Мухомор
С одной стороны раскинулся пышный папоротник, с другой тянулись лесные колокольчики, а кругом, на изумрудном мху, алела крупная брусника. Словом, соседство было самое приятное, и очень этому радовался гриб Мухомор.
— Я не какой-нибудь подберезовик, чтобы расти одиноко! Я люблю и соседство приятное и местечко получше. Я никогда не прячусь; наоборот, пусть моей шляпкой все любуются.
Мухомор очень много воображал о себе и думал, что он очень важный гриб. Причин, чтобы так думать, у него было очень мало, но так как никто никогда не старался разубедить Мухомора, то ему и казалось, что он вполне прав.
Любил он всем рассказывать о том, что он гриб полезный:
— Люди меня очень уважают за то, что я помогаю им избавиться от мух.
— Ну может ли это быть? — искренне удивлялась Божья коровка, которая всегда всему удивлялась.
— Неужели вы думаете, что я сочиняю? Да ведь мое название даже подтверждает это. Если бы я не истреблял мух, меня не называли бы Мухомором.
Муха, сидевшая на листе папоротника, протерла лапками глазки и полетела дальше от Мухомора. Она попала в лес случайно, из любопытства и тут ей пришлось услышать много интересных вещей.
— Да, да, — говорил Мухомор Божьей коровке, — мухи гибнут от меня сотнями. Кто же после этого скажет, что я не приношу людям пользы?
— Но, надеюсь, что вы для нас, Божьих коровок, безвредны? — спросила, расправляя крылышки, Божья коровка.
Мухомор ничего не ответил — он сделал вид, что не расслышал вопроса.
Муха посидела, посидела на березовом листике, а когда ей надоело сидеть, снялась и полетела восвояси, решив, что достаточно погостила в лесу.
Муха летела долго-долго и прилетела снова на дачу, где ей жилось так хорошо и привольно.
Под лучами солнышка, под теплым дождичком нежится Мухомор и все красотой своей хвастается: нет в лесу гриба красивее его.
Брызжет теплый дождичек, пригревает ласково солнышко и вылезает из-под земли множество разных грибов — только успевай собирать. А собирать грибы охотников множество: во всех концах леса ауканье слышится.
Пришли грибники собирать съедобные грибы, захватили они и Мухомора — надо, мол, от мух как-нибудь избавляться.
И попал Мухомор нежданно-негаданно на ту самую дачу, где жила муха, погостившая в лесу. Поджарили его на плите, положили на тарелочку и поставили мухам — нате, угощайтесь.
Летала муха по комнате, искала, чем бы полакомиться и увидела на блюдечке Мухомора.
— Дяденька Мухомор, а ты как сюда попал? — удивилась она. А Мухомор лежит и ни гу-гу.
— Да ведь это тебя, верно, нам на отраву положили? — зажужжала снова муха.
Опять молчит Мухомор.
— Хорошее угощенье! Только нет, меня не проведешь, и сама я на такое лакомство не попадусь и других предупрежу.
И стала муха по комнатам летать, во всю мочь жужжать, остальным мухам про Мухомор ядовитый рассказывать. Жужжала, жужжала, всех мух оповестила, и ни одна из них не подсела Мухомором полакомиться.
Лежит Мухомор на тарелочке и стыдно ему, ах, как стыдно! Столько он про себя нахвастал, столько наговорил, что уж в том доме, куда его принесли, не должно бы ни одной мухи остаться, а на самом деле все живехоньки, летают и над ним насмехаются. А люди его бранят:
— Ну и Мухомор! Никакой от него пользы нет! А потом взяли да и выбросили его вон.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 25.02.2012. Время бежит неумолимо.
- 23.02.2012. С. Маршак. Котята
- 22.02.2012. Древние китайцы были очень умными
- 21.02.2012. Раздача слонов из тотализатора
- 18.02.2012. Новшество
- 16.02.2012. Пошла движуха!
- 15.02.2012. Что происходит
- 13.02.2012. Вести с полей с дополнением
- 11.02.2012. Читайте регламент нового конкурса!
- 09.02.2012. Новый конкурс с дополнением
- 08.02.2012. Новый конкурс!!
- 05.02.2012. Приглашаем всех к обсуждению будущего конкурса
- 02.02.2012. Первая ласточка
- 01.02.2012. Чем сердце успокоится?
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Отчего кошку назвали кошкой?
У старика и старухи Был котенок черноухий, Черноухий И белощекий, Белобрюхий И чернобокий.
Стали думать старик со старухой: — Подрастает наш черноухий. Мы вскормили его и вспоили Только дать ему имя забыли.
Назовем черноухого “Тучей” — Пусть он будет большой И могучий. Выше дерева, Больше дома. Пусть мурлычет он громче грома!
— Нет, сказала, подумав, старуха, — Туча легче гусиного пуха. Гонит ветер огромные тучи Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер Протяжно и звонко. Не назвать ли нам “Ветром” Котенка?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Ветер только деревья качает, А стена остается в покое. Не назвать ли котенка “Стеною”?
Старику отвечает старуха: — Ты лишился на старости слуха! Вот прислушайся вместе со мною: Слышишь, мышка шуршит за стеною? Точит дерево мышка-воришка… Не назвать ли нам кошку – “Мышка”?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Кошка мышку со шкуркой съедает. Значит, кошка Сильнее немножко! Не назвать ли нам кошку кошкой.
Вышел Котик на прогулку
Вышел Котик На тропинку, На прогулку, На разминку, Облизнул Усатый ротик, Выгнул Бархатную спинку.
А навстречу Вышел Пёсик Прогуляться На минутку, В то и в это Сунуть носик — В будку, В утку, В незабудку.
Котик Пёсика увидел — И давай фырчать, Как зверь! Пёсик Котика увидел — И давай рычать, Как зверь!
И пошла у них атака, Отвратительная драка — Тот мяучит, Этот лает, Дым идёт, огонь пылает! Котик раненый ползёт, Ухо Пёсику грызёт!
Видя эту переделку, Задудел Козёл в дуделку! Барабан Схватил Баран — Дал сигнал: Шурум-барам!
Утки, крякнув на лужайке, Подхватили балалайки, Побежали на дорогу, Чтоб на струнах Бить тревогу!
Ах ты Котик, Безобразник! Не пойдёшь в кино На праздник! Ах ты Пёсик, Безобразник! Не пойдёшь в кино На праздник!
Дома будете сидеть, Друг на дружечку глядеть, Подавать друг дружечке Чай да сахар в кружечке!
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(У детей на столах карточки с заданиями.)
— Прочитайте стихотворение медленно.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы —
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Т. Собакин
— Прочитайте стихотворение, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Постановка целей урока
Сегодня на уроке мы повторим произведения из раздела «О братьях наших меньших», вспомним их авторов, чему они учили нас. На уроке будем продолжать учиться читать громко, выразительно, правильно отвечать на вопросы, работать в парах и группах.
IV. Работа по теме урока
— Расшифруйте слова, читая буквы на пересечении горизонтальной (первая цифра) и вертикальной (вторая цифра) колонок. Узнайте по этим словам произведение, назовите его и прочитайте выразительно.
1 |
А |
Б |
В |
Е |
Д |
Е |
2 |
Ж |
3 |
И |
К |
Л |
М |
3 |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
4 |
У |
Ф |
X |
Ц |
Ч |
Ш |
5 |
Щ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. 3-1, 1-6, 1-3, 1-6, 3-4, 1-2, 2-5, 5-5, 1-5, 1-1. (Не верблюда.)
(Выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».)
2. 4-4, 1-1, 3-4, 1-1, 3-3, 5-2, 4-5. (Царапыч.)
(Выразительное чтение стихотворения М. Пляцковского «Цап Царапыч».)
3. 1-4, 3-2, 2-5, 3-2, 1-3, 1-1,3-5, 3-6, 2-3, 2-4, 2-3. (Головастики.)
(Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Лягушата».)
4. 3-6, 3-4, 1-6, 2-2, 3-2, 3-4. (Трезор.)
(Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Трезор».)
5. 2—4, 3-6, 3-2, 2-5, 5-5, 1-2, 2-3, 3-6. (Ктолюбит.)
(Выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Кто любит собак…».)
V. Физкультминутка
Пароход
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход.
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по заданиям учителя
— Соедините имя автора с названием его произведения.
Автор Произведение
1) М. Пляцковский а) «Никого не обижай»
2) В. Осеева б) «Кошка»
3) В. Лунин в) «Трезор»
4) Н. Сладков г) «Плохо»
5) С. Михалков д) «Лисица и Еж»
6) В. Берестов е) «Лягушата»
7) Г. Сапгир ж) «Цап Царапыч»
(1 — ж; 2— г; 3 — а; 4 — д; 5 — в; 6-е; 7— б.)
— Отгадайте загадку, выберите из изученного раздела произведение об этом герое, прочитайте его выразительно.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это… (еж).
(Выразительное чтение рассказа Н. Сладкова «Лисица и Еж».)
— По данным предложениям вспомните произведение, его название и имя автора. Восстановите последовательность событий. Перескажите.
1. Считали себя законными владельцами.
2. Какая была у нас радость!
3. Иногда спугивали мать с гнезда.
4. Птички росли, крепли и покидали свое гнездо.
5. Всякий раз ходили смотреть.
(5, 3, 1, 2, 4. С. Аксаков «Гнездо».)
— Найдите в изученном разделе научные тексты. Прочитайте их. (Чтение текстов о собаках (с. 64) и о кошках (с. 67).)
2. Работа с пособиями
(Учитель может использовать КИМы, тесты 7 и 8 (с. 28—35). Итоговую контрольную работу можно провести, используя пособия: рабочая тетрадь, с. 63-65; КИМы, с. 51-53.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется последний раздел учебника?
— Кого называют братьями нашими меньшими? Почему их так называют?
— Как нужно к ним относиться?
— Какие произведения в этом разделе вам больше всего понравились?
Слайды и текст этой презентации
Литературное чтение
1 класс
УМК «Школа России»
М. Пляцковский «Цап Царапыч».
Г. Сапгир «Кошка»
Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово
Организационный момент
Перемена, перемена,Можно бегать и играть,Но нельзя и забывать,Что когда звенит звонок,Он зовёт всех на урок.Нам опаздывать нельзя,Побыстрее за урок, друзья!– Проверим готовность к уроку
«О братьях наших меньших»
Цель: Познакомимся с произведениями о животных.
Почему, мы, ваши братья?
Проверка домашнего задания
1. Выставка рисунков о собаках.
2. Выразительное чтение наизусть стихотворений.
Постановка цели урока
Мы купили кошкеК празднику сапожки,Причесали ей усы,Сшили новые штаны.Только как их надевать?Хвостик некуда девать.
– О ком это стихотворение?– Сегодня мы будем читать произведения о кошках. Что вы о них знаете?
Речевая минутка
Прочтите чистоговорки:
.
Та-та-та – у нас дома чистота.Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.Тё-тё-тё – отложи ты шитьё.То-то-то – стали мы играть в лото.Ать-ать-ать – мы идём гулять.Ат-ат-ат – берём с собою самокат.
Отработка навыков чтения
.
– Прочтите скороговорки сначала медленно, затем быстро и чётко:
Котик ниток клубокУкатил в уголок,Укатил в уголокКотик ниток клубок.
Кошка Крошка на окошкеКашу кушала по крошке.
с. 65
РАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ
Цап Царапыч
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Михаил Пляцковский
Прочтите слова
Объясните значение слов:
Цап Ца-ра-пыч – Цап Царапычквар-тир-ный – квартирныйсмир-ный – смирный не-спро-ста – неспроста
Смирный – тихий, послушный.Неспроста – недаром.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
– Как вы думаете, любит ли мальчик своего кота?– Кличка Цап Царапыч ласковая или нет?– Какое это стихотворение: весёлое, насмешливое, печальное или радостное?
– Как зовут вашего кота? Почему?– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
– О ком это стихотворение?– Как зовут кота?– Почему кота прозвали Цап Царапыч?– Где живёт этот кот?
Физкультминутка
с. 66
РАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ
Кошка
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
Генрих Сапгир
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
– Кто ведёт диалог?– Прочтите вопросы, которые задавали кошке.– Как кошка отвечала на вопросы?– Почему последний «ответ» кошки отличается от других?
Работа в парах
– Прочтите выразительно стихотворение вместе с другом по ролям.– С какой интонацией надо читать предложения-вопросы?– Как читать ответы «Мяу»?– Как надо прочесть последний «ответ»?
с. 67
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА О КОШКАХ
– Есть ли у вас дома кошка?– Какой она породы?– Как вы ухаживаете за ней?– Прочтите текст о кошках по цепочке.– Что нового вы узнали о кошках?– Чем питаются кошки?– Почему кошки не любят сидеть на месте?– Расскажите, как надо ухаживать за кошками.– Сравните текст о кошках и стихотворение Г. Сапгира «Кошка». Какой текст написал учёный?
Кошки.
Кошка живёт рядом с человеком очень давно, более 400 лет, но так и осталась «неприрученным домашним животным» — маленькой пантерой. Если собаку можно дрессировать, научить каким-то командам, то кошки дрессуре поддаются с большим трудом, ведут себя как хотят, спят где хотят и едят только то, что хотят.
На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто – домашние кошки.
Обычная домашняя кошка
Персидскаякошка
Сиамская кошка
Русская голубая
Сибирская кошка
Игры Деда Буквоеда
Игра «Про кота».
– Жил-был мальчик. Ему было всего пять лет, но он уже знал все буквы и умел писать. Вот только правильно соединять буквы в слова у него не получалось. Попробуйте прочитать, что записал он в тетрадке о своём любимом коте.
Игра «Плетёнка».
– В эту «плетёнку» вписаны названия одиннадцати домашних животных. Пять из них вы прочитаете слева направо по горизонтали, остальные шесть найдёте, читая сверху вниз по вертикали.
Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?– Что нового узнали о кошке?
Домашнее задание
с. 65 – 66 — наизусть
Подготовить рассказ и рисунок о кошке
Наши меньшие друзья
Котята, стихи, Самуил Маршак
Стихотворение «Котята»
Опять замечательная тема о животных. Самуил Маршак не только любит писать о зверятах и животных, он считает, что детей нужно учить любить братьев наших меньших. Стихотворения, в которых главными героями являются кошки, собаки и другие животные, очень любимы маленькими читателями. Для того чтобы узнать о своих любимцах, малыши быстрее учатся читать самостоятельно.
Текст сразу начинает рассказывать о том, что два котёнка поссорились. А потом начинается повествование о том, кто и как реагирует на эту ссору. Хозяйка рассердилась и вооружилась метлой. Стоит объяснить малышам, что означает ссора котят – это элементарная драка. Дерущиеся орущие детёныши кошки были выметены из кухни. Хозяйка не стала устраивать разборки и наказывать виноватого. Затеявшие драку малыши не учли тот факт, что была зима, январь на дворе, и котятам стало холодно. Детки не стали кричать и звать на помощь, они покорно легли на крыльце, свернувшись в калачик. Хозяйка решила пожалеть котят, открыла дверь и поинтересовалась, окончилась ли их ссора. Малыши молча прошли в угол, отведённый им хозяйкой, заснули очень быстро, не доставляя больше никому хлопот.
О стихотворении
Необычное стихотворение нельзя назвать сказкой, но в этом повествовании есть своя мораль: нельзя родным ссориться, нужно слушаться старших. Так как в книгах русских сказок есть своя концовка, так и в этом стихотворении появилось поучительное завершение: котята стали послушными.
Чтобы заинтересовать ребят текстом, нужно провести аналогию с детьми: а как ведут себя ссорившиеся малыши? Ведь они так же не обращают внимания на тех, кто находится рядом, а когда их наказывают, они становятся тише воды и ниже травы. Маршак подметил такое поведение не только у животных, но и у маленьких вредных непослушных малышей.
Ниже вы можете прочитать текст стихов про Котят детского поэта Самуила Маршака online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом на русском языке.
Два маленьких котенка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. — Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном.
Источник