Главные герои и их характеристики
Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор, который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни
Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта
И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
Сам охотник, лирический герой, предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.
Смысл
Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.
Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.
Актуальность стихотворения
Было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей. «Воробей» и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.
Завершая анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич — великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления. После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.
Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.
Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей»
написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.
В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.
Композиция
произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является«громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может«усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать«свое детище» .
Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком»
, наступать на обидчика своего детеныша.
Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький
) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).
С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь»
. Эти слова актуальны и правдивы во все времена.
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
Иван Сергеевич Тургенев известен как величайший писатель, из-под пера которого вышло много замечательных рассказов и очерков, романов и стихотворений в прозе. Не одно поколение познакомилось с его творчеством, и не только в нашей стране.
Величайший мастера слова, Тургенев легко и умело цепляет разные струны души, стараясь пробудить самые лучшие качества и стремления каждого. Тургеневские произведения настолько глубоки и хороши, что помогают человеку раскрыть в себе любовь, доброту, сострадание. Именно поэтому произведения автора остаются актуальны, и продолжают пользоваться большим успехом и популярностью.
Пересказ по плану
Охотник возвращался с охоты. Его собака побежала немного вперед. Вдруг она остановилась, и начала потихоньку красться. Так ведут себя охотничьи псы, почувствовав дичь.
На аллее сада, под деревом, лежал небольшой пушистый комочек. Это был молодой желторотый воробушек. Ветер качал деревья, и птенец выпал из гнезда.
Воробушек сидел на земле, беспомощно оглядываясь по сторонам. А собака все ближе подходила к нему.
Вдруг прямо перед собачьей пастью камнем упал старый воробей. Увидев опасность, он бросился спасать свое дитя. Воробей, весь взъерошенный, прыгал перед собакой. Он так сильно кричал, что голосок его охрип.
Трезор, не ожидая такой защиты, начал пятиться назад. Наверное, он, как и его хозяин, был удивлен и сражен той мощной силой, которую проявила эта маленькая птичка.
Охотник позвал пса, и они продолжили свой путь.
Автор с восхищением говорит о воробье, который, жертвуя собственной жизнью, спас своего птенца. Какая огромная сила любви находилась в его маленьком птичьем сердце! Истина в том, что для любви нет никаких преград.
Средства выразительности
Для передачи читателю эмоционального настроения и особого накала, Тургенев применяет много ярких эпитетов в описании птенца воробья. Метафоры придают произведению особую выразительность.
При подготовке к сочинению всегда составляется подробный план. Он помогает излагать мысли последовательно, не упуская мелочей
Для этого следует прочитать стихотворение вдумчиво, обращая внимание на детали, нелишним будет составление собственного анализа
В русской литературе имеется ряд подобных произведений. У Владимира Степанова есть небольшое стихотворение о маленьком воробьишке, где птичка выступает главным героем. Похожий сюжет и в сказке «Воробей и курица».
Несколько аналогичных произведений можно сравнить и сделать анализ, отметив похожие и отличительные черты. У каждого автора свой стиль, они используют различные средства выразительности художественного произведения. Например, в стихотворении Тургенева автор благоговеет, а пес Трезор смущается. Степанов в своем произведении заставляет воробья стесняться и вздыхать.
Можно обратить внимание и на другие средства выразительности, проведя между ними параллель. Для каждого произведения следует определить тему и мораль
Это поможет правильно подобрать аргументы и написать содержательное сочинение.
Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ. – презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемПетр Янушев
Похожие презентации
1 Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,
2 Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт написания подробного изложения; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию подробного изложения
3 Задачи написания подробного изложения: – воспроизвести содержание текста; – пересказать точно, подробно, последовательно; -раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор; – сохранить языковые особенности текста
4 Иван Сергеевич Тургенев ( ) Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове на Орловщине. Великий русский писатель получил строгое воспитание и глубокое и разностороннее образование, обучаясь в Московском университете, на философском факультете Петербургского университета, в Берлинском университете в Германии. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «артист, художник и музыкант» в одном лице. Язык Тургенева богат и красочен. Иван Сергеевич не только любил природу, но понимал и чувствовал её. В своих произведениях писатель воспевал силу любви и жизни.
5 Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.
6 Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
7 Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
8 Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
9 Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
10 Анализ текста Определение типа текста -Какие типы текста вы знаете? -Подумайте, к какому функционально- смысловому типу относится текст? Какой из трех типов текста в этом произведении преобладает? -Какой тип речи использует автор при появлении птенца? -Какой тип речи представлен в заключении?
11 Анализ текста -Проследите за тем, что и как говорит автор? -Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что произошло на аллее сада? -Какова позиция автора? Как она выражена в рассуждении?
12 Анализ текста -Как соотнесены главные герои повествования – птенец, воробей и собака? -Что лежит в основе их сопоставления? -Какова роль описания в выражении главной мысли центрального эпизода?
13 Анализ текста -Какие глаголы, свидетельствующие о силе воробья, использует автор? -(прыгнул, ринулся спасать, заслонил, замирал, жертвовал) Вывод: старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел. И хотя ему самому было очень страшно, он бросился спасать свое детище.
14 Лексическая работа Детище – то же, что ребёнок, сын или дочь (устар.) Жертвовать – подвергать себя опасности ради кого-нибудь, чего-нибудь Благоговеть – относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить
15 Составление плана План. 1. Возвращение с охоты. 2. Желторотый птенец. 3. Храбрый защитник. 4. Трезор признал силу воробья. 5. Любовь сильнее смерти.
Идейно-художественный анализ стихотворения Ивана Тургенева «Воробей»
И.С.Тургенев – зачинатель особого жанра в русской литературе. Он назван незамысловато, даже слишком просто для того, что представляет собой – стихотворения в прозе. Вот так объединил, казалось бы, две противоположности, гений пера и слова.
Особенностью жанра является сопоставление прозовой формы коротких зарисовок и поэтической речи, философское и романтическое направление мысли писателя. Такое единство позволяет создавать уникальные, выписанные, уточненные, где это требуется, образы. Гимном любви и самоотверженности ради жизни близкого звучит стихотворение в прозе «Воробей».
Набросок настоящей картины о мудрости восприятия действительности человеком построен, как ни странно, на образах животных и отношениях между ними. Главными героями выступают охотничья собака Трезор, чьи инстинкты должны быть сильнее гуманности, и воробей, отчаянно бросившийся в атаку, чтобы спасти самое дорогое. Звери демонстрируют поведение, которое часто бывает недоступно людям.
Повествование ведется от первого лица. Рассказывает охотник историю, которую ему случилось однажды наблюдать. Сюжет прост, но глубокий смысл, заложенный буквально в каждом предложении компенсирует объем сказанного писателем. Структура данного произведения такова: вначале идет экспозиция, герой вводит нас в суть дела, затем стремительное развитие событий, а потом мораль – вывод, который сделал герой из произошедшего на его глазах. Таким образом, произведение создано не только для духовного удовлетворения или дополнительной информации, но и для пользы читателя, размышлений. Писатель учит, развлекая. Немного этим стихотворения прозе напоминают басни, у которых композиционно мораль также находится после завершения фабулы.
Внимание И.С.Тургенева к деталям передают важность конкретного события для автора. Обширные как для малого по объему произведения описания основных действующих лиц нужны для лучшего восприятия, ведь не бывает в литературном произведении что-то просто так, во всем есть смысл, но его нужно узреть и разгадать, а может даже почувствовать душою
Сбивчивость речи, взволнованность, переживания, а затем восхищение отражает форма записи, заключающаяся в прерывистых фразах, когда собака начала приближаться к птенцу. Раздумья и удивление передают многоточия и повторы слов. А близость к читателю, влияние на него достигается за счет конструкции «я думал» — писатель впускает в свои мысли, делится ими, и обращений к читателю.
Многие фразы можно считать афоризмами, над ними можно долго раздумывать: «сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда» — вот она, сила любви и преданности, вот умение дорожить и ценить. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» — и это действительно так!
«Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева
Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.
Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.
В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.
Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем». Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .
Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком». наступать на обидчика своего детеныша.
Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).
Маленькая сценка, описанная автором столь лирично и эмоционально, показывает огромную силу истинной любви, которая движет всем живым и понятна всему живому. Любовь сильнее страха смерти.
С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь». Эти слова актуальны и правдивы во все времена.
Проверочная работа рассказ Тургенева “Воробей” стр 3 – 6
Назови героев произведения. Запиши, кто они.
В рассказе Тургенева “Воробей” мы читаем о нескольких главных героях.
В начале рассказа нас знакомят с охотником (повествователем) и его верным псом Трезором.
После этого мы узнаем о самом главном герое – черногрудом воробье, а также о его подопечном – маленьком желторотом воробье.
Всего 4 героя произведения “Воробей” Тургенева.
Охотник, пес Трезор, черногрудый воробей и желторотый воробей.
Краткое описание реального события в рассказе “Воробей” для 4 класса.
Охотник вышел со своим псом на охоту.
Неожиданно перед ними с дерева упал выпавший из гнезда птенец воробья.
Следом на птенцом с ветки прыгнул большой воробей.
Он закрыл своей грудью птенца от подошедшей собаки.
Охотник поразился храбрости воробья, забрал свою собаку и ушел.
Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.
Это событие было интересно тем, что любовь может совершать чудеса.
Именно любовь к своему птенцу из слабой птицы сделала храброго воробья, который бросился на защиту своего детеныша, не испугавшись огромную собаку.
План рассказа Тургенева “Воробей” для 4 класса.
1. Охотник возвращается с охоты.
2. Собака учуяла дичь.
3. Молодой воробушек выпавший из гнезда.
4. Храбрый черногрудый воробей – защитник.
5. Защита слабого придает силу воробью.
6. Собака отступает перед силой воробья.
7. Охотник и собака уходят.
8. Любовь сильнее страха смерти.
В описании воробья мы читаем, что он был с черной грудкой (черногрудый), искаженный от ужаса перед огромной собакой, взъерошенный и отчаянный, но жалко пищащий.
Автор также называет воробья маленькой, героической птицей.
Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.
Этот храбрый воробей вызывает чувство восхищения силой Духа и чувство жалости к маленькому созданию.
А также желание помочь ему защитить себя и своего птенца.
Составь текст – описание о нём, используя слова автора.
Текст – описание воробья из рассказа “Воробей” Тургенева.
Черногрудый воробушек, ринувшийся камнем с ветки на защиту желторотого птенца.
Он взъерошился и с жалким, но отчаянным писком решительно стал наступать на большую собаку.
Ему было очень страшно, он шел на смерть, принося свою жизнь в жертву ради маленького птенца.
Сила духа этого воробья поразила охотничьего пса и он отступил.
Если сравнивать поведение воробья и собаки, то можно увидеть, что собака по привычке охотилась на все, что казалось ей дичью.
А вот воробей шел сознательно на смерть, чтобы защитить своего птенца.
Глаголы описывающие поведение воробья: сорвавшись, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетал, одичал и охрип, замирал, жертвовал.
Поведение собаки описывают глаголы: уменьшила, красться, приближалась, остановился, попятился, признал.
Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.
Автор рассказа “Воробей” для описания образа воробья выбрал такие эпитеты как маленькая, героическая птица, искаженный, взъерошенный, старый черногрудый воробей.
Я бы дополнила их такими эпитетами: замечательный, любящий, храбрый, растрепанный, безрассудный, самоотверженный и сильный Духом.
Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.
Автор назвал свой рассказ “Воробей” в честь главного героя, храброго воробья, спасающего от смерти своего птенца.
Так как сам воробей рисковал своей жизнью, то я бы такой рассказ могла назвать “Храброе сердце” или “Сила родительской любви”.
Главным моментом в развитии действия может считаться – отступление собаки при виде храбрости воробья.
Читая этот момент, я почувствовала восхищение храбростью воробья и благоговение перед силой любви родителей к своим детям.
Поединок воробья и собаки описан как наступление воробья на собаку и отступление Трезора.
Этот бой можно считать состоявшимся, так как собака отошла, отказавшись от него.
Победителем боя стал воробей, ну и конечно его родительская любовь, которая придала ему силы.
Какие слова и почему повторяются дважды?
Такие слова как “смерть” и “Любовь” повторяются несколько раз для того, чтобы показать читателю, каким храбрым был поступок воробушка.
Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.
Главную мысль рассказа “Воробей” Тургенева мы читаем в конце.
Автор говорит “Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.”.
Это и есть то, что хотел донести автор до своего читателя, на примере этого храброго воробушка.
Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Проверочная работа рассказ Тургенева “Воробей” стр. 3 – 6
Характеристика персонажей
В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны — это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.
Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.
Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.
Маленький воробушек — беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.
Рассказчик — охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе — лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.
«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.
Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья.
Вот появляется что-то неожиданное, и собака реагирует, убыстряя шаги. Оказывается, что она почуяла (и услышала) маленького воробья. Птенец, действительно, выпал из гнезда, а собака приняла его за дичь. Собака неумолимо приближалась к незадачливому птенцу. И вдруг ещё одна неожиданность – на неё (прямо перед мордой) камнем, будто ястреб, упал старый воробей. Он защищал своего птенца. Он не испугался собаки, которая намного больше его, у которой когти и зубы. Автор замечает, что собака должна была казаться воробью настоящим чудовищем, но всё же он не испугался. Хоть автор и называет его «искаженным», со взъерошенным видом и жалким писком, но человек не может не восхищаться отвагой маленькой птицы. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей ещё и дважды даже бросился на её морду – на оскаленные клыки.
Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает своё дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он одурел и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.
Иван Сергеевич представляет, что Воробей мог бы спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке – безопасной. Но он бросился в бой! Какая-то сила, которая больше, чем он сам, его вдохновила. Птицу заботила не только она сама, а потомки её. И мало сказать, что в ней говорил лишь инстинкт.
И вот Трезор (та самая собака) остановилась… И она попятилась! Она тоже ощутила эту Силу, хотя и почувствовал себя смущенным.
Хозяин отзывает пса, уходит. И в его сердце благоговение. Именно это слово характеризует отношение к героическому воробью.
В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, в котором силе этой даётся имя – любовь. И эта мысль развивается Тургеневым. Он завершает стихотворение тем, что именно любовь движет миром.
Стихотворение выстроено очень логично и лаконично. Нет в нём никаких лишних деталей – даже погода не описана. Оно строится на контрасте жалкого воробушка и его поступка героического. Лексика используется нейтральная, а когда речь идёт об этом маленьком подвиге, то и торжественная. Рассказчик выступает свидетелем сцены и она толкает его на философские мысли.
Темы произведения
Родительская любовь, свойственная живым существам, — главная тема миниатюры. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.
Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития.
Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны. Произведение служит иллюстрацией убеждений Ивана Сергеевича: настоящий хозяин тот, кто бережёт природу, не убивает ради развлечения, не разоряет гнёзд, а по возможности ещё и помогает животным, попавшим в беду. Ему присущи такие качества:
- честность;
- доброта;
- принципиальность;
- справедливость;
- благородство.
Анализ стихотворения
Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.
Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.
Маленькая сцена, которую описал автор — это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь — это чувство, которое выше страха смерти.
Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,
Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт написания подробного изложения; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию подробного изложения
Иван Сергеевич Тургенев () Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове на Орловщине. Великий русский писатель получил строгое воспитание и глубокое и разностороннее образование, обучаясь в Московском университете, на философском факультете Петербургского университета, в Берлинском университете в Германии. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «артист, художник и музыкант» в одном лице. Язык Тургенева богат и красочен. Иван Сергеевич не только любил природу, но понимал и чувствовал её. В своих произведениях писатель воспевал силу любви и жизни.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Анализ текста Определение типа текста -Какие типы текста вы знаете? -Подумайте, к какому функционально- смысловому типу относится текст? Какой из трех типов текста в этом произведении преобладает? -Какой тип речи использует автор при появлении птенца? -Какой тип речи представлен в заключении?
Анализ текста -Проследите за тем, что и как говорит автор? -Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что произошло на аллее сада? -Какова позиция автора? Как она выражена в рассуждении?
Анализ текста -Какие глаголы, свидетельствующие о силе воробья, использует автор? -(прыгнул, ринулся спасать, заслонил, замирал, жертвовал) Вывод: старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел. И хотя ему самому было очень страшно, он бросился спасать свое детище.
Используемые ресурсы: Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, url=data13.gallery.ru%2Falbums%2Fgallery%2F m549x500te464.jpg&ed=1&text=%D0%A4%D0%BE% D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D 1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0% BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1 %87%D1%8C%D0 4. htpp://ru.wikipedia.org/wiki
Жанр:
рассказ
Иван Сергеевич славится образцовым русским языком в своих произведениях, но краткое содержание рассказа «Воробей» для читательского дневника цепляет сюжетом.