Н. сладков «в норе». план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Жизнь путешественника и писателя

Николай Иванович Сладков родился в столице, а в Ленинграде прожил всю жизнь. Он рано заинтересовался жизнью природы. В начальной школе уже вел дневник. В него мальчик записывал самые интересные наблюдения. Он стал юннатом. В.В. Бианки, замечательный натуралист, стал ему учителем, а потом и другом. Когда Н. Сладков стал постарше, то заинтересовался охотой. Но быстро понял, что убивать животных и птиц он не может. Тогда он взял в руки фотоаппарат и бродил по полям и лесам, выискивая интересные кадры. Профессия способствовала тому, чтобы Николай Иванович увидел наш необъятный мир. Когда он открыл для себя Кавказ и Тянь-Шань, то навсегда их полюбил. Горы притягивали его, несмотря на опасности, которые его подстерегали. На Кавказе он разыскивал снежного барса.

Это редкое животное обитает в труднодоступных местах. Н. Сладков поднялся на небольшой плоский участок горы и случайно обрушил на него каменную глыбу. Он оказался на крошечном закрытом участке, где было только гнездо беркутов. Больше недели он жил там, думая, как оттуда выбраться, и питаясь той пищей, которую взрослые птицы приносили птенцам. Затем из веток гнезда он сплел нечто вроде веревки и спустился вниз. Побывал Николай Иванович и в и на холодном Белом море, и в древней Индии, и в жаркой Африке, занимался, как сейчас говорят, дайвингом, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки и фотографии. Они значили для него очень многое. Перечитывая их, он снова погружался в мир странствий, когда возраст уже не позволял ему отправляться далеко. «Серебряный хвост» — так называлась первая книга, которую составили рассказы Сладкова. Он вышла в 1953 году. После этого будет еще очень много книг, о которых пойдет рассказ ниже.

Лесные шорохи

Окунь и НалимЧ удеса подо льдом! Все рыбы сонные — один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?— А то, что для всех рыб зимою — зима, а для меня, Налима, зимою — лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!— Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…Выдра и Ворон— Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?— Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.— Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!Заяц и Полёвка— Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть — терпи до весны. А где ещё та весна — за горами да за морями…— Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли — там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.Барсук и Медведь— Что, Медведь, спишь ещё?— Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался — пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!— А может, Медведь, нам вставать пора?— Не пора. Спи ещё.

— А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?— Не бойся! Она, брат, разбудит.— А что она — постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!— Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока — небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.Сорока и Оляпка— О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!— И плавать и нырять!

— А замёрзнешь?— У меня перо тёплое!— А намокнешь?— У меня перо водоотталкивающее!— А утонешь?— Я плавать умею!— А… а… а проголодаешься после купания?— Ая для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперед
  • В конец

Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?

Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)

Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.

Э. Шим. Весна.

Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:

  • «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» —  и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
  • «всякая мелкая живность  засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
  • «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
  • «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?

 Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)»

Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле

Нарисуйте Весну в ее упряжке.

Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.

 Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.

Проталина

Наступила весна. Солнце стало сильнее припекать, зажурчали ручьи, лес начал пробуждаться после зимнего сна. В такое время обычно хочется, чтобы весна пришла как можно скорее, чтобы быстрее распустились почки на деревьях, показались из-под снега первые цветы, прилетели птицы. И как это обычно бывает, когда чего-то сильно ждешь, это что-то никак не наступает. Заяц любил весну. Он с нетерпением ждал, пока его огород освободится от снега, но в этом году снега зимой навалило столько, что, казалось, он и до лета не растает. Целыми днями Заяц бродил по лесу, смотрел как весна прогоняет зиму, пытался угадать, как потекут большие ручьи, заходил к старым друзьям. Как-то раз он зашёл к своему другу, Ёжику. — Привет, Заяц, — поздоровался Ёжик, — рад, что ты зашёл. А я вот весенней уборкой как раз занимаюсь. Поможешь кровать передвинуть? — Конечно, — кивнул Заяц, — хоть какое-то занятие. — Ты что, скучаешь что ли? – Поинтересовался Ёжик, двигая кровать. — Скучаю, — вздохнул Заяц, — хочется, чтобы весна скорей бы пришла. — А ты в доме уже уборку сделал? Смотри, сколько пыли за кроватью! – Ёжик взял тряпку и стал мыть пол. – Если зиму из дома тряпкой не прогнать, то весна и не наступит. — Да сказки всё это, — махнул лапой Заяц и сел за стол, — тем более что у меня дома всегда чисто. — Ты молодец, а я вот зимой не могу убираться дома. Настроение не то. А вот на счет сказок ты ошибаешься. Конечно, зима в моей комнате не прячется, но прогнать её всё же можно. Ёжик закончил мыть пол, огляделся по сторонам. — Кажется, всё. Можно идти. — Куда идти, — не понял Заяц. — На весну смотреть, — пояснил Ёжик, надевая калоши. — О чем ты говоришь? Куда не иди, везде зима ещё. — А вот и не везде, — улыбнулся Ёжик. – Я тут на днях такое интересное место нашел. Там уже весна совсем наступила. — Не может быть, — не поверил Заяц. — Может! Идем, и сам всё увидишь. Друзья вышли на улицу. Солнце светило ярко. Подтаявший снег блестел, словно огромные горы хрусталя. Где- то под снегом журчали ручьи. Ёжик повел друга по утоптанной тропинке вниз по реке. — Ну, скажи, куда мы идем? — Зайцу не терпелось разгадать, что задумал Ёжик. — Не скажу, — хитро улыбался Ёжик, — а то сюрприза не получится. Какое-то время друзья шли молча. Было очень скользко и постоянно приходилось смотреть под ноги. — Да я весь лес знаю! Что ты можешь показать, чего я не видел? — Идем-идем. Совсем немного осталось. — А я догадался, мы идем к домику мышей. Верно? — Верно! – Радостно подтвердил Ёжик. — И что в этом интересного? — А вот, смотри! – Ёжик остановился и указал лапой на большую кочку. Заяц взглянул, и рот его сам собой открылся от удивления: посреди тающих сугробов ярким зеленым пятном красовалась большая кочка, покрытая молодой травкой. Проталина выглядела так необычно, так сказочно, что заяц невольно залюбовался ей. Он подошел поближе. Проталина была аккуратно расчищена от снега. Старые листья и ветки собраны отдельно в кучу. Камешками был выложен небольшой заборчик, ограждавший участок от ручья. Кроме травы на проталине росли подснежники и еще какие-то ранние цветы. Маленькая Мышь вскапывала крошечной лопаткой огород. Она заметила гостей и повернулась. — Ёжик, Заяц? Здравствуйте! Не ожидала вас увидеть. Особенно тебя, Заяц. — Привет, — поздоровался Заяц. – Почему это меня особенно? — Да ты не обижайся. Просто Ёжик заходит иногда весной, но ты же такой хозяйственный, весной у тебя и минутки нет свободной.

Зимние долги

Расчирикался Воробей на навозной куче – так и подскакивает! А Ворона как каркнет своим противным голосом:
– Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
– Крылья зудят, Ворона, нос чешется, – отвечает Воробей. – Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
– А вот испорчу! – не отстаёт Ворона. – Как задам вопрос!
– Во напугала!
– И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
– Клевал.
– А зёрна у скотного двора подбирал?
– Подбирал.
– А в птичьей столовой у школы обедал?
– Спасибо ребятам, подкармливали.
– То-то! – надрывается Ворона. – А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
– А я один, что ли, пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…
– Ты других не путай! – хрипит Ворона. – Ты за себя отвечай. Брал в долг – отдавай! Как все порядочные птицы делают.
– Порядочные, может, и делают, – рассердился Воробей. – А вот делаешь ли ты, Ворона?
– Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. И Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
– Ты тоже за других не ручайся! – упирается Воробей. – Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:
– А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад – там Синица в новой дуплянке живёт.

– Поздравляю с новосельем! – Воробей говорит. – На радостях-то небось и про долги забыла!
– Не забыла, Воробей, что ты! – отвечает Синица. – Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес – там Дятел стучит. Увидал Воробья – удивился:
– По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
– Да вот расчёт с меня требуют, – чирикает Воробей. – А ты, Дятел, как расплачиваешься? А?
– Уж так-то стараюсь, – отвечает Дятел. – Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…
– Ишь ты, – задумался Воробей. – А я думал…

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
– Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что, хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Страницы: 1

Как медведя переворачивали

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:

– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!

– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле: шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

– И не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!

А Медведь своё:

– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела – не вытерпела:

– Ах ты тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!

– Ты – Медведя?! – ахнули звери.

– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать.

Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги – как дым из трубы.

Мышка высунулась и пищит:

– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!

Лучшие ответы

Яна Н-р:

Виталий Бианки «Кто о чем поет» В этом рассказе рассказывается о том, что не только певчие птицы умеют петь. Прочитав рассказ вы узнаете, как могут петь безголосые птицы, а также насекомые. Например: Бекас поет перышками в хвосте, а аист трещит одной половинкой клюва о другую. А дятел поет так, что получается барабанная дробь.

Николай Сладков «Своя песня» В этом рассказе говорится о замечательном таланте скворца-подражателя. Зимовал он рядом с другими птицами. Но все птицы были разные и не понимали языка друг друга. И стал тогда скворец подражать пению и щегла, и чижа, и синицы, и других птиц. Повеселели все птицы, а скворец сою песню дополнил новыми звуками.

Андрей Я:

Ищи в интернети!

Саммервайн:

это краткое содержание книги!

Юрий:

Возьми любую книжку, деточка,… прочти, и напиши, что ты обо всем этом думаешь… получишь «Пятерочку»….

максим тарасенко:

напиши пиши о мастере и марнарите, булгакова, довольно интересный для всех поколений

ОТВЕТЫ

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ МОЛЧА

задания

I
вариант

Н.И. Сладкое «Проталина»

II
вариант

Е.И. Носов «Радуга»

III
вариант

К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

1

Птицы
спорили о том, кому принадлежит проталина

о
необычном явлении природы – радуге поздней
осенью

легенда

2

Она
её первая увидела.

рассказ

Давно,
очень уже давно…

3

Он о
ней мечтал всю зиму

в
поэтических верховьях
речки Тускарь;

в пятидесяти километрах
от Курска

В
городе Винета
жил богатый купец
Уседом

4

Он
здесь родился

появлению
поздней осенью радуги

очень
богато и роскошно

5

Весна,
солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. Я жажду песен!

(Возможны другие варианты)

поздней
осенью

в
большом тёмном лесу

6

вытолкнуть
землю из норы

…висела
радуга – огромная, расцвеченная пёстрыми
лентами арка

любимый
конь Догони-Ветер

7

Сколько
в поле проталин – столько в небе и жаворонков!

Возможны
варианты

описаний. Например:

«Она казалась необыкновенно яркой и
широкой»

…не
было коня быстрее и красивее Догони-Ветра

8

Весной
проталины появляются. Сколько в поле
проталин – столько в небе и жаворонков! А
петь-то как над проталинами хорошо!

тем,
что радуга движется

Не
хотел содержать больного
и слепого коня

9

Всё
живое радуется весне

въехать
в радужные ворота (вариант ответа)

Купец
торжественно обещал:
что бы с ним ни случилось…

10

Весна
принесла каждому то, что он хотел (вариант ответа)

Верховья
речки Тускарь
названы поэтическими,
потому что в этих местах жил и работал Афанасий
Афанасьевич Фет
(стихи А.А. Фета изучались
в 3 классе)

Такое
собрание народа для решения его собственных дел,
для суда
и расправы, называлось вече

11

заботиться
о Догони-Ветре
до его смерти

12

Догони-Ветер
имел полное право звонить в вечевой колокол

13

1.
Купец Уседом.

2. Встреча с разбойниками.

3. Догони-Ветер спасает хозяина.

13

4.
Жизнь слепой лошади.

5. Решение веча

14

«Справедливый
суд», «Долг платежом красен» (возможны другие
варианты)

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ
И ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Комплексная разноуровневая
контрольная работа

Вариант I

1. а) «Весна в лесу» Н.А.
Заболоцкого; б) «Тихая моя родина» Н.М. Рубцова; в)
«Школа» С.В. Михалкова.

2. Эпитет – это художественное
определение.

3. Схема «Родные поэты»:
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет,
Н.М. Рубцов, И.А. Бунин, Н.А. Заболоцкий
(любые варианты).

4. Рифмующиеся строки: 1–3, 2–4.
Четверостишие.

5. Сергей Владимирович Михалков.

6. Ваня Солнцев – герой повести
В.П. Катаева «Сын полка».

7. С.В. Михалков. «Как старик
корову продавал».

8. Это диалог Вани Солнцева и
капитана Енакиева из повести В.П. Катаева «Сын
полка».

9. Катаев Валентин Петрович,
Рубцов Николай Михайлович, Михалков Сергей
Владимирович, Носов Николай Николаевич, Барто
Агния Львовна.

10. Кроссворд: Драгунский, Катаев,
Рубцов, Барто, Заболоцкий, Носов, Свифт.

Вариант II

1. Восьмистишие. К.М. Симонов. «Сын
артиллериста».

2. Схема «Русские писатели»:
В.П. Катаев, А.П. Платонов, Л.Н. Толстой,
Н.Н. Носов, Н.П. Вагнер (любые варианты).

3. 1–3, 2–4. Перекрёстная.

4. Сергей Владимирович Михалков.

5. Ваня Солнцев – герой повести
В.П. Катаева «Сын полка».

6. 1–3, 2–4. Четверостишие.

7. В отрывке говорится о Фее
Фантасте из произведения Н.П. Вагнера «Фея
Фантаста».

8. Очерк – это произведение, в
котором точно описывается событие или
происшествие из реальной жизни.

9. Николай Николаевич Носов,
Николай Петрович Вагнер, Николай Михайлович
Рубцов, Михаил Александрович Шолохов, Андрей
Платонович Платонов.

10. Кроссворд: Леночка, Васнецов,
Федя, Фантаста, Биденко.

Вариант III

1. Н.П. Вагнер. «Фея Фантаста».

2. Схема «Авторы очерков»:
М.А. Шолохов, Н.С. Шер, И.С. Соколов-Микитов,
С.В. Михалков, А.И. Куприн, К.И. Чуковский
(любые варианты).

3. Портрет – описание внешнего
облика литературного героя.

4. Этот отрывок – из сказки в
стихах С.В. Михалкова «Как старик корову
продавал» (текст в учебной хрестоматии).

5. В очерке «Великий сказочник»
К.Г. Паустовский рассказывает о
Х.К. Андерсене.

6. «Путешествие Гулливера»;
Гулливеру; в Лилипутии; в Великании. Этот отрывок
– из очерка В. Рыбакова «О книге Дж. Свифта»
(текст в учебной хрестоматии).

7. Иван Иванович Дмитриев, Иван
Иванович Хемницер, Иван Андреевич Крылов,
Александр Ефимович Измайлов, Сергей
Владимирович Михалков.

8. «Воспоминания об А.П. Чехове»
А.И. Куприна, «В гостях у Сетон-Томпсона»
В.М. Пескова, «Великий сказочник»
К.Г. Паустовского, «Николай Алексеевич
Некрасов» К.И. Чуковского, «Слово о Крылове»
С.В. Михалкова.

9. Схема «Произведения
С.В. Михалкова»: «Школа», «Зеркало», «Как
старик корову продавал», «Хижина дяди Тома»,
«Чужая беда» (любые варианты изученных
произведений).

10. Кроссворд: Рубцов, Свифт,
Михалков, Пушкин, Толстой, Паустовский, Вагнер,
Куприн, Чуковский.

В лесу

Сколько знаний надо, чтобы понять поведение медведей! Ими обладает Сладков. Рассказы о животных — этому подтверждение. Кто бы знал, медведицы очень строго относятся к своим малышам. А медвежата — любопытные и непослушные. Пока мама дремлет, возьмут и забредут в чащу. Там интересно. Медвежонок уже знает, что под камнем прячутся вкусные насекомые. Только его надо перевернуть. А перевернул камень медвежонок, и камень придавил ему лапку — больно, и насекомые разбежались. Видит мишка гриб и хочется его съесть, но по запаху понимает — нельзя, ядовитый. Рассердился на него малыш и стукнул по нему лапой. Гриб лопнул, и полетела мишке нос желтая пыль, зачихал медвежонок. Прочихался, огляделся и увидел лягушку. Обрадовался: вот оно — лакомство. Поймал и начал ее подбрасывать и ловить. Играл, да и потерял.

А тут и мама из-за куста смотрит. Как хорошо встретить маму! Она сейчас его приласкает и поймает ему вкусную лягушку. А мама как даст ему такую оплеху, что малыш покатился. Обозлился на маму до невозможности и грозно на нее рявкнул. И снова покатился от оплеухи. Мишка поднялся и побежал по кустам, а мама за ним. Только и слышались удары

«Вот как учат осторожности» — подумалось натуралисту, который тихонько сидел у ручья и наблюдал за отношениями в семье медведей. Рассказы Сладкова о природе учат и читателя внимательно приглядываться ко всему, что его окружает

Не пропускать ни полета птички, ни круженья бабочки, ни игры рыбок в воде.

Вежливая галка

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый – альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и все растреплет.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели – солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода Деда Мороза.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит. Ветер её треплет – так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!

Моя галка кусок свой схватила в клюв – и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!

А чужая галка хвать у моей кусок из клюва – и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала – клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе – под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, – думаю, – чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая – драчунья». Ничего я тогда не понял…

А недавно вижу: обе галки – моя и чужая – сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.

Эге, гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.

Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.

Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.

Э. Шим. Всему свой срок

Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети

Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и  удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!

Немного о лесной жизни

Лес красив в любое время года. И зимой, и весной, и летом, и осенью в нем идет тихая и тайная жизнь. Но она открыта для внимательного взгляда. Только не каждый умеет в нее всмотреться. Этому учит Сладков. Рассказы о жизни леса в течение каждого месяца года позволяют узнать, почему, например, переворачивается медведь в своей берлоге. Каждый лесной зверек, каждая птичка знает, что если мишка повернется на другой бок, то и зима повернет на лето. Уйдут лютые морозы, день удлинится, а солнышко начнет пригревать. А медведь знай себе крепко спит. И пошло все лесное зверье будить мишку, просить его перевернуться. Только всем медведь отказывает. Он пригрелся на боку, ему сладко спится, и переворачиваться он не собирается, хоть все и просят. И что же подсмотрел Н. Сладков? Рассказы сообщают, что малюсенькая мышка высунулась из-под снега и пропищала, что быстро повернет лежебоку. Она побегала по его мохнатой шкуре, пощекотала его, небольно покусала остренькими зубками. Не выдержал мишка и перевернулся, а за ним и солнце повернуло на тепло да на лето.

Тетеревиные ноты

Ещё не поют в лесах тетерева. Ещё только ноты пишут. Пишут они ноты так. Слетает один с берёзы на белую поляну, надувает шею, как петух. И семенит ножками по снегу, семенит. Крылья полусогнутые волочит, бороздит крыльями снег – нотные строчки вычерчивает.

Второй тетерев слетит да за первым по снегу как припустит! Так точки ногами на нотных строчках и расставит: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!»

Первый сразу в драку: не мешай, мол, сочинять! Чуфыркнет на второго да по его строчкам за ним: «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до!»

Прогонит, поднимет вверх голову, задумается. Побормочет, побормочет, повернётся туда-сюда и лапками на своих строчках своё бормотание запишет. Для памяти.

Потеха! Ходят, бегают – расчерчивают снег крыльями на нотные строчки. Бормочут, чуфыкают – сочиняют. Песни свои весенние сочиняют и ножками да крыльями их на снегу записывают.

Но скоро кончат тетерева песни сочинять – начнут разучивать. Взлетят тогда на высокие берёзки – сверху-то хорошо ноты видно! – и запоют. Все одинаково запоют, ноты у всех одни и те же: бороздки да крестики, крестики да бороздки.

Всё разучивают да разучивают, пока снег не сойдёт. А и сойдёт – не беда: по памяти поют. Днём поют, вечером поют, но особенно по утрам.

Здорово поют, как по нотам!

Заячий хоровод

Мороз ещё на дворе. Но особый мороз, весенний. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце — горит. С зелёных осин капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне деревьев вода блестит, а теневая затянута матовым панцирем льда.Порыжели ивняки, ольховые заросли полиловели. Днём плавятся и горят снега, ночью пощёлкивает мороз. Пришла пора заячьих песен. Самое время ночных заячьих хороводов.Как зайцы поют, по ночам слышно. А как хоровод водят, в темноте не видать.Но по следам всё понять можно: шла прямая заячья тропа — от пенька до пенька, через кочки, через валежины, под белыми снежными воротцами — и вдруг закружила немыслимыми петлями! Восьмёрками среди берёзок, кругами-хороводами вокруг ёлочек, каруселью между кустами.Будто закружились у зайцев головы, и пошли они петлять да путать.Поют и пляшут: «Гу-гу-гу-гу-у! Гу-гу-гу-гу-у!»Как в берестяные дудки дуют. Даже губы раздвоенные трясутся!Нипочём им сейчас лисицы и филины. Всю зиму жили в страхе, всю зиму прятались и молчали. Довольно!Март на дворе. Солнце одолевает мороз.Самая пора заячьих песен.Время заячьих хороводов.

II. Основная часть

Логопед: Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»

Чтение адаптированного рассказа, выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та…  Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).

Логопед: —  Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).

— Что значит Сорока застрекотала? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).

— Что значит гаркнуть? (Подать громко голос).

— Что значит щебетать? (Издавать пение).

— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

Логопед: — Что увидела Сорока?

— Что застрекотала Сорока?

—  Кто оказался на проталине?

— Что хотела сделать Сорока?

— Кто появился неожиданно?

— Что гаркнул Грач?

—  Кто прилетел на шум?

—  Что защебетал Жаворонок?

—  Пока птицы спорили, что происходило?

— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

— Куда разлетелись птицы?

—  Как птицы встречали весну?

Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Солнце засветило,           (руки через стороны поднять вверх)

Сугробы растопило.        (присесть)

Теплую погоду                 (встать)

Принесла весна.               (руки развести в стороны)

Грачи к нам прилетают,  (махи руками)

И еж                                   (голову опустить, руки скрестить на груди)

С медведем знают,            (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Пора им просыпаться,      (потянуться)

Весною любоваться.         (похлопать в ладоши)

Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.

Повторное чтение рассказа.

Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.

Артикуляционная гимнастика

ВЕСНА

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пересказы детей

Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?

Дети: — Посылка (бандероль).

Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи,                  (движение «делаем пирожки»)

Прилетели к нам грачи.            (изобразить птицу)

Этот грач испек пирог,             (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал,                  (потрогать мизинец)

И пирог у них склевал.               (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)

Раз, 2, 3, 4, 5,                               (соединить пальцы правой и левой руки)

Выходи грачей считать.             (сжимать и разжимать кулачки)

Фонограмма «Звуки весеннего леса»

Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

 Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.

Заяц в штанах

Вылиняли у зайца-беляка задние ноги. Снега ещё нет, а у него ноги белые стали. Будто белые штаны надел. Раньше бурого зайца никто и на поляне не замечал, а теперь он и за кустом сквозит. Всем как бельмо на глазу! В ельник забился — синицы увидели. Окружили и давай пищать: — Заяц в штанах, заяц в штанах! Того и гляди лиса услышит. Заковылял заяц в осинник. Только под осинкой залёг — сороки увидели! Как затрещат: — Заяц в штанах, заяц в штанах! Того и гляди волк услышит. Замелькал заяц в густель. Там ёлку вихрь повалил. Легла ёлка вершиной на пень. Как шалашиком, пень покрыла. Вспрыгнул беляк на пень и притих. «Вот, — думает, — теперь от всех спрятался!» Шёл по лесу охотник и видит: в самой густели будто глазок на небо сквозит. А какое там небо, если позади лес чёрный. Заглянул охотник в лесной глазок — заяц! Да близко — ружьём ткнуть можно. Ахнул охотник шепотком. А заяц — некуда податься — шасть прямо на охотника! Отшатнулся охотник, запутался ногами в валежнике и упал. А когда вскочил, только белые штаны заячьи мелькали вдали. Опять увидели зайца синицы, запищали: — Заяц в штанах, заяц в штанах! Сороки увидели, затрещали: Заяц в штанах, заяц в штанах! И охотник кричит: — Заяц в штанах! Вот штаны: ни спрятать, ни переменить, ни сбросить! Хоть бы уж снег поскорей — беспокойству конец.

I. Организационный момент

Логопед вместе с детьми: — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!

Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

Дети: — Весна.

Логопед: — Какое время года было до весны?

Дети: — Зима.

Логопед: — А какое время года будет после весны?

Дети: — Лето.

Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».

Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).

Весной небо высокое (чистое, голубое).

Весной прилетают перелетные птицы.

Весной на крышах появляются сосульки.

Весной земля мягкая (рыхлая).

Весной облака пушистые.

Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.

Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)

Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)

А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)

Проходите на свои места.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: