Константин паустовский

Вопрос 17

25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?

  • Гасконь
  • Бургундия
  • Прованс
  • Нормандия

Литература

Первые рассказы появились в журнале «Огни». За год до революции Паустовский уехал в Таганрог. В родном городе Антона Чехова начал работу над книгой «Романтики». Только в 1935 этот роман увидел свет. Завершен в начале 20-х в Одессе, где писатель провел несколько месяцев, после чего вернулся в Москву.

Писатель Константин Паустовский

В столице Паустовский устроился работать корреспондентом. Приходилось присутствовать на митингах, ставших в послереволюционные годы обыденным явлением для Москвы. Впечатления тех лет писатель отразил в третьей части «Повести о жизни». Здесь автор подробно рассказывает о видных политиках и революционерах, в том числе и об Александре Керенском. Высказывание писателя о главе Временного правительства:

Паустовский где только не бывал: и в Донбассе, и в Сибири, и на Балтике, и в Средней Азии. Писатель перепробовал множество профессий. Каждый период из его жизни – это отдельная книга. Особенно прозаик полюбил природу Владимирской области. Ему нравились и глухие леса, и голубые озера, и даже заброшенные дороги.

Константин Паустовский на войне

Природе этих мест писатель посвятил рассказы «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Сивый мерин», «Снег». Во второй половине XX века в обязательную программу для школьников вошли короткие произведения Паустовского. Среди них «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома». Сказки советского писателя поучительные, добрые. «Теплый хлеб» – история о том, как жители деревни понесли наказание за жесткость эгоистичного мальчика.

Персонажи «Корзины с еловыми шишками» – норвежский музыкант Григ и дочь лесника. Это незамысловатая добрая сказка для детей. В 1989 году по расскажу был создан мультфильм. Экранизированы всего 13 произведений Паустовского.

Константин Паустовский

В 50-е годы слава о Паустовском распространилась за пределы СССР. Повести и рассказы перевели на все европейские языки. Константин Георгиевич не только писал, но и преподавал. В Литературном институте прозаик прослыл талантливым педагогом. Среди его учеников – классики советской прозы.

После смерти Сталина писатель посетил разные страны. Он бывал и в Турции, и в Польше, на родине предков. Посетил Болгарию, Италию, Швецию. Паустовского выдвигали на Нобелевскую премию, но награду, как известно, получил автор «Тихого Дона». Согласно правилам, только спустя 50 лет раскрывается причина отказа. В 2017 году стало известно: «заслуги советского прозаика не перевешивают его недостатки». Такое мнение высказали члены шведской комиссии.

Константин Паустовский и Марлен Дитрих

Преданной поклонницей творчества Паустовского стала Марлен Дитрих. В книге воспоминаний «Рассуждения» она посвятила ему отдельную главу. Поэтическую прозу Паустовского немецкая актриса оценила после прочтения «Телеграммы». Этот рассказ произвел на Дитрих столь сильное впечатление, что с тех пор она помнила и произведение, и имя автора, о котором ранее не слышала.

В конце 50-х актриса приехала в Москву. Тогда она и встретилась в первый и последний раз с писателем. Дитрих подарила прозаику на память несколько фото. На одном изображен Паустовский и знаменитая актриса на сцене Дома литераторов.

Детство и юность

Будущий воспеватель природы русской родился в 1892 году в семье отставного офицера, прослужившего много лет на железной дороге. Отец был потомком Петра Сагайдачного – бесстрашного предводителя запорожских казаков. О родстве с гетманом вспоминал часто, но не без иронии.

Писатель Константин Паустовский

Бабка по материнской линии была полькой, ревностной католичкой. С зятем-атеистом, человеком непрактичным и свободолюбивым, у нее нередко происходили столкновения на идейной почве. Дед по отцовской линии служил когда-то царю, участвовал в турецко-русской войне, благодаря чему и познакомился со строгой восточной женщиной, ставшей впоследствии его женой.

В родословной Паустовского есть и запорожские казаки, и турки, и поляки. Тем не менее он стал глубоко русским писателем, посвятил жизнь воспеванию красот родного края. В отрочестве он, как и многие его сверстники, читал запоем. Глубокое впечатление на него произвела романтическая история о мечтательной девочке Ассоль. Но уже в гимназические годы Константина привлекало не только чтение, но и писательство. Первым сочинением юного прозаика стал рассказ «На воде».

Константин Паустовский в гимназии

Ранние годы Константин провел в Москве, затем учился в Киеве, недолго в Брянске. Семья часто переезжала. Распалась в 1908 году, после чего сын редко виделся с отцом. Гимназист, получив телеграмму о болезни родителя, немедля отправился в Белую Церковь. По дороге размышлял об отце, вспыльчивом, самолюбивом, но добром человеке. Незадолго до смерти тот по неизвестным причинам бросил службу на железнодорожной дороге и уехал в усадьбу, принадлежавшую некогда деду.

О смерти отца позже писатель напишет в «Повести о жизни». В книге отражены и другие события из биографии прозаика. Юность Паустовского прошла в Киеве. После гимназии поступил на филологический факультет. Во второй части автобиографии автор вспоминает профессора философии, внешне напоминающего Эмиля Золя. На лекциях эксцентричного преподавателя Паустовский вдруг понял, что единственный жизненный путь для него — писательство.

Константин Паустовский в молодости

У Паустовского была сестра и два брата. Старший не одобрял литературные увлечения Константина, полагая, что проза и поэзия необходимы исключительно для развлечения. Но тот не слушал наставлений брата и продолжал каждодневно читать и писать до изнеможения.

Безмятежная юность закончилась в 1914 году. Константин бросил учебу, уехал в Москву. Мать с сестрой жили в центре города, на Большой Пресне, позже переименованной в Красную. Паустовский перевелся в столичный университет, но проучился недолго. Проработал некоторое время трамвайным кондуктором. На фронт бывший студент не попал из-за близорукости. Оба брата погибли, причем в один день.

Вопрос 13

Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.

«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».

  • «Багратион»
  • «Искра»
  • «Кольцо»
  • «Кутузов»

Действие второе

«Поединок был назначен на 15 июля 1841 года в 6 ½ часов вечера, у подошвы горы Машук, в полуверсте от Пятигорска». Как отмечает в своих записках сын Николая Мартынова, силы были не равны: Лермонтов был прекрасный стрелок, а Мартынов, несмотря на долгую военную службу, пистолетом владел плохо.


Первоначальный знак на предполагаемом месте дуэли Лермонтова. (pastvu.com)

Противники сошлись. Секунданты подали команду, между счетом «два» и «три» выстрелов не было. Дальше Лермонтов якобы произнес: «Я в этого дурака стрелять не буду». По другим данным, кто-то сказал: «Надо же кончать, мы и так насквозь промокли» (в это время пошел дождь и разразилась гроза). Опять же, по имеющимся воспоминаниям, на выстреле после счета «три» настоял или Столыпин, или Глебов: в противном случае секунданты грозили развести дуэлянтов. Мартынов выстрелил. Лермонтов упал: рана в груди оказалась смертельной.

Размышляем о своеобразии бытовых сказок

1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но толь­ко ли о ней хотели рассказать сказители?

         Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.

 2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

         Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.

 3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

         Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.

4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подго­товьте краткий пересказ одной из них.

         В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.

5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расска­жите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.

         Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию. Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Творчество

В 1946-1947 годах искалеченный Неизвестный постигал упущенные за войну знания в Академии художеств в Риге, затем поступил в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Здесь Неизвестный получил первый крупный заказ – оформление экспозиции в Мемориальном музее Я. М. Свердлова (теперь – Государственный музей Екатеринбурга). Для выставки студент изготовил горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» и композицию «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина».

Работы, выполненные в натуралистическом жанре, включили в экспозицию, а в 1970-е годы пытались выбросить. Если бы музейные работники не спрятали изображения поглубже в фондохранилище, ранний Неизвестный был бы утерян. С 2009 года эти 2 произведения дополняют выставку Государственного музея Екатеринбурга.

Талант бывшего солдата в 1950 году оценила Третьяковская галерея, а выпускная работа 5-го курса «Строитель Кремля Федор Конь» номинировалась на Сталинскую премию, впоследствии приобретена Русским музеем.

В начале 1950-х годов Неизвестный, памятуя ужасы Великой Отечественной, создал цикл «Война – это…», апогеем которого стала скульптура «Мертвый солдат» (1957). Это вылитое из бронзы изображение – лежащая фигура с исхудалым, почти ссохшимся лицом, в груди зияет рана, но кулак победоносно выброшен вперед, как символ неколебимости русского солдата.

Эрнст Неизвестный — Скульптура «Мертвый солдат»

«Мертвый солдат» – маленькая скульптура, но уже в те годы Неизвестный начал тяготеть к монументальным фигурам. Он воплощал задумки в альбоме, который получил название «Гигантомахия, или Битва гигантов».

Венцом карьеры Неизвестный считал «Древо жизни», работа над которым началась в 1956 году и продолжилась уже в эмиграции. Согласно задумке скульптора, монумент в форме сердца должен был состоять из 7 витков Мебиуса, «внутренность» заполняли бы фигуры детей и взрослых, отдельные части тела, вещи и символы.

По состоянию на 1998 год Неизвестный вложил в «Древо жизни» порядка 800 тыс. руб. из собственного кармана. Поставить монумент мэр Москвы Юрий Лужков планировал напротив комплекса зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате. В итоге в 2004 году «Древо жизни» украсило торгово-развлекательный центр «Мост “Багратион”». В скульптуре угадываются лица Юрия Гагарина и Будды, лента Мёбиуса, распятие, сюжеты изгнания из рая.

Год за годом Неизвестный презентовал скульптуры, непохожие на работы советских мастеров: «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962). Несуразные фигуры гармонично дополнили выставку авангардистов в Москве, которая была посвящена 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Среди почетных гостей был Никита Хрущев.

Лидер Советского Союза творчество авангардистов не оценил. В нецензурных выражениях он обругал и Эрнста Неизвестного, назвав его творчество «дегенеративным».

Эрнст Неизвестный — Иллюстрации к роману «Преступление и наказание»

Предполагается, что Никита Хрущев не так жестко критиковал мастера, если бы знал, что он победил на Всесоюзном конкурсе на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне и создал иллюстрации к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Иными словами, Неизвестный выделялся на фоне остальных скульпторов и художников. Кстати, позже гравюры Эрнста Иосифовича украсили книги Данте Алигьери и Самюэля Беккета.

Примечательно, что могилу Никиты Хрущева украшает надгробие, придуманное и воплощенное Неизвестным по просьбе родственников бывшего главы СССР.

С начала 1960-х годов до эмиграции в 1976-м Неизвестный создал порядка 850 скульптур – циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски». За 15 лет из этого многообразия удалось продать всего 4 работы.

Неизвестный не желал покидать Советский Союз, но власть «душила» его. В июне 1973 года скульптор подал документы на иммиграцию в Израиль, а в марте 1976-го, после 3-летнего пребывания в отказниках, уехал через Швейцарию в США. В 1977 году поселился в Нью-Йорке.

Самой крупной работой Неизвестного в эмиграции стал памятник жертвам сталинских репрессий. Скульптор задумывал создать «Треугольник скорби» – триптих из мемориалов в Магадане, Екатеринбурге и Воркуте. Идея воплотилась частично. 15-метровый монумент «Маска скорби» появился в Магадане в 1996 году. Уже после смерти Неизвестного, в 2017-м, сильно измененная по сравнению с первоначальным эскизом 3-метровая «Маска скорби: Европа-Азия» открылась в Екатеринбурге. Триптих так и не дополнил памятник в Воркуте.

Эпилог

По тому, как велось следствие, можно понять, что и приговор по всей строгости вынесен не был. Все трое были преданы военному суду, что в случае дуэли влекло более мягкий приговор.

Окончательное решение в делах, которые рассматривал военный суд, принимал император после предоставления ему всех документов

Николай I «высочайше повелеть соизволил: майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны».. Срок церковного покаяния был определен в 15 лет

Это время Мартынов должен был провести в паломничествах и молитвах. Но приговор затем смягчили, и в 1846 году Мартынов был освобожден от епитимьи.

Срок церковного покаяния был определен в 15 лет. Это время Мартынов должен был провести в паломничествах и молитвах. Но приговор затем смягчили, и в 1846 году Мартынов был освобожден от епитимьи.

Действие первое

Официально дуэли были в то время запрещены, но на практике это был распространенный способ защиты поруганной чести. Манифест Николая I от 25 июня 1839 года устанавливал за дуэли серьезные наказания: тот противник, выстрел которого привел к смертельному исходу, подлежал лишению всех прав состояния, наказанию шпицрутенами и ссылке в каторжную работу. То есть дуэль приравнивалась к убийству. Секунданты отвечали перед законом как сообщники и соучастники.

Перед дуэлью на секундантах лежала обязанность согласовать правила поединка. В случае Лермонтова и Мартынова условия были жесткие: расстояние между барьерами составляло 10−15 шагов (данные, которые удалось получить от очевидцев, различаются). Сходиться противники начинали с расстояния 10 шагов от барьера. Стрелять могли до 3 раз, осечка считалась за выстрел. Производить выстрел можно было между счетом «два» и «три».

Действие третье

Как мы уже упоминали, участие в дуэли Столыпина и Трубецкого решено было скрыть. Таким образом, судебный процесс шел против Мартынова, Глебова и Васильчикова. Им нужно было согласовать свои показания, благо для этого была возможность: они беспрепятственно могли переписываться. В итоге картина получилась следующая:

• Участие Столыпина и Трубецкого в дуэли не упоминалось. В этом молчаливом заговоре участвовали не только трое подсудимых, но и начальник штаба командующего войсками флигель-адъютант полковник Траскин, который советовал двум секундантам молчать относительно других участников.

• Глебов настоял на том, чтобы Мартынов скрыл условие трех выстрелов с каждой стороны. Таким образом, постфактум смягчились условия дуэли.

• На следствии Мартынов избегал ответа на вопрос о том, успел ли Лермонтов сделать свой выстрел. Правда, Васильчиков подтвердил, что пистолет поэта разрядил он сам: выстрелить Лермонтов не успел.

• Все трое долго согласовывали ответы на вопрос о причинах дуэли. В итоге была сформулирована версия о том, что вызывающее поведение Лермонтова вынудило Мартынова вызвать поэта на дуэль. Васильчиков и Глебов попросили Мартынова также сказать, что секунданты всеми силами пытались примирить противников.

Добавим к этому, что схема места дуэли в ходе следствия составлена не была, дуэльные пистолеты впоследствии были заменены на другие (Столыпин хотел сохранить пистолеты, которые были в руках у противников, в память о Лермонтове), вскрытие тела также не производилось.


Лермонтов на смертном одре, портрет работы Р. Шведе. (lermontov.info)

Александр Сергеевич Пушкин «Полтавский бой»

(Из поэмы «Полтава»)

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И Бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен

Он весь, как Божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се — равнину оглашая,

Далече грянуло «ура»:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

………..

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор — и враг бежит.

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Пролог

Нередко исследователи упоминают, что причиной ссоры Мартынова и Лермонтова могли стать отношения поэта с сестрой Мартынова — Натальей. Якобы между Мартыновым и Лермонтовым произошел инцидент, связанный с чтением чужих писем и дневника Натальи и пропажей денег, предназначенных Мартынову. Передать их должен был Лермонтов. История эта достаточно запутана, был конфликт в действительности или не был, мы не знаем, но тем не менее, многие современники вспоминают, что Лермонтов зло подшучивал над Мартыновым каждый раз, когда ему представлялась такая возможность.

Декабрист Николай Лорер, который в том же 1841 году оказался на Кавказе, писал: «Мартынов утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их».

Чего стоит только стихотворение, написанное Лермонтовым и адресованное Мартынову:

Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон,
Но Соломонов сын,

Не мудр, как царь Шалима, но умен,

Умней, чем жидовин.

Тот храм воздвиг, и стал известен всем

Гаремом и судом,

А этот храм, и суд, и свой гарем

Несет в себе самом.

В восьми строках Мартынов назван фактически дураком («Наш друг Мартыш не Соломон»), Лермонтов прошелся по его еврейскому происхождению и назвал его человеком, обойденным женским вниманием и ведущим одинокую личную жизнь.

Дом Верзилиных, где произошла ссора Лермонтова и Мартынова. (feb-web.ru)

После очередной насмешки, которая имела место на вечере в доме Верзилиных, Мартынов сказал обидчику, что настало время прекратить это. Лермонтов ответил, что дуэли не боится, а Мартынову не пристало сыпать пустыми угрозами. На следующее утро Глебов, которого Мартынов выбрал секундантом, передал поэту вызов. Он был принят.

Личная жизнь

В 1915 году Паустовский познакомился со своей будущей женой. Звали ее Екатерина Загорская. Венчание прошло летом следующего года под Рязанью, в маленькой деревенской церквушке. Так пожелала Екатерина. В этих краях прошли детские годы сына писателя Вадима, появившегося на свет в 1925 году.

Константин Паустовский и Екатерина Загорская

С первой женой Паустовский прожил 20 лет. Согласно воспоминаниям сына, брак оставался прочным до тех пор, пока все подчинялось творчеству Константина Георгиевича. В 30-е годы к Паустовскому пришло признание. К тому времени супруги устали друг от друга, в чём немалую роль сыграли тяжёлые послереволюционные годы.

Константин Паустовский и Валерия Навашина

Когда у Паустовского начался роман с Валерией Навашиной, Екатерина подала на развод. Позже мемуаристы в своих трудах ссылались на личную переписку экс-жены прозаика, в которой были слова «не могу простить ему связь с той полькой».

Вторая жена – дочь популярного в 20-е годы польского живописца. Валерия Навашина стала музой писателя. Ей он посвятил многие произведения конца 30-х. Впрочем, Паустовского вдохновляла на творчество и третья супруга.

Константин Паустовский и Татьяна Арбузова с сыном

Последнее решающее событие в личной жизни писателя произошло в 1948 году. Паустовский познакомился с Татьяной Арбузовой. В то время она была замужем за популярным драматургом. Алексей Арбузов посвятил жене пьесу «Таня». Паустовский женился на Татьяне в 1950 году. В этом браке родился Алексей, проживший всего 26 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: