Сказка «иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Краткий пересказ повести «Детство» Горького по главам (краткое содержание)

Главная страницаПовесть «Детство» М. Горького

Алексей с матерью и бабушкой на пароходе. Художник П. Пинкисевич

Повесть «Детство» является частью знаменитой автобиографической трилогии Максима Горького. Повесть «Детство» состоит из 13 глав. В этой статье читайте краткий пересказ повести «Детство» Горького по главам: краткое содержание, изложение основных фактов и событий из каждой главы.

Глава I (Смерть отца и переезд)

Главный герой, мальчик Алексей Пешков, живет счастливо с родителями в Астрахани. Внезапно умирает отец мальчика (Максим Пешков). Накануне похорон мать мальчика (Варвара), рожает сына Никиту. Похоронив отца, Алексей с семьей плывет на пароходе в Нижний Новгород. В пути умирает младенец Никита. Его хоронят в Саратове, где пароход делает остановку.

Приехав в Нижний Новгород, мальчик поселяется в большой семье матери — семье Кашириных. Злая и вздорная семья Кашириных, их мрачный дом не нравятся мальчику. Дед Василий, глава семьи — богатый и уважаемый в городе человек. Он владеет мастерской по покраске тканей.

Глава II (Первое наказание)

Однажды за испорченную скатерть дед порет Алексея розгами до потери сознания. Мальчик болеет несколько дней и тяжело переносит эту травму. Отец и мать никогда не били Алексея и жили в любви. Поэтому мальчик с трудом привыкает к жизни у Кашириных, к вечным ссорам и грубости. После этого дед постоянно сечет Алексея розгами за разные провинности. Мать Алексея тоже страдает от жизни в родительском доме. Наконец она уезжает куда-то надолго. Воспитанием Алексея занимается бабушка.

Глава III (Смерть Цыганка)

Алексей дружит с Цыганком, который живет в семье Кашириных. Цыганок — молодой, веселый и добрый парень, подкидыш, которого воспитали старики Каширины. Цыганок любит воровать продукты на рынке. Бабушка не одобряет воровство Цыганка, но не может повлиять на него. У деда работает мастер Григорий. От него Алексей узнает страшную тайну дяди Якова: год назад тот насмерть забил свою жену. В начале зимы братья Каширины и Цыганок несут тяжелый крест на кладбище на могилу к жене дяди Якова. Крест падает на Цыганка и придавливает его насмерть. Дед и бабушка винят в этом злых дядьев Якова и Михайла. Глава IV (Пожар и смерть тетки Натальи)

Жизнь у Кашириных становится для Алексея все более невыносимой. Он мечтает сбежать из дома. Однажды у Кашириных случается пожар: горит мастерская. Бабушка ловко руководит тушением, и пожар быстро прекращается. В ту же ночь у тетки Натальи — жены дяди Михайла — начинаются роды. В родах она умирает.

Глава V (Разъезд семьи)

Наконец дед покупает себе новый дом. Семья разъезжается: в старом доме остается дядя Яков, а дядя Михаило уезжает жить за реку. В новом доме дед сдает комнаты квартирантам. Из-за этого в доме всегда шумно и суетно. Алексей страдает от этого. Иногда мать Алексея ненадолго приезжает домой, но вскоре снова уезжает куда-то. Дед начинает сам обучать Алексея грамоте. Мальчик учится хорошо, и дед меньше наказывает его розгами. Однажды в ссоре дед бьет бабушку в лицо кулаком. Мальчик все видит. Его ужасает эта очередная жестокость деда.

Глава VI (Война дяди Михайла с дедом)

Жизнь Алексея у деда снова превращается в кошмар. Почти каждое воскресенье к деду приходит дядя Михайло и устраивает погром. Дядя пытается попасть в дом, чтобы убить деда. Однажды в такой драке дядя Михайло ранит свою мать — бабушку Алексея. Маленький Алексей тяжело переносит все эти семейные конфликты, к которым привыкли остальные Каширины.

СОРАТНИКИ ИВАНА

МЕДВЕДЬ

     А теперь остановимся на соратниках Ивана-царевича. В нерешительности стоит главный герой сказки перед гигантским дубом.
     Слишком высоко висит сундук с Кощеевой смертью, и тут ему на помощь приходит могучий хозяин леса – медведь. Сильный и ловкий зверь взбирается на дерево и сбрасывает с его макушки заветный ящик.

Почему именно медведь?
     Всё просто: медведь на Руси многие тысячи лет был зверем священным. Он считался символом самого Великого Велеса – бога знаний, мудрости, духовного и материального богатства. Но медведь олицетворял собой не только Велеса, он был, и до сих пор остаётся тотемом восточных славян. В сказке образ медведя включает в себя два символа: мудрость древнего бога и мощь всего русского народа.

ВОЛК

     Второй соратник русского богатыря в борьбе с Кощеем – серый лесной волк. Это тоже символ, самого Перуна. Могучий Бог грозы, Бог справедливости, света и воинской доблести, появляясь на земле, предпочитает облик волка. Волк-Перун мудр, отважен и очень быстр, это на нём в других сказках Иван-царевич покрывает огромные расстояния. И здесь, в сказке о борьбе с Кощеем Бессмертным, требуется его волшебная скорость. Только Волк-Перун способен догнать заговорённого кощеева зайца, и с этой задачей он справляется.

СОКОЛ

     Теперь обратимся к другому персонажу сказки – соколу. Тёмные силы в образе чёрного ворона пытаются заклевать соколят. Не появись вовремя русский воин, это бы им удалось. Человек спасает гнездо сокола от разорения, он не равнодушен. Не равнодушен к человеку и сокол. Из пойманного волком зайца вырывается в небо утка, и навстречу ей из облаков устремляется сокол. Он догоняет волшебную утку и сбивает её на землю.

Что же хотел донести русский народ своим правнукам в образе «ясного Сокола»?
     То же, что и другими персонажами сказки. Сокол – это символ Божественного небесного огня. В сказке это сам Рарог – огонь небесной справедливости, враг Хаоса, всего тёмного, злого и низкого.

ЩУКА

     И последний персонаж сказки о Кощее бессмертном – щука. Это, пожалуй, один из самых загадочных персонажей сказки, и на нём надо остановиться подробнее.

Щука – представитель водной стихии, казалось бы, какое отношение она имеет к Космосу?
     Но если вспомнить наиболее древние мифы о сотворении вселенной, мы снова встретим воду, на этот раз небесную. Оказывается, небесный Океан стал первопричиной всего сущего. Он породил космический огонь, а небесный огонь, в свою очередь, — Проявленный Космос.

Что же всё-таки подразумевали древние под Вселенскими водами?
     Как предполагает современная наука – информацию, или, по понятию наших предков, — Навь. Из древнерусских мифов мы узнаём о том, как Навь, взаимодействуя с Явью, породила Правь – энергию созидания проявленной Вселенной. С утверждением древних согласна и современная высшая физика. Если согласиться, конечно, с тем что Навь древних – это информационное поле, а Явь – волевая энергия Высшего Сверхсознания. Следовательно, смерти Кощея удаётся ускользнуть из мира проявленного в мир непроявленный – информационный. Но, оказывается, информационное поле тоже обладает своим сознанием, и это сознание в образе Щуки отторгает Хаос, не укрывает его, а отдаёт на уничтожение. Мудрая русская сказка говорит о том, что Хаос не вечен, это временное явление во Вселенной, и в этом ещё одна её мудрость.
     Надо добавить, что победа над Кощеем русского богатыря – это не только его победа, это победа над тьмой всех сил природы. Русский воин по своей воле оказывается во главе этих сил. Он руководит ими, и они за ним следуют.

БАБА-ЯГА

     Важно отметить, что Иван-царевич на своём пути к Кощеевой смерти встречает старую женщину — Бабу-Ягу, женщину-йогиню, отшельницу, собирательницу мудрости и знаний. Это она даёт ему клубок, который в сказке приводит богатыря к дубу с висящим на нём хрустальным сундуком

Как известно из современных исторических источников, русские люди, кроме алфавитного письма имели ещё и письмо узелковое. Бечёвки с узелками сворачивались обычно в клубки. В сказке прямо сказано, что клубок привёл героя к цели, следовательно, герой должен быть человеком образованным.

Русская народная сказка

  одного мужика много было гороху насеяно. Повадились журавли летать, горох клевать.

“Постой, — вздумал мужик, — я вам переломаю ноги!”

Купил ведро вина, вылил в корыто, намешал туда меду; корыто поставил на телегу и поехал в поле. Приехал к своей полосе, выставил корыто с вином да с медом наземь, а сам отошел подальше и лег отдохнуть.

Вот прилетели журавли, поклевали гороху, увидали вино и так натюкались, что тут же попадали. Мужик — не промах, сейчас прибежал и давай им веревками ноги вязать. Опутал веревками, прицепил за телегу и поехал домой.

Дорогой-то порастрясло журавлей, протрезвились они, очувствовались, стали крыльями похлопывать, поднялись, полетели и понесли с собою и мужика, и телегу, и лошадь. Высоко! Мужик взял нож, обрезал веревки и упал прямо в болото.

Целые сутки в тине сидел, едва оттуда выбрался. Воротился домой — жена родила, надо за попом ехать, ребенка крестить.

— Нет, — говорит, — не поеду за попом!

— Отчего так?

— Журавлей боюсь! Опять понесут по поднебесью; пожалуй, с телеги сорвусь, до смерти ушибусь!

— Не бойся! Мы тебя к телеге канатом прикрутим.

Вот хорошо, положили его в телегу, обвязали канатом, лошадь поворотили на дорогу; стегнули раз, другой — она и поплелась рысцою. За деревней-то был колодец, а лошадь-то была не поена; вздумалось ей напиться, свернула с дороги в сторону и прямо к колодцу; а колодец был без сруба, а упряжь-то без шлеи, и узда без повода, а хомут большой, просторный; лошадь наклонилась к воде, а хомут через голову и съехал долой. Вот лошадь напилась и пошла назад, а мужик с телегою остался у колодца.

На ту пору выгнали охотники из лесу медведя; медведь бросился со всех ног, набежал на телегу, хотел перескочить, прыгнул — да прямо в хомут и попал! Видит, что беда на носу, и пошел валять что есть силы с телегою.

— Батюшки, помогите! — кричит мужик.

От того крику медведь еще пуще напугался; пошел таскать по кочкам, по яругам, по болотам. Прибежал на пчельник, полез на дерево и телегу за собой потащил — захотелось, видно, медку попробовать. Влез на самую верхушку, а телега вниз тянет: бедный медведь и сам не рад — ни взад, ни вперед!

Немного спустя времени пришел хозяин, увидал медведя.

— Ага, — говорит, — попался! Вишь ты какой бездельник, мишка: не просто за медом пришел, на телеге приехал!

Схватил топор и ну рубить дерево под самый корень. Дерево повалилось наземь, разбило телегу и задавило совсем мужика; а медведь выскочил из хомута да бежать: только унеси бог ноги!

Вот каковы журавли!

Латышская народная сказка

авным-давно жил злющий-презлющий король, который по- всякому мучил своих подданных. Издал однажды король указ о том, что всех стариков отцов, когда они уже совсем работать не смогут, сыновья должны в лес отвозить — пусть там помирают, тогда в королевстве больше хлеба будет. И вот каждый, у кого отец состарился, отвозит старика в лес и оставляет там.

Как-то зимой собрался один крестьянин отвезти своего старика отца в лес. Посадил его на санки, привязал, чтоб не свалился, и в лес потащил, а стариков внучонок за ним увязался. Зашли они поглубже в лес, решил крестьянин оставить здесь отца и домой вернуться, да мальчонка просит:

— Не бросай санки! Возьми их домой!

— Зачем тебе санки-то понадобились? — спрашивает крестьянин. А сынишка ему и отвечает:

— На чем же я тебя в лес свезу, когда ты состаришься?

Тут крестьянин и призадумался: «Ведь и я старым буду, а ну как и меня вот так же в лес отвезут и бросят. Негоже мне своего старика здесь оставлять». Думал он, думал, а потом взял и повез отца домой. Привел старика в погреб и говорит:

— Тут теперь будешь жить. Каждый день крестьянин приносил отцу еду; так и зажил старик в погребе, и никто об этом не знал. И вот выдался такой год, когда во всем королевстве начался страшный голод. Ни у кого не осталось ржи на посев, а на прокорм — и подавно. Стал крестьянин приносить отцу хлеба все меньше и меньше. Терпел старик, терпел, да как-то раз и спрашивает сына:

— Поначалу ты мне хлеба больше давал, а теперь все меньше и меньше. С чего бы это? Рассказал крестьянин отцу все про голод, про то, что ни у кого нет больше ни зернышка ржи — ни на хлеб, ни на посев. Подумал старик, подумал и говорит сыну:

— Сдери-ка ты с нашего старого овина кровлю да обмолоти солому еще разок, зерно посей, вот и будет у тебя хлеб.

Вышел крестьянин во двор и призадумался, как же быть-то. Обдирать кровлю, нет ли, да и найдется ли в той соломе хоть зернышко? А голод все пуще лютует. Решился крестьянин: ободрал кровлю, обмолотил солому и набрал — себе на диво — целых два сиека ржи, которую тут же и посеял. А на следующий год, когда ни у кого и колоска не было, рожь у него выросла такая — любо-дорого глядеть. Весть о том, что у одного хозяина есть рожь, разнеслась вскоре по всей стране и дошла до самого короля. Приказал король позвать крестьянина во дворец. Делать нечего, пришлось крестьянину идти. Спрашивает его король:

— Где ты ржи на посев достал, — ведь во всем королевстве ни зернышка не осталось? Не хотелось крестьянину правду говорить, думал — несдобровать ему, если узнает король, что он старика отца в лесу не бросил. Однако видит — не вывернуться ему, и рассказал королю все про старика, про то, как отец велел ободрать кровлю с овина. Призадумался тут король и с той поры не заставлял уж стариков в лес отвозить — пусть себе живут, пока сами не помрут.

Сплин — Сказка — текст

Мы шли доpогой гоpемык искать свою сyдьбy,
В одной деpевне на ночлег стаpик пyстил в избy,
Мы пили кpепкий самогон — хозяин был к нам добp,
Река бежала за окном, шyмел сосновый боp…

Я пью чyть больше чем могy, но меньше, чем хочy,
Когда я пью я не пою — я не пою, кpичy,
Никто мне глоткy не заткнет, не запpетит мой пляс,
Но тyт стаpик сказал: «Дай я», и начал свой pассказ.

Иван был сказочно богат, но не имел детей,
Иван накpыл дyбовый стол и пpигласил гостей,
Он пеpеспал с одной вдовой — вдова сказала: «Жди»,
Тепеpь зима, я pазpешyсь, когда пойдyт дожди.

Иван, счастливый, захpапел, как кpасноаpмейский полк,
Он кpепко спал, когда во сне емy явился волк.
Волк молвил: «Если хочешь дочь – бpось головy в огонь,
Захочешь сына — так отдай мне пpавyю ладонь;
Не бyдь yпpямым как осел, бyдь чистым как слеза,
Но знай: захочешь обманyть — вдова pодит козла».

Сказав всё это волк исчез, Иван откpыл глаза,
Вдова лежала на бокy, поглаживая зад,
Иван напялил на себя ботинки и тpyсы,
Запpяг тpёх быстpых воpоных, и кони понесли.

Иван скакал четыpе дня к Кyдыкиной гоpе,
Там на гоpе жил дpyг Макаp — весь в злате, сеpебpе,
Макаp слyжил гоpодовым и пpопивал наваp,
Узнав о ваниной беде, сказал: «споймаем тваpь!»

Они pасставили капканы вдоль лесных доpог,
Попались в них лиса и заяц, но не попался волк,
Дpyзья надыбали жpатвы и pинyлись в леса,
Пока гонялись за волками — кончилась весна…

Иван всё лето пил вино, гyляя вдоль болот,
Вдова сидела y окна и гладила живот,
Однажды авгyстовским днем, заслышав Ванин кpик
Вдова схватила кеpосин и подожгла тpостник.

То был, как есть, yсловный знак – заполыхал пожаp,
Ещё не настyпил сентябpь, как пpискакал Макаp;
Макаp pаздвинyл камыши и глянyл сквозь огонь,
А там Иван без головы – и где его ладонь?..
Макаp pyгнyлся: «ё-моё!» но тихо, не со зла,
Вдова не дождалась дождей и pодила козла…

С тех поp пpошло двенадцать лет, Макаp за взятки сел,
Козла пyстили в огоpод и козлик окосел,
Иван схоpонен y болот — там тихо, ни дyши,
И из гpyди его pастyт цветные камыши…

Стаpик закончил, тихо встал, откpыл нам сеновал,
Дpyзья заснyли сей же час, и только я не спал;
Я дyмал, глядя на лyнy, что стало со вдовой,
Всю ночь сквозь хpап моих дpyзей я слышал волчий вой…

К разделу: ПЕСНИ ГРУППЫ СПЛИН

Сплин — Сказка — слушать

Интересные факты

Песня группы «Сплин» «Сказка» написана в духе русских народного фольклора. В ней нашли отражение типичные для нашей культуры сюжеты, талантливо зарифмованные и положенные на ритмическую основу. Песня представляет интерес для поклонников коллектива и интересующихся современной русской рок-музыкой, но до звания хита не дотягивает. В радиоэфире она не прижилась.

Официальный клип на эту композицию снят не был. Однако, тематический ролик смонтирован поклонниками коллектива. В интернете гуляет видео с кадрами из кинофильма «Люми», снятого в 1991 году режиссёром Владимиром Зиминым. В качестве звуковой дорожки здесь использована студийная версия песни.

Примеры

Что такое присказка в сказке? Особый настрой или необходимое вступление? Народные сказки родились из древних легенд о богах и чудищах, их рассказывали на общих сходах, праздниках, знакомили молодежь с традициями предков

Потому и требовалось мелодичное и яркое начало, которое бы подчеркнуло торжественность и важность речи рассказчика. Но со временем присказка переросла первоначальное значение, она стала во многом предсказывать сюжет или же его объяснять

Некоторые известные писатели перенимали манеру употребления присказок из русских народных сказок и использовали их уже в своих произведениях. Например, у А. С. Пушкина в «Золотом петушке» звучит такой зачин: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…».

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Иван-дурак

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.

Иван-дурак на печи

Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.

Иванушка-дурачок

Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Борис Шергин. Волшебное кольцо

– Мужичок, што это вы все с животными балуете? – Вот змея давим. Купи? Мужик отдал змея за три копейки. Даже в бумагу завернул. Змея и провещилась человеческим голосом: – Ваня, ты не спокаиссе, што меня выкупил. Я не проста змея, а змея Скарапея. Ванька с ей поздоровался. Домой заходит: – Мама, я змея купил. Матка язык с перепугу заронила. На стол забежала. Только руками трясет. А змея затенулась под печку и говорит: – Ваня, я этта буду помешшатьсе, покамес хороша квартира не отделана. Вот и стали жить. Собака бела да кошка сера, Ванька с мамой да змея Скарапея. Кошка с собакой рыбьи внутренности стали ись да свое кольцо и нашли. Дак уж, андели! От радости мало не убились. Вижжат, катаются по берегу. Нарадовавшись, потрепали в город. Собака домой, а кошка к тюрьмы. По тюремной ограды на виду ходит, хвос кверху! Курняукнула бы, да кольцо в зубах. А Ванька ей из окна и увидел. Начал кыскать: – Кыс-кыс-кыс!! Машка по трубы до Ванькиной казематки доцапалась, на плечо ему скочила, кольцо подает. Уж как бедной Ванька зарадовался. Как андела, кота того принял. Потом кольцо с пальца на палец переменил. Выскочили три молодца: – Што, новой хозеин, нать?! – Нать мой дом стеклянной и мост хрустальной на старо место поставить. И штобы я во своей горницы взелся. Так все и стало. Дом стеклянной и мост хрустальной поднело и на Русь поташшило. Та царевна со своим дружишком в каком-то месте неокуратно выпали и просели в болото. А Ванька с мамкой, собака бела да кошка сера стали помешшаться во своем доме. И хрустальной мост отворотили от царского крыльца и перевели на деревню. Из деревни Ванька и взял себе жону, хорошу деушку. Вот и сказки конец, кто дочитал до конца, тот несравненный Молодец! Не было бы сказки Бориса Шергина,

Образ Кощея Бессмертного. Откуда он появился?

Любопытен и другой, не менее популярный персонаж русских народных сказок — Кощей Бессмертный.

По одной из версий, его прообразом является древнеславянский бог — Чернобог, имя которого упоминается в ряде летописей, но только после крещения Руси. Чернобога якобы называли Кощеем, или Черным змеем, повелевал он мертвыми в царстве тьмы, был богом холода, уничтожения, смерти и зла.

По другим предположениям, прототипом Кощея был половецкий хан Кончак, воевавший иногда с нашими предками. Хотя по большей части между славянами и половцами (кочевым народом) велась взаимовыгодная торговля, всё же в памяти славян он мог оставить и такой след.

А вот благодаря малоизвестной сказке «Про Кощея — богатыря» появилась версия о том, что это был русский богатырь, которого предали князья. После долгих лет заточения в башне о нём забыли и друзья, и враги, и сам он, забыв своё имя, стал называть себя Кощеем («пленником»). Но когда проржавевшие цепи дали свободу, богатырь подчинил себе армию врага, завоевал чужеземные города и вернулся на Русь, чтобы отомстить за предательство.

В настоящее время городок Старица Тверской области именует себя родиной Кощея Бессмертного, считая, что он был вполне исторической личностью. Согласно исследованиям В. К. Болдака, опубликовавшем в 2007 году статью «Реконструкция событий политической истории восточных славян II–V веков», Кощей и все что с ним связано — это воспоминание славян о событиях, которые происходили почти две тысячи лет назад. В разных письменных источниках у этого человека были разные имена: Кощей, Вострогот и столетний Германарих, но всё это было одно лицо. Это был германский полководец, «король» восточных готов, владения которого располагались на территории современного Крыма и Приазовья. Из сообщения Иордана следует, что Кощей Бессмертный был убит в 375 году после рождества Христова аж на 110 году жизни! По мнению историка, воспоминания о кровопролитной войне — страшном побоище в славянских землях сохранились в виде преданий о Кощее Бессмертном в русском фольклоре и о столетнем Германарихе — в германском.

В последние годы среди ученых появилось даже мнение о внеземном происхождении Кощея. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи. Видимо, добрым нравом он не отличался, потому и заслужил дурную славу. А вот железными доспехами он больше напоминает биоробота, замок его подобен космическому кораблю, а меч-самосек похож на лазерное оружие. И в самом деле, чем не Дарт Вейдер из «Звёздных войн»?

Происхождение его имени тоже неоднозначное: в древнерусском языке слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым»; имелось существительное «кощей» в значении раб, пленник, «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова «кощей» от слова «кость», т. е. худой, тощий. В «Слове о полку Игореве» слово «кощей» употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного (например, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить — бранить. А вот академик В. В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах «костить» означает не только хулить, ругать, но и портить, наносить вред, пакостить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: