Обращение к лайке
По сюжету стихотворения лирический герой, в котором заметен сам Бунин, обращается к лайке, уже многое повидавшей в своей собачьей жизни.
Возраст не знает прощения ни для человека, ни для собаки. Лайка Горького, сегодняшний друг Бунина, уже далеко не молода, её глаза понемногу тускнеют, а сам пес так же, как и человек, грустит о прошлом.
Сейчас собака, наверное, вспоминает седое небо тундры, чумы на берегу Ледовитого океана и треск льдов. Там прошли её лучшие годы, там она жила своей жизнью, а сейчас отправлена на собачьий отдых, который убивает, как медленный яд.
Вместе с псом тоскует и лирический герой, ему в 39 лет тоже есть что вспомнить, его жизнь ещё не бежит к финалу, но имеет позади немало изгибов и неожиданных поворотов.
В финале стиха поэт погружается в волны философии и сравнивает себя с Богом по той простой причине, что они оба обречены познавать тоску. Вопрос в объёме грусти, но и человек и Господь вынуждены созерцать своё бытие и своё творение, грустя при этом, ибо нет ничего совершенного.
Такую вот грустную пару представляет Бунин в стихе «Собака», где человек и пес приблизились друг к другу до расстояния понимания.
Стихи Ивана Алексеевича Бунина для младших школьников
ЗМЕЯ
Покуда март гудит в лесу по голым
Снастям ветвей,— бесцветна и плоска,
Я сплю в дупле. Я сплю в листве тяжёлым,
Холодным сном — и жду: весна близка.
Уж в облаках, как синие оконца,
Сквозит лазурь… Подсохло у корней,
И мотылёк в горячем свете солнца
Припал к листве… Я шевелюсь под ней,
Я развиваю кольца, опьяняюсь
Теплом лучей… Я медленно ползу —
И вновь цвету, горю, меняюсь,
Ряжусь то в медь, то в сталь, то в бирюзу.
Где суше лес, где много пёстрых листьев
И жёлтых мух, там пёстрый жгут — змея.
Чем жарче день, чем мухи золотистей —
Тем ядовитей я.
<1906>
СТРИЖИ
Костёл-маяк, примета мореходу
На рёбрах гор, скалистых и нагих,
Звонит зимой, в туман и непогоду,
А нынче — штиль; закат и чист, и тих.
Одни стрижи,— как только над горою
Начнёт гранит вершины розоветь, —
Скользят в пролётах башни и порою
Чуть слышно будят медь.
<1906>
СОБАКА
Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На мётлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих — и думаешь Мы сами
Томим себя — тоской иных полей,
Иных пустынь за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студёной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времён.
<1909>
СВЕТЛЯК
Леса, пески, сухой и тёплый воздух,
Напев сверчков, таинственно простой.
Над головою — небо в бледных звёздах,
Под хвоей — сумрак, мягкий и густой.
Вот и она, забытая, глухая,
Часовенка в бору: издалека
Мерцает в ней, всю ночь не потухая,
Зелёная лампадка светляка.
Когда-то озаряла нам дорогу
Другая в этой сумрачной глуши…
Но чья святей? Равно угоден Богу
Свет и во тьме немеркнущей души.
Под Себежем,
24.VIII.12
ВЕЧЕРНИЙ ЖУК
На лиловом небе
Жёлтая луна.
Путается в хлебе
Мрачная струна:
Шорох жесткокрылый –
И дремотный жук
Потянул унылый,
Но спокойный звук.
Я на миг забылся,
Оглянулся — свет
Лунный воцарился,
Вечера уж нет:
Лишь луна да небо
Да бледнее льна
Зреющего хлеба
Мёртвая страна.
30.VI.16
ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26.VII.16
Стихи Асадова, трогающие до глубины души
Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.
***
Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.
Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.
Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.
Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.
А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.
***
Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!
***
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
***
Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.
***
Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.
***
Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!
***
Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.
У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.
Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!
***
— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!
Текст (полностью)
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая —И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой —Предвестник долгого ненастья.Глубоко, странно лес молчалИ на заре, когда с закатаПурпурный блеск огня и златаПожаром терем освещал.Потом угрюмо в нем стемнело.Луна восходит, а в лесуЛожатся тени на росу…Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:Прислушайся — она растет,А с нею, бледностью пугая,И месяц медленно встает.Все тени сделал он короче,Прозрачный дым навел на лесИ вот уж смотрит прямо в очиС туманной высоты небес.0, мертвый сон осенней ночи!0, жуткий час ночных чудес!В сребристом и сыром туманеСветло и пусто на поляне;Лес, белым светом залитой,Своей застывшей красотойКак будто смерть себе пророчит;Сова и та молчит: сидитДа тупо из ветвей глядит,Порою дико захохочет,Сорвется с шумом с высоты,Взмахнувши мягкими крылами,И снова сядет на кустыИ смотрит круглыми глазами,Водя ушастой головойПо сторонам, как в изумленье;А лес стоит в оцепененье,Наполнен бледной, легкой мглойИ листьев сыростью гнилой…Не жди: наутро не проглянетНа небе солнце. Дождь и мглаХолодным дымом лес туманят,—Недаром эта ночь прошла!Но Осень затаит глубокоВсе, что она пережилаВ немую ночь, и одинокоЗапрется в тереме своем:Пусть бор бушует под дождем,Пусть мрачны и ненастны ночиИ на поляне волчьи очиЗеленым светятся огнем!Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него местами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,Звенит их медный перелив,Как грустный вопль, среди широкихНенастных и туманных нив.Сквозь шум деревьев, за долиной,Теряясь в глубине лесов,Угрюмо воет рог туриный,Скликая на добычу псов,И звучный гам их голосовРазносит бури шум пустынный.Льет дождь, холодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Умывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долинИ ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Туда от зимних бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,День будет ласковый, хороший,И скоро мягкою порошейЗасеребрится мертвый край.Как будут странны в этот белый,Пустынный и холодный деньИ бор, и терем опустелый,И крыши тихих деревень,И небеса, и без границыВ них уходящие поля!Как будут рады соболя,И горностаи, и куницы,Резвясь и греясь на бегуВ сугробах мягких на лугу!А там, как буйный пляс шамана,Ворвутся в голую тайгуВетры из тундры, с океана,Гудя в крутящемся снегуИ завывая в поле зверем.Они разрушат старый терем,Оставят колья и потомНа этом остове пустомПовесят инеи сквозные,И будут в небе голубомСиять чертоги ледяныеИ хрусталем и серебром.А в ночь, меж белых их разводов,Взойдут огни небесных сводов,Заблещет звездный щит Стожар —В тот час, когда среди молчаньяМорозный светится пожар,Расцвет полярного сиянья.
1900 год.
Сегодняшний анализ блога Stihirus24 посвящён стихотворению Ивана Бунина «Листопад», произведению которое является ярким представителем жанра пейзажной лирики. Из рецензии вы узнаете об истории создания стиха, теме и композиции строф, написанных поэтом в 1900 году.
Александр Блок — Река несла по ветру льдины ( Одиночество )
Odinochestvo
Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl. Iz otpylavshego kamina Neyasny mrak vecherny plyl. I on sidel pered kaminom, On otgorel i otstradal I vzglyadom, nekogda orlinym, Ostyvshy pepel nablyudal. V vechernem sumrake vsplyvali Pred nim videnya proshlykh dney, Budya starinnye pechali Igroy besplotnoyu teney. Odin, odin, zabyty mirom, Bezvlastny, no yeshche zhivoy, Iz sumraka bylym kumiram Kival ustaloy golovoy. Druzey byvalykh verenitsa, Vragov zhestokiye cherty, Lyubivshikh i lyubimykh litsa Plyvut iz seroy temnoty. Vse brosili, zabyli vsyudu, Ne nado muchitsya i zhdat, Ostalos tolko pepla grudu Potukhshim vzglyadom nablyudat. Kuda neslis yego mechtanya? Pred chem sklonyalsya bedny um? On vspominal svoi metanya, Budil trevogi prezhnikh dum. I bylo sladko byt ustalym, Otradno tak, kak nikogda, Chto serdtse bolshe ne zhelalo Ni potryaseny, ni truda, Ni lesti, ni lyubvi, ni slavy, Ni prosvetleny, ni utrat. Vospominanya velichavo, Kak tuchi, obnyali zakat, Nagromozdili grudu bashen, Vozdvigli steny, goroda, Gde nebosklon byl zhelt i strashen, I grozen v yunye goda. Iz otpylavshego kamina Neyasny sumrak plyl i plyl, Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl.
Jlbyjxtcndj
Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys, ,skf dtcyf, b dtnth dsk/ Bp jngskfdituj rfvbyf Ytzcysq vhfr dtxthybq gksk/ B jy cbltk gthtl rfvbyjv, Jy jnujhtk b jncnhflfk B dpukzljv, ytrjulf jhkbysv, Jcnsdibq gtgtk yf,k/lfk/ D dtxthytv cevhfrt dcgksdfkb Ghtl ybv dbltymz ghjiks[ lytq, ,elz cnfhbyyst gtxfkb Buhjq ,tcgkjnyj/ ntytq/ Jlby, jlby, pf,snsq vbhjv, ,tpdkfcnysq, yj tot ;bdjq, Bp cevhfrf ,sksv revbhfv Rbdfk ecnfkjq ujkjdjq/// Lheptq ,sdfks[ dthtybwf, Dhfujd ;tcnjrbt xthns, K/,bdib[ b k/,bvs[ kbwf Gksden bp cthjq ntvyjns/// Dct ,hjcbkb, pf,skb dc/le, Yt yflj vexbnmcz b ;lfnm, Jcnfkjcm njkmrj gtgkf uhele Gjne[ibv dpukzljv yf,k/lfnm/// Relf ytckbcm tuj vtxnfymz? Ghtl xtv crkjyzkcz ,tlysq ev? Jy dcgjvbyfk cdjb vtnfymz, ,elbk nhtdjub ght;yb[ lev/// B ,skj ckflrj ,snm ecnfksv, Jnhflyj nfr, rfr ybrjulf, Xnj cthlwt ,jkmit yt ;tkfkj Yb gjnhzctybq, yb nhelf, Yb ktcnb, yb k/,db, yb ckfds, Yb ghjcdtnktybq, yb enhfn/// Djcgjvbyfymz dtkbxfdj, Rfr nexb, j,yzkb pfrfn, Yfuhjvjplbkb uhele ,fity, Djpldbukb cntys, ujhjlf, Ult yt,jcrkjy ,sk ;tkn b cnhfity, B uhjpty d /yst ujlf/// Bp jngskfdituj rfvbyf Ytzcysq cevhfr gksk b gksk, Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys, ,skf dtcyf, b dtnth dsk/
Смысл
Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.
Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.
Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.
Одиночество писателя
В стихотворении «Одиночество» Бунина любовь представлена в качестве определенного мимолетного счастья. Такие чувства всегда рано или поздно заканчиваются и приводят к расставанию. Но следует отметить, что в произведении данные ощущение плотно переплелись с философскими рассуждениями. Автор задает сам себе вопрос: «Что же на самом деле испытывает душа в момент разлуки? Как пережить такое расставание?» Именно эти проблемы затронуты в произведении. Поэт постарался максимально плотно и открыто передать читателю ощущения, которые располагаются внутри у человека.
Все творчество поэта переполнено размышлениями о любви. Это говорит о том, что Иван Алексеевич нередко сам испытывал данные эмоции. Практически все произведения писателя выводят тему одиночества на центральное место.
Присутствие данных эмоций у Бунина легко объясняется. Он на протяжении длительного времени проживал вдалеке от своей родины. Писатель постоянно путешествовал и сменял один населенный пункт за другим. Место жительства было постоянно различным и это очень сильно сказалось на его личной жизни и мировоззрении.
Следует отметить, что стихотворение «Одиночество» написано в то время, когда автор еще не отправился в эмиграцию. До ключевых в его жизни событий было еще весьма далеко. Но произведение, созданное в далеком 1903 году, сразу вызвало ажиотаж.
Проведя тщательный анализ произведения, становится понятно, что уже по достижении 33 лет автор прекрасно понимал, что такое боль от потери. Хотя у него вся жизнь еще была впереди, ему уже были понятны многие «правила игры».
Стихотворение И. А. Бунина «Одиночество» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.
Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.
Тема
В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.
Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».
Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.
В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».
Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.
В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.
В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.
Композиция
Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.
Жанр
Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы – мужские.
Средства выразительности
Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Краткий анализ стиха И. А. Бунин «Одиночество»
Вариант 1
Стихотворение “Одиночество” великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина начинается с описания пейзажа. Именно пейзажу он посвятил первые строки, подробно описав все, что его окружает. Вообще стоит сказать, что пейзаж всегда занимал особое место в лирике Бунина.
Читая первые строки, перед читателями всплывает мрачная и довольно таки грустная картина. В самой первой строчке можно увидеть многосоюзие. Читая самые первые строки можно увидеть мир глазами поэта.
Этим произведением Иван Алексеевич показывает безнадежность и грусть этого мира. Но, однако несмотря на то, что поэт думает “жизнь прошла”, у него есть надежда, надежда на то, что все еще измениться.
Несчастный лирический герой пытается изменить свою жизнь. Все переживания очень ярко показаны. Поэт использовал различные литературные приемы, для того, чтобы как раз-таки показать переживания героя. Здесь можно найти метафору, эпитеты, красочные прилагательные и так далее.
В целом это очень сложное стихотворение, наполненное глубоким смыслом. Каждый читатель, который прочитает данное произведение, сможет ощутить все эмоции и чувства, которые испытывал автор в момент создания произведения.
Рифма использована перекрестная, она помогает сделать произведение мелодичным, не прерывистым и тяжелым.
По своему строению стихотворение довольно таки простое, так, как если бы поэт сделал бы его сложным по строению, его было бы просто невозможно понять, и даже прочитать.
Написано данное стихотворение было в 1903 году. Основной темой данного произведения является тема одиночества, которая нужно сказать была очень близкой для Ивана Алексеевича. Данное чувство автор испытывал несколько раз в своей жизни, и оно просто угнетало его, убивая изнутри.
Вариант 2
У каждого литературного произведения, да и вообще у любого произведения искусства всегда найдется свой читатель или зритель. Тот человек, у которого прочтение или просмотр шедевра вызовет громкий отклик в сердце и душе. Во многом это зависит от нашего душевного состояния, настроения, окружающей нас обстановки, состояния природы. Когда прочитанное вами произведение соответствует вашему душевному состоянию, оно обязательно найдет отклик в вашем сердце.
Именно так и было со мной, когда я прочел стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Одиночество”. Я испытал небывалое чувство тоски, сложилось такое впечатление, будто бы одиноким был не поэт, написавший это произведение, а я, всего лишь раз прочитавший его. Передо мной вставала красивая и печальная картина – поздняя осень, когда уже вовсю чувствуется приход зимы и холодов.
Природа вокруг посеревшая, моросит дождь, а в душе селится какая-то необъяснимая грусть. Вдобавок ко всему происходит расставание с близким и любимым человеком. Лирического героя стихотворения Бунина “Одиночество” оставляет любимая женщина, и он остается один на один со своими нелегкими мыслями.
При этом я чувствую, что нынешнее состояние его душе не вечно, пройдет время, наступит весна и он оживет. Но сейчас все пространство захватила осень, природа оцепенела, отдалась ее власти. О хорошей погоде, тепле и ярких красках остается только вспоминать. Впрочем, также, как о любимой женщине, к которым описывается любовь в рассказах Бунина .
Именно таким воспоминаниям и предается лирический герой стихотворения Бунина “Одиночество”. Ему хочется вернуть ее, просить остаться с ним. Но он понимает, что теперь они совсем чужие друг для друга люди. И решает, что лучше будет завести себе собаку – верного друга, который никогда не предаст и не уйдет от него.
Стихотворение “Одиночество” – мое любимое произведение Ивана Алексеевича Бунина. Оно печально и искренне.
Берущие за душу короткие стихотворения
***
Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.
***
В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.
***
Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.
***
Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех
Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»
***
Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.
И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!
Эли Оболонская
***
Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.
***
Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,
Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.
Анализ стихотворения И. А. Бунина «Змея (Покуда март гудит…)»
Стихотворение «Змея» написано в 1906 году. Оно относится к жанру пейзажной лирики, его основной поэтический образ – змея. Произведение выстроено в виде ее рассказа о себе, подробного описания действий и состояния.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
олицетворения – «март гудит», «мотылек припал», придающие речи выразительность;
метафоры – «снасти ветвей (уподобление переплетений веток деревьев корабельной оснастке)», «опьяняюсь теплом»;
анафорические повторы – «Я сплю в дупле
Я сплю…», «Я шевелюсь, я развиваю…» – четко выделяют субъект действия, позволяют сосредоточить внимание на персонаже стихотворения;
эпитеты – «тяжелый, холодный сон», «горячий свет» – являются яркими и точными определениями предметов и явлений;
инверсию – «сквозит лазурь», «ядовитей я», переносящую смысловой акцент на последнее слово каждого словосочетания;
сравнение – «сквозит, как синие оконца» – поэтическое уподобление просветов неба между облаками окнам;
задающие антитезу антонимы – «холодный – горячий», в том числе контекстуальные – «сплю – цвету»;
многосоюзие – «то в медь, то в сталь, то в бирюзу», выделяющее каждый фрагмент предложения;
метонимию – замену по смыслу – «ряжусь … в медь (то есть приобретаю золотисто-розовый цвет), … сталь (серебристо-серый цвет), … бирюзу (голубовато-зеленый цвет)»;
синекдоху – «тепло лучей»;
перифразы – «толстый жгут», «я цвету (то есть нахожусь в точке наивысшего развития, расцвета жизненных сил)»;
ряды однородных членов предложения – «сплю, жду», «развиваю, опьяняюсь», «ползу, цвету, горю, меняюсь, ряжусь» – детально описывающих переменчивость явлений;
синтаксический параллелизм – «где … лес …, где много листьев…», «чем жарче, чем золотистей …» – яркий прием, привлекающий внимание читателя.. Живо представить нарисованную картину помогают подробные отсылки автора и к окраске пресмыкающегося – от бесцветной до причудливо переливающейся, и к его форме – змея то «плоска», то обращается в плотный смертоносный жгут
Живо представить нарисованную картину помогают подробные отсылки автора и к окраске пресмыкающегося – от бесцветной до причудливо переливающейся, и к его форме – змея то «плоска», то обращается в плотный смертоносный жгут.
Удивительной красоты произведение, описывая переход от весны к лету, показывает метаморфозы природы в рамках одного сезона, иллюстрирует сложность и тесную взаимосвязь явлений. Создавая предметные ассоциации, автор формирует символический подтекст – отслеживание причинно-следственных связей, которое пробуждает у читателя желание задуматься.
БунинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑