История персонажа
Песенка о кузнечике-огуречике, который сидел в траве и не жаловался на жизнь, пока не пришла лягушка, вызывала слезы чуть ли не у каждого советского ребенка. Создателем этой «страдальческой баллады» стал Николай Носов, включивший припев в «Приключения Незнайки и его друзей». По мнению исследователей, эта повесть учит людей всех возрастов политэкономии, ведь из нее можно узнать, кого на самом деле защищает полиция, а также что такое рыночная экономика.
Николай Носов
Маленький человечек, который не появляется без шляпы с огромными полями, полюбился как маленьким, так и взрослым. И пусть этот герой не блещет умом, как Знайка, зато ценит дружбу и готов на подвиги ради близких людей. Любители сказок до сих пор с упоением читают про волшебный Цветочный город и его крошечных жителей. Примечательно, что в 1969 году за трилогию произведений о Незнайке Носов удостоился Государственной премии РСФСР имени Н. Крупской.
Лепка «Мухомор»
Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей. Закрепление представлений об окружающем мире.
Материал: раздаточный лист, пластилин белый, салфетки, готовый образец.
Всем известно с давних пор,
Как опасен мухомор!
Хоть красив его наряд,
Но в наряде спрятан яд!
Дети получают раздаточные листы с красным мухомором и белый пластилин. Дети отщипывают по кусочку пластилина, скатывают маленькие шарики и прикрепляют их на шляпку.
Шляпа красная его
С белыми крупинками, —
Как увидишь гриб такой,
Не клади в корзинку!
Коллективная аппликация «Цветочный город»
Цель: развитие моторики, развитие умения работать с бумагой и клеем. Развитие умения работать в коллективе, на общий результат.
Материал: ватман, на который педагог предварительно губкой наносит фон: 2/3 зеленый (трава), 1/3 – голубой (небо). Бумажные фигурки героев Николая Носова – Незнайки и его друзей.
На столах каждого ребенка — Геометрические фигуры, необходимые для аппликации домика. Лист белой бумаги, ножницы, клей.
— Сегодня мы все вместе начнем делать большую аппликацию Цветочного города. Так назывался город, в котором жил Незнайка и его друзья. Как вы думаете, почему их город назывался Цветочным? (В нем росло много цветов). – Верно! И поскольку Незнайка и его друзья были маленького роста, то цветы были ростом с их дома!
— Сегодня мы приклеим на ватман самих веселых человечков и их домики, а в следующий раз украсим город цветами.
— У каждого из вас на столе лежит бумажная фигурка одного из веселых человечков. (У малышей фигурка уже вырезанная, у ребят постарше — нет). Давайте с ними познакомимся поближе. (Вешает на доске картинку с жителями Цветочного города).
— Вот главный герой — Незнайка. Это веселый и озорной малыш, который не любит учиться, но берется за все дела подряд. Его легко узнать, потому что ходит Незнайка всегда в широкой синей шляпе с кисточкой. У кого из вас фигурка Незнайки, поднимите руку.
— А вот малыш по имени Знайка (показывает указкой на его фигурку). Знайка очень умный. Он все знает, потому что постоянно читает книги. У кого на столе фигурка Знайки? Хорошо.
— Доктора Цветочного города зовут Пилюлькин. Поднимите руку, у кого Пилюлькин?
— Есть в Цветочном городе и художник по имени Тюбик. Вот он, с кисточкой и красками. Про него мы сегодня и читали. У кого фигурка Тюбика? (Ребенок поднимает руку).
— Музыканта в этом городе зовут Гусля. Догадались, почему? (Потому что он любит играть на гуслях). У кого на столе его фигурка?
— Механиков в Цветочном городе два – это Винтик и Шпунтик. Они очень любят технику, постоянно что-то изобретают! То машину, то пылесос. Поднимите руку, у кого фигурки механиков?
— Еще в городе живет охотник Пулька с собакой Булькой. Кому они достались?
— Есть тут два малыша сластены, которые очень любят сладкое – Пончик и Сиропчик. Есть эти фигурки на столах?
— Есть малыш, который всегда спешит – это Торопыжка. И малыш, который все теряет – это Растеряйка. У кого Растеряйка? Хорошо!
Дети наклеивают фигурки.
История создания
Первым, кто придумал Незнайку, был не Николай Носов, а канадский художник-иллюстратор Палмер Кокс, радовавший завсегдатаев книжных лавок сатирическими комиксами о добродушных, но вредных героях, которых окрестили в мифологии словом «брауни». Эти маленькие человечки совместно вытворяли различные проделки, веселились и окунались в неистовые приключения.
Палмер Кокс и его брауни
Кокс умудрился выдумать около ста «брауни» и к тому же наделил их индивидуальным обликом и эксцентричными чертами характера. Так, на страницах журналов читатели видели утонченного джентльмена в цилиндре и монокле, китайца, облаченного в традиционную одежду, и вождя с перьями на голове и боевым раскрасом.
Среди коротышек затесались даже бывший нигилист русский профессор Котчакофф и персонаж по имени Незнайка. Картинки Кокса были довольно интригующими, а вот конкретно сырой текст требовал серьезной литературной обработки, к тому же создатель не индивидуализировал речь отдельных героев, которые общались между собой на стереотипном диалекте.
Канадские Мурзилка и Незнайка
С маленькими непоседами познакомились не только канадские, но и русские любители графических романов, а оригинальный текст Кокса вольно перевела детская писательница Анна Хвольсон. Первое издание ее книжки о лесных человечках под названием «Царство малюток» вышло в свет в 1889 году.
Позже о веселых «брауни» все позабыли, так как с 16 мая 1924 года в ларьках и книжных лавках появился журнал «Мурзилка», где девочек, мальчиков и их родителей радовал желтый герой в красном шарфе. Поэтому «канувшая в лету» повесть Анны Хвольсон не переиздавалась вплоть до 1991 года.
Советский Мурзилка
К сожалению, история создания персонажа Николаем Носовым не пестрит фактами и покрыта пеленою тайны. Но известно, что в 1952 году автор встретился с украинским литератором Богданом Чалым, который трудился редактором журнала «Барвинок».
Литератор поделился со своим товарищем идеей о «Незнайке», а последний предложил поместить рукопись на страницы журнала. Сказано – сделано: в 1953-1954 годах персонаж в синей шляпе дебютировал в «Барвинке» на русском и на украинском языке (в переводе Ф. Макивчука). «Сказка-повесть» (такой жанр придумал сам автор) называлась «Приключения Незнайки и его товарищей».
Первоначальный облик Незнайки из журнала «Барвинок»
В конечном итоге история Николая Носова разрослась до трилогии. В 1958 году свет увидела вторая часть произведения «Незнайка в Солнечном городе», которая первоначально была опубликована на страницах журнала «Юность», а затем издана отдельной книгой в издательстве «Детгиз». Следующая книга о приключениях маленького человечка – «Незнайка на Луне» – появилась в журнале «Семья и школа», случилось это в 1964-65 годах (позже книга получила отдельное издание).
Стоит отметить, что произведения Носова полюбились маленьким читателям не только из-за нетривиального сюжета. Дело в том, что иллюстраторы снабдили книги красочными картинками, которые вызывали восторг даже у родителей.
Незнайка Алексея Лаптева
В роли художников выступили Алексей Лаптев и Генрих Вальк, а издания «сказки-повести» были оснащены суперобложками и цветными наклейками. Поэтому тем, кто купил ранние книги, крупно повезло, потому что последующие томики оформлялись скромнее.
Примечательно, что шляпа главного героя упоминалась в тексте лишь мимолетно: автор дал знать, что головной убор голубого цвета. Поэтому первоначально художники рисовали ее по-разному. Первоначально она представала в виде остроконечного колпака, затем шляпа стала тюбетейкой с кисточкой, и только иллюстратор Алексей Лаптев придал главному атрибуту Незнайки привычный вид.
Интересные факты
- В российском мультфильме «Незнайка на Луне», в котором играет музыкальная композиция под названием «Чудесный остров» (на мотив «Пляски смерти»), персонажей озвучили актеры Светлана Харлап, Вячеслав Баранов, Венера Рахимова, Клара Румянова, Кристина Орбакайте и другие звезды шоу-бизнеса.
- В 2008 году Банк России выпустил к столетнему юбилею со дня рождения писателя серию двухрублевых монет.
- Незнайка стал культовым героем советского журнала «Веселые человечки», где пребывал в компании Чиполлино, Буратино, Дюймовочки, Карандаша и других персонажей.
- По слухам, администратор сообщества «ВКонтакте» был вызван на допрос, потому что разместил в социальной сети отрывок из книги «Незнайка на Луне», в котором Селедочка и Колосок рассуждали о полицейских.
- Поговаривают, что Незнайка был «списан» с сына Николая Николаевича: маленький Петр был непоседой с вьющимися волосами. Герой произведения кое-что унаследовал и от своего создателя – автор книги любил носить шляпы с широкими полями.
Сеттинг[править]
Стиляжка Незнайка — коротышка
. Коротышки — это такие маленькие человечки, ростом с небольшой огурец. Они делятся на малышей (мужского пола) и малышек (женского), причём грань между детьми и взрослыми размыта. Живёт Незнайка в Цветочном городе, названном так за то, что там было много цветов. Даже улицы называются именами цветов. Есть и другие растения — по размерам такие же, как в нашем мире, поэтому коротышкам трудно их собирать.
Живут коротышки городами-государствами, а государственный строй у них — анархо-коммунизм, т. е. государственная власть отсутствует, а города слабо контактируют друг с другом.
Незнайку прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. Он носит яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Других головных уборов и штанов он не признаёт. А ещё он ленив, обижает малышек и любит приврать. И вообще трикстер.
У других героев тоже говорящие имена.
Обучение чтению. Знакомство с буквой «Е»
Цели: познакомить с буквой «Е», ее звуковым составом. Развитие моторной и зрительной памяти, устойчивости и произвольности внимания, закрепление графического образа буквы.
Материал: Кукла Ежиха или картинка с ежихой. Буква «Е» из бархатной бумаги наклеена на белый лист, карточка с буквой «Е», пластилин, картонный квадрат для буквы. Мяч. Зеркало.
Ход занятия:
1. Комплекс на артикуляцию «Веселое зеркало».
(Дети достают зеркальца и, глядя в них, повторяют за взрослым веселые упражнения):
Заборчик. Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.
Лопаточка. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Лошадка. Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно.
Качели. Открыть рот, как при произнесении звука «А». Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
2. Знакомство с буквой «Е».
Педагог вешает на доске карточку с буквой «Е».
С буквой «Е» такая штука:
В ней находится два звука.
Словно в доме, в букве «Е»
Поселились «Й» и «Э».
Буква «Е» стоит, гляди-ка,
Вся в иголках, как ежиха.
На спине ее, смотри,
Тонких игл ровно три.
Дети скатывают пластилиновые колбаски из пластилина и выкладывают из них букву «Е» на картонном квадрате.
В заключение педагог берет мяч. Дети встают в круг. Педагог называет разные слова и бросает мяч каждому ребенку по кругу. Дети ловят мяч, отвечают, на «Е» начинается слово или нет, и бросают мяч обратно. Слова на «Е»: Еда, Емеля, ель, ежевика, енот, если, Елена, езда, Ева, Елисей.
Подружки малышки
Коротышки-девочки очень любили хорошо выглядеть. Они наряжались в цветастые платьица и завязывали красивые банты в длинные волосы. Малышки очень гордились своим внешним видом, за что их недолюбливали малыши и считали воображалами. Однако, несмотря на видимое недопонимание некоторые из девочек всё же сумели подружиться с Незнайкой и стали частыми участниками в приключениях главного героя:
Синеглазка — добрая малышка, которая верила в хорошие качества героя и помогала ему исправиться.
Мушка — любопытная малышка в полосатом костюме и круглых очках.
Ромашка — всегда одевалась в юбочку и завязывала большой бант на голове
Немного скромная, но очень добрая девочка.
Кнопочка — в «Незнайке» этой малышке уделяется особое внимание. Она лучшая подруга Ромашки и Мушки
Первая сумела наладить отношения с малышами, решившись путешествовать с ними в Цветочный город.
Буква — малышка, которая жила в Цветочном городе и очень любила читать. Все звали её Буковкой за любознательность и любовь к книгам.
https://youtube.com/watch?v=gvK7-GdPxmY
Конструирование. Блоки Дьенеша. «Цыпленок»
Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие умения видеть в целом части и собирать из частей целое.
Материалы: Блоки Дьенеша, раздаточный лист «Цыпленок». Фигурка Незнайки.
Педагог: Незнайка спрятал на картинке геометрические фигуры. Найдите их. Сколько вы нашли треугольников?
. Кругов?
. Квадратов?
. Каких фигур Незнайка спрятал больше всего?
. Меньше всего?
.
Незнайка хочет убедиться в том, что все ребята нашли его фигуры. Для этого он просит каждого ребенка найти на своем столе фигуры такого же цвета и размера, что и на картинке, и положить их на лист. А Незнайка будет смотреть, как у вас это получается!
Развитие внимания «Найди отличия»
Цель: развитие зрительного внимания.
Материал: два раздаточных листа на тему «Зимняя улица».
— Ребята, Тюбик принес нам две картинки, которые между собой очень похожи, но в них есть отличия. Давайте сравним картинки и найдем отличия. Картинки большие, поэтому начинаем работать снизу листа. Посмотрите на домик в правом нижнем углу. Оля, скажи, чем отличаются домики на картинках?
— Слева от домика мы видим Дед Мороза, дворника и котика. Костя, сравни их и назови отличия.
— Посмотрите на новогоднюю елку и зайку посередине картинки. Вася, чем они отличаются?
— А теперь рассмотрим домик слева. Маша, какие отличия в изображении этого домика ты заметила?
— Сколько машин нарисовано на картинке? Одинаково ли они нарисованы на картинках? Даня, ответь.
— Рассмотрите домик в верхнем правом углу. Какие отличия заметила Света?
— Теперь нам осталось рассмотреть предметы наверху картинки. Здесь мы видим лыжника, снеговика и лося. Какие отличия вы в них нашли?
Развитие фантазии — «На что похоже?»
Цель: развитие фантазии и воображения ребенка.
Материал: странные картинки с едва обозначенными смутными образами. Картинки может сделать и сам педагог, смешивая краски в технике «по-мокрому», а затем нанося несколько черточек-акцентов по высохшему рисунку.
Педагог показывает детям на большом экране картинку «На что похоже».
— Ребята, давайте поможем Незнайке – наверняка вы сможете придумать, на что похожа эта картинка. (Варианты ответов). Педагог помогает в том случае, если у детей совсем ничего не рождается. («Солнце садится за лес, поэтому деревья красные…», «Поросенок извалялся в грязи и повернулся к нам спиной», «Яйцо лежит в траве», географическая карта и другое).
Затем дети смотрят на вторую картинку и так же придумывают, на что она похожа («Щенок нюхает цветок»). Педагог одобряет, рассуждает, всячески подбадривает и поддерживает любые фантазии и идеи.
Загадки про других героев произведения Н.Н. Носова
В городке красивом этом
Целый год сияет лето.
И народ весёлый тут —
Коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик — всех не перечесть.
Самый главный тут Незнайка.
Что за город, угадай-ка.
(Цветочный город)
Этот парень очень славный
Друг Незнайки самый главный.
Они, бывает, ссорятся,
Но дружба не расстроится.
(Гунька)
В золотых цветах лужайка,
Солнце светит в синеве,
Что любил носить Незнайка
У себя на голове?
(Шляпу)
С именем вкусным,
Не бывает грустным.
Смотрит весело вокруг
Он Незнайке — верный друг.
(Пончик)
Этот очень-очень важный.
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается,
Всех лечить старается.
(Доктор Пилюлькин)
У хорошенькой малышки
Голубые глазки.
Она очень любит книжки –
И стихи, и сказки.
(Синеглазка)
Коротышка этот, дети,
Очень удивительный.
Всё всегда везде теряет
Очень убедительно.
(Растеряйка)
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки.
Он и вправду много знает
И девчат не обижает.
(Знайка)
Этот очень любопытный,
В жажде знаний ненасытный.
Он всегда везде спешит
И друзей своих смешит.
(Торопыжка)
Этот славный коротышка
Про девчонок и мальчишек
Сочинит стихи-поэмы
Ведь не зря он стал поэтом.
(Цветик)
Очень смелый коротышка.
Он с ружьем наперевес,
Бульку взяв к себе под мышку,
На охоту топал в лес.
(Пулька)
Эта девочка-цветочек
Носит юбку белую.
Любит в поле ветерочек
И клубнику спелую.
(Ромашка)
Она Незнайкина подружка,
Добрая и честная.
Очень славная девчушка,
Как весна прелестная.
(Звёздочка)
Эта славная девчушка
От природы хохотушка.
Словно муха чёрная,
Но зато задорная.
(Мушка)
Эти двое малышей
Механики отличные.
Все могут сделать и быстрей,
И лучше заграничного.
(Винтик и Шпунтик)
Этот очень любит кушать
Булки, пряники, ватрушки…
Он с Незнайкою летал –
На Луне он побывал.
(Пончик)
Этот — мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет, и листья.
(Тюбик)
Этот мальчик вечно хмурый,
Он бубнит и сердится.
Сладкой дать ему микстуры,
Пусть улыбкой светится!
(Ворчун)
Эта доктор лечит медом,
А не как Пилюлькин – йодом.
Её любят коротышки –
И девчонки и мальчишки.
(Медуница)
Этот парень – астроном,
Всё про звезды знает.
Телескоп стоит на доме —
Солнце изучает.
(Стекляшкин)
У них дела идут не скоро:
«Как-нибудь развеется!»
На «авось» решают споры,
На «небось» надеются.
(Авоська и Небоська)
Этот мальчик – сладкоежка,
Любит сладенький сироп.
Не мешала бы пробежка,
Фрукты, овощи, укроп.
(Сиропчик)
На других улицах
Указанными малышами город не ограничивается. Большинство остальных жителей появляются без имени и особых опознавательных знаков, у некоторых есть несколько фраз. Например, Ромашка и Микроша просто присутствовали при отлете воздушного шара, а Топик сомневался, что шар сможет подняться в воздух.
О некоторых главных героях «Незнайка и его друзья» стоит упомянуть:
- Гунька: лучший друг Незнайки, они постоянно ссорятся, но быстро мирятся.
- Цветик: псевдоним поэта Пудика. Взял себе более звучное имя, так как, по его мнению, поэты любят красивые названия. Незнайка обращался к нему, пытаясь научиться сочинять, но безуспешно.
- Стекляшкин: астроном. Стал одним из ключевых персонажей «Незнайки на Луне»: наблюдал за спутником и запуском ракеты, полетел в составе второй экспедиции. В начале третьей части был оппонентом Знайки, но в итоге они объединили усилия. В первой же книге Незнайка обращался к Стекляшкину, когда подумал, что от Солнца оторвался кусок и упал ему на голову.
- Кнопочка: подруга Гуньки. Получила имя из-за маленького (кнопочкой) носа. Из-за дружбы с малышкой Гунька поссорился с Незнайкой. Позднее Кнопочка с Незнайкой подружились из-за общего увлечения сказками и ездили в Солнечный город.
- Мушка: подруга Кнопочки и Гуньки.
Рисование красками. Техника «По мокрому»
Цель: формирование воображения и фантазии, творческих способностей, развитие умения работать с красками в технике «по мокрому».
Материал: Акварельная бумага, губка, стакан с водой, кисточки, краски. Резиновая груша.
Дети получают подписанные листы акварельной бумаги (или работают в своих альбомах).
Дети рисуют, педагог помогает, направляет, поддерживает.
Когда рисунки готовы, педагог предлагает их высушить с помощью «ветерка». Дети берут резиновые груши и, направляя носик груши на влажные участки рисунка, сжимают и разжимают ее, создавая ветерок.
Когда листки высушены, педагог предлагает ребятам поменяться рисунками. Каждый ребенок, получив работу другого, придумывает ей название, рассказывает, что он видит в этом рисунке. Чем больше вариантов он увидит, тем лучше.
Адаптации[править]
Упростили и опошлили. Нередко так делают с Незнайкой, когда он — персонаж какого-либо произведения, не связанного с творчеством Носова. От прежнего Незнайки зачастую остаётся только костюм. От тяги к приключениям при полном незнании матчасти, необходимой для этих приключений, тоже обычно не остаётся и следа, а вся жизненная позиция сводится к «я знаю, что ничего не знаю». Примерно так было в мультфильме «Ровно в три пятнадцать…» (СССР, 1959) и в фильме «Незнайка с нашего двора». Нередко в кроссоверных «утренниках» Незнайку превращают в ходульно-картонного кающегося грешника — перевоспитавшегося лоботряса.
2-серийный фильм «Незнайка с нашего двора» (1983 г.) — о детях, которые в своих играх перевоплощаются в образы героев книги «Приключения Незнайки и его друзей». Несносный всезнайка — Знайка. В отличие от книг, отрицательный пример здесь скорее он, чем Незнайка. С точки зрения читателей, таким Знайка может показаться и в книгах, но автор вряд ли позиционировал его таким.
Незнайка вошёл в число Весёлых Человечков, персонажи журнала для дошкольников «Весёлые картинки». В журнальных комиксах Незнайка время от времени мог проявить как житейскую смекалку, так и невероятную храбрость, которая при этом не переходила в безрассудство.
- Также имеются мультфильмы «Ровно в три пятнадцать…», «Где я его видел?», «Весёлые картинки. Фантазия в стиле ретро».
Кроме того, Незнайка как один из веселых человечков фигурировал во множестве настольных игр (обычно «кинь-двинь»), коих в «Картинках» печаталось великое множество. Также с веселыми человечками выпускались игры и отдельно.
Еще Незнайка является персонажем Букваря. А также присутствует (вместе со Знайкой) на иллюстрациях учебников алгебры Алимова Ш. А. за 7-9 классы (несколько переизданий 1990-х)
Также игра Электроника ИМ-50 «Веселая арифметика» (1989 г.). Главный герой — Незнайка. Он решает примеры, которые дает Знайка.
Как бы дилогия «Винтик и Шпунтик — весёлые мастера» (где Незнайка появляется эпизодически) и «Незнайка учится» (по фрагментам первой книги) 1960 и 1961 гг. Последний еще примечателен наличием малоизвестного варианта «В траве сидел кузнечик» на музыку не Шаинского, а Мееровича.
Диафильм черно-белый «Приключения Незнайки» 1954 г., художник Л.Владимирский.
- И продолжение в том же идейно-художественном стиле «Воздушное путешествие Незнайки и его товарищей» 1957 г.
Пара спектаклей-«утренников»: «Незнайка собирает друзей на шоу чудес» (2002, он же «Незнайка собирает друзей»), выдержанный в стиле мультсериала «Незнайка на Луне», и «Незнайка: я вернулся!» (2014), частично (но не строго) придерживается стилистики мультвоплощения.
Несколько игр «кинь-двинь» по произведениям Носова. См. https://samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2017/09/priklucheniya-neznayki.html.
«Книга-игра с Незнайкой» Виктора Запаренко, впоследствии первая часть первой «Большой книги-игры». С большими дополнениями сеттинга (в основном блестящий неканон), набором интересных детских заданий и встроенной настолкой «кинь-двинь».
- Некоторым персонажам Запаренко дал профессии, которые в каноне не были заявлены. Пончик у него повар, Торопыжка — трубочист, Авоська — почтальон (Небоськи в адаптации нет), Молчун — сапожник, а Незнайка, вот не поверите… милиционер. Который целыми днями шатается без работы и мечтает профессию сменить, но смена профессии и в каноне трудно осуществима. Мог бы следить, чтобы малыши не обижали малышек… когда бы сам этим не занимался.
Рассказы
- Рассказы Носова
- Рассказы Зощенко
- Рассказы Бианки
- Рассказы Пришвина
- Рассказы Толстого
- Рассказы Паустовского
- Рассказы Драгунского
Коротышки из цветочного города
Как Незнайка был музыкантом
Как Незнайка был художником
Как Незнайка сочинял стихи
Как Незнайка катался на газированном автомобиле
Как Знайка придумал воздушный шар
Подготовка к путешествию
В путь
Над облаками
Авария
На новом месте
Новые знакомые
Разговор за столом
Путешествие по городу
В больнице
Концерт
Поход Винтика и Шпунтика в город Змеевку
В Змеевке
В гостях у Смекайлы
Тюбик работает
Возвращение Винтика и Шпунтика
Чудеса механизации
Побег
Рационализация Тюбика
Лечение Пульки
Возвращение Гвоздика
Неожиданная встреча
Примирение
На балу
Возвращение
Загадки
Мифы
Былины
Притчи
Стихи для детей
Пословицы
Скороговорки
Афоризмы великих людей
Загадки про Незнайку для детей
- В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?..
(Незнайка) - Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного …
(Незнайку) - Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
(Незнайка) - У кого чудная шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто лгунишка и зазнайка?
Знают все, малыш …
(Незнайка) - Я одеваюсь очень модно,
Поколочу кого угодно,
На все вопросы отвечаю:
«Отстаньте, братцы, я не знаю!»
(Незнайка) - Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном —
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут…
(Незнайка) - Он известный коротышка,
Озорник и шалунишка.
Шляпа, галстук — вот приметы.
Угадали? Кто же это?
(Незнайка) - Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка)
Подготовка руки к письму. «Задания художника Щенка»
Цель: развитие графо-моторных функций. Закрепление знаний об основных цветах.
Материалы: рабочий лист «Щенок-художник», цветные карандаши.
Педагог: К Тюбику приехал друг – художник Щенок. Щенок устроил для Незнайки первое занятие по рисованию. Он нарисовал на листе три фигуры и закрасил их тремя цветами. Какие фигуры он нарисовал?
. Какими цветами Щенок закрасил каждую фигуру?
. – Верно! А теперь он предлагает Незнайке и вам, ребята, найти на его мольберте эти фигуры – круг, квадрат и треугольник, — и закрасить их теми же цветами.
— Сколько кругов вы закрасили на мольберте?
. Квадратов?
. Треугольников?
. Молодцы!
— Вдруг Щенок заметил на дороге большие круглые камни. Сколько камней лежит на дорожке?
. Чтобы они стали заметнее и об них никто не споткнулся, Щенок предлагает их заштриховать! Возьмите коричневый карандаш. Заштрихуйте первый, третий и пятый круг вертикальными линиями, а второй и четвертый – горизонтальными.
— Затем дорисуйте дереву ветки и листья. Раскрасьте картинку.