Русский медвежонок 2-3 класс 2021/2022 ответы на вопросы

У ручья

Заяц сидел на берегу ручья и смотрел в воду. Из воды на него смотрел Другой Заяц, и когда Заяц шевелил ушами и кивал головой, Другой Заяц тоже кивал головой и шевелил ушами.

Подошел Медвежонок.

— Что ты делаешь, Заяц? — спросил он.

— Разве ты не видишь? — удивился Заяц. — Шевелю ушами и киваю головой?

— А зачем?

— Как?! — снова удивился Заяц. — Там, в воде, сидит Другой Заяц. Видишь, он кивает головой и шевелит ушами!

— А Другого Медвежонка там нет? — спросил Медвежонок.

Заяц склонился к самой воде и спросил у Другого Зайца:

— Послушай, там нет Другого Медвежонка?

Другой Заяц посмотрел налево, направо, пошевелил ушами и помотал головой.

— Нет! — сказал Заяц. — Другого Медвежонка там нет. Хочешь, посмотри сам.

И Медвежонок подошел к ручью.

Но только он склонился над водой, как увидел Другого Медвежонка.

— Вот он! — крикнул Медвежонок и пошевелил ушами.

И Другой Медвежонок тоже пошевелил ушами.

И тогда Заяц с Медвежонком уселись рядышком и до самого вечера шевелили ушами и кивали головой, пока не стемнело и Другой Заяц с Другим Медвежонком не встали, не помахали им лапами и не ушли спать…

Чистые птицы

Сергей Козлов
(из цикла сказок про Ёжика и Медвежонка)

Больше всего Ёжик любил эти первые по-настоящему весенние дни! Уже ни одного островка снега не осталось в лесу, в небе по ночам громыхал гром, и, хотя молнии не было видно, до самого утра шумел настоящий проливной дождь.
«Лес умывается! — думал Ёжик. — Умываются елки, пеньки и опушки. А птицы летят теперь с юга, и им тоже моет дождь перышки!»
И по утрам он выходил на крыльцо и ждал чистых, вымытых птиц.
— Еще не прилетели! — говорила Белка.
— Кар-р-р! Им тр-р-рудно в пути! — картавила Ворона.
А Ёжик нюхал воздух и говорил:
— Все равно пахнет чистыми птицами!
И Дятел тогда принимался на самой верхушке сосны чистить себе перышки.
«Я тоже должен быть чистым! — думал он. — А то они прилетят и скажут: что же ты такой пыльный, Дятел?»
Заяц сидел под кустом и мыл себе уши.
— Возьми еловую шишку! — крикнул Ёжик. — Еловой шишкой лучше отмывается!
— А чем вы посоветуете почистить мне рога? — спросил, выйдя на опушку перед Ёжикиным домиком, Лось.
— Песком, — сказал Ёжик. — Нет лучше, чем чистить рога песком. И Лось пошел к берегу реки, лег у самой воды и попросил Лиса, который вылавливал на быстрине блох, почистить ему рога.
— А то неудобно, — пробормотал Лось, — прилетят птицы, а у меня — рога грязные…
— Сейчас! — сказал Лис.
Он был хитрый и знал, как надо чиститься. Он сидел по самую шею в ледяной воде и держал в поднятой лапе пучок прошлогодней травы. Блохи замерзли в воде и теперь сползались по лапе к этому пучку. А когда сползлись все. Лис бросил прошлогоднюю траву в воду, и ее унесло течением.
— Вот и все? — сказал Лис, вылезая на берег. — Где ваши рога? Лось склонил рога, и Лис принялся начищать их песком.
— Чтобы блестели? — спросил он.
— Нет, — сказал Ёжик. — Блестящие рога — некрасиво. Они должны быть… туманные
— То есть чтобы не блестели? — уточнил Лис.
— Чтобы не блестели, — сказал Ёжик.
И Лось даже отфыркивался, — так ему было хорошо и приятно.
А Дятел уже совсем вычистил перышки и был теперь чистый и молодой.
Заяц отмыл уши и мыл хвостик.
А Ёжик уже давно протер тряпочкой каждую иголку и был такой чистый, что даже самая чистая птица не смогла бы ему сказать, что она чище его!

А уже зима

С. Г. Козлов

Холодно, звонко стало в лесу. И так светло и далеко видно, что, если бы не гора, Ёжик из своего дома мог бы увидеть дом Медвежонка.
— Ау! — крикнул Ёжик, выйдя звонким холодным утром на крыльцо.
— Ау! — крикнул Медвежонок со своего крыльца.

Они не видели друг друга, но, проснувшись, одновременно подумали: «И он там, за горой, наверное, проснулся и вышел на крыльцо».

Ёжик прислушался. Было тихо.

Медвежонок даже повернул ухо в сторону Ёжикиного дома.
— Всё-таки далеко, — пробормотал Медвежонок. И побежал к Ёжику.
— Я тебе кричал! — ещё издали крикнул Медвежонок.
— И я, — сказал Ёжик.
— И что?
— Не слышно. Гора мешает, — сказал Медвежонок. — Гора не пускает наши голоса.
— Давай сдвинем.
— Ха-ха-ха! — сказал Медвежонок. — Скажешь тоже!
— У кого будем завтракать? — спросил Ёжик.
— Давай у меня.
— А что у тебя на завтрак?
— Чай, мёд, для тебя — гриб.
— А какой гриб?
— Маслёнок, — сказал Медвежонок.
— Маринованный?
— Что ты! Я его только вчера нашёл.
— Так он же замёрз!
— Ну и что? Чем плохо — крепкий замёрзший гриб?
— Крепких замёрзших грибов я еще зимой наемся.
— Где же ты возьмёшь зимой свежезамёрзший гриб?
— Много будешь знать, скоро состаришься.
— Ну, скажи!
— На горе, — сказал Ёжик. — Снегу мало. Они — замерзают и уже до весны свежезамороженные.
— И что ты с ними делаешь?
— А ты не знаешь?
— Нет.
— Ем, — сказал Ёжик.

Медвежонок расхохотался.
— Ладно, идём ко мне, — сказал он. — Я дам тебе белый сушёный.
— А ещё что?
— Мёду.
— А ещё?
— Ну, варенья твоего любимого, малинового.
— Пойдем, — сказал Ёжик.

И они зашагали к дому Медвежонка, шурша подмёрзшей травой, хрумтя палыми листьями и тонким ледком на лужах.
— Светло и просторно, — сказал Медвежонок. — Замечательно! Снегу нет, а уже зима.

Родственная связь с медведем

У всех жителей лесной местности медведь был окружен исключительным почитанием. Его сила, превосходящая силу любого из лесных существ, его ловкость, несмотря на крупные размеры, его способность ходить на задних лапах, подобно человеку, восхищали людей. В их сознании сформировалась уверенность в том, что между человеком и этим животным существует родственная связь. Медведя называли батюшкой, дедом, родней — все это прослеживается в русских народных сказках, песнях, сказаниях.

Поскольку, по представлениям славянского народа, люди произошли от медведя, то ни они сами, ни животное не должны были употреблять в пищу мясо друг друга. Медведя возвели в ранг божества, считали первым предком или сыном Бога, представляли его героем, подарившим человеку ценный дар, и поэтому приравнивали к своей родне, что естественно предполагало запрет на поедание медвежатины.

Дружба

Однажды утром Медвежонок проснулся и подумал:

«В лесу много зайцев а мой друг Заяц — один. Надо его как-нибудь назвать!»

И стал придумывать своему другу имя.

«Если я назову его ХВОСТИК, — думал Медвежонок, — то это будет не по правилам, потому что у меня тоже есть хвостик… Если я назову его УСАТИК, это тоже будет нехорошо — потому что и у других зайцев есть усы… Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг».

И Медвежонок придумал.

— Я назову его ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА? — прошептал он. — И тогда всем-всем будет понятно.

И он соскочил с постели и заплясал.

— ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! — пел Медвежонок. — Ни у кого нет такого длинного и красивого имени!..

И тут появился Заяц.

Он переступил порог, подошел к Медвежонку, погладил его лапой и тихо сказал:

— Как тебе спалось, МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ?

— Что?.. — переспросил Медвежонок.

— Это теперь твое новое имя! — сказал Заяц. — Я всю ночь думал: как бы тебя назвать? И наконец, придумал: МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ!

Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево»

  • Подготовка к основному этапу занятия
  • Время:
  • 5 минут

— Сегодня у нас с вами необычный урок, на нем, как вы уже могли заметить, присутствуют гости. Давайте все повернемся к ним и поприветствуем.

  1. Сказка по лесу идет –
  2. Сказку за руку ведёт,
  3. Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

  • Это что за хоровод?
  • Это сказок хоровод!
  • Сказка – умница и прелесть,
  • С нами рядышком живет!

— А вы, ребята любите сказки? Почему?

  1. — Какие сказки вы можете вспомнить?
  2. Кристина Долгушева, как названные сказки можно поделить на две группы?
  3. Лев, а чем авторские сказки отличаются от народных?

— Я думаю, вы уже догадались, что речь сегодня на уроке пойдет о сказке. Сегодня у нас с вами встреча с героями чудесной авторской сказки. Это очень мечтательные герои. А стихотворение Виктора Лунина «Туман» поможет вам вспомнить похожие сказки:

  • Млечною мягкостью манит туман.
  • Может, он – правда, а может – обман.
  • Мнится, мерещится в мареве том
  • Масляный месяц, мерцающий дом.
  • Медленно в море тумана иду.
  • Может, до месяца я добреду?
  • Может быть, если не сбиться с пути,
  • Можно до сказки в тумане дойти?
  • Настя Крючкова, какую сказку помогло тебе вспомнить это стихотворение?

— Сергей Козлов придумал очень забавных и трогательных героев — Ёжика и Медвежонка. Они ходят друг к другу в гости, вместе сумерничают, читают стихи великих поэтов. Ежик любит смотреть на звёзды, а Медвежонок водит знакомство с Солнечным зайцем и знает, как перехитрить время.

Можно долго рассказывать про приключения этих героев, но лучше прочитать книгу или посмотреть мультфильмы. Замечено, что от чтения сказок С. Козлова происходит особый косметический эффект: у девочек на лицах появляется  нежная задумчивость, а у мальчиков – мужественная загадочность.

И ваша привлекательность возрастает в сотни раз!

— Вы хотели бы встретиться с Ёжиком и Медвежонком?

Что ж….Давайте любимые книжки откроемИ снова пойдем от страницы к странице.Всегда ведь приятно с любимым героемОпять повстречаться, сильней подружиться!

  1. Смотрят на героев сказки, которые висят на доске.
  2. Слушают стихотворение.
  3. Отвечают на вопрос и высказывают свое мнение.
  4. Перечисляют сказки.
  5. — Народные и авторские.
  6. — В них в скрытой или явной форме выражаются авторские оценки характеров героев, их поступков, отношение к героям
  7. Слушают стихотворение.
  8. — «Ёжик в тумане».
  9. — Да, хотели бы.
  10. Слушают стихотворение.
  11. Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

  • умение выражать свои мысли, строить высказывания;
  • сформированы умения анализа и синтеза.

Такое дерево

Раньше всех в лесу просыпались птицы. Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось, будто сами деревья машут ветвями и поют.

— Я тоже буду деревом! — сказал сам себе Медвежонок.

И вышел однажды на рассвете на полянку и стал махать четырьмя лапами и петь.

— Что это ты делаешь, Медвежонок? — спросила у него Белка.

— А ты разве не видишь? — обиделся Мадвежонок. — Раскачиваю ветвями и пою…

— Ты разве дерево? — удивилась Белка.

— Конечно! А что же еще?! — А почему ты бегаешь по всей поляне? Разве ты когда-нибудь видел, чтобы деревья бегали?

— Это смотря какое дерево… — сказал Медвежонок, разглядывая свои мохнатые лапы. — А дерево с такими лапами, как у меня, вполне может бегать.

— А кувыркаться такое дерево тоже может?

— И кувыркаться! — сказал Медвежонок.

И перекувырнулся через голову.

— И потом, если ты не веришь, ты можешь побегать по мне, Белка, и увидишь, какое я хорошее дерево!

— А где твои птицы? — спросила Белка.

— Это какие еще птицы?..

— Ну, на каждом дереве живут свои птицы!..

Медвежонок перестал махать лапами и задумался:

«Птицы!.. А где же я возьму птиц?»

— Белка, — сказал он — найди для меня, пожалуйста, немного птиц.

— Это какая же птица согласится жить на Медвежонке? — спросила Белка.

— А ты не говори им, что я — Медвежонок. Скажи им, что я — такое дерево…

— Попробую, — пообещала Белка.

И обратилась к Зяблику.

— Зяблик! — сказала она. — У меня есть одно знакомое дерево… Оно умеет бегать и кувыркаться через голову. Не согласитесь ли вы немного пожить на нем?

— С удовольствием — сказал Зяблик. — Я еще никогда не жил на таком дереве.

— Медвежонок — позвала Белка. — Иди сюда и перестань махать лапами. Вот Зяблик согласен немного пожить на тебе!

Медвежонок подбежал к краю поляны, зажмурился, а Зяблик сел ему на плечо.

«Теперь я настоящее дерево» — подумал Медвежонок и перекувырнулся через голову.

— У-лю-лю-лю-лю!.. — запел Зяблик.

— У-лю-лю-лю-лю!.. — запел Медвежонок и замахал лапами.

Ход НОД

Организационный момент: — Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо…

Четко, внятно говорим-

И конечно не спешим.

В-ль: -Ребята, вы любите сказки?

-Назовите свою любимую сказку… (ответы детей)

— Давайте поиграем в игру, которая называется «Угадай, чьи слова?

Дидактическая игра «Угадай, чьи слова?»

(Воспитатель читает выражение из сказки, дети угадывают, кому принадлежат эти слова. И если ответ правильный, на экране появляется картинка)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок.» (Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Не пей, Иванушка, козленочком станешь…» (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Битый небитого везет…» (Лиса из сказки «Лиса и волк»)

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?.» (Мороз Иванович из сказки «Морозко»

«Чего тебе надобно, старче?.» (Золотая рыбка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (Царица из сказки «Белоснежка и семь гномов»)

«…Но помни, как только часы пробьют двенадцать…» (Фея из сказки «Золушка»)

-Как много сказок вы знаете. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной сказкой, которую написал С. Г. Козлов, а называется она «В сладком морковном лесу» (дети садятся на стульчики)

Чтение сказки с иллюстрациями на экране.

-Как называется сказка, понравилась ли вам сказка? О чем говорится в сказке? Что больше всего любил заяц, белка, еж, медведь? О чем мечтали звери? И что же произошло? (ответы детей)

-А сейчас, я предлагаю пересказать эту сказку, заменив героев на предметы-заместители. И сегодня это – геометрические фигуры. Кого из героев, мы можем заменить на геометрическую фигуру квадрат, круг, треугольник и прямоугольник? (ответы детей)

Пересказ сказки с помощью предметов-заместителей.

-Молодцы, ребята, вот какая геометрическая сказка у нас получилась.

Физкультминутка: — Руки подняли и помахали – это деревья в лесу,

Локти согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это так птицы летят…

Птицы на юг улетают – скорей возвращайтесь назад!

В-ль: — Ребята, я предлагаю вам, еще раз послушать эту сказку, но не до конца. Окончание сказки вы придумаете сами.

Чтение сказки до середины.

— Что случилось потом? (варианты рассказов детей 1-2)

— Как можно назвать эту сказку? (ответы детей)

_ А сейчас, я предлагаю разделиться на 4 команды, и пройти к столам. (дети проходят к столам) На каждом столе, лист А-3, с нарисованной геометрической фигурой. Детям дается задание – посоветовавшись с командой, превратить эти геометрические фигуры в героев сказки, с помощью маркеров. (звучит музыка, дети выполняют задание)

Итог НОД.

Раздача медалей.

Лесная оттепель

С. Г. Козлов

Ах, какая это была мягкая, тёплая оттепель!.. Кружились снежинки, и в лесу пахло весной. Ёжик сидел на крылечке своего домика, нюхал воздух и улыбался.

«Не может быть, — думал он, — что ещё вчера в лесу трещали деревья и сердитый Дед Мороз скрипел под окнами своими большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?»

И Ёжик стал прикидывать, куда мог спрятаться Дед Мороз.

«Если он влез на сосну, — рассуждал Ёжик, — то где-то под сосной стоят его большие валенки. Ведь даже Медвежонок не может влезть в валенках на сосну!

Если он залез под лёд, — продолжал размышлять Ёжик, — то где-то на реке обязательно должна быть дырка и из неё должен идти пар. Потому что Дед Мороз сидит в валенках на дне и дышит. А если он совсем ушёл из леса, я обязательно увижу его следы!»

И Ёжик надел лыжи и побежал между деревьями. Но ни под одним деревом не было валенок, на реке он не увидел ни одной дырки и нигде не нашёл никаких следов.

— Дед Мороз! — крикнул Ёжик. — Отзови-и-ись!..

Но было тихо. Только снежинки кружились вокруг и где-то далеко-далеко стучал Дятел.

Ёжик остановился, прикрыл глаза и представил себе красивого Дятла с красными пёрышками и длинным носом. Дятел сидел на верхушке сосны, время от времени откидывал голову назад, прищуривался и, будто рассердившись, стукал носом: тук! Брызгала сосновая кора и, мягко шурша, осыпалась в снег…

«Наверное, Дятел знает, где Дед Мороз, — подумал Ёжик. — Он сидит высоко, и ему всё видно».

И он побежал к Дятлу.

— Дятел! — ещё издали закричал Ежик. — Ты не видел Деда Мороза?
— Тук-тук! — сказал Дятел. — Он ушёл!
— А где его следы?

Дятел свесил к Ёжику нос, прищурился, посмотрел на него и сказал:
— А он ушёл без следов!
— Как же? — удивился Ёжик.
— А очень просто! Приплыло облако и опустилось низко-низко. Дед Мороз сначала забросил на него валенки, потом влез сам и уплыл…
— Куда? — спросил Ёжик.
— На Кудыкину гору. Тук-тук! — сказал Дятел.

И Ежик, успокоенный, пошёл домой и по дороге представил себе заснеженную Кудыкину гору, по которой, наверное, ходит сейчас Дед Мороз и скрипит своими большими валенками.

Национальный символ

Медведь в нашей стране, особенно в Сибири, — это больше чем животное, это национальный символ. Древние племена, которые проживали на территории Сибири, называли его Великий Кам. В корейском языке, кстати, медведя называют «ком». С тунгусского языка «кам» переводится как «шаман» или «дух», а у айнов считается, что под шкурой медведя скрывается охотник.

До распространения христианства все ведические народы праздновали день, посвященный Великому Каму. Это праздник весны, когда он просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги. Для того чтобы его задобрить, для него несли блины. Отсюда пришла поговорка «первый блин Каму», но со временем она обрела другой смысл.

Камов день хоть и был языческим, но стал прототипом христианского праздника — Масленицы.

Для восточных славян тоже характерен праздник «пробуждающий медведя», его отмечали 24 марта. Праздновали его с плясками в шкуре или овечьем тулупе.

Действительно ли первый блин комом

Медведь в России, а особенно в Сибири, больше чем медведь. Это национальный символ мощи и величия. Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя не иначе как Великий Кам. Подобное можно найти в корейском, где «ком» — медведь. Перевод с тунгусского «кам» — шаман и с айнского – дух лишь подтверждают отношение к медведю как к божеству. Причем айны считали, что под шкурой медведя скрывается дух охотника.

До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день. Этот древнейший праздник был ознаменованием прихода весны, когда Великий Кам выходит из берлоги. Чтобы умилостивить хозяина тайги, нужно было отнести для него блины. Это не значит, что блины подносили прямо к берлоге, но оставляли их где-нибудь на окраине лесной чащи. Поэтому самый первый блин доставался Камам. Со временем эта поговорка приобрела другой смысл, вполне понятный, поскольку первый блин действительно далеко не всегда удачный.

По сути, Камов день, хотя и был языческим праздником, являлся прототипом христианской масленицы. Праздник «пробуждающегося медведя» — комоедицы характерен и для восточных , который отмечали обычно 24 марта. Отголоски первобытной архаики настолько сильны, что в Белоруссии, вплоть до середины XIX века его отмечали в это день, даже если на него приходился пост. Празднование непременно сопровождалось плясками в медвежьей шкуре или подобии ей – вывернутом наизнанку овечьем тулупе.

Медведь — очень известное животное. Его образ присутствует с нами еще с раннего детства в виде плюшевой игрушки и героя множества народных сказок, мультфильмов, пословиц. Он очень популярен в славянской культуре.

Несмотря на свою видимую неуклюжесть, он очень силен, достаточно быстро бегает, ловко лазит по деревьям и вылавливает рыбу из водоемов. Это всеядное животное, питающееся фруктами, ягодами, насекомыми, грызунами и даже падалью. Но известно оно именно своим пристрастием к меду, что в какой-то мере и объясняет, почему же медведя назвали медведем. Многие считают, что этот хозяин леса получил свое имя из-за того, что ест мед. Так это или нет, разберемся в статье о происхождении названия медведя.

Виды медведей

Вот несколько самых распространённых видов медведей:

  • Гималайский. Он меньше бурого, более стройный, имеет тонкую морду, и большие уши. Отличительный знак – белое с желтым оттенком пятно на груди, из-за чего гималайского медведя называют белогрудым.
  • Бурый медведь. Особо распространён в Скандинавии, Финляндии, иногда его можно встретить в лесах Центральной Европы.
  • Гризли. Это большой медведь, светлого окраса, но с темными лапами и брюхом.
  • Черные медведи или барибалы встречаются в Северной Америке. Они меньше бурых медведей и гризли. У них желто-бурая морда, на груди – небольшое белое пятно.

Дружба

Однажды утром Медвежонок проснулся и подумал:

«В лесу много зайцев а мой друг Заяц — один. Надо его как-нибудь назвать!»

И стал придумывать своему другу имя.

«Если я назову его ХВОСТИК, — думал Медвежонок, — то это будет не по правилам, потому что у меня тоже есть хвостик… Если я назову его УСАТИК, это тоже будет нехорошо — потому что и у других зайцев есть усы… Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг».

И Медвежонок придумал.

— Я назову его ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА? — прошептал он. — И тогда всем-всем будет понятно.

И он соскочил с постели и заплясал.

— ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! — пел Медвежонок. — Ни у кого нет такого длинного и красивого имени!..

И тут появился Заяц.

Он переступил порог, подошел к Медвежонку, погладил его лапой и тихо сказал:

— Как тебе спалось, МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ?

— Что?.. — переспросил Медвежонок.

— Это теперь твое новое имя! — сказал Заяц. — Я всю ночь думал: как бы тебя назвать? И наконец, придумал: МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ!

Снег пошел

С. Г. Козлов

— Ну вот, — сказал Ёжик. — Вот и дождались. Снег пошел.
Весь лес был в снегу, а снег все падал и падал, и, казалось, никогда уже не будет ему конца. Было так красиво, что Ёжик с Медвежонком вертели головами во все стороны и не могли наглядеться.

Они стояли на опушке посреди сказочного леса, как два маленьких деревца, полузанесенных снегом.
«Я — елка, подумал о себе Ёжик. — а Медвежонок — кто?»

Особенно были красивы в этом белом лесу полуоблетевшие огненные осинки и золотые клены. Просто немыслимо было их видеть среди черных стволов деревьев.
— Так и будут стоять до весны, — сказал Ёжик.
— Облетят.
— Как же они облетят? Зима!
— Почернеют, — сказал Медвежонок.

Ёжику не хотелось спорить. Ему хотелось только смотреть, и смотреть, и, вытянув лапу, слышать, как на нее мягко садятся снежинки.
— Снежинка-снежинка, откуда ты прилетела? — спросил Ёжик у снежинки, которая легко опустилась ему на лапу.
— Откуда? — спросил Медвежонок.

Но снежинка растаяла.
— От них толку не добьешься, — сказал Медвежонок. — Ясно откуда — с неба.

А снег все падал и падал; вот он уже стеной отгородил от Ёжика с Медвежонком лес, а Ёжик с Медвежонком все стояли в этом густом снегу, и никуда им не хотелось идти.
— Смотри не потеряйся, — сказал Медвежонок. — Ты меня видишь?
— Ага.
— Не «ага», а отвечай: вижу! Размечтаешься, ищи тебя потом. — И Медвежонок взял Ёжика за лапу. — Отвечай за тебя, — ворчал Медвежонок. — Никто не падает в волчьи ямы, один ты…
— Погоди, — сказал Ёжик.

Снег стал редеть, небо — чуть посветлело, и от этого красота сделалась такой невозможной, что Медвежонок сказал:
— Может, побегаем, а?
— Жалко топтать, — сказал Ёжик.
— Потопчем, а?

И они, хохоча и крича, наперегонки помчались по огромной поляне, оставляя маленькие следы.

А снег все летел и летел. И когда Ёжик с Медвежонком, набегавшись, ушли в дом Медвежонка, на поляне совсем скоро не осталось ни одного следа.

Падал снежок. Была оттепель

С. Г. Козлов

— Медвежонок, если все плохо, плохо, плохо, то потом ведь должно стать хорошо?
— Потом — да, — сказал Медвежонок.

У Ёжика в июле утонуло ведро, в сентябре ветер сломал любимый Ёжикин вяз, в октябре шли такие дожди, что река разлилась и затопила Ёжикин домик, а в ноябре Ёжика чуть не убил сорвавшийся с горы камень.

И вот теперь какой-то грабитель забрался в дом Медвежонка и утащил все припасы.

По мягкому снегу прибежал Заяц:
— А я знаю, как поймать грабителя!

Падал мелкий снежок. И даже не падал, а все как бы норовил пойти с левой лапы.
— Видишь? — сказал Медвежонок Зайцу. — Припадает?
— Пропадает, — поправил Заяц. — Снег в снег, и — никого.

Медвежонок поглядел на Ёжика.
Ёжик отвернулся.
— Это Рысь, — говорил Заяц. — Больше некому. У нее уши такие — с кисточками. Айда!

И зашагал по мокрому снегу.

Перешли ручей, взобрались на гору.
— Вот он! Дом Рыси! — Заяц вытянул лапу.

Рысь сидела на крыльце и ела вареники. Кисточки на ушах действительно были рыжие.
— Я же говорил! — сказал Заяц.
— Ничего ты не говорил.
— Тогда — подразумевал…

Рысь ела вареники и причмокивала.
— Эй ты! — крикнул Медвежонок. — Ты зачем ограбила мой дом?
— Унесла наши припасы… — сказал Ёжик.

Рысь пошевелила ушами, и рыжие кисточки на ушах пошевелились.

Затем ушла в дом и вернулась с лорнетом.
— Что это у нее? — спросил Заяц.
— Бинокль, — сказал Ёжик.

Рысь навела на друзей лорнет.
— Ну что? — сказала Рысь. — Будете есть вареники или — война?
— Ты зачем ограбила мой дом? — очень тихо сказал Медвежонок.
— Слушайте: грабят — это когда гребут сено. А я пришла, вошла, сварила вареники и хочу ими вас угостить.
— Дрянь! — беззвучно сказал Ёжик.

Заяц кивнул.
— Ну и дрянь! — прошептал Медвежонок. — Или ты, Рысь, сейчас же перевезешь все мои припасы назад… — сказал он громко.
— В его кладовку, — показал на Медвежонка лапой Заяц.
— Или Заяц, — Медвежонок показал на Зайца, — сейчас же привезет пушку…
— Большую пушку, — сказал Ёжик.

Рысь повесила лорнет на специальный гвоздик, задумалась.
«Отдавать или не отдавать?» — думала Рысь.
— А у вас пушки нет, — сказала она.
— А мы тебе сейчас и без пушки кисточки оторвем! — крикнул Ёжик.
— И хвост! — сказал Медвежонок.
— И хвост! — спрятался за Медвежонка Заяц.
— Хе-хе! — сказала Рысь и принялась за вареники.

Заяц привез пушку.
Ёжик прочистил банником ствол.
Медвежонок засыпал пороха и навел.

Заяц запалил фитиль.
— Ну!.. — крикнул Медвежонок.
— Сдаюсь, — Рысь утерлась салфеточкой и пошла за припасами.

Целый день Рысь таскала в дом Медвежонка покражу, а Заяц, Ёжик, Медвежонок с пушкой стояли на холме, и фитиль в лапе Медвежонка дымился.

К вечеру снежинки стали спускаться, припадая на правую лапу.
— Видишь? Припадают, — снова показал Зайцу на снежинки Медвежонок.
— Снег в снег и — никого. Пропадают, — снова поправил Заяц.
И Ёжик с Медвежонком переглянулись.

А вечером, когда пили чай, Медвежонок сказал:
— Не знаю когда, но когда-нибудь обязательно будет лучше.
— Еще бы! — подхватил Заяц.

А Ёжик думал:
«Не может же быть, чтобы все плохо и плохо — ведь когда-нибудь должно стать хорошо!..»

В сладком морковном лесу

Заяц больше всего любил морковку.

Он сказал: — Я бы хотел, чтобы в лесу вместо елок росли морковки.

Белка больше всего любила орехи.

Она сказала: — Я бы хотела, Заяц, чтобы вместо шишек на твоих морковках росли орехи.

Медвежонок больше всего любил мед.

Он сказал: — Я бы хотел, чтобы осенью шли медленные медовые дожди.

Ёжик больше всего любил сушеные грибы.

Он сказал: — Пусть твои дожди, Медвежонок, начнутся после того, как я наберу грибов.

И так все и вышло. Вместо елок за одну ночь выросли морковки. Заяц спилил две морковки и отволок к себе в дом.

На морковочных хвостиках выросли орехи. Белка набрала их Целую корзину и спрятала в дупле самой толстой морковки.

Ёжик ходил между морковок и собирал грибы.

А к осени полились медленные медовые дожди.

Заяц ел морковку с медом. Белка — орехи с медом. Ёжик — грибы с медом.

А Медвежонок целыми днями стоял на морковочной опушке с разинутой пастью и только когда темнело, — совсем ненадолго, совсем на чуть-чуточку, — хорошенько вылизав все четыре медовые лапы, ложился спать…

А все волки из леса ушли. Потому что волки не любят сладкого.

Сергей Козлов, рисунки Татьяны Абалакиной

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: