Содержание
Глава II. Моя мамочкаГлава III. Клетчатая дамаГлава IV. Семейство Икониных. — Первые невзгодыГлава V. Разбитая ваза. — Тетя Нелли и дядя МишельГлава VI. Горбунья. — Новый врагГлава VII. Страшная комната. — Черная птицаГлава VIII. В гимназии. — Неприятная встреча. — Я — гимназисткаГлава IX. Травля. — Японка. — ЕдиницаГлава Х. Филька пропал. — Меня хотят наказатьГлава XI. Маленький друг и ливерная колбасаГлава XII. Сюрприз. — Фискалка. — Робинзон и его ПятницаГлава XIII. Яшку травят. — Изменница. — Графиня СимолиньГлава XIV. Моя жизнь. — Дядина ласка. — ДракаГлава XV. Бал. — Снова НюрочкаГлава XVI. Неожиданная встреча. — Мазурка. — Нюрочка отличиласьГлава XVII. Происшествие. — Чужая винаГлава XVIII. РаскаяниеГлава XIX. Ужасная новость. — Я справедливо заслуживаю наказанияГлава XX. Наказанная. — В путь-дорогу. — Потерянная запискаГлава XXI. Под шум ветра и свист метелицыГлава XXII. Назад! Волки. — Сон про царевну СнежинкуГлава XXIII. Сон переходит в действительностьГлава XXIV. Мое счастье. — Выбор
Краткое содержание
Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова «многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой «бедняжка Неточка не спала целую ночь».
Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.
Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: «такая тихая, такая молчаливая» Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.
Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое
На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла «в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора
С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что «того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс», и она не успеет сообщить подруге тайну.
Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — «какое-то бесчувственное, холодное существо». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — «совсем, совсем скверные стихи». Но, что хуже всего, учитель «с плохо замаскированной иронией» прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она «внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов».
В доме дяди
Лена ехала в поезде из Рыбинска в Петербург. Ей исполнилось всего 9 лет, но она уже стала сиротой. Ее мама тяжело заболела и умерла. Добрые люди купили девочке билет до столицы, где ее готов был принять дядя. В поезде за Леной присматривал проводник Никифор Матвеевич.
Но прибытие в семью Икониных обернулось для Лены неприятностями. Девочка зашла в гостиную в калошах, что не осталось незамеченными. Дети дяди — Толя, Нина, Жора — восприняли гостью с презрением и отвращением. Лена стойко терпела оскорбления, но потом Толя оскорбил покойную маму девочки. После чего сирота толкнула его, и он разбил вазу.
Дети испугались и сразу пошли жаловаться Матильде Францевне. Гувернантка отругала Лену и отправила ее знакомиться с дядей и тетей. Они старались выглядеть радушными, но на самом деле им не понравилась навязанная родственница.
Тетя Неля и дядя Мишель решили отправить племянницу в гимназию. Во время обеда Лена знакомится с Жюли. Она тоже была дочкой Икониных, но из-за уродливого горба ее никто не любил. Лену поселили в ее комнату и это заставило Жюли ненавидеть гостью. Дети дяди решили отомстить Лене.
Жюли и Нина раскидали вещи сироты, сломали стол, а потом обвинили сироту в плохом поведении. Гувернантка рассердилась и заперла Лену в темном чулане. Там девочка увидела два желтых глаза, испугалась и потеряла сознание. Матильда Францевна удивилась такой реакции, но выпустила Лену.
Начало учебы
На следующий день гувернантка отвела Лену в гимназию. Директором заведения была Анна Владимировна Чирикова. Матильда Францевна описала девочку как злобного и непослушного ребенка. Но Анна Владимировна была опытным педагогом и не поверила словам гувернантки. Директор поручила Жюли познакомить Лену со всем классом. Но горбунья оболгала ее. Поэтому сироту сразу начали травить.
Девочка красиво и чисто пишет диктант, за что ее хвалит учитель. А дети потом избили ее. Позже Жорж рассказал отцу, что Жюли получила единицу на уроке. В злости горбунья убила филина, который жил в чулане. В гибели птицы обвинили Лену. Девочку должны были высечь, но Толя не позволило это сделать. С этого момента сирота начала дружить с мальчиком.
Позже в гимназии дети снова жестоко избили Лену. Но неожиданно за нее заступилась красавица графиня Анна Симолинь. Они стали подругами. Потом дядя объявил, что в доме будет бал. На него приглашена всего одна гостья. Толя, Жорик и Нина позвали одноклассников, а Лена только Нюру — дочь проводника. Они стали объектом насмешек, но все изменилось, когда на бал пришла Симолинь. Графиня провела вечер с Нюрой и Леной.
Но на этом испытания сироты не закончились. Жюли сожгла книжку учительницы. Лена взяла вину на себя, и ее наказали. Она в коридоре стояла с бумажкой «Воровка».
Белая ворона
Однажды черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили «затравить» учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна лишь Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.
Такой вспышки ненависти к себе Леночка еще никогда не видела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девочка плакала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова вернуться в Рыбинск.
И тут произошло второе чудо в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь. Она, будучи сама кроткой и доброй, поняла, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и искренне предложила несчастной девочке свою дружбу. Иконина-вторая после этого буквально «восстала из пепла», она была готова учиться дальше в этой гимназии.
Пересказ
Главная героиня произведения — Леночка. Ее мать заболевает и умирает. Перед своей смертью она попросила своего брата присмотреть за дочерью. Она отправила Леночку на поезде в Санкт-Петербург и просит кондуктора Никифора Матвеевича присмотреть за дочерью.
Елену приняли не гостеприимно. Она познакомилась с Ниной, Жоржем и Толей. Ребята обзывали ее. Лена толкнула Толю, когда он обозвал ее маму. При падении мальчик разбил дорогую вазу.
В разговоре с гувернанткой Матильдой Францевной они обвинили в случившемся Леночку. Та сразу невзлюбила девочку.
За обедом Елена познакомилась с Жюли, старшей дочерью семейства Икониных. Она была обезображена горбатостью. Леночку поселили в ее комнату, поэтому Юлия попыталась напакостить ей. Девочка обвинила сестру в том, что она ударила Нину.
Гувернантка закрыла Елену в нежилом помещении. Матильда Францевна не знала, что там живет филин Жоржа. В скором времени испуганную Лену гувернантка освободила.
Матильда Францевна представила Леночку директору гимназии Анна Владимировне. Девочка должна была учиться в одном классе с Жюли. Юлию называли Иконина-первая, а Лену — Иконина-вторая.
Жюли рассказала одноклассникам много неприятного о Лене. Они начали ее травить.
Жорж рассказал о плохих отметках сестры Юлии, тогда сестра решила отомстить ему, закрыв его сову в ящике. Мальчик был к ней сильно привязан.
Гувернантка решила, что птицу убила Лена и хотела ее высечь. За девочку вступился Толя, сказав что она сирота и ее нужно защищать.
В классе Лена не поддержала одноклассников в пакости учителю литературы. Ее поддержала старшекурсница Анна Симолинь. Они стали подругами.
В доме Икониных устраивался бал. Михаил Иконин пригласил лишь одну гостью, дочь министра. Жорж и Нина пригласили одноклассников. Лена пригласила свою подругу Нюру, дочь Никифора Матвеевича.
На мероприятии все смеялись над девочками. Потом приехала главная гостья — дочь министра. Ею оказалась Анна Симолинь. Она весь вечер провела с Леной и Нюрочкой.
В гимназии Юлия сожгла диктанты по немецкому языку. Леночка взяла вину на себя. Ее подруга-старшекурсница не верила ей. В доме тетушка Нелли обзывала Леночку. Вечером Жюли во всем призналась матери.
Леночка узнала страшную новость. Будто бы поезд Никифора Матвеевича попал в аварию, а он заболел. Елена хотела навестить его, но Иконины ей запретили. Девочке пришлось провиниться в школе, чтобы ее оставили после уроков. В это время она сбежала к кондуктору, но по дороге упала в сугроб. Министр подобрал ее и лечил в своем доме.
Когда Лена выздоровела, Анна предложила ей остаться у них навсегда. Но вдруг Леночка помирилась со всеми Икониными. Жюли, Нина, Жорж, Толик не хотели отпускать сестру. Нелли и Михаил поняли насколько прекрасна Леночка. Все кошмары остались в прошлом. Теперь Лена счастливо жила в доме дядюшки.
В этом произведении Лидия Чарская изображает девочку, которая отвечает добром на зло и тем самым преображает окружающий мир.
Лена нашла новых друзей и общий язык с кузенами. Нелли и Михаил изменили свое мнение о племяннице. Они решили, что такая прекрасная девочка должна жить в их семье, развиваться и развивать других.
Елена в переводе с греческого означает «светлая». Лена действительно в своих поступках несет свет и доброту.
Читательский дневник.
Месть Жюли
Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в собственном стиле отдала приказ девченке идти «разбирать свои вещи» перед школой, та побежала в гостиную. Но вещи уже перенесли в крошечную комнатушку с одним окном, узенькой кроватью, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот кислый уголок Лидия Чарская. Книжки ее нередко как будто обрисовывают сложное детство и молодость самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась мамы. Мачеху же Лидия терпеть не могла, потому несколько раз сбегала из дому. С 15 лет она вела ежедневник.
Но вернемся к сюжету повести «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание последующих событий заключается в злостной шалости Жюли и Ниночки. Сначала 1-ая, а потом 2-ая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, потом сломали стол. А позже Жюли обвинила злосчастную сироту, что та стукнула Ниночку.
Семья Икониных
Несчастья Ленуши начинаются с ее прибытия в новую семью — ее кузены Жоржик, Нина и Толя не хотят принимать девочку, смеются и издеваются над ней. Ленуша терпит издевки, но, когда младший кузен Толя оскорбляет ее маму, она вне себя начинает трясти мальчика за плечи. Тот пытается удержаться на месте, но падает, уронив вместе с собой японскую вазу. Обвиняют в этом, конечно же, бедную сиротку. Это является одним из классических вводных сюжетов у Чарской — несчастья главной героини начинаются с несправедливого обвинения, а заступиться за нее некому. Иллюстрация этого эпизода из дореволюционного издания представлена ниже.
Сразу после этого случая происходит первая встреча Ленуши с дядей и тетей: дядя старается проявить радушие к родной племяннице, но его жена, как и дети, не рада «навязанной родственнице».
За обедом Ленуша знакомится со своей старшей кузиной — горбатой Жюли, которая злится на новую сестру за то, что она займет ее комнату. Позже, издеваясь над Ленушей, Жюли нечаянно ранит Нину, и эту вину дети снова сваливают на сироту. Это событие окончательно ухудшает и без того ужасное положение девочки в новом доме — ее наказывают, запирают на темном холодном чердаке.
Несмотря на эти события, добрая Ленуша проникается сочувствием и жалостью к горбатой кузине и решает непременно с ней подружиться.
Глава I
В чужой город, к чужим людям
Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! — стучат колеса, и поезд быстро мчится все вперед и вперед.
Мне слышатся в этом однообразном шуме одни и те же слова, повторяемые десятки, сотни, тысячи раз. Я чутко прислушиваюсь, и мне кажется, что колеса выстукивают одно и то же, без счета, без конца: вот так-так! вот так-так! вот так-так!
Колеса стучат, а поезд мчится и мчится без оглядки, как вихрь, как стрела…
В окне навстречу нам бегут кусты, деревья, станционные домики и телеграфные столбы, наставленные по откосу полотна железной дороги…
Или это поезд наш бежит, а они спокойно стоят на одном месте? Не знаю, не понимаю.
Впрочем, я многого не понимаю, что случилось со мною за эти последние дни.
Господи, как все странно делается на свете! Могла ли я думать несколько недель тому назад, что мне придется покинуть наш маленький, уютный домик на берегу Волги и ехать одной-одинешеньке за тысячи верст к каким-то дальним, совершенно неизвестным родственникам?.. Да, мне все еще кажется, что это только сон, но — увы! — это не сон!..
— Петербург! — раздался за моей спиной голос кондуктора, и я увидела перед собою его доброе широкое лицо и густую рыжеватую бороду.
Этого кондуктора звали Никифором Матвеевичем. Он всю дорогу заботился обо мне, поил меня чаем, постлал мне постель на лавке и, как только у него было время, всячески развлекал меня. У него, оказывается, была моих лет дочурка, которую звали Нюрой и которая с матерью и братом Сережей жила в Петербурге. Он мне и адрес даже свой в карман сунул — «на всякий случай», если бы я захотела навестить его и познакомиться с Нюрочкой.
— Очень уж я вас жалею, барышня, — говорил мне не раз во время моего недолгого пути Никифор Матвеевич, — потому сиротка вы, а Бог сироток велит любить. И опять, одна вы, как есть одна на свете; петербургского дяденьки своего не знаете, семьи его также… Нелегко ведь… А только, если уж очень невмоготу станет, вы к нам приходите. Меня дома редко застанете, потому в разъездах я все больше, а жена с Нюркой вам рады будут. Они у меня добрые…
Я поблагодарила ласкового кондуктора и обещала ему побывать у него…
— Петербург! — еще раз выкрикнул за моей спиной знакомый голос и, обращаясь ко мне, добавил: — Вот и приехали, барышня. Дозвольте, я вещички ваши соберу, а то после поздно будет. Ишь суетня какая!
И правда, в вагоне поднялась страшная суматоха. Пассажиры и пассажирки суетились и толкались, укладывая и увязывая вещи. Какая-то старушка, ехавшая напротив меня всю дорогу, потеряла кошелек с деньгами и кричала, что ее обокрали. Чей-то ребенок плакал в углу. У двери стоял шарманщик и наигрывал тоскливую песенку на своем разбитом инструменте.
Я выглянула в окно. Господи! Сколько труб я увидала! Трубы, трубы и трубы! Целый лес труб! Из каждой вился серый дымок и, поднимаясь вверх, расплывался в небе. Моросил мелкий осенний дождик, и вся природа, казалось, хмурилась, плакала и жаловалась на что-то.
Поезд пошел медленнее. Колеса уже не выкрикивали свое неугомонное «вот так-так!». Они стучали теперь значительно протяжнее и тоже точно жаловались на то, что машина насильно задерживает их бойкий, веселый ход.
И вот поезд остановился.
— Пожалуйте, приехали, — произнес Никифор Матвеевич.
И, взяв в одну руку мой теплый платок, подушку и чемоданчик, а другою крепко сжав мою руку, повел меня из вагона, с трудом протискиваясь через толпу.
Записки маленькой гимназистки
2 стр. →
Страницы: 1 →Всего 24 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь
Главные герои
Книга начинается с описания жизни Елены Икониной. Она жила в Рыбинске. Ее мама умерла. Женщина предчувствовала конец и успела попросить о помощи у своего двоюродного брата — Михаила Васильевича. Он жил в Санкт-Петербурге и имел чин генерала. Поэтому девочку отправили на поезде к нему.
После девочке придется познакомиться со следующими людьми:
- Нина, Жора, Толик — дети дяди;
- Анна — подруга Лены.
- Матильда Францевна — гувернантка;
- Жюли — кузина Лены, горбунья;
- Никифор Матвеевич — проводник поезда.
Краткое содержание «Записок гимназистки» Чарской позволяет лучше узнать детали произведения. В читательский дневник можно внести следующую информацию:
- информацию об авторе, название произведения;
- характеристику главных героев;
- краткое содержание сюжета;
- личные впечатления.
Пятое чудо. Согласие в семье Икониных
Вскоре газеты запестрели известием о трагедии. Поезд Никифора Матвеевича Рыбинск – Петербург попал в аварию. Елена просила тетю Нелли отпустить ее, чтобы проведать его, помочь. Однако черствая генеральша не разрешила. Тогда Елена в гимназии сделала вид, что не выучила урок закона Божьего (на уроке присутствовала начальница гимназии и все учителя) и была наказана – оставлена на три часа после уроков. Теперь проще простого было сбежать, чтобы проведать Никифора Матвеевича.
Девочка пошла в стужу и метель на окраину города, сбилась с дороги, обессилела и присела в сугроб, ей стало хорошо, тепло… Ее спасли. Случайно по этой местности возвращался с охоты папа Анны Симолинь. Он расслышал стон, а охотничья собака разыскала в сугробе почти занесенную снегом девочку.
Когда Лена пришла в себя, ее успокоили, известие о крушении поезда оказалось газетной опечаткой. В доме Анны, под присмотром врачей, Лена выздоровела. Анну же потрясла самоотверженность подруги, и она предложила ей остаться, став названной сестрой (отец был согласен).
Благодарная Лена не могла и мечтать о таком счастье. Анна и Елена пошли в дом к дяде, объявить об этом решении. Анна сказала, что Елена будет жить у нее. Но тут Толик и Жюли упали на колени и стали горячо просить сестру не уходить из дома. Толик говорил, что, как Пятница, он не сможет жить без Робинзона (т. е. Елены), а Жюли просила ее, потому что без нее она не сможет действительно исправиться.
И тут случилось пятое чудо: наконец прозрела душа тети Нелли. Она только сейчас поняла, как великодушна Лена, что воистину бесценное она сделала для ее детей. Мать семейства наконец приняла ее, как родную дочь. Жорж, индифферентный ко всему, также, расчувствовавшись, заплакал, его извечный нейтралитет между добром и злом был отброшен в пользу первого.
О книге «Записки маленькой гимназистки» Лидия Чарская
Лидия Воронова стала писательницей волею случая. Некогда богатая дворянка, Лидия Алексеевна оказалась в очень стеснённых обстоятельствах. Она работала в Императорском театре, где исполняла эпизодические роли. Платили актрисе очень мало, денег катастрофически не хватало на элементарные нужды и содержание сына Юрия, которого женщина воспитывала одна. Такое положение вещей и подтолкнуло её к писательскому делу.
В 1901 году под псевдонимом «Чарская» Лидия Алексеевна написала повесть «Записки маленькой гимназистки». Сюжет истории был основан на собственных школьных дневниках писательницы. Произведение было опубликовано в детском журнале и принесло Чарской неожиданную славу.
Писательство стало не просто средством заработка для Лидии Чарской. Она с азартом отдалась новому увлечению, но продолжала при этом работать в театре. За два десятилетия писательница подарила читателям около 80 произведений. Но одним из самых запоминающихся её творений осталось произведение «Записки маленькой гимназистки».
Это трогательная история о молодой провинциальной девушке – Лене Икониной, приехавшей в шумный Петербург для обучения в гимназии. Героине очень сложно даётся адаптация в новой среде, но благодаря выраженной доброте и человечности, Елене удаётся справиться с трудностями, подружиться с агрессивными одноклассниками и растопить чёрствость родственников, у которых героиня вынуждена проживать.
Лидия Чарская хорошо разбиралась в детской психологии. Она легко улавливала животрепещущие темы для молодых людей, её произведения с упоением читали школьницы. Известность писательницы вышла далеко за пределы России, её повести и романы были переведены на английский, французский, немецкий и чешский языки.
Несмотря на язвительную критику некоторых литераторов, популярность писательницы была безусловной. Лидия Чарская получала огромные гонорары, а поклонники с нетерпением ожидали новых публикаций.
Но оглушительный успех закончился таким же резким падением: с приходом советской власти в 1917 году Чарскую перестали печатать, так как не простили ей дворянского происхождения. Окончательно писательницу подкосило известие о гибели сына. Писательница доживала свои дни всеми покинутая, в нищете и одиночестве.
О творчестве Лидии Чарской вспомнили уже в 90-х годах прошлого века. Тогда некоторыми издательствами были переизданы её произведения.
Лидия Чарская
Любимица всех маленьких дореволюционных читателей (и особенно читательниц) родилась в 1875 году. В 23 года Лидия поступила в Александринский театр, прослужив актрисой эпизодических ролей в общей сложности 26 лет. Однако уже на третий год работы девушка взялась за перо — от нужды, ведь жалованье простой актрисы было очень маленьким. Она переработала свои школьные дневники в формат повести и издала под названием «Записки институтки». Успех был ошеломительным! Вынужденная писательница вдруг стала всеобщей любимицей. Фото Лидии Чарской представлено ниже.
Ее следующие книги также принимались читателями очень благосклонно, фамилия Чарской стала буквальным синонимом детской литературы.
Все повести, главными героями которой в большинстве своем становились маленькие девочки, потерянные или осиротевшие, но с большим сердцем, смелые и отзывчивые, написаны простым и нежным языком. Сюжеты книг незатейливые, но все они учат самопожертвованию, дружбе и доброте.
После революции книги Чарской запретили, назвав «мещанской литературой для маленьких барчат» и изъяли из всех библиотек. Писательница умерла в 1937 году, в нищете и одиночестве.