Большие и маленькие

Краткое содержание — Никитка и его друзья

Краткое содержание Чарушин «Никитка и его друзья».

Мальчик наблюдает за отцом, сидящим за кабинетным столом и что-то тщательно записывающим. Никита интересует занятием отца и узнает о том, что он пишет детские рассказы. Тогда мальчик вызывается оказать в этом помощь папе, рисуя на листках картинки, но потом ему это занятие надоедает, и он направляется к матери, занимающейся ремонтом одежды. Отец продолжает записывать воспоминания по мальчишеских шалостях.

Как-то Никита решает организовать африканскую охоту с помощью своих игрушечных слонов и тигра. Спрятавшись с игрушками в темное место, мальчик изображает тигриные рыки и слоновий рев, как будто животные спасаются от охотников. При этом из небольшого шнурка Никита изготавливает маленького, но подвижного ужа, полностью воссоздав ощущение африканского сафари.

Затем в памяти писателя возникает случай с заболевшим воробьиным птенцом, которого Никита спасает от гибели, принеся домой. Мальчик выхаживает птичку, одновременно обучая его полетам. Через несколько дней окрепший воробей улетает из окошка.

Однажды Никита устраивает лошадиные гонки, катая на спине игрушечной лошадки всех своих зверюшек, имеющихся у него в большом количестве.

А в один из дней мальчик решает научить маленького щенка кусаться, не придумав ничего лучше, как самому укусить его за ухо.

Еще один случай происходит у мальчика с птенцом сороки, которого Никита наблюдает в саду. В этот момент они с отцом совершают прогулку, на которую мальчик берет игрушечное ружье. Никита спрашивает у отца разрешение выстрелить в птичку. Получив согласие, он громко изображает выстрел. При этом из клюва птенца вырывается подобный

выстрелу крик и оба участника стрельбища разбегаются в разные стороны — охотник сам пугается собственной добычи.

Следующий рассказ про Никиту и перепелку. Птица живет в клетке, поет по вечерам, когда горит электричество. Никите сказали, что перепелка насвистывает, что мальчику пора спать ложиться. Он умоется, ляжет к в кровать, а тогда свет выключают и птица смолкает. Так каждый день перепелка поет, что Никите укладываться надо. А когда в сад клетку вынесли, то сквозь щель птица выскочила. Только под вечер нашли в кустах.

Папа, сын и щенок Томка ушли в лес за грибами, а нашли рябчиху. Курочка отводить стала прочь, за ней Томка следом, — далеко ушли. А папа с Никитой искали маленьких рябчиков, от которых уводила рябчиха-мать, увидели одного цыпленка. А потом набрали рыжиков, домой вернулись.

Следующая сказка о том, как Никита лягушку посадил в банку, выкармливал.

Потом идет сказка о Никите в роли врачевателя. Дудкой-трубкой он выслушивал, как дышит его собака. Потом «мерил температуру» термометром из карандаша. Когда хотел зубы чистить щеткой, то щенок отобрал, разгрыз щетку.

В рассказе про кошку Никита хочет напугать соседскую кошку, которая забирается на карниз и распугивает птиц. Но сквозь стекло она не слышит, как мальчик ее «пугает». А когда Никита просит Томку пугать кошку, то она ощетинивается и трое друг друга пугают: Никита и Томка — кошку, она — их. Кошка не выдержала и скатилась с карниза.

Следующий рассказ о том, как Никита выхаживал зайчат, а помогла кошка, у которой умерли котята, она кормила зайчат.

Следующая глава о Никите, который из окна наблюдает за самолетами в небе. На Первомай все окна были открыты, видно их было из окна за трубой.

Потом идет рассказ о Никите в зоосаду, как он рисовал животных: изобразил лебедя на одной лапе, вторая под себя подогнута, еще набросками показал фазанов, цаплю. А одна из птиц схватила воробья, а потом выпустила, тот убежал из загона, где цапли.

В очередном рассказе «Злая Галя» девочка в зоосаду дразнит животных: дала медведя вместо конфеты фантик с камнем, потом дразнила, снежками бросалась в зебру. У Гали Столбовой слон проглотил рукавичку, которую ему дала вместо морковки.

Еще есть история про почтальона, зоосад.

Другой рассказ про то, как Ваня охотился, пошел дождь, к нему прыгнула лягушка.

Другая история про кабанов в клетке: Никита их испугался, а парнишка загнал хворостинками в клетку.

Следующими были птицы на озере. Никита лысушонка нарисовал, только у него красок не было, и рисунок вышел одним цветом, Никита подписал словами, где какой надо нарисовать цвет. В другом рассказе Никита ловил лосенка с помощью коры.

Еще рассказ про зеленого австралийского попугая, который относится к «волнистым». Его посадили в общую клетку с остальными птицами. Попка выбрался из клетки, полетел по комнате, перелетел на лампу, а потом Томке на голову.

Последний рассказ про червей, которые жили в банке, Никита с папой давали им муку. Потом они превратились в куколок. Из куколок вышли жуки, жили потом в доме, а потом пропали. Улетели, наверное…

Читательский дневник по рассказу «Тюпа, Томка и сорока» Евгения Чарушина

Название произведения: «Тюпа, Томка и сорока».

Число страниц: 21.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: котёнок Тюпа, Томка, Сорока, Аня, Никита, Прасковья Ивановна.

Второстепенные герои: Непулька, скворец, медвежата, лисята.

Характеристика главных героев:

Тюпа — котёнок, которого так прозвали из-за того, что он не умел мяукать, а забавно двигал ротиком.

Томка — забавный щенок, который научился сам ходить, плавать и даже охотится.

Он умел видеть красочные сны.

Сорока — хитрая птица.

Аня — добрая девочка. Воспитательница скворца.

Никита — выдумщик и проказник. Любит играть в доктора.

Прасковья Ивановна — старушка. Владелица медвежат.

Характеристика второстепенных героев:

Медвежата — большие проказники и шалуны.

Скворец — самостоятельная, умная птица.

Непунька — кошка-мать.

Лисята — озорные и весёлые.

Краткое содержание рассказа «Тюпа, Томка и сорока»

Когда Тюпа был маленьким, он очень любил наблюдать за птицами, бабочками, мелкими зверьками.

У Тюпы была мама — Непунька, которая совсем недавно родила новых котят.

Она заботилась о нём, как о маленьком.

Не любил Тюпа охотиться на птиц.

Ведь они клевали и толкали его.

В лесу жила хитрая сорока.

Везде она совала свой нос и хотела что-то, да украсть.

А у соседа жили в доме лисята.

Они оказались такими шустрыми и быстрыми, что их невозможно было поймать.

Никита взял себе охотничьего щенка Томку.

Он научился самостоятельно плавать в озере.

У девочки Ани в доме поселился Скворец. Девочка учила его разговаривать.

Но Скворец запомнил только два слова: «Кушать» и «Злодей».

А у старушки поселились медвежата.

Когда они подросли, стали баловаться и ломать крыши.

План рассказа:

  1. Ловля птиц.
  2. Мама-кошка.
  3. Дрозды.
  4. Сорока.
  5. Лисята.
  6. Выбор имени щенку.
  7. Томка плавает.
  8. Корова.
  9. Сны.
  10. Лечение.
  11. Медвежата.
  12. Скворец.

Основная мысль повести «Тюпа, Томка и сорока»

Главная мысль рассказа заключается в том, что каждое животное удивительно и обладает своим характером.

Основная идея сборника в том, что животных нужно любить.

Чему учит рассказ

Произведение учит нас любить природу и всех животных без исключения.

Учит нас по-доброму относится к нашим братьям меньшим и не бояться их.

Краткий отзыв о книге «Тюпа, Томка и сорока» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я подумала о том, что общение с миром животных всегда приносит радость человеку.

Животные делают нас добрее.

Это очень яркая и интересная повесть.

Автору удалось рассказать много удивительных фактов из жизни детёнышей различных животных.

Больше всего мне понравились щенок Томка и медвежата.

Щенок был любопытным, самоуверенным и любил играть.

Медвежата так интересно безобразничали, что сердиться на них нет никакой возможности.

Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что каждый ребёнок прекрасен по-своему.

Даже если это детёныш какого-либо животного.

 Пословицы к рассказу

  • Знай кошка своё лукошко.
  • Не всякая собака кусает, которая лает.
  • Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой.
  • У кого детки, у того и заботы.
  • Всякому своё дитя милее.

Библиотека произведений автора пополнятся.

Где живут белки

Самое подходящее место для проживания белки – лес, особенно глухой, с высокими деревьями, с дуплами. Чего белки не любят, так это яркого прямого солнечного света и вместе с тем – сырости. Поэтому выбирают места, где нет ни того, ни другого. Если имеется лес, то скорее всего там найдутся и белки, если только это не Австралия. А так белки живут во всей Европе, большей части Азии: в Сибири, на Алтае и Урале.

Свое гнездо белки любят устраивать в дуплах деревьев, однако если зверьку не повезло найти такое место, он строит гнездо открытого типа. Обычно в развилке между ветвей. Гнездо похоже на птичье, сверху только закрыто плоской крышей, чтобы укрывать животных от снега, дождя.

Охотникам стоит знать, что выход из логова обычно смотрит на восток и находится чуть в стороне от центра. Однако возле ствола белка делает еще и запасной ход, вдруг в основное отверстие попытается забраться враг. Дно у гнезда нередко скреплено землей, глиной – это наследство от ворон, гнезда которых белки часто берут за основу. Внутри все выстилается мхом, получается мягко и сухо.

Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?

Вариант 1

Ребята не злые и жестокие, ведь они не понимали, вредят животным.

Я бы охарактеризовал их глупыми, несмышлёными и беззаботными, потому что они думали только о веселье.

В силу своего возраста и ребячества дети дурачились, не задумываясь о последствиях.

Но благодаря автору, который рассказал о том, что нехорошо так делать, они исправились и даже пожелали им счастливой дороги.

Вариант 2

В силу своего возраста, они были глупыми, беззаботными и несмышлёными.

Но нельзя назвать их жестокими, ведь они не понимали, насколько плохо поступают.

Хорошо, что мальчики осознали свою ошибку и быстро исправились.

Думаю, они больше не станут делать подобного.

Образ жизни и повадки

Не живут стаями или парами, почти всегда держаться поодиночке. Белки очень подвижны и выделить конкретное место их обитания довольно сложно. Большую часть своей жизни белка проводит на деревьях, передвигаясь с одного на другое с помощью прыжков. И в этом ей помогает ее довольно большой хвост, который она использует в качестве руля. Прыжок белки в длину бывает до нескольких метров, что весьма существенно учитывая размеры ее тела. В низ белка может прыгнуть гораздо дальше, аж до пятнадцати метров.

На землю она спускается чаще всего за едой и запасами на зиму, передвигаясь тоже же прыжками. Когда светло и тепло постоянно собирает корм и все что может ей пригодиться. Когда, из-за снега нет такой возможности отсиживается в дупле. Ночью не выходит и считается дневным животным.

В осенние месяцы могут мигрировать, если понимают, что на насиженном месте нет необходимого количества провизии на зиму. Причиной миграции так же могут стать пожары, засуха или другое катаклизмы. Далеко от ранее насиженных мест уходят редко, чаще останавливаются в безопасных местах или в соседних лесных массивах. Миграции подвержены и молодые особи, после того, как они покинут родительские гнезда.

Белки редко живут более четырех лет, но есть и исключения, в неволе с хорошим кормом могут прожить более десяти лет.

Размножение

Самка обычно приносит детенышей дважды в год. Первый брачный период приходится на февраль-март, второй происходит летом. В это время вокруг белки собираются до десятка самцов, которые выясняют отношения с помощью зубов и когтей. После спаривания малыши появляются чуть позднее, чем через месяц.

Самцы не заботятся о потомстве, а самки являются очень заботливыми матерями. Они могут приносить от двух до двенадцати малышей. Рождаются бельчата слепыми и голыми. Если мать покидает гнездо, прикрывает детей мхом.

Примерно через две недели отрастает шерсть, позже открываются глаза, растут зубы. Малыши начинаю выглядывать из гнезда, они очень любопытны и могут из-за этого пострадать – выпасть из логова, стать добычей хищников. Подросшие бельчата сами часто выбираются по стволу из гнезда вниз, издавая звуки наподобие цоконья. В сорок дней молодняк уже может искать самостоятельно корм, переходя от материнского молока к привычному для взрослой белки питанию

Когда подрастает второй, летний выводок, родители соединяют всю семью и селятся в одной части леса. Половое созревание молодняка наступает в 5 месяцев. В неволе белка может прожить до 15 лет, однако в естественных условиях эта цифра меньше.

В нашем интернет магазине можно купить чучело белки, в каталоге много качественных и подробных фотографий чучел в разных ракурсах, чтобы наилучшим образом вы могли оценить готовое изделие.

Внешний вид

Особенность зверька – большой хвост, который может быть длиннее даже, чем тельце самой белки. А вообще длина тела – 20-30 см, вес животного – в среднем 300 гр. Задние лапы заметно короче передних.

Мордочка вытянутая вперед, черные блестящие глаза. Известны белки кисточками на довольно крупных стоячих ушах.

Зимой у белки пушистый густой мех сероватого цвета. В теплое время зверек покрыт редкой и грубоватой шерстью темно-бурой, оранжевой, желтоватой, рыжей расцветки. Живот обычно светлее. Различия в цвете основного меха связаны с местами обитания белок. Дважды в год, весной и осенью, белка линяет. Хвост же подвергается линьке лишь раз в год.

Животное имеет хорошие когти и сильные зубы, которые помогают при добыче и разгрызании пищи.

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография и творчество

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей. Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.

Ход НОД:

Дети, обратите внимание на картину. — Кто на ней изображён?

— Кто на ней изображён?

-Сколько белочек на картине?

-Какое время года в лесу?

-А как вы думаете, где живёт белка с бельчатами?

Молодцы. Вы хорошо ответили на вопросы и я предлагаю размять пальчики.

(проводится пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»)

Дети, обратите внимание на портрет русского писателя, художника и книжного графика Евгения Ивановича Чарушина. Он очень любил природу и животных и хотел, чтобы все их любили

Именно поэтому Чарушин написал много книг о животных. Сегодня я принесла вам одну из книг этого писателя. Она называется «В лесу». Посмотрите какие интересные иллюстрации сопровождают каждый рассказ этой книги. Евгений Иванович сам рисовал эти иллюстрации. Он изображал животных такими, какими они были на самом деле в живой природе. Послушайте рассказ из этой книги.

«Белка». Е. И. Чарушин

«Наступили холода. Звери стали устраиваться в своих жилищах. Белка всё ещё искала запасы, всё ещё пыталась их пополнить. В лесу в ели было дупло, там и жила белочка с бельчатами. А в другой ели в дупле белочка хранила свои запасы. Грибы всё ещё сушились около дупла. Спрятаны от глаз они были пушистой веткой. Белочка любила своих бельчат и свой дом».

-Дети, подумайте и скажите, какое время описал Е. Чарушин в своём рассказе?

-Чем занята белка?

-Для чего ей это нужно?

-Какими словами можно назвать белку? Какая она?

(добрая, заботливая, хорошая, хитрая, внимательная, умная, красивая)

-Почему вы так думаете?

«Каждый день в лесу заботы, (дети поднимают и опускают руки)

У зверей своя работа, (наклоняют туловище вперёд, руки за спиной)

Тут вот белки поскакали, (руки на поясе, прыжки на двух ногах)

Медвежата пробегали (бег на месте)

Звери заняты в лесу, я попозже к ним зайду!» (руки на поясе, ноги на ширине ступни- покачивание из стороны в сторону).

Дети, пройдите за столы. Я приготовила для вас весь необходимый материал и предлагаю раскрасить белочку. Надеюсь, что она вам понравится.

(дети выполняют задание под руководством педагога и развешивают свои работы на мольберте)

Какие чудесные белочки у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались. Мне нравятся все ваши работы.

-Что нового вы узнали?

-Дети, а что бы вы ещё хотели узнать?

Я рада, что вы хотите познакомиться и с другими произведениями Е. И Чарушина и обещаю вам их прочитать.

Чтение рассказа С. Оспанова «Саруар» Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательная область: Коммуникация Раздел: Художественная литература Тема:.

Конспект НОД для средней группы «День космонавтики. Юрий Гагарин. Белка и Стрелка» Конспект познавательного развития на тему «День космонавтиков» Средняя група Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника.

Конспект НОД в средней группе детей с ОНР. Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» Программные задачи: Развивать словарь за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоимённых форм, притяжательных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л. Н. Толстому) Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л. Н. Толстому) Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические.

Творческая мастерская «Животный мир Е. И. Чарушина» для детей подготовительной группы и их родителей Мастер-класс Творческая мастерская «Животный мир Е. И. Чарушина» для детей подготовительной группы и их родителей Цель: Создание условий.

НОД для детей средней группы с ОНР. Чтение стихотворения кубанской поэтессы В. П. Бардадым «Ослик» Цель: продолжать расширять и закреплять знания детей о жизни и творчестве кубанской поэтессы Варвары Бардадым. Задачи: 1. Продолжать прививать.

Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушина (старшая группа) Занятие по художественной литературе. Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёж». Цель: знакомство детей с рассказом «Ёж» Задачи: • Образовательные:.

Пересказ рассказа Чарушина Е. «Лисята» СТАРШАЯ ГРУППА. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». ЦЕЛЬ: 1. Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов;.

Самоанализ занятия «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж» Самоанализ открытого занятия 1. Дата проведения: 15.03.2016г 2. Ф. И. О. воспиателя: Монгуш Уран Байыр-ооловна 3. группа: средняя 4. Образовательная.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым Владимир Лебедев, знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Зимовка

Большую часть зимы белка проводит в дупле, спасаясь от холодов. Передвигаться предпочитает по веткам деревьев, спускаясь на землю лишь изредка. Зимой она только в исключительных случаях выходит из своего укрытия, чаще всего из-за отсутствия пищи. Хотя эти зверьки очень запасливы, но еды может не хватить в виду того, что в холодное время в дупле может находиться до шести особей. Находясь в дупле, они все вместе согревают друг друга и не дают погибнуть даже в сильные морозы.

Белочки очень чувствительны к изменениям погоды, если хотите узнать актуальный прогноз обратите внимание на их поведение. Если даже в ясный день они отсиживаются в гнезде, то скорее всего будет сильный мороз или метель

Она рано начинает чувствовать приход весны, узнать о котором так же получится по поведению. Ведь в конце зимы, ближе к теплу, наступает брачный период. Зверьки становятся боле активными и начинают все чаще выходить из своих укрытий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: