Ход работы
Логопед : — Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир сказок и стихов С. Я. Маршака.
Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Логопед : — Ребята, наверное, вы догадались, из какой сказки эти строки.
3 варианта: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Сказка о капризном мышонке».
Логопед : — Молодцы! Конечно, это «Сказка о глупом мышонке».
— А теперь давайте проверим, как вы знаете эту сказку?
— Скажите, ребята, кого побежала звать в няньки мышка-мама к своему глупому мышонку?
4 варианта (слайд) : утка, жаба, лошадь, медведь.
Логопед : —
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
— Ребята, вы угадали, о каком человеке идет речь? («Вот какой рассеянный»)
— Ребята, что любил человек рассеянный одевать на голову? (Сковороду.)
— А что на ноги? (Перчатки.)
— Ребята, а почему человек рассеянный ехал двое суток в поезде, но так и оказался в Ленинграде? (Он сел в отцепленный вагон.)
Логопед : —
Не хотел котенок мыться –
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котенок!
— О каком котенке идет речь? («Усатый – полосатый».) (слайд)
— Кто была хозяйкой этого котенка? (Девочка четырех лет.) (слайд)
Логопед : — Его родина – Италия. Он вырос на грядке в шумной и дружной семье, окончил там школу луковых наук. («Чиполлино».) (слайд.)
Логопед : —
На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.
И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженный нос.
— Что за пес был у старушки? («Пудель».) (слайд)
Логопед : —
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
(«Рассказ о неизвестном человеке».) (слайд)
Логопед : — Ребята, какой совершил благородный поступок этот парень?
Дети: — Он спас девочку от пожара.
Логопед : —
Дама сдавала багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую …
4 варианта (слайд) : кошку, свинку, козочку, собачонку.
Логопед : — Верно! Молодцы!
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на рюкзаке
В синей фирменной рубашке?
Это он, это он … (ленинградский почтальон).
Логопед : — Здорово, ребята! Я рада, что вы так хорошо знаете произведения С. Я. Маршака. А теперь настало время отдохнуть. Давайте поиграем.
Подвижная игра
Логопед : — Ребята! На полу лежат картинки с изображением разных героев по произведениям С. Я. Маршака. Как только заиграет музыка, вы можете танцевать, прыгать, бегать. Музыка заканчивает звучать – вы должны успеть встать возле любого героя. С каждым разом героев будет становиться все меньше. Играем до тех пор, пока не уйдут все герои.
Логопед : — Отдохнули. Давайте присядем на стульчики и продолжим.
— Ребята, а вы знаете, что С. Я. Маршак еще написал много загадок? Давайте поиграем. Я буду загадывать его загадки, а вы отгадывать.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не уйду,
Покуда он идет. (Дождь)
***
Принялась она за дело,
Завизжала и запела
Ела, ела
Дуб, дуб
Поломала
Зуб, зуб. (Пила)
***
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Сапоги)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
***
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы друзья,
Не бейте нас! (Часы)
Логопед : — Молодцы! Вы загадки отгадали, я предлагаю поиграть. Но сначала угадайте, из какой сказки эти строки?
Жила-была кошка на свете,
Заморская,
Ангорская.
Жила она не так, как другие кошки:
Спала не на рогожке.
А в уютной спаленке,
На кроватке маленькой,
Укрывалась алым
Теплым одеялом
И в подушке пуховой
Утопала головой. («Кошкин дом».) (слайд)
Развитие графических навыков
Логопед : — Ребята! Давайте с вами изобразим «Кошкин дом» на листе бумаги. Каждый из вас будет рисовать по одной части дома: кто-то нарисует стены, кто-то крышу и т. д.
Заключение
Стихи Самуила Маршака для первоклассников
Самуил Маршак «Великан»
Раз,
Два,
Три,
Четыре.
Начинается рассказ:
В сто тринадцатой квартире
Великан живёт у нас.
На столе он строит башни,
Строит город в пять минут.
Верный конь и слон домашний
Под столом его живут.
Вынимает он из шкафа
Длинноногого жирафа,
А из ящика стола —
Длинноухого осла.
Полон силы богатырской,
Он от дома до ворот
Целый поезд пассажирский
На верёвочке ведёт.
А когда большие лужи
Разливаются весной,
Великан во флоте служит
Самым младшим старшиной.
У него бушлат матросский,
На бушлате якоря.
Крейсера и миноноски
Он ведёт через моря.
Пароход за пароходом
Он выводит в океан.
И растёт он с каждым годом,
Этот славный великан!
Самуил Маршак «Кот и лодыри»
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Самуил Маршак «Жадина»
— Гриша, Гриша, дай мне нож.
— Ты обратно не вернёшь.
— Дай-ка, Гриша, карандаш.
— Ты обратно не отдашь.
— Гриша, Гриша, дай резинку.
— Ты откусишь половинку.
— Гриша, Гриша, дай чернил.
— Ты бы сбегал и купил.
Самуил Маршак «Чем болен мальчик?»
Он лежит в постели,
Дышит еле-еле.
Перед ним на стуле —
Капли и пилюли
И с водой,
И без воды,
За едой
И без еды,
Порошки
И банки,
Пузырьки
И склянки.
Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит:
— Инфлюэнца-симуленца,
Притворенца, лодырит!
Самуил Маршак «Чего бы вам хотелось ещё»
В одном из детских лагерей
ребят спросили: «Чего бы
вам хотелось ещё?» Одна из
девочек ответила: «Поскучать».
Есть волшебный край на свете,
Где бывают только дети.
Там по десять дней подряд
День рожденья у ребят.
И едят они в столовой
В эти дни не суп перловый,
Не лапшу, не вермишель,
Не овсянку, не кисель,
А клубничное
Мороженое,
По тарелочкам
Разложенное.
Спят ребята не в постели,
А в колясках карусели
Под раскинутым шатром,
Сплошь расшитым серебром.
Входят в дом они не в двери,
А в открытое окно,
И семь раз, по крайней мере,
Смотрят вечером кино.
Так живут они на воле,
Бросив книжку и тетрадь.
А учительница в школе
Учит по полу скакать.
Для чего над скучной книгой
Проводить за часом час?
Выходи на двор и прыгай
По земле из класса в класс.
Там не ставятся отметки.
Вместо них ученику
Выдаётся по конфетке,
А подчас — по пирожку.
Не житьё, а просто чудо!
Одного я не пойму:
Кое-кто бежит оттуда —
Неизвестно почему.
— Объясните: в чём тут дело?
Я спросил у двух ребят.
— Веселиться надоело! —
Мне ребята говорят.—
Надоело нам варенье,
Надоели дни рожденья.
То и дело распевай:
«Испекли мы каравай!..»
Надоели
Нам качели,
Надоели
Карусели.
Хорошо бы поскучать,
Поскучать
И помолчать!
Самуил Маршак «Считалка»
В нашем классе
Нет лентяев,—
Только Вася
Николаев.
Он приходит на урок,
Засыпает, как сурок.
Лодырь,
Лодырь,
Лежебока,
Проворонил
Три урока,
На четвёртый
Опоздал,
Пятый
Где-то пропадал,
На шестом
Мешал
Учиться,
На седьмом
Ходил
Лечиться,
На восьмом
Играл в футбол,
На девятый
Не пришёл.
На десятом
Корчил рожи,
На четырнадцатом
Тоже,
На двадцатом
Видел сон,
На тридцатом
Выгнан
Вон.
Самуил Маршак «В театре для детей»
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,—
По каждому проходу
Идёт волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из длинного колодца —
Невидимо для глаз —
То флейта засмеётся,
То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Пискливым голоском —
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все эту сказку знали
О рыбке золотой,—
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат —
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко…
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит ещё котлом.
Шумит волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.