Русская народная сказка «царевна несмеяна»

Краткое содержание

В одной стране жил царь, у которого была красивая дочка. У мужчины все было хорошо, но его сильно тревожило то, что девушка никогда не улыбалась, поэтому ее звали Несмеяной. Однажды правитель решил исправить эту ситуацию и издал указ, что кто сможет рассмешить молодую особу, тот возьмет ее в супруги и получит полцарства в придачу.

В этой стране жил добрый работник, обычный юноша. Он исправно трудился, не брал лишние деньги, был честным перед работодателем и богом. Парень исправно отработал много лет и решил повидать свет.

За проделанную работу он получил всего 3 монеты, но был рад и этой плате. Затем работник отправился в долгий путь, где познакомился с мышью, жуком и сомом, которым и отдал все свои сбережения.

Юноша очень долго шел и очутился в городе, где жил царь со своей дочерью. Из-за указа правителя на городских улицах было не протолкнуться. Работник пошел к терему, в котором проживала Несмеяна. По дороге к жилищу на парня напал сон, и он заснул, свалившись в грязь.

Однако тут появились мышь, жук и сом. Они начали помогать герою встать и отряхивали его. Девушка долго смотрела на это представление и неожиданно рассмеялась.

Образ в сказке

Персонаж царевна Несмеяна – нечто среднее между Спящей Красавицей и Василисой Премудрой. Первая ничего не чувствовала, находясь во сне, вторая обладала мудростью и логикой, а потому смеяться над глупостями в ее случае грешно. Характер Несмеяны совпадал с описаниями темпераментов подобных героинь восточных легенд. В них даже простая улыбка принцессы провоцировала цветение благоухающих садов, поэтому ее пытались выдать замуж за того, кто мог бы все время веселить девушку.

Спящая Красавица и Василиса Премудрая

Царь-отец всегда хотел видеть, как его любимая дочь смеется, а не плачет. Грустный лик царевны заставляет его переживать о состоянии девушки. Поэтому правитель использует любой шанс, чтобы заставить Несмеяну забыть о тоске. Смех царевны становится задачей государственного уровня. Рассмешивший царскую дочку возьмет ее в жены, чтобы веселить постоянно.

Любопытно, что даже имя царевны – Несмеяна – выбрано не случайно. Логично предположить, что оно описывает, насколько грустной была девушка. В то же время в скандинавских сказаниях упоминался персонаж по имени Сканди. Это – не смеявшаяся принцесса. Ее имя дало название государству, а также конфликтам – скандалам.

Царевна Несмеяна и Царь

Биография Несмеяны малопривлекательна. Девушка флегматична, постоянно находится во дворце и не может радоваться ничему из того, что ее окружает. Ее жизнь роскошна: отец позаботился, чтобы у дочери было все, чего может пожелать девушка такого статуса. Но ее не радуют ни немыслимые богатства и ресурсы, ни простые утешения смертных в виде солнечного света и других природных явлений. Доставить царевне удовольствие пытались все в государстве. Каких утех только не придумывали, чтобы проблеск улыбки озарил ее лицо. Но все было тщетно.

Удалось осуществить невероятное простому работнику. Угрюмая девушка весело расхохоталась от непринужденного поведения мужика, который не ставил себе цели стать ее женихом. Оказалось, что для радости героини достаточно простой, естественной и искренней глупости – такой, как чих или случайное падение.

Царевна Несмеяна (арт)

Настолько простым был работник, сумевший покорить царевну. Зарабатывавший своим трудом, он никогда не видел заслуженных денег, которые, как ни странно, ему предлагал хозяин. Скромный мужик брал свою монету, да и ту терял, подходя напиться воды у колодца. На третий год работы его угораздило сохранить деньги. На радостях работник решил мир посмотреть и себя показать. К тому моменту, как он прибыл ко дворцу Несмеяны, деньги закончились, так как по пути он помогал зверям: сому, жуку да мыши. Увидев красоты царского терема, работник обомлел и упал в грязь. Тут подоспели звери, которым он успел помочь. Они чистили его платье от грязи, и это рассмешило царевну Несмеяну.

Почему же такая мелочь смогла поразить девушку? Она – интересный персонаж для психологов. Специалисты считают, что окружающая девушку действительность чужда героине. Увидеть, насколько легка и проста жизнь, ей помогла случайность. Веселье и приятные стороны существования стали очевидными для царевны. В этом и заключается мораль сказки Афанасьева.

Сказка Принцесса-Несмеяна

Жил-был король и была у него единственная дочь, его гордость и любовь. Нежная, добрая, красивая, и само совершенство, мог бы сказать король, если б не одна загвоздка: принцесса никогда не смеялась. Никто и ничто не могло ее развеселить.

Ее отец, король, наоборот, веселился всегда. Придворный шут еще только открывал рот, а Его величество, восседая на троне, уже покатывался от хохота. Уловить соль хорошей истории или умной загадки – тут Его величеству не было равных. Но принцесса слушала, хмурясь, а когда рассказчик замолкал, изрекала: «Забавно», «Неужели?», «А что случилось потом?».

– Дорогая моя, – бывало, говорил король, вытирая выступившие от смеха слезы, – неужели ты не поняла? Это же шутка!

На что Принцесса обычно отвечала ему: «Да, я понимаю, что это шутка, папа, но почему она вызывает столько шума?»

Ибо Ее королевское высочество всегда утверждала, что понимает шутки не хуже других. И отличалась она от короля только одним: когда Его величество видел шутку, он издавал некие оглушающие звуки, а вот когда такое происходило с принцессой – она не хотела издавать какие-либо звуки

Так стоило ли обращать внимание на это различие?

– Дорогая моя, – качал головой король, – причем здесь хотение? Если у тебя есть чувство юмора, ты просто должна смеяться.

– А я вот не смеюсь, – отвечала ему принцесса.

– Знаю, – вздыхал король. – Не смеешься.

И тем почитал себя очень несчастным. Потому что нет на свете ничего более приятного, чем рассказать хорошую историю дорогому тебе человеку, к примеру любимой дочери, наблюдать, как появится улыбка на ее лице, как внезапно зазвенит ее серебристый смех, засмеяться самому, вместе насладиться веселой шуткой. Но в этом удовольствии принцесса отцу отказывала.

Он делал все, что мог. Прочитал ей от корки до корки очень забавную книжку, которая называлась «Тысяча веселых историй, собранных Мейни Соурсом», выдерживая паузу после каждый, дабы ее смех не наложился на следующую. Но принцесса ни разу не засмеялась. Король прочитал ей книжку еще раз, и вновь не выжал из нее ни смешка. Тогда он дал дочери другую книжку, «Веселые сказания далеких стран», и пока она читала, озабоченно наблюдал за ее лицом, но не заметил и тени улыбки.

Что бы ни говорил или делал, что бы ни говорил или делал придворный шут, лицо принцессы оставалось серьезным. Такая нежная, такая добрая, такая красивая – но смеяться она не могла.

Царевна-несмеяна

Дата создания: 1916-1926 г. Композиционный центр картины – фигура царевны в белоснежном платье с вышивкой золотой нитью по подолу – специально смещен вверх и вправо, чтобы разместить как можно больше фигур. Несмеяна сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воли – на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.

Описание картины Виктора Васнецова «Царевна-несмеяна»

Данная картина писалась по, конечно же, всем известной русской народной сказке, которая имеет большую популярность среди российских и советских детей. В этой сказке рассказывалось об одном очень опечаленном царе, который всё никак не могу рассмешить свою единственную и прекрасную дочь. И она всегда находилась в грустном и опечаленном настроении. Конечно же, как и любой отец, который очень любит свою дочь, он просто не мог смотреть на свою дочь, которая гасла на глазах. И именно в это время ему пришла идея, созвать всех людей своего царства, для того, чтобы развеселить свою ненаглядную дочурку. И у кого это получится, тот получит и половину царства и еще женится на прекрасной царевне.

На самой же картине изображена в центре сама главное героиня, из-за которой все и собрались. Она очень грустна и опечалена чем-то, а вот люди вокруг нее, напротив, очень веселые и задорные, так как пытаются хоть как-то развеселить красавицу. Царица восседает на очень высоком троне, значительно возвышаясь над остальными людьми. Ее взгляд полон печали и грусти, а также ее поза говорит о том, что она очень сильно устала от всех этих людей, которые окружили ее.

Но все эти женихи, которые приехали из совершенно других стран, совершенно ей не нравятся и не интересуют ее, она их просто не замечает. Все, конечно же, очень стараются ее развеселить, но у них это очень плохо получается. Васнецову очень четко удалось показать границу между этой девушкой и всеми остальными людьми, окружившими ее.

Это художник смог сделать, с помощью фигуры самой царевны. В первую очередь, она восседает на очень высоком троне, который, конечно же, возвышает ее над всеми остальными присутствующими. Ее поза очень статна, что также говорит о том, что эта девушка из высшего общества и все остальные ей не ровня.

«Царевна Несмеяна» — читательский дневник по русской народной сказке

Русская народная сказка «Царевна-Несмеяна» была записана известным собирателем народного фольклора Александром Афанасьевым и вошла в сборник его народных сказок.

Описание книги для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка

Название: Царевна Несмеяна

Число страниц: 4.

Издательство «Алтей».

Год издания 2021 год

Жанр: Сказка

Главные герои

Несмеяна – грустная царевна, которая никогда не смеялась.

Царь – любящий, заботливый отец, человек слова.

Работник – честный, трудолюбивый парень, простой, добрый.

Краткое содержание и сюжет

В царском дворце, среди богатства и роскоши, жила царевна Несмеяна. Девушка никогда не смеялась, и ничто не веселило и не радовало ее. Царю было горько смотреть на свою вечно печальную дочь, и он издал указ – тот, кто рассмешит царскую дочь, получит ее в жены.

Во дворце собрались все желающие побороться за руку красивой царевны: князья, бояре, купцы. Они закатывали веселые хмельные пиры, но Несмеяна по-прежнему оставалась грустной.

В этом же царстве жил честный и ответственный работник. Когда хозяин поставил перед ним мешок с деньгами, чтобы тот сам взял оплату за год своей работы, парень взял лишь одну монетку. Но и ту он выронил, когда наклонился к колодцу испить воды. Он решил, что плохо работал, и стал еще усерднее стараться.

Спустя год история повторилась – из всего мешка взял работник одну монетку, но обронил ее в колодец. Он стал стараться изо всех сил, и спустя год, взяв из мешка еще одну монетку, в колодце обнаружил, как две заработанные им монетки всплыли на поверхность. Работник решил, что Бог оценил его старания. Он забрал свои монетки и отправился, куда глаза глядят.

По дороге работник встретил мышку, жука и сома. Каждое из животных попросило у него по монетке, и работник раздал все свои деньги. Когда он добрался до дворца, то так устал, что улегся спать прямо в грязь. Тут появились мышка, жук и сом, и принялись ухаживать за парнем – снимать с него одежду, обувь, отгонять мух. Увидев эту картину, царевна Несмеяна весело рассмеялась. Царь сдержал свое слово, и отдал дочь замуж за простого работника.

План пересказа

  • Грустная царевна.
  • Царский указ.
  • Никто не может рассмешить царевну.
  • Работник и мешок денег.
  • Монетки в колодце.
  • Работник раздает монетки зверям.
  • Работник смешит Несмеяну.
  • Свадьба.

Чему учит

Сказка учит тому, что нужно честно и добросовестно трудиться, не лениться при исполнении своих обязанностей. Также учит быть добрым, щедрым, отзывчивым, с легкостью относиться к проблемам.

Отзыв

Жаль молодую царевну – она хоть и жила в роскоши, но никогда не знала веселья, и жизнь ее была тоскливой и унылой. Ей повезло, что она повстречала работника, который оказался очень хорошим человеком, добрым, отзывчивым, щедрым. В свою очередь, работник заслужил право на счастье своими прекрасными личными качествами.

Пословицы

  • Для кого труд радость, для того жизнь счастье.
  • Кто много смеется, тому легче живется.
  • Кто сам ко всем лицом, к тому и люди не спиной.

Вывод (мое мнение)

Мужик был очень трудолюбивый и честный, а еще совестливый и добрый. Он не пожалел последних денег для жука, мышки и сома, и они отплатили ему добром за добро.

Пересказы

В Викитеке есть полный текст Царевны Несмеяны

Царевна Несмеяна — один из героев фильма-сказки «По щучьему веленью», поставленного Александром Роу в 1938 году.

В 16-м выпуске киножурнала «Ералаш» (1978 год) никто не может рассмешить Несмеяну, кроме школьника, который не умеет вести себя за столом.

В одну из книг Книжного клуба улицы Сезам под названием «Алфавитный сборник рассказов» включён пересказ «Царевны Несмеяны», в котором два человека с помощью ксилофона и йо-йо безрезультатно пытаются насмешить принцессу. История заканчивается тем, что Бисквитный монстр, который прятался за ними, съедает оба инструмента и смешит принцессу.

Сказка «Несмеяна-царевна»

Русская народная сказка

Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные — и празднуют; живут горемычные — и трудятся; каждому своя доля!

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.

Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем. «Пускай, — говорит, — пытаются развеселить Несмеяну-царевну; кому удастся, тому она будет женою». Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут — и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды — царевна все не смеется.

На другом конце в своем уголке жил честной работник; по утрам он двор убирал, вечерами скот пасал1, в беспрестанных был трудах. Хозяин его — человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол: «Бери, — говорит, — сколько хочешь!», а сам в двери и вышел вон. Работник подошел к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал ее в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь — денежка у него выкатилась и потонула на дно.

Остался бедняк ни при чем. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет. «Все, — говорит, — бог посылает; господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. Видно, я худо рачил2, мало трудился, теперь стану усердней!» И снова за работу — каждое дело в его руках огнем горит! Кончился срок, минул еще год, хозяин ему мешок денег на стол: «Бери, — говорит, — сколько душа хочет!», а сам в двери и вышел вон. Работник опять думает, чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить; взял денежку, пошел напиться и выпустил невзначай из рук — денежка в колодезь и потонула. Еще усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина все бутеет3; чья скотина ноги завивает4, а его по улице брыкает; чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить. Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол: «Бери, работничек, сколько душа хочет; твой труд, твоя и деньга!», а сам вышел вон.

Берет работник опять одну денежку, идет к колодезю воды испить — глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил; обрадовался и думает: «Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!» Подумал и пошел куда глаза глядят. Идет он полем, бежит мышь: «Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сама пригожусь!» Дал ей денежку. Идет лесом, ползет жук: «Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!» Дал и ему денежку. Поплыл рекой, встрелся сом: «Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!» Он и тому не отказал, последнюю отдал.

Сам пришел в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти — не знает. А перед ним стоят царские палаты, сребром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь. Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет. Глядела-глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась. «Кто, кто развеселил мою дочь?» — спрашивает царь. Тот говорит: «Я»; другой: «Я». — «Нет! — сказала Несмеяна-царевна. — Вон этот человек!» — и указала на работника. Тотчас его во дворец и стал работник перед царским лицом молодец-молодцом! Царь свое царское слово сдержал; что обещал, то и даровал. Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была, — так надо верить.

Ссылки:

1 Пас.

2 Усердно старался (Ред.).

3 Толстеть, наливаться, тучнеть (Ред.).

4 Тащиться, плестись (Ред.).

Несмеяна-царевна // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники).
Т. 2. — 1985. — С. 332—333.

Альтернативный текст:

Несмеяна-царевна — Русская народная сказка

Сказка «Несмеяна-царевна», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.

НеумойкаРусская народная сказка
Отслужил солдат три
войны, не выслужил и выеденного яйца, …

Никита КожемякаРусская народная сказка
Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалы…

Рекомендуем Вам послушать

Класс хорошая и запись и текст

Класс хорошая и запись и текст

Русские народные аудиосказки

Аудиосказки народов мира

аудиосказки по возрасту:

для маленьких (72)
для детей 3-4-5 лет (624)
для детей 6-7-8 лет (962)
для детей 9-10 лет (412)

аудиосказки по интересам:

Пастушок и король эльфов

Слушайте сказку «Пастушок и король эльфов» онлайн на сайте Мишкины книжки. Жил на свете пастушок Лассе, мать у него давно умерла, отец женился на другой женщине, но тоже умер . И остался Лассе один с…

Малютка Роза и долговязая Злючка

Слушайте сказку «Малютка Роза и долговязая Злючка» онлайн на сайте Мишкины книжки. Жили-были король с королевой и была у них прелестная дочка Малютка Роза. Королева заболела и умерла, и король женился на другой женщине…

Явись, мой слуга

Слушайте сказку «Явись, мой слуга» онлайн на сайте Мишкины книжки. Один голодный человек зашел вечером в открытую хижину и нашел там бумажку с надписью «Явись, мой слуга». Если произнесешь эту фразу — явится старичок-тролль, который…

Слушайте сказку «Златовласка» онлайн на сайте Мишкины книжки. В одной стране был королем злой и сварливый старик. Пришла однажды к нему во дворец торговка свежей рыбой и сказала, что если её зажарить и съесть —…

Слушайте «Айвенго» онлайн на сайте Мишкины книжки. Исторический роман, в котором молодом рыцарь Айвенго копьем и мечом защищает свою честь и честь своей возлюбленной леди Ровены. В судьбе юноши горячее участие принимают тайно возвратившийся в…

Бедность не порок

Слушайте «Бедность не порок» онлайн на сайте Мишкины книжки. Действие комедии происходит в России в середине 19 века, в уездном городе, в доме купца Торцова. Этот богатый купец решил изменить привычный жизненный уклад и зажить…

Девочка и птицелёт

Слушайте роман «Девочка и птицелёт» онлайн на сайте Мишкины книжки. Действие романа происходит в послевоенные годы в Киеве. Главная героиня — подросток Оля пишет стихи и мечтает сделать летательный аппарат. Неожиданно ее другом становится второгодник…

Слушайте рассказ «Весенняя земля» онлайн на сайте Мишкины книжки. Радиопостановка по повести «Книжка про Гришку». Мальчика Гришку на лето отправили к дяде за город. Там у него появились новые знакомые. Там Гришка впервые задумался о…

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского наполеоновского войска….

Слушайте аудио стих «Бочонок собачонок» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Слушайте аудио стих «Диета термита» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

Слушайте аудио стих «Дождик» Заходера Б. онлайн на сайте Мишкины книжки.

  • О проекте
  • Правообладателям
  • Политика конфиденциальности

Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

Пересказ по плану

Краткое содержание сказки «Царевна Несмеяна» учит читателей тому, что всегда нужно трудиться на совесть и не проявлять лень по отношению к своей работе. Главный смысл заключается в том, что рано или поздно, человек получит награду за свой тяжкий труд. Структуру текста можно разделить на несколько частей или использовать план для пересказа, например:

  1. Знакомство с грустной царевной.
  2. Распоряжение отца.
  3. Труженик и награда за работу.
  4. Потеря монет.
  5. Раздача денег.
  6. Смех царевны.
  7. Исполнение обещания.

О́тзывы читателей

Я очень люблю такие поучительные сказки. Еще в детстве познакомилась с «Царевной Несмеяной». Меня поражает то, как автор написал это произведение, указывая на то, какой герой щедрый, хотя не имеет ничего за душой. Он не пожалел заработанные копейки и отдал просто так. Сегодня это звучит как-то дико.

Ирина

Мне кажется, что эта история не только о труде, который рано или поздно будет оплачен сполна, но и о простом народе. Обычный работяга становится богатым человеком, и теперь у него самого есть прислуга, а ведь он сам когда-то был таким. Это глубокое произведение, его хочется закончить такими словами «Если счастье долго ждать, оно обязательно придет».

Илья

Суть написания сказки в том, что обычный человек имеет право на счастье. Автор четко дал это понять, так как на его месте должен был быть богатый барин или князь. Описываемый герой заслуживает счастливой жизни за свое доброе отношение к окружающим. Вера

Как так вышло

Насупившись, словно обдумывая заданный ему вопрос, он отступил на пару шагов, потом повернулся к королю.

– Ваше величество, поскольку я видел Ее королевское высочество изо дня в день, много дней подряд, я позволил себе смелость полюбить ее. Если Ваше величество сейчас объявит, что она должна выйти замуж за графа Хоппо, будет лучше, если больше я ее не увижу. Но я рискну обратиться к ней с последней просьбой. Я прошу ее сойти с трона, чтобы она попрощалась со мной здесь, не как принцесса с верноподданным, а как девушка с юношей.

И он опустился на одно колено, ожидая решения.

– Я попрощаюсь, – ответила принцесса.

Она направилась к нему, но по пути наступила на масляный каток, ноги ее взлетели в воздух, а попкой она, соответственно, ударилась об пол.

Принцесса вскрикнула от боли, придворные – от ужаса. Десяток рук подняли принцессу на ноги и поддерживали, пока она выслушивала королевские слова утешения.

– Странная получается история, – воскликнул граф Ролло. – Как вышло, что Ваше королевское высочество не смеется? Разве это не забавная шутка?

Король подозрительно глянул на него.

– И что все это означает? – сурово спросил он. – Эти разговоры о прощании служили только одной цели – заставить шлепнуться об пол Ее королевское высочество?

– Именно так, Ваше величество, – поклонился граф Ролло. – Я надеялся, что веселая шутка графа Хоппо позабавит нас вновь, – он вновь посмотрел на принцессу. – Вашему королевскому высочеству не смешно?

– Нам не смешно, – холодно ответила принцесса.

– Абсолютно не смешно, – гордо изрек король.

– Но Ваше королевское высочество так смеялись, – напомнил граф Ролло.

– Тогда был совсем другой случай, – отрезал король.

Граф Ролло заулыбался.

– Отсюда, Ваше величество, следует, что не масляный каток графа Хоппо заставил принцессу засмеяться, а мои на удивление смешные дрыгание ногами и падение на пол.

Вот тут пришла очередь улыбнуться и принцессе, которая поняла, к чему клонит граф Ролло.

– Ну конечно же, – в голосе короля звучало искреннее изумление. – Почему-то я не подумал об этом раньше, хотя на самом деле так оно и есть. Что ты скажешь, дорогая моя?

– Разумеется, папа, – без запинки ответила принцесса. – Меня рассмешил граф Ролло, а не граф Хоппо.

Граф Хоппо почувствовал, что дело принимает нежелательный для него оборот.

– Это я рассмешил ее, Ваше величество, это я! – воскликнул он. – Если бы упал я, принцесса смеялась бы так же громко, как и при падении графа Ролло! Сейчас вы в этом убедитесь! Смотрите! – с этими словами он бросился к масляному катку. Но не рассчитал скорости и, когда ноги его заскользили, по инерции вылетел в окно и плюхнулся в королевский пруд, находившийся двадцати футами ниже.

– Как вульгарно, – поморщила носик принцесса.

Граф Ролло женился на принцессе, они жили долго и счастливо и часто радостно смеялись. А вот что случилось с графом Хоппо после того, как его вытащили из пруда я не знаю

Действительно, не так уж это и важно

Заставить рассмеяться

И вот пришел день, когда король понял, что он этого не вынесет, что так или иначе юную принцессу надо заставить рассмеяться. Со своими проблемами он поделился с канцлером, как водится, мудрейшим человеком во всем королевстве. Тут самое время отметить, что у канцлера был сын, граф Хоппо. Он не выделялся ученостью, красотой или храбростью, собственно, не выделялся ничем, но в семье молодого человека иначе как шутом не зазывали. Так что решение у канцлера нашлось сразу.

– Я бы предложил Вашему величеству известить верноподданных Вашего величества о том, что тот, кто первым рассмешит Ее королевское высочество, будет вознагражден рукой Ее королевского высочества и половиной королевства Вашего величества.

– Что ты на это скажешь, любовь моя? – поинтересовался король у дочери.

– Поступайте, как пожелаете, – ответила принцесса. – Я не засмеюсь, потому что у меня нет желания смеяться. Не стремлюсь я и замуж, но, воля ваша.

Король повернулся к канцлеру.

– Пусть объявят о следующем, – приказал он. – Начиная с завтрашнего дня, в полдень, в течение получаса ко двору будут допущены те, кто знает смешные загадки или веселые шутки. Тот, кто первый рассмешит принцессу, получит ее в жены.

– А как насчет половины королевства? – озабоченно спросил канцлер.

– А это обязательно? – полюбопытствовал король.

– Абсолютно, Ваше величество.

– Очень хорошо. Пусть будет так. Завтра в полдень мы ждем первых претендентов.

И в полдень у дворца собрались те, кто знал веселые загадки и забавные шутки. Среди первых прибыл и граф Хоппо. А потом один за другим они загадывали свои загадки или рассказывали свои истории, а Ее королевское высочество их выслушивала.

Новое в блогах

В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru

Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.

В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.

В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.

В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.

В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru

Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».

В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru

Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.

Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru

«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: profi-news.ru

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: travel.rambler.ru

Виктор Михайлович Васнецов1848-1926

Виктор Михайлович Васнецов — замечательный русский художник. Многие его картины знакомы вам еще со школы.

Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи. В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на котором очень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины.

На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок. Первые уроки рисования, данные ему отцом, пробудили у мальчика неуемную тягу к изобразительному искусству. Из-за нее он впоследствии оставил семинарию, уйдя из предпоследнего философского класса и отправившись на учебу в Петербург.

Но далеко не сразу Виктор Михайлович обратился к былинным сюжетам и масляной живописи, на первых порах отдавая предпочтение жанровым сценам и графике. Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки. Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения. Цвет на этих картинах является только второстепенным инструментом, лишь помогающим максимально мощно выразить высокую концентрацию образной энергии, передающую зрителю ясно ощутимый внутренний импульс.

Тем не менее, несмотря на весомый духовный посыл, произведения Виктора Михайловича глубоко лиричны, романтичны по своей сути и весьма самобытны по стилистике. Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории.

Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. Он создал целый ряд великолепных росписей, множество оформительских и декоративных работ, выполнил несколько уникальных архитектурных проектов, в число которых вошел и проект его собственного сказочного дома-мастерской.

Революцию художник Васнецов так и не принял. Слишком резко конфликтовала она с тем миром грез и высокого искусства, который наполнял его душу. В последние годы жизни Виктор Михайлович занимался доработкой своих сказочных картин, оставив нам уникальное и обширное наследие, соприкосновение с которым вызывает в сердце неожиданный сладостный трепет, детское удивление сопричастности одухотворенной красоте.

На нашем сайте вы можете найти обширную переписку художника с коллегами Крамским, Репиным, Поленовым, меценатом и тонким ценителем искусства Третьяковым, друзьями и родственниками великого живописца. Она поможет вам глубже проникнуть в духовный мир художника, лучше понять и оценить творчество этого замечательного мастера кисти.

Здесь вы найдете также биографию художника, репродукции его работ, исследования творчества Виктора Михайловича, воспоминания о художнике и многие другие материалы.

Сайт предназначен исследователям, преподавателям, студентам, школьникам, а также всем, интересующимся историей русской живописи.

Нам хотелось бы, чтобы сайт объединил поклонников творчества этого мастера, помог им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Если у вас есть какие-либо материалы о жизни и творчестве Виктора Михайловича, и вы готовы поделиться ими с другими посетителями сайта напишите пожалуйста в гостевой книге. Мы с удовольствием их опубликуем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: