность за помощь. В целом, все зависит от характера и личностных качеств.

Кстати, многие путают бескорыстную заботу о благе других людей с альтруизмом. Между этими двумя понятиями есть серьезная разница. Действия альтруиста часто наносят ему вред. Все из-за того, что он не видит опасности.

По мнению психологов, альтруисты очень тонко чувствуют негативные изменения в окружающей обстановке. Они пропускают через себя то, что происходит с другими, их боль, эмоции. Из-за этого сами испытывают бурю чувств. К сожалению, не всегда приятных.

Как строятся отношения с обществом

Люди, которые делают добро бескорыстно, всегда готовы откликнуться на просьбу о помощи. Они всегда за откровенность и открытость. Поэтому легко устанавливают контакт с окружающими.

Отношения с разными социальными группами у бескорыстных людей складываются по-разному:

  1. В семье, где царит полное доверие, связи будут только укрепляться. Отсутствие корыстных побуждений и мотивов поможет людям стать еще ближе друг к другу.
  2. Бескорыстность в коллективе может сыграть злую шутку. Коллеги часто пользуются добротой и безотказностью. Человек редко продвигается по карьерной лестнице. Не может отстоять свое мнение и интересы.
  3. В отношениях с незнакомцами ситуация намного сложнее, чем в предыдущих случаях. Излишняя открытость и доверчивость очень часто приводят к разочарованию. К тому же, бескорыстных людей могут использовать в своих целях, обманывать.

Человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим , считает, что окружающие должны быть такими же, как он. Такое мнение мешает ему здраво оценивать ситуацию и людей.

Тема бескорыстия в рассказе Шукшина «Мастер»

В. М. Шукшин создавал незатейливые, на первый взгляд, рассказы. Но все его произведения обладают глубоким смыслом. Не стал исключением и рассказ «Мастер». Сюжет прост: столяр с золотыми руками Сёмка Рысь загорается идеей реставрации деревенской церкви, но натыкается на административные преграды (в облисполкоме сообщают, что областные специалисты уже ездили смотреть талицкий храм и пришли к выводу, что он «как памятник архитектуры ценности не представляет… Ничего нового для своего времени, каких-то неожиданных решений или поиска таковых» построивший его мастер не выказал. Автор церкви – настоящий мастер своего дела, как и Сёмка, потому герой понимал подлинную ценность храма, хотел сделать окружающий его мир красивее, чтобы люди, проходя мимо церкви, любовались и радовались. К сожалению, герой ничего не добился, его бескорыстный поступок остался без отклика, а сам Сёмка «про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал». Да, герой не добился ничего, однако его бескорыстие западает в душу, именно такие неравнодушные люди стараются сделать окружающий мир красивее сами, а не ждут каких-то действий от администрации.

Старый конь борозды не испортит?

В давние времена среди крестьян было убеждение, что прокладывать первую борозду в поле с помощью сивого (белого) коня нельзя. Мол, неумная скотина всё испортит. К тому же, обычно такой масти кони становились к старости, когда уже не могли выполнять свою работу. Старых коней крестьяне весьма неохотно использовали для распашки поля. Считалось, что дряхлый мерин слишком часто отклонялся от маршрута, а борозда должна быть идеально прямой.

Поэтому в некоторых краях говорили «прёт аки сивый мерин». Вполне вероятно, что из-за ослышки это словосочетание стало звучать «врёт аки сивый мерин». Значение этого фразеологизма можно трактовать как «отклоняться с пути, портить что-то». А есть и другой фразеологизм про старого коня, который борозды не испортит. Выходит, что одно противоречит другому. Но вполне вероятно, что такая путаница со значениями этих выражений случилась из-за того, что их употребляли в разных регионах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: