Кит и кот. сборник «мартышкин дом». стихи бориса заходера

3. «Несказки»

Итак выбрана пара объектов (будем называть их «героями», хотя на самом деле героем сказки может оказаться и кто-то третий). Теперь, говоря взрослым языком, надо определить надсистемы и сопутствующие системы для героев нашей сказки, выявить их основные функции и свойства.

Предлагаем детям заполнить табличку

ГЕРОЙ

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ

ЧТО ВОКРУГ

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ (для чего нужен)

ВОРОНА

В городе

В поле

Люди, дома, машины

Забор, пугало, зерно, хозяин поля (крестьянин)

Каркает; тащит блестящие предметы; клюет червяков, зерно; летает

КОРОНА

на голове королевы,

в музее

Король, придворные, дворец, слуги

музейные экспонаты, экскурсанты, экскурсовод, смотрители

Знак королевского отличия,

украшение

Названия будущих героев сказки удобно записывать на отдельных литочках (при необходимости, листочки можно прикрепить к доске), чтобы перемещение их происходило наглядно.

Теперь, используя таблицу, придумаем несколько несказочных предложений («На голове королевы красовалась дорогая корона», «ворона совсем не боялась пугала» и т.п.).

7. «До-сказка» новой сказки

Решаем задачу, ищем и устраняем несоответствия в придуманном сюжете. При этом стараемся не вводить в сказку новых, посторонних персонажей, а обходиться теми, что есть в таблице. Стараемся использовать события начала сказки как РЕСУРСЫ для решения возникших задач.

«Тем временем вороны прочно вошли в королевскую моду. Царственные особы щеголяли друг перед другом уникальными птицами, но, по общему признанию, мир не знал вороны, равной той, что сидела во время банкета на голове нашей королевы. Королева пыталась найти другую птицу — все они были «не то». Тогда пришли за нашей пленницей. Но она упорно не желала расстаться с другом — бедным крестьянином. Пришлось крестьянина помиловать и назначить придворным дрессировщиком».

На занятии «правку» сказки мы обычно осуществляем таким образом: делим класс на две группы: одна рассказывает историю, другая задает каверзные вопросы, подмечая противоречия. Все вместе отвечаем на вопросы, «подчищая» логику сюжета.

Чему учит нас сказка «Кит и кот»?

Мы видим, что ситуация, которую описал в своем произведении Б. Заходер – самая настоящая небылица! А что же привело к такому запутанному сюжету? То, что какой – то писатель, который писал про кота и кита просто перепутал буквы.

Эту комичную историю и описывает талантливый детский писатель Б. Заходер. Какие выводы мы должны сделать из этой сказки? В первую очередь, нужно внимательно писать, а также грамотно разговаривать, так как малейшая ошибка может привести к потере смысла сказанного слова.

В этой сказке Нет порядка: Что ни слово — То загадка! Вот что Сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ — огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит.

КОТ Плывет по океану,

КИТ Из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ Мышей на суше.

КОТ На море бьет Баклуши!

КИТ Царапался, кусался, Если ж был неравен спор — От врагов своих спасался, Залезая на забор.

Добрый КОТ Ни с кем не дрался, От врагов Уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит В глубину…

КИТ Любил залезть повыше. Ночью Песни пел на крыше. Позовешь его: — Кис, кис! — Он охотно Спрыгнет вниз.

Так бы все и продолжалось, Без конца, само собой, Но Развязка приближалась: В море Вышел Китобой.

Зорко смотрит Капитан. Видит — в море Бьет фонтан. Он команду подает: — Кит по курсу! Полный ход!

Китобой Подходит к пушке… Пушки — это не игрушки! Я скажу Начистоту: Не завидую КИТУ!

— Мама! — Крикнул китобой, Отскочив от пушки. — Что же это?.. Хвост трубой… Ушки на макушке…

Стоп, машина! Брысь, урод! Эй, полундра: В море — КОТ! — Успокойся! Что с тобой?

— Я, — кричит, — не котобой! Доложите капитану — Я стрелять в кота не стану! Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов!

«Всем-всем-всем! — Дрожа, как лист, Телеграмму шлет радист. — Всем-всем-всем! На нас идет Чудо-Юдо Рыба-Кот!

Тут какая-то загадка! В этой сказке нет порядка! Кот обязан жить на суше! SOS (Спасите наши души!)»

И в ответ На китобазу Вертолет Садится сразу.

В нем Ответственные лица Прилетели из столицы: Доктора, Профессора, Медицинская сестра, Академик по Китам, Академик по Котам, С ними семьдесят студентов, Тридцать пять корреспондентов, Два редактора с корректором, Кинохроника с прожектором, Юные натуралисты И другие специалисты.

Все на палубу спустились, Еле-еле разместились. Разбирались Целый год — Кто тут КИТ И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили. И в конце концов Решили: «В этой сказке нет порядка. В ней ошибка, Опечатка: Кто-то, Против всяких правил, В сказке буквы переставил, Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»

Ну, И навели порядок: В сказке больше нет загадок. В океан Уходит КИТ, КОТ на кухне Мирно спит…

Все, как надо, Все прилично. Сказка стала — на «отлично»! Всем понятна и ясна. Жаль, Что кончилась Она!..

«Связка»

Этот этап — самый ответственный. Если раньше мы разрабатывали две отдельные сюжетные пинии, теперь наша задача — связать персонажи сказки а один узел. Связку можно осуществить через общую надсистему или через посредника.

Предложим детям объединить персонажи сказки в одном месте или найти (в табличке) героя, который будет иметь отношение к обоим персонажам.

В нашем случае это может быть крестьянин, на чье поле прилетела корона. За оскорбление чести и достоинства королевы, а также за воровство, он был посажен в тюрьму, в одну клетку с вороной. Они подружились.

Возникает ключевая задача сказки: надо спасти бедного крестьянина, надо, чтобы королева САМА захотела его отпустить.

5. Развитие сюжета

Рассмотрим выбранные ситуации и попытаемся ответить на вопросы:

·КАКАЯ И КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА?

·КАКОЙ ВРЕД?

·ЧТО ПОДУМАЮТ ЛЮДИ (ЗВЕРИ, ПРЕДМЕТЫ), ОКАЗАВШИЕСЯ РЯДОМ?

(Что подумает ворона о придворных? А придворные о вороне? Что подумает огородное пугало, увидав корону в первый раз? Понравится пи пугало короне? и т.д.)

Отвечая на эти вопросы, очертим контуры начала истории.

Пример. «Однажды во время дворцового приема на голове королевы вместо драгоценной короны оказалась обыкновенная черная ворона

Она важно восседала на царственной прическе, отгоняя назойливых комаров. Королева ничего не заметила, а придворные умело скрывали свое изумление

На приеме присутствовала принцесса соседней страны — известная во всем мире модница. Она решила, что королева вводит новую моду — и не прошло и дня, как короли всего мира уже искали дрессированных ворон, готовясь последовать примеру королевы.

А в это время усыпанная бриллиантами корона – гордость королевской фамилии – прилетела в поле к одному бедному крестьянину и, покружив немного, скромно присела отдохнуть на голове соломенного пугала. Крестьянин спал в своей избе и ничего не заметил.

Вскоре после банкета королева обнаружила ужасную подмену и устроила королевский скандал… Слуги бросились на поиски короны, а ворону до выяснения обстоятельств бросили за тюремную решетку».

Источник сюжетов

Нам предстоит сочинять множество сказок со схожими началами

Важно, чтобы дети не «зациклились» на написании завязки сюжета, а уделили больше внимания продолжению истории. С этой целью можно предложить для серии сказок общий сюжет-завязку, например, такой

«Один детский писатель решил написать книжку-учебник обо всем на свете. В этой книжке были рассказы о котах и китах, о громе и гноме, о льде и меде и о многом другом. Масса полезных сведений содержалось в книжке, но был у нее крупный недостаток – в ней не было сказок. А дети, как известно, любят сказки больше всего на свете.

Детям не хотелось обижать Писателя, но они мечтали сделать так, чтобы книжка «несказок» превратилась в книжку сказок. Однажды двоечник Вася переписал из учебника предложение: «В небе гремел гном». Все посмеялись, но потом смекнули, что из Васиной ошибки, если постараться, можно сделать сказку. Тогда ребята стали нарочно делать опечатки в своих тетрадях, меняя в похожих словах буквы местами. Получалось начало сказок. Ребята их досказывали и записывали. Так, сохранив все ценное, что хотел сообщить писатель в книжке, дети превратили ее в книжку сказок. Последуем их примеру».

Далее можно дать детям задание на дом: придумать как можно больше пар слов, отличающихся одной буквой, записать их и подчеркнуть те пары, из которых они хотели бы потом сделать сказки. Мы получили задел для работы на несколько занятий вперед. Понятно, что подбирать пары можно и по иному признаку, и просто случайным образом

Важно найти «изюминку», которая придаст особую привлекательность будущим «героям» сказки

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

«До –сказка»

Читаем сказку Заходера и предлагаем детям сочинить «до-сказку» – т.е. добавить интересные эпизоды, которые могли бы случиться с героями, но автор почему-то не описал их. Вспоминая отдельные фрагменты стихотворения, обсуждаем, какие тут могли возникнуть задачи (идеи подают и учитель, и дети) — и пробуем решать их. Лучшие задачи и решения вносятся в «до-сказку».

Примеры:

«…Кит был маленький, домашний…»

Кит стал размером с кота, но никак не хотел расстаться со своим титулом царя морских зверей. Однако ни в море, ни на суше никто не хотел считать такую «мелочь» царем. Как быть Киту? (Дети предложили Киту сказаться маленьким китенком – принцем и в доказательство показывать свою маму — большую китиху).

«…Ловит Кит мышей на суше…»

А как повит? Ни кошачьей ловкости, ни прочих данных у Кита, понятно, нет. (Предложено Киту притвориться… мертвой рыбкой. Мыши не будут его бояться, подойдут ближе – и тогда… Предлагалось также положить в открытую пасть корочку хлеба и сработать, как мышеловка).

Мы на уроке нашли и решили семь таких задач, предлагаем читателю проделать далее эту работу самостоятельно.

Заключение

Для удобства использования повторим кратко основные шаги.

1.«До-сказка» истории «Кит к Кот» с целью выявить и освоить прием обмена героями.

2.Преподаватель предлагает детям историю, способную стать источником сюжетов для серии будущих сказок. Дети придумывают пары «героев» сказки и выбирают наиболее интересные их них.

3.«Несказка». Выявление над- и подсистем для выбранных героев сказки. Заполнение таблицы:

ГЕРОЙ ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯЧТО ВОКРУГЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ (для чего нужен)

4.Превращение «несказки» в сказку за счет обмена героев местами в контексте сюжета. Выбор надсистем для «новых» героев.

5.Развитие сюжета. Генерация идей на материале перестроенной таблицы и описание следствий.

6.«Связка». Два параллельных сюжета объединяются через общую надсистему или через посредника, при этом возникает ключевая задача сказки.

7.Снова «до-сказка», теперь уже новой сказки. Проверка сюжета на внутреннюю непротиворечивость, устранение противоречий за счет ресурсов сказки.

При разработке методики были использованы идеи и замечания И.Л. Викентьева и И.Н. Мурашковски.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: