Никита — краткое содержание рассказа
Пятилетний Никита жил с матерью вдвоём, его отец ушёл на войну и пока не вернулся. Каждое утро мама уходила работать в поле, а мальчик оставался за хозяина. Мама говорила: Не балуй, Никитушка…тут всё добро наше – в избе и во дворе. Никита повторял за ней эти слова и просил её вернуться как можно скорее, потому что боялся оставаться один. Потом Никита обходил всю избу, выходил в сени, где видел жужжащих мух, паука, воробья. Всех их мальчик знал и от них ему было скучно, он хотел узнать что-то новое. Поэтому Никита пошёл в тёмный сарай, где стояла пустая бочка. Он думал, что в бочке живёт маленький человек, который днём спит, а ночью выходит поесть. Мальчик сказал воображаемому человеку, чтобы тот шёл работать, иначе зимой ему нечего будет есть. Потом он вспомнил, что у матери пропали ножницы и решил, что этот старик из бочки их взял, чтобы подстричь себе бороду. Никита тихо попросил отдать ножницы. Вдалеке в лесу кто-то ухнул и в бочке маленький житель ответил Никите: Я тут!. Мальчик испугался и выбежал из сарая.
На улице было солнечно, Никита посмотрел на небо и увидел, что …солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему. Мальчик подумал, что дедушка живёт теперь на солнце. За огородом был старый колодец и Никите казалось, что там живут ростом с воробья, безволосые, вредные водяные люди, которые хотят выпить его глаза. В огороде стоял пень, но Никита видел, что это не просто пень, а сердитая голова. Мальчик предложил пню пахать землю, но тот что-то крякнул в ответ, Никита испугался и пошёл обратно в избу.
Дома он хотел попить молока, но опять вышел на улицу, потому что испугался стола, который был похож на человека на четырёх ногах без рук. Вдалеке он увидел старую баню, в которой любил раньше мыться дедушка и со страхом подумал, что …это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала. Никита подошёл к бане, но та посмотрела на него как на чужого. Не только баня смотрела на Никиту без любви, но и каждое колышко из плетня; …незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту.
Никита побежал к матери, долго он бежал, присел отдохнуть и случайно уснул, проснулся лишь вечером. Мальчик пришёл домой и увидел, что за столом ест хлеб и молоко какой-то старый солдат, Никита оробел. Мама сказала, что это его отец вернулся с войны. Мальчик посмотрел на отца и спросил, не уйдёт ли он снова, отец ответил, что теперь уж век будет с ними вековать.
Утром Никита вышел во двор и сказал громко всем, кого он боялся, что к ним отец вернулся, но на этот раз никто ему не ответил. Папа позвал Никиту, и они стали осматривать двор, искать, что нужно починить. Мальчик вглядывался во все те предметы, что так пугали его ещё вчера, но не увидел ничего тайного или злого. Колья в заборе были просто кольями, баня просто старым домиком. Папа стал топором рубить пень на дрова, и Никита сказал отцу, что ещё вчера этот пень разговаривал с ним. Но отец ответил сыну, что пень этот давно умер, а Никита хочет сделать всех живыми просто потому, что у него доброе сердце. Отец хотел перестелить пол в избе и стал стругать доски, а сына попросил выпрямлять кривые гвозди молотком. Никита выпрямил один гвоздь и увидел, что тот похож на доброго человечка. Тогда он спросил отца, почему этот добрый, а другие были злыми. Отец ответил:
Никита предложил всё делать трудом, чтобы всё было вокруг доброе, отец согласился с ним. И отец подумал, что всегда, когда вспоминал сына на войне, то про себя называл его добрый Кит.
Сюжет — краткое содержание:
Рассказчику друг подарил свою обезьянку, мальчик привёл её в свой дом.
С Яшкой дома стало очень беспокойно, обезьянка прыгала по шкафам, спала в кровати, воровала сахар и конфеты, поссорилась с папой.
Разные приключения происходили у Яшки с гостями, которые приходили в дом
У врача обезьянка стащила картошку, испортила причёску важной даме, чистила ёжиком стёкла.
С наступление весны Яшку стали выпускать гулять во двор, там обезьянка распугала всех, и собаку дворовую, и бездомного кота.
А как наступила осень, все в доме заставили мальчика найти Яшке новый дом, так и отдали обезьянку другому хозяину.
Биография Житкова детям 2, 3, 4 класс
Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 1882 году 30 августа, в городе Новгород. Отец будущего писателя был учителем по математике. Мать работала пианисткой. Родители мальчика отправили его учиться в гимназию для одаренных детей. Вместе с ним в гимназии учился Корней Чуковский. Житков учился очень хорошо и увлекался тематикой моря.
После окончания гимназии по указу родителей писатель поступил в университет в Новороссийске. Там он углубленно изучал математику и химию. Чуть позже в стране началась революция. Житков стал одним из революционеров и тайно промышлял заговоры против правительства. Из – за революций его исключили из университета. После он хотел перевестись в Петербург, но ничего не вышло. В 1912 году Житков стал членом ихтиологической экспедиции. В тот же год он оправился в дальнее путешествие на корабле. На этом корабле он работал юнгой. Постепенно он начал поднимать на должность выше. Во время странствий писатель побывал в разных странах как Индия и Цейлон, Япония, Китай, Таиланд.
В начале своей писательской деятельности Житков писал стихи, рассказы для детей, письма и басни. Первое творение для детей писатель написал в 1909 году. Одним из таких произведений писатель посвятил своему племяннику. В 1924 году он выпустил свои сборники как «Рассказы о животных» и «Что я видел?». Во время сочинения рассказов автор полагался на свои знания, полученные во время путешествий. Все его сборники на данный момент изучают школьники. Кроме рассказов для детей писатель написал энциклопедии. Но эти книги так и не получили признание общества. В писательской индустрии Житков провел 15 лет. Житков пробовал писать в разнообразных жанрах. При этом внес в научно – художественную литературу. Житков придумал книги – картинки для детей, не умеющие читать. Кроме книг – картинок писатель придумал книги – игрушки. Кроме детской литературы Борис Житков написал роман «Виктор Вавич», который посвятил революций в 1905 году. Книгу издали после смерти писателя.
Изучив полную биографию Житкова, следует выделить несколько интересных фактов. Увлечение путешествиями у Житкова появилось еще в младенчестве. В трехлетнем возрасте мальчик пропал. Мальчика нашли в торговой части одного судна. Перед выходом из дома будущий писатель забрал копеечные деньги. При обучении в гимназии Житков сильно увлекался спортом. В гимназии он с друзьями построил маленький парусник. В годы обучения он уговорил своего одноклассника отправиться в пешее путешествие. За это время он собрал маленькую команду и сам его возглавил. Всей командой они отправились в Киев. Путешествие длилось недолго. Поскольку у Житкова был скверный характер. А один из одноклассников не хотел выполнять его команды.
В последние годы своей жизни писатель пережил очень тяжелые дни. К концу жизни у писателя обнаружили рак легких. Житков скоропостижно скончался в 1938 году 19 октября в Москве. Он писал произведения до самых последних дней жизни.
Видео с пересказом «Как я ловил человеков»
Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» впервые увидел свет в 1934 году. Работа относится к автобиографическим рассказам автора, в которых он придается воспоминаниям о своем детстве
В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главная мысль – важность выполнять данное обещание. По мотивам произведения в 2007 году вышел на экраны мультипликационный фильм
Это интересно: Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Не дам себя в обиду! Правдивые истории из жизни Никиты
Беспокоится о безопасности ребенка — это естественная потребность родителя. Все мамы и папы мечтают о том, чтобы их ребенок умел избегать опасных ситуаций, а в случае угрозы всегда мог себя защитить. Именно эти мысли лежали в основе создания обучающих программ «Академии безопасности Ольги Бочковой», а позднее и ее книги про Никиту.
Никита — младший школьник, он только что переехал в новый район и перешел в новую школу, он знакомится с одноклассниками, соседями, продавцами из магазина неподалеку от дома, изучает новый маршрут от школы. Он сталкивается с новыми трудностями и задачами, справиться с которыми ему помогает понимающая и принимающая мама.
Это книга о правилах безопасности, но еще и о семье.
Ольга Бочкова, автор Пока я писала книгу, ждала Сашу, теперь уже младшего сына. Мне хотелось, чтобы в книге был мальчик, а от дочери ему досталось имя. Получился Соник. Мне хотелось необычного имени, но Соник стал Никитой, жизнь вносит коррективы. В книге очень много личного: про школу, собаку, переезд, хоккей. Например, история про Никиту в автобусе — моя личная. Конечно, в книге она заканчивается по-другому. Первая же история — про щипки — предложена мне прекрасной мамой-журналисткой.
История про стрелку — из моей школы.
История про незнакомца в сети, игру с трусиками, тренером — собирательные (чтобы соблюсти конфиденциальность), но все описаны мамами, с чьими детьми я работала.
Вита появилась по просьбе издательства, ее изначально не было. Но я так рада, что она появилась. Когда я писала главы про Виту, ловила себя на мысли, что испытываю волнение, и мне хочется ее обнимать. История Виты не раскрыта до конца, и я напишу о ней в следующей книге.
В книге мало папы, и это меня расстраивает, но такова действительность. Мне бы хотелось, чтобы отцы уделяли больше внимания обучению своих детей основам элементарной безопасности.
Книга — ответ на вопрос «как?»
Как понятно и интересно объяснить ребенку правила безопасности, не испугав его? Как увлечь его этой непростой темой, и научить понимать ее важность, оставаясь при этом в доверительных отношениях с ним? Ответы на эти и другие вопросы даются в книге Ольги Бочковой. Автор выделяет несколько основных правил безопасности, которые ребенку нужно обязательно знать:. 1
Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие)
1. Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие).
2. В сложных и опасных ситуациях обязательно обращаться к взрослым за помощью.
3. Сохранять уверенность и спокойствие.
4. Уходить от незнакомых людей и, в первую очередь, звонить родителям.
5. Предупреждать взрослого, прежде чем изменить свои планы относительно того, где ты находишься, с кем ты (даже если вокруг знакомые), или куда собираешься.
6. Не держаться за вещи: если ради безопасности надо расстаться со сумкой, телефоном или кошельком.
7. Говорить, если кто-то достает. Каждый имеет право сказать «хватит».
8. Защищать свои чувства: не принимать грубые слова на свой счет.
9. Не вестись на манипуляции сверстников, отличать безопасных друзей от опасных.
10. Соблюдать эти правила безопасности не только в реальном мире, но и в виртуальном.
«Мне было важно написать книгу не сухим языком правил безопасности, а диалогом мамы и ребенка, обсуждением. Родители, прочитавшие с детьми книгу, возвращались ко мне со словами, что Никита запал в сердца их детей, его истории позволили обсудить те темы, которые раньше были в тени
Дети открывали родителям свои чувства и шли на контакт, что так важно, а сталкиваясь в жизни с теми же ситуациями, что и Никита, вспоминали правила поведения из книги
Характеристика главных героев
В произведении 2 главных героя — мальчик и его бабушка. Их описание и характеристика:
- Борька — обычный маленький мальчик, которого на каникулы отправили к бабушке. Он добрый, весёлый, любознательный, но любопытный, нетерпеливый и склонен обманывать. Однако при этом он настоящий фантазёр и мечтатель, представляющий, что внутри игрушечного пароходика живут маленькие человечки. Совершив ошибку, он раскаивается и не может сдержать искренних слёз.
- Бабушка — заботливая, любящая и мудрая, не строгая, обычно она всё разрешала внуку, но в некоторых моментах — непреклонная и принципиальная. Красивый реалистичный пароходик на полке является для неё дорогой памятью.
Смерть
Последние годы жизни писателя протекали достаточно тяжело. У него диагностировали рак легких. Борис Житков ушел из жизни 19 октября 1938 г. в Москве. Писатель продолжал работать до самого последнего дня.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Страсть к путешествиям пробудилась у Бориса рано – в три года. Однажды он пропал. Нашли мальчика на Торговой стороне, когда он пытался приобрести пароход. Копейки трехлетний Борис предусмотрительно взял из дома.
- Будучи гимназистом, Борис увлекся спортом и вместе с однокашниками построил маленький парусный борт с каютой.
- Однажды Житков смог уговорить одного из своих однокашников пуститься в пешее путешествие. Кратко проинструктировав товарища, Борис возглавил маленький отряд, и они отправились в Киев. Шли путешественники недолго. Борис был достаточно категоричным командиром, а у однокашника, как оказалось, был весьма строптивый характер.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Морские истории
Еще в детстве смелый и находчивый, готовый всем прийти на помощь, Житков поднимает тему храбрости, и она проходит через многие его произведения, такие рассказы, как «Механик Салерно», «Над водой», «Тихон Матвеич», «Метель», «Сию мунуту-с!», «Погибель».
Рассказ «Пудя» также говорит о мужестве — дети признаются в своем проступке, чтобы оградить от наказания ни в чем не повинного пса. Не мог не рассказать своим читателям и о своей любви к путешествиям Борис Житков.
Книги рассказывают о море и смелых, по-настоящемц храбрых людях. Это находит отражение в его морских историях: «Джарылгач», «Шквал», «Компас», «Николай Исаич Пушкин», «Дяденька», «Черные паруса», «Ураган», «История корабля».
Творчество Бориса Житкова
С детства серьезный и настойчивый, не чурающийся никакого труда, Борис Степанович и в своих произведениях уделял место таким чертам, как трудолюбие, усердие, а главное – ответственность. По мысли писателя наглядные примеры великих людей должны подготовить юных читателей к труду и борьбе.
С восхищением описывает труд моряков, плотников, клепальщиков Борис Житков. Книги автора дают понять юным читателям, насколько ценен в коллективе человек-труженик, человек-творец. Это отражается в его произведениях: «Мираж», «Плотник».
Тех, кто относится неуважительно к труду, мастерству и умению, он отображает с отвращением. Отрицательные герои, наживающиеся на чужом труде, ярко представлены в его рассказах «Урок географии» и «С Новым годом!».
Биография
ФИО:
Борис Житков
Жанр:
Приключения, Детская литература, Сказки, Морские приключения, Детская проза, Детские приключения
Борис Житков – русский и советский писатель, путешественник, автор популярных книг для детей.
Краткая биография
Борис Степанович родился 11 сентября 1882 года в Великом Новгороде, в семье университетского преподавателя математики Степана Васильевича Житкова и его жены, популярной пианистки Татьяны Павловны. Вскоре после рождения сына Степан Житков вступил в конфликт с местным политиком, из-за чего был вынужден покинуть Новгород. В течение года семья переезжала из города в город, в итоге обосновавшись в Одессе. Там Степан Васильевич устроился кассиром на пароход, а супруга стала преподавать игру на клавишных.
Борис вместе с сестрой учились дома, а затем поступили в Одесскую пятую гимназию. Там будущий писатель познакомился с Корнеем Чуковским, а также с Владимиром Жаботинским.
В 1901 году Борис Степанович поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Императорского Новороссийского университета. В то время он увлекался игрой на скрипке, а также занимался фотографией и парусным спортом. Во время революции 1905 года юноша состоял в боевом студенческом отряде, который оборонял от погромщиков еврейский квартал. Кроме того, он поставлял революционерам оружие.
В 1906 году молодой человек получил диплом и долго не мог найти работу. В конце концов он решил стать моряком. В течение нескольких лет Житков работал штурманом на парусном судне, в связи с чем очень много путешествовал. Он написал друзьям немало писем о своих приключениях, а также оставил множество дневников и путевых журналов. Позже богатый опыт путешественника и исследователя стал основой произведений Бориса Степановича.
В 1909 году мужчина принял участие в ихтиологической экспедиции по Енисею, а по возвращении подал документы на отделение судостроения Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого. Год спустя он прошел практику в качестве рабочего-металлиста в Дании, а еще через пару лет отправился в свое первое кругосветное путешествие.
В 1916 году, на момент получения диплома инженера-судостроителя Борис Степанович не только посетил множество стран, особенно полюбив красоты Азии, но и успел устроиться на службу в морскую авиацию. Вскоре он получил звание прапорщика по авиационной части, а затем подпоручика по адмиралтейству. С 1917 по 1924 год Житков работал в Одесском морском порту, а затем перебрался в Петроград.
К тому времени он уже дважды был женат и имел двоих детей от первого брака. В 1924 году Борис Степанович стал жить с Софьей Павловной Ерусальми, а в последние годы жизни его спутницей была Вера Михайловна Арнольд.
Творчество писателя
Переезд в Петроград был обусловлен двумя причинами: во-первых, писатель в силу своего характера просто не мог долго сидеть на одном месте, а во-вторых, он решил отвезти в издательство свою рукопись «Злое море». Произведение вышло в печать в 1924 году.
После этого Борис Степанович устроился преподавателем физики и черчения в местную школу, а все свободное время посвятил литературному творчеству. Всего за свою жизнь он написал более семидесяти очерков, пятьдесят девять повестей и рассказов, семь романов и четырнадцать статей. Сегодня мужчина известен преимущественно как детский писатель. Большой популярностью пользуются его сборники «Морские рассказы», «Что бывало», «Рассказы о животных», «Что я видел».
Однако сам писатель считал своим главным произведением роман «Виктор Вавич», посвященный событиям 1905 года. Полная, не подвергшаяся цензуре версия увидела свет только в 1999 году, когда дочка Корнея Чуковского Лидия обнаружила рукопись в архивах своего отца.
Сегодня писатели и критики называют роман «Виктор Вавич» одним из лучших произведений, которое могло быть написано о событиях того времени. Борис Леонидович Пастернак, по его собственному признанию, «разыскал вдову Житкова и поцеловал ей руку». Андрей Георгиевич Битов считает, что роман «Виктор Вавич» мог бы занять в русской литературе место между «Тихим Доном» и «Доктором Живаго». Авдотья Андреевна Смирнова пишет, что книга Бориса Степановича – это «большой русский роман, масштаба „Живаго“, но лучше, много лучше».
Борис Житков ушел из жизни 19 октября 1938 года от рака легких и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Первая книга
Корней Иванович заметил, с каким интересом его дети слушают Бориса. И предложил тому описать свои приключения. Вскоре Житков принес ему рукопись. Чуковский взял в руки карандаш, чтобы редактировать записи. Но отметил, что в этом нет необходимости, так как это работа человека, прошедшего серьезную литературную школу. И отнес рукопись Житкова в редакцию.
Книга называлась «Злое море», в нее вошли несколько рассказов – «Мэри» и «Мария», «Коржик Дмитрий», «Под водой». Благодаря Чуковскому знакомится с Маршаком Борис Житков. Рассказы для детей печатаются в журнале «Воробей», который Самуил Яковлевич в то время возглавлял. Не прошло и года, как имя Житкова стало привычным для юных читателей.
Профессии Житкова до его прихода в литературу
Совершенно не представляется возможным описать все, чем занимался Борис Житков в одной статье. Он действительно перепробовал массу профессий и занятий, и в каждой становился мастером. Отчасти он изложил свой путь в своих книгах, так как он никогда не писал о том, чего не знал – все его произведения (большие и маленькие, детские и взрослые) во многом автобиографичны и основываются на богатейшем жизненном опыте: дальних странствиях, морских путешествиях, знакомстве с отважными людьми и знаниях о животных. «Если я начну писать про то, чего не знаю, – это будут подлинные враки», – всегда говорил он.
Первоначальное образование Боря получил дома. Затем, уже в Одессе, поступил в гимназию, где всегда выделялся среди одноклассников ярким интеллектом и разносторонними увлечениями. Действительно, с возрастом к морскому делу добавились
- скрипка
- рисование
- спортивная гребля
- фотография
- гальванопластика
Как он все успевал? Очень хотел все попробовать и успеть!
Борис Житков (справа) на палубе парохода «Воронеж» летом 1912 г. перед выходом в плавание. Фото из открытых источников
Факты биографии Бориса Житкова
Биография Бориса Житкова содержит сведения, необходимые для понимания его мировоззрения. Отец будущего писателя был простым преподавателем, а мать – пианисткой. Отец, всесторонне развитый человек, сумел развить эти качества и в сыне. Именно от родителя будущий писатель имел отличные знания в области математики и астрономии. Мать открыла в сыне музыкальные способности и сформировала музыкальные знания. Помимо всего, Борис Житков интересовался балетом и умел играть на скрипке.
Житков получил два образования. Сначала в Одессе закончил естественно-научный факультет, а затем через несколько лет – кораблестроительное отделение в Петербургском институте. Жизнь сложилась непросто. Участвовал в революционных событиях в начале века, сменил множество разных профессий, путешествовал по миру в качестве штурмана корабля. Вообще для более полного понимания особенностей того или иного писателя или поэта должна быть изучена его биография. Бориса Житкова, точнее, его творчество также нужно изучать через призму его личной жизни.
Впервые опубликовался в 1924 году. Поначалу, обращаясь к взрослым, постепенно Житков полностью переключился на детей. Большую популярность получили и его рассказы о животных, повести, например, «Пятый мост».
Литература
В литературу Борис Житков пришел довольно поздно. С другой стороны, именно его бурная и насыщенная событиями жизнь стала основой для многих произведений автора. К тому же, писатель вел дневник и регулярно писал родным письма, набивая таким образом руку в писательском ремесле. В 1909 году становится капитаном научно-исследовательского судна, принимавшего участие в ихтиологической экспедиции по Енисею.
Борис Житков во время службы на флоте
По возвращению из экспедиции Борис подает документы в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на отделение судостроения. В 1910 году отправляется в Данию для прохождения практики рабочим-металлистом. В 1912 году отправляется в свое первое кругосветное путешествие. В ходе кругосветки больше всего Бориса впечатлили страны Азии – Индия, Япония и Китай. В 1916 году оканчивает вуз по специальности инженера-судостроителя.
Книги Бориса Житкова
К моменту выпуска из политехнического университета Житков уже год как служил в морской авиации. В 1916 году Борис получает звание прапорщика по авиационной части, а годом позже – подпоручика по адмиралтейству. В 1917 году Житков оставляет службу и отправляется работать по специальности в Одесский морской порт, где и проработал до 1924 года. В этом году Житков перебрался в Петроград.
Иллюстрация к книге Бориса Житкова «Как я ловил человечков»
Для этого было две причины: во-первых, Борису надоело сидеть на одном месте – «качевой» характер дал о себе знать, во-вторых, Житков решил отвезти в издательство свою рукопись «Злое море». Редакция по достоинству оценила произведение, и издало его в том же году. С 1925 года Житков устраивается преподавателем в местную школу, а все свободное время тратит на писательскую работу. По подсчетам биографов Бориса, им было написано 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 романов и 14 статей.
Борис Житков
Борис Степанович прославился преимущественно как детский писатель. Именно для детей он написал большую часть своих произведений – в частности, сборники «Что я видел», «Что бывало», «Морские рассказы» и «Рассказы о животных». Сборник «Рассказы о животных», вышедший в 1935 году, содержал в себе рассказы, основанные на его впечатлениях от посещения Индии, — «Беспризорная кошка», «Храбрый утенок», «Про обезьянку», «Про слона», «Про змею и мангуста», «Галка» и «Волк».
Книга Бориса Житкова «Морские истории»
Однако произведением, которое Житков ставил на вершину своего творчества, был роман «Виктор Вавич», посвященный событиям 1905 года. Долгое время произведение не издавалось, поскольку находилось под запретом. Версия без купюр вышла только в 1999 году благодаря дочке Корнея Чуковского, Лидии, обнаружившей рукопись в архивах отца.
Писатель Борис Житков
Стоит отметить, что романом «Виктор Вавич» восторгались многие. К числу тех, кому произведение пришлось по душе, были писатель Борис Пастернак, телеведущая Авдотья Смирнова и публицист Дмитрий Быков. Критики отмечали, что если бы не цензура, то «Виктор Вавич» мог бы занять место в российской классике между «Тихим Доном» и «Доктором Живаго». В 1988 году, когда праздновался пятидесятилетний юбилей со дня смерти писателя, было издано первое собрание его сочинений.
Ответы к стр. 67 — 68
Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны. («Я такого никогда не видал Он был совсем настоящий, только маленький.», «Ах, какие замечательные (якоря)! Если б хоть один у меня такой был!»)
Подготовь и напиши рассказ о мальчике по плану.
• Кто герой произведения?
• Какой он по характеру?
• Какое событие в жизни героя стало началом его приключений?
• Какой поступок совершил мальчик?
• Как автор относится к своему герою?
Мальчик – герой произведения Боря, сам Борис Житков в детстве. Он из семьи, в которой есть моряки (он знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают).
Черты характера маленького героя выдают в нём будущего писателя. Он очень наблюдательный (подробно и внимательно описывает пароходик; замечает признаки того, что бабушка собирается в гости…); он большой фантазёр, у него развито воображение (он вообразил на пароходике целый мир, населённый человечками, подробно представил, как они себя ведут, что делают…). Он очень рассудительный. Мальчик обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазёр и верит в собственную выдумку.
Началом его приключений стало то, что мальчик решил, что на пароходике живут человечки. Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что всё больше и больше казался ему настоящим, поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком. Чтобы застать человечков врасплох, он идёт на всевозможные хитрости и проявляет большую изобретательность.
Боря ломает пароходик, не потому что хулиган, а потому, что фантазёр. Им движут мысли о маленьких человечках, о том, как он их поймает, когда откроет палубу пароходика; он размышляет, как лучше открыть палубу, чтобы они не разбежались.
Азартное желание мальчика поймать, схватить человечков сменяется чувством досады, разочарования, а затем раскаяния. В словах Бори («Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то»), которые он произносит, завернувшись с головой в одеяло и рыдая, чувствуется, что мальчик только теперь осознал свою вину, понял, что он натворил. Тем самым автор сочувствует своему маленькому герою.
Как бы ты озаглавил это произведение? Запиши.
Пароходик.
Какую главную мысль хотел передать Б. С. Житков в рассказе?
В каждом живёт желание заглянуть в неведомый мир, унестись в своих фантазиях, мечтах и надеждах.
Б. Житков. Как я ловил человечков, с. 67 – 68
4.3 (86.8%) от 300 голосующих
Вывод произведения
В данном рассказе речь идет о том, что, не смотря на запрет, мальчик Боря все же тронул понравившуюся игрушку. Да не просто тронул, а поломал. Он очень уж хотел посмотреть на человечков, которые, как ему казалось, жили в пароходике. Любопытство все же взяло верх.
Но главное все же, что мальчик понял, что поступил не правильно, и начал раскаиваться. Ему было очень неприятно от своего собственного поступка.
Делая вывод, можно сказать о том, что каждый человек может пойти на поводу своих желаний и оступиться. Но главное нужно вовремя понять, что совершил негодный поступок и искренне раскаяться.