Каштанка. а. п. чехов

Описание сюжета и персонажи

Собака Каштанка живет у плотника. Иногда он обращается с ней недружелюбно. Сын столяра Федюшка обходится с ней еще более безжалостно. Однажды пес, гуляя с хозяином по городу, остается в неизвестном ему дворе. В душе у собаки поселяются страх и печаль.

В этот непростой период ее принимает у себя прохожий. Он очень заботлив, внимателен к ней и ласков. Он дает ей новое имя Тетка. Через некоторое время собака обретает смелость и набирается сил. Новый хозяин потихоньку начинает приучать ее к публичным выступлениям.

Каштанка и Лука Александрыч

Анализ произведения Чехова «Каштанка» не будет полным без рассмотрения образа собаки. Ее каштановая расцветка похожа на солнечное сияние. Она светлая и доброжелательная, по породе — помесь дворняги с таксой. Автор очеловечил четвероногого друга. В своем произведении он наделил собаку возможностью думать и сопоставлять. От ее лица в произведении даны некоторые эпизоды речи.

Собака не переносит музыку. Она печалит ее. Причиной, по которой Каштанка оказалась одна на незнакомой улице, стал громкий и резкий шум. Примечательной особенностью собаки является преданность своему владельцу. При любом случае она старается его отблагодарить за доброе отношение и заботу о ней. Она умеет переживать за других «подобных себе» и способна дружить.

Лука Александрыч — владелец Каштанки. Изначально складывается мнение о том, что хозяин собаки резкий и невоспитанный человек. Но он:

  • очень трудолюбив;
  • кормит всю семью;
  • оберегает близких.

Все свободное время мужчина посвящает делу и за это высоко ценится начальством. Он доставляет сделанную работу к указанному адресу, после того как заканчивает с ней. Иногда из-за количества работы он забывает, кормил ли сегодня собаку. Она становится единственным его собеседником, не считая сына. Его любовь к ней своеобразна. Он счастлив, когда, придя в цирк, видит потерявшуюся Каштанку выступающей на арене.

Незнакомец и остальные герои

Незнакомец — толстый и выбритый человек невысокого роста. Он работает в цирке артистом. В его доме обитают животные, которых он обучает. Он забрал Каштанку к себе со словами «Может, сгодишься на что-нибудь», когда та оказалась у его порога.

Персонаж сочувственно относится к ней. Новыми соседями собаки становятся серый гусь и белый кот. Они встречают ее шиканьем. Кот бьет нового соседа по голове лапой, а гусь клюет носом в спину. Выяснение отношений останавливает пришедший с работы Лука Александрыч, велев питомцам жить в ладах друг с другом. Характеристика новых героев, появляющихся в рассказе с этого момента:

  1. Белый кот Федор Тимофеич. Он старый и ленивый, но мудрый. Кот брезгливо относится к цирковому делу. В жизни у него нет ни к чему особого интереса. Он любит поспать или подремать в одиночестве.
  2. Гусь Иван Иваныч. Персонаж говорит быстро и непонятно. Изначально он производит впечатление умного существа в глазах гостьи, но вскоре и та ругает его за длинные и бессмысленные разговоры.

Короткий пересказ «Каштанки» Чехова

Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессировать псину, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними.

Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой — блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Её хозяин — столяр Лука Александрович, исчез, и животное не может напасть на его след.

Когда становится совсем темно, плачущая Каштанка засыпает возле подъезда. Просыпается она от удара открывшейся двери. Человек, открывший дверь, зовёт собаку к себе домой, где кормит её и даёт маленький матрасик для ночлега. Так у Каштанки появляется новый хозяин.

Проснувшись, Каштанка начинает исследовать своё новое жилище. За одной из дверей обнаруживается маленькая комнатка с грязными обоями. В этом помещении псина сталкивается с гусём и котом. Они начинают шипеть на неё.

Происходит небольшая потасовка, в результате которой Каштанка получает от кота лапой по голове, а от гуся удар клювом в спину. Беспорядок прекращает внезапно появившейся хозяин. По его команде животные успокаиваются и занимают свои места.

Немного погодя человек возвращается и приносит странную вещь в виде буквы П, на перекладине которой висит колокол и привязан пистолет. По команде человека гусь Иван Иваныч начинает выполнять различные трюки, за которыми заворожённо наблюдает собака. Затем хозяин зовёт Хавронью Ивановну, и в комнате появляется чёрная, очень некрасивая и очень добродушная свинья.

Следующий трюк под названием «египетская пирамида» гусь выполняет вместе со свиньёй и котом Фёдором Тимофеевичем. С этого момента Каштанка начинает жить в этой комнатке в обществе Ивана Иваныча и Фёдора Тимофеевича, сама же собака получает новое имя — Тётка.

Проходит месяц. Хозяин говорит, что пора и ей учиться. Он хочет сделать из собаки артистку. Занятия проходят успешно, Каштанка легко делает всё, что от неё хотят. Довольный человек отмечает талант своей новой подопечной.

Однажды вечером Каштанка пытается уснуть, но тут раздаётся крик гуся. Приходит хозяин, и выясняется, что на гуся днём наступила лошадь. Иван Иваныч умирает. Смерть гуся очень расстраивает человека, и на его глазах выступают слёзы. Тётка и Фёдор Тимофеевич, ничего не понимая, жмутся к человеку.

В один прекрасный вечер хозяин берёт с собой собаку и кота. Он понимает, что ничего не отрепетировано, и заранее готов к провалу. Человек приносит животных в цирк, где он сам работает клоуном под псевдонимом Mистёр Жорж. В гримёрке он переодевается в клоунский костюм, укладывает кота и собаку в чемодан и выходит на арену. Представление начинается.

Мистер Жорж командует собаке сесть, что она и исполняет, и предлагает Фёдору Тимофеевичу поплясать, затем клоун начинает играть на дудке, а собаке отводится роль певицы, завывающей под её аккомпанемент. Во время особенно высокой ноты среди зрителей кто-то удивлённо ахает. Это бывший хозяин Лука Александрович вместе со своим сыном Федюшкой. Они начинают звать Каштанку старым именем, и она бежит к ним.

Спустя полчаса Каштанка идёт по улице за своими старыми хозяевами, от которых знакомо пахнет клеем и лаком.

Это интересно: Краткое содержание рассказа «Жалобная книга» для читательского дневника в шутливом тоне перескажет содержание жалобной книги, которая пылится в маленькой конторке в пыльной железнодорожной станции где-то в глубине бескрайней России.

Анализ произведения Каштанка 2

Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки. Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев. Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни. В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

4 класс

Адаптации

  • «Каштанка» — советский художественный немой чёрно-белый фильм 1926 года режиссёра О. Преображенской.
  • «Каштанка» — советский мультфильм 1952 года.
  • «Каштанка» — советский художественный фильм 1975 года режиссёра Романа Балаяна.
  • «Каштанка» — российский художественный фильм 1994 года.
  • «Каштанка» — российский мультфильм 2004 года.

Петербургский детский театр «Зазеркалье» поставил мюзикл «Страсти по Каштанке», где помимо основных персонажей фигурируют бродячие собаки (весьма выразительная группа); колонна заключённых, идущих по этапу; разные социальные типы горожан (чиновники; цыгане-певцы; извозчики, ради потехи бьющие беззащитную собаку кнутами). Аудиоверсия данной постановки транслировалась на «Радио России».

Темы

Тематика рассказа «Каштанка» весьма актуальна в наши дни:

  1. Главной темой рассказа «Каштанка» является взаимодействие людей и животных . Также из этого вытекает другая важная тема – отношение людей к животным. А.П. Чехов специально смотрел на мир глазами собаки, чтобы показать читателю его портрет со стороны. Увы, картина безрадостная: питомцы дарят нам любовь и верность, а мы в ответ пинаем их ногами и мучаем. Чехов призывает быть внимательнее и добрее к своим любимцам. Они тоже живые и чувствуют боль, голод, тоску.
  2. Еще одна тема — преданность . Несмотря на плохое обращение, Каштанка вернулась к хозяину. Ни хорошая еда, ни слава, ни ласка нового обладателя не прельстили любящую собаку.
  3. Любовь — тоже тема для размышления Чехова. Она может быть разной: даже Лука, грубый и равнодушный работник, по-своему привязан к своему питомцу.

Краткое содержания рассказа «Каштанка» подробно по главам

Глава 1. «Дурное поведение»

У столяра Луки Александрыча жила рыжая собака Каштанка. Внешне она напоминала лисицу, а генетически была «смесью» таксы и дворняги. Когда хозяин ходил по делам, он брал с собой Каштанку. Так вышло и на этот раз.

Собака на прогулке вела себя крайне неприлично: лаяла, прыгала, бегала с другими собаками и не заметила, как ей навстречу вышел полк солдат. Шествие сопровождалось громкой музыкой, Каштанка испугалась звуков и метнулась на другую сторону улицы.

Когда всё утихло, она побежала искать хозяина, но тщетно. Стемнело, Каштанка еле живая от голода и усталости прижалась к двери какого-то подъезда и стала жалобно скулить.

Глава 2. «Таинственный незнакомец»

Внезапно дверь открылась, ударив Каштанку в бок. Из подъезда вышел незнакомый человек в цилиндре, он не прошёл мимо и стал утешать бедную потеряшку. В ответ Каштанка лизнула руки незнакомца и заплакала с новой силой. Человек забрал её к себе.

Собака оказалась в большой светлой комнате, где не было столярных стружек, клея и лака, а было тепло и уютно. Во время ужина незнакомец накормил свою четвероногую гостью вкусными кусочками со своего стола. Потом предложил Каштанке прилечь на небольшой матрасик возле его дивана.

Измученное животное быстро уснуло. Каштанке снился старый дом и сын хозяина Федюшка, который частенько подшучивал над ней и порой достаточно жестоко.

Глава 3. «Новое, очень приятное знакомство»

Каштанка проснулась в комнате одна. Она отправилась на разведку, открывая двери лапами. В маленькой комнатке её ждал неприятный сюрприз — шипящие кот и гусь. Каштанке наверняка бы прилично досталось, если бы вовремя не появился вчерашний человек.

Он пожурил своих домашних любимцев за устроенный сыр-бор и призвал всех троих жить дружно. Не зная имени Каштанки, незнакомец придумал ей новую кличку Тётка.

Глава 4. «Чудеса в решете»

Спустя некоторое время незнакомец занялся дрессировкой своего зверинца. Гусь умел делать реверансы, притворяться мёртвым, звонить в колокол и стрелять из пистолета, дергая за шнурок.

Со двора привели свинью Хавронью Ивановну с ней остальные звери изображали «пирамиду». Каштанка-Тётка пришла в полный восторг от этих фокусов.

Глава 5. «Талант! Талант!»

Прошёл месяц. Каштанка-Тётка каждый день сытно ела и удобно спала, наблюдала за репетициями нового хозяина и его питомцев. Вечерами ей приходилось скучать в одиночестве, так как человек брал с собой кота и гуся и уходил.

Постепенно Тётка стала очень хорошо выглядеть — сытая жизнь ей явно была впрок. Новый хозяин решил и её выдрессировать. Она научилась ходить на задних лапках, звонить в колокол, «петь» под музыку и подменять кота в «пирамиде». Довольный хозяин говорил о ней с лаской и гордостью: «Талант!»

Глава 6. «Беспокойная ночь»

Случилась страшная ночь. Как будто предчувствуя беду, Каштанка плохо спала и видела дурные сны. Раздался ужасный крик Ивана Ивановича. Взволнованно хрюкала свинья, беспокоился и кот.

Пришёл хозяин и печально сказал, что гусь умирает, так как сегодня на него наступил конь. Хозяин жалел умирающую птицу, называл голубчиком и поставил перед ним воду. Но Иван Иваныч уже не мог пить. Утром дворник унёс мёртвого гуся. Каштанке было очень грустно от потери товарища.

Глава 7. «Неудачный дебют»


Настал «звёздный час» Тётки. Хозяин взял её с собой для замены гуся в «пирамиде». Сначала животные и человек долго ехали в санях, затем вошли в странное строение, которое напомнило Тётке перевёрнутый супник. Здесь было много людей и животных, о существовании которых собака ранее даже не подозревала.

Потом в небольшой комнатушке хозяин надел разноцветную одежду и разрисовал лицо гримом. Кота и собаку он посадил в чемодан и куда-то понёс. Когда чемодан вновь открылся, Каштанка ослепла от яркого света и оглохла от рёва и смеха вокруг.

Хозяин завалился животом на пол, заразительно смеясь и барахтаясь. Тётке он велел присесть на стул, а коту плясать.

Потом в ход пошла дудка, Тётка должна была ей «подпевать». Но только они с хозяином начали сценку, как откуда-то сверху раздался детский крик: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

Собака задрала морду вверх и сразу узнала родные лица прежних хозяев — столяра и его сына Федюшки. Со счастливым визгом она кинулась на зов. Люди передавали собаку всё выше и выше, пока она не оказалась в объятиях своих потерянных хозяев.

Спустя полчаса Каштанка уже семенила по улице рядом с людьми, от которых так знакомо пахло лаком и клеем.

Краткая характеристика (в двух словах)

Главная героиня, собака, которая жила у столяра-пьяницы. Он её плохо кормил, иногда бил, но ей всё же нравилось жить у него. Однажды он напился и она потерялась на обратном пути от заказчика. Её подобрал незнакомец, который оказался цирковым дрессировщиком. Он хорошо к ней относился, не бил и много кормил. Незнакомец назвал её Тёткой и начал учить разным цирковым трюкам. Однажды у него умер гусь, другой участник представления и он взял Каштанку в цирк вместо него. В зале случайно оказался столяр с сыном, которые узнали Каштанку и начали кричать её имя. Она бросила незнакомца и прямо со сцены убежала к ним.

Темы, проблематика и основная мысль

Главная мысль произведения отражается в давно известной истине: мы в ответе за тех, кого приручили. Во взаимоотношениях человека и животного должны присутствовать любовь, забота и преданность. Чехов специально показал ситуацию глазами собаки, чтобы продемонстрировать её внутренний мир, переживания и безраздельную верность прежнему хозяину.

Даже вкусная еда, ласка и интересное обучение трюкам не смогли прельстить Каштанку, которая пожелала вернуться к столяру и его сыну. И хотя там её кормили плохо, из-за чего она была очень худой, столяр иногда был груб и даже забывал её кормить, а его сын забавлялся с ней так, что порой его игры больше напоминали издевательства, собака всё равно была верна им. Попав в тёплый дом с сытной едой, она часто думала о прежних хозяевах, которые со временем превратились в её памяти в странные силуэты.

В произведении затрагиваются темы и проблемы, которые будут актуальны во все времена.

Среди них:

  1. Невнимательность и безответственность по отношению к животным. Нужно быть внимательным к своим питомцам, но Лука Александрыч часто забывал об этом. Кроме того, он не попытался искать собаку и не нашёл бы, если бы не счастливый случай.
  2. Взаимовыручка и проблемы равнодушия. На пути Каштанки появился добрый человек — цирковой артист, который проявил заботу и хорошо к ней отнёсся. Не встреть его, она непременно столкнулась бы с равнодушием проходящих мимо людей, голодом и жестокостью.
  3. Необходимость сочувствовать. Момент со смертью гуся очень показателен: артист цирка сопереживает ему перед его гибелью, Каштанка и кот тоже не могут скрыть эмоций, видя слёзы дрессировщика. Автор показывает, что и люди, и животные могут жить в гармонии друг с другом, как настоящая семья.
  4. Любовь и её проявления. Она тоже может быть разной. Даже грубый столяр по-своему привязан к своей собаке.

https://youtube.com/watch?v=hAcnITxk6iE

Основной сюжет произведения

У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.

У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка. Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем. Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Проблематика произведения

Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера». Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют. Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.

Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку. У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее. Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.

Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти. Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт. Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.

На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.

Глава первая Дурное поведение

Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:

— Каштанка, пойдем!

Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками.

Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой:

— Чтоб… ты… из… дох…ла, холера!

Побывав у заказчиков, Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал; от сестры пошел он к знакомому переплетчику, от переплетчика в трактир, из трактира к куму и т. д. Одним словом, когда Каштанка попала на незнакомый тротуар, то уже вечерело и столяр был пьян, как сапожник. Он размахивал руками и, глубоко вздыхая, бормотал:

— Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем — в гиене огненной гореть будем…

Или же он впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:

— Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра…

Когда он разговаривал с ней таким образом, вдруг загремела музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому её удивлению, столяр, вместо того, чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек.

Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.

Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.

Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы:

«Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Каштанка
2 стр. →
Страницы: 1            Всего 7 страниц

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:

Глава 1

С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян. Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу. «Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».

Глава 2

Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.

Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку. Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку». Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.

Глава 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку. Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел. Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.

Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.

Глава 4

Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.

Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.

Глава 5

Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.

Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».

Глава 6

Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».

Глава 7

«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.

Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.

Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».

«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: