Краткое содержание
Пятилетний Никита жил с мамой, которая работала в поле, а «отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда
». Каждый раз, оставляя Никиту одного на хозяйстве, мать наказывала ему не баловаться, собирать куриные яйца и гонять со двора чужого петуха.
Поначалу Никита боялся оставаться один в доме, но затем осмелел и принялся изучать «воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе
». Когда же это занятие надоело мальчику, он принялся фантазировать. Заметив в сарае пустую бочку, он решил, что там живёт маленький человек с длинной бородой, которая ему постоянно мешает. Никита вспомнил, что недавно у матери пропали ножницы, и решил, что это сделал незнакомец из бочки — «это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду
». Никита принялся ругать бородача, но сам испугался и выбежал на улицу.
На небе Никита увидел «доброе солнце
», которое было очень похоже на его умершего дедушку: он также был всегда добр и ласков к маленькому внуку. Мальчик решил, что дедушка живёт на солнце.
Непоседливый Никита побежал за огород, к старому колодцу, из которого уже давно не брали воду. В его глубине поблёскивала вода, в которой отражалось синее небо. Гладя на воду в колодце, Никита решил, что там живут маленькие водяные люди — «ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные
». Он хотел было поругать их, но вспомнил, что тут может жить великан с детьми, и что есть силы побежал в свой двор, к «дедушке»-солнцу.
У сарая Никита заметил две земляные норы и решил, что тут живут змеи, которые непременно приползут к ним ночью в дом и ужалят. Чтобы этого не произошло, мальчик положил у каждой норы по кусочку хлеба.
На какой бы предмет ни глянул Никита, везде ему мерещились живые существа. И даже в старой баньке он увидел умершую бабушку — «вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!».
Неожиданно Никита понял, что «везде есть люди, только кажутся они не людьми
». Глядя на предметы во дворе, он видел «незнакомые, злобные лица
».
От страха мальчик стал звать мать, а потом побежал к ней в поле. Устав, он присел под дерево, но полуденный зной разморил его, и он уснул. Проснулся Никита под вечер. Он побежал домой и увидел мать, которая «смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко
». Незнакомец, от которого так хорошо пахло хлебом и добротой, взял оробевшего Никиту на руки. Это был его отец, возвратившийся с фронта. Он пообещал мальчику, что теперь уже никогда с ним не расстанется.
Радостный Никита поспешил сообщить радостную новость всем злым «головам» во дворе. Но те молчали: «всем стало боязно отца-солдата
». Когда Никита, помогая отцу по хозяйству, стал выпрямлять молотком гвозди, он заметил, что гвоздь похож не на злого, а на доброго человечка. Отец объяснил, что гвоздь-человечек оттого добрым получился, что Никитка сделал его своим руками.
И что в итоге?
Никита — сообщает злым «головам во дворе», что его отец вернулся, помогает отцу по хозяйству.
Отец Никиты — возвращается с фронта.
Заключение
Детство Никиты пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы, когда взрослые были вынуждены либо воевать, либо много работать. Предоставленный самому себе, мальчик научился развлекать себя, одушевляя окружавшие его предметы. Лишь с приходом отца мальчик смог обрести душевную гармонию.
После ознакомления с кратким пересказом «Никита» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Философия искусства
Основной соавтор
Jaaj.Club
Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации. В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе. |
Глава 32. Письмецо
Однажды отец послал Никиту за почтой. Мальчик приехал на Клопике в село Утевку, на базарную площадь, где располагалось почтовое отделение. Почтмейстер Иван Иванович Ландышев часто пьянствовал, отчего люди боялись заходить на почту. Кроме того, он не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт от корки до корки. На этот раз Никите тоже не удалось их взять. Получив только письма, он отправился домой через степь. Пустив коня «вольным ходом», мальчик стал пересматривать стопку писем.
Одно письмо было маленькое «в светло-лиловом конвертике, надписанное большими буквами “Передать Никите”», написано оно было на кружевной бумаге. Послание было от Лили. В нём девочка писала, что живёт на даче в Самаре и ничуть не забыла своего друга и события этой зимы, и подаренное Никитой колечко не потеряла. «Я вас очень люблю», — писала Лиля. Перечитав несколько раз, Никита летел на Клопике, чувствуя себя счастливей всех на свете.
Глава 26. Весна
Шла весна. Солнце теперь светило особенно ярко. Пахло весенним ветром, свежей травой. На деревьях распустились почки. С каждым днём в саду становилось всё больше и больше птиц.
Как-то раз Никита сидел возле дороги и смотрел, как по выгону ходит табун: мерины, кобылы, жеребята. В это время по дороге в открытой повозке ехал весёлый Василий Никитьевич. Он увидел сына и, остановившись, спросил: кто из табуна больше всего нравится Никите? Мальчик показал на тёмно-рыжего кроткого жеребёнка Клопика. После этого отец поехал дальше. Никита смекнул, что отец неспроста задал ему такой вопрос.
Глава 24. Дети Петра Петровича
Остановились Никита и Артём у Петра Петровича Девятова, старого друга Василия Никитьевича, который держал в дальней деревне бакалейную лавку. У Девятова было семь детей: «Володя, Коля, Лёшка, Лёнька-нытик», двое совсем маленьких и девочка Анна, ровесница Никиты. Пётр Петрович ещё до рассвета ушёл в церковь. Его жена Марья Мироновна наказала всем детям отдыхать в комнате тихо.
Никита и дети Девятова лежали на полу «на двух ситцевых перинах». Мальчик познакомился с ребятами. Ребята рассказывали о себе разные небылицы. Девочка Анна часто подходила к дверям комнаты, где отдыхали мальчики, и уличала их в обмане, просила Никиту не верить им. После каждого вранья ребят, она, вздыхая, произносила: «Неправдычка». Мальчики её каждый раз прогоняли. Только молчаливый Коля её защищал.
Лёшка говорил, будто на прошлую Пасху он съел двести яиц, что под водой он может подолгу не дышать и всё видит, от этого якобы в прошлом году у него в голове завелись блохи и червяки. Володя говорил, что завтра сам пойдёт звонить в колокола: в мелкие — левой рукой, а правой — в большой, в котором «сто тысяч пудов». Ребята рассказывали, какой их отец сильный, может коня за передние копыта поднимать. Лишь один Коля лежал молча и всё смотрел на Никиту по-доброму и улыбался ему одними глазами. Про него ребята сказали, что плавать он не умеет, а только читает книжки, поэтому отец хочет определить его учиться в город.
Так они и проговорили до того самого времени, когда надо было собираться идти на заутреню.
Глава 8. Битва
Никита и Мишка пошли на деревню. Они дошли до избы Артамона Тюрина, которого в деревне все боялись — он был сильным и суровым. Сыновья его — «Сёмка, Лёнька и Артамошка-меньшой» пошли вместе с мальчиками бить «кончанских». За избой Артамона начинался другой конец деревни.
На сугробе, где должна была произойти битва, к ним присоединились «Алёшка, Нил, Ванька Чёрные Уши, Петрушка — бобылёв племянник и ещё совсем маленький мальчик». С другой стороны сугроба появилось пять или шесть мальчиков, потом подошли ещё несколько. В итоге с обеих сторон набралось до сорока человек. Ребята дразнили друг друга. С «кончанской» стороны раздавалось: «Лякушки, лягушата!». Со стороны Мишки и Никиты кричали: «Кузнецы косоглазые! Мышь подковали!». Появился среди «кончанских» широкий мальчишка с курносым носом — Стёпка Карнаушкин. «Наши» поначалу дали дёру. Но Никита не мог смириться с таким поражением и решительно встретил бегущего на него Стёпку, ударив его в грудь изо всей силы. «Наши» вновь кинулись «в бой». В итоге «кончанских» гнали пять дворов.
Когда битва кончилась, Стёпка окликнул возвращающегося домой Никиту, похвалил его за смелый удар и предложил «дружиться». Мальчики обменялись дорогими сердцу вещами. Никита отдал Серёже перочинный ножик, а Серёжка ему — свинчатку.
Рецензии на книгу «Детство Никиты» Алексей Толстой
Как же давно я ждала качественного переиздания этой чудесной повести! В её основе лежат воспоминания Алексея Николаевича Толстого о собственном детстве, а посвятил её автор своему сыну. Она и начинается с трогательного посвящения: «Моему сыну Никите Алексеевичу Толстому с глубоким уважением посвящаю». Именно глубокое уважение писателя к внутреннему миру маленького человека и его чувствам мы наблюдаем в книге. Ему удалось проникнуть в суть переживаний ребёнка, в самую глубину детской души, найти такие простые, но самые правильные слова, которые сумели передать хрупкий, трогательный и до краев наполненный чувствами и ощущениями, яркими событиями и впечатлениями мир детства. Это замечательная, добрая и светлая история об одном годе из жизни маленького девятилетнего мальчика Никиты. Она о детских радостях и огорчениях, открытиях и приключениях, о взрослении, сомнениях и преодолении собственных страхов, о первом проявлении чувств. В одной из глав мальчишке как раз исполнилось десять, и отец устроил сыну «морской» праздник, так шутливо и мило его поздравив: «Имею честь, ваше превосходительство, донести вам, что по сведениям грегорианского календаря, равно как по исчислению астрономов всего земного шара, сегодня вам исполнилось десять лет, во исполнение чего имею вручить вам этот перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять». Язык повествования чист и лёгок, стиль красив – это великолепная проза, пронизанная лирическим, поэтическим чувством прекрасного. А какие волшебные у Толстого описания природы! Никита очень внимателен к изменениям, происходящим в природе, он ощущает себя её неотъемлемой частью, она его завораживает, делает счастливым. Так описывает Толстой момент, когда Никита пошёл провожать домой деревенских детишек, праздновавших в их доме Рождество: «Никита пошел провожать детей до плотины. Когда он один возвращался домой, в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. Деревья на плотине и в саду стояли огромные и белые и, казалось, выросли, вытянулись под лунным светом. Направо уходила в неимоверную морозную мглу белая пустыня. Сбоку Никиты передвигала ногами длинная большеголовая тень. Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». В книге так интересно и дивно описан усадебный быт, празднование Пасхи, Сочельника и детской рождественской Ёлки в дворянском доме, забавы и игры деревенских ребятишек, с которыми дружит Никита. Читать – одно удовольствие! Иллюстрации Нины Алексеевны Носкович – хорошее изобразительное переложение истории. Они необычные, неяркие, в них использованы оттенки только трёх цветов – жёлтого, синего и коричневого. Но они так интеллигентны и скромны, деликатны и романтичны. На мой взгляд, рисунки замечательно передают лирическое настроение повести и подчёркивают разницу между современным миром и миром дворянской усадьбы XIX века, восприятием людьми той культуры и нынешними — природы, течения времени, жизни вообще. Исполнена книга качественно: твёрдая обложка, прошитый переплёт, плотный офсет, некрупный, но легко читаемый шрифт. Устаревшие слова разъясняются в сносках внизу страницы. Меня несколько огорчили опечатки, ведь от «Речи» всегда ждёшь только безупречного качества. На стр. 43 в слово «полозья» прокралась ненужная буква «р», превратив их в «полрзья», а стр. 13 как-то у корректора совсем не задалась – там сразу две ошибки: «А стёкла-то в футляре нет…» «В комнате – два морозные окна; сквозь стёкла видна странная, больше обыкновенной, луна». Из-за этого вынуждена снизить оценку книги.
Глава 16. Последний вечер
Праздничные дни подходили к концу. Во время вечернего чаепития Анна Аполлосовна объявила, что завтра, в понедельник, рано утром она заберёт детей и уедет обратно в Самару. После этих слов Лиля погрустнела, опустив голову. У Никиты «застлало глаза», он был удручён. Закончив пить чай, дети вместе вышли из столовой. В прихожей Никита спросил Лилю, приедет ли она летом в Сосновку. Она не знала, потому что такие вопросы решает её мама, но пообещала писать ему письма. Они попрощались, с грустью разойдясь по комнатам.
Никите казалось, что всему пришёл конец. Мальчик не мог поверить, что не увидит больше тень от голубого банта на стене над диваном, где обычно сидела и шила Лиля. Он заснул, видя перед глазами этот огромный бант. Снилось ему, будто он бродит по зарослям леса. Вдруг из-за лопухов появился краснокожий дикарь в очках. Мальчик проснулся и увидел Аркадия Ивановича, который будил его утром.
Глава 6. Старый дом
От мысли, что Никита может делать всё что хочет целых две недели, ему даже стало скучно. В этот же день, после чая, Никита оделся и отправился на прогулку. Перед тем как выйти на улицу, он прошёл по коридору через нежилые помещения. Мальчик дошёл до «крайней угловой комнаты», где над очагом висел портрет красивой дамы «в чёрной бархатной амазонке». Никита стал рассматривать портрет, сидя на диване. Он мог подолгу смотреть на эту женщину. Видя её, Никита испытывал волнение, он был полон любопытства.
От матушки он много раз слышал, что с прадедом приключилась загадочная история, связанная с этой дамой. Портрет прадеда висел в этой же комнате над шкафом с книгами. На портрете был изображён «тощий востроносый старичок с запавшими глазами». Материальное положение прадеда было плохим: дворовые разбежались, все комнаты, кроме той, в которой он жил, были заколочены. Однажды прадед пропал и больше не появлялся у себя дома. Спустя пять лет от него пришло письмо из Сибири, в котором сообщалось, что он «нашёл забвение среди природы». Причиной всего случившегося с ним была дама, изображённая напортрете.
За окном на ветвь дерева села ворона. Никита почувствовал страх и, выйдя из пустой комнаты, побежал во двор.
Глава 10. Виктор и Лиля
Виктора положили спать в комнате с Никитой. Утром они разговорились. Никита один раз был в Самаре в гостях у Бабкиных, и Виктор это хорошо помнил. Вместе они пошли пить чай в столовую, где уже сидела Лиля. Это была девочка девяти лет.
Никита хорошо разглядел девочку: она была до того хорошенькая, голубоглазая, с длинными и пышными ресницами, что мальчику казалось, что она ненастоящая. Виктор заметил, что Никите нравится его сестра. Он предупредил своего товарища, что Лиля всё время жалуется маме, поэтому надо быть с нею поосторожней. После чая Лиля села шить
Никита попытался привлечь её внимание, показывая Виктору, как можно перепрыгнуть через спинку стула, но девочка даже не обернулась в его сторону. Матушка попросила, чтобы они не шумели в доме, а шли гулять на улицу
Мальчики вышли на двор. Они направились к колодцу, к которому шли коровы пить воду. Вдалеке стоял Мишка Коряшонок с пастушьим кнутом. Он вдруг крикнул, предупреждая: к мальчикам направляется бык Баян, отделившись от стада. Никита попытался увести своего приятеля, но тот от испуга упал на снег, закрыв руками голову. Баян был уже совсем близко. Никита вдруг остановился и стал прогонять быка, ударяя его шапкой по морде. Подбежал Мишка Коряшонок с кнутом. Перепуганный Никита случайно взглянул на окно дома и увидел удивлённую Лилю, которая улыбалась ему. Мальчику стало вдруг отчего-то очень радостно.
Ребята пошли кататься с гор, и во время прогулки Никита всё думал, стоит ли оглядываться на окно по возвращению домой? В итоге он решил, что не будет оглядываться.
Глава 23. Страстная неделя
Шла Страстная неделя. Отец три дня лежал в жару, а потом стал постепенно выздоравливать. В его планах была подготовка к посеву. В доме шла большая уборка. Александра Леонтьевна тоже принимала в ней участие, поэтому к концу недели утомилась. В пятницу в доме начали печь куличи. Никита и Аркадий Иванович красили яйца.
В субботу многие из людской и из дома ушли в село Колокольцовку, которое располагалось «за семь вёрст» от усадьбы, к Великой заутрене. Уставшая матушка и отец, а также Аркадий Иванович, который не получил письма от невесты и был в расстроенных чувствах, остались дома. Никита «на вечерней заре» поехал к заутрене с дворовым мужиком Артёмом.
Сюжет повести
Можно отметить, что сюжета как такового в повести нет. Произведение автобиографичное, писатель вспоминает годы своего детства и делится этими воспоминаниями с читателями. Реальное название толстовской усадьбы, где он жил в детстве тоже Сосновка.
Образы матери и отца Никиты почти в точности повторяют реальных родителей самого А. Толстого. Так же друзья Никиты имеют сходство с реальными детьми, друзьями автора.
Повествование от третьего лица позволяет, немного отстранившись, оценить пору собственного детства. М автор оценивает его как абсолютно счастливое, безмятежное и спокойное время.
Восприимчивый и любознательный ребенок Никита с интересом исследует окружающий мир, не только мир усадьбы, но и деревню, лес, всю окружающую природу.
Он очень любил русскую природу, ее неброскую красоту, замечал любые изменения, смену времен года.
Много времени Никита проводил именно на природе: в лесу или у речки, наблюдая за живым окружающим миром. Но это в некотором роде мешало его учебе: Никите интереснее было гулять и бегать на природе, чем сидеть в комнате и заниматься уроками.
Дружил Никита с детьми из деревни, даже больше, чем с дворянскими. Вникал во все их дела и обычаи, прислушивался к их мнению.
Глава 28. Желтухин
Никита нашёл возле дома выпавшего из гнезда скворца, принёс его домой. Назвали его Желтухин. Посадили его на подоконник открытого окна, затянутого марлей со всех сторон. Никита приносил ему червей и мух, в блюдце — водичку. Скворец поначалу боялся мальчика и считал, что тот его съест. Когда кот Василий Васильевич прорвал марлю, чтобы поймать птицу, Никита вовремя оттащил зверя от Желтухина. После этого случая скворец стал доверчивее к мальчику. Потом Желтухину соорудили домик из дерева — с крылечком, дверкой и двумя окошками.
Так скворец и поселился в усадьбе. Днём жил в саду, а вечером возвращался в домик, научился по-русски говорить. В конце лета его «сманили дикие скворцы», обучили летать, и к осени Желтухин улетел вместе с перелётными птицами.
Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах
Никита не понимал, отчего ему стало неинтересно играть с ребятами. Он чувствовал счастье рядом с Лилей, и ощущал, что внутри него играет музыка. Сидя на диване в отцовском кабинете, на том месте, где пару дней назад сидела Лиля, мальчик мечтательно смотрел в морозное окно. К нему вдруг пришло вдохновение, и он написал стихотворение:
Никита хотел показать его Виктору, пришедшему домой после битвы с распухшим носом, но тот не захотел его слушать. Тогда Никита направился в прихожую, где у печи сидела Лиля. Они разговорились. Мальчик рассказал ей про приснившуюся ему вазочку, в которой что-то должно было лежать. Лиля была заинтересована таинственным сном Никиты, и предложила найти эту вазочку в доме.
Глава 5. Сон
Никите часто снился один и тот же странный сон: в пустой комнате у белой стены находятся большие часы с качающимся маятником. На стене над часами висят два портрета: старик и старушка. В футляре часов отсутствует стекло, и чёрный кот пытается лапой коснуться маятника. Никита знал, что если он это сделает, то всё вмиг исчезнет. Мальчик видел происходящее со стороны, но не мог остановить кота, потому что не в силах был пошевелиться.
И вот в очередной раз мальчик увидел этот сон. Испугавшись, Никита проснулся посреди ночи, перекрестился и вновь уснул. Но сон продолжился. Он опять увидел, как кот пытается прокрасться к часам. Теперь Никите удалось сойти с места и взлететь. Он летал по комнате, отталкиваясь ногами от стен. Мальчик подлетел к вазочке, стоящей на часах с маятником, и увидел: в ней что-то лежало. Вдруг Никита услышал голос, который говорил ему: «Возьми то, что там лежит». Но ему помешали ожившие портреты: старушка схватила мальчика за голову, а старик ударил его курительной трубкой по спине, отчего Никита начал падать. После этого он проснулся.
Уже было утро, девять часов. Аркадий Иванович потряс мальчика за плечо, чтобы разбудить его. Когда Никита проснулся, учитель объявил, что две недели занятий не будет. Ребёнок обрадовался рождественским каникулам и забыл о странном сне.
Алексей Толстой «Сугробы»
(Глава из повести «Детство Никиты»)
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нём глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой верёвкой. Никита осмотрел — сделана прочно, попробовал — скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие вётлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.
Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам…
На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пушистых полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. Это были Никитины приятели — мальчишки с «нашего конца» деревни. А дальше, где речка загибалась, едва виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные.
Никита бросил лопату, опустил скамейку на снег, сел на неё верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, всё вниз, как стрела. И вдруг там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише, тише и стала.
Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, увязая по колено. Когда же он взобрался на берег, то невдалеке, на снежном поле, увидел чёрную, выше человеческого роста, как показалось, фигуру Аркадия Ивановича. Никита схватил лопату, бросился на скамейку, слетел вниз и побежал по льду к тому месту, где сугробы нависали мысом над речкой.
Взобравшись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Работа была лёгкая — снег так и резался лопатой. Вырыв пещерку, Никита влез в неё, втащил скамейку и изнутри стал закладываться комьями. Когда стенка была заложена, в пещерке разлился голубой полусвет, — было уютно и приятно. Никита сидел и думал, что ни у кого из мальчишек нет такой чудесной скамейки…
— Никита! Куда ты провалился? — услышал он голос Аркадия Ивановича.
Никита… посмотрел в щель между комьями. Внизу, на льду, стоял, задрав голову, Аркадий Иванович.
— Где ты, разбойник?
Аркадий Иванович поправил очки и полез к пещерке, но сейчас же увяз по пояс.
— Вылезай, всё равно я тебя оттуда вытащу.
Никита молчал. Аркадий Иванович попробовал лезть выше, но опять увяз, сунул руки в карманы и сказал:
— Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары… Впрочем, прощай, я ухожу…
— Какое письмо? — спросил Никита.
— Ага! Значит, ты всё-таки здесь.
— Скажите, от кого письмо?
— Письмо насчет приезда одних людей на праздники.
Сверху сейчас же полетели комья снега. Из пещерки высунулась голова Никиты. Аркадий Иванович весело засмеялся.
____________________________________
Журавли — здесь: шесты у колодцев, служащие рычагами для подъёма ведра.