Мастер Птица
Мы ехали из пустыни в город Куня-Ургенч. Кругом лежали пески. Вдруг я увидел впереди не то маяк, не то фабричную трубу.
— Что это? — спросил я у шофёра-туркмена.
— Старинная башня в Куня-Ургенче, — ответил шофёр.
Я, конечно, обрадовался. Значит, скоро мы выберемся из горячих песков, очутимся в тени деревьев, услышим, как журчит вода в арыках.
Не тут-то было! Ехали мы, ехали, но башня не только не приближалась, а, наоборот, как будто отодвигалась всё дальше и дальше в пески. Уж очень она высокая.
И шофёр рассказал мне такую историю.
В далёкие времена Куня-Ургенч был столицей Хорезма — богатой, цветущей страны. Со всех сторон Хорезм окружали пески. Из песков налетали на страну кочевники, грабили её, и не было никакой возможности уследить, когда и откуда они появятся.
И вот один мастер предложил хорезмскому царю построить высокую башню. Такую высокую, чтобы с неё было видно во все концы. Тогда ни один враг не прокрадётся незамеченным.
Царь собрал своих мудрецов и попросил у них совета. Мудрецы подумали и решили так:
«Если с башни будет видно во все концы, значит, и сама башня тоже будет видна отовсюду. И врагам станет легче до нас добраться. Башня укажет им путь. Поэтому совершенно ясно, что мастер — государственный изменник. Ему нужно отрубить голову. А строительство башни воспретить».
Царь не послушал мудрецов. Он приказал построить башню.
И тут произошла неожиданная вещь: башню ещё не закончили, а вражеские набеги прекратились. В чём же дело?
Оказывается, мудрецы рассудили правильно: башня была видна отовсюду. И враги, увидев её, думали, что до Хорезма совсем близко. Они бросали в песках медлительных верблюдов, которые везли воду и пищу, на быстрых конях мчались к манящей башне и все до одного погибали в пустыне от жажды и голода.
Наконец один хан, предводитель кочевников, погубив лучшее своё войско, разгадал секрет хорезмийцев. Он решил отомстить.
Не зажигая ночных костров, прячась днём во впадинах между песчаными грядами, хан незаметно привёл свою орду к самому подножию башни.
Старый мастер ещё работал на её вершине, укладывая кирпич за кирпичом.
— Слезай, пёс!- крикнул ему разгневанный хан. — Я отрублю твою пустую голову!
— Моя голова не пуста, она полна знаний, — спокойно ответил мастер. — Пришли-ка мне сюда наверх побольше бумаги, клея и тростника. Я сделаю из тростника перья, склею из бумаги длинный свиток и запишу на нём всё, что знаю. Тогда моя голова и в самом деле станет пустой, и ты, отрубив её, ничего не потеряешь: у тебя останутся мои знания.
Хан согласился. Мастер спустил с вершины башни верёвку, к ней привязали пакет с бумагой, клеем и тростником. Старый мастер склеил из бумаги и тростника большие крылья и улетел.
Тогда хан сказал своему летописцу:
— Запиши в историю всё, что произошло, чтобы наши внуки знали, на какой мерзкий обман, на какую низкую ложь, на какое гнусное вероломство способны эти хорезмийцы.
— А летописец ответил:
— Конечно, мастер обманул тебя. Он сделал не свиток, а крылья и полетел на них. Но это уже не простой обман, а высокий разум. И наши внуки будут восхищаться человеком, который научился летать.
— Ничего не записывай в историю! — разозлился хан. — Пусть никто не знает, как нас одурачили.
Прошли века. Люди забыли, как звали грозного хана, как звали царя и его трусливых мудрецов. Но каждому мальчишке в Куня-Ургенче известно, кто был мастер и что он совершил, словно это случилось совсем недавно.
Звали его Уста Куш, что в переводе означает Мастер Птица.
Презентация на тему: » Итоговый тест по литературному чтению 2 класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О. МАОУ СОШ 47 г.Калининград.» — Транскрипт:
1
Итоговый тест по литературному чтению 2 класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О. МАОУ СОШ 47 г.Калининград
2
Прочитай текст. Аист и соловей Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей-музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо: -Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста на порог, постучал в дверь и сказал: -Нужно делать вот так! -Всё ясно!- обрадовался аист.- Это и есть музыка?- и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством. Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке. Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц: -Эй, слышите! Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка. Если не верите, спросите старого мудреца. ( В.Берестов)
3
ЧАСТЬ 1 1. В какой из сборников следуют поместить это произведение? 1) в сборник рассказов 2) в сборник авторских сказок 3) в сборник народных сказок 2. Сколько персонажей в этом тексте? 1) 2 2) 3 3) 4 3. Укажи верный вариант ответ а на вопрос «Для чего птицы послали аиста и соловья к мудрецу?» 1) набраться мудрости 2) учиться танцевать 3) учиться петь 4. Кто первым попал к мудрецу? 1) аист 2) соловей 3) попали одновременно
4
5. С какими словами обратился аист к мудрецу? 1) -Здравствуй мудрец! Пожалуйста, научи меня музыке. 2) -Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке! 3) -Мудрец! Научи меня петь. 6. Какая характеристика подходит соловью? 1) приветливый 2) чудной 3) невежливый 7. Чему у мудреца научился аист? 1) красиво петь 2) стучать клювом 3) кричать 8. Выбери пословицу, которая наиболее точно передаёт главную мысль произведения. 1) Где ум, там и толк. 2) Умный себя винит, глупый- своего товарища. 3) Ум хорошо, а два лучше.
5
Часть 2 9. Отметь слова, характеризующие аиста
(Обрати внимание: ответов может быть несколько.) 1) глупый 2) скромный 3) ловкий 4) грубый 5) хвастливый 6) капризный 10. Почему мудрец не захотел учить пению аиста, а решил научить соловья? Ответ:______________________________________________________ 11
Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста. А) Соловей поёт, а аист стучит клювом. Б) Когда птицы не умели петь. В) Соловей у мудреца. Г) Аист у мудреца. Ответ:______________________________________________________ 12. Выпиши из текста предложение, в котором аист описывает своё пение. Ответ:________________________________________________________ 13*. Кто тебе понравился, а кто нет? Почему? Ответ:____________________________________________________
6
Проверь себя ! заданияОтвет , 4, 5 10Свободный ответ. ( Аист был груб и нетерпелив, а соловей вежлив.) 11Б, Г, В, А 12Это и есть настоящая музыка 13*Свободный ответ