Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.
1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.
лягушка жаба ящерица змея
2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.
Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.
Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.
3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.
Ответ: 1. Белка. 2. Мышь. 4. Впиши в текст названия животных.
На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.
Идём в поход
Привет! Большинство пожаров в лесах происходит по вине человека. Давай проверим, знаешь ли ты правила безопасности в лесу. Просто надо побывать в виртуальном походе, на экране предложат на каждое задание три варианта ответа, надо выбрать один правильный. Ниже ответы 1 класса, верный — жирным.
Начнём. Выбери самое безопасное место для костра.
Под деревом с сухими веткамиПоляна возле ручья
Поле с сухой травой
Следующий шаг: найди топливо для костра, которое хорошо горит и приносит меньше вреда природе.
Набрать хвороста
Срубить дерево
Собрать траву и листья
Темнеет. Самое время развести костёр. Что поможет тебе сделать это безопасно и с использованием спичек?
Сухая растопка (щепа, бумага)
Жидкость для розжига (может разлиться и загореться)
Фейерверки (летят в разных направлениях)
Время ложиться спать. Что нужно сделать с костром перед сном?
Потушить водой
Оставить для тепла
Перенести в палатку
Ой, кажется, у нас появился мусор. Как стоит с ним поступить?
Закопать в землюЗабрать с собой
Оставить животным
В других классах 2-6 появляется ещё одно действие.
Кто-то считает, что сжигать траву полезно. Но в сухой траве живёт много разных животных. Как ты поступишь?
Поджечь полеНе трогать поле
Календарь — хранитель времени, страж памяти
Страница 26 — 27
1. Рассмотри, как устроена страничка отрывного календаря. По ее образцу оформи справа страничку календаря «Мой день рождения».
Придумай устный рассказ о себе для оборотной странички календаря.
2. Подпиши названия времён года в центре календарного круга. Раскрась подходящими цветами каждую часть круга, выделенную красными линиями. Объясни (устно), почему тобой выбраны именно эти цвета для каждого из сезонов.
3. Определи по календарному кругу, на какие месяцы приходятся дни рождения твоих близких. В рамках запиши их имена. А в кружках обозначь числа семейных праздников. 4. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Проверь ответы в Приложении.
Дней прибывает, Двенадцать братьев А сам убывает. Друг за другом ходят, (Отрывной календарь) Друг друга не обходят. (Месяцы)
Перспектива
Поставьте одну чашку рядом на стол, другую на подоконник и предложите ребенку нарисовать стол и подоконник, а потом проанализируйте рисунок. Пусть малыш сам дойдет до мысли, что чем объект дальше от нас, тем его размер меньше. Как следовало бы нарисовать чашки, чтобы было понятно, что они стоят на разном расстоянии от художника? А на прогулке среди леса и дорожек, уходящих вдаль, продолжите разговор о перспективе. Оказывается, на картине, если продолжить линии, они все сойдутся в точке схода.Закрепление материала
Попросите малыша нарисовать несколько пейзажей, учитывая понятия «далеко – близко», то есть перспективу.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие:
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Подбери признак предмета и назови группы
Во втором задании ребенку необходимо выполнить два упражнения, в которых он будет определять признаки предметов по названию и цвету.
А именно: в первом упражнении нужно выделить сходство различных предметов по узору, в который они раскрашены, и разделить эти предметы на две группы. Во втором — определить, какой общий признак объединяет предметы в каждой строчке, выявить лишние предметы, не относящиеся к группам в строке, и дать общее название каждой группе.
Упражнения на внимательность и логическое мышление ребенка
В третьем задании первого упражнения ребенку нужно обвести кружками шесть групп, опреденных по общему признаку предмета (названию), а также выявить два лишних предмета, которые не подходят ни к одной из этих групп. Во втором упражнении — найти каждому детенышу животного его родителя.
Сходства, отличия и взаимосвязь предметов
В следующих двух упражнениях дети будут искать взаимосвязь различных предметов между собой, а также сходства и отличия предметов по свойствам, форме и цвету.
Например: в первом упражнении догадаться, что картинке с ключами подойдет изображение с замком, ножницы можно соединить с бумагой и так далее. Попросите ребенка обосновать свои ответы. После того, как малыш выполнит упражнение, задайте ему дополнительный вопрос: может ли он найти взаимосвязь между собой не двух, а трех предметов из всех имеющихся картинок.
Сутки и неделя
Страница 14-15
1. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены дня и ночи.
Сказочное объяснение смены дня и ночи
2. Вырежи детали из приложения собери схему аппликацию.
Смена дня и ночи
3. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Сутки - это время от одного восхода солнца до другого.
4. Пронумеруй дни недели в правильной последовательности, начиная с понедельника.
Дни недели по порядку
5. Вспомни интересные события, которые происходили в твоей семье в воскресенье. Напиши рассказ об одном из них.
Однажды в воскресенье мы с семьей поехали на природу. С собой мы берем резиновую лодку, палатку и другие туристические принадлежности. Целый день на свежем воздухе с папой мы ловим рыбу, а мама варит уху. Это был замечательный день.
Посадка леса
Твоя задача — рассадить разные деревья. Изучи особенности посадки каждого вида дерева. Так точно и не поняли, считается стык по диагонали или нет, по этой причине пришлось переделывать всю олимпиаду. Ответ для 1 класса будет в скрине чуть ниже.
берёза:
Нужна соснам и елям для роста (Создаёт тень для молодых деревьев)
Можно сажать у реки и болота (Растёт в любых условиях)
сосна:
Не меньше двух деревьев рядом (Маленькие сосны растут группами)
Только рядом с берёзами (Маленькие сосны любят тень)
Нельзя сажать у болота (Сосны не любят сырость)
ель:
Не меньше двух деревьев рядом (Маленькие ели растут группами)
Только рядом с берёзами (Маленькие ели любят тень)
Нельзя сажать у реки (Не любит открытые пространства)
ива:
Можно сажать только у реки и болота (Любит влажные места)
Нельзя сажать с соснами и елями (Любит свет, не любит тень)
дуб:
Нельзя сажать с соснами и елями (Любит свет, не любит тень)
Нельзя сажать у болота (Дубы не любят сырость)
Посади все деревья, учитывая их особенности и правила посадки. Перетаскивай деревья на поле.
в старших классах появляется дополнительное дерево, но схема рассадки практически не изменяется.
осина:
Можно сажать только у реки и болота Любит влажные места
Можно сажать рядом с соснами и елями Выдерживает тень
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Преимущества и недостатки методики
Как и любой другой инструмент оценки уровня развития, методика «последовательные картинки» имеет свои преимущества и недостатки. Ее несомненные плюсы заключаются в следующем:
- Простота проведения. Найти серию картинок в интернете и распечатать ее не составляет труда ни для педагогов, ни для родителей. Легко подобрать желаемый уровень сложности. Оценить качество выполнения, хотя бы приблизительно, способна любая мама.
- Показательность. Тест помогает не только оценить интеллектуальные возможности здорового ребенка, но и выявить возможную задержку в психическом развитии. Если к 6 годам малыш затрудняется в описании картинок даже с помощью наводящих вопросов — это сигнал для родителей, что нужно обратиться к специалисту.
- Развивающий эффект. Само по себе выполнение подобных заданий очень полезно для дошкольников начиная с 4 лет. Игры на основе анализа последовательных картинок тренируют те же способности, которые оценивает тест — логику и речь.
Минусы тестирования в основном связаны с человеческим фактором, причем как со стороны испытуемого, так и со стороны проверяющей комиссии:
- Искажение результата из-за индивидуальных особенностей ребенка. К 6–7 годам личность дошкольника уже во многом сложилась – у каждого свой характер. Кто-то охотно демонстрирует словарный запас, рассуждая вслух уже на этапе составления логической последовательности, а кто-то с трудом подбирает слова из боязни сделать ошибку или чувствует скованность перед незнакомыми людьми в непривычной обстановке.
- Субъективность оценки. Иногда принадлежность к разным поколениям мешает ребенку и психологу прийти к общему пониманию смысла задания. Например, если малыш видел в интернете видео с козами, лазающими по деревьям, или кошками, которые любят купаться, он выдает комиссии соответствующую информацию, которая оценивается старшими как ложная и вызывает сомнения в уровне развития дошкольника.
- Неуверенность ребенка. Этот пункт вытекает из предыдущего: часто дети не способны отстоять свою позицию, если взрослый дает понять, что ответ не соответствует его ожиданиям. Поэтому для получения более ясной картины требуется применение и других тестов, например, на способность к обобщению и воображение.
Успешность методики зависит от многих факторов, но в основном она показывает результаты, близкие к объективным, особенно если ребенок является воспитанником ДОУ. Умение вести себя в подобных ситуациях — это тоже очень важная черта формирующейся личности, оно пригодится ребенку уже в первом классе.
Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Вселенная, время, календарь
Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России
1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.
В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.
2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:
Я живу в Московской области.
3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.
На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья. 4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.
Запиши свой ответ: РФ.
5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.
Красная площадь в Москве
Игры по картине
Взяв в руки репродукцию, можно придумать с десяток увлекательных игр. Показывая новую картину, поинтересуйтесь у малыша, если бы он был художником, то как бы ее назвал? А что можно увидеть в котомке этого мальчика? Чем может пахнуть в этой комнате, с такой тщательностью написанной художником? А почему у этой собаки такой печальный вид, что с ней случилось? Посмотрев, в течение минуты на натюрморт, отвернуться и перечислить, какие овощи и фрукты нарисованы на картине. Какие имена могли носить персонажи, нарисованные на картине? Рассматривая костюмы на исторических полотнах, можно соорудить нечто похожее из одежды мамы и папы, походить в этом. Насколько комфортно чувствовали себя фрейлины в платьях со шлейфом и маркизы в развивающихся плащах?
Интересна игра, кто больше увидит. По очереди называются объекты, нарисованные художником. Выигрывает тот, за кем последнее слово.
Мама отворачивается, а ребенок описывает картину и его слушательница должна по описанию догадаться, о какой репродукции идет речь.
Описание методики
Суть метода заключается в проверке способностей дошкольника к улавливанию причинно-следственных связей и составлению полного описания получившейся последовательности картинок.
Работа ребенка с предложенным материалом включает два этапа:
- Выстроить в логическую цепочку несколько связанных друг с другом по смыслу, но перемешанных изображений.
- Составить связный рассказ, опираясь на картинки.
В зависимости от возраста дошкольника изображений может быть разное количество, обычно от 3 до 6. Педагог раскладывает перед испытуемым карточки и предлагает выстроить их по порядку. В протоколе фиксируется и учитывается при оценке результата несколько параметров:
Найди пару
Выбери пару для каждого животного. У пары должны быть похожие признаки и такая же среда обитания. Читайте внимательно, животные должны быть похожи! Ответы для 1 класса.
Море
АКУЛА — Я отлично плаваю и охочусь на рыб и других животных
КОСАТКА — живёт в солёной воде, хищник, быстро плавает, обтекаемое тело
Пустыня
ОВЦА — Я живу в стаде, быстро бегаю и питаюсь травой.
КЕНГУРУ — живёт группами, травоядное, скачет на двух ногах, быстро размножается
Тропический лес
ПОПУГАЙ КАКАДУ — Я живу в стае, летаю по лесу в поисках вкусных фруктов и орехов.
ЛЕТУЧАЯ ЛИСИЦА — живёт группами, питается фруктами, умеет летать, короткий мех
Остались
РЫСЬ — живёт в лесу, хищник, бегает и лазает, острые когти
СКОРПИОН — живёт в сухой местности, хищник, восемь ног, ядовиты
В старших классах немного меняются пары.
Mоре
ТЮЛЕНЬ — Я живу на берегу моря, отлично плаваю, охочусь за рыбой и кальмарами.
ПИНГВИН — живёт возле воды, ест рыбу, быстро плавает, обтекаемое тело
Пустыня
ВЕРБЛЮД — Я живу в жарком и сухом климате, умею запасать воду и быстро бегать.
СТРАУС — живёт в сухой местности, долго обходится без воды, быстро бегает, не умеет летать
Степь/саванна
СТЕПНОЙ ВОЛК — Я живу в стае и охочусь на других животных ради своих детёнышей.
ГИЕНА — живёт группами, хищник, быстро бегает, заботливый родитель
Если вы ответите также, то за все вопросы будет по 10 баллов.
Happy
183
Sad
55
Excited
274
Sleepy
25
Angry
152
Surprise
37
Погода
Страница 22 — 23
1. Практическая работа «Термометр».
1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.
Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?
Сходство разных термометрах, то что все они используются для измерения температуры. Различия разных термометрах заключается в сферах их применения, а также в диапазоне температур, нанесенном на шкалу.
3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.
Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.
Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.
Запиши числами:
десть градусов тепла - +10°C десять градусов мороза - -10°C ноль градусов - 0°C шесть градусов выше нуля - +6°C шесть градусов ниже ноля - -6°C
Запиши словами:
+5°C - пять градусов тепла. -7°C - семь градусов мороза.
4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.
Температура воздуха | Температура воды | Температура тела (отметить галочкой) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
в классе | на улице | в стакане №1 | в стакане №2 | менее +37°C | +37°C | более +37°C |
+24°C | -15°C | 10°C | 50°C |
5) Запиши определение.
Термометр - это прибор для измерения температуры.
Страница 24 — 25
2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.
Дождь |
Гроза |
Град |
Радуга |
Снег |
Туман |
Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать. 3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
Обозначения явлений природы
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.
Как проводить занятие
Делайте все быстро. Покажите малышу первую открытку-картину, назовите ее и уберите, сразу же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Длятся занятия две–три минуты. Совместным разглядыванием репродукций можно заниматься два — три раза в день
Это великолепное времяпровождение подходит, чтобы занять внимание ребенка в очереди к врачу, магазине, транспорте.
У малыша должно сложиться впечатление, что он увидел что–то яркое, красочное и непонятное по причине того, что толком не рассмотрел.
Со временем часть открыток заменяется новыми, после того как раз пять вы их показали ребенку
Методика «Четвертый лишний» для подростков
У подростков мышление уже довольно хорошо развито, поэтому им можно давать задания посложнее. Как вариант может быть метод «на слух».
- Верба, береза, тополь, пальма (одно дерево растет в жарких странах — лишнее в группе).
- Сокол, коршун, цапля, орел (у одного длинные ноги — лишний).
- Автобус, троллейбус, метро, трамвай (один подземный — исключаем).
- Тигр, леопард, пума, гепард (один здесь полосатый — он лишний).
Для особо интеллектуальных подростков можно предложить:
- вариант методики, где перечислены виды растений или их названия — для детей, склонных к биологии;
- назвать числовые ряды — для детей с математическим уклоном;
- части речи — для любителей русского языка;
- или даже вариант с литературными персонажами — для школьников, склонных к чтению художественной литературы.
Примеры:
- Чичиков, Манилов, Плюшкин, Болконский (лишний Болконский из «Война и мир»).
- 1, 5, 9, 12 (исключаем 12 — оно двузначное число).
Тест
Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье
1) Выберите лишнее
Василий
Федор
Семен
Иванов
Петр
2) Выберите лишнее
дряхлый
маленький
старый
изношенный
ветхий
3) Выберите лишнее
скоро
быстро
поспешно
постепенно
торопливо
4) Выберите лишнее
лист
почва
кора
чешуя
сук
5) Выберите лишнее
ненавидеть
презирать
негодовать
возмущаться
понимать
6) Выберите лишнее
темный
светлый
голубой
яркий
тусклый
7) Выберите лишнее
гнездо
нора
курятник
сторожка
берлога
Выберите лишнее
неудача
волнение
поражение
провал
крах
9) Выберите лишнее
успех
удача
выигрыш
спокойствие
неудача
10) Выберите лишнее
грабеж
кража
землетрясение
поджог
нападение
11) Выберите лишнее
молоко
сыр
сметана
сало
простокваша
12) Выберите лишнее
глубокий
низкий
светлый
высокий
длинный
13) Выберите лишнее
хата
шалаш
дым
хлев
будка
14) Выберите лишнее
береза
сосна
дуб
ель
сирень
15) Выберите лишнее
секунда
час
год
вечер
неделя
16) Выберите лишнее
смелый
храбрый
решительный
злой
отважный
17) Выберите лишнее
карандаш
ручка
рейсфедер
фломастер
чернила
Завершить
Месяц и год
1. Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.
Изменение облика луны
2. В течение месяца проведи наблюдения за Луной. Постарайтесь увидеть новолуние, «рост» Луны, полнолуние, «старение» Луны. Нарисуйте, как выглядит Луна в разные дни. Под рисунками запишите даты наблюдений.
Фазы Луны: «рост» Луны, полнолуние, «старение» луны и новолуние
3. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению изменения облика Луны.
Сказочное объяснение изменения облика Луны
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.
Год - это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.
5. Пронумеруйте месяцы в правильной последовательности, начиная с января.
Месяцы по порядку