Анализ стихотворения а.с. пушкина «последняя туча рассеянной бури»

Композиция и жанр

При разборе стихотворения становится понятно, что композиция произведения состоит из трех катренов. Каждый из них отличается собственным настроением:

  1. Знакомство с тучей.
  2. Повествование о грозе.
  3. Пришедшее спокойствие природы.

В первой части стиха, где автор знакомит читателя с образом тучи, повествование сопровождается чувством легкой тревоги и печали. Описание грозы и сопутствующее ей настроение природы передает волнение, поддерживает напряжение. Но все отступает в третьей части, где от негативных эмоций остался только легкий след недоумения. Природа обрела спокойствие, но туча еще осталась на небе, хотя и ненадолго. Вскоре легкий ветерок прогонит ее .

Несмотря на то что в период создания произведения Александр Сергеевич уже отошел в своем творчестве от романтизма, жанр стихотворения «Тучи» в большей мере соответствует именно этому направлению. Пушкин написал стих с парным чередованием женской и мужской рифмовки, используя стихотворный размер четырехстопный амфибрахий. Из-за такой подачи текста произведения его характеризует плавный и успокаивающий ритм повествования.

Тематика и проблематика

Главной темой произведения является сумбур в душе человека, его волнения, а также воспоминания о былом и мысли о том, что произойдет в будущем.

Поэт показывает нам свои душевные терзания и мучения, обильно используя различные художественные средства, а также кризис и сопутствующие проблемы. Однако он хранит надежду на светлое будущее.

Еще одной отдельной темой в произведении является тема природы

Пушкин заострил внимание на схожести природных катаклизмов с теми, что творятся в душе человека, с его переживаниями. А может, он решил в образе бури скрыть мятеж декабристов

Буря очень похожа на бунт.

Проблемы в стихотворении имеют философский характер. Автор показывает нам взаимосвязь природных циклов и изменений и человеческого существования, потому что в жизни человека дни спокойствия и гармонии сменяются бурей, которая тяжело проходит.

Мораль произведения такова – жизнь нужно принимать такой, какая она есть, со всем тем, на что она богата, и какой бы она ни была. Поскольку за бурей всегда устанавливается затишье, пессимизм сменится оптимизмом, нужно верить в лучшее всегда. Именно этот смысл бытия доносит до нашего внимания поэт. Одновременно с философским рассуждением стих обнажает нам красоты Родины, во многом благодаря заключенному в нем смысле.

Осень

IОктябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

IIТеперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.Суровою зимой я более доволен,Люблю ее снега; в присутствии луныКак легкий бег саней с подругой быстр и волен,Когда под соболем, согрета и свежа,Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

IIIКак весело, обув железом острым ноги,Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!А зимних праздников блестящие тревоги?..Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стеклами двойными.

IVОх, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да освежить себя —Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,И, проводив ее блинами и вином,Поминки ей творим мороженым и льдом.

VДни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечет. Сказать вам откровенно,Из годовых времен я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VIКак это объяснить? Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева.Улыбка на устах увянувших видна;Могильной пропасти она не слышит зева;Играет на лице еще багровый цвет.Она жива еще сегодня, завтра нет.

VIIУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.

VIIIИ с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русской холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь:Чредой слетает сон, чредой находит голод;Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят — я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн — таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IXВедут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несет,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промерзлый дол и трескается лед.Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиет,То тлеет медленно — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.

XИ забываю мир — и в сладкой тишинеЯ сладко усыплен моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем,Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем —И тут ко мне идет незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XIИ мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;Громада двинулась и рассекает волны.

XIIПлывет. Куда ж нам плыть?

Средства выразительности

Пушкин использует много эпитетов, тем самым создавая живую и богатую картину. Те эпитеты, которые описывают тучу, окрашены негативно, в тусклые тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром»). Этим эпитетам противопоставляются светлые, радостные эпитеты, описывающие посветлевшее небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).

По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и олицетворения. Так, туча ассоциируется со злобным, враждебным существом: «ты несешься», «ты печалишь» и тому подобное. Туче противопоставлен свежий ветер, сгоняющий ее с небес: «и ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, действительно, очень богато по настроению и идейному содержанию. Описание туч для поэта – это возможность поговорить о мироустройстве в целом и провести параллель между окружающим и внутренним миром человека.

Анализ стихотворения «Туча» Пушкина

Стихотворение «Туча» (1835 г.) является блестящим образцом пейзажной лирики Пушкина. В нем он использует прием олицетворения, обращаясь к туче, как к живому существу. Благодаря этому стихотворение обладает большой выразительностью и художественной красотой.

По поводу скрытого смысла произведения существует две точки зрения. Первая связана с романтическим толкованием образа тучи. Поэты-романтики считали тучи символами житейских проблем и несчастий, которые собираются над головой человека. Сгущение туч означало непосредственную опасность. Буря с громом и молнией символизировала борьбу романтического героя с враждебными силами. Также непогода связывалась с отрицательными эмоциями, захлестывающими душу человека. Но погода – быстро меняющееся явление. На смену буре приходит ясный солнечный день. Так же и человек находит в себе силы, чтобы справиться со своими проблемами. Изгнав из своего сердца страх и ненависть, он вновь испытывает радостные и светлые чувства. В нем просыпаются новые жизненные силы. После прошедшего урагана все человеческие ощущения наполняются особой свежестью восприятия.

Согласно другой точке зрения стихотворение посвящено десятилетию со дня восстания декабристов («рассеянная буря»). Декабристы рассматриваются в качестве необходимого обществу сотрясения. Поэт полностью разделял взгляды восставших, поэтому туча «издавала таинственный гром» и «поила дождем» истосковавшуюся по влаге землю. «Таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов о справедливом общественном устройстве. Они должны были повлиять на человеческое общество («алчную землю»), направить его на правильный путь. Восстание провалилось, и декабристы, подобно тучам, были рассеяны. Общество успокоилось, и вновь воцарилось мнимое благополучие. Идеалы декабристов и их мятеж подверглись осуждению. Пушкин остается верен этим идеалам, поэтому сравнивает себя с последней тучей. Он испытывал неудовлетворение, поэтому среди беззаботного общества («ликующий день») казался странно и подозрительно задумчивым («наводишь унылую тень»).

Независимо от того, какой смысл вкладывал в стихотворение сам Пушкин, оно является прекрасным произведением, посвященным природе. Кроме олицетворения поэт удачно применяет антитезу, противопоставляя картину грозной бури спокойному дню. Очень ярко выглядит образ именно последней тучи, которая становится пограничным явлением между двумя противоположными состояниями природы.

Основная мысль

Анализируемое стихотворение имеет очень глубокий смысл. На примере природы Александр Сергеевич показывает самого человека, который так же переживает весьма разные периоды в своей жизни. Бывают как «солнечные дни», так и «буйства природы». У всех бывают проблемы, которые рано или поздно обязательно пройдут. Поэтому не стоит зацикливаться на них. Нужно стараться идти дальше.

Ведь как бы ни было плохо сейчас — завтра обязательно будет лучше. Как после сильного дождя появляется яркое солнце, так и после решения проблем в жизни все налаживается. Дождь не может идти постоянно, но без него погибнет все живое. Поэтому он необходим природе. Так и человеку порой нужно пережить трудности, отогнать дурные мысли, которые омрачают его настроение. И чем быстрее он это сделает, тем быстрее наступит ясный солнечный день, полный ярких красок и новых свершений!

Текст и анализ стихотворения туча пушкина (7-8 класс)

Текст:

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

В данном стихотворении 3 четверостишия.

В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой. Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.

Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:

«Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.» Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает

Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение)

Во втором четверостишии А.С. Пушкин приводит описание грозы, этой могучей стихии, которая недавно закончилась. Он словно вспоминает грозу. Небо было полностью затянуто тучами, грозная молния — как символ величия и силы стихии. Это очень сильные образы, показывающие силу природы, ее мистическую власть (таинственный гром), а так же необходимость природы в этой грозной силе — алчная земля, нуждающаяся во влаге.

Но время этой силы прошло (3 четверостишие). Автор вновь после воспоминания о былой грозе возвращается к текущей ситуации. И словно опомнившись от воспоминания мощи грозы, он не хочет видеть на небе осколок этой рассеяной бури, это напоминание о грозной силе. Здесь чувствуется, что автор в своем порыве сливается с природой, он тонко чувствует изменения, происходящие в ней. Он чувствует необходимость в грозе, но так же он ощущает, что природа переродилась и готова к ясному дню. Поэтому в этом порыве единения с силами природы он восклицает, обращаясь к туче: «Довольно, сокройся. Пора миновала. » Земля обновлена, и в бури необходимости больше нет. И используемые в этом четверостишии слова отражают переход от бури к спокойствию природы: Довольно! Сокройся! Буря промчалась. — идет очень мощный ритм, отражающий волю автора и состояние природы.

Ветер, лаская, листочки — вновь переход к покою. «. с успокоенных гонит небес» — спокойная картина природы.

По сути своей — это стихотворение эмоционально очень яркое, в нем видна радость автора от единения с природой, от того, что он чувствует в этот момент окружающую себя действительность. И эта радость буквально взрывается в строках.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Туча»

Значение А.С. Пушкина для русской культуры трудно переоценить. Поэт, прозаик, драматург, основоположник современного литературного языка. Начал писать стихотворения в 1814 году, когда ему было 12 лет. Первые стихи были написаны в стиле французского классицизма и сентиментализма. Он писал легкие, сладострастные миниатюры, эпизодические пьесы, эпиграммы.

Поэт один из первых в отечественной литературе использовал прием отождествление природы с живым существом, сделав ее полноправной героиней своих произведений. Сначала, вдохновленный путешествием на юг, где красота Кавказа переполняла его, он видит свободу, широкие просторы, крутые горы. Позже, вспоминает игривые реки, низкие облака, серебристые вершины гор.

Пушкин очень любил природу родной страны. Особенно его радовали поездки в деревню. Морозные деньки, зимние катания на санях, реки, скованные льдом, золотой пожар осенних красок, запах прелой листвы, первое дыхание весны, звонкие ручьи, первые листья – все это воспевал великий поэт в своих творениях.

Стихотворение «Туча» принадлежит поздней лирике автора. Появилось в 1835 году. В тот период Александр Сергеевич уже отошел от романтических традиций и восторженной пейзажной лирики. Но это произведение выдержано в стиле романтизма.

Это ода летней буре, мощной, волнующей, но кратковременной. С первой строки звучит эмоциональное обращение к туче, как живому существу. Поэт будто ругает, обвиняет ее в том, что она портит, «печалит» солнечный день. Она осталась, как напоминание о пролетевшей, нашумевшей буре. Ненастье сменилось хорошей погодой. Сейчас небо ясно, лазурно, но несколько минут назад была гроза, сверкали злые молнии, слышались раскаты грома, шел ливень.

Но туча не просто издавала «таинственный гром», она поила водой ненасытную, «алчную» землю. Видимо, до этого ливня был длительный засушливый период. Стихотворение построено на антитезе. В каждой строфе звучит контраст. Использованы яркие, меткие эпитеты, метафоры для изображения природных явлений.

Картина становится живой, богатой, эмоционально насыщенной. Сама туча олицетворяется с живым существом, сильным, могущественным, таинственным. Чувствуется древний, языческий страх перед ненастьем, громом, смешанный с восхищением.

Отношение автора к этой своеобразной героине противоречиво. В первом четверостишие он негодует, обвиняет тучу, что вовремя не исчезла с неба, как ее подруги. Поэт возмущен, что она портит погожий день. Во втором катрене Пушкин более снисходителен. Он вспоминает грозную бурю и то, что туча освежила природу, напоила сухую землю влагой. В этот момент из невинного облачка, она превратилась в грозную, величественную владычицу неба.

В третьем – лирик просит исчезнуть свою молчаливую собеседницу. Она выполнила свою миссию. Все обновилось, омылось дождем, а теперь радуется солнцу. Наступила гармония, умиротворение. Поэтому вечной небесной страннице стоит отправиться дальше.

Лирическое произведение состоит из трех катренов, которые составляют композицию стиха. Первый задает тон всему произведению. Ритм спокойный, гармоничный, плавный. Написано четырехстопным амфибрахием.

Яркая пейзажная зарисовка напоминает читателю о круговороте происходящих событий, явлений. И это касается не только природы. Все в жизни циклично. Непогода сменяется солнцем, теплом, а горе – радостью, благополучием. И чем злее была буря, тем глубже, гармоничнее, мощнее то, что придет ей на смену. Ведь, не зная зла, невозможно оценить добро. А самое холодное, темное время перед рассветом. Так и в стихотворении, ненастье обновило природу, омыла зелень травы, листьев, напитала почву влагой, напоила животных. Всему свое время, своя миссия, поэтому А.С. Пушкин просит тучу удалиться.

Мне нравится1Не нравится

История создания

История создания этого стихотворения тесно связана с тем, какую мысль Пушкин хотел передать читателям. Существуют две точки зрения:

  1. Первая заключается в том, что Александр Сергеевич выразил этим стихотворением душевное состояние в определенный эпизод своей жизни, чего мы не можем точно утверждать. На следующий день после написания, а именно 14 марта, поэту необходимо было попасть к начальнику Третьего Отделения А. К. Бенкендорфу, на приеме у которого должна была решиться судьба его собственной газеты. И Пушкин перенес тяжесть своего груза на такую же тяжелую тучу.
  2. Вторая точка зрения связана с десятилетием со дня восстания декабристов. Предположения можно построить, исходя из словосочетаний: «рассеянная буря» подразумевает декабристов, «таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов, а общество упоминается в качестве «алчной земли».

Несмотря на то, что 1834-35 годы не отмечаются в биографии поэта как плодотворные, стихотворение «Туча» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в «неплодотворном» 1835 году.

https://youtube.com/watch?v=sB6S6yEbAdU

«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина 7 класс

В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма .

«Туча» была написана 13 апреля 1835 года. На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету. Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о прошедшей буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь. В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии. Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.

Произведение построено на антитезе. недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом. Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам. Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.

В такой трактовке легко предположить, что Пушкин в стихотворении «Туча» поведал читателям о своих творческих проблемах. К тому времени восхищение мастерством поэта стало угасать. Критики начали высказывать мнение, что Пушкин «уж не тот». Его произведения больше не казались бесспорными шедеврами.

Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию, прошло уже десять лет. Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений прошла.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередованием женских и мужских рифм. Такая форма не часто встречается в сочинениях Пушкина. Амфибрахий в сочетании с многочисленными союзами создает плавный, успокаивающий ритм повествования. Даже восклицания не нарушают размеренного развития сюжета.

Пушкин использует в тексте «Тучи» много эпитетов. Одни из них описывают непогоду: «унылая тень». «рассеянная буря». «таинственный гром». Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури. Эти пары символизируют позитивное настроение: «ясная лазурь». «ликующий день». «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике. Более четверти слов в «Туче» являются глаголами, что также нетипично для этого жанра.

Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями. «молния обвивала». «земля освежилась». «буря промчалась». «ветер гонит». Чаще всего этот троп применяется к туче: «несешься». «наводишь». «печалишь». «облегала». «издавала». «поила». Повторное обращение к туче «одна ты» подчеркивает ее неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж произведения.

Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г». Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л» создают атмосферу света, свежести и покоя.

Стихотворение «Туча» поражает литературных критиков глубиной содержания и совершенством художественных образов. Оно полностью оправдывает характеристику, данную Виссарионом Белинским пушкинским пейзажам: «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины».

Средства выразительности

В данном стихотворении мы видим использование очень большого количества эпитетов, которые придают краски стихотворению и природе. С их помощью автор умело передает настроение. Описывая тучу, используются мрачные, негативные эпитеты. Но им на смену приходят яркие и радостные.

То же самое происходит с олицетворениями, которые отлично показывают смену настроения.

Данное стихотворение мало того, что необычайно красиво, так и рассказывает о весьма интересных мыслях поэта. При помощи описания природы, автор прекрасно передает свое собственное настроение, а так же описывает происходящие вокруг него события.

История создания

История создания этого стихотворения тесно связана с тем, какую мысль Пушкин хотел передать читателям. Существуют две точки зрения:

  1. Первая заключается в том, что Александр Сергеевич выразил этим стихотворением душевное состояние в определенный эпизод своей жизни, чего мы не можем точно утверждать. На следующий день после написания, а именно 14 марта, поэту необходимо было попасть к начальнику Третьего Отделения А. К. Бенкендорфу, на приеме у которого должна была решиться судьба его собственной газеты. И Пушкин перенес тяжесть своего груза на такую же тяжелую тучу.
  2. Вторая точка зрения связана с десятилетием со дня восстания декабристов. Предположения можно построить, исходя из словосочетаний: «рассеянная буря» подразумевает декабристов, «таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов, а общество упоминается в качестве «алчной земли».

Несмотря на то, что 1834-35 годы не отмечаются в биографии поэта как плодотворные, стихотворение «Туча» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в «неплодотворном» 1835 году.

Идея стихотворения

В «Туче» прослеживается сразу несколько основных идей и тем. Произведение небольшого размера вместило в себя множество мыслей. Оно содержит описание множества мыслей:

  • природы;
  • человека;
  • одиночества.

Основная тема — человек и природа. Лирический герой остается наедине с небом и тучей, с трепетом следит за изменениями. Он наблюдает за развитием бури, а потом за наступлением ясного безмятежного дня.

Темы одиночества автор затрагивает вскользь. На небе туча всего одна, и ее прогоняет поднявшийся ветерок. В сравнении со вторым катреном, вызывающим тревогу, все стихотворение в целом пропитано спокойным настроением. Оно хорошо передает эмоции человека: после печали всегда наступает легкость.

Произведение не просто выразительное и красивое. Оно содержит глубокий смысл. Погода способна изменяться, как и эмоции человека. Она не может быть постоянной: дожди сменяются солнечными днями. То же самое происходит и с людьми. Рано или поздно все проблемы решаются, неприятности заканчиваются. Изгоняя плохие эмоции, человек получает свободу и ощущение легкости. У него появляется жизненная энергия. Появление проблем в судьбе так же правильно, как и бури — в природе.

Смысл стихотворения «Туча»

Данное стихотворение — яркий пример типичной пейзажной лирики Пушкина, где за описанием природы непременно стоят глубокие размышления и переживания лирического героя.

Написано оно было в 1835 году. Примечательно, что это время нельзя назвать чрезмерно плодотворным для Александра Сергеевича в поэтическом плане, и именно поэтому стихотворение приобретает особую ценность.

Есть несколько вариантов трактовки данного произведения. Первая версия напрямую связана с датой написания. В 1835 году было десятилетие декабристского восстания. 14 декабря 1825 года самого Пушкина по чистой случайности не было на Сенатской площади, но он активно поддерживал деятельность декабристов. Поэтому есть предположение, что смысл стихотворения «Туча» заключается в том, что под «бурей» автор как раз-таки подразумевал деятелей восстания. Тогда «гром», «дождь» — это идейные положения декабристов, а «земля» — это существовавшее тогда общество. Однако тогда финал стихотворения подводит нас к тому, что Пушкин разочаровался в идеях декабристов. Но все же поэт воспринимает их как необходимые и важные события, несмотря на свою неудачу, повлиявшие на многие умы того времени.

Тем не менее эта версия имеет право на существование. Однако есть и вторая, которая предстает более реалистичной и приближенной к биографии самого Александра Сергеевича.

Дело в том, что на следующий после написания стихотворения день Пушкин должен был встретиться с Бенкендорфом, прославленный начальник не менее прославленного Третьего Отделения. Эта встреча решала вопрос о дальнейшей судьбе пушкинской газеты. В таком случае смысл стихотворения в выражении поэтом собственных чувств и беспокойств по поводу своего «печатного детища».

Если же абстрагироваться от исторических событий и личной биографии автора, то это произведение о переживаниях лирического героя. В лучших традициях романтизма его чувства передаются через явления природы. Грозовая туча на небосводе — символ бед, неудач, «черной полосы» в жизни. Однако туча показывается автором рассеивающейся, то есть уже буря и дожди, а равно и неприятности, уже проходят, остаются позади. Они все еще напоминают о своем существовании, но уже виден просвет, небо становится все чище и чище.

И лирический герой невыносимо хочет этого «чистого неба». Он устал от жизненный перипетий, переживаний и неудач, он старается изгнать из себя «тучу» и любое напоминание о ней.

В стихотворении можно также уловить вполне философскую мысль о постоянном изменении жизни, о ее динамике. Не может быть, чтобы всегда было только хорошо или только плохо. Судьба постоянно движется: отрицательное сменяется положительным, после черной полосы идет и белая, и наоборот. Поэтому проблемы и переживания — это такая же нормальная часть жизни, как и радости. И в конце концов, не зная плохого, мы не ценили бы хорошее.

Также погоду и природу в стихотворении можно сравнить с настроением человека. Оно также постоянно меняется от негативных до позитивных эмоций и редко остается стабильным долгое время. Грусть и уныние столь же естественны для человека как и восторг и спокойствие. Но поэт дает понять читателю, что все в нашей воле: в силах каждого человека отгонять от себя тучу, уменьшая количество негатива в жизни. Если немного постараться, то на смену плохим придут приятные эмоции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: