Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников
«Раздели на группы»
Цель игры: развития навыка классификации предметов, выделение общих признаков.
Ход игры: перед ребенком раскладываются разноцветные детали конструктора, кубики, шарики и т.д. Задача ребенка – разделить предложенные ему вещи:
- по цвету;
- по размеру;
- по форме.
Логические игры в продаже
Для детей более старшего возраста можно несколько усложнить задачу, предложив ему игрушки и выделить группы соответственно:
- животных (диких и домашних);
- растений;
- предметов мебели;
- посуды;
- инструментов.
«Мама и малыш»
Цель игры: расширить представления детей о живой природе.
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные и их детеныши. Задача ребенка – разложить их парами так, чтобы в каждой оказалось взрослое животное и детеныш.
«Волшебный мешочек»
Цель игры: развитие аналитико-синтетических свойств мышления, расширение представлений о цвете и оттенках.
Ход игры: для этого задания на стол кладутся предметы разных цветов (это может быть красное яблоко, зеленый лист, желтый цветок и т.д.). В непрозрачный мешочек также складываются всевозможные игрушки. Ведущий достает один за другим предметы из него, задача ребенка – найти среди них «друзей» для игрушек на столе, подходящих ему по цвету.
Игра “Волшебный мешочек” с различными предметами
Со временем игру можно немного усложнить, дополнив чистые цвета более сложными. Либо подбирая к базовому цвету различные его оттенки.
«Лишний предмет»
Цель игры: научение ребенка выделению значимых признаков предмета.
Ход игры: ребенку предлагается ряд картинок или игрушек, все предметы которого кроме одного будут объединены каким-либо признаком. Задача ребенка – найти лишний предмет, который не подходит другим и объяснить свой выбор.
Игра “Лишний предмет” для малышей
«Дикие и домашние животные
Цель игры: усвоение ребенком различий между дикими и домашними животными.
Ход игры: Ведущий последовательно достает из мешка фигурки диких и домашних животных, а ребенок пробует определить их к той или иной категории. Со временем игру можно усложнить – ребенок, например, может доставать фигурки с закрытыми глазами и на ощупь определять, кто перед ним.
«Профессии»
Цель игры: расширение представлений ребенка о мире профессий, правах и обязанностях человека.
Игра “Профессии” с карточками
Ход игры: перед ребенком раскладываются карточки с изображением представителей различных профессий. Задача – обозначить род деятельности каждого человека и объяснить, чем он занимается.
«Разложи по порядку»
Цель игры: развитие представлений ребенка о причинно-следственных связях, развитие элементарных операций мышления у детей дошкольного возраста.
Ход игры: ребенку предлагаются картинки, по которым нужно составить рассказ, предварительно разложив их по порядку.
Игра “Найти такой же предмет” – для детей 5-6 лет
«Дорисуй картинку»
Цель игры: развитие творческого мышления, нестандартного взгляда на вещи. Подобные задания также работают на развитие логики.
Ход игры: на листе бумаги изображается ряд одинаковых геометрических фигур (например, кругов, квадратов, треугольников и т.д.). Задача каждого участника игры – по очереди дополнить фигуру какими-либо деталями так, чтобы получился законченный рисунок (например, круг можно «превратить» в солнце, циферблат часов, яблоко и т.д.)
Игра на логику “Продолжи ряд”
«Нестандартное применение»
Цель игры: развитие креативности и оригинального мышления.
Ход игры: ребенок последовательно предлагает нестандартные способы использования предметов, которые выбирает ведущий. Чем проще и привычнее предмет, и чем оригинальное будут способы его применения, предложенные игроком, тем сильнее будет эффект от упражнения.
Дидактическая игра «Лишний предмет»
Для игры нужны карточки, изображающее 4 предмета, один из которых отличается от остальных по одному или нескольким ключевым признакам. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет
Важно, чтобы дошкольник развернуто объяснил, почему выбрал именно этот объект. Например, на карточке изображены яблоко, персик, томат, апельсин
Ребенок выбирает томат, объясняет, что это овощ, а остальные изображения — фрукты.
Не торопите воспитанника, дайте ему время подумать, дать грамотный и развернутый ответ. Тематика изображений может быть любой, но соответствующей возрастным знаниям ребенка. Для малышей 3–4 лет предпочтительны темы «Игрушки», «Животный мир», «Растительный мир», «Сезоны года», «Бытовые предметы». Для дошкольников 5–6 лет можно подготовить карточки «Музыкальные инструменты», «Сад и огород», «Математика и геометрия», «Транспорт», «Мебель».
Игру можно организовать в форме разгадывания загадок. Педагог раскладывает перед воспитанником 4 изображения, затем загадывает загадку о лишнем предмете. Ребенок, отгадав загадку, выясняет, какой из представленных объектов лишний, затем рассуждает, почему это так.
Математика
В 3-4 года большинство детей умеют считать до 5, понимают понятия «большой», «маленький», «верх», «низ», знают простые геометрические фигуры.
Упражнения:
- посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
- выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
- показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
- указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.
Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям
В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней
Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.
Занятия для развития математических навыков.
Интересно: Как помочь ребенку полюбить математику: 8 способов превратить скучное в увлекательное
Загадки про диких животных
#1
В холод он в берлоге спит Тихо в дырочки сопит Как проснется, ну реветь, И зовут его … (медведь)
#2
На Дюймовочке решил жениться, Девочку спасла лишь птица, Зерном он набивает рот, Ну конечно это — (крот).
#3
Верёвка по земле ползёт, Вот язычок, открытый рот, Всех укусить, готова Я, Потому что Я — (змея).
#4
Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это — (волк).
#5
Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..(Лиса)
#6
Любит красную морковку, Грызёт капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям, Серый, белый и косой, Кто скажите он такой — (заяц).
#7
Он серый, большой, На четырёх столбах, Посмотришь на него, И скажешь только, ах! Хобот кверху поднимает, Всех из фонтана поливает, Мне скажите, кто же он? Ну конечно это — (слон).
#8
Серая шубка, мех серебристый, Очень красивая, хвостик пушистый, Если вам немного повезёт, Орешек из руки у вас возьмёт. А от вас летит как стрелка, Ну конечно это — (белка).
#9
По тропинке в лесу, Я большое яблоко несу, На иголки я похож, Звать меня конечно — (ёж).
#10
Огромная кошка по лесу скачет, В ушках серёжки она не прячет, Ей не скажешь слова — брысь, Потому, что это — (рысь).
#11
Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит, На камень грациозно сев, Скажите, кто же это — (лев).
#12
В зоопарке выше клетки, Чья-то голова торчит, Бананы срывает с высокой ветки, О длинной шее своей молчит. Кличка у него «Пиф-Паф», А зовут его — (жираф).
#13
Как по морю-океану, Рыба-рыбища плывёт, И к огромному фонтану Подплывать нам не даёт! От него волна бежит, Ну конечно это — (кит).
#14
В реках Африки живет Злой, зеленый пароход Кто б навстречу ни поплыл Всех проглотит — (крокодил)
#15
Весело она жужжит, В улей стремительно летит, Мёд нам свой она дала, Как зовут её … (пчела)
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (подготовительная к школе группа)
Конспект дидактической игры
«Четвертый лишний»
подготовительная к школе группа
Демидова Ю.В., воспитатель.
Дидактическая задача
– способствовать развитию познавательных процессов, тренировать словесно-логическое мышление, активный словарь, закреплять умения группировать и классифицировать предметы.
Игровая задача
– закреплять умение находить четвёртый лишний предмет и объяснить почему он лишний.
Игровые действия
– Ребёнок должен прочитать карточку, найти лишнее слово и объяснить почему.
Правила игры
—«Назови одним словом» Называя три слова, относящиеся к одной группе, ребенок должен назвать одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках), Совсем не обязательно, чтобы обобщающим было только одно слово. Очень часто обобщающие понятия состоят из двух слов, и чем точнее ребёнок подберет обобщающее понятие, тем лучше.
Эту игру можно проводить и в группе детей. Для этого достаточно ввести только одно правило: обобщающее слово нужно назвать как можно быстрее; выигрывает тот, кто сделает это первым.
Игру можно сделать более сложной, если ввести такое дополнение — перед тем как назвать обобщающее слово, ребенок должен добавить к названным трем словам еще два-три своих слова, имеющих отношение к данной группе.
«Четвертый лишний»
Называются четыре предмета, один из которых является лишним в одной группе слов, объяснить свой выбор.
Игровой материал
– игра словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующих групп слов, не требуется:
Ход игры:
Дидактическая игра
«Назови одним словом»
1) молоток, пила, рубанок — … (столярные инструменты);
2) суп, каша, котлета — … (еда);
3) компот, сок, чай — … (напитки);
4) юла, пирамидка, кукла
— …(игрушки); 5) рояль, скрипка, волынка — …(музыкальныеинструменты); 6) орел, коршун, сокол — … (хищные птицы);
7) сосна, кедр, ель — … (деревья хвойные);
(спортивный инвентарь);
9) тюлень, морской котик, морж — … (морскиеживотные); 10) персик, абрикос, апельсин — … (фрукты);
11) акула, меч-рыба, ставрида — … (морскиерыбы); 12) кастрюля, половник, сковорода — … (металлическаяпосуда; 13) Украина, Германия, Россия — … (страны);
14) желтый, зеленый, синий — … (цвета);
15) ранец, пенал, ручка — … (школьные принадлежности);
16) запад, восток, север — … (стороны света);
17) телевизор, пылесос, утюг — … (бытовые приборы).
«Четвертый лишний»
Дидактическая игра
- Лимон, перец, картофель, кукуруза.
Все – овощи, а лимон – фрукт.
- Чайник, фен, ножницы, утюг.
Все электроприборы, а ножницы – нет.
- Смородина, малина, помидор, крыжовник.
Помидоры – не ягоды, а овощи.
- Кастрюля, тарелка, чашка, микроволновка.
Микроволновая печь – бытовая техника, а не посуда.
- Корова, лев, собака, лошадь.
Лев – не домашнее животное.
- Куртка, джинсы, шапка, платье.
Шапка — это головной убор, а не одежда
- Птенчик, жук, пчела, стрекоза.
Это — птенчик, а остальные насекомое.
- Кораблик, лодка, катер, яхта.
Кораблик – игрушка, а не водный транспорт.
- Ворона, петух, воробей, свиристель.
Петух — домашняя птица.
- Сапоги, сандалии, коньки, ботинки.
Коньки — это спортивные принадлежности.
- Воздушный шар, вертолёт, самолёт, велосипед.
Велосипед — не воздушный транспорт.
- Клубника, слива, яблоко, груша.
Клубника – ягода, а не фрукт.
- Лиса, заяц, кенгуру, медведь.
Кенгуру, потому, что не живет в наших лесах.
- Автомобиль, военный корабль, троллейбус, автобус.
Военный корабль, не наземный транспорт.
- Поварёшка, молоток, лобзик, топор.
Поварёшка — это не инструмент.
- 7, М, 2, 5.
М – это буква, а не цифра.
- Окунь, карась, дельфин, акула.
Дельфин – это не рыба.
- Рояль, гитара, балалайка, скрипка.
Рояль- клавишный инструмент, а не струнный.
- Диван, стул, компьютер, кровать.
Компьютер — бытовая техника, а не мебель.
- Опята, мухомор, боровик, подберёзовик.
Мухомор – не съедобный гриб.
Загадки про овощи
#1
Никогда и никого Не обижал на свете. Но все же плачут от него И взрослые, и дети. лук
#2
Корешок оранжевый под землей сидит, Много витаминов он в себе хранит, Помогает деткам здоровее стать, Что это за овощ, можете сказать? морковь
#3
Вот цветные шарики на кустах висят, Все они нарядные, словно на парад. Красные, зеленые, желтые плоды, Кто это такие, знаешь ли их ты? перцы
#4
Говорит коза, что козы Очень любят нюхать розы. Только почему-то с хрустом Нюхает она … капусту
#5
На грядке зеленой красные плоды, Круглые, пузатые, узнаешь их ты? Как большие ягоды гроздьями висят Будто сами просятся в овощной салат. помидоры
#6
На нашей грядке – желтый мяч, Но не прыгает он вскачь, Выглядит он как луна, Вкусные в нем семена. тыква
#7
Длинным сильно вырастает Место в грядке занимает. Этот овощ тыкве брат, Вкусно все его едят. кабачок
#8
В огороде среди лета, Фиолетового цвета, Толстый как большой кабан. Очень важный … баклажан
#9
В зелёной палатке Колобки спят сладко. Много круглых крошек! Что это? горошек
#10
У проселочной дорожки Цветет солнышко на ножке. Как созреет солнышко, Будет много зёрнышек. Подсолнух
Что должны знать родители малыша 3-4 лет
Это:
- Для малыша в этом возрасте покой – это возможность двигаться, быть активным.
- Конечно, занятия и задания надо постепенно усложнять, но все же к занятиям простого типа надо тоже возвращаться. К примеру, если ребенок болеет, у него плохое самочувствие, то сложные задания придумывать для него не надо.
- Учтите, что ребенок в этот период жизни наделяет сознанием неживые предметы.
- У ребенка формируется понимание мира, поэтому старайтесь, чтобы основополагающие понятия сформировались правильно.
- Не торопите малыша – он все постепенно поймет и усвоит.
Игры с крупами развивают фантазию
ВАРИАНТ 3.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех — пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
1 |
2 |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 — |
—- 5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 — |
—- 4 |
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 — |
— 2,5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 — |
— 1 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения |
||
0 — |
— 0 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя — четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Собираем фигуры по простым схемам из конструктора, кубиков, мозаики и т.п.
Согласитесь, умение понимать и применять схему очень важно для любого человека. В практической жизни мы, так или иначе, регулярно сталкиваемся со схематичным представлением информации
А вот для малыша игры со схемами – это не просто полезный практический навык, это замечательное развивающее занятие, которое учит ребенка соотносить плоское изображение с объемной конструкцией. И не только соотносить, но и воспроизводить самостоятельно. Возраст 2-2,5 года – самое время начинать знакомить ребенка со схемами.
Строить по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Заранее посмотрите, какие детали у вас есть в наличии, и рисуйте схемы с учетом этого. Лучше всего просто собрать фигуру, а затем обвести ее по контуру Приведу здесь примеры наших схем для лего. Но у вас они, скорее всего, будут другими, из вашего набора деталей.
Не торопитесь сразу предлагать двухлетнему ребенку сложные схемы, достаточно подготовить изображения незамысловатых домиков из 3-5 кубиков. Вообще надо заметить, что строительство по схеме из кубиков или мозаики малышу дается проще, с этого лучше и начинать.
Кстати, попробуйте попрактиковать и такой вариант игры. Сложите с малышом какую-нибудь фигуру, затем попросите его хорошенько ее запомнить и отвернуться. После этого достаньте или измените один из элементов конструкции и попросите малыша сказать, что изменилось.
Если говорить о готовых пособиях, то, по-моему, самая идеальная игрушка для первого знакомства ребенка с конструированием по образцу – это логическая пирамидка «Геометрия» (Ozon, My-shop, KoroBoom) . В ней и карточки со схемами есть, и детали интересные.
Чуть посложнее и пооригинальнее игрушка всеми любимой фирмы Bondibon – «День и ночь» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Здесь все детали конструкции также нанизываются на штырьки, но их тут уже не один, а три, что существенно увеличивает число возможных комбинаций. Кроме того, в пособии предусмотрен более продвинутый вариант занятий – фигуры можно собирать не только по схеме с нарисованными деталями, но и по их силуэтам. В игре целых 48 карточек с заданиями разной степени сложности.
Тест
Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье
1) Выберите лишнее
Василий
Федор
Семен
Иванов
Петр
2) Выберите лишнее
дряхлый
маленький
старый
изношенный
ветхий
3) Выберите лишнее
скоро
быстро
поспешно
постепенно
торопливо
4) Выберите лишнее
лист
почва
кора
чешуя
сук
5) Выберите лишнее
ненавидеть
презирать
негодовать
возмущаться
понимать
6) Выберите лишнее
темный
светлый
голубой
яркий
тусклый
7) Выберите лишнее
гнездо
нора
курятник
сторожка
берлога
Выберите лишнее
неудача
волнение
поражение
провал
крах
9) Выберите лишнее
успех
удача
выигрыш
спокойствие
неудача
10) Выберите лишнее
грабеж
кража
землетрясение
поджог
нападение
11) Выберите лишнее
молоко
сыр
сметана
сало
простокваша
12) Выберите лишнее
глубокий
низкий
светлый
высокий
длинный
13) Выберите лишнее
хата
шалаш
дым
хлев
будка
14) Выберите лишнее
береза
сосна
дуб
ель
сирень
15) Выберите лишнее
секунда
час
год
вечер
неделя
16) Выберите лишнее
смелый
храбрый
решительный
злой
отважный
17) Выберите лишнее
карандаш
ручка
рейсфедер
фломастер
чернила
Завершить
Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет
Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.
Первые логические игры
Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.
Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.
Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.
Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.
Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».
Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.
Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.
Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.
Игры для развития сообразительности и находчивости
Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.
Игры для развития интеллекта
Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.
Логическая игра Bondibon «Застенчивый кролик»
Скажу вам честно, Bondibon — это моя слабость. У них такие необычные и интересные логические игры, какие вы больше ни у одного производителя не встретите. «Застенчивый кролик» (Ozon, My-shop, KoroBoom) — одна из самых любимых, и у меня, и у дочери. Игра рассчитана на самых маленьких логиков – по инструкции на детей от 2 лет. На самом деле двухлетний ребенок сможет выполнить очень небольшую часть заданий. Я бы посоветовала начинать знакомство с игрой ближе к 2,5 годам, уже будет поинтереснее.
В наборе всего 4 деревянные детали, одна из которых – тот самый стеснительный кролик. В каждой из деталей есть разные выемки и прорези, которые позволяют самыми разными способами расставить и вложить друг в друга детали.
Пространственное мышление эта игра развивает просто на ура! Ведь ребенок видит только плоскую проекцию фигуры, а воссоздать надо объемную. Я прямо чувствовала, как шевелятся извилины в голове у дочери, когда она пыталась воспроизвести картинку с карточки. К слову сказать, заданий целых 48, от самых простых до самых сложных – даже четырехлетке будет интересно!
Загадки на внимательность и логику
Загадки на логику и мышление:
- Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть? Это были дед, отец и сын.
- На четырех березах по четыре дупла, на каждом дупле по четыре ветки, на каждой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок? (на березе яблоки не растут)
- Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и меньше 5-ти? Запятую.
- Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой за 100 минут. Как такое может быть? 1 час 40 минут = 100 минут.
- У квадратного стола отпилили один угол по прямой линии . Сколько теперь углов у стола? Пять.
- Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1, 2 и 3)
- Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? Температуру, время.
- В одной руке мальчик нёс один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести? Одинаково.
- Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно? Оба человека играли разные партии с другими людьми.
25 игр для развития логики и мышления у ребенка
Игры на развитие логики будут полезны и крохам, и детям постарше, ведь они учат находить связь между предметами, рассуждать, вычленять и обобщать, а также делать выводы. Новые методики развития детей, которых сейчас множество, предлагают обучать логике даже совсем крохотных деток, ведь они тоже познают окружающий мир и уже могут впитывать знания, как губка.
Предлагаем вам список логических игр для детей, которые разбиты на блоки по возрастам. Это поможет сориентироваться вам, во что играть с ребенком, чтобы задания были ему по силам!
Игры на развитие мышления и смекалки — ЗДЕСЬ.
Логические игры для детей от 0-4 — ЗДЕСЬ.
Методика «Четвертый лишний» для дошкольников
Дети дошкольного возраста в большинстве своем читать и писать еще не умеют. Поэтому с ними можно использовать карточки с изображениями разных объектов.
Карточки педагог заготавливает заранее. Возможно классифицировать их по темам. А затем на тематических занятиях проводить небольшие тесты по методике «Четвертый лишний».
Одновременно и тема закрепляется, и мыслительные процессы развиваются.
Примерные группы карточек для дошкольников:
- Животные: собака, кошка, лев, козел.
- Растения: роза, тюльпан, береза, ромашка.
- Мебель: стол, ложка, стул, кресло.
- Транспорт: самолет, машина, автобус, трактор.
Типы детского мышления
Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:
- Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
- Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
- Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
- Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.