Басни ломоносова михаила васильевича

Что такое басня?

Басня – это прежде всего литературное произведение. Для неё характерна краткость, ёмкость и выразительность формы. Как правило, повествование ведётся иносказательно, метафорически. В качестве действующих лиц могут выступать животные. Каждая басня обязательно имеет свою мораль, которая, как правило, выносится в конец произведения.

Жанр этот один из древнейших. Первые произведения, напоминающие басни, возможно, были написаны ещё в древнем Египте. Официально же её возникновение связывают Грецией и, как правило, при этом вспоминают Эзопа. В Римской Империи известнейшим баснописцем был поэт Федр, во многом подражавший своему греческому предшественнику. Уже в новое время, в XVII веке, над баснями трудился француз Жан Лафонтен, прославивший этот литературный жанр.

Послушайте, прошу, что старому случилось 0 (0)

Послушайте, прошу, что старому случилось, Когда ему гулять за благо рассудилось. Он ехал на осле, а следом парень шёл; И только лишь с горы они спустились в дол, Прохожий осудил тотчас его на встрече: «Ах, как ты малому даёшь бресть толь далече?» Старик сошёл с осла и сына посадил, И только лишь за ним десяток раз ступил, То люди начали указывать перстами: «Такими вот весь свет наполнен дураками: Не можно ль на осле им ехать обоим?» Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним. Однако, чуть минул местечка половину, Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?» Тогда старик осла домой поворотил И, скуки не стерпя, себе проговорил: «Как стану я смотреть на все людские речи, То будет и осла взвалить к себе на плечи».

«Лишь только шум дневной умолк»

Некоторые басни Ломоносова были написаны по мотивам произведений Лафонтена. Одно из них – «Волк, ставший пастухом». Нельзя назвать работу Ломоносова буквальным переводом, настолько оно проникнуто «русской манерой», особенным авторским подходом. Некоторые даже спорят: не изменилась ли в переводной басне оригинальная лафонтеновская мораль? Что касается содержания, то оно следующее.

Незадачливый волк задумал перехитрить овечье стадо, обрядившись пастухом и взяв рожок с посохом. Он застал спящими овец, пастуха и сторожевого пса. Но возгордившись от собственной смекалки, решил подать голос и убедиться, что всех провёл. Однако из раскрытой волчьей пасти вырвался лишь вой, чего и следовало ожидать. Переполошив всех, горе-похититель попрощался и с одеждой, и со шкурой. Главная мысль произведения Лафонтена – лицемер всегда себя выдаст. Мораль же басни Ломоносова в том, что «волку не бывать лисицей». И не стоит пытаться втиснуться в чужую шкуру.

Произведения Михаила Васильевича всегда были продуманы до малейших деталей. В них нет ничего случайного. Навсегда они останутся среди лучших образцов русской литературы.

коллажи из трав и слов

Михаил Ломоносов. басни


Первое посмертное издание. Санкт-Петербург, 1768 год. Типография Императорской Академии наук. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии.

Василий Дорофеев, отец Ломоносова, плавал на собственном рыбачьем судне по Белому морю и Северному Ледовитому океану и нередко брал с собой сына. Эти походы стали лучшими моментами детства для великого ученого. Мать Михаила Васильевича умерла рано, когда мальчику было всего 9 лет.

Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать, грамоте его обучал местный дьячок С.Н. Сабельников.

В декабре 1730 года Ломоносов уходит в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. К этому же времени относятся его первые стихотворные опыты. Он уверенно и быстро обогнал большинство своих соучеников, благодаря способностям и прилежанию. В 1736 году был отправлен в Германию для изучения химии и горного дела, где пробыл до 1739 года. Там он так же получил обширные знания в области механики, физики и основательно изучил французский, немецкий и английский языки.

По прибытии на родину посвятил себя науке и обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.

Литературное творчество Ломоносова Михаила Васильевича Ломоносова

можно сравнить с гениями Возрождения. Это именно тот случай, когда таланту тесно в одной области. И он пробует проявиться во всём.


М. В. Ломоносов. Русская грамматика на немецком. Санкт-Петербург. 1764 Неслучайно Белинский называл его отцом русской литературы. В «Письме о правилах Российского стихотворства» Ломоносов совершил настоящую революцию, указав на возможность применения различных стихотворных размеров в русской поэзии, а не только общепринятого ямба и хорея. Таким образом, невероятно расширились возможности литературы.

Ломоносов был родоначальником русской оды (и, главным образом, они прославили его как поэта).


«Российская грамматика» 1755 года, титульная страница

Если о его стихотворениях многие легко могут вспомнить, то басни М. В. Ломоносова были совсем незаслуженно забыты. А именно в них получили отражение все его литературные и гуманистические принципы.

Басни Михаила Ломоносов

а Современники вспоминали, что Ломоносов был прекрасным человеком – честным, приятным в общении, порядочным, готовым прийти на помощь. Ему претили низкие человеческие пороки – трусость, ханжество, лицемерие, невежество, ложь. Этим он хотел поделиться с читателем и дать ему пищу для размышлений. Басни Ломоносова выполняли роль нравственного наставника. Именно такой жанр был наиболее прост для восприятия и достигал большого количества сердец. Они убедительны и легки для читательского восприятия, но в то же время потрясающе реалистичны.

Поделив литературу на три «штиля», басню Михаил Васильевич отнёс к «низким». Эта стилистическая группа освобождена от возвышенной официальности. Поэтому басни Ломоносова содержат составляющие разговорной, бытовой речи, простонародные выражения. Из-под пера писателя вышли следующие произведения в этом жанре: «Мышь», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», «Ночною темнотой покрылись небеса» и многие другие. Одна из самых известных – «Лишь только шум дневной умолк». О ней и поговорим далее.

Михаил Ломоносов (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 86-88)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля.  

         Ломоносов с детства тянулся к обучению. Оно получилось достаточно интенсивным. Он, скрыв свое происхождение и не получив разрешения отца, ушел в Москву учиться. Образование он получил экстерном. Ломоносов посвятил свою жизнь науке. Он стал профессором и совершил множество научных открытий. Его поэтическая деятельность проникнута подлинным новаторством. 

2. Какие жанры относятся к каждому из «трёх штилей»?  

         Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни. 

3. Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова. 

         Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. С детства он помогал отцу, но это не помешало ему научиться читать и писать, а также освоить грамоту. 

         Михаил уехал учиться в Москву, где получил достойное образование, изучил латынь и другие науки. Он вернулся в Петербург, где и началась его деятельность как академика. Ломоносов стал инициатором открытия университета в Москве. 

         Он также написал множество сочинений, всего себя он посвятил науке и ее развитию.   

         В своих произведениях Ломоносов поднимал тему России, подчеркивая ее могущество. 

Размышляем о прочитанном 

1. К каким «штилям» относятся приведённые в учебнике произведения Ломоносова? 

         Оба произведения относятся к высокому штилю. 

2. Какова главная мысль каждого из них? 

         “К статуе Петра Великого” прославляет Петра, возносит его достижения.  

         «Ода на день восшествия…» о талантливых умах России. 

3. Какие труды Ломоносова вам известны? 

         Я читал такие его произведения: 

         «Я знак бессмертия себе воздвигнул» 

         «Ночною темнотою покрылись небеса…» 

         «Лишь только дневной шум замолк…» 

Обогащаем свою речь 

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность? 

         Ода, поэма, трагедия — высокий “штиль”. 

         Драма, сатира — средний. 

         Эпиграмма — низший. 

         Особую торжественность приведенным отрывкам придают церковнославянизмы. Их использование характерно для высокого “штиля”. (Например: зрак, гласит, дерзайте, раченье, градской). 

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: …может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать, Науки юношей питают, /Отраду старым подают? 

Он слыл известным музыкантом.  

Дерзай, у тебя все еще впереди! 

Я придумал для нас хорошую утеху. 

         В этих строчках Ломоносов хочет сказать о том, какие есть молодые таланты в России, для которых ум — необходимость, а для стариков — радость. 

Творческое задание 

Подготовьте «Похвальные слово Ломоносову — поэту, учёному,  общественному деятелю», включив в его текст цитаты из произведений поэта. 

         Великий ум России, профессор и академик. Гордость нашей страны. Память о тебе жива до сих пор. “…Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде…”. 

         Невозможно выразить благодарность за такой бесценный вклад во многие сферы: литература, химия, физика, политика и т.д.  

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

М. В. Ломоносов. «Ода…» 

         В одах и поэмах Михаила Васильевича Ломоносова в высшей  степени проявились талант стихотворца, глубина мысли учёного, безграничная любовь к Родине гражданина и патриота. 

1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр. 

         Актер своим чтением создал образ человека рассудительного, вдохновленного своим произведением и любящим Россию. 

2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию. 

         Я считаю, что последние четыре строчки можно было прочитать более торжественно, повысив голос, тем самым показать гордость за свою страну. 

3. Подготовьте выразительное чтение отрывка из оды. 

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Ночною темнотою 0 (0)

Ночною темнотою Покрылись небеса, Все люди для покою Сомкнули уж глаза. Внезапно постучался У двери Купидон, Приятной перервался В начале самом сон. «Кто так стучится смело?» — Со гневом я вскричал. — «Согрей обмерзло тело, — Сквозь дверь он отвечал. — Чего ты устрашился? Я мальчик, чуть дышу, Я ночью заблудился, Обмок и весь дрожу». Тогда мне жалко стало, Я свечку засветил, Не медливши нимало К себе его пустил. Увидел, что крилами Он машет за спиной, Колчан набит стрелами, Лук стянут тетивой. Жалея о несчастье, Огонь я разложил И при таком ненастье К камину посадил. Я тёплыми руками Холодны руки мял, Я крылья и с кудрями До суха выжимал. Он чуть лишь ободрился, «Каков-то, — молвил, — лук, В дожде, чать, повредился». И с словом стрелил вдруг. Тут грудь мою пронзила Преострая стрела И сильно уязвила, Как злобная пчела. Он громко рассмеялся И тотчас заплясал: «Чего ты испугался? — С насмешкою сказал, — Мой лук ещё годится, И цел и с тетивой; Ты будешь век крушиться Отнынь, хозяин мой».

Источник

Свинья в лисьей коже 0 (0)

Надела на себя Свинья Лисицы кожу, Кривляя рожу, Моргала, Таскала длинной хвост и, как лиса, ступала; Итак, во всем она с лисицей сходна стала. Догадки лишь одной свинье недостает: Натура смысла всем свиньям не подает. Но где ж могла свинья лисицы кожу взять? Нетрудно то сказать. Лисица всем зверям подобно умирает, Когда она себе найти, где есть, не знает. И люди с голоду на свете много мрут, А паче те, которы врут. Таким от рока суд бывает, Он хлеб их отымает И путь им ко вранью тем вечно пресекает. В наряде сем везде пошла свинья бродить И стала всех бранить. Лисицам всем прямым, ругаясь, говорила: «Натура-де меня одну лисой родила, А вы-де все ноги не стоите моей, Затем что родились от подлых вы свиней.

Басни Михаила Ломоносова

Современники вспоминали, что Ломоносов был прекрасным человеком – честным, приятным в общении, порядочным, готовым прийти на помощь. Ему претили низкие человеческие пороки – трусость, ханжество, лицемерие, невежество, ложь. Этим он хотел поделиться с читателем и дать ему пищу для размышлений. Басни Ломоносова выполняли роль нравственного наставника. Именно такой жанр был наиболее прост для восприятия и достигал большого количества сердец. Они убедительны и легки для читательского восприятия, но в то же время потрясающе реалистичны.

Поделив литературу на три «штиля», басню Михаил Васильевич отнёс к «низким». Эта стилистическая группа освобождена от возвышенной официальности. Поэтому басни Ломоносова содержат составляющие разговорной, бытовой речи, простонародные выражения. Из-под пера писателя вышли следующие произведения в этом жанре: «Мышь», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», «Ночною темнотой покрылись небеса» и многие другие. Одна из самых известных – «Лишь только шум дневной умолк». О ней и поговорим далее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: