Чехов «белолобый»

Рассказа «Белолобый» краткое содержание

Старая голодная волчиха поздно ночью отправилась на охоту, чтобы прокормить своих детей. Трое волчат в это время свернулись клубочком и крепко спали. На землю пришла весна, однако по ночам было еще всё так же холодно. Волчихе такие холода давались особенно тяжело, ведь здоровье уже часто подводило ее. Кроме того, она ужасно переживала за своих волчат и боялась надолго отходить от своего логова.

В рассказе Чехова «Белолобый» узнаём, что уже на протяжении долгого времени у волчихи были проблемы со слухом. Она уже не могла учуять следы зверей, как в молодости, и даже иногда принимала след лисы за собачий. По этой причине она не могла как прежде охотится на крупных животных, а довольствовалась маленькими зайчатами, отобранными у зайчихи, или ягнятами, которых воровала из хлева.

Недалеко от логова волчихи стояла избушка, в которой проживал местный сторож Игнат. Как в рассказе Тургенева «Собака» с ним жила Арапка. Старику было уже больше семидесяти лет, он часто разговаривал сам с собой и постоянно кашлял. Складывалось впечатление, что раньше он работал механиком, поскольку периодически, гуляя по лесу, он произносил фразы типа «Стоп машина!», «Задний ход!» и тому подобное. Проходя мимо зимовья сторожа, волчиха вспомнила, что несколько месяцев назад у него был баран и две овцы. Это означает, что сейчас в хлеву могут быть маленькие ягнята. Тогда она решила запрыгнуть на соломенную крышу хлева, прорыть ее лапами и залезть внутрь.

В произведении «Белолобый» Чехова читать можем, что, когда она свалилась в дыру, то упала на что-то живое и мягкое. Тут же в хлеву раздались громкие звуки и, испугавшись, волчиха взяла первое, что попалось под руку, и убежала. В это же самое время собака Игната уже учуяла хищника и начала громко лаять, разбудив тем самым сторожа. Волчиха бежала со всех ног, опасаясь старика. Как только она выбилась из сил, то решила остановиться и немного передохнуть. Положив свою ношу на снег, она заметила, что из хлева она утащила не ягненка, а маленького щенка, который, вероятно, был детенышем Арапки. Внешне он напоминал обыкновенную дворняжку черного цвета с большим белым пятном на лбу.

Маленький щенок начал зализывать раны от укуса волчицы и уже через несколько минут, словно ничего не произошло, размахивал хвостом перед хищницей. Волчица начала убегать от своей добычи, однако маленький щенок бежал следом за ней. Он громко лаял на весь лес, как будто бы играясь с ней. Утром волчица уже добрела до своего логова, которое образовалось вследствие падения старого дряхлого дерева. Увидев свою мать, волчата начали весело махать хвостами.

Из рассказа Антона Чехова «Белолобый» узнаем, что, когда щенок увидел детенышей волчихи, он стал лаять на них до хрипоты, как будто на чужих. Немного позже, когда он понял, что на него никто даже не смотрит, он начал потихоньку подходить к логову. Волчата тут же стали махать хвостами, а еще через несколько минут начали бегать и играть вместе со щенком. Волчиха же всё это время думала о том, что той ночью в хлеву она учуяла запах молодого ягнёнка. Чувство голода ей настолько надоело, что она даже захотела съесть щенка. Однако от запаха псины ей стало немного не по себе, и она отошла от него. Произведение Антона Павловича Чехова «Белолобый» рассказывает, что целый день маленький щенок игрался с волчатами. Однако, как только солнце зашло за горизонт, он вернулся обратно к себе домой. Чуть позже той же ночью волчица снова отправилась на охоту. Подойдя к хлеву Игната, она думала только о том, чтобы сейчас не появился маленький щенок, и не помешал ей. К своему удивлению волчица заметила, что дыра в крыше, которую она прорыла прошлой ночью, была заделана. Ей пришлось снова раскидать солому, чтобы попасть в хлев. Однако, как только волчица запрыгнула на крышу, тоже появился детеныш Арапки. Он стал громко лаять, чем разбудил сторожевую собаку и старого Игната.

Волчица едва ли успела убежать, испугавшись свиста пуль из ружья сторожа. Тот же в свою очередь долго присматривался, но так и не смог понять, отчего лает Арапка. Когда к старику подошёл странник, который этой ночью попросился у него переночевать, то Игнат сказал ему что во дворе всё спокойно. Он подумал, что такой шум поднялся из-за маленького щенка, который почему-то решил забраться в хлев через крышу. Он отправился спать, а рано утром отругал Белолобого за непослушание и приказал ему впредь входить в хлев только через дверь.

«Белолобый» очень краткое содержание

А. П. Чехов «Белолобый» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: волчица и щенок.

Сюжет:

Старая волчица должна найти пищу для своих детенышей. Она вспоминает молодые годы, когда была полна сил, а теперь ей трудно охотиться. Она отвлекает волчат игрой, а когда они засыпают, отправляется в деревню.

Волчица чует приятный запах в хлеву, разгребает сено и хватает ягненка. Она бежит прочь, но добыча кажется ей слишком мягкой. Она бросает его и видит, что это щенок. Он начинает лаять, и волчица относит его в логово. Она хочет съесть малыша, но больно он похож на ее волчат. Она оставляет его в живых.

Щенок очень веселый и энергичный, ласково лижет волчицу, играет с детенышами. А затем сам идет домой, где его отчитывает хозяин за разгреб хлева. О приходе волчицы люди не узнают, а ведь могли и застрелить ее.

Вывод:

Животные имеют чувства, похожие на людские: они переживают за своих малышей, хотят выжить и понимают, что постарели, испытывают жалость и нежность, а детеныши зверей похожи на детей — они беспечные и радостные, озорные и наивные. Нужно помнить о нашем сходстве и быть добрым к животным.

Рассказ Антона Чехова «Налим» повествует смешную историю о том, как мужики рыбу налима ловили. Все герои суетятся вокруг укрывшегося под корягой налима. Но рыба просто не достанется. Интересно и увлекательно описана внешность и диалоги героев. Чехов настолько точно передаёт характер каждого, что кажется, что стоишь на берегу и наблюдаешь.

Краткое содержание

Однажды ранней весной волчиха, оставив в логове волчат, идет на охоту. Она боязлива и стара, уже давно утратила прежнее острое чутье, поэтому опасается нападать на крупных животных и обычно довольствуется падалью. Лишь изредка ей удается полакомиться зайчатами или ягнятами.

Неподалеку от логова находится зимовье, на котором живет старый сторож Игнат. У него есть огромная собака по кличке Арапка.

Волчица знает, что у Игната в хлеву есть овцы. По ее предположениям, в это время у них должны появиться ягнята.

Волчица бесшумно подкрадывается и по сугробам взбирается на крышу хлева

Она осторожно разгребает снег и солому, а затем прыгает в дыру. Появление хищницы вызывает большой переполох

Овцы бросаются в разные стороны. Раздается чей-то громкий захлебывающийся визг.

Волчица хватает зубами добычу и бросается наутек. Позади нее раздается крик Игната, лай Арапки и кудахтанье разбуженных кур.

Удалившись от зимовья на безопасное расстояние, волчица останавливается. Ее уже давно смущают странные запах и звуки от добычи. Хищница выпускает ее из пасти, разглядывает и сразу же отскакивает. По ошибке она похитила из хлева не ягненка, а щенка. Судя по белому пятну на лбу, это сын Арапки.

Щенок пытается играть с волчицей. Она грозно рычит на него, оскаливает зубы и бежит обратно в логово.

Волчица возвращается в логово уже под утро. Щенок бежит за ней, облаивая птиц. Трое голодных волчат сразу же бросаются к матери и начинают сосать ее тощее брюхо. Незваный гость садится неподалеку и начинает непрерывно лаять.

Волчице сильно надоедает громкий собачий лай. Она уже собирается броситься на щенка, но тот, охрипнув, умолкает

Он начинает осторожно подбираться к волчатам поближе

Оказавшись рядом с волчатами, щенок несмело поскуливает, а затем бьет одного лапой. Получив ответный удар, он срывается с места и начинает бегать кругами. Волчата бросаются вдогонку. Между всеми четырьмя завязывается шумная и веселая игра.

Волчица не мешает детям играть со щенком. Она думает, что так они быстрее приучатся охотиться.

Весь день проходит в бесконечных играх. Волчата хоть немного подкрепляются молоком матери, но она сама чувствует нестерпимый голод. Ближе к вечеру она даже подумывает съесть щенка, но ее останавливает противный запах псины.

Когда в лесу темнеет, щенку тоже надоедают голодные игры, и он отправляется домой. Вскоре волчица тоже бежит в хлев, надеясь, что на этот раз ей повезет больше. По дороге она издалека замечает щенка и обходит его стороной.

Волчица по знакомому пути залезает на крышу хлева и быстро разгребает починенную Игнатом дыру. Когда она уже почти заканчивает, раздается громкий радостный лай. Вернувшийся щенок заметил «старую знакомую» и радостно возвестил об этом по всему зимовью.

Вновь выбегает Игнат с ружьем, лает Арапка, кудахчут куры. Волчица вынуждена опять убежать ни с чем.

После двух осечек Игнат стреляет в воздух и идет в хлев. Вернувшись в дом, он рассказывает ночующему у него гостю, что глупый щенок Белолобый любит спать вместе с овцами. Ничего страшного в этом нет, но вместо того, чтобы заходить в хлев через дверь, он вторую ночь подряд делает дыру в крыше.

На следующий день Игнат строго наказывает щенка, повторяя при этом: «Ходи в дверь!».

“Белолобый” – краткое содержание рассказа А.П. Чехова для читательского дневника

На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение.

Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.

Главные герои и их характеристика

В рассказе немного главных героев:

Волчица

– она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

Волчата

– беспечные малыши.

Белолобый

– весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

Игнат

– старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость.

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

«У кого детки, у того и заботы».

«Ради деток мать готова себя продать».

«Жалость матери меры не знает».

«Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

Читать краткое содержание рассказа Белолобый Чехова

В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе… Поиграв с волчатами, она уходит на охоту, когда дети заснули. Даже решается подойти к людским домам. Её влечет теплый запах из хлева. Разворошив крышу, она падает на что-то теплое и мягкая. Надеясь, что это и есть долгожданная добыча, волчица убегает. Скоро она понимает, что «ягненок» тяжелый слишком. Положив добычу на снег, она видит щенка – белолобого, задорного. По своей наивности он не понимает, в какой опасности находится. Щенок начинает задорно лаять, поэтому волчице приходится унести его быстрей, чтоб он не навел собак на ее след.

В логове она думает его съесть, но не может. Тогда она решает отдать его волчатам – пусть учатся играть. Белолобый играет, веселится, не понимая грозящей ему участи. Он по своей наивности, незнанию жизни ничего не боится. Будь на его месте сторожевая собака, она бы подняла шум, начала драку и, наверное, погибла бы. А щенок даже ощетинившуюся волчицу может по простоте своей в нос лизнуть, посмотреть чистыми глазами… И слишком уж он похож по возрасту на её волчат. Благодаря своей искренности и наивности, Белолобый остаётся в живых.

Проголодавшись, беззаботный щенок сам отправляется домой – на зимовье. Его хозяин – дед Игнат подумал, что весь беспорядок устроил щенок, наказал бестолкового пса. А волчица осталась, благодаря Белолобому, невредимой. Она должна была бы его благодарить. С другой стороны, в этот (второй) раз, подняв лай, бестолковый щенок помешал ей снова пробраться в хлев – утащить настоящего ягненка.

Кстати, Игнат вовсе не злой, даже е очень строгий, поэтому, вряд ли, он серьезно наказал щенка за шалость – только оттрепал за уши, уча выходить на улицу через дверь. Игнат когда-то работал на паровозе, поэтому сам себе постоянно приказывал громким голосом, мол, полный ход или стоп, машина.

Чехов создал удивительный психологический рассказ о природе, больше похожий даже на сказку. Учит доброте.

Оцените произведение:

  • 4

Голосов: 612

Читать краткое содержание Белолобый. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Главные герои и их характеристика

В рассказе немного главных героев:

  1. Волчица

    — она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

  2. Волчата

    — беспечные малыши.

  3. Белолобый

    — весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

  4. Игнат

    — старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость.

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

  • «У кого детки, у того и заботы».
  • «Ради деток мать готова себя продать».
  • «Жалость матери меры не знает».
  • «Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

Анализ рассказа Чехова «Белолобый»

1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа «Белолобый» состоялась в 1895 году в детском журнале «Детское чтение». Чехов замыслил написать этот рассказ именно для детей. Прообразом главного героя был один из его дворовых псов в Мелехове. Его звали Белолобый.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Белолобый» — рассказ, что подтверждается небольшим объёмом произведения, повествованием об одном важном событии, одним или двумя главными героями, неизвестностью для читателя их прошлого и будущего. Характер рассказа — для детей, о животных

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа — «Белолобый», потому что на щенке Белолобом строится весь рассказ, развивается действие.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но автор использует несобственно-прямую речь, повествует о происходящем с точки зрения героя (волчихи).

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Мир глазами волчицы.

Проблематика: Каково это быть волком? Его принято считать злым хищником, но с чем связана его злоба?

Идея: Жизнь волка полна трудностей и опасностей. Суровая правда жизни в том, что волк рождён хищником, но он не лишён разума и чувств.

Голодная волчица в заботе о своих волчатах ищет пропитание, и, конечно, ей не до этических вопросов. Так устроен животный мир на этом свете.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Волчиха по высокому сугробу забралась на крышу хлева и раскопала солому. Впопыхах она схватила Белолобого, думая, что это ягнёнок. Пахнущий псиной щенок был ей противен, и она не стала есть его. Белолобый весь день весело играл с волчатами. С наступлением ночи волчиха вновь отправилась в хлев за добычей, но одновременно с ней шёл домой Белолобый. Волчиха постаралась обогнать щенка, чтобы он ей не помешал. Дыра в крыше была закрыта, и волчихе пришлось разрывать солому снова. В это время подоспел Белолобый, провалился в эту дыру и радостно залаял. Почувствовав себя дома. Поднялся переполох, волчихе пришлось убегать от ружья сторожа Игната.

Игнат посчитал виновным во всём Белолобого и наказал его хворостиной.

7. Система образов произведения.

Волчиха. Уже немолода, слаба здоровьем, мнительна, многого боится. У неё трое волчат, она очень голодна сама, и ещё беспокоится о том, чтобы прокормить своих детёнышей. Крупная добыча ей уже не даётся, питается, в основном, падалью, свежее мясо ей удаётся поесть, если встретится по весне зайчиха с зайчатами или утащит ягнёнка из хлева. Голод мучает её, от этого она щёлкает зубами и глаза её в темноте горят зелёными огоньками.

Белолобый. Щенок дворняги с выпуклым лбом, украшенным белым пятном, весёлый, добрый, неопытный, бестолковый, ещё не знает жизни, с волчихой готов играть и целоваться. Похож на ребёнка.

Волчата. Игривые, маленькие, и поэтому ещё неагрессивные.

Игнат. Старик семидесяти лет, сторож на зимовье, в прошлом, вероятно, был механиком. Часто бывает навеселе. Возможно, поэтому не смог сообразить, что это волк раскопал в крыше дыру.

8. Композиция произведения.

Экспозиция: Волчиха отправилась на охоту.

Завязка: Волчиха утащила Белолобого, вместо ягнёнка.

Развитие действия: пребывание Белолобого в волчьем логове; обратная дорога ночью.

Кульминация: Белолобый вновь появляется «не вовремя» и мешает волчихе.

Развязка: Волчиха спасается бегством.

Эпилог: Невиновного Белолобого Игнат наказывает за дыру в крыше хлева.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов очеловечивает (приём аллегории) волчиху в её восприятии событий, окружающего мира. Он пишет о ней «думала», «соображала», «помнила». Иногда это создаёт комический эффект. Не зная обо всех реалиях человеческой жизни, волчиха полагает, что старик Игнат нередко падает от ветра. Читателю же понятно, что падения Игната, сопровождаемые пением, вызваны совсем иной причиной.

Выразительные детали: выпуклый лоб Белолобого; запах навоза и овечьего молока, манящий волчиху; тощий живот волчихи, лошадиная кость, которой волчиха заглушает голод.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Белолобый» полон сочувствия к животным, он написан для детей и ненавязчиво учит их быть внимательнее к окружающему миру, к бессловесным животным, жизнь которых полна проблем, забот, лишений.

Рассказ вызывает чувство грусти, оттого что весь наш мир устроен так, что одни едят других. Когда-то произошла вселенская катастрофа — падение человека, и с тех пор все животные, как и люди, ведут страдальческую жизнь.

Читать сюжет сказки Белолобый Чехова

Однажды рано утром заботливая волчица отправилась на поиски добычи для своих детенышей. Они спали непробудным сном и не заметили, как она ушла. Даже по дороге на охоту, ее не покидала мысль о волчатах.

Ее зрелый возраст был причиной излишней пугливости. Она перебегала с места на место, трусливо время от времени склоняя голову к земле, щурясь от холода и мысли, что рядом человек. Лесная прохлада также влияла на ее состояние. Теперь она была слаба и не обращала внимания на крупных животных, так как ей было не под силу с ними справиться. Теперь она могла охотиться на зайчат, которых нечестным путем отнимала у матери.

Соседом волчьего логова был пожилой мужчина по имени Игнат, который сторожил зимовье. Волчице было неподвластно разгадать тайну его поведения. Он то качался из стороны в сторону, то шептал себе под нос. Примерно на таком же расстоянии в весенний период волчица не раз наблюдала за ягнятами, которые пробуждали в ней аппетит.

Несмотря на сторожевого пса Арапку, она решительно направилась за добычей в сторону сарая. Пробравшись через его соломенную крышу она была в неведении, что ждет ее впереди. Но дальнейший шаг – падение вниз – привел к тому, что она с испуга подхватила то, что попалось в зубы, после чего убежала. Еще по пути домой она заметила отличие своей ноши от истинного веса и запаха ягнят.

В это время в лесу рассвело, и волчица с ужасом увидела, что она похитила вместо ягненка щенка черного цвета. Заигравшись, щенок принялся догонять убегающую от него волчицу. Оказавшись в ее логове, щенок с удивлением и завистью наблюдал за тем, как волчата нежились с матерью

Спустя некоторое время он весело резвился с волчатами, а волчиха, так и не насмелившаяся его съесть, не стала больше обращать на него внимание

Когда щенку наскучило среди чужих зверей, он направился в сторону зимовья. Когда волчиха отправилась вновь за ягнятами, она боялась, что он вновь спугнет ее добычу и все ее волчата останутся голодными.

Позже из разговора сторожа Игната и его постояльца становится понятно, что люди так и не поняли, что ночью в зимовье пробралась волчица. Они были уверены, что щенок нашел лазейку для выхода на волю. Так ни в чем не виновная собака была наказана сторожем.

Рассказ А. П. Чехова «Белолобый» учит быть разборчивым, предусмотрительным и внимательным к своим питомцам, уметь им доверять. А для этого быть наблюдательным и любящим своих младших друзей.

Действующие персонажи

В рассказе большинство героев — животные. Происходящие события читатель видит от имени волчихи, а иногда щенка. В тексте представлены такие главные герои:

  • Белолобый — глупый, наивный, жизнерадостный, щенок, черный с белым пятном.
  • Волчица — больная, старая, заботится о своих волчатах, но уже не может охотиться в полную силу.

Но также в произведении есть второстепенные персонажи. Эти герои помогают больше прочувствовать и понять сложившуюся ситуацию:

  • Арапка — мать Белолобого, помощница Игната.
  • Игнат — безобидный добрый сторож, который живёт один в лесу.
  • Три волчонка — выводок волчицы.

Короткий пересказ «Белолобый»

Краткое содержание «Белолобый» Чехов для читательского дневника:

В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки… Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод.

Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами.

Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа. В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.

Главная мысль:

Основная мысль рассказа – в доброте, которая спасает и помогает, даже если она не идёт рядом с умом. Наивный щенок помогает волчице, которая просто хочет выжить, не стараясь никому специально навредить.

Рассказ «Ванька», который Чехов написал в 1886 году, – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ваньки» для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Кража собаки

Ранней весной, когда природа еще не отошла от зимнего периода, голодная старая волчица, чтобы сытно накормить собственный выводок направляется к хижине человека. Она намеревается украсть из хлева маленького барашка. В давние времена зверь охотился на крупных животных, но теперь силы быстро покидают его.

Около ее логова у оживленной дороги есть зимовье, в котором обитает пожилой сторож Игнат. У него есть проблемы со зрением, и он любит поговорить сам с собой, выговаривая странные фразы. Мужчина ходит со старым охотничьим ружьем по лесу и прогоняет диких животных. В хижине вместе с ним живет большая псина по имени Арапка.

Волчица уже долгое время проживала в этом лесу и знала, что у сторожа в хлеву находятся овцы, у которых совсем недавно появилось потомство. Она задумала выкрасть и съесть одного ягненка. Ночью зверь забрался на крышу сарая, разгреб гнилую солому и попал внутрь. Он упал на что-то мягкое и теплое. Начался переполох и животное, ухватив за шкуру неизвестное существо, выбежало из помещения.

Спустя некоторое время волчица поняла, что груз слишком тяжелый для барашка и пахнет совершенно иначе.

Настало утро, но Белолобый так и сидел у логова волчицы и громко лаял. У нее сильно разболелась голова от этого тявканья, и она была жутко голодна. Малыши с интересом смотрели на нового товарища и захотели поиграть с ним. При этом они поднимали много шума.

Вывод

Рассказ «Белолобый» учит детей понимать природу, любить ее. Автор, иронизируя, надеется, что они вырастут умнее и тоньше, чем сторож Игнат, рассуждающий «техническими категориями»: «полный перед» или «пружина в мозгу лопнула».

Много внимания Антон Павлович уделял крестьянским детям. В окрестностях Мелихово за его средства было построено три школы. Именно для детей написал Чехов «Белолобый». Главная мысль этого произведения, впервые напечатанного журналом «Детское чтение»: людям следует быть внимательнее к животным, пытаться осознать их потребности, тогда и их духовный мир станет глубже. Окружающая природа — тонка, ее нужно понять, а не относиться к ней механически, упрощенно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: