Фигуры из счётных палочек для дошкольников. счетные палочки картинки

Счетные палочки как средство интеллектуального развития дошкольника

Организация: МБДОУ Дс №6

Населенный пункт: Волгоградская область, город Камышин

Интеллектуальное формирование дошкольников – универсальный процесс, имеющий отношение к делам связанным с вырабатыванием абсолютно всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей частью общего психологического развития, подготовки к школе и ко всей грядущей жизни. Формирование дошкольника лучше всего осуществлять в самом интересном для него виде деятельности – игр. Об одной многофункциональной игрушке, которая может развивать и умственные, и творческие способности и пойдет речь. С этой игрушкой возможно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, в конструировании, сюжетно-ролевых играх, применять в упражнениях в области математике, развитии речи. Что же это за игрушка? Это хорошо нам знакомые обыкновенные счетные палочки. Каким же образом такая бесхитростная и почти простая игра, как счетные палочки, могут способствовать развитию у детей абстрактного мышления, формировать базовые дошкольные знания. Конечно, для того чтобы заинтересовать современного ребенка, стоит потрудиться. Но счетные палочки нам в этом помогут. И на примере показываем ребенку, что считать, рисовать, изображать различные фигуры с помощью счетных палочек это не только легко, но и очень интересно. А дальше все зависит от нашего воображения и творчества. Насколько интересно мы сможем построить игру- от этого зависит результат интеллектуального занятия. Задачи на смекалку, игры – переложи палочку получи новую фигуру; сложи по образцу; сложи фигуру по словесному описанию; головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. В таких играх формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру

Это является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, к логике и доказательности суждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера

Упражнения со счетными палочками развивают ручную умелость, ловкость, координацию, внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и доставляет детям удовольствие, вызывает у них положительные эмоции!

Опубликовано: 20.01.2020

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками – Ритмические игры «Озорные палочки»

Публикация «Ритмические игры «Озорные…»
Р итмические игры для детей Одним из богатейших средств эстетического воспитания дошкольников является музыка. Она обладает большой силой эмоционального воздействия. Музыкальное искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности. Огромная роль в…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Игра “Головоломка с палочками” Игра для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: развивать логическое мышление. Такую головоломку удобно брать с собой в дорогу или предложить в качестве тихой игры, развивающей мышление. Из всего многообразия математических игр наиболее…

Хочу поделится с Вами интересной игрой для детей от 3 до 7 лет

С помощью этой игры можно развить память, внимание, мышление. Первое с чего начнем это какие палочки нужны для работы – можно брать счетные палочки, можно сделать самостоятельно разноцветные палочки. Кому как…

Кому как…

КОП «Конструирование из счетных палочек»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 410» г. Перми Тема практики «Конструирование из счётных палочек» (для детей 4-5 лет) Руководитель практики: воспитатель Шартинова Е.А. Пермь, 2017 Игра со счётными палочками…

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками – Дидактические игры со счетными палочками


Цель: развитие логического мышления. Задачи: – уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по…


Конструирование и поделки из спичек (счетных палочек) полезно не только для развития мелкой моторики рук ребенка,но также для формирования пространственно-образного мышления. Также работа со спичками развивает: 1.Усидчивость и терпимость 2.Точность движений 3.Сообразительность…

«Площади фигур» – Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника. Разрезания и складывания. Задача. Примем сторону АВ за основание и проведем высоту СН. Теорема доказана. Рассмотрим прямоугольник со сторонами а, b и площадь S. Докажем, что S=аb. Пусть S – площадь треугольника АВС. Теорема. Третье свойство: Площадь параллелограмма.

«Симметрия геометрических фигур» – Квадрат. Как вы думаете, сколько осей симметрии имеет правильный шестиугольник? Равнобедренный треугольник. Равнобедренный треугольник имеет одну ось симметрии. Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «одинаковость в расположении частей». Круг. Правильный шестиугольник. Равносторонний треугольник.

«Построение геометрических фигур» – Не существует инструментов для проведения прямых и плоскостей в пространстве. Сущность геометрических построений. П2: Построить (провести) на плоскости окружность произвольного радиуса. Сущность задачи на построение. Этапы решения задач на построение. Методы изображения и построения пространственных фигур на плоскости.

«Симметрия и симметричные фигуры» – Кувшин. Зеркально симметричные объекты. Многогранник. Звезда. Крапива. Точка О считается симметричной самой себе. Симметрия. Винтовая симметрия. Презентация на тему: движения. Куб. Многие листья деревьев и лепестки цветов симметричны относительно среднего стебля. Имеются фигуры, у которых нет ни одной оси симметрии.

«Подобие фигур» – Подобие плоских фигур. Подобие нас окружает. Использовались материалы Интернета. Подобие в нашей жизни. Вокруг нас великое множество подобных фигур. Игрушки. Если изменить (увеличить или уменьшить) все размеры плоской фигуры в одно и то же число раз (отношение подобия), то старая и новая фигуры называются подобными.

«Симметрия фигур» – Одна фигура получена из другой преобразованием. Симметрия относительно точки называется центральной симметрией. Построить луч симметричный лучу относительно точки О. Построить угол симметричный углу относительно точки О. Прямая а называется осью симметрии фигуры. C. Начало луча. Симметрия относительно прямой.

Картотека «Узоры из счетных палочек»

Цветок

Рыбка

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду.

Тёплым днём резвятся,

Дружно веселятся.

Морковка

Вот и вырастил я ловко

Очень сладкую морковку!

Конверт

Почтальон принёс письмо!

Посмотрите. вот оно!

Маленький домик

Квадрат с треугольником соединяем

И маленький домик мы получаем!

Грибок

Я увидела грибок. Сорвала и в кузовок!

Кораблик

Плывёт кораблик по волнам,

Зовёт с собой нас капитан!

Ракета

Вот и быстрая ракета!

Я её построил сам!

Скоро, скоро на ракете

Понесёмся к небесам!

Парусник

В море парусник плывёт.

Путешествовать зовёт!

Лесенка или железная дорога

А по лесенке я сам

Поднимусь под небеса!

***

Вот железная дорога,

Как на ней полосок много!

Часы

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте. (В.Орлов)

Рыбка

Летом весело играть

И друг друга догонять.

По воде спешат круги.

Рыбка, рыбку догони!

Дом большой

Мы построим дом большой

Посмотрите он какой!

Колокольчик

Зонтик

Ветка

Дерево

Расческа

Щетка

Юла

Пока верчусь. я не тужу,

Кружу — жужжу, жужжу — кружу. (загадка)

Сердечко

Листок

Конфетка

Песочные часы

Если делать сразу пару разных (как показано на картинке, то можно использовать для закрепления знания размеров /большой-маленький/, высоты /высокий — низкий/,…

Бантик

Кошка

Усевшись важно на окошко,

Ласково мурлычет кошка.

Зайка

Осьминожка

Палочки Кюизенера

Лев Толстой

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров

Ну, давайте обо всем по порядку.

Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):

Палочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.

Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.

Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

Виды деятельности со счётными палочками в детском саду

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.

Занятие по ФЭМП

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

Занятия по обучению грамоте

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова

За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте

Шкатулка

Невероятно красиво смотрятся органайзеры и различные шкатулки, декорированные деревянными элементами. Чтобы получить полезную для хранения мелочей емкость, нужно склеить в поочередном порядке дощечки и постепенно доводя до желаемой формы и объёма.

Чтобы собрать полноценную шкатулку, сначала подготовьте заготовки. Декорируйте с помощью древесных узоров, а затем раскрасьте или приклейте другие яркие акценты.

Самый простой способ – обклеить уже готовый пластиковый или бумажный стаканчик. Подойдет так же железная банка. Конечную версию можно раскрасить или обработать лаком.

Чтобы вышла откидная полукруглая крышка для небольшого сундучка, надо наклеивать на картонную фигуру деревяшки с маленькими щелями между ними. Так они смогут немного смещаться по отношению друг к другу, а конструкция станет более гибкой.

Коробочки хорошо используются для карандашей, бусинок, заколок, скрепок, ниток и т.д.

в грудном возрасте

С девяти месяцев жизни малыша можно смело браться за совершенствование моторики его ручек. В данном возрасте у крохи начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большими указательным пальцами), потому задача родителей – усовершенствовать этот природный и жизненно необходимый навык. В этом деле лучшим помощником окажутся счетные палочки, которые имеют небольшую длину и совсем маленькую толщину. В коробочке для палочек прорежьте небольшое отверстие ножом, после чего выверните все содержимое перед малышом. Пусть он засовывает в коробку палочки одну за другой, подбирая их своими пальчиками. Когда ребенок начнет подрастать, игру можно разнообразить тем, что она теперь будет проходить на время. Малыш должен будет засунуть максимальное количество пластинок в коробку за определенный период.

Психологи рекомендуют

  1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
  2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
  3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму

Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно. Палочки для счета просты в эксплуатации

Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное – просто

Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное – просто.

Игры

Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

От 2 до 3 лет

Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

  • альбом-игра «вместе весело играть»;
  • альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».

Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.

От 3 до 5 лет

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
  • альбом-игру «дом с колокольчиком».

Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

От 5 до 7 лет

В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • комплект игр «посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

Упражнения первого этапа

Занятия с кубиками Кюизенера проходят в два этапа: знакомство с материалом и формирование понятия о числах. Сначала необходимо развить зрительную память и мелкую моторику. Детям предлагают распределить все палочки в группы по цветам, сложить их лесенкой или другими фигурами. Затем классифицируют блоки по другим признакам — длине, классу чисел, выполняют простые арифметические действия. Игровые уроки начинаются с одного года. В этом возрасте малыши выполняют ознакомительные задания:

  • просто рассматривают блоки;
  • произносят вслух цвета палочек;
  • называют другие характеристики — длину, значение числа;
  • пытаются выстроить из блоков определённые фигуры, которые назовут родители.

Такие занятия лучше облечь в форму сказки. Например, о сладкоежке, который не может выбрать конфету. Стоит ли съесть одну красную или несколько белых, определит сам ребёнок. Так он научится складывать и вычитать. Можно попросить малыша построить заборы для маленьких поросят — высокий синий для одного, среднего размера из оранжевых палочек для второго и низкий белый для третьего. Это поможет научиться сравнивать разные величины.

К трём годам список заданий увеличивается:

  • нужно разложить блоки по длине и оттенку;
  • повторить все действия взрослого — выложить фигуру или выстроить палочки так, как это сделали папа или мама;
  • задания на запоминание — нужно разместить перед ребёнком блоки в определённом порядке, затем убрать один из них и попросить малыша восстановить ряд;
  • измерение длины окружающих предметов с помощью одной палочки;
  • сравнение размеров разных изделий наощупь с закрытыми глазами.

>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: