Сюжетная композиция
Смысл сюжетной композиции – рассказать всю историю из конца в начало, т.е. строго противоположно фабуле. Фабула такова:
- Рассказчик ночует у деда Лариона, который показывает ему зайца с рваным ухом и сообщает историю этого зайца (при совпадении фабулы и сюжетной композиции эта часть составила бы экспозицию).
- Сама же история должна была бы начинаться с завязки, т.е. с того, как заяц спас деда.
- Развитие действия состояло бы в том, что сначала Ваня один, а потом вместе с дедом, искали врача, который мог бы вылечить обгорелые заячьи лапы.
- «Хэппи энд» состоял бы в том, что такой врач нашёлся, а слух о зайце-спасителе (!) разошёлся сначала по всему городу, а потом (благодаря прессе) и по всей стране.
- Развязку и вместе с тем кульминацию составил бы дедов ответ московскому профессору, пожелавшему купить зайца: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле». Концовка, что и говорить, для 37-го (!) года опасно эффектная, даже вызывающая: в самый разгар расстрелов и стукачества дед Ларион не стал Иудой, не продал «душу живу» и зайца-спасителя (!).
Однако писатель не то что испугался столь эффектного и вместе с тем реалистически правильного построения рассказа, но он им не соблазнился. Он пошёл по пути классической композиции романтической новеллы, в конце которой читателя ждёт взрыв эмоций, вызванный неким неожиданным открытием. И как это часто бывает в новелле, на место такого «понимающего» читателя поставлен повествователь (последняя фраза новеллы – «Тогда я понял всё»). Поэтому «ситуация рассказывания» (ночная беседа) описана не в начале, а в конце – что даёт возможность в финале достичь совершенно неожиданного катарсиса-кульминации, узреть ту глубокую жизненную правду, которая, собственно говоря, вообще не укладывается в фабулу и которой в этой истории не увидели ни местный журналист, ни московский профессор. «Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся» – так начинается финальный пересказ дедова рассказа. Далее следует подробное описание того, как дед попал в эпицентр лесного пожара и уже прощался с жизнью, как вдруг из-под ног у деда выскочил какой-то (!) заяц и вывел из огня, только лапы у зайца обгорели. И вроде бы дед зайца отблагодарил, лапы вылечил и приютил – чего ж ещё? Но только сердится дед, не может свою совесть успокоить, говорит, что перед зайцем он виноват, даёт рассказчику фонарь и отправляет в сени смотреть на спящего зайца.
Тут-то мы и видим, что левое ухо у зайца рваное. Смерть от дедова ружья ждала зайчонка, но дед промахнулся, избежав таким образом и собственной смерти. Так что жизнь в глубинных основаниях своих справедлива, а вина наша в непонимании и неблагодарности…
Литературное наследие писателя
Перу Константина Георгиевича Паустовского принадлежит большое количество рассказов, которые печатались как отдельно, так и в составе многочисленных сборников. Произведение «Заячьи лапы» имеет именно такую историю. Рассказ переиздавался много раз еще при жизни писателя, популярен он и сейчас. Кроме того, читателям интересны очерки, повести и романы Паустовского.
«Повесть о жизни» — главный литературный труд писателя, над которым он работал с 1945 по 1963 год. Автобиографическое произведение состоит из шести книг. Каждая из них описывает определенный этап жизни автора, которая была неразрывно связана с историей страны.
Все произведения Паустовского отличаются увлекательным сюжетом, особой манерой изложения автора. При этом не имеет значения ни возраст, ни литературные предпочтения читателя. Например, Рассказ «Заячьи лапы» не может оставить равнодушным ни взрослого, повидавшего в своей жизни многое, ни ребенка, только начинающего познавать мир.
Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника
Название:
Жильцы старого домаЧисло страниц: 14Жанр: рассказНаписано: 1944 год
Главные герои
- Такса Фунтик;
- кот Степан;
- петух Горлач;
- худая черная курица;
- маленькая зеленая лягушка;
- мастер Гальвестон – воображаемый герой;
- скворец;
- часы-ходики;
- музыкальная шкатулка;
- автор-рассказчик.
Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.
Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.
Мое мнение
Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.
Мультфильм
Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.
Рецензии на книгу «Заячьи лапы» Константин Паустовский
Записки охотника (нет)
Про цикл «Летние дни». Паустовский понятен и прост, его метафизика — природная, естественная, «рыболовный цикл» чужд какому бы то ни было символизму, его не пропитывает эсхатологическая тоска и экзистенциальная меланхолия, он не хватает с неба звезд — и именно поэтому по праву занимает свое место среди них.
В «Летних днях» я нашел то, чего не встретил в тургеневских «Записках охотника» — здесь хотя бы наличествует бесхитростное наслаждение природой, составляющее фундамент вылазок в лесополосу. Это, конечно, не в огород Ивана Сергеевича камень, а в мой, но все же — за Тургенева я брался, наивный, в ожидании природы и охоты, а получил социальное исследование. А вот у Паустовского — природа и… рыбалка (ну ее, эту охоту).
В мире Паустовского хорошо и комфортно — в «Летних днях», я имею в виду. Это такой, оторванный от времени-пространства уголок потерянного Рая, в котором нет места гордыне, зависти, злобе, похоти и прочим атрибутам нашего мира — но в котором с лихвой хватает сострадания, созерцательности, тихого дружелюбия, способности удивляться и радостной, чисто детской безмятежности. Полагаю, что одно из назначений природы — напоминать нам о том, былом
, и при должном нашем усердии дарить нам минуты первобытного блаженства. Красота тварного мира, по слову Льюиса, естественно показывается нам, отражая красоту нетварного.
Рассказы дают повод еще раз призадуматься — за чем
же спешат на природу стайки рыбаков? Не за Раем ли?
Категорически мало внимания в книге уделено главным героям — они будто стеклянные, они не загораживают природу, и это здорово, потому что для читателя тут же снимается вопрос о том, что
с собой и в себе тащат в природу люди. У Паустовского люди чисты и незлобивы — прозрачный автор, тихий Рувим, добрый мальчик, оставленный родителями на лето, нелепый дед aka 10% — фигуры персонажей лишены налета цивилизации, на них нет «темных пятен» житейских проблем и дурных пристрастий, они настолько гармонично вживаются в декорации леса и реки, что сливаются с ними. И тогда на первый план выходят новые действующие лица — животные.
Животные, кстати, в тексте наделены куда более яркими человеческими чертами, нежели люди. Мерин, барсук, заяц, кот, щенок, пеликан обладают куда более выраженной индивидуальностью, и воплощают в себе те самые страсти и наклонности, которых у Паустовского лишены люди. Но это ведь звери бессловестные, и их «косяки» воспринимаются совсем иначе. В этом плане Константин Георгиевич вывел очень стройную конструкцию, входя в которую читатель сбрасывает кандалы цивилизации, оставляет у порога даже самое себя
и вступает в мир солнца, звезд и листвы духом бесплотным — чистым, невидимым и невесомым.
А там уж — простор для восприятия.
Блог ВК
Что вдохновляло на творчество
Жажда странствий никогда не покидала писателя. А после поездок и путешествий всегда рождались новые произведения. Паустовскому удалось посетить многие уголки страны, бывал он и за рубежом. Екатеринослав, Таганрог, Москва, Киев, Одесса, Сухуми, Батуми, Тифлис – это лишь небольшой перечень городов, где побывал писатель. А в некоторых из них он жил и работал.
Константин Георгиевич был разносторонним человеком. Он попробовал себя в разных сферах деятельности, что не могло не сказаться на обогащении его жизненного опыта. Это же помогало в литературной деятельности.
Немаловажным является и тот факт, что на жизненном пути Паустовского встретились такие талантливые люди, как Илья Ильф, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Михаил Булгаков. Общение, совместная работа с ними оказали влияние на развитие писательского таланта молодого автора.
Проблема ответственности человека перед природой. , Сочинение по тексту:
Многое может сделать для человека природа. Она может накормить хлебом, напоить чистой водой, удивить своей красотой. Вот только защитить она себя не может. Защита природы — это святая обязанность и ответственность каждого из нас. Ещё раз убеждаешься в этом после прочтения отрывка из рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».
6 стр., 2823 слов
Человек в огне гражданской войны
… темы «Человек в огне Гражданской войны» надо рассмотреть одну из крупнейших работ Булгакова — роман «Белая гвардия». В романе описаны события 1918-1919 годов, они оказали глубочайшее влияние на мировоззрение автора и … ударами судьбы. Они понимают, что «все мы в крови повинны» и что надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая все новой кровью родную …
2 стр., 517 слов
Сочинение по рассказу дед мазай и зайцы
… детскую поэзию он ввел выразительный народный язык. Одно из стихотворений Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). В нем поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им … * Я от Мазая рассказы слыхал. * Дети, для вас я один записал… Рассказывает Мазай о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала …
2 стр., 836 слов
Роль памяти в жизни человека (по Д.А. Гранину)
… Гранин. Сочинение В своем тексте Даниил Александрович Гранин, русский советский писатель, затрагивает проблему роли памяти в жизни человека. Раскрывая проблему, автор … стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. ( … человека лучше, они дают опыт и знания для полноценной достойной жизни. Для доказательства своих слов приведу литературный пример из рассказа В.Г.Распутина «Уроки Французского». Автор, …
Автор обращается к одной из актуальных проблем современности — проблеме ответственности человека перед природой. Безусловно, сегодня каждый должен осознавать ответственность перед природой, поскольку мы и природа — одно неразрывное целое.
Для того чтобы читатель осознал свою ответственность перед всем живым, автор рассказывает трогательную историю о том, как заяц спас деда Лариона во время разбушевавшегося лесного пожара.
Паустовский считает, что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей: «Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем.
Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!» Заяц вывел деда из огня. Автор убеждён, что это совместное спасение из огня заставило деда Лариона, человека всю жизнь жившего охотой, то есть убийством беззащитных животных, полностью пересмотреть своё отношение к природе, осознать свою вину перед ней.
«Заячьи лапы» читательский дневник
«Заячьи лапы» – добрый и поучительный рассказ о том, как маленький зайчишка спас деда Лариона от пожара, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.
Краткое содержание «Заячьи лапы» для читательского дневника
Название: Заячьи лапы
Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Заячьи лапы». Издательство «Аванта». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1937 год
Главные герои
Ваня Малявин – добрый, жалостливый, отзывчивый мальчик.
Дед Ларион Малявин – старый охотник, справедливый, добрый человек, любящий природу.
Карл Иванович – детский врач, который по доброте душевной вылечил зайца.
Анисья – добрая, отзывчивая женщина, пожалевшая Ваню и зайца.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Однажды к ветеринару пришел мальчик по имени Ваня Малявин, в руках у которого был заяц. Животное выглядело очень несчастным: у него слезились глаза, и были сильно обожжены лапы. Но ветеринар сказал, что не умеет лечить зайцев, и предложил зажарить его на закуску деду. Ваня заплакал, а жалостливая бабка Анисья предложила мальчику отнести зайца в город, к Карлу Ивановичу.
Утром Ваня с дедом и пострадавшим зайцем отправились пешком в город. В аптеке они узнали заветный адрес, но аптекарь предупредил, что их затея напрасна – Карл Иванович был лучшим специалистом по детским болезням, но он уже давно не принимал пациентов.
Дед с Ваней отыскали нужный дом, и оторвали доктора от игры на рояле. Узнав, по какому делу они пришли, Карл Иванович очень рассердился. Но дед стал умолять вылечить зайца, который, по сути, был тем же ребенком. Кроме того, этот заяц в свое время спас деду жизнь. Выслушав его сбивчивый рассказ, доктор согласился взяться за лечение.
История же была такова. Однажды дед отправился на охоту, и заметил зайчонка с рваным ухом. Он выстрелил, но промахнулся и побрел дальше. Неожиданно в лесу начался сильный пожар, который распространялся с невиданной скоростью. Дед увидел знакомого зайчишку и побежал вслед за ним, зная, что животные лучше человека знают, где спрятаться от огня. Так заяц вывел деда к озеру, на берегу которого они оба упали без сил. У зайца были сильно опалены лапки и живот. Дед не смог остаться равнодушным к своему спасителю. Он забрал зайца с собой и вылечил, и с тех пор они жили вместе: дед, Ваня и заяц.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Отзыв
Нужно быть благодарным тем, кто выручил тебя, даже если спасителем оказался маленький зайчишка. Дед оказался именно таким человеком. Он спас зайца, не поленился сходить ради него в город и найти хорошего врача. Его поступок стал отличным примером для маленького Вани.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Заячьи лапы.
Пословицы
- Долг платежом красен.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Помогающий другим найдет и себе помощь.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
Рассказ «Заячьи лапы» на сайте Топ книг
Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Этот рассказ подсказан автору самой жизнью, охотничьими историями, к которым он всегда был внимателен. Известно, что рассказ был создан в Мещерской стороне.
В этом рассказе Паустовского маленький мальчик Ваня приносит к ветеринару зайца с обожженными лапами. Тот злится, мол, притаскивать скоро будут к всяких диких животны. Даже советует зайца этого пожарить и съесть. Кстати, ветеринару известно, что дед этого мальчика — заядлый охотник. Странными в такой ситуации кажутся эти «нежности», желание излечить какого-то бесполезного зайца.
Услышав грубый и насмешливый ответ, Ваня плачет, ему жаль безобидное и страдающее животное. Тем более, мальчик поясняет, что этот заяц спас на пожаре деду жизнь. Просто показал, как выйти из горящего леса. Ведь человек в такой ситуации теряется, а животные чувствуют, где спасение. В итоге, плачущему ребенку подсказывает сердобольная бабушка, которая на лечение козу привела, что нужно ехать в город к хорошему врачу.
Едут они уже с дедом Ларионом в город, надеясь на помощь хорошего специалиста, а врач-то Карл Петрович на пенсии уже. Еще одно препятствие не испугало их, стали дед с внуком расспрашивать местного буфетчика. Тот несколько грубо отвечал им, дескать, ходят тут всякие, всем адреса не дашь. Но видя их настойчивость и терпение, он подсказывает.
Узнав адрес врача, стали дед с внуком убеждать пенсионера лечить зайца. А он-то детский врач оказался, зверей никогда не лечил, тем более, диких. Но дедушка убедил врача, что между детьми и зайцами не такая уж разница большая. Эта уверенность наивная рассмешила Карла, он почти уже решился им помочь в этом несколько странном деле. В принципе, в том, что касается лап, то есть рук, а точней, ожогов, разница не так уж велика между людьми и животными.
Сделал врач мазь специальную, повязки на лапы… лучше стало. Еще несколько раз повторил… Вылечили зайца! А тут и доктору удача — молодой репортер написал статью о его добром поступке. Приятная награда. И дедушка Ларион прославился, многие захотели у него зайца выздоровевшего купить. За большие деньги! А он отказывался, ведь у зайца того есть душа.
Действительно, зажарить зайца, благодаря которому вышел из горящего леса, это было бы бесчеловечно со стороны деда Лариона. И внук чувствовал его правоту, поэтому всем сердцем стремился помочь. Некоторые животный иногда поступают как люди и даже лучше.
Картинка Заячьи лапы
Сейчас читают:
- Краткое содержание Пушкин Бахчисарайский фонтан
В своём дворце сидит хан Гирей, разозлённый и сердитый. Он разгневан, но не военные набеги тому причиной. Его прекрасная пленница Мария не хочет открыть ему своё сердце, не подпускает его
- Краткое содержание Чехов Чайка
Действие происходит в усадьбе Сорина, которому приезжает его сестра Ирина Аркадина, играющая в театре. С ней её любовник Тригорин – известный, хоть и посредственный, писатель.
Заячьи лапы
К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…
Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
А вы не лайтесь, это заяц особенный, — хриплым шепотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.
От чего лечить-то?
Лапы у него пожженные.
Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.
Ты чего, малый? — спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу.- Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?
Пожженный он, дедушкин заяц, — сказал тихо Ваня. — На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.
Не умреть, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.
Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал.
Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул…..
Сюжет рассказа «Заячьи лапы» Паустовский
«Заячьи лапы» Паустовский краткое содержание произведения:
Однажды Ваня Малявин принес к ветеринару пострадавшего зайца, который «плакал и часто моргал красными от слез глазами». Тот отказался лечить больное животное, и даже посоветовал зажарить его с луком.
Выйдя в сени, Ваня заплакал от собственного бессилия – если не вылечить зайца, пострадавшего при пожаре, он умрет. Его утешила «жалостливая бабка Анисья» и посоветовала нести питомца в «город к Карлу Петровичу».
Поблагодарив за совет, Ваня что есть силы помчался к деду, Лариону Малявину. Дорога была неблизкой, и нужно было поскорее оказать помощь несчастному животному, который стонал от боли.
На следующее утро Ваня с дедушкой отправился в город. Они зашли в аптеку, чтобы узнать, где живет Карл Петрович. Выяснилось, что это педиатр, который уже «три года как перестал принимать пациентов», и аптекарь нехотя дал адрес уважаемого доктора.
Отыскав нужную улицу, дедушка обратился к доктору за помощью, на что тот возмущенно ответил, что он «всю жизнь лечил детей, а не зайцев». Но дедушка настаивал, ведь этому зайцу он был обязан жизнью. После его истории Карл Петрович без лишних слов оказал медицинскую помощь страдальцу.
Ларион Малявин рассказал, как во время охоты наткнулся на зайчонка с «рваным левым ухом». Он выстрелил, но промахнулся. В ту пору «леса стояли сухие, как порох», и мужчина почувствовал, как с юга сильно потянуло гарью. Поднялся сильный ветер и удушливый дым приближался со стремительной скоростью.
Дед сообразил, что начался лесной пожар, который наступал на него со всех сторон. Он был на волосок от смерти, когда заметил знакомого зайчонка. Будучи бывалым охотником, Ванин дед прекрасно знал, что во время пожара звери чутьем выбирают правильный путь. Он побежал вслед за зайцем, и спустя время оба оказались на безопасном расстоянии от разбушевавшегося пламени.
Так заяц спас дедушку от верной смерти, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.
Заключение
Рассказ Паустовского можно сравнить с доброй сказкой, в которой люди и звери помогают друг другу, и добро и сопереживание всегда побеждают человеческое равнодушие.
Это интересно: Рассказ «Стальное колечко» Паустовский написал в 1928 году. В произведении рассказывается о единстве природы и человека. Краткое содержание «Стальное колечко» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку литературы. Рассказ учит верить в чудеса и никогда не терять надежду.
Герои рассказа
Прежде всего, здесь есть герой-повествователь, который как-то в октябре ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Ночь до самого рассвета прошла в задушевных разговорах. Суровый охотник и рыбак, дед Ларион вместе с тем великодушен, чуток и справедлив, и все эти качества он передал внуку Ване.
Как это обычно бывает в «малой» прозе Паустовского, кроме главных героев (деда с внуком и, конечно, храброго зайца) на пяти страницах текста каким-то чудесным образом проживают свои яркие жизни ещё с десяток персонажей. И как всегда у Паустовского это не реалистические типы (для обоснования типичности персонажей несомненно понадобилось бы больше повествовательного времени и пространства), а некие символы бытия (раздражённый городской аптекарь, местный журналист, московский профессор…). Так деревенский ветеринар, о котором Ларион говорит: «Он у нас коновал», огрубел от своей беспросветной работы и жизни, он не любит зверей и велит Ване зажарить (!) обожжённого (!) зайца – т.е. вместо того чтобы спасать живые существа от огненной стихии бытия, предлагает «просто» завершить недовершённое дело этой стихии. Это варвар, живущий одним желудком. И полную ему противоположность составляет старый педиатр Карл Петрович, который «уже три года как перестал принимать пациентов» и вместо этого играет на рояле «нечто печальное и мелодичное». Но не было бы никакой между ними сюжетной связи, вообще не состоялась бы эта «детская сказка о чуде», если бы в селе не нашлось «жалостливой бабки Анисьи», которая хоть и привела к ветеринару козу (дело основательное и ветеринару понятное), но ничтоже сумняшеся направила Ваню с зайцем к Карлу Петровичу, лечившему не зверей, а детей, ибо в плачущем зайце узрела не дичь, а дитя.
Пожар в лесу
В один из летних дней старик Ларион решил пойти на охоту. Была невыносимая жара, поэтому деревья высохли и стали словно порох. Он пытался подстрелить зайца, но не попал в него и тот сбежал. Неожиданно с юга потянуло дымом, и Ларион понял, что начался сильный пожар. Ураганный ветер разносил огонь с огромной скоростью.
Старик прыгал по кочкам, постоянно спотыкался и падал на землю. Дым разъедал ему глаза, а позади него бушевало пламя. Внезапно неподалеку возник заяц, которого он пытался застрелить. Ларион погнался за ним, потому что животные лучше ощущают, откуда идет опасность, поэтому всегда остаются живы. Они погибают лишь тогда, когда пламя их окружает.
Животное вывело старика к водоему, на берегу которого они рухнули от усталости. У зайчика были сильно обожжены лапки и животик. Ларион подобрал своего спасителя и понес к себе домой. Затем его внук принес страдающего от боли спасителя к местному ветеринару. Ребенок объяснил, что это особенный зверь, и старик попросил его вылечить. Однако врач не стал слушать мальчика и выгнал его из помещения.
Около порога Ваня прислонился к стенке и горько заплакал от обиды и чувства жалости к животному.
История создания
Рассказ написан в 1937 году и впервые увидел свет в виде детской книжки с картинками (Детиздат, 1937). Это одна из многочисленных реальных историй, которыми обогатился писатель, живя в своей любимой глуши – в Мещёрском крае. В этих местах много небольших торфяных озёр, т.е. таких водоёмов, у которых берега и дно имеют грунт в виде торфяника. Торфяники легко загораются, огонь быстро распространяется на много километров. Описанное в рассказе небольшое Урженское (иначе – Уржинское) озеро находится всего в пяти километрах от трассы Владимир – Рязань, однако во время торфяного пожара выйти на трассу даже с ближнего к ней берега практически невозможно. Вот почему только чудо могло спасти старого Лариона Малявина, застигнутого на охоте огнём и дымом торфяного пожара. Этому чуду и посвящён его рассказ, «записанный» Паустовским.
Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника
Название:
Теплый хлебЧисло страниц: 15Жанр: сказкаГод написания: 1945
Главные герои
- Мальчик Филька;
- мельник Панкрат;
- вороной конь.
Второстепенные герои
- Бабка Фильки;
- ребята и старики из деревни;
- старая сорока;
- метель и лютый мороз;
- теплый ветер.
Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.
На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.
Мое мнение
“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.
Мультфильм
Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.
Сюжет рассказа «Заячьи лапы» кратко
В рассказе Паустовского «Заячьи лапы» кратком содержании вы узнаете историю Вани Малявина, который принес маленького зайца с пожжёнными лапами и пузом к ветеринару. Но ветеринар велел зажарить зайца с луком на закуску деду и выпроводил паренька. Благо встретилась жалостливая бабка Анисья, которая посоветовала деду Вани, если он уж так хочет вылечить зайца, отнести его в город к Карлу Петровичу. Ваня вытер слезы и пошел босиком по песчаной дороге домой – на Урженское озеро. Стаяла неслыханная жара, а недавний пожар обошел озеро стороной лишь чудом. Сейчас о пожаре напоминал лишь запах гари. Ваня хотел покормить завернутого в рванную ватную куртку зайца, но тот лишь беспомощно опустил голову на листья.
На следующее утро Ларион Малявин одел новые лапти, взял посох, краюху хлеба и отправился в город. Ваня нес зайца сзади. В городе было пусто и знойно. Долго расспрашивали главные герои рассказа «Заячьи лапы» Паустовского о Карле Петровиче, но некто нечего о нем не знал. Помог им аптекарь, который сказал, что Карл Петрович Корш – это детский врач, который не принимает вот уже 3 года. Живет он на Почтовой три. Карл Петрович играл на рояле, когда его озадачили странной просьбой. Он сначала долго не хотел лечить зайца – ведь он не ветеринар. Но затем дед рассказал ему историю как этот заяц спас его. Тогда Карл Петрович согласился. Дед ушел, а Ваню оставили ходить за зайцем. Через два дня весь городок гудел о том, что Карл Петрович лечит зайца, который спас деда. На третий день к врачу пришел молодой человек, который представился сотрудником московской газеты и просил рассказать о зайце.
Вскоре главного героя рассказа Паустовского «Заячьи лапы» вылечили, и Ваня отправился домой. Напоминанием о этой истории стал только московский профессор, который настойчиво просил продать ему зайца. Но дед продиктовал Ване письмо, в котором говорил, что живая душа не продается. Ваня же узнал всю историю с зайцем уже октябрьской ночью. Деду не спалось, а заяц с порванным ухом спал в сенях. Время от времени он стучал во сне задней лапой по прогнившей половице.
В августе дед пошел на охоту. Жара стояла страшная. Вдруг на деда выскочил зайчонок с порванным левым ухом. Дед выстрелил из старого связанного проволокой ружья, но промахнулся. Дед пошел дальше, но тут услышал, что со стороны Лопухов сильно тянет гарью. Затем появился дым и ветер. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Убежать от огня было просто невозможно, ураган разгонял огонь до 30 км/ч. И тут выскочил заяц. Он едва волочил ноги, которые были обожжены. Звери лучше чувствуют движение огня, и дед помчался за зайцем. На берег озера они выскочили оба без сил и свалились. Дед подобрал зайца и вот он теперь живет у него. Но дед все равно чувствовал себя виноватым. Ваня удивился: «Почему?». Дед велел взять фонарь и посмотреть на зайца. У него было порвано левое ухо, стало быть именно этого зайчонка хотел подстрелить главный герой рассказа Паустовского «Заячьи лапы».
Описание
Он попадает на путь движущегося огня, который чуть не лишил его жизни. Только с помощью, своей жертвы — бедного зайца, деду удалось найти обратный путь и выбраться из леса. В рассказе можно наблюдать, какое же чувство досады и стыда за свой поступок испытывает дед по отношению к своему спасителю — зайцу, которого он, только недавно, намеревался лишить жизни.
Композиция повествования содержит всю структуру элементов. В начале идёт рассказ о том, как Ваня принес обожженного зайца к врачу, тот безжалостно их выгоняет. Дальше действие развивается и Ваня с дедом направляются разыскивать другого, городского врача, который тоже не желая лечить ищет оправдания для отказа.
В итоге все закончилось хорошо и зайцу была оказана своевременная помощь. В заключении рассказа Ларион повествует о зайце, как о своем спасителе. И читатель понимает, насколько сильно виновен дед перед нисколько не повинным животным.
Пейзажные зарисовки имеют в этом рассказе определённое значение. Их можно разделить на два вида: это неимоверная жара с сильным ветром, поднимающим пыль, как туман и осенний вечер с присущей ему прохладой и непроглядной тьмой, когда лучше сидеть дома за столом и попивая чай обсуждать прошедший день. Эти зарисовки помогают более реальному восприятию событий.
Так же можно заметить, что автором был умышленно нарушен порядок действий в рассказе. Паустовский даёт возможность читателю встать на место рассказчика, которому до последнего не были известны мотивы такой безмерной заботы деда по отношению к зайцу.
Природа во многом оказывается добрее человека, она способна на любую безвозмездную помощь несмотря на причиненную ей боль. Автор пытается донести до читателя, что человек должен быть благодарен природе и ни при каких обстоятельствах не нарушать течение её жизни.
После такой истории возникает чувство, что дед больше никогда не пойдёт на охоту и навсегда останется защитником природы.