Лев ТОЛСТОЙ. ЧЕРЕПАХА. (рассказ)
Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал
искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я
приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет
куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошёл в лес, а в
поле. Я шёл за ним и глядел вперед. Вдруг я увидал то, что он
искал. Впереди его бежала небольшая черепаха величиною с шапку.
Голая темно-серая голова на длинной шее была вытянута как
пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина ее
вся была покрыта корой.
Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и
опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа.
Мильтон схватил ее и стал грызть, но не мог прокусить ее,
потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на
спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она
пропускает голову, ноги и хвост.
Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у нее
разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется.
Когда держишь ее в руках и смотришь под скорлупу, то только
внутри как в подвале, видно что-то черное и живое. Я бросил
черепаху на траву и пошел дальше, но Мильтон не хотел её
оставить, а нес в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и
пустил её . Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула
ему рот. Он так рассердился на неё за это, что стал лаять и
опять схватил её и понес за мною. Я опять велел бросить, но
Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и
бросил. Но он не оставил её. Он стал торопиться лапами подле
нее рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму
черепаху и закопал землёю.
Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки.
Детей они выводят яйцами, и яйца кладут на земле, и не
высиживают их, а яйца сами, как рыбья икра лопаются — и
выводятся черепахи. Черепахи бывают маленькие, не больше
блюдечка, и большие, в три аршина длины и весом в 20 пудов.
Большие черепахи живут в морях.
Одна черепаха в весну кладет сотни яиц. Скорлупа черепахи
— это её рёбра. Только у людей и других животных ребра бывают
каждое отдельно, а у черепахи рёбра срослись в скорлупу.
Главное же то, что у всех животных рёбра бывают внутри, под
мясом, а у черепахи рёбра сверху, а мясо под ними.
Вот и весь рассказ. В книге он занимает ровно сорок шесть
строк. В этих сорока шести строчках, словно свет в дивно
ограненном алмазе, собраны, кажется, все возможные языковые и
сюжетные ляпы. Начнем, как водится, с мелочей, с того, что
называется у литераторов блохами. Это — мелкие, досадные и
легко исправимые ляпчики.
а) Повтор слов. Читателю предоставляется самому посчитать,
сколько раз граф употребил на сорока шести строках слово «она»
или «была». Отмечу лишь удивительную парность повторов: в конце
первого абзаца в одном предложении употреблены слова «голая» и
«голыми» (в том же предложении — дважды «она»). В конце
третьего абзаца дважды фигурирует слово «лапами». В том же
абзаце Мильтон «пустил», потому что черепаха «выпустила», там
же два раза подряд слово «опять». Примеров можно накопать ещё,
но не будем занудничать.
б) Тавтологии. Скрытая тавтология весьма распространённая
ошибка неопытных и плохих литераторов. «…небольшая черепаха
величиною с шапку» — классический пример подобного ляпа. Если
указаны размеры (с шапку), то зачем говорить, что они невелики?
Или граф хочет сказать, что для болотной черепахи вырасти
величиной с шапку, значит быть небольшой? Но это уже
откровенное враньё.
в) Паразитные рифмы. «Вдруг я увидал то, что он искал.» Да
вы поэт, Лев Николаевич!
Пересказ по плану
Однажды мы с Мильтоном отравились на охоту. Как обычно, собака учуяла след, но в этот раз повела меня в поле. Какое-то время пес настороженно принюхивался, а я тем временем подготовился, ведь думал, что он обнаружил фазана или зайца. Но затем понял, что объектом моего спутника был кое-кто иной. Это была черепаха.
Изначально отношения черепахи и Мильтона не задались, ведь собака начала ее сразу же кусать и грызть, но естественно у него ничего не выходило, ведь тело черепахи покрывал прочный панцирь. Я попытался ее спасти, а заодно и рассмотрел, как устроено это животное. А затем спокойно вернул ее обратно на землю в траву.
Но Мильтон так и не отпускал нашу находку и, неся ее в зубах, продолжал идти следом за мной. Но черепаха, защищая себя от злобных клыков пса, когтями поцарапала его рот. Собака ужасно разозлилась подобному поведению своего заложника, выкопала яму и закопала животное в землю.
Черепахи живут практически в любой среде, а свои яйца оставляют прямо на земле, даже не высиживая их. Эти животные бывают разных размеров – от мала до велика.
Черепахи – единственные животные, ребра которых находятся поверх тела, но мало того, они еще срослись и образовали панцирь.
Шарик («Собачье сердце», М. А. Булгаков)
Это произведение в школе читают попозже — в девятом классе, но, раз уж речь зашла о собаках, стоит упомянуть и его. Бездомный пёс Шарик выживает на голодных улицах революционного Петербурга; в начале повести мы видим его тяжело раненным — дворник обварил дворнягу кипятком. Но вот чудо: Шарика замечает и забирает домой профессор Филипп Филиппович Преображенский! Так пёс становится обитателем роскошной квартиры, где, помимо профессора, ему рады и доктор Борменталь, и горничная Зинуша. Однако вскоре Шарик понимает, что любовь Преображенского отнюдь не бескорыстна: профессор собирается поставить дерзкий эксперимент и, ни много ни мало, превратить собаку в человека! Точнее — пересадить бездомному псу часть мозга хулигана и пьяницы Клима Чугункина, погибшего в драке…
Как и Тургенев в рассказе «Муму», Булгаков ставит перед читателем сложные, почти неразрешимые вопросы — правда, другого свойства. Дозволено ли человеку вмешиваться в природу? С одной стороны, благодаря развитию медицины мы за считаные дни исцеляемся от болезней, которые в XIX веке считались неизлечимыми, а с другой — животные в ходе научных опытов ужасно страдают. И ещё: что, если эксперименты над зверями продиктованы не благими намерениями, а желанием прославиться и обогатиться?
Кстати, Шарик — не единственная собака в творчестве М. А. Булгакова. В его самом знаменитом романе «Мастер и Маргарита» описана остроухая Банга, беззаветно преданная Понтию Пилату — человеку, который мог, но не захотел помешать казни Иисуса Христа. Но Банге всё равно, кто её хозяин — герой или злодей. Она настолько любит его, что готова пойти вместе с ним на вечные мучения. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит», — заключает автор.
На этом список выдуманных собак, разумеется, не заканчивается: здесь можно вспомнить и Бима из повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо», и Джима из стихотворения С. А. Есенина «Собаке Качалова»… Да хоть Шарика из цикла Э. Н. Успенского про деревню Простоквашино — вот уж где животные живут себе вволю, да ещё и с не по годам мудрым хозяином!
А каких четвероногих героев вспомнили вы?
Дыбом шерсть, хвост трубой
Собаки — частые «гости» в произведениях отечественных писателей, и в большинстве своём они, как андреевская Кусака, не избалованы хорошим обращением: их бросают одних, мучают, а иногда даже убивают. Часто встречается и такой сюжет: верный пёс остаётся один после смерти хозяина и всю оставшуюся жизнь тоскует по старшему товарищу. Но почему авторы так несправедливы к братьям нашим меньшим?
Скорее всего, потому, что собака — преданный друг человека: это верное, трудолюбивое, добродушное существо
Казалось бы, кто, как не пёс, заслуживает заботы и ласки? Но если собака остаётся одна — неважно, в городе или на природе, — ей приходится не жить, а выживать, каждую секунду ожидая опасности от людей или хвостатых «конкурентов». Животное, рождённое для того, чтобы быть другом семьи, сторожем или поводырём, вынуждено думать только о том, где достать еду, как укрыться от дождя и снега, чем залечить неминуемые раны
На примере собаки легче всего рассуждать о несправедливости, равнодушии и жестокости, ведь она, в отличие от человека, не может быть виновата в собственных бедах.
«Каштанка» (А. П. Чехов)
Ещё одна замечательная собачка, «помесь таксы с дворняжкой», беззаветно преданная хозяину — столяру Луке Александрычу. Мужчина не очень-то приветлив с питомцем: Каштанку мало и редко кормят, на ней срывают злость и усталость, а самые изощрённые издевательства выдумывает сын столяра — Федюшка, который «вытаскивает её за задние лапы из-под верстака и выделывает с нею такие фокусы, что у неё зеленеет в глазах и болит во всех суставах». Но однажды собачка теряется на улице и обретает нового хозяина — дрессировщика мистера Жоржа. Казалось бы, в доме циркача у Каштанки не житьё, а рай: её кормят, холят и лелеют… Но почему происходящее кажется ей дурным сном, а хочется только одного — снова очутиться в бедной каморке Луки Александрыча?
В рассказе «Каштанка» А. П. Чехов рассуждает о «рабской» психологии, которая простительна собакам. Но когда так ведут себя люди, это трагично для всех: и для жертвы, во всём оправдывающей мучителя, и — как ни странно — для самого тирана, который привыкает, что обращаться с окружающими можно как угодно, и становится всё более грубым и жестоким.
Арто («Белый пудель», А. И. Куприн)
Покладистый Арто — ещё один «литературный» пёс, который успел поработать в цирке. Однако, в отличие от Каштанки, хозяев своих он беззаветно любил — и помогал им заработать на хлеб. Арто трудился в крошечном шапито, где помимо него трудились пожилой шарманщик Мартын Лодыжкин, двенадцатилетний акробат Серёжа и дрессированный щегол. Вчетвером они путешествовали от одной ялтинской дачи к другой и показывали представления. Денег подавали самую малость, но всё бы ничего, если бы в одном из домиков странную компанию не приметил избалованный Коля — восьмилетний мальчишка из богатой семьи. Посмотрев на фокусы, которые выделывает Арто, Коля захотел забрать белого пуделя себе — а столкнувшись с отказом Мартына, никак не захотел успокаиваться…
Если у вас уже болит сердце за четвероногих питомцев, это отличный вариант, чтобы немного успокоиться: рассказ А. И. Куприна — одно из немногих «собачьих» произведений, где зверушка ещё не успевает толком помучиться, а всё уже кончается хорошо.
«Как я покупал собаку» сжатое изложение:
Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве.
Хозяин продавал ее не от нужды, а от обиды: поблизости Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого. Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством. Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику. К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки.
Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза. В квартиру пес поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне — я в это время сидел на диване — и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал.
Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг… в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо. На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пес лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность. К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом. Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на бок и закрыл глаза.
Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По- собачьему это значило, наверное: «Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся».
В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом. Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей не покупают да деньги: дружбу и уважение надо заработать.
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
«Муму» (И. С. Тургенев)
Пожалуй, самая знаменитая собака в русской литературе — героиня рассказа И. С. Тургенева «Муму». Центральный персонаж, глухонемой дворник Герасим, раз за разом теряет самое дорогое: сначала по капризу барыни его перевозят из любимой деревни в город, затем «отваживают» от любимой девушки. Но у крепостного крестьянина остаётся последняя отдушина — Муму, «очень ладная собачка испанской породы , с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами». Главный герой находит её крохотным щенком и выхаживает, словно ребёнка. Но спустя год барыня решает, что от Муму слишком много шума…
Травка («Кладовая солнца», М. М. Пришвин)
Эту рыжую собаку, которая хотя и не является главной героиней повести Пришвина, но играет ключевую роль в судьбе юного Митраши, никто не бил и не морил голодом. Наоборот, у неё был заботливый хозяин — лесник Антипыч, и для одинокого старика гончая стала не просто питомцем, а лучшим другом. Именно ей он доверил тайну, «что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Однако Антипыч умер, а верная Травка осталась жить в ветхом домике и мучиться от тоски:
«…очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя. Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придёт, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца. <…> А теперь, когда умер Антипыч, ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Случалось, не один раз <…> она забывала, что гонит зайца только для того, чтобы поймать его и съесть. <…> …поймав зайца, тащила его к Антипычу и тут иногда, услыхав стон деревьев, взбиралась на холм, бывший когда-то избушкой, и выла, и выла…»
К счастью, в конце повести Травка нашла-таки нового хозяина — и даже спасла его от гибели. Но это неудивительно, ведь произведение Пришвина — не просто повесть, а «сказка-быль», а сказки всегда заканчиваются хорошо.