Краткое содержание саша черный «кавказский пленник»

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ начинается с весеннего солнечного утра, все в нем было прекрасно, пение птиц и цвет черемухи. Обыватели беззаботно занимались своими делами, рыбаки перебирали снасти возле лодки, играли мальчишки. Грустили только девочки, которые узнали из повести Толстого «Кавказский пленник» о приключениях Жилина с Костылиным на Кавказе. Старшая сестра Валя готова была заплакать, в то время как младшая Катя хмурилась. Спросить было не у кого, зачем так мучили людей в плену, сажали их в яму — взрослые разошлись по своим делам.

Девчонки сами придумали красивое завершение истории: Жилин накажет татар и наградит Дину, татарскую девочку, которая его кормила. Она обязательно отыщет великодушного русского офицера, станет его женой. Сестры решили превратить прочитанную повесть в игру.

Пленными стали Миша с собакой Тузиком. Каждой девочке хотелось стать Диной, но как-то нужно было изобразить участие татар. Тогда они написали записку, где указали требования прислать им выкуп и передали письмо дворнику. Они набрали еды из кухни, кормили пирожками «пленных», большая часть которых досталась Тузику.


Иллюстрация к книге Саши Черного

Девчата не смогли уговорить своих пленников совершить побег, даже опускали палку, чтобы им легче было вылезти из ямы. Поэтому им пришлось присоединиться к Мише с дворняжкой, ожидая появления звезд, так как только небесные светила укажут правильный путь к освобождению.

В игре быстро бежало время. Вернувшись домой, мама начала искать дочерей. Семен показал странное послание от девчонок. Взрослым было не понятно, зачем сестрам понадобились монеты, мама стала их громко звать.

Нашлись дети в яме. Когда девочки шли домой, прижимаясь к родному человеку, приключения из повести не казались им печальными: все завершилось благополучно, а играть было весело.

Краткое содержание по главам

Далее можно прочитать краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» согласно главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.

Глава 1 Краткое содержание этого рассказа следует начать с получения офицером Жилиным письма из дома. Он давно проходил военную службу на Кавказе, но теперь собрался в отпуск, поскольку его старенькая мать написала, что стала совсем слаба, и ей хочется, возможно в последний раз, увидеть сына.

Однако шла война и проехать без сопровождения было невозможно. Только дважды в неделю шел обоз в сопровождении конвоя. Дорога была дальняя, поэтому выехали рано утром. Шли медленно под палящим солнцем. Жилин и один из офицеров, Костылин, решили ехать самостоятельно.

Добравшись до ущелья, Жилин поднялся на гору осмотреться

Он заметил группу татар, которые тоже обратили внимание на русского. Крикнув Костылину, чтобы тот готовил ружья, Жилин увидел, как его напарник бросился назад в лагерь, оставив его наедине с врагом

Жилина догнали, избили и крепко связали. Затем погрузили на лошадь и привезли к себе в селение.

Глава 2 Утром в сарай, куда его бросили, пришли два горца — говорили по-своему, видно, решали его судьбу. Жилин попросил пить. Один из них позвал девочку лет тринадцати, и она принесла воды. Через некоторое время его пригласили в дом хозяина. Там сидели татары и ели блины, затем они долго молились.

Через переводчика пленнику сообщили, что его хозяин теперь Абдул-Мурат, и он требует выкуп. Узнав о сумме, Жилин сообщил, что таких денег у него нет, он может заплатить меньше. Такая смелость пришлась по душе татарину. Он пригласил в дом Костылина, который тоже оказался у них в плену. Тот согласился написать письмо домой с просьбой о деньгах.

Им дали бумагу и велели писать домой. Жилин тоже написал, но указал неверный адрес. Взамен потребовал, чтобы их держали вместе, кормили и поили, а заодно и сняли колодки с ног. Хозяин согласился на все условия, кроме колодок — их он снимать не велел.

Глава 3 Так они прожили месяц. Костылин успел написать домой второе письмо, а Жилин надеялся убежать и развлекался тем, что лепил из глины кукол. Он дарил их Дине, той самой девочке. Ей было жаль офицера, поэтому часто она тайком носила ему лепешек и молока.

По аулу разлетелся слух, что Жилин хороший мастер. Жители несли ему вещи на починку, иногда он сам ходил по аулу. Под горой он заметил дом с черешней и ульями на участке: там жил уважаемый старец. Заметив Жилина, тот отправился к Абдул-Мурату и потребовал убить пленников. Когда-то всех его сыновей убили русские, а одного переманили на свою сторону. С тех пор старик был уверен, что русские – к большой беде.

Глава 4 Прошел еще месяц. Жилин по ночам делал подкоп в сарае. Когда все было готово, он попросил мальчика, который за ним присматривал, отпустить его на гору – необходимо было осмотреться. За это он пообещал ему сделать лук и стрелы. Он поднялся и понял, куда нужно бежать. С одной стороны были аулы, а с другой – равнина. Ночью, когда все татары уехали после похорон своего товарища, они с Костылиным сбежали.

Глава 5 Как только они выбрались из сарая, загавкал пес, но Жилин давно его прикармливал. Он поманил собаку и успокоил. Однако шум услышали татары. Костылин снял сапоги, чтобы идти тише и не натереть ноги, но поранил их еще больше. Шел он очень тяжело, поскольку был грузный. Часто останавливался, охал, а потом и вовсе сел и отказался двигаться дальше.

Жилину пришлось взять его на плечи. Так они прошли еще немного. На привале их увидел татарин, который пас коров. Через некоторое время их схватили и привезли к Абдулу. Офицеров бросили в яму и сообщили, что выкуп должен быть через 2 недели.

Глава 6 Теперь им стало совсем тяжело. Они сидели в яме постоянно, еды им не давали, воды было мало. Костылин только стонал или спал. Жилин снова начал делать подкоп, но это заметил хозяин и сказал, что убьет. Надежда осталась на Дину.

Жилин наделал игрушек и подарил их девочке. Попросил о помощи, но она испугалась и убежала. Вечером из разговоров татар, стало понятно, что русские близко и жители опасаются, что они зайдут в селение.

Ближе к ночи в яму спустилась длинная палка. Ее принесла Дина. Костылин наотрез отказался выбираться из ямы, а Жилин с помощью девочки оказался наверху. Они попытались снять колодку, но не смогли. Девочка, попрощавшись, заплакала и убежала, а пленник отправился в путь.

Утром он был на равнине. Увидел лагерь с русскими солдатами и бросился к ним, громко крича. Его уже настигали горцы, но русские были ближе. Они поскакали к нему навстречу, поэтому татарам пришлось повернуть назад.

Жилина узнали, накормили и приняли с почетом. Он продолжил службу на Кавказе. Костылин же выкупили спустя месяц.

«Кавказский пленник»: краткое содержание исхода игры

Теперь Валя и Катюша превратились в татарских девочек. Они принесли из флигеля игрушки и бросили их в яму: Мишка должен был обменять их на лепешки. Затем выпросили на кухне три пирожка, но два из них на ходу поймал Тузик, поэтому третий передали «Жилину» на палке. После этого спасительницы опустили в яму длинный шест, но пленники не пожелали бежать. Не помогали ни крики, ни приказания, и в итоге сестры тоже соскочили в яму и стали ждать ночи. Они вспомнили краткое содержание сказки: кавказский пленник — Саша Черный здесь цитирует Толстого — должен был бежать при звездах. Да и колодки из дощечек еще не набили.

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ начинается с весеннего солнечного утра, все в нем было прекрасно, пение птиц и цвет черемухи. Обыватели беззаботно занимались своими делами, рыбаки перебирали снасти возле лодки, играли мальчишки. Грустили только девочки, которые узнали из повести Толстого «Кавказский пленник» о приключениях Жилина с Костылиным на Кавказе. Старшая сестра Валя готова была заплакать, в то время как младшая Катя хмурилась. Спросить было не у кого, зачем так мучили людей в плену, сажали их в яму — взрослые разошлись по своим делам.

Девчонки сами придумали красивое завершение истории: Жилин накажет татар и наградит Дину, татарскую девочку, которая его кормила. Она обязательно отыщет великодушного русского офицера, станет его женой. Сестры решили превратить прочитанную повесть в игру.

Пленными стали Миша с собакой Тузиком. Каждой девочке хотелось стать Диной, но как-то нужно было изобразить участие татар. Тогда они написали записку, где указали требования прислать им выкуп и передали письмо дворнику. Они набрали еды из кухни, кормили пирожками «пленных», большая часть которых досталась Тузику.


Иллюстрация к книге Саши Черного

Девчата не смогли уговорить своих пленников совершить побег, даже опускали палку, чтобы им легче было вылезти из ямы. Поэтому им пришлось присоединиться к Мише с дворняжкой, ожидая появления звезд, так как только небесные светила укажут правильный путь к освобождению.

В игре быстро бежало время. Вернувшись домой, мама начала искать дочерей. Семен показал странное послание от девчонок. Взрослым было не понятно, зачем сестрам понадобились монеты, мама стала их громко звать.

Нашлись дети в яме. Когда девочки шли домой, прижимаясь к родному человеку, приключения из повести не казались им печальными: все завершилось благополучно, а играть было весело.

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ начинается с весеннего солнечного утра, все в нем было прекрасно, пение птиц и цвет черемухи. Обыватели беззаботно занимались своими делами, рыбаки перебирали снасти возле лодки, играли мальчишки. Грустили только девочки, которые узнали из повести Толстого «Кавказский пленник» о приключениях Жилина с Костылиным на Кавказе. Старшая сестра Валя готова была заплакать, в то время как младшая Катя хмурилась. Спросить было не у кого, зачем так мучили людей в плену, сажали их в яму — взрослые разошлись по своим делам.

Девчонки сами придумали красивое завершение истории: Жилин накажет татар и наградит Дину, татарскую девочку, которая его кормила. Она обязательно отыщет великодушного русского офицера, станет его женой. Сестры решили превратить прочитанную повесть в игру.

Пленными стали Миша с собакой Тузиком. Каждой девочке хотелось стать Диной, но как-то нужно было изобразить участие татар. Тогда они написали записку, где указали требования прислать им выкуп и передали письмо дворнику. Они набрали еды из кухни, кормили пирожками «пленных», большая часть которых досталась Тузику.


Иллюстрация к книге Саши Черного

Девчата не смогли уговорить своих пленников совершить побег, даже опускали палку, чтобы им легче было вылезти из ямы. Поэтому им пришлось присоединиться к Мише с дворняжкой, ожидая появления звезд, так как только небесные светила укажут правильный путь к освобождению.

В игре быстро бежало время. Вернувшись домой, мама начала искать дочерей. Семен показал странное послание от девчонок. Взрослым было не понятно, зачем сестрам понадобились монеты, мама стала их громко звать.

Нашлись дети в яме. Когда девочки шли домой, прижимаясь к родному человеку, приключения из повести не казались им печальными: все завершилось благополучно, а играть было весело.

«Кавказский пленник»

И вот Саша Чёрный пишет ещё один рассказ с таким же названием — но теперь выбирает не драматический, а шуточный сюжет: две сестрёнки прочитали рассказ Л. Н. Толстого — и, хотя там всё закончилось хорошо, жутко расстроились. Бедный офицер Жилин, сколько ему пришлось перетерпеть! Но детская фантазия тут же нашла выход: сестрёнки решили пофантазировать, как сложится судьба Жилина после побега, и придумали и русскому офицеру, и пришедшей ему на помощь девочке Дине, и даже жестоким татарам счастливую судьбу.

  • — Может быть, Жилин потом <…> поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда?
  • — И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. — Крапивой! Вот вам, вот вам! <…>
  • Впрочем, Валя сейчас же и передумала:
  • — Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! <…> Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку <…>. А теперь вон с моих глаз!»
  • — Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.
  • — Постой, не кричи, — сказала Валя. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И потом крестилась… И потом вышла за него замуж…
  • Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец.

К сожалению, в жизни глобальные проблемы редко решаются простым и мирным путём. Но автор не ругает маленьких героинь за наивность: наоборот, он радуется, что хотя бы в их фантастическом мире торжествует справедливость, мир и покой. И надеется, что девочки пронесут доброту и сострадание через всю жизнь.

Но вот Валя с Катюшей выходят в сад и зовут «дворницкого мальчика» Мишу — их вечного приятеля по играм. Но паренёк, не читавший «Кавказского пленника», не может вжиться в роль Жилина — и не собирается так просто сдаваться в плен:

  • Мишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбивая копытами грязь…
  • — Паф! Паф-паф! — закричали девочки с двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…
  • — Не попали! — Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.
  • — Паф! Паф!
  • — Не попали…
  • Что с таким непонятливым мальчиком сделаешь? Сёстры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя шлепками, потащили к яме. Ещё упирается! Что это на него сегодня нашло…

Когда мальчишка всё-таки прыгает в яму, сёстры сталкиваются с новыми сюрпризами: оказывается, Миша вовсе и не собирается спасаться бегством! В «плену» тепло и уютно — тем более что Валя постелила мягкий коврик, да ещё и пирожков с капустой принесла…

Таким и должно быть счастливое детство, улыбается автор. Пусть как можно больше ребят на земле не знают, что такое бедность, жестокость и война. И как было бы хорошо, если вражда между народами осталась только на страницах учебников и старых рассказов…

Обитатели флигеля

Рыжий котенок на Множество книг и портретов писателей. Фикус со свежевымытыми листьями. Открытая дверь в столовую, где виднелись буфет с посудой, матрешка на кафельной печке, овальный стол с детским рисунком. Так описывает кабинет, расположенный в длинном флигеле, Саша Черный.

«Кавказский пленник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием сестер, Вали и Катюши. На фоне всеобщей радости они выглядели огорченными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Л. Толстого.

История создания

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусству всемирному».

Основные персонажи

В своем произведении писатель описывает детскую беззаботность. Он дает понять, что любые проблемы, которые сейчас кажутся грустными, завтра могут быстро разрешиться и принести радость. Про эти неприятности потом никто и не вспомнит. Необходимо просто жить и попробовать не печалиться по пустякам. В этом и заключается главная мысль рассказа «Кавказский пленник». Основными героями произведения Саши Черного являются:

  • Валя — находчивая и очень веселая девочка;
  • Катя — ее сестра, любит помечтать;
  • Миша — добрый и находчивый мальчик, напарник по развлечениям;
  • Тузик — дворовая собака.

В рассказе автор заставляет читателя задуматься, нужно ли расстраиваться из-за событий, которые в ближайшем будущем могут оказаться неважными. Благодаря выдуманной игре, в которую сестры втянули собственного друга и собаку, они смогли по-другому посмотреть на прочитанную историю. Как оказалось, все было не так страшно.

Обитатели флигеля

Рыжий котенок на Множество книг и портретов писателей. Фикус со свежевымытыми листьями. Открытая дверь в столовую, где виднелись буфет с посудой, матрешка на кафельной печке, овальный стол с детским рисунком. Так описывает кабинет, расположенный в длинном флигеле, Саша Черный.

«Кавказский пленник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием сестер, Вали и Катюши. На фоне всеобщей радости они выглядели огорченными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Л. Толстого.

Очень краткий пересказ рассказа «Кавказский пленник»

Деревья в саду купались в лучах весеннего солнца. Воробьи шумели на крыше сарая. Скворец наблюдал за переливающимися водами речки Крестовки. Вдоль по реке в лодке плыла веселая компания молодых людей, напевавших веселую песню.

Сегодня все излучало веселье, все делились друг с другом хорошим настроением.

В саду располагался теплый и уютный флигель. Две сестры, старшая Валя и младшая Катя, стояли за стеклянной дверью, которая вела в сад. Казалось, только девочек не радовала хорошая погода, их лица были печальны.

Девочки были взволнованы прочитанной книгой. Они по очереди прочитали «Кавказского пленника» и теперь размышляли, неужели, жестокие татары могли так обходиться со своими пленниками в реальной жизни?

Наконец, сестрам надоело грустить, и они начали придумывать свой финал: будто бы Дина обратилась в православную веру и стала невестой Жилина.

Девочки отправились погулять по саду, где их ждал верный пес Тузик.

Увидев в саду большую яму, сестрам захотелось поиграть в «Кавказского пленника», и они позвали Мишку, дворницкого сына. Девочки решили, что Мишка будет Жилиным, а дворняжка Тузик – Костылиным.

Сестры сначала в роли свирепых татар будут нападать на Мишку, а потом Валя станет Диной, а Катюша – ее подругой, вместе они помогут Жилину выбраться из плена.

Ребята начали игру: сестры затащили Мишку в яму, а Тузик, сообразив, что нужно делать, сам послушно спрыгнул вниз. Пленники сидели на мягком коврике, забрасывали друг друга старыми листьями и вовсе не собирались устраивать побег. Тогда сестры сами спрыгнули в яму.

Ребята с восхищением смотрели на облака, видневшиеся сквозь листву берез.

Спустя два часа мама Кати и Вали вернулась домой. Девочек все еще не было дома, и мама нигде не могла их найти. Обеспокоенная женщина вышла в сад и обнаружила детей в конце сада в глубокой яме.

Она велела дочкам быстро идти домой: в яме же сыро! Сестры, Миша и Тузик весело выбрались из ямы.

Удивительно, как же «Кавказский пленник» утром мог расстроить сестер.

Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”

Вариант 1

Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.

Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.

Вариант 2

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу

ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку.  Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать

Их снова схватили и бросили в яму.

Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.

У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.

На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

В одну ночь Жилин все-таки решает бежать. Воспользовавшись моментом, они вместе с Костылиным выбираются из сарая с помощью подкопа. Пытаясь найти дорогу до крепости, офицеры сильно натирают ноги. Костылин не мог этого терпеть, поэтому Жилин решил нести его на себе. Таким образом, далеко им уйти не удалось, их поймали татары и вернули обратно в аул, где поместили в глубокую яму и пригрозили убить, если в течение двух недель за них не придет выкуп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Вариант 2

В «Кавказском пленнике» Льва Николаевича Толстого татарская девочка Дина – второстепенный персонаж. Благодаря Дине главный герой произведения – русский офицер Жилин сумел бежать из татарского плена.

Попавшего в плен Жилина пленивший его татарин отдал в возмещение долга Абдул-Мурату – отцу Дины.

Живёт Дина в небольшом, домов на десять, горном селении. Сакля (дом) её семьи расположена на горе, под горою протекает речка. В самом доме сочетается простота постройки и богатство внутренней обстановки. Внутренние стены аккуратно обмазаны глиной. Пол в доме очень чистый, хотя и земляной. В одной стене – небольшая печка, на одном уровне с полом комнаты. В лучшей комнате пол покрыт слоем войлока. Поверх войлока – дорогие ковры, на них лежат пуховые подушки. Такие же ковры висят и на стенах. Поверх ковров развешано богато инкрустированное серебром оружие: шашки, пистолеты, ружья. На коврах могут сидеть члены семьи и гости. Работникам (слугам) разрешено сидеть только на войлоках. А пленного русского офицера усадили прямо на земляной пол.

Дина – стройная, худенькая девчонка. На вид ей лет тринадцать, глаза и длинные волосы, заплетённые в косу, у неё чёрные, и она очень привлекательна. Лицом очень похожа на своего отца, Абдул-Мурата, который её явно любит. Её обычна одежда – длинная, не подпоясанная синяя рубаха с широкими рукавами и штаны. На рубахе (на рукавах, полах и груди) – красная оторочка. Ноги обуты в две пары башмаков: на меньшие надеты бо́льшие, с высокими каблуками. На шее – ожерелье (монисто) из русских серебряных полтинников. Ходит она с непокрытой головой, в косу вплетена лента, на которую подвешены бляхи и русский же серебряный рубль.

Сперва, когда пленённый Жилин попал к её отцу, она боялась русского. С большим интересом, широко раскрыв глаза, Дина смотрела, как русский ест, пьёт – словно за диким зверем наблюдала. По-русски она сначала совсем не понимала.

Постепенно её боязнь Жилина сменилась интересом к пленному. Русский офицер сумел постепенно завоевать интерес девочки (и части её односельчан), а потом она прониклась доверием и состраданием к нему. Жилин мастерил ей различные куклы, которые Дине очень нравились. Она же, в благодарность за игрушки, тайком таскала ему еду: лепёшки, сыр, молоко и даже куски мяса (правда, сырого).

После неудачного побега русских офицеров кинули в грязную и вонючую яму-тюрьму. Односельчане склонялись к тому, что русских нужно убить – но и тут девочка не бросила пленного, подкармливала его.

Дина не сразу решилась помочь Жилину бежать второй раз. Но он сумел её убедить помочь. Дина притащила длинную и тяжёлую жердь. По ней пленный с колодкой на ногах выкарабкался из ямы. Тоненькими ручонками Дина даже пыталась сбить замок с его колодки – но ей это оказалось не под силу. Пленному в дорогу она принесла лепёшек. Прощание было грустным и для пленного офицера, и для горской девочки.

Автор с явной симпатией и теплотой описывает Дину. У худенькой девчонки-подростка добрая и сильная душа. Дина, выросшая в глухой деревушке, среди людей, с ненавистью относящихся к русским – прониклась к русскому состраданием. Без её смелости и смекалки не спастись бы русскому офицеру.

Секрет счастья?

Психологи, писатели, да и вообще все, кому не лень, уже много столетий спорят, как нужно воспитывать детей. Одни говорят: взрослая жизнь — не сахар, так что не стоит создавать для малышей излишне комфортную обстановку (как в рассказах Саши Чёрного). А то родители и няни избалуют домашним уютом, а потом отправят в детский сад или школу — и ребята с непривычки испытают стресс. Ведь в среде сверстников неизбежно придётся конфликтовать, отстаивать свои интересы, да иногда не словами, а кулаками… Ребёнок, который прожил долгие годы словно в раю, вряд ли сможет постоять за себя — и станет изгоем.

Другие не соглашаются: нет-нет, чем счастливее дети, чем лучше их отношения с родными и близкими, тем крепче и стабильнее у них психика — и тем больше вероятность, что они легко сориентируются в новой обстановке. А что до конфликтов в коллективе… Если ребёнок доверяет папе и маме, он с радостью обсудит возникшие проблемы, и таким образом у него будет, опять-таки, намного больше шансов найти мирный выход из ситуации, чем у тех ребят, которые вынуждены сами разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.

Если истина где-то посередине, то герои Саши Чёрного — это «идеальные» дети: они живут в достатке и комфорте, но при этом у них достаточно свободы, чтобы играть, фантазировать и даже попадать в мелкие неприятности, которые понемногу закаляют их характер.

В заключение вспомним фразу А. С. Пушкина: «Говорят, что несчастье — хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский журнал Кадатка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: