Литературное наследие и его значение
Павел Петрович Бажов написал в общей сложности 56 сказов, выходивших в разных сборниках. Это главные произведения в биографии писателя, и аналогов в нашей стране и в мире такому явлению, как его самобытное творчество, нет. Конечно, можно говорить о том, что уральские сказы относятся к литературным сказкам, или же к обработке фольклорных мотивов и сравнивать Бажова с признанными мастерами пера в русской литературе этого направления – а это Сергей Аксаков, Лев Толстой, Александр Пушкин, Василий Жуковский, Пётр Ершов. Классификация в литературе нужна.
Но отнесение к тому или иному жанру всегда несколько условно, и к тому же ничуть не умаляет выдающегося таланта писателя, который создал свой мир, удивительный и прекрасный, настолько привлекательный, что его произведения переведены более чем на 100 языков. Его сказы многократно экранизированы, как в мультипликации, так и в художественном кинематографе, по ним ставятся пьесы, они легли в основу двух балетов, оперы, симфонической поэмы.
Павел Бажов — личная жизнь
Как уже сообщалось выше, до 32 лет Павел Бажов не был замечен в каких-либо серьезных отношениях. Он весь с головой был погружен в преподавательскую и революционную деятельность. Судя по складу характера писателя, он ждал ту самую настоящую любовь. В его случае ожидания оказались не напрасными.
Валентина Александровна и Павел Петрович вскоре после свадьбы
Выбор по любви
В 1911 году на выпускном вечере епархиального училища, где на тот момент работал Бажов, он сделал предложение своей 19-летней ученице Валентине Александровне Иваницкой. Судя по всему, он давно заприметил эту сильную духом, активную, талантливую девушку, но признаться в чувствах решился лишь при выпуске. Их младшая дочь Ариадна Павловна Бажова вспоминала:
Свой медовый месяц молодые провели в Крыму, в Ялте. Воспоминания о свадебном путешествии навсегда остались в их сердцах. А слова клятвы, данные друг другу в день святого венчания, они не нарушили всю свою жизнь. Сегодня на том месте, где стояла церковь, в которой венчались Бажовы, установлен большой камень с памятной надписью. Сюда приезжают влюбленные и молодожены, здесь проводят концерты и поэтические вечера.
Николаевская Церковь в селе Кашино, где венчались Бажовы.
И в горе, и в радости
Семейный союз Бажовых оказался на редкость крепким и счастливым. К сожалению, супругам пришлось пережить немало трагедий. Из семи их детей трое умерли в детском возрасте, а сын Алексей погиб в 19 лет на заводе. На их долю выпала революция, Гражданская война и Великая Отечественная, голод и немилость властей. Но их отношения преодолели все невзгоды.
В доме Бажовых всегда царили уют и взаимопонимания, ни бытовые, ни рабочие проблемы не могли вызвать разногласия между супругами. Однажды, в голодный тридцатый год, посоветовавшись с мужем, Валентина Ивановна снесла оба обручальных кольца на рынок, а на вырученные деньги купила муки и других продуктов и напекла пирогов. Дети вспоминали, что сама она к ним так и не притронулась…
Елена и Ольга – дочки Бажова
Павел Бажов — семья и дом
Большую часть жизни Бажовы прожили в Свердловске (ныне Екатеринбурге), в большом бревенчатом доме с высокими потолками. Здесь их семья жила с 1914 года, когда Павел Петрович взял кредит, чтобы выстроить для семьи собственный дом. На несколько лет, во время революции и Гражданской войны, дом занимали другие люди, но позднее Бажовы вновь заселились в свое семейное гнездо. Одной своей стороной дом был обращен в сад, который Бажовы полностью вырастили сами.
Валентина Ивановна пережила мужа на 20 лет. Все эти годы она посвятила тому, чтобы привести бумаги мужа в порядок и подготовить их дом для передачи государству в качестве музея П.П. Бажова.
Змеи в уральских легендах
В далёкой древности коренные племена Урала, зыряне и манси, пытались объяснить происхождение протянувшегося на три тысячи километров горного хребта. Учитывая форму Уральских гор, речь неизменно шла о змеях, которых в этих краях особенно чтили.
В сказаниях говорится, что некогда появился на свете Полоз, что решил охватить собою всю землю. Он был велик, и, не исключено, что такой замысел был бы воплощён в жизнь, но Полоз столкнулся с непредвиденной преградой. Оказавшись рядом с Северным Ледовитым океаном, он уткнулся в него и заледенел.
В народном эпосе “Урал-батыр” история нас снова приводит к змеям. Это предание повествует о борьбе богатыря со змеями. Поверженные драконы и другие рептилии падали в морскую пучину. Окаменевая, их тела превращались в горы, что стали возвышаться над землёй.
Уральский писатель Евгений Пермяк стал одним из авторов пересказов фольклора. Он сохранил легенду о появлении каменного пояса. Пересказывая старинное предание о замёрзшем Полозе, Пермяк указывает, что кровь существа превратилась в нефть, мышцы стали рудами, а чешуя обратилась в сверкающие самоцветы.
Предание о дочери Великого Полоза
Правда, наказание Полоза могло настигнуть и его собственных дочерей, а не только людей. Оно из башкирских преданий рассказывает о девушке-змейке, прозванной Золотой Косой.
Она славилась неземной красотой и гордилась прекрасными косами цвета чистого золота. Всё шло благополучно, но однажды во время прогулки красавица увидела молодого богатыря Айлыпа, в которого без памяти влюбилась.
Суровый отец не был доволен таким раскладом, а потому запретил дочери выходить из дома. Вт только Золота Коса ослушалась приказа, за что сразу же была наказана. Её косу Великий Полоз удлинил на 10 саженей.
Бедная девушка не могла ступить и шагу с такой тяжестью, однако своей помощницей Золотая Коса сделала служанку, что рассказывала ей обо всём, передавала послания богатыря.
Тем не менее, в этой истории последнее слово осталось за Великим Полозом. Влюблённый богатырь должен был ждать встречи раз в три года, когда отец оставлял девушку одну.
Великая Отечественная
В июне 41-го Павлу Бажову уже исполнилось 62 года. Идти на фронт он не мог, поэтому в первый же день войны явился в обком партии и попросил мобилизовать его на любую работу по месту жительства, чтобы заменить тех, кто ушел воевать. Павла Петровича назначили руководителем областного издательства. С 1942 года он также возглавил журнал «Уральский современник», к тому же он был выбран и парторгом.
Все писатели, которых эвакуировали в Свердловск, первым делом направлялись к Бажову. И он всех принимал, старался помочь, искал им жилье, теплую одежду, валенки, ведь многие приезжали в летнем, без каких-либо вещей – как застала их война. Помимо хозяйственных вопросов Павел Петрович изо всех сил старался, чтобы эвакуированные писатели не бросили творить, продолжали создавать новые произведения даже в военное время. «Ведь что пропало для литературы, то и для народа пропало», – говорил он.
Павел Бажов. Источник фото: www.bazhov.ru/
По воспоминаниям тех, кто жил и работал с ним в эти годы, Павел Бажов за годы войны исхудал неимоверно, буквально светился, но обязанности, которые волею судьбы были взвалены на плечи пожилого уже человека, исправно выполнял и не жаловался. Напротив, он был одним из тех, кто сносил все тяжести этих лет стойко и мужественно, всех подбадривал, никогда ни на кого не раздражался и вообще поражал окружающих терпением и спокойствием.
Кроме всего прочего Павел Петрович успевал вести переписку с фронтовиками. Многие писали ему письма с просьбой прислать новую книгу (в 1942 году вышел «Ключ-камень», а в 1943 – «Сказка о немцах»). И писатель отправлял. Но вместе с книжечкой всегда клал в бандероль и кулек табака, выращенного им самим в огородике за домом. Бажов любил садовые работы, причем, выращивал не только овощи, но и экзотические растения. Например, в его комнате около печатной машинки стоял горшок с инжиром.
Царь Змей у поляков
Предания о могущественных божествах в облике змей встречаются у разных народов. Аналогом Великого Полоза у поляков был Царь Змей или Змеиный Король, о котором сложено трогательное красивое предание.
Согласно ему, повелителя змей и подземных сокровищ полюбила простая девушка, что согласилась стать его женой. В браке родилось трое детей, но счастье сестры не давало покоя братьям, что искренне считали Полоза чудовищем.
Они обманом разузнали, как выманить его из-под земли, после чего убили Царя Змей. Не в силах вынести горя, девушка превратилась в ель, оставшись рядом с телом супруга. Своих детей она обратила в дуб, ясень и осину.
- Великий Полоз – воплощение мудрости и силы
Великий Полоз – знаменитый герой уральских преданий, однако он появляется в мифах самых разных народов мира. Издавна славянские племена считали змей воплощением мудрости и таинственной силы, испытывая к ним одновременно и страх, и благоговение. Христианство изменило это отношение, но легенды о великих змеях-полозах по-прежнему хранятся в памяти людей.
Образование Павла Петровича Бажова
Плоды такого отношения были очевидны – Павлуша рос послушным и покладистым мальчиком. Как и все мальчишки он бегал на рыбалку, пропадал целыми днями на улице, играя в войнушку, и любил слушать рассказы местных старожилов. Часть своих уральских сказов Павел Бажов потом напишет как рассказы дедушки Слышко.
В начальной школе Павел проявил себя превосходно: схватывал все предметы на лету, отличался прекрасной памятью. Так, в воспоминаниях сохранился случай, когда библиотекарь в шутку сказала мальчику, что второй том стихов Александра Пушкина выдают только тем, кто наизусть выучит первый. И Павлик выучил. Весь том.
Родителям мальчика посоветовали отправить его в Екатеринбург, в духовное училище вместо гимназии, так как это был более «бюджетный» вариант, как сказали бы сейчас. А качество образования при этом не было хуже того, что было в гимназии.
После четырёх лет учёбы в училище, Павел поступает в Пермскую духовную семинарию.
Павел Бажов во время учёбы в Пермской духовной семинарии, конец XIX века
Работа Павла Бажова
По окончании семинарии Павел Бажов получил предложение продолжить учебу и впоследствии получить духовный сан. Но юноша не хотел связывать свою жизнь с церковью, гораздо ближе ему была педагогическая деятельность. Однако продолжить обучение Павлу Петровичу не довелось: отец умер от болезни печени, единственный доход Бажовых в этот период составляла небольшая пенсия матери, поэтому молодой человек принял решение идти работать.
Он начал свою трудовую деятельность в качестве учителя в женских духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, преподавал самые разнообразные предметы: русский и церковнославянский языки, литературу, чистописание и даже арифметику с черчением. Очень скоро он завоевал любовь и уважение студентов, попасть на его лекции считалось за счастье.
П. П. Бажов (стоит справа) среди учениц Епархиального училища. 1910 г. Рядом с Бажовым Валентина Александровна Иваницкая. В центре Сергий Александрович Увицкий
На девичьих курсах молодой преподаватель Бажов пользовался особой популярностью. Но сам Бажов держался строго, ни за кем не ухаживал и до 30 лет (пока не женился) в общем-то не имел никаких отношений. С одной стороны, он просто был человеком строгих моральных правил, с другой — у него было достаточно жизненных хлопот и увлечений, чтобы не иметь свободного времени «для глупостей». Женившись же в 1911 году, он был верен своей супруге всю жизнь и относился к ней с огромной любовью и уважением.
Павел Бажов (стоит слева) среди учителей Духовного училища. Конец 1890-х гг.
Последние годы жизни
Сразу после окончания войны Бажова избрали народным депутатом. Супруга писателя расстраивалась, так как видела, что мужу уже сложно вести многочисленные дела: вести рукописи самостоятельно он уже не мог – у него серьезно ухудшилось зрение, врачи к этому моменту диагностировали у него рак легких. Но Павел Петрович не чувствовал в себе моральных сил отказать в просьбах, со всеми просящими ходил, договаривался, помогал.
Павел Бажов с дочерью Ариадной
Несмотря на то, что писатель чувствовал себя все хуже и хуже, его все же убедили избраться на второй срок депутатства. Однажды прямо на заседании Верхового Совета в Москве Бажову стало плохо. На скорой его доставили в Кремлевскую больницу, где он и скончался 3 декабря 1950 года.
Хоронить писателя привезли на родину, в Свердловск. Несмотря на суровый декабрьский мороз проводить писателя в последний путь пришли тысячи людей. Похоронили автора «Малахитовой шкатулки» на Ивановском кладбище Свердловска, на вершине холма.
Великий Полоз – могучий и мудрый
В образе Великого Полоза немало заимствований из языческих времён. Он совсем не похож на христианского искусителя, а напротив, напоминает могучего мудреца, что знает гораздо больше, чем любой из смертных. Знаменитый писатель Павел Бажов сумел превосходно передать в своих творениях уральские легенды о Великом Полозе.
В этих сказах Полоз с лёгкостью меняет обличья. Только то перед людьми сидел человек, и вдруг его уже нет, а на том самом месте, где был он, народ видит туловище огромного змея, что появляется из-под земли. В рассказах Бажова Великий Полоз указал сиротам на особое место, где нужно копать самоцветы.
Он сумел преодолеть реку, вода в которой тут же замёрзла прикоснувшись к телу змея), после чего поднялся на несколько колец на берёзу у противоположного берега. “Хватит вам по сиротскому делу”, – милостиво произносит Полоз, и здесь мне видится уже не просто мифическое создание, а настоящий властитель Урала, царь, который сам решает, кому открывать тайны своей земли, кому – нет.
Но если сиротам Великий Полоз указал, где искать золото, то с жадными людьми он обходился совершенно иначе. Тех, кто стремился лишь обогатиться и руководствовался стремлением наживиться, не прикладывая усилий,
Полоз преподавал суровый, подчас жестокий урок. Например, мог он рассорить товарищей, заставить их драться, даже убить друг друга. Великий Полоз – мудрый хранитель подземных сокровищ, он не позволял их расхищать каждому, кто лишь пожелает.
Царь змей ценил добрых людей, им он мог помочь в нужде, порой делая невероятными богачами. Вот только сам Полоз прекрасно видел, кому богатство пойдёт на пользу и добро, а кого превратит в злого и жадного человека.
- Великий Полоз – хранитель сокровищ