Федор тютчев 📜 не остывшая от зною

Коротко за историю

С Александрой Васильевной Плетневой Тютчев познакомился на склоне жизни, сначала их дружба имела чисто светский характер, после переросла в полноценные дружеские отношения. Точкой сближения стали трагедии в жизни обоих – Александра потеряла мужа, а Федор любовницу (фу какое слово) Елену Денисьеву, которая много лет оставалась музой и прибежищем для души и тела.

Ближе к смерти Тютчев все чаще писал в жанре философской лирики, все чаще обращался в стихах к Богу и задавал извечные вопросы мироздания. Это стихотворение из этого же разряда, оно не только является данью уважения к другу, но и пытается помочь найти себя в земной жизни.

Анализ строф

Первая строфа стиха есть один четырехстрочный афоризм, который начинается знаковыми для многих словами:

Далее автор кратко перечислил основные направления сердечной веры – это нетленная краса и нескудеющая сила, хотя разум подсказывает, что это не так, поэтому сие изречение вопрос веры.

В строфе №2 Тютчев утверждает, что неземные цветы (душа) не подвержены земному увяданию, зной солнца не сушит на них росу, они прекрасны, потому что не скованны узами бытия.

Строфа №3 рассуждает о том, что вера не обманет только того, кто ею живет. Нельзя получать неземные блага и вечную красоту души, если вера приходит только как консьержка, по мере необходимости.

Только в этом случае земное цветение сохранится и после, а события жизни, радостные события, перенесутся в вечность и останутся с душой человека навсегда.

Смысл четвертой строфы прост – благодать доступна лишь тем, кто умел не только любить, но и платил за это чувство страданием.

Завершается стих пятой строфой, которая продолжает мотив предыдущего катрена – благодать придет только к тому, кто умел врачевать чужие недуги своим страданием и вытерпел это до конца, не свернув с пути и не отказавшись от веры.

Очень много, конечно, между строк воспоминаний о Денисьевой, которую Тютчев не бросил, когда была открыта тайна их связи и на Елену свалилось общественное осуждение, переходящие в закрытые двери и проклятия.

Стихи Тютчева о вере

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..».

Он, умирая, сомневался…

Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но Бог, недаром, в нем сказался —
Бог верен избранным Своим.
Сто лет прошли в труде и горе —
И вот, мужая с каждым днем,
Родная Речь, уж на просторе,
Поминки празднует по нем.
Уж не опутанная боле,
От прежних уз отрешена —
На всей своей разумной воле
Его приветствует она…
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим,
Во имя Правды и Науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье —
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье —
Не нас поработил ему —
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной —
И устоял в борьбе ночной.

Святая ночь на небеса взошла…

Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он —
Упразднен ум, и мысль осиротела —
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.

Чертог твой, спаситель, я вижу украшен…

Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,
Но одежд не имею, да вниду в него.

О вещая душа моя!..

О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты — жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Пошли, Господь, свою отраду…

Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий, мимо саду,
Бредет по жесткой мостовой;
Кто смотрит вскользь — через ограду —
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.
Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись —
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.
Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит…
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий — мимо саду —
Бредет по знойной мостовой.

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Анализ стихотворения Тютчева «Славянам»

На создание поэтического приветствия автора вдохновило значительное общественное событие, произошедшее весной 1867 г., — съезд, принявший более 80 зарубежных гостей. К делегатам, которые представляли 11 славянских народностей, не имевших собственной государственности, обращены торжественные тютчевские строки.

Произведение открывает радушное обращение к обобщенному образу лирического адресата: начавшаяся встреча трактуется как пир в кругу родственников, зримое подтверждение искренних и добрых отношений «своих» — русских хозяев и славянских гостей.

Во второй строфе возникает образ гостеприимной России, надежного дома для братских народов, подвергаемых гонениям на родине. Изображение идеального художественного пространства дома-страны дополняется комплексом характеристик через отрицание: здесь нет чужаков-расистов у власти, язык един для всех, славянская национальность не возводится в ранг недостатка, существенного изъяна.

Лирический герой приходит к выводу: истинная причина ненависти к славянам — боязнь, что они объединятся, явив на политической арене дружную и мощную силу. Возвращаясь к образному ряду, заявленному в зачине, автор оперирует понятиями родства: семья, братья, сыновья одной матери.

Критические интонации, адресованные европейскому обществу, достигают кульминации в пятой строфе. Герой-оратор обвиняет западных оппонентов в двойной морали. Она предусматривает принципы верховенства закона и справедливости лишь для избранных народов. Незавидное «наследие славян» составляют ложь и насилие. Субъекта речи возмущает сложившаяся ситуация. Чувства притесняемых, обделенных славян метафорически уподобляются старой ране, которая тревожит больного.

Два восьмистишия посвящены позорному явлению, расколовшему единство славянской среды. Опальным племенем становятся поляки: хотя поэт избегает напрямую именовать изменников, комплекс намеков прозрачно указывает на определенный народ. Автор уподобляет отступников Иуде, предавшему своего учителя. Библейская аллюзия дополняется выразительным образом, изображенным в произведении « » Если нищие русские просторы освящаются присутствием Христа, то поведение польской шляхты сродни бесчестному предательству.

Осознавая грядущие трудности, лирический герой не теряет надежды: он связывает отрадные перемены с образом российского императора, пророча ему славную роль освободителя.

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons…
Gray

Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Текст

Чему бы жизнь нас ни учила,Но сердце верит в чудеса:Есть нескудеющая сила,Есть и нетленная краса.

И увядание земноеЦветов не тронет неземных,И от полуденного знояРоса не высохнет на них.

И эта вера не обманетТого, кто ею лишь живет,Не всё, что здесь цвело, увянет,Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногихЛишь тем доступна благодать,Кто в искушеньях жизни строгих,Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недугиСвоим страданием умел,Кто душу положил за другиИ до конца всё претерпел.

1870 год.

Стихотворение «Чему бы жизнь нас не учила» написано Федором Тютчевым в редком для себя жанре религиозной лирики и параллельно является посвящением своему закадычному другу зрелости – Александре Плетневой. Стих пишется в 1870 году, когда Федору Ивановичу 67 лет и до смерти остается всего 3 года.

Анализ стихотворения Тютчева «Не остывшая от зною…»

Поэтическая зарисовка грозовой ночи относится к числу сквозных образов тютчевских творений. Героя произведения «Ночное небо так угрюмо…» притягивает загадочное зрелище, когда плотную, но «чуткую» тревожную темноту неожиданно прорезывают яркие вспышки далеких молний. Живописный пейзаж является частью авторской мифопоэтической картины, ставящей земной мир в зависимость от действий таинственных могущественных сил.

Аналогичные мотивы присутствуют в стихотворном тексте, появившемся в середине лета 1851 г. Поэт изображает знойную ночь, приход которой не принес желанную прохладу.

В начальной строфе противопоставляются образы земли и неба. Упоминание о первом из них лаконично, оно ограничивается эпитетом «тусклая». Лексическое средство дополняет общую картину: обращаясь к мотиву зноя, заявленному строкой зачина, автор создает выразительный образ. Земля утомлена, изнурена жарой и духотой, которые принес минувший день.

Грозовое небо, выступающее антагонистом образу земли, наполнено светом. Оно озаряется проблесками молний, и по этой причине летняя ночь характеризуется свойствами сверкать, блистать, мгновенно изменяться. Герой-наблюдатель увлечен динамичным зрелищем: световые вспышки идут одна за другой, создавая общую картину трепещущего, дрожащего небесного свода.

Содержание второй строфы организовано развернутым сравнением, при помощи которого олицетворяются природные объекты и явления. Рождается фантастический образ гигантского существа, созданный по принципам метонимии. Неведомый персонаж поочередно опускает и поднимает веки, будто всматриваясь в земную темноту грозным, устрашающим взглядом. Стремясь передать величественный характер происходящего, автор обращается к устаревшей лексеме «зеницы», которая заменяет привычный вариант «глаза». Семантика оригинального сравнения обогащает тематику произведения, выводя ее за рамки пейзажной лирики. В разгуле ночной стихии находят проявление хаотические силы, чья природа недоступна человеческому разуму.

В образной системе стихотворения лидирующую роль играют зрительные доминанты, которые обозначают яркий, слепящий блеск быстрых световых вспышек. Автор, признанный мастер звукописи, в этом случае отдает явное предпочтение визуальному ряду, намеренно «приглушая» дополнительные средства выразительности.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Вывод филолога

Композиция развивается последовательно – от сердечной веры в чудеса, через сравнение души с неземными цветами до финала – ответа на вопрос, кому снизойдет благодать и сколько за неё надо заплатить в земной жизни.

Средства выразительности:

  1. Эпитеты (нетленная краса, неземные цветы, полуденный зной).
  2. Олицетворения (сердце верит, жизнь учила, вера не обманет).
  3. Метафоры (в искушениях жизни, нескудеющая сила, врачевать страданием).

Стих имеет задумчивую интонацию, в нём нет ярких эмоциональных всплесков, но чувствуется глубина, свойственная и ряду других стихотворений поздней лирики Тютчева.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: